Эволюция сознания в новое тело. Эволюция сознания и ее пути. С чего начинается духовный прогресс

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Июль – сентябрь 2011 № 3 (60), ИСТОРИЯ И ГУМАНИЗМ, Денис Морозов

Мы думаем, что человек – самое выдающееся творение Вселенной. Но так было не всегда. На заре своего существования человек совсем не считал себя чем-то особенным. Его место в мысленной картине мира зависело от того, насколько уверенно он мог справляться с опасностями и обеспечивать себя пропитанием. И поначалу это место было совсем невысоким.

Мнение человека о себе самом находило выражение в его мифологии, которая была не только способом познания мира, но и своеобразным зеркалом, отражавшим человеческое представление об иерархии мироздания. Образ высшего существа, которому человек поклонялся, менялся вместе с развитием производительных сил общества. Чем больше развивались производительные силы, тем больше эволюционировал образ высшего существа, стоящего в центре мироздания.

Сознание человека прошло несколько этапов в своём становлении. Каждый этап был связан с определённой степенью независимости от природы, которой удавалось добиться. Чем успешнее человек решал задачи по обеспечению себя всем необходимым для жизни, тем большей была степень его независимости, и тем более ярким в его воззрениях становился его собственный образ, тем больше возвышался он в собственных глазах.

Этап 1. Тотемизм. Около 100000 лет назад человек был достаточно слабым и беспомощным существом. На просторах Африки, где он тогда жил, его подстерегали ужасные хищники. Львы, леопарды, гиены, волки и крокодилы могли растерзать его, а слоны и носороги втоптать в землю. Человек чувствовал себя незащищённым. Он находился далеко от вершины пищевой цепи. Многие из животных были сильнее него. Это приводило к тому, что человек ощущал себя младшим братом животных. Зарождалась древнейшая из форм человеческого сознания – тотемизм.

При тотемизме человек считал, что животное является родоначальником рода людского, его священным предком. Этот животный предок сильнее, мудрее и жизнеспособнее человека.

Этап 2. Мифологический политеизм. Но совершенствовались способы охоты. Человек учился обращаться с копьём и огнём, и вскоре уже не боялся животных. Он помаленьку взбирался на вершину пищевой цепи, но всё ещё чувствовал себя слабым перед природой. Любой природный катаклизм – наводнение, извержение вулкана, неожиданные холода – грозили лишить его жизни. Человек не боялся животных, но боялся природных стихий, которые мыслились ему грозными и опасными.

И подобно тому, как раньше он пытался задобрить своего священного предка-тотема, он начал задабривать природные силы, придавая им привычные и понятные формы. Сначала это были фигуры живых существ с телами людей, но они были с головами животных и птиц, что было явным наследием эпохи тотемизма.

По мере того, как человек избавлялся от страха перед природой, его воображение стирало архаические черты божеств, и вскоре силы природы начали представляться в виде всемогущих богов, каждый из которых «ведал» определённым природным явлением.

Занявшись производительным хозяйством, в первую очередь земледелием, человек получил ещё больше независимости от стихии, и начал бояться её ещё меньше. Образ «высшего существа» теперь перестал быть деревянным или каменным идолом, каким был при фетишизме, перестал быть тотемом-животным и даже существом со смешанными (человеческими и звериными) чертами.

Теперь высшее существо, повелевающее стихиями, представлялось уже полностью в человеческом виде. Греки классического периода довели этот образ до совершенства.

Этап 3. Монотеизм. Однако даже земледелец был уязвим перед силами Неба. Заморозки, засуха, град теперь грозили его жизни больше, чем хищники времён тотемизма. Человек переставал бояться отдельных стихий, но боялся природы в целом. И образ высшего существа развивался: сонм богинь и богов сменился образом Единого Бога и Царицы Небесной, олицетворявших природу во всём её единстве. Человечество вступило в эпоху монотеизма.

Но человек упорно продолжал искать всё новые и новые способы выживания. И, наряду с земледелием и скотоводством, в конце концов, открыл такой эффективный способ добывания материальных благ, как ремесло и торговля.

