Дифференциация звуков д т на письме задания. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков - в словах, предложениях и связной речи". Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

2. Развивать динамический праксис рук.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т"] — [Д"] (дифференциация звонких и глухих согласных).

4. Научить ребенка слоговому синтезу слов.

5. Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (формирование общей координации движений под ритмичную музыку).

Взрослый звенит бубном, а ребенок под звон бубна бежит. Затем взрослый стучит в бубен, ребенок под эту музыку марширует. Игра повторяется несколько раз.

Задание 2. Упражнение «Кулачки — ладошки» (развитие динамического праксиса рук).

По заданию взрослого (по образцу, устной инструкции) ребенок выполняет следующие движения правой, а затем левой рукой: сжимает руку в кулак, показывает ладошку и т. д.

Задание 3 . Дифференциация звуков [Т] — [Д]. Назвать первый звук в именах детей:

Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила.

Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [Т] и [Д], их обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

т, д, д, т, т...; та, да, ду, ту, ты...; Таня, Даня, туфли, вода, молоток...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-да, то-...; да-та, ду-...

та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.

Дидактическое упражнение «Составь слово»: взрослый по слогам произносит слово, а ребенок называет его целиком.

Са-мо-лет, то-по-ры, то-ва-ри-щи, до-ро-га, за-са-да, ду-би-на...

Взрослый произносит ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово (по наличию в словах звуков [Т] и [Д]):

туфли, дом, дорога, дуб; топор, дрова, труба, ток.

Задание 4 . Из ряда картинок выбрать те, названия которых начинаются на звук [Т] ([Д]); игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Подобрать слова со звуками [Т] и [Д], определить место звуков в словах (при затруднении использовать карточку и синие кружки, с колокольчиком и без).

Вспомнить загадки на звуки [Т] и [Д] (см. темы № 7, 10).

Заменить звук [Т] на звук [Д] в словах. Какие слова получились? Придумать с ними предложения:

том — дом, точка — ..., тачка — ...

Исправить ошибку. Какие звуки перепутаны?

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Мальчик уточкой ловит рыбу.

Удочка плывет по озеру.

Задание 5. Дифференциация звуков [Т"] — [Д"]. Назвать первый звук в словах Тима, Дима.

Сравнить артикуляцию звуков [Т"], [Д"], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение этих звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

ть, дь, дь, ть...; тя, дя, ди, ти...; Тимур, Денис, девочка, тигр...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

тя-дя, те-..., ди-ти, ти-..., дю-...

Повторить за взрослым серию слогов:

тя-тя-дя, дя-тя-тя, дя-тя-дя, тя-дя-дя, тя-дя-тя, дя-дя-тя.

Дидактическое упражнение «Составь слово»:

те-ле-фон, те-ле-ви-зор, де-ре-во, Ди-му-ля...

Задание 6. Из ряда картинок ребенок должен убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т"] и [Д"]), взрослый при этом картинки не называет:

телевизор, диван, тигр, телефон.

Дидактическое упражнение «Подари подарок Тиме и Диме» (подобрать слова со звуками [Т"] и [Д"]).

Заменить звук [Т"] на звук [Д"] в словах. Какие слова получатся? Придумать предложения с этими словами:

тело — дело, тень..., Тима..., тина...

Задание 7. Дифференциация звуков [Т] — [Д], [Т"] — [Д"].

Назвать звонкие согласные звуки, глухие согласные; назвать твердые согласные, мягкие согласные ([Т], [Д], [Т"], [Д"]). Выучить скороговорки:

Сидит тетерев на дереве,

А тетерка с тетеревятами.

На дворе трава,

На траве — дрова.

Взрослый называет слово с одним из звуков ([Т], [Д], [Т], [Д"]), а ребенок поднимает соответствующую букву.

Упражнение для развития координации речи с движениями:

— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух ду-ду!

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

Ду-ду-ду...

(Ребенок имитирует игру на дудочке.)

Задание 8 . Звуковой анализ и сравнение слов.

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Тима — Дима, том — дом.

Тимонова Ирина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] - [Т]»

Цель :

Профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т] ; - развитие фонематического восприятия; - развитие навыков звукового анализа и синтеза ; -обогащение словаря детей; -закрепление знаний языковых норм; -способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков) ; -способствовать формированию устанавливать причинно-следственные связи;

Оборудование :

буквы «д» и «т» на каждого ребенка;

колокольчики из самоклейки;

полоски для выкладывания букв;

полоски для выкладывания схемы предложения;

демонстрационный материал «СМАРТ»

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Игра «Лопни шарик» .

Дети дотрагиваются до шарика, шарик лопается, называют появившуюся букву и садятся на место.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

На интерактивной доске появляются картинки (дом, Том)

Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (дом, Том) .

Назовите звуки по порядку .

Сколько звуков в этих словах ? (3 звука ) .

Это очень похожие слова «дом Том» .

А в чем их различие?

В слове «дом» первый звук - [д] .

В слове «Том» первый звук - [т] .

Посмотрите, поменяли один звук , а изменилось все слово.

Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы [д] и [т] для того, чтобы их не путать.

Давайте вспомним правило.

Правило : звуки слышим и произносим , а букву видим и пишем.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ

Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам .

Произнесите звуки [д] и [т] . Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков ? (Одинаково) .

Как мы произносим эти звуки ? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные .

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д] ? (Дрожит) .

А теперь произнесите звук [т] и послушайте , дрожит ли горлышко при произношении этого звука ? (Не дрожит) . Значит, звук произносится без голоса.

Какой вывод мы можем сделать?

[д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

Перед вами лежат буквы и колокольчики, приклейте каждой букве нужный колокольчик.

(Дети под буквой из самоклейки приклеивают колокольчик)

ФИЗМИНУТКА

Руки кверху поднимаем

А потом их опускаем

А потом к себе прижмем

А потом их разведем

А потом быстрей быстрей

Хлопай топай веселей.

5. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ

Вспомните, из каких элементов состоят буквы «т» и «д» .

На что похожа буква «т» , «д» (показ букв)

Выложите из синих полосок буквы Т, Д.

А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе , то что они образуют? (Слог) .

6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

(на доске появляются слоги)

Давайте прочтем слоги.

АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ

АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ

А если мы добавим одну букву получится у нас слово?

(дети добавляют буквы и читают получившиеся слова)

А что образуется из слогов ? (Слова) .

7. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Игра «Разложи картинки» на доске находятся картинки в названиях которых есть звуки «т» , «д» . Дети поделившись на команды раскладывают по ящикам картинки с заданным звуком и определяют позицию звука в слове .

Молодцы справились с этим заданием хорошо.

Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения) .

8. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Игра «Собери предложение» . Дети переставляют слова и называют получившиеся предложение. На каждое предложение появляется картинка. Дети считают количество слов в предложении и выкладывают схему предложения.

У, дом, в деревне, дедушки.

Пруд, деревни, около.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ) .

Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.

Как можно озаглавить наш текст?

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Какие звуки мы научились различать? ([т], [д]) .

Дайте краткую характеристику этих звуков .

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.

[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

Для чего мы учились различать эти звуки ?

(Чтобы писать без ошибок) .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c](подготовительная группа) Цели: закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; формировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель - логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад "Березка"п. Новая Игирма.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.


2. Повтори слова.

Дети, дата, туда, дятел, дятлы, делать, деловитый, делить, делитель, водитель, делегатка, деликатес, диспут, датский, датчик, датчанин, радист, родители, кондитер, доктор, трудно, тетради, продукты.

3. Повтори предложения.

Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. По пруду плывет плот. Дятел стучит по дереву. Дети ведут тихий диалог. Даня везет тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тетя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло. Том стал делать плот возле дома. Это нужно делать на пруду. Даша уронила катушку. Возле дачки стоит тачка. Даня купил продукты. Дина и Тина - подруги. Доктор лечит детей.

4. Повтори чистоговорки.

Ти - ди - ти - на луну лети. Ти - ти - ди - ты домой иди. Ды - ты - ты - бегут коты. Ту - ту - ду - я иду. Та - да - да - вот вода. Де - де - те - страшно в темноте.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать.

Лентяй и сидеть устает.

Есть дети - будут радости.

Языком торопись, а делом не ленись.

Утро вечера мудренее.

В лесу тень весь день.

Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат,

6. Повтори скороговорки.

На дворе трава, на траве дрова.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

7. Отгадай, повтори загадки:

Весной одевается, осенью раздевается.

(Лес)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.



(Замок)

Брат с братом через дорожку живут, один другого не видят.

(Глаза)

8. Выучи стихотворения.

Мы с Володею друзья: куда он - туда и я.

И еще у нас закон: куда я - туда и он.

Пожар

Мать на рынок уходила

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжётся, Леночка, огонь!»

(С. Маршак).

9. Игра «Составь предложение».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать.

Дедушка и Тема пошли на рыбалку. Дедушка нёс длинные удочки. Тема шагал сзади, в руках у него было маленькое ведёрко. На берегу реки рыбаки уселись, закинули удочки и стали ждать. Через час ведёрко было заполнено рыбой. Тема был очень рад, ведь он поймал три больших рыбы. Дедушка Тему похвалил.

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д

учитель-логопед МДОУ

«Кизильский детский сад №3»

При нормальном развитии речи звуки «раннего онтогенеза» К, Г, Т, Д усваиваются дошкольниками к 2-3 годам.

Одним из распространенных дефектов в произношении является замена звуков К, Г на звуки Т, Д.

В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков К, Г (,),

Однако в практике работы за последние годы все чаще приходится встречаться со случаями замены звуков Т, Д на звуки К, Г детьми дошкольного возраста.

При работе с такими детьми возникли трудности в поиске лексического материала на автоматизацию звуков Т, Д и их дифференциацию со звуками К, Г.

Для решения этой проблемы нами был подобран лексический материал по коррекции звуков Т, Д

1.Формирование восприятия звуков Т, Д.

-"Хлопни (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь звук Т, Д)".

Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме Г, К.

- "Хлопни, (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слог (та, ту, от, ды, до)".

Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков Г, Д.

- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Т: (работа, лото, туча, туман, рот, стол)»

- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Д»

(сады, дыня, дым, дочь, наряды)

Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.


2. Изолированное произношение звука Т, Д).

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы или картинки (дятел и колеса)

"Как стучат колеса поезда? - т-т-т,

Как стучит по дереву дятел? - д-д-д.

Педагог поочередно показывает картинки - ребенок произносит звуки Т или Д

3.Автоматизация звука Т в сло гах

та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, та-ту-то, ту-та-ты, то-ты-ту,

ат-ят-ут, ют-ет-ит, ат-ат-ат, ут-ут-ут, ит-ит-ит, ят-ят-ят, ют-ют-ют, ет-ет-ет и т. д.

4. Автоматизация звука Д в слогах

да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до, ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ

да-ды-до, дэ-до-ду, ада-ода-уду, уда-ода-ида и т. д.

5. Автоматизация звука Т в словах.

там, том, Таня. Толя, Тоня, Тома, Тамара, туфли, тумба, топор, труба, тут, туча;

салат, халат, салют, свет, привет, рот, крот, билет, брат, лист, пишет, пищит, летит,

полет, пилот, самолет, воет, поет, рисует, лепит, бьет, спит, шьет, несет, везет, сидит, делает, лежит, стирает, читает, лижет, обижает;

старый, штора, трудно, ноты, стол, стул, автобус, волчата, ребята, девчата, телята, ягнята, цыплята, утята, поросята, лисята, гусята, щенята

6. Автоматизация звука Д в словах.

дом, дым, дам, Данил, дуют, дают, дыня, дыра, думают, дрова, дубы, двор, дочь, дача, даль, дарит, дверь, двор, Даша, дарю,

сады, кидает, наряды, дыня, борода, холодно, выдать, посуда, вода, сюда, беда, медаль, педаль, льды, надо, ряды, рядом, ладони, обеды, победа, команда, пирамида, душ, дупло, духи,

7.Автоматизация звуков Т, Д в словосочетаниях и предложениях

(допускается одновременное произношение звуков Т и Д)

Таня делает салат. У Тамары новые туфли. Тоня и Толя рисуют. Там летают самолеты. Тоня шьет халат и шторы. Топор и труба лежат около тумбы. Ребята и девчата сидят в автобусе. Самолет летит за тучей. Брат сидит на стуле у стола. Даша подарила Данилу новые карандаши. Из трубы идет дым. Там фонтан.

В лесу спрятались волчата и лисята. Дым идет из трубы. Дом у Данилы стоит далеко от садов. Толя и Даша идут обедать. Открыли дверь, стало холодно. Данил и Толя моют ладони, они будут обедать. В ведре налита холодная вода. У Тамары самолет, улетает он в полет. Тут сады, а там дома.

Там Таня. Тут Тома. Вот твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Тома берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Ребята играют в лото. Таня достает домино. Жеребята стоят у дома. Дед рубит дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Друзья едят дыню. Толя идет по мосту.

8.Дифференциация звуков К-Т,

Дифференциация звуков К-Т на слух.

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик - поезд". Инструкция: "Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т".

2.Игра "Ладонь-кулак".

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.

Дифференциация звуков К-Т в слогах

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.

ка - та - ка, та-та - ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук - ут


то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,

ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око,

ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.

. Дифференциация звуков К-Т в словах

танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, ток, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, шутка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, ток, скачет, скулит, тыква, кабинет

красит, капот, катает, копает, таскает, ветка, утка, комната, копыта, каток, моток, так, клетка, картошка, конфеты, кофта, стук, молоток, лодка.

9.Дифференциация звуков Г-Д

Дифференциация звуков Г-Д на слух.

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Гуси-дятел". Инструкция: "Когда я говорю «Гуси», ты произносишь звук Г, когда я говорю «Дятел», ты произносишь звук «Д".

2.Игра "Ладонь-кулак".

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Г, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком Д.

Дифференциация звуков Г-Д в слогах

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками Г-Д.

Га-да, ды-гы, го-до, до-го-до, ду-ду-гу, гы-ды-гы, ога-ода, ода-ога-ога, гна-дна, гра-дра-дра, длы-глы-глы и т. д.

Дифференциация звуков Г-Д в словах

догоняет, города, ягода, подруга, радуга, огороды, дорога, гадает, погода, угадает

10.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д в предложениях

У Кати красная кофта. Зайка ест морковку. Данил играет танком. Это подарок его друга Сергея. На тарелках лежат косточки. Щенок скулит около огорода. Корова ест травку. Даша гуляет с Таней. Толя читает газету и книгу. На тарелках лежит петрушка. Галя с подругой работает в огороде. Молоток лежит на столе. Под кустом прыгает зайчик. Дорога идет вдоль огорода. Галя красит домик. После дождя видна радуга. Гром гремит над домом. В сказке говорится о добром гноме. Ребята идут на каток. Толя и Галя катаются на коньках на катке. Катя читает сказку «Кот в сапогах». Наташу укусил комарик. Кот Васька любит молоко и сметану. Коля тащит удочкой огромную щуку из реки. Радуга видна над городом. Попугай сидит в клетке. На карточке нарисованы кот и кит. В огороде растет картошка. Далеко пасутся гуси.

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

11.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д чистоговорках

Та-ка, та-ка - мы увидели жука

Ик-ит, ик-ит - самолет летит

То-ко, то-ко - улетит он далеко

Ка-та, ка-та - мы впустили к нам кота

Ут-ук, ут-ук - садим в огороде лук

Ак-ат, ак-ат - Катя рвет салат

Кы-ты, кы-ты - на реке стоят мосты

Ат-ак, ат-ак - в огороде стоит бак

Ага-ада, ага-ада, - стоит высокая ограда

Дон-гон, дон-гон - стоит пустой вагон

Дифференциация согласных Д - Т в словах и предложениях

Цели занятия:

    Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.

    Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».

    Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.

    Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.

    Воспитание культуры речевого общения.

Оборудование:

    картинки;

    перфокарты;

  • трафареты букв Д, Т;

    звуковые кубы;

    магнитные полоски, обозначающие слоги;

    магнитные фишки с буквами Д, Т;

    желтые и черные карандаши.

Ход занятия

I. Психологический настрой (хоровое приветствие).

Всем-всем добрый день.
Заниматься нам не лень.
Будем трудиться – слушать и писать учиться.

II. Введение в тему занятия.

Послушайте внимательно и скажите, всё ли я правильно говорю:

    Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.

В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно? Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?

III. Сообщение темы занятия.

IV. Сравнительная характеристика звуков [Д] и [Т].

Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?

Докажем, что звук [Т] глухой, как темная полярная ночь. Прослушаем стихотворение и выделим повторяющийся звук. Используем звуковой куб черного цвета (картонный куб, заполненный глухо звучащими предметами), контроль рукой.

Тихо-тихо снег идет.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.

Почему звук [Д] звонкий? Докажем это.

Наши пальцы превратились в капли дождя и по очереди стучат по крыше (звуковой куб желтого цвета с колокольчиком внутри).

Дождик, дождик, не дожди, (дождь стучит редко – часто, медленно – быстро)
Дождик, дождик, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, (поочередное прикосновение каждого пальца к большому)
Золотое донышко.

V. Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Птицы» (игра «Внимательные уши»).

Чтобы лучше слушать, массируем уши («шапка для размышления»).

Проверю, какие у вас внимательные уши. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответственно звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Запоминайте слова, которые я произнесу – будем играть в цепочку слов.

    Дрофа, трясогузка, аист, лебеди, страус, дятел.

Как одним словом называются перечисленные мной предметы? Задайте друг другу вопросы о птицах. Повторите названия птиц.

VI. Физкультурная минутка.

Лебеди летят, крыльями машут.
Склонились над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться.
Тихо, спокойно на воду садятся.

VII. Развитие зрительного гнозиса и графомоторных навыков.

Прилетел дятел – ничего не поймет. Какая буква спряталась? Обвести контуры букв (ученик у доски обводит указкой, остальные – рукой в воздухе).

На какую птицу похожа строчная буква Д?

С какой буквой не путаем букву Т?

VIII. Зашифровывание слов по картинкам (игра «Шифровальщики»).

Зашифруем слова, обозначающие профессии людей (по картинкам):

    продавец

    космонавт

  • дрессировщик

Вспоминаем и записываем эти слова с опорой на схемы.

IX. Составление словосочетаний (игра «Паутинка»).

К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.

X. Работа у доски ученика в качестве учителя (игра «Учитель»).

Прочитайте пары слов:

    душ – тушь

    день – тень

    доска – тоска

    плоды – плоты

Чем различаются слова в парах?

Придумайте слова, близкие по значению к слову «тоска». Составьте предложение с каждым словом.

Оценка «учителем» своей деятельности.

XI. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.

Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово из левого столбика. Списать 1-2 предложения по выбору. Подчеркнуть букву Д желтым, букву Т – черным.

XII. Отгадывание ребусов. Составление скороговорки.

Отгадать ребус, записать скороговорку по памяти.

На дворе трава, на траве дрова.

Домашнее задание: повторять скороговорку четко, сначала медленно, затем быстрее.

XIII. Коллективное составление рассказа «Зима» по опорным словам и сюжетным картинкам.

У каждого ученика конверт со словами одного цвета. Составить предложения из слов, вставить буквы Д и Т. Прочитать предложения по порядку цветов радуги. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Работает ученик-консультант.

IX. Итог занятия.

Какие звуки и буквы учились различать? Что было трудно? Что понравилось? Что узнали нового?

Благодарю всех за работу!