Монокулярные признаки восприятия глубины. Образы и символы в работе психолога: подходы к исследованию глубины. Динамика психологических защит в процессе глубинной психокоррекции

Восприятие глубины, или дифференциальное восприятие расстояния, является результатом работы зрительных и слуховых анализаторов. Что касается зрения, то восприятие глубины основано на монокулярных и бинокулярных признаках . Монокулярными являются признаки, которые могут восприниматься не только двумя, но и одним глазом. признаки отражают совместную деятельность обоих глаз.

Возникло движение края. Нам не сообщают о глубине мышечными ощущениями, внутренними или внешними по отношению к глазу, поскольку в экспериментах по медленному перемещению объекта, когда размещение и сходимость пассивно следуют, невозможно глубина отчета.

В экспериментах с быстрой подстановкой из одного объекта в другой разность глубин распознается сознательным сознательным импульсом. Именно это определяет этот импульс: когда появляется второй объект, это кажется смущенным, тогда наблюдатель добровольно поставляет в смысле увеличения или релаксации размещения, для полученного эффекта он распознает, было ли выбранное направление правильным, и, следовательно, второй объект ближе или дальше первого.

К монокулярным признакам относят: окклюзию, знакомость размера, параллакс движения, линейную перспективу, градиент текстуры и затенение . Большинство монокулярных пространственных признаков статичны, т.е. они воспринимаются в том случае, если и наблюдатель, и наблюдаемый объекты неподвижны.

Окклюзия , или интерпозиция , – это признак, который обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой. Несмотря на то, что большая часть белого треугольника отсутствует, зрительная система «достраивает » изображение, чтобы воссоздать общую смысловую структуру, причем одновременно возникает иллюзия удаленности треугольника от трех черных кругов.

Мы помним, в этом отношении, согласованные заявления всех наблюдателей; они знали по правде, что второй объект был ближе или дальше первого, но они не могли сказать, что они видели это правильно, и высказывания, которые имеют психологическое значение.

Мы увидим, что это последнее замечание было также сделано другими наблюдателями, и что об этом думать. Что касается первых двух выводов Хиллебранда, они сомнительны. Что касается полностью отрицательных результатов первой группы, их можно частично объяснить по одной и той же причине, отчасти той скоростью, с которой мышечная чувствительность исчерпывается, отчасти частично из-за сложности отмечать, в общем, изменение даже достаточно Короче говоря, выводы Хиллебранда относительно мышечной чувствительности глаз слишком категоричны.

Знакомость размера , т.е. присутствие в нашем перцептивном опыте представлений о размере объекта, позволяет нам использовать информацию о его ретинальном размере для того, чтобы понять, насколько он удален от наблюдателя. Например, в исследовании Н. Иттельсона испытуемым предъявляли три игральные карты. Одна из карт была стандартного размера, вторая – в два раза больше, а третья – в два раза меньше обычной карты. Все карты предъявляли поочередно с расстояния 7,5 фута. Оказалось, что испытуемые оценивали расстояние до карт каждый раз по-разному. Расстояние до карты стандартного размера, по их мнению, составляло 7,5 фута, до карты в два раза меньше обычной – 15 футов и до карты вдвое большей – 4,6 фута. Очевидно, что на оценку дистанции повлияла убежденность испытуемых в том, что все предъявляемые карты должны быть одного размера.

Это вопрос, который должен быть сначала решен до вовлечения. Наконец, в работе Хиллебранда есть важный пробел: он дает несколько субъективных замечаний о том, как произошло восприятие различий в глубинах. Таким образом, заключение автора о роли диффузионных образов и воли является теоретическим, а не непосредственно основано на фактах. Очевидно, что в таких деликатных вопросах, как настоящее, мы не можем слишком рекомендовать тщательно собирайте субъективные наблюдения.

В своих экспериментах Диксон1 предложил проверить результаты, полученные Хиллебрандом, поэтому его работа, в некоторых отношениях, повторяет только что проанализированный. И будет достаточно кратко рассказать об этом: помимо некоторых незначительных индивидуальных различий наблюдения, сделанные Диксоном, согласуются с сообщениями, данными Хиллебрандом: когда размещение следует за объектом, изменение глубины не признается; Напротив, второй объект внезапно заменяется первым, происходит изменение глубины, если оно достаточно велико, и в нескольких местах Диксон ссылается на роль, которую играет диффузия во второй группе экспериментов. но в своих выводах он больше не говорит об этом.

Параллакс движения (греч. parataxis – перемена, изменения ) – это монокулярный источник информации о глубине и взаимном расположении объектов, он возникает в результате перемещения наблюдателя или наблюдаемых объектов. Более точное определение монокулярного параллакса движения приводит :

Параллакс движения это изменения во взаимном расположении ретинальных изображений объектов, лежащих на разном удалении от наблюдателя, вызванные поворотом его головы.

Среди этих выводов мы особенно заинтересованы. Когда ощущалось различие в глубине, «кажется очевидным, что решение было прямо или косвенно основано на различном жилье, требуемом для разных расстояний». Предыдущие декларации, как мы видим, не очень категоричны, кроме последней, которая заслуживает того, чтобы быть сохраненной: тот, кто знает, по сути, что размещение далеко или широко требует, в общем, больше времени, чем жилье от ближнего к далекому, может использовать эту информацию для реализации изменений глубины.

Но сам Диксон сомневается, что есть настоящие ощущения от размещения. Совершенно неясный и более 50 метров, у меня возникла идея сделать их в качестве важнейших экспериментов в результате экспериментов в том же коридоре, что дало мне возможность наблюдать, что монокулярное восприятие Устройство было очень простым: два фонаря снабжены диафрагмой переменного размера и размещены на уровне глаз наблюдателя, так что две светящиеся точки появились в одной и той же горизонтали. расположенный на небольшом расстоянии от одной из стен коридора, шириной в милю.

С параллаксом движения связаны явления, наблюдаемые через боковое стекло быстро движущегося автомобиля. Наблюдателю кажется, что объекты, расположенные выше точки фиксации взгляда, движутся в направлении движения автомобиля. Напротив, объекты, расположенные ниже точки фиксации, движутся в противоположном движению автомобиля направлении.

Первый фонарь находился примерно в 1 метре от наблюдателя, а второй примерно в 20 метрах от него, а точки света были настроены так, чтобы обеспечить наблюдателю одинаковые размеры и интенсивность. Второй на 21 метр; второй, немного ярче, считается самым близким.

Расстояние между пальцами и светящейся точкой варьировалось в этом эксперименте для трех человек в пределах от 50 до 70 сантиметров приблизительно. Необходимо вернуться к тому, что уже было указано: отсутствие, когда мы видим монокулярно, ощущений глубины. Действительно, так как существует сходимость, когда мы смотрим на монокуляр, должны быть ощущения глубины, даже если они находятся в противоречии с реальной глубиной объектов, на которые мы смотрим. Картон перед одним из глаз, быстро удалив этот картон, можно увидеть очень отдаленные двойные изображения, которые указывают, что глаза, или приблизительно, параллельны, и видят, что точка, похоже, приближается к моменту, когда она видна Важным фактом, который можно увидеть из этого же опыта, является то, что нет очень сильной тенденции приспосабливать светящуюся точку: один фиксирует с легкостью и в течение длительного времени точку, для которой глаз Это, конечно, не приспособлено, и мы можем сравнить в этом отношении объект, с которым мы смотрим стереоскопическое изображение, для которого невозможно разместить.

Линейная перспектива – это планомерное уменьшение величины удаленных предметов и расстояний между ними, создающее впечатление глубины при восприятии плоскостных изображений. Типичным примером линейной перспективы является восприятие изображения железнодорожных рельсов или параллельных линий: хотя и те, и другие параллельны, создается впечатление, что в определенной точке (точке схода) они пересекаются. Линейная перспектива широко используется в живописи. В настоящее время общепризнано, что создателем теории линейной перспективы был итальянский скульптор и архитектор XV в. Ф. Брунеллески .

Короче говоря, нет полного отсутствия ощущений глубины в монокулярном зрении, а те, которые можно объяснить, можно объяснить двумя способами: представлением глубины, которая предшествует воле смотреть на на расстоянии от небесного свода, например, или ощущениями конвергенции.

Исследование, связанное с ошибкой, поставило под сомнение эти результаты, но они были сделаны, как мы увидим, в условиях, которые являются слишком сложными. Тот, который использовал Вундт в своих известных предыдущих исследованиях. Наблюдатель смотрит на трубку шириной 100 миллиметров и высоту 40 на простом черном фоне. К нитям прикреплены веса и электромагнет, притягивая эти массы, препятствуя колебаниям проводов, чтобы они сами колебались. Сын сначала помещается на фиксированное расстояние, а когда наблюдатель Идея достаточно далека от расстояния, экспериментатор удаляет эту нить и позволяет другой падать, что иногда бывает дальше, иногда ближе, чем первая.

Градиент текстуры – монокулярный признак восприятия глубины, при наличии которого по мере удаления от нас фрагментов текстурированной поверхности образующие ее элементы начинают казаться более мелкими и уплотненными.

В качестве градиента текстуры плоских поверхностей могут выступать постепенные изменения величины, формы или пространственного расположения элементов, образующие паттерн текстуры и создающие впечатление глубины или удаленности объектов. Например, представьте себе уходящий вдаль берег, покрытый галькой: чем дальше галька, тем более плотной она кажется.

Используемый метод - это минимальные изменения, и представленные результаты указывают на пороговое значение «чувствительности к различиям». Число экспериментов не было значительным, и сам Арер признает, что цифры, которые он сообщает, не имеют абсолютной величины. Эти цифры противоположны приведенным выше. Таблицы в работе Арерда Д. указывают в сантиметрах расстояние от нитки от глаза, порог приближения и расстояние; Сообщается о двух наборах наблюдений. Наблюдатель: профессор Кульп, правый глаз.



Собранные субъективные наблюдения довольно многочисленны и представляют большой интерес в том, что они, как правило, противоречат собственным выводам автора. Прежде всего, мы должны принять во внимание следующий пункт, сделанный Арером: только постепенно наблюдатель учится распознавать расстояния: в начале, как ранее заметил Вундт, это почти невозможно. не говоря уже о расстоянии провода, который мы видим.

Поскольку плотность заполнения берега галькой примерно одинакова, градиент изменения текстуры по мере увеличения расстояния от наблюдателя дает глазу непосредственную информацию о структуре и глубине зрительного пространства. Так, градиент текстуры, спроецированный на сетчатку, передает структуру трехмерного пространства.

Наблюдатели: «Кюльпе, согласно его часто повторяемому замечанию, уделял большое внимание резкости и размеру книги, но чувствовал в этом отношении всегда неопределенность», «другие государства», которые он чувствует в целом всегда более или менее неопределенным в своем суждении и уделяет особое внимание более или менее резкости проволоки2; некоторые другие люди делают подобные замечания.

Эти наблюдения самих наблюдателей приводят к гипотезе о том, что эксперименты Арера не сопоставимы с экспериментами, о которых ранее говорилось, что он изучал не роль размещения, например, а скорее резкость, размер и ясность ясности нитей; он пытается, правда, доказать, что фигуры, которые он получил, как правило, слишком малы, чтобы быть способными объясняться изменениями видимого размера нитей; Кроме того, он имеет тенденцию уменьшать восприятие различий в размере и остроты зрения; однако легитимность этого сокращения не продемонстрирована: белая линия на черном фоне, размещенная на таком расстоянии, что она видна под углом 30 дюймов, будет довольно легко отличаться от другой, которая будет видна на одинаковое расстояние под углом 15 дюймов, в то время как две линии 30 друг от друга нельзя отличить друг от друга.

Затенение - монокулярный признак глубины, возникающий в результате уменьшения освещенности предметов по мере их удаления от наблюдателя или источника света и чередования света и тени. БэйбиФорум отмечает, что уже к трем годам дети привыкают, что свет падает сверху, и исходя из интенсивности освещенности умеют отличать выпуклости от выгнутостей. является важным признаком восприятия глубины еще и потому, что, как мы знаем из перцептивного опыта, только трехмерные предметы имеют тень.

Легко проверить, что восприятие различий в размерах является более тонким, чем острота зрения, с использованием белых линий неравной ширины, нарисованных на почерневшей бумаге записывающего цилиндра. Арер все еще сообщает о результатах некоторых экспериментов, в которых два сына были замечены одновременно; эти результаты мало отличаются от других, а цитируемые субъективные замечания также доказывают, что в оценках существует большая неопределенность. Наконец, он повторил две серии экспериментов Хиллебранда и нашел почти те же результаты, что и он.

В живописи за счет игры света и тени не только достигается эффект глубины, но и создаются изображения форм. Клеффнер и Рамачандран даже полагают, что существуют специальные нейроны, «вычленяющие » из затененности информацию о форме объектов.

(depth perception) Дифференциальное восприятие расстояния, называемое обычно В. г., в основном является результатом работы таких органов чувств, как зрение и слух. Что касается зрения, есть два основных класса признаков глубины: монокулярные и бинокулярные признаки. Монокулярные признаки включают градиенты текстуры, величину, двигательный параллакс, аккомодацию, линейную перспективу, взаимное расположение объектов, затененные детали и четкость изображения. К бинокулярным признакам относятся конвергенция и ретинальная диспаратность. Некоторые из этих признаков могут действовать одновременно; обычно какой-то один из них подкрепляется др. В эксперименте трудно установить, какие именно признаки действуют в данный момент времени. Зрительное В. г. изучается неск. способами. При одном подходе испытуемому предлагают (в условиях бинокулярного или монокулярного восприятия) установить стержень или штырек т. о., чтобы он находился на том же удалении от глаз(а), как и эталонный раздражитель. Методика визуального обрыва (создающая зрительные эффекты глубокого и мелкого пространства), констатируя степень предпочтения людьми и животными края эксперим. установки "без обрыва", обычно используется для проверки у них способности воспринимать глубину. При изучении восприятия третьего измерения часто применяется стереоскоп, позволяющий раздельно предъявлять правому и левому глазу почти идентичные изображения, благодаря чему и создается стереоэффект. Позднее, пытаясь усовершенствовать стереоскопическую методику, Бела Джулеж изобрел т. н. случайно-точечные стереограммы: синтезированные на ЭВМ паттерны случайно расположенных точек, подбираемые в стереопары т. о., чтобы получались два почти идентичных изображения, за исключением расположенной у края области. При рассматривании таких изображений через стереоскоп эта область кажется расположенной выше или ниже остального паттерна. Слуховые признаки глубины используются слепыми людьми, к-рые могут подойти к стене и остановиться перед ней. К дополнительным слуховым признакам глубины относятся: величина реверберации, спектральные характеристики (атмосферное поглощение выше для высоких частот) и относительная громкость знакомых звуков. См. также Движения глаз, Теории зрения, Зрительное восприятие Дж. Г. Робинсон

Он тщательно критикует эти эксперименты и не признает, что мы можем рассмотреть край картон как реальный объект. В своей работе мы можем прочитать об экспериментах, в которых картон быстро заменяет другие интересные замечания, которые доказывают, что даже когда.

Нам удается точно оценить относительные позиции объектов, у нас нет четкого ощущения расстояния. Мьюманн сначала имел, в случае более быстрого размещения, более пристальное впечатление, а в случае более медленного размещения впечатление более отдаленное, Теперь, недавно прочитав экспериментальное исследование, в котором сообщается об этом результате, время размещения более длинное, чем приближенное, а не обратно, как это принято принято в течение длительного времени, побудило его попробовать чтобы убедиться, что, изменив его интерпретацию, он не мог вызвать те же впечатления, что и раньше.

Просмотров: 775
Категория: