Мариинское женское училище

К середине XIX в. в России насчитывалось четыре духовных академии, 57 семинарий, 184 духовных училища, 13 женских духовных училищ (под покровительством Ее Императорского Величества.), 14 епархиальных училищ. Выпускницы духовных училищ имели право работать в семье в качестве домашней воспитательницы и наставницы. Анализируя содержание подготовки отечественных кадров домашних педагогов, приведем в качестве примера опыт организации учебных занятий в женских учебных заведениях ведомства императрицы Марии.

По указу нового императора Павла I (1796-1801) его жена императрица Мария Федоровна возглавила воспитательные и благотворительные учреждения, в том числе и Воспитательное общество благородных девиц. Однако уже через год последовательница Екатерины II изменяет правила приема, запретив обучение девочек 5-6 лет. Сократив, таким образом, двенадцатилетний срок обучения в «Смольном» на 3 года, Мария Федоровна утверждает прием на дворянское и мещанское отделение с 9-10 лет.

Новая покровительница воспитательных учреждений не одобряет закрытый тип воспитания смолянок и сословность обучения. И тем не менее императрица позволила себе лишь смягчить отдельные положения Устава, продолжив в целом традиции Смольного. Во время путешествия по Европе с цесаревичем" Павлом Мария Федоровна убеждается в том, что в России необходимо создать такие женские воспитательно-образовательные учреждения, которые соответствовали бы русским национальным традициям и потребностям. В 1797 г. императрица Мария Федоровна, реализуя свои взгляды на правильное женское воспитание, открывает на собственные средства воспитательное учреждение для сирот и бедных девушек. Женское училище ведомства императрицы Марии, впоследствии «Мариинское», в значительной степени отличалось от уже имеющихся в России женских учебных заведений. Будучи сторонницей первоначального семейного воспитания, императрица не освобождала родителей от обязанностей воспитания своих собственных дочерей, увеличив возраст поступавших и таким образом сократив срок обучения. Возраст принимаемых в училище воспитанниц не превышал 10-12 лет (в некоторых случаях он снижался до 8 лет).

При наборе 40 кандидаток подразделялись на 3 разряда. Первый разряд составляли круглые сироты - они могли поступать в институт без баллотировки. Ко второму разряду относились кандидатки-полусироты, к третьему -девочки, имевшие родителей. Кроме вышеперечисленных сорока претенденток на обучение в Смольный набиралось еще 10 пансионерок по личному усмотрению императрицы, которая вносила за них плату отдельно. В дальнейшем к 560 руб. ассигнаций на каждую воспитанницу государыня прибавляла еще по 250 руб. из собственных средств. В итоге сумма по тем временам получалась значительная, что позволяло училищу содержать достаточный штат прислуги. Чтобы избежать казарменности, обезличивания, план приема воспитанниц был значительно сокращен.

Обучение девушек осуществлялось не по сословности, а по способностям и прилежанию. Государыня обычно заботилась о трудоустройстве воспитанниц после завершения обучения. Особым преимуществом пользовались сироты и девушки, оставшиеся без приюта. Решением императрицы они обеспечивались одеждой, денежным пособием, а выходившим замуж дополнительно жаловалось по 100 руб. ассигнаций. Выпускницы, не имевшие родителей и других родственников, могли подолгу жить при институте, ожидая подходящего места службы. В отдельных случаях Мария Федоровна самолично подыскивала им место домашней учительницы или гувернантки, принимая во внимание прежде всего благонадежность нанимателей. Выпускницы, прошедшие полный курс обучения в Мариинском институте, находили себе место, как правило, без затруднений -потребность в русских гувернантках была велика. Их охотно приглашали в дворянские семьи, нанимали давать частные уроки, назначали на должность классных дам в женских учебных заведениях. Одну из выпускниц - Прасковью Кругликову - государыня определила воспитательницей своей дочери княжны Анны Павловны.

В первые 14 лет своего существования Мариинский институт считал своей задачей сделать из воспитанниц честных и добродетельных жен, хороших и сведущих хозяек. В 1811 г. помощник и приверженец идей императрицы Г.И.Вилламов издает новый Устав Мариинского института, где четко оговаривались основные направления педагогической и воспитательной деятельности учреждения, порядок приема и выпуска воспитанниц, содержание образовательной работы. В отличие от первого Устава Мариинского института, Устав Вилламова точно определял его практические и нравственные цели. Задачи воспитания нравственных добродетелей были едиными для всех воспитанниц, практические же цели различны и определялись призванием и способностями пансионерок: одних готовили к семейной жизни (обучали рукоделию, умению вести хозяйство и т.п.), других - к выполнению функций домашних учительниц и воспитательниц. Под формированием нравственных добродетелей пансионерок Мариинского института подразумевалось воспитание черт характера, подобающих доброй матери и наставнице: честности, опрятности, учтивости,воспитанности.

Что касается режима жизни воспитательного учреждения, то он был составлен лично императрицей Марией Федоровной и остался почти без изменений со дня открытия. Поднимаясь утром в 6 часов, воспитанницы после гигиенических процедур посвящали какое-то время утренней молитве. Затем, после легкого завтрака, с 7 до 9 часов (а позже с 9 до 12 часов) - они обучались наукам и еще час дополнительно - рукоделию. После обеда, состоящего из двух блюд, час-полтора отводились на отдых. С 14 часов занятия науками и рукоделием возобновлялись и продолжались до 19 часов. До ужина, который подавался через час, девушки могли отдохнуть и заняться играми. После ужина до 22 часов разрешались свободные занятия.

Наиболее способных воспитанниц готовили к педагогической деятельности, поэтому особое внимание уделялось их умственному образованию и обучению языкам. Императрица Мария Федоровна стремилась расширить кругозор своих воспитанниц. Поэтому в учебный план своего института она ввела изучение ботаники и зоологии, физические опыты для разъяснения законов природы и суеверий, сама составила список литературы для дополнительного чтения.

В доме 47 по Большой Ордынке расположился педагогический колледж № 1, названный также в честь знаменитого русского педагога К.Д. Ушинского. Это одно из старейших педагогических учебных заведений Москвы. Колледж имеет давнюю историю, неразрывно связанную с историей дома, в котором он расположен. Первое документальное упоминание о здании датировано 1806 годом. Участок принадлежал московскому купцу Ивану Ивановичу Калашникову. В 1864 году Московским купеческим обществом с высочайшего соизволения императора Александра II было учреждено Александро-Мариинское училище для приходящих детей всех сословий.

Специально для училища по красной линии Большой Ордынки построили двухэтажное здание с классами и актовым залом по проекту архитектора А.С. Каминского. Основателем и главным благотворителем училища был московский городской голова, потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии Михаил Леонтьевич Королев. Он происходил из старинной московской купеческой семьи. Жил в собственном доме на Лужницкой улице в приходе церкви Святой Троицы, что в Лужниках. Королев стал известен всей России благодаря одному невероятному случаю. О нем рассказано в книге В.Б. Перхавко «История русского купечества»:

Эти слова мгновенно облетели Владимирский зал, ошеломив присутствующих. Но еще более была ошеломлена Москва, когда через некоторое время на глазах сбежавшейся толпы царские сани и впрямь остановились у дома Королева. Самодержец долго и запросто беседовал с купцами, а императрица Мария Александровна в гостиной пила чай, поданный ей смущенной Татьяной Андреевной – супругой городского головы». Говорят, что впечатление от визита императора было настолько сильным, что Королев сделал сначала пожертвование на стипендии в мещанские училища, а потом уговорил Московское купеческое общество в память о столь знаменательном событии учредить Александро-Мариинское училище.

Королев все время помогал училищу, а после смерти завещал ему пятьдесят тысяч рублей. В Александро-Мариинское училище принимались дети не моложе семи с половиной лет беднейших родителей всех сословий. Обучение, завтраки и лечение в случае болезни были бесплатными. Среди учебных заведений Александро-Мариинское училище пользовалось особой популярностью. Выпускники без труда поступали в гимназии, коммерческие и реальные училища. Помимо обычной образовательной программы в училище изучали специальные дисциплины. Для девочек были устроены курсы рукоделия и дамского портновского мастерства.

В 1877 году было построено двухэтажное деревянное жилое здание с пристройкой для лестницы, выходящее на Малую Ордынку. Оно предназначалось для преподавателей училища. В начале 1880-х выпускник физико-математического факультета Московского университета Иван Гаврилович Бухарин поступил на службу учителем начальных классов в Александро-Мариинское училище. Там он познакомился с учительницей Любовью Ивановной Измайловой. Вскоре они поженились. В 1888 году у них родился сын Николай. Первые несколько лет своей жизни будущий соратник В.И. Ленина и один из руководителей СССР провел в маленьких комнатках преподавательского корпуса Александро-Мариинского училища.

В своем знаменитом «Письме к съезду» Ленин выделил Бухарина: «Из молодых членов ЦК хочу сказать несколько слов о Бухарине. Относительно него надо бы иметь в виду следующее: Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии». Бухарин был одним из немногих руководителей, кто обращался к И.В. Сталину на «ты» и называл его в своих выступлениях Кобой. Сталин, в свою очередь, звал Бухарина «Николашей» или «Бухарчиком». «Мы с тобой, Бухарчик, Гималаи, а все остальные – маленькие пятна», – сказал однажды Сталин. Однако в 1936 году Бухарин был расстрелян.

Но вернемся к Александро-Мариинскому училищу. В 1918 году оно было преобразовано в школу № 17 им. Н.И. Бухарина. При школе работали общественно-педагогические курсы, готовившие организаторов политпросветительской работы и школьного дела. Лучшие методисты Москвы преподавали на этих курсах. В 1920-х годах остро встал вопрос о культурной и технической отсталости широких масс трудящихся. Всеобщее начальное обучение становится важнейшей политической задачей Совета народных комиссаров СССР. Позже специальные курсы при семнадцатой школе были реорганизованы в Педагогический техникум с одиннадцатью группами по сорок человек в каждой.

1 сентября 1930 года открылся Индустриально-педагогический техникум. Эту дату считают днем основания Московского педагогического училища № 1. Директором техникума назначили Петра Сазонтьевича Бенюха. Под его руководством были разработаны новые программы по педагогике, написаны учебники для педагогических техникумов и вузов. Учебное заведение на Большой Ордынке стало научно-методическим центром не только Москвы, но и всей страны. Техникум готовил работников для дошкольных, школьных и библиотечных учреждений. Студенты направлялись на практику в деревни для открытия библиотек и ликвидации неграмотности.

В 1936 году техникум был переименован в Московский образцовый педагогический техникум и стал базой общегородской методической работы по педагогическому образованию. Еще через год он получил свое окончательное название: Московское педагогическое училище № 1. Самый знаменитый советский педагог А.С. Макаренко выступал в училище с докладом об основах политического воспитания и до конца жизни поддерживал с ним связь.В годы Великой Отечественной войны многие преподаватели, выпускники и учащиеся училища ушли на фронт по призыву или добровольцами. Тем не менее, обучение продолжалось, а осенью 1941 года даже был прием на первый курс.

В конце 1945 года в связи с семидесятипятилетием со дня смерти К.Д.Ушинского СНК СССР постановил присвоить первому педагогическому училищу в Москве имя великого русского педагога. В 2000 году приказом Московского комитета образования Московское педагогическое училище №1 имени Ушинского было реорганизовано в Педагогический колледж №1 имени Ушинского. Сегодня колледж готовит учителей начальной школы, социальных педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений. Специалисты ориентированы на образовательные учреждения нового поколения, соответствующие интересам детей, родителей и педагогов.

Мариинские женские училища

Элементарные женские школы особого типа, возникшие по мысли ныне вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Основные правила о них, выработанные Н. X. Весселем, Высочайше утверждены 2 сентября г. М. училища предназначаются для девушек низших слоев городского населения, которые не нуждаются в гимназическом образовании или которым оно не по силам, а простая школа грамотности недостаточна. М. училища должны составлять промежуточную ступень между начальными низшими школами и средними учебными заведениями, постоянно имея в виду предстоящую ученицам трудовую жизнь и обращая серьезное внимание не только на религиозно-нравственное воспитание и на учебные предметы, но и на подготовку к изучению ремесел (чистописание, рисование, черчение) и к практической деятельности в домашнем быту (рукоделие). При этом, однако, М. училищам придан характер исключительно общеобразовательный, а не ремесленный, вследствие чего, напр., при обучении рукоделиям совершенно устранены цели специально-профессиональные. Состоя в ведомстве учреждений императрицы Марии, М. училища являются открытыми учебными заведениями, имеющими целью доставлять общее, но законченное элементарное образование (без иностранных языков). Принимаются девицы, без различия сословий и вероисповеданий, в возрасте от 9 до 11 лет, за плату в 30 р. в год. Курс учения четырехгодичный. Преподаются: Закон Божий для православных, русский язык , арифметика , география и история России , естествоведение, чистописание, пение и рукоделие. На содержание М. училища, при комплекте в 160 учениц, сверх платы за учение, требуется добавочных: в столицах -4650 руб., в других городах -3650 р. Первое М. училище открыто в Петербурге в г.; в следующем году там же открыто второе такое же училище. В г. М. женская гимназия в Вышнем-Волочке была преобразована в М. училище. Наряду с этими казенными М. училищами в ведомстве императрицы Марии состоят такие же училища, открытые в некоторых губернских и уездных городах на средства городских обществ и земств. Наконец, министерством народного просвещения учреждены в г. М. женские училища в Батуме, Карсе, Маргеллане, Самарканде и Якобштадте. Одно время предполагалось дать М. училищам самое широкое распространение: проект реформы женского образования, выработанный в г. комиссией под председательством бывшего товарища министра народного просвещения князя Волконского и внесенный в государственный совет, но не получивший дальнейшего движения, предлагал женские гимназии из всесословных обратить в сословные, предназначая их лишь для высших классов населения, для девочек же остальных классов признавал достаточными М. и профессиональные училища. При первом СПб. М. училище открыто профессиональное отделение, с трехгодичным курсом обучения; принимаются только девочки, окончившие курс учения в одном из СПб. М. училищ; плата за учение 12 руб. в год; успешно выдержавшие выпускной экзамен получают звание подмастерицы. В настоящее время в профессиональном отделении открыт гардеробный класс (шитье платьев). До г. М. училищами назыв. М. женские гимназии.

Софийская набережная, 8 - по этому адресу в Москве расположен дом с интереснейшей и богатой историей. Он находится в самом центре столицы на набережной Москвы-реки в районе Якиманки.

Сначала это была дворянская усадьба, затем учебное заведение, в котором преподавали Рахманинов и Рубинштейн. Сегодня же здание попало под угрозу уничтожения. Но обо все по порядку.

В начале 18-го века эта местность была разделена на несколько участков. Одна из частей принадлежала боярину Сергею Авраамовичу Лопухину. Его двоюродная сестра была женой Петра I (царица Евдокия), а отец - думным дворянином, знаменитым защитником Могилева от литовцев в середине 17-го века.

После смерти боярина, в 1711 году, хозяйкой в нем стала его дочь - графиня Мавра Шереметева. Другая часть владений принадлежала духовнику Петра I и Екатерины I - Тимофею Надаржинскому.

В 1750-х оба участка приобрел президент Ревизион-коллегии Василий Еропкин. Он и построил дом, который сегодня составляет основу современного здания. На рубеже веков в нем поселился Александр Зубов - обер-прокурор, прославившийся взяточничеством и служебными проступками. Скандалы, связанные с его работой, удавалось улаживать только влиятельным сыновьям, один из которых был фаворитом Екатерины II.

Следующими хозяевами стали дворяне Дурасовы, как раз сильно разбогатевшие в конце 18-го века.

Частным здание перестало быть в 1860 году, когда сюда из Штатного переулка переехало Московское Мариинское училище для девочек, основанное Дамским попечительством о бедных.

В нем готовили гувернанток и домашних учительниц. Патронессой училища была жена Александра III, вдовствующая императрица Мария Федоровна. Во многом благодаря этому факту, воспитанницы получали поистине отменное образование.

В то время к зданию по Софийской набережной, 8 сделали пристройку. На первом этаже организовали училищную больницу, второй и третий отвели под домовую церковь. Многие воспитанницы жили прямо в училище, в нем была оборудована хорошая кухня, собственная купальня.

После Октябрьской революции в этом доме была открыта средняя школа №19 имени Белинского, в которой обучались уже и мальчики, и девочки. Школа подробно описана в романе Юрия Трифонова « »: в ней учились многие жильцы знаменитого Дома, да и сам автор.

Вообще, в 20 веке через школу прошло много известных учеников. В 1968 году в этих стенах возникла группа «The Kids», исполнявшая песни на английском языке. На гитаре в ней играл 15-летний Андрей Макаревич. Через год на сцене уже зазвучал коллектив «Time Machines», из которого и родилась легендарная российская рок-группа «Машина времени».

В 70-х годах школа переехала в , а в здании расположилось государственное унитарное предприятие «Моспроект-2» имени М. Посохина, занимавшееся проектированием уникальных архитектурных сооружений.

Впоследствии ГУП переехал на , а дом в конце 90-х оказался под угрозой сноса: правительство Москвы выпустило соответствующее постановление, из-за которого под разрушение попали около 20 зданий к западу и югу от английского посольства.