Этап 4. Гуманизм. Уже во II тысячелетии до н. э. морская торговля активно велась в бассейне Средиземного моря. Но подлинным источником благополучия она начала становиться в Италии начиная с XIV века, во Франции – с XV, в Англии и Голландии – с XVI.

Материальное благополучие торгового человека и целых торговых государств уже не зависело от капризов природы. Торговец мог прокормить себя в любое время. И потерял страх перед природой.

Образ высшего существа, олицетворявшего природу, начал терять своё всемогущество и страх, который оно внушало. Человек новой цивилизации ничего не боялся. Он думал, что своей жизнью и своим успехом он обязан только себе.

И тогда человек начал думать, что высшая ценность – он сам. Себя, а не бога, он поставил в центр Вселенной. Началась эпоха гуманизма – эпоха Человека, который ничего не боится, который считает себя мерилом добра и зла, безобразия и красоты.

Человек в наши дни. Возможно, человек поспешил и переоценил свои силы. Природа по-прежнему в состоянии нанести человечеству такие удары, от которых оно не оправится. Да и само человечество так активно взялось за создание искусственной среды обитания, что окружающая его живая природа оказалась на грани вымирания. Возникло новое течение гуманизма – экологический гуманизм, который выступает за гармоничное сосуществование человечества и природы.

Однако главный переворот в сознании человека уже состоялся. Человек больше не видит в этом мире живого существа выше и сильнее себя. Человек признаёт, что космические силы бескрайней Вселенной могут играть с Землей, как с песчинкой, но больше не стремится задобрить их иррациональными обрядами и подношениями. Человек больше полагается на силу своего разума, на силу науки.

Мы живём в эпоху гуманизма, потому что таково наше нынешнее положение в мировом порядке вещей. Гуманизм – не выдумка, не теория, не идея. Гуманизм – это естественный образ мышления человека, победившего природные стихии и теперь ищущего гармонии с природой. Он не высосан из пальца, он родился естественным образом в ходе упорной борьбы человека за своё право на жизнь.

Гуманизм исчезнет только тогда, когда исчезнет цивилизация, и человек, одичав, снова вернётся к копью и костру.

Итоги и перспективы. Итак, этапы становления человеческого сознания, зависящие от того, насколько прочное и безопасное место в природе и мире занимает человек, выстраиваются таким образом:

1. Тотемизм.

2. Мифологический политеизм.

3. Религиозный монотеизм.

Эти сознания не существуют в чистом, идеальном виде. Они накладываются друг на друга, взгляды разных эпох сосуществуют. Религия всё ещё очень сильна в мире, где человек уже осознает себя главным существом Вселенной. Многие по разным причинам не хотят этого признавать, всё ещё поклоняясь силам, созданным воображением и страхом. Продолжают существовать и мифологические верования, и тотемизм, и даже древнейший фетишизм.

Гуманистическое мировоззрение тесно связано с уровнем развития цивилизации. Чем выше развита цивилизация, тем выше уровень гуманистического сознания. Из этого можно сделать вывод, что будущее – именно за гуманистическим мировоззрением. Так есть и так будет, если только человек сам, своими руками не разрушит то, что создал. Но, будучи оптимистами, мы, гуманисты, верим в силу разума и здравого смысла.

Перед вами сборник книг Александра Геннадьевича Хакимова – широко известного в России и странах СНГ специалиста по ведической культуре, художника, философа и проповедника. Много лет он путешествует по всей России, ближнему и дальнему зарубежью, читает лекции по ведической философии и культуре, проводит беседы за круглым столом с учеными, философами, деятелями культуры. Его лекции в интернете имеют рекордное количество просмотров благодаря глубоким знаниям и харизме автора.

Едва увидев свет, произведения Александра Геннадьевича Хакимова – «Карма», «Реинкарнация» и «Варнашрама-дхарма» – уже завоевали сердца читательской аудитории и стали бестселлерами. В легкодоступной форме, свежо и увлеченно автор объясняет в них суть философии «Бхагавад-гиты» – квинтэссенции ведического знания.

Благодаря книге «Эволюция сознания», каждый человек может определить, на каком уровне сознания он находится. Это знание поможет посмотреть на окружающий его мир, на самого себя и свою жизнь иначе, самостоятельно сделать правильные выводы и выйти из сложных обстоятельств, не быть обманутым и не обмануть других и в конечном итоге – понять смысл и цель жизни.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Эволюция сознания" Хакимов Александр бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Согласно ведическому пониманию в материальном мире существует 8,400,000 разнообразных форм жизни. Все эти различные виды жизни обладают душой. И эта душа во всех случаях одинаковая по своей сути. Это не так, что существуют разные типы души: «душа растения», «душа животного» или «душа человека». Душа одинаковая. Но эта душа , переходит из одного тела в другое, из одной формы жизни в другую форму жизни.

И если мы глубоко проанализируем поведение этих различных форм жизни, мы обнаружим такое явление, как эволюция сознания души . Очевидно, что существует определенная градация, которая определяется степенью развитости сознания этих существ.

Эта эволюция сознания в каком-то смысле весьма похожа на дарвиновскую теорию эволюции, но различие в том, что здесь, в этих представлениях, душа переселяется из одного тела в другое, из одной формы жизни в другую жизненную форму. Душа меняет физическую оболочку согласно уровню развития сознания, который был достигнут.

Когда душа облачена в низшие формы жизни, её сознание практически подавлено, оно скрыто. И тогда, когда речь идет о низком уровне развития сознания, то наиболее существенные жизненные потребности живого существа выражаются главным образом в поглощении пищи. Однако, по мере продвижения души ко все более высоким формам жизни соответственно повышается и степень развитости её сознания.

И когда сознание становится более утонченным, к живому существу приходит понимание его внутренней потребности к самоопределению. В теле человека, в сознании души возникают вопросы «Кто Я?», «Зачем я существую?». Эта потребность внутренняя, она отличается от внешних телесных потребностей организма.

Из современных ученых, занимающихся исследованием в области сознания человека, наиболе далеко зашел в этом смысле доктор филосовских наук в области медицины Станислав Грофф , который в сотрудничестве с другими специалистами разработал основы трансперсональной психологии, чем вплотную приблизил научные изыскания к пониманию феномена души.

Субъективная эволюция

Субъективная эволюция сознания. Необходимые качества на пути бхакти. Земля эксплуатации и земля преданности. Высочайшая стадия жертвенности. Ненавистное отношение к эксплуатации. Что такое карма? Почему Рамачандра убил Бали Махараджа? Положение ачарьи, духовного учителя. Каков смысл слова «спасибо»?

Эволюция души

Формы жизни - стадии постепенного развития сознания. Различие и сходство между животной и человеческой формами жизни. Любовь - вершина развития человека. Закон кармы. Раскрытие своего потенциала через самопожертвование. Сознание Кришны - призыв обратить свою энергию на развитие любящих отношений с Богом.

Эволюция сознания

Как происходит эволюция сознания? Понятие свободы. Что значит изменить свою природу? В чем заключается прогресс йога? Свобода выбора. Как связаны эмоции в жизни с кармой? Вечные и временные ценности. Природа духовного мира. Истина, ложь и сказка. Тезис, антитезис и синтез. Радость бытия, атмарама. Путь карма-йоги. Что значит творить добро избирательно? Цель и смысл жизни. Для чего нужна садху-санга? Учение Шанкары и Будды. Учение Мадхавы Ачарьи и Махапрабху. Смысл мантры «Харе Кришна». Смысл материального существования. Техники просветления. Ложное самомнение. Природа вдохновения. Феномен гениальности.

Пять уровней сознания

Почему мы очень ограничены в восприятии? Анна майа коша – первый уровень сознания. Прана майа коша – второй уровень сознания. Мано майа коша – третья ступень развития. Вигьяна майа - четвертый уровень. Ананда майа - пятый уровень сознания. Для чего нужна аскеза?

Уровень жизни зависит от уровня развития личности

Что такое личность? 5 чувств. Устройство ума. Разум. Функции разума. Как начать жить осознанно? Связь души с Богом. Ложное Эго. Почему постоянное напряжение? Как понять любят тебя или нет? Личность – это маска. Как уменьшить механичность действий и войти в поток? Как еще, кроме спонтанности, можно войти в Поток? Как остановить мыслительный процесс? Какая должна быть цель? Как сохранять чувство достоинства? Что отличает Божественную любовь от человеческой? Как забыть человека? Что есть развитие личности? Неуверенность – значит человек не гордый? Что с позиции восточной психологии, блокирует духовный рост?

Как получить и сохранить знание

Знание передается по цепи ученической преемственности. О важности контроля чувств для сохранения знания. О приоритете внутреннего развития человека над внешним. Доказательства существования Бога. Истинное знание порождает смирение. Лучше сознательные духовные ограничения чем зависимость от материи. Счастье - в благости. Вера в Бога - признак силы человека. Об истинных причинах зла в материальном мире. Вера-знание-ограничение.

Разноообразие в преданности

Ступени на пути к вершине. Нам нужно признать разноообразие в преданности. Шримад Бхагаватам о постепенном культивировании бхакти. Есть ли преданные вне ИСККОН. «ИСККОН без границ»? Кришна принимает служение любого. Каста и варна. Почему материя так привлекательна? Проповедовать значит вдохновлять. Кто такой преданный? Океан духовной жизни. Когда проповедники опускаются до уровня прихожан… В Кали-югу мы все млеччхи. Твёрдость на своём уровне. Мы не спешим открывать жалюзи. Работать или «крутить деньги»? Грех растёт быстрее, чем духовная миссия. Мы должны признать «проблемных» преданных. «Неудобные» моменты Шримад Бхагаватам. Наша адхикара. Странные обитатели Вриндавана. «Небрахманические» стороны жизни великих преданных. Нужно ли строить варнашраму? Как понять свою адхикару. Естественная прогрессия духовной жизни и реалии ИСККОН. Могут ли материальные привязанности возникнуть из-за невнимательного повторения Святого Имени? «Нет ничего кроме Кришны».

Душа - частица сознания

Природа сварупы. Источник джива-шакти. Абсолютное верховенство воли Кришны. Материальное и духовное сознание. Прогрессивное движение к Реальности. Что такое освобождение? Раса ученика и учителя. Формирование тонкого тела. Атма - источник концепций и идей. Субъективная эволюция. Причина всех причин. Погружение атмы в материальное существование. Свободная воля атмы. Как материя возникает из чистого сознания? Субъективная эволюция. Дхама, планеты разных воплощений Кришны. Вечные лилы Кришны. Точки соприкосновения материальных и духовных реалий. Пассивное представление демонов на Голоке. Лила Нарисимхи-дева. Связь сознания и материи - духовного мира и материального. Любовь в разлуке, паракийя-раса. Положения Индры в сагуна-лиле. Ниргуна преданность Харидаса Тхакура. Положение Брахмы в Кришна-лиле. Положение асуров и суров в мироздании. Разница категорий сагуны и ниргуны. Брахма, творец - это ранг или функция. Принцип ачарья-абхман.

Введение в шесть философий

Цель жизни зависит от уровня развития сознания. Итак, вы в человеческом теле. Ум и Разум. Поможет только Высший Источник. Шесть имперсональных философий. 5 разных уровней нашего сознания. Ментальные спекуляции об освобождении. А к чему стремится преданный Кришны? Мы должны идти и проповедовать! Вопросы

Духовная любовь - путь к совершенству

Три вида любви. Любовь это процесс совершенствования. Классификация уровней сознания человека в отношении к любви. 1. Сознание растения. 2. Сознание рыбы. 3. Сознание животного. 4. Изменчивый агрессивный дух. 5. Обманчивый хитрый дух. 6. Человек ракшас, титан. 7. Цивилизованный человек. 8. Человек ищущий просветления. 9. Человек йогин. 10. Человек бескорыстный. Развитие любви. Самопожертвование в любви. История Судамы. Чистота и бескорыстие. Путь любви. Универсальная схема. Свобода мужчины в отречении. Гармония в осознании себя душой. Как недостатки становятся достоинствами. Важность понятия Бога. Причина проблем России - отношения мужчин и женщин. Ответы на вопросы. Как обнаружить в себе душу при помощи медитации? Что такое душа? 4 регулирующих принципа. Святое имя. В чем цель жизни? Как отвлечь ум от объектов, его отвлекающих? Нет совместимости в сексе. Как спасти мужа от пьянства? Исполнители кармы. Рутина.

Ведический взгляд на эволюцию. ч.1

Прошлое определяет наше будущее. Большой взрыв - не более чем гипотеза. В основе Вселенной - планирование. После взрыва - всегда хаос. Отсутствие закономерности - это не наука. Большой взрыв, расширение Вселенной - это выдох Махавишну. Эволюционная теория не выдерживает объективного анализа. Рудимент - индивидуальный признак прошлой животной жизни. Почему промежуточные формы жизни до сих пор существуют? Селекция НЕ приводит к появлению новых видов животных и растений. Природа - результат не эволюции, а деградации? Диалектическое единство эволюции и креационизма. Эволюция сознания, а не физических форм.

Почему мы получаем то или иное тело?

Почему мы получаем то или иное тело? Почему трудно поддерживать достигнутый уровень? Наука о правильной деятельности. Как правильно усваивать знания? Как Бог может слышать молитвы? Кто такой мудрец? Чем отличаются ум и разум? Можно ли есть сою? В чем смысл йоги? Ответственность за свои поступки. Почему не нужно увлекаться в азартными играми? Как нужно рассказывать об истине?

Уровни сознания от низших к высшим

Пять органов чувств, их связь с умом. Каковы функции ума и разума? Как умонастроение создает реальность? Как победить жадность ума и чувств и зачем это нужно? На что способен разум? Три потребности души. Как чувства создают иллюзию счастья? Пресыщение. Что такое ложная гордость? В чем вред частого секса? Сублимация. Что задумал сверхразум, создав мужчину и женщину? Пять уровней слушания. Где находится душа? Как избавиться от эго? Что такое духовный учитель? Преемственность знания. Типы духовных учителей. Может ли человек стать Богом? Чем любовь отличается от вожделения?

С чего начинается духовный прогресс?

Душа не нуждается в прогрессе. Необходимо осознать себя - без этого мы не сможем прогрессировать. Важно научиться управлять гунами материальной природы. Препятствия на пути духовного прогресса. Ложное отречение. Что есть «Я»? Духовное самоубийство. Необходимо видеть вещи так, как они есть на самом деле. Наша цель – очистить разум. Отречение – это когда мы служим Кришне, не меняя обстоятельств. С чего начинается духовный прогресс? Важность повторения Святого Имени. Деградация - всё материальное, а прогресс - всё духовное. Как научиться быть бескорыстным? Святое Имя является лекарством. Ответы на вопросы.

Ведическая философия

Хитрое ложное эго. Уровни сознания людей. I. Уровень еды. II. Уровень здоровья. III. Уровень анализа и размышлений. IV. Уровень истинного знания. V. Уровень высочайшего блаженства. Виды йоги. Уровни устройства общества. Целеустремленность и вера. Уровни любви. Телевизор - уровень ума. Всё начинается с аскезы. Время. История о царе Йайати. Иллюзия и истинное наслаждение. Постепенное развитие.

Уровни сознания часть 1

Данная лекция раскрывает об уровнях сознания прана-майя и мана-майя. Автор раскрывает понятия цели в жизни, успеха в трудовой деятельности, подробно описывает стремления людей (к примеру, добиться славы, признания, власти и т.п.) в прочной связи с психическими возможностями, свойствами характера. Значительно внимание уделено теме внутренней и внешней направленности деятельности ума. Поднимается тема материального богатства и жизни в гунне страсти в целом, описываются основы поведения в современном аристократическом светском обществе. Подробно раскрывается идея тонкого, чувственного восприятия окружающего мира как одна из особенностей платформы мана-майя. Объясняется природа совести, деятельность сверхдуши и ее значение в жизни человека. С точки зрения ведических писаний автор объясняет теорию разделения общества на классы, сущность власти, стремлений к высокому положению в обществе. Заключительный этап беседы – разговор о счастье, вечном неиссякаемом источнике счастья – Боге, о наших представлениях о счастье, об эгоистическом желании наслаждаться материальными объектами или другими людьми в этом мире.

Теории и откровения

Способы получения знаний: индуктивный и дедуктивный методы. Ведическая история сотворения человека. О современной теории происхождения человека. Жизнь из космоса - теория панспермии. Пять путей познания. Истина самоочевидна. Чувственное и сознательное видения реальности. Что ценнее: чувственное или интеллектуальное? Как мы видим Духовный мир, преломляющийся через Брахман? Об учении Шанкарачарьи. О разных видах рассудка. Фантазия: «Если бы я участвовал в творении». Почему в поклонении Богу большую роль играют именно стопы?

Встреча с Шурпанакхой

Шурпанакха находит в лесу Раму Лакшману и Ситу. Очарованная красотой Рамы, Шурпанакха делает ему недозволенное предложение. Лакшмана наказывает Шурпанакху за дерзость. Кхара пытается отомстить за Шурпанакху. Битва Рамы с ракшасами и полный разгром их войска. Царь демонов Равана узнает о разгроме войск Кхары. Равана решает похитить Ситу, чтобы нанести удар в единственное слабое место Рамы. Равана навещает своего дядю - чародея Маричу. Марича отговаривает Равану похищать Ситу. Шурпанакха подстрекает Равану жаждя отомщения за своё унижение. Равана просит Маричу помочь в похищении Ситы. Марича вновь пытается отговорить Равану, рассказывая о могуществе Рамы. Равана угрозами заставляет Маричу участвовать в похищении.

Уровни сознания часть 2

Лекция посвящена подробному рассмотрению природы ума и разума, разницы между этими двумя понятиями. Кроме того, Олег Геннадьевич останавливает внимание на объяснении функций основных десяти чувств (слух, осязание, обоняние, зрение, тактильное чувство, речь, движение конечностей, половое влечение, чувство, связанное с опорожнением кишечника) и разъясняет, какие из них наиболее важны для человека, как их правильно использовать, какие ошибки мы совершаем, пользуясь этими чувствами. Достаточно подробно описана работа горлового психического центра, способы его развития и результаты такой работы над собой. Особое внимание уделяется такому явлению, как ясновидение, так называемые «сглазы» и проч. Автор высказывает точку зрения Вед на деятельность экстрасенсов и подобных людей, обладающих особыми возможностями восприятия тонкого мира. В лекции рассказывается о горловом, сердечном, лобном психических центрах, их особенностях. Отдельная тема – семейные отношения, желание наслаждаться партнером в браке, взаимодействии двух людей в браке на разных психических центрах, последствия неправильных взаимоотношений.

Духовная практика – это развитие своей искренности

Деятельность в разном состоянии сознания. Что такое оправдание? Как устроена справедливость кармы? ЧПочему когда люди взрослеют, радость жизни уменьшается? Лицемерие корпоративных праздников. Что такое доверие? Что такое духовная практика? История о вере в Бога. Как развивается вера? Почему мы не хотим верить в то, что Бог это Личность? Что происходит при сближении с Абсолютной Истиной? Ответы на вопросы: Истории о Божествах. Как Бог принимает служение?

Развитие личности по чакрам с 22 до 50 лет

22 года. Страх жить вместе всю жизнь. 23 года. Уважение чувств других. 24 года. Забота о всех сторонах жизни и членах семьи. 25 лет. Устроенная гармония. Первая скука. 26 лет. Мысли о призвании и смысле жизни. 27 лет. Становление философии отца и матери. 28 лет. Желание оставить след в жизни. 29 лет. Осознание собственного несовершенства. 30 лет. Попытка достичь счастья на уровне чувств. 31 год. Оправдание своей деятельности как «незаменимой». 32 года. Попытка соединить предназначение и работу. 33 года. «Созревание философа». 34 года. Умение меняться. 35 лет. Одухотворение работы и семейной жизни. 36 лет. Страх перед общением с разумными. 37 лет. Радость от первых философских пониманий. 38 лет. Активное общение с мудрыми. 39 лет. Нахождение себя в системе мудрецов. 40 лет. Способность доказать другим свою точку зрения. 41 год. «Мудрец созрел». 42 года. Понимание духовности. 43 года. Страх перед погружением в духовность. 44 года. Одухотворение чувств. 45 лет. Систематизация духовности. 46 лет. Поиск духовной гармонии и общения. 47 лет. Понимание философии духовного развития. 48 лет. Способность давать духовные советы. 49 лет. Духовный учитель. 50 лет. Повторение цикла с начала. Слушание, повторение, запоминание. Четыре типа людей, которые обращаются к Богу.

Уровни сознания часть 4

Основная часть лекции – это рассказ об аджна-чакре и ее особенностях. Кроме того, рассматривается влияние планет Сатурн и Луна на человека, работу правого и левого полушарий головного мозга. Много внимания уделяется развитию способностей и черт характера у мужчин и женщин, даются рекомендации по правильному образу жизни. Доступно объясняется принцип работы внутренних психических каналов. Автор дает сравнительную характеристику образа жизни, развития и состояния сознания у жителя мегаполиса и деревенских людей. Интересное описание двух типов личностей: «демонические натуры» и «божественные натуры», причем отдельно мужчины и женщины, как они проявляются, как распознать в себе тот или иной тип. Что касается развития разума, автор рассказывает о «третьем глазе», гармонизации мужского и женского начал в каждом человеке, затрагивая снова и снова тему семейных отношений, жизни в браке и отклонениях в развитии у современных людей.

Уровни сознания часть 3

Лекция об анахата и вишудха-чакрах, влиянии планет на жизнь человека. Продолжается рассказ о необычных способностях некоторых людей (видение тонкого мира, прошлого, настоящего, будущего), о подмене понятий в современном мире, желании человечества найти рецепт от всех болезней. Подробно описано влияние Венеры и Меркурия. На примере истории из жизни автор раскрывает о случаях психических заболеваний, доказывает, что возникновение болезней – результат неправильного использования органов чувств. Иногда поднимается тема прошлых и последующих жизней, зачатия и рождения детей согласно Ведам, способ родить и вырастить святую личность или же деградирующего человека. Беседа снова возвращается к теме счастья, что человеку нужно для счастья, как его достичь. Уделено внимание природе женщины, обязанностям женщины в семье и возможностям ее реализоваться во внешней деятельности.

Развитие сознания по чакрам

Мантра которая разрешает открывать Священное Писание. Описание сотворения мира в Шримад Бхагаватам. Ресурсы человека: тело, чувства, ум, разум, чакры. Чакры – транформаторы космической энергии. Нижняя чакра – еда, сон, совокупление. Кундалини. Свадхистана – вместилище ложного эго, хранилище кармы. Манипура. Анахата – чакра бескорыстия. Вишудха – чакра интеллекта. Аджна. Сахасрара – духовная чакра. Ответы на вопросы: Разница между душами. Как вдохновлять мужа на ранний подъем? Мантры и православные молитвы имеют такое же действие? Об освящении пищи.

Путь духовного развития

Деятельность без развития. Путь развития. Ритм духовной жизни. В чем состоит секрет свободы? Гуны материальной природы. Как развивается сознание человека? Отождествление души с телом - корень всех проблем. Как избавиться от привязанностей? Как действовать в этом мире? В чём секрет размышлений об Абсолютной Истине? Умение понимать. Ответы на вопросы: Чем отличается теология от психологии? Слабость сердца - что это такое? В чем состоит система культуры? Что такое разочарование?

Что мешает в развитии сознания?

Наши недостатки - наши лучшие учителя. Три вида проблем. Проблемы физического характера. Позвоночник - индикатор фундамента жизни Проблемы психического уровня. Проблемы духовного порядка. Как решать проблемы? Как можно изменить себя? Будьте здесь и сейчас. Формулируйте свои желания чётко. Притча про негра в пустыне и три желания. Рассказ «Карма» Л.Н. Толстого (1894). Что мешает нам избавляться от плохой судьбы? Ответы на вопросы. Что есть духовная практика? Как быть довольным тем, что имеешь? Как ставить неэгоистичные цели?

Эволюция сознания человека пролегает, через инволюцию в материю. Процесс сравним с полным выдохом, как инволюции (отход от истока), и полным вдохом, как эволюции (возвращение к истоку). Почему и зачем так, а не иначе? Ответ прост, для обретения единства, обогащения, сотрудничества, а значит эволюции. При выдохе, внутреннее, выходит и смешивается с наружным. При вдохе, изошедшее из источника, смешанное с наружным состоянием, возвращается обогащенным домой, новыми красками и звуками.

По аналогии, Творец Создатель выдохнул из себя идею, замысел, которая смешивается со всем сущим, обретает форму, и уже Богу можно познать свое совершенство, через познание формой саму себя. Выдох из себя, это отхождение от Первотворца, падение, познание себя отдельно от источника, индивидуально. Глубина падения всегда равна высоте подъема. За схождением, падением, следует подъем, восхождение. Отдаляясь от Бога, мы неминуемо возвращаемся к Отцу назад домой, неся в себе синтез всего существующего, доведенного до совершенства восприятия внутри.

В начале, была мысль выраженная словом, то есть выдохнутая информация изнутри наружу. Так началась эволюция сознания индивидуума.

Первая раса человечества состояла из подобной Богу информации. Раса Перворожденных, в виде информационного сгустка, была наиболее подобна и схожа с Творцом, но ее не возможно было видеть, трогать, вкушать. И, тем не менее, она отстояла отдельно от Творца и осознавала сама себя.

Совершенство первой расы отобразилось зарождением планеты Земля, как царства минералов. На небесах появились существа высшего порядка Архаи. Минералы, как и Архаи, имели совершенную законченную форму, которая была неизменчива, то есть имела законченную форму, не подлежащую совершенствованию. Между ними находилась первая раса человека, соединяющая в себе верхнее и нижнее , являясь мостом между небом и землей.

Вторая раса, отошла еще дальше от Творца. Она осознавала свою индивидуальность, но все же, еще была едина со всем. На Земле вторая раса отразилась царством растений, в небесах огненным миром Архангелов. Вторая отстояла дальше, от Абсолюта, чем первая, она инволюционировала, но у нее появилось новое качество, как способность к изменению себя. Вторая раса выглядела эфирным энергетическим сгустком, ее можно было наблюдать, трогать, вдыхать, создавать новые виды. На лицо, с одной стороны, инволюция, относительно Первотворца. С другой стороны, дети Бога стали лучше осознавать сами себя и могли самовыражаться, что способствовало эволюции сознания . Богу Отцу, стало лучше познавать, пробовать, ощущать, самого Себя. Так, начался инволюционный путь отсоединения от Бога, от совершенного, абсолютного, непознаваемого.

Со временем, на земных лугах и в синем море появилось царство животного мира, в том числе и форма человека мыслящего. На небесах образовался тонкий план Ангельского мира. Данное зарождение провозгласило появление третьей расы человечества Лимурийской. Божье творенье обрело еще одно качество самовыражения, в виде эмоциональной психической энергии. У Творца появилась возможность исследовать эмоции, рожденные страхