Планетарий история создания. История планетария. Подбор материалов музея

12 июня 2011 года состоится торжественная церемония открытия Московского планетария. Впервые после реконструкции планетарий, закрывшийся на ремонт в 1994 году, открывается для общего доступа.

Московский планетарий - один из самых больших в мире и самый старый планетарий в России.

В 1928 году Московский совет, признав необходимость воспитания и просвещения трудящихся, принял решение о создании в Москве планетария как центра пропаганды науки о Вселенной. Уникальное здание было построено по проекту архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского. Первый камень был заложен в 1928 году, а уже на следующий год строительство было завершено. 5 ноября 1929 года состоялось торжественное открытие первого в СССР планетария, и была проведена первая лекция с демонстрацией искусственного звездного неба. Первым лектором стал директор планетария Константин Шистовский.

Московский планетарий стал одним из самых крупных в мире: диаметр его купола составляет 27 метров. Основной его ценностью является сам планетарий немецкой фирмы "Цейс" , состоящий из 119 отдельных фонарей, дающих на высоком куполе 5400 движущихся звезд и планет.

Основное направление деятельности планетария ‑ проведение общедоступных лекций и научно‑художественных программ по астрономии и космонавтике, формирование научного мировоззрения на основе обобщения достижений современного естествознания.

В 1930‑е годы в Московском планетарии работал "Стратосферный комитет", сотрудники которого вели изучение верхних слоев атмосферы и занимались проблемами реактивного движения. С 1934 года в планетарии работали астрономические кружки, в летнее время ‑ астрономические площадка и обсерватория.

Во время Великой Отечественной войны в планетарии читался специальный курс "Астрономия для разведчиков", и умение ориентироваться с помощью небесных светил спасло немало жизней.

В планетарии читались лекции, сопровождаемые демонстрацией искусственного неба (на полусферическом куполе‑экране с помощью специального оптического аппарата) с Солнцем, звездами, планетами, спутниками, различными космическими аппаратами. Десятки крупнейших ученых страны начинали свой путь в науку под его куполом, пройдя обучение в его астрономических кружках; здесь слушали лекции первые космонавты.

В 1977 году планетарий был реконструирован. Вместо старого аппарата планетария был установлен новый, изготовленный специально для Москвы на народном предприятии Карл Цейсс Йена ГДР. Это был аппарат нового поколения с программным управлением. Наряду с обычными лекциями и тематическими вечерами в планетарии стали проводиться автоматизированные аудио‑визуальные программы.

В 1990 году в планетарии, на его астрономической площадке, была открыта обсерватория, где находится крупнейший телескоп в Москве.

В первый год существования планетария был создан прибор "Восходящее солнце", который работал вплоть до закрытия планетария в 1994 году.

В планетарии работала труппа Звездного театра. Были поставлены пьесы: "Галилей", "Джордано Бруно" и "Коперник". В 1990‑е годы в планетарии действовал Фантастический театр, актеры которого представили на суд зрителей несколько спектаклей по произведениям знаменитых писателей‑фантастов.

В этот период у планетария сменился владелец ‑ вместо всесоюзного общества "Знание" "куратором" планетария стала компания "Твинз", руководимая бывшим журналистом Игорем Микитасовым. Он же и стал гендиректором ОАО "Московский планетарий".

С момента открытия в планетарии ни разу не проводился капитальный ремонт. Многие приборы и инженерные коммуникации морально и физически устарели. 14 июля 1994 года Московский планетарий закрылся на ремонт.

В ноябре 2010 года открытие московского планетария было перенесено на 12 апреля 2011 года ‑ День космонавтики.

12 июня 2011 года состоится официальное открытие планетария, а первыми посетителями станут дети из детских домов и школ. С 13 июня планетарий смогут посетить все желающие .

Площадь объекта после завершения реконструкции увеличится практически в шесть раз ‑ до 17 тысяч квадратных метров, и одновременно он сможет вмещать около тысячи посетителей. В обновленном планетарии будет несколько функциональных зон ‑ купольный зал, интерактивный музей с макетами Луны, Земли и Солнца, классический музей с экспозицией о глобусах "Вселенная под наклоном" и учебный центр. В главном зале планетария разместится самый большой купол в Европе ‑ высотой в 25 метров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рядом с московским зоопарком, ближе к Садовому кольцу из-за обыкновенных московских домов выглядывает блестящий купол необычной параболической формы - это московский Планетарий.

Здание построено в 1927–1928 годах по проекту архитекторов М.О. Барща и М.И. Синявского, конструкторов А.К. Говве и П.Я. Смирнова. Это было первое сооружение подобного рода в СССР, в межвоенный период подобные здания строятся во многих странах Европы и Америки. Пионерами здесь стали немцы, именно их проектор знаменитой формы «Карл Цейсс» был специально изготовлен и для Москвы.

Молодые архитекторы – выпускники ВХУТЕМАСа спроектировали эффектное здание, покрытое параболическим куполом диаметром 28 метров. Выдающийся образец инженерной мысли – это тончайшая сетчатая железобетонная скорлупа, толщиной всего 12 см внизу и 6 см наверху. Под уникальной оболочкой находится второй, внутренний слой из металлического каркаса, удерживающего поверхность для демонстрации проекции звездного неба. Купол перекрывает круглый зрительный зал на 1440 человек, под которым находится фойе, вестибюль с кассами и гардероб.
Снаружи конструктивистское здание выглядит вполне прагматично: глухие поверхности купола, закругленные лестничные башни сочетаются с ленточным остеклением, металлическими парапетами террас и эффектным карнизом-выкружкой над входом.

Ещё в 1923 году теоретик искусства Алексей Ган, автор книги «Конструктивизм», писал: «Театр до сих пор есть не что иное, как здание, в котором происходит служение культу… Театр наш должен быть иным. Он должен прививать зрителю любовь к науке. Планетарий - оптический научный театр и является одним из видов нашего театра. В нем люди не играют, а управляют сложнейшим в мире по технике аппаратом!».

Журнал «Современная архитектура» - рупор модернисткой архитектуры приветствовал работу молодых конструктивистов: «Планетарий - это один из самых сложных и удивительных приборов современности. Грубо говоря, это система большого числа (119) проекционных фонарей, из которых каждый находится в самостоятельном движении и проектирует отдельно планету или группу звезд на белый экран-полусферу, перекрывающую зрительный зал, что при полной темноте дает совершенное впечатление небесного свода с движущимися по нему планетами, солнцем, луной и другими светилами». Рядом с этими словами был опубликован проект московского Планетария, разработанного по предложению Главнауки Наркомпроса, и фотографии почти построенного здания – символа победы научного способа мышления. Отмечалось, что «осуществлена лишь часть всего сооружения. В ближайшем будущем предполагается достройка астрономического музея, библиотеки аудитории и обсерватории». Далеко не весь проект был в результате реализован, но на территории вокруг планетария были расставлены приборы для наблюдения за природой, а в отдельных крыльях здания разместилась обсерватория.

Еще в 1996 г. группой специалистов из архитектурного бюро "Моспроект‑4" под руководством А.В. Анисимова был предложен реставрационный проект, в основе которого лежала идея восстановления старого здания, а не строительства нового. Для достижения этой цели архитекторы предложили поднять все здание без демонтажа на 6 м. над уровнем земли и соединить его с тротуаром Садово‑Кудринской улицы при помощи пологого пандуса. На фестивале "Зодчество‑1996" проект получил диплом первой степени. Однако этот проект осуществлялся с 2000 по 2005 г. После пятилетнего перерыва реконструкция возобновилась в 2010 году. Работы проводились под руководством Н.В. Шемшуриной. За счет устройства новой стилобатной части общая площадь планетария была увеличена с 3000 до 15000 кв.м. Были воссозданы боковые пристройки планетария. Это позволило разместить в здании выставочный зал, музей, научный отдел, подземную парковку, помещения технического обслуживания. Также был отреставрирован бетонный купол планетария с заменой деревянных журавцев и устройством кровли из райнцинка. Реставраторы также укрепили кирпичную кладку здания. К 2010 году, когда работы были возобновлены, проект приспособления был скорректирован с тем, чтобы максимально сохранить существующие исторические элементы памятника. В 2010 году был заново оштукатурен и окрашен зал, переложены покрытия пола. В 2011 году Московский планетарий был открыт для посетителей.

На реконструкцию Московского планетария потребовалось 17 лет и 4,125 млрд руб. Но в планетарии считают: оно того стоило. После торжественного открытия 12 июня 2011 г. восстановленный и расширенный комплекс на Садово-Кудринской, 5, ежедневно посещает до 3000 человек. Подобного не было даже в 1960-1970-е гг., в эпоху всеобщего увлечения космонавтикой. Долго ли продлится такой интерес у населения к звездам, прогнозировать никто не берется.

« Объект почти 20 лет был закрыт. За это время поменялось все: страна, жизнь, технологии. Когда закрылся старый планетарий, даже мобильных телефонов еще не было», — говорит Андрей Бордунов, гендиректор УК« Покровские ворота» (управляет планетарием, 100% акций принадлежит департаменту имущества Москвы).

Высокие технологии

Сразу после второго открытия Московский планетарий принимал зарубежных коллег из 85 стран . Здесь проходила международная научная конференция директоров планетариев.« Директор австралийского был восхищен увиденным и признался, что Московский планетарий — лучший из всех, в каких он когда-либо бывал», — радуется Андрей Бордунов. Академик РАН Анатолий Черепащук считает, что новое оборудование в восстановленном планетарии — одно из самых совершенных в мире.

А еще оно сложное. Внутри здания пришлось проложить примерно 200 км различных сетей. Здесь одновременно функционирует более 30 инженерных и 20 технологических систем, все они имеют высокую степень защиты от перегрузок, внешних воздействий и других неблагоприятных факторов.

Не меньшее внимание уделено безопасности и комфорту посетителей. В здании ведется постоянное видеонаблюдение. Система« Антитеррор» включает стационарные и ручные металлоискатели и радиационный контроль. Планетарий обслуживает почти 200 человек.

Купол-экран Московского планетария — самый большой в Европе (диаметр — 25 м, площадь — 1000 кв. м).« Применялись уникальные подъемные механизмы для установки перфорированных пластин экрана», — рассказывает главный инженер Московского планетария Александр Филатов. Сложно было добиться невидимости швов между пластинами. В обычном кинотеатре полотно экрана цельное, а купол-экран состоит из множества кусочков. Необходимый эффект был достигнут за счет точности при изготовлении и подгонке пластин во время монтажа, а также с помощью специальной краски, покрывающей полотно купола.

Особое внимание уделили энергосберегающим технологиям: заменили лампы накаливания на диодные и галогеновые, установили датчики освещенности и диммеры точечной настройки яркости и т. д. Воду здесь также экономят — установлена сантехника с датчиками автоматической подачи воды. Все системы в здании компьютеризированы и управляются с единого диспетчерского пульта.

Не забыли и о доступности помещений для инвалидов-колясочников. Есть пандусы, на специальном лифте посетитель на коляске может подняться в Большой Звездный зал , кафе , на подъемнике попасть в интерактивный музей« Лунариум» . Анастасия Казанцева, пресс-секретарь Московского планетария , подчеркнула: здесь стремились создать комплекс, отвечающий европейским стандартам качества, а на Западе всегда учитывают интересы людей с ограниченными возможностями.« Я каждый день вижу среди посетителей хотя бы одного человека на коляске и горжусь тем, что планетарий — одно из немногих мест в Москве, которое может принимать инвалидов» , — говорит она.

Тяжелое наследство

История Московского планетария насчитывает немало славных страниц: многие известные советские ученые-астрономы и космонавты делали свои первые шаги к звездам именно здесь. В 1994 г. планетарий был закрыт на капремонт, который затянулся на 17 лет.

УК« Покровские ворота» пришла на объект в 2008 г. Реконструкция здания(на нее столичное правительство выделило 1 млрд руб.) длилась уже 15 лет. Строители подняли историческое здание на 6 м, сделали двухуровневую пристройку, где сейчас находится интерактивный музей, возвели монументальный пандус вокруг планетария.

За ОАО« Московский планетарий», которому в то время принадлежало здание и которое руководило его реконструкцией, числилось долгов на 1,7 млрд руб. Доля города в акционерном обществе составляла 61%, группе частных инвесторов, в числе которых был бывший гендиректор планетария Игорь Микитасов, принадлежало 39% акций, однако взаимопонимания между акционерами и городскими властями достичь не удавалось. История реконструкции как снежный ком обрастала скандальными подробностями: шли суды, кредиторы предъявляли иски, Игорь Микитасов делал заявления в прессе о рейдерском захвате. В конце концов на собрании акционеров было решено объявить о банкротстве ОАО« Московский планетарий».

В 2009 г. при участии УК« Покровские ворота» состоялась сделка купли-продажи его имущества. Покупателем стало новое ОАО« Планетарий», 100% его акций принадлежит департаменту имущества Москвы.

« Мы выкупили объект на торгах за 1,8 млрд руб. как недострой и вернули деньги главному кредитору — правительству Москвы, — вспоминает Андрей Бордунов . — На объекте в тот момент было всего два человека и ни одного листика документации! Последний строитель ушел отсюда в начале 2006 г. Два с лишним года здание стояло без отопления и техобслуживания. Кроме того, выяснилось, что в процессе реконструкции многие технологии не соблюдались. Мы составили на 180 млн руб. актов по различным недоделкам, провели независимую экспертизу, которая оценила разницу между финансированием и фактически выполненными работами. Но срок исковой давности прошел, предъявлять претензии было некому. Потом мы начали стройку, и за год и два месяца объект был закончен».

Параллельно в УК изучали планетарии других стран.« На тот момент никто не понимал, каким должен быть проект, научных специалистов здесь не было, из музейных сотрудников остался один человек. Мы были инициаторами создания ученого совета во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим , — продолжает Бордунов . — Ученые долго относились к нам с настороженностью, пока на каком-то этапе общения ни поверили: мы не собираемся устраивать здесь казино или торговый центр , здесь по-прежнему останется научно-просветительский центр. После этого наше сотрудничество стало намного эффективнее».

Кто в доме хозяин

Непросто складывались отношения эксплуатирующей компании и с проектировщиками. Проект реконструкции Московского планетария, разработанный творческой мастерской« Моспроект-4» под руководством архитекторов Александра Анисимова и Ольги Семеновой, в 2000 г. получил премию и диплом I степени Союза архитекторов России. Естественно, зодчие сопротивлялись внесению любых изменений, хотя, по словам Андрея Бордунова, с момента утверждения проекта прошло почти 10 лет, за этот срок многие решения устарели.

Была еще одна проблема: Московский планетарий — историческое здание (архитекторы — М. О. Барщ и М. И. Синявский), и вмешательство в его конструкцию запрещено законом. В то же время общественное здание должно соответствовать современным нормативам для обеспечения безопасности и комфорта людей.

Например, здесь должны быть широкие проходы, чтобы в случае экстренной эвакуации люди не подавили друг друга, необходимо развести входы и выходы в функциональные зоны. Четкого представления, как совместить эти противоречивые требования, у проектировщиков не было.« Нам приходилось самим все придумывать, рисовать и растолковывать, что мы хотим получить в итоге», — говорит Андрей Бордунов . В результате старая концепция комплекса все-таки претерпела изменения.

Место ресторана, который планировали открыть в новой пристройке, занял« Лунариум» , гардероб занял площадь, предназначенную под кабинеты. Нашлось место для современного конференц-зала, уже провели телемост с Дальневосточным университетом. Кроме того, теперь посетителям не надо выходить на улицу, чтобы попасть из одной зоны в другую(в старом проекте реконструкции именно так и было).

« Единственное, чего мы не добились, — не смогли снести пандусы с внешней стороны здания, — сожалеет Бордунов . — Но в старом проекте был еще заложен и их подогрев. Мы подсчитали, что нам пришлось бы платить за обогрев улицы почти 10 млн руб. в год». По старому проекту в подвале здания планировался также аквариум, строительство которого обошлось бы в $1 млн и около $600 000 в год — его содержание.

С пандусом у архитекторов действительно вышла промашка. По своей монументальности это сооружение похоже на транспортную эстакаду(или въезд в паркинг), здания планетария за ним практически не видно.

В планетарии даже после реконструкции не хватает площадей, хотя новый комплекс больше старого почти в 6 раз (он увеличился с 3000 до 17 000 кв. м). Проектная посещаемость — 1,5 млн человек в год. Такой поток здание принять при всем желании не сможет, там тесно уже сейчас, когда в день бывает около 3000 человек, а это на 1000 меньше, чем запланировано.

О капитале и планетарии

Московский планетарий впервые открылся в 1929 г. (здание построили за год). В мире тогда работало всего 13 планетариев(13-й — как раз московский), и только три из них находилось за пределами Германии. Но советское правительство было решительно настроено образовывать трудовые массы и денег на дорогое цейсовское оборудование не пожалело. Всего на строительство и оснащение планетария было потрачено около 250 000 руб. — сумма по тем временам астрономическая. По этому поводу Владимир Маяковский даже написал стихотворение, которое заканчивалось так:« Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий».

Открытия планетария в июне 2011 г. ждали с не меньшим волнением, чем 82 года назад. На этот раз на уникальное оборудование московское правительство потратило уже около 1 млрд руб., в том числе за« Универсариум М9» было заплачено 5 млн евро. Но самые большие затраты приходятся не на« умные технологии», а на строительно-монтажные работы.

В процессе реконструкции реставрировался первоначальный каркас здания, на его основе возводились новые элементы, а кроме того, были пристроены новые помещения. Все переделки и перепланировки, по данным« Покровских ворот», обошлись почти в 1,3 млрд руб., всего в новый планетарий вложено 4,125 млрд руб. То есть 1 кв. м полностью оснащенного Московского планетария обошелся бюджету города в $8000. Бордунов считает, что для Садового кольца цифра вполне приемлемая:« Цена“ голого” 1 кв. м в бетоне здесь колеблется в пределах $10 000-15 000».

« Дешевле разобрать здание до фундамента, укрепить его и построить новый объект, облик которого будет соответствовать оригиналу, — рассуждает Марина Великорецкая, гендиректор Colliers International FM . — Если же реставрация предполагает сохранение первоначальной коробки, работа может стоить в 3-5 раз дороже нового строительства» . Инвестиции в этот непростой объект, по ее оценке, окупятся не ранее чем через 10 лет.« Сейчас мы на самоокупаемости, а дальше время покажет» , — говорит Бордунов .

« Наша главная цель — пробудить страсть детей к познанию окружающего мира и космоса, вырастить кадры для космической науки», — говорят сотрудники планетария . Они рассчитывают, что 80% посетителей будут дети. Малышам интересно играть в интерактивном музее« Лунариум» , смотреть программу Малого Звездного зала , которая рассчитана на детей младшего возраста.

Кстати, посетители в планетарий приходят разные . К тому, что в« Лунариуме» экспонаты будут часто выходить из строя, сотрудники были готовы. Принцип музея в том и состоит, что все можно потрогать и испытать в действии. Поэтому в планетарии даже существует один технический день в неделю, когда все экспонаты чинят. Но то, что уже через месяц придется ремонтировать маятник Фуко, самый большой в России, — такого никто предвидеть не мог. Один из посетителей решил прокатиться на маятнике и оборвал 6-метровый трос.

Будет меняться

Анатолий Черепащук, директор Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, зампредседателя ученого совета Московского планетария:

— В Московском планетарии сейчас установлено самое современное оборудование в мире, в первую очередь это касается нового цифрового аппарата« Универсариум М9». Дирекция планетария закупила несколько американских фильмов для показа в Большом звездном зале. Один фильм стоит сотни тысяч долларов, а через пять лет нужно продлевать лицензию на его показ. Сейчас важно освоить новые технические возможности интеллектуальной техники планетария и самим научиться создавать такие компьютерные программы и фильмы. До сих пор мы решали проблему, как быстрее восстановить планетарий, сейчас важно наладить работу с населением. Если людям скучно в историческом музее, постараемся компенсировать это интересными экскурсиями. Экспозиция тоже будет меняться.

По материалам газеты "Ведомости"

Авторский коллектив: ГУП МНИИП «Моспроект-4», мастерская №10; архитекторы - А.В. Анисимов (руководитель проекта, ГАП),
О.С. Семенова (ГАП); при участии - К.А. Анисимов (2001–2007 гг.), А.И. Миносян (с 2002 г.), Н.И. Жемчужникова (до 2007 г.),
Н.А. Кузьмина (с 2007 г.); ГИП 2010–2011 гг. - О.В. Макарова; инженеры-конструкторы - Ю.А. Чернов (ГИП до 2007 г.),
Н.В. Терехова (до 2009 г.), Ю.А. Шемчук (до 2008 г.), В.В. Зуев (с 2003 г.), Ю.А. Чернов (до 2007 г.); технология подъема здания -
Э.М. Андреев (ГИП), С.Г. Редреев («Мосгидрострой»); технология астрономической площадки - С.В. Широков (до 2010 г.),
К.А. Порцевский (до 2006 г.)
Адрес объекта: Москва, ул. Садовая-Кудринская, 5, стр. 1
Строительство: 2002–2011

Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения

В год 50-летия первого полета в космос завершена реконструкция Московского планетария. Выдающийся памятник конструктивизма (арх. М.О. Барщ и М.И. Синявский, 1929) и объект культурного наследия международного значения расположен близ станции метро «Баррикадная», играет важную роль в формировании архитектурного ансамбля исторического ядра.

С момента ввода в эксплуатацию Планетарий ощущал нехватку площадей, был возведен только главный корпус с вестибюлем и большим залом на втором этаже. В 30–80-х годах XX века произведены разнообразные пристройки (учебная обсерватория, астрономическая площадка, котельная с трубой, кинопроекционная, административные помещения под козырьком главного входа, одно- и двухэтажный корпуса), исказившие первоначальный замысел архитекторов. Кроме того, 8-этажный жилой дом и выросшие деревья закрыли Планетарий со стороны Садового кольца, а новые постройки Зоопарка - тыльный фасад.

В 1996 году на основании результатов мониторинга состояния здания, а также с учетом международной практики строительства и реконструкции планетариев доктором архитектуры А.В. Анисимовым («Моспроект-4») была разработана программа реконструкции и сформулированы основные задачи, в т.ч.: возвращение в архитектурный ландшафт силуэта Планетария; реставрация исторического здания; расширение горизонта видимости неба для приборов астрономической площадки; обновление технологического и инженерного оборудования; обеспечение комфорта посетителей и служащих; устройство подъездов общественного транспорта и автостоянок; организация пешеходной связи комплекса с метро по подвесному переходу над зоопарком.

Ключевым моментом реконструкции стал подъем исторического здания на высоту 6 м - на стилобат, включающий два наземных и два подземных этажа. Это позволило увеличить площадь Планетария в 6 раз и создало условие для полноценной реставрации здания 1929 г. Главный исторический вход в Планетарий теперь связан с тротуаром Садового кольца посредством расширяющегося пешеходного пандуса; въезд автотранспорта осуществляется справа от пандуса, выезд - слева. Под пандусом расположены въезды-выезды в подземную автостоянку.

На отм. 6.00 м (в объеме исторического здания) расположен Классический музей (фойе-музей). На отм. 11.55 м (в объеме исторического здания) - Главный зал, полукруглые парадные лестницы, лифтовый холл, комната лектора, подсобные помещения. На отм. 0.00 (под историческим зданием) выставочный зал Классического музея, а в примыкающей новой части - вестибюль, кассы, сувенирный киоск, гардероб, интерактивный музей (второй уровень), учебный зал, научный отдел, конференц-зал, буфет для школьников. На отм. -2.70 и -3.84 м под историческим зданием расположено кафе на 50 мест; в новой части: производственный центр, а также гардероб, зал интерактивного музея с маятником Фуко, 4D-кинотеатр, Малый зал с аппаратной, комната сведения фонограмм, административные и вспомогательные помещения, в т.ч. РТП с самостоятельными входами. В подземном пространстве (отм. -6.40 м) размещаются помещения инженерного обеспечения, ЦТП, автостоянки. В проекте предусмотрены специальные условия для маломобильных посетителей: автостоянки, дополнительные входы и лифты, пандусы и подъемники на перепадах уровней пола, стеклянный лифт на астрономической площадке и др.

На эксплуатируемой «зеленой» кровле стилобата размещается астрономическая площадка с астрономическими приборами, пирамидой маятника Фуко и двумя обсерваториями (большая и малая), а также летняя площадка кафе. Вдоль западного фасада организован подъезд к лоджии для групповых посетителей и стоянка автобусов.

Несущие и ограждающие конструкции

Историческое здание было построено в монолитном железобетонном каркасе, с монолитным же куполом и кирпичным заполнением стен первого этажа. Распор купола воспринимается мощным железобетонным кольцом на уровне пяты образующей кривой. Второй этаж поддерживается шестью главными радиальными рамами и второстепенными полурамами. Поднятие памятника на 6 м над уровнем земли произведено впервые в отечественной строительной практике; здание весом 3 тыс. тонн было поднято на 27 гидравлических домкратах и установлено на железобетонную платформу; стоимость подъема составила менее 1% от общей суммы, при увеличении общей площади почти в 6 раз.

Пристального внимания удостоилась и реставрация купола. Железобетонный и тонкостенный, он имеет толщину в верхней части до 60 мм, в нижней - 130 мм; в основании - до 300 мм. Оболочка купола утеплена внутри и снаружи. Финишное покрытие выполнено из материала Rheinzink со стоячими фальцами специалистами фирмы ФОК при участии немецких коллег. Витражи - двухкамерный стеклопакет в алюминиевом переплете (использовано высококачественное тонированное стекло). Открытые вертикальные воздуховоды выполнены из нержавеющей стали. Фасады новой части оштукатурены (по кирпичу и сетке с утеплителем), окрашены в белый цвет. Предусмотрена улучшенная утепленная штукатурка на реставрируемой части здания.

Технологии внутренней отделки

В соответствии с новой концепцией воссоздан интерьер исторического вестибюля, Главного зала; реализованы проекты интерьеров новых залов, кафе, учебных помещений. Осуществлен масштабный проект экспозиционного освещения, установки интерактивного оборудования, подвески крупногабаритных экспонатов. На черном полированном граните установлена модель солнечной системы.

Отделка полов - гранит, керамогранит, ковролин, паркет из высококачественных пород древесины. Потолки выполнены с водной, латексной, акриловой окраской; в устройстве подвесных потолков применены алюминиевая рейка, влагостойкий гипсокартон, панели «РИГИПС», «Экофон», «Густавс»; отделка стен - керамическая плитка, листы АLUCOBOND. Отделка путей эвакуации - с применением сертифицированных негорючих материалов с соответствующими показателями.

Инженерное оборудование

Водо-, тепло-, электроснабжение комплекса - от городских сетей. Хозяйственно-бытовая, производственная и дождевая канализация решена по раздельной схеме. Все помещения оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также кондиционирования и обеззараживания воздуха. Налажены комплексные системы многоуровневой противопожарной безопасности, диспетчеризации и автоматизации, контроля и управления доступа, охранного видеонаблюдения и сигнализации. Наружное пожаротушение предусмотрено от существующих пожарных гидрантов.

Звездное небо – пожалуй, одно из самых волнительных и таинственных зрелищ в мире. Тайны космоса приковывают к себе внимание не только ученых-астрономов, но и далеких от науки людей. Мир планет и небесных светил – это не только красивая картина, но и большая загадка. Чтобы познакомиться с ней поближе, необязательно отправляться за город с телескопом – можно посетить планетарий, находящийся в Москве.

История московского планетария: дорога к звездам

Решение о строительстве планетария в Москве было принято в 1927 году, который принято считать отправной точкой в его истории. Планировалось создать не просто здание для наблюдения за небесными светилами, а целый научный комплекс с библиотекой, аудиториями и лабораториями. Первый шаг к осуществлению этой задумки был сделан 23 сентября 1928 года, в день осеннего равноденствия. Планетарий открыл свои двери 5 ноября 1929 года.

С тех пор он постоянно усовершенствовался. Здесь проводили астрономические кружки, вели работу с космонавтами, действовал «Звездный театр», устанавливали новое современное оборудование для наблюдений за небесными объектами. В 1995 году планетарий закрыли на капитальный ремонт, после которого наконец получила свою реализацию идея о создании грандиозного астрономического музея.

Что ждет посетителей планетария

Как уже было сказано, планетарий представляет собой целый научный комплекс, знакомство с которым будет интересным и полезным как для детей, так и для взрослых.

Большой звездный зал

Здесь установлен самый большой в Европе купол со звездами, площадь которого превышает 1 км 2 . Использование современных проекционных технологий позволяет показать зрителям более 9000 звезд, воссоздавая карту неба, изменяющуюся на протяжении 10 тысяч лет. Это поистине грандиозное и волнительное зрелище, помогающее осознать всю масштабность и красоту космоса. Большой звездный зал имеет и большую историю – например, здесь проходили стажировки служащие авиации, а перед Великой Отечественной войной он становился сценой для театральных представлений.

Малый звездный зал

Малый звездный зал гармонично добавляет Большой. Его предназначение – показ научно-популярных и познавательных фильмов. Также здесь проходят лекции с использованием программы, создающей трехмерное изображение. Как и Большой, этот зал оборудован по последнему слову техники: здесь установлен купольный экран, движущиеся кресла и система стереопроекции.

Парк неба и обсерватория

Это уникальная коллекция астрономических приборов для изучения космоса от древнейших времен до современности. Парк неба был основан в 1947 году к 800-летию столицы. Уникальность этого места состоит в том, что здесь удачно сочетается экспозиция научных инструментов под открытым небом и обсерватории.

Среди экспонатов можно увидеть самые различные модели солнечных часов, дуги небесных сфер и даже модель пирамиды Хеопса. Также здесь представлены и другие различные инструменты для наблюдений за движением небесных светил. Сотрудники планетария проводят экскурсии для посетителей, знакомя их с миром древней астрономии, учат ориентироваться на местности по солнцу.

Кроме старинных приборов, здесь размещены две башни-обсерватории: большая и малая. Обе они оборудованы мощными телескопами, которые позволяют посетителям самим понаблюдать за небом. Конечно, это удается только в том случае, если на небе нет облаков.

Парк неба – это уникальная возможность ознакомиться с развитием астрономической техники, в полной мере представить себе сложности, с которыми сталкивались древние ученые, а также приобрести уникальные навыки, знания и умения.

Музей Лунариум

«Лунариум» вовсе не похож на музей в традиционном представлении. Его особенность состоит в том, что здесь нельзя найти экспонаты, стоящие за стеклом на полочках. Мультимедийные интерактивные системы позволяют побывать на космической станции, на которой можно узнать много интересных сведений о пребывании человека в космосе. Второй отдел музея – «Астрономия и физика» в увлекательной форме расскажет о законах мироздания. Скучно тут не бывает! Кроме развлечения, посещения «Лунариума» дает целый багаж знаний, вызывает интерес к астрономии и способствует развитию мыслительных и познавательных способностей.

Музей Урании

Название музея происходит из древнегреческой мифологии: Урания является музой астрономии. Экспозиция рассказывает об истории создания Вселенной с момента Большого взрыва и масштабных событиях в ее жизни; а также об истории создания Московского планетария и развитии астрономии в целом. Здесь собрано много удивительных экспонатов.

Также в планетарии работает конференц-зал, кафе, 4D-кинотеатр, проводятся различные выставки. Это то место, куда можно прийти на целый день и провести время с пользой, получив приятные эмоции и узнав больше о Вселенной. Побывав в планетарии, человек начинает по-другому смотреть на небо у себя над головой.

Контакты и билеты

Стоимость билетов очень разная. Цены начинаются от 100 рублей за билет и заканчиваются 2300 в виде подарочного билета на 2х человек. В среднем посещение Паланитария с ребенком обойдется в 1000 рублей не считая затрат на транспорт, кафе и сувениры.

Стоит отметить, что билеты лучше купить заранее. Очереди в Паланитарий огромные, москвичи и гости столицы соскучились за долгие годы реконструкции этого космического аттракциона.

Официальный адрес: Москва, ул. Садовая-Кудринская, 5, стр. 1. Ближайшее метро Баррикадная. От Краснопресненской и Маяковской придется прогулятся. С парковкой беда, ежайте лучше на метро.

Купить билеты можно на официальном сайте (аккуратнее, сайт очень кривой и не продуманный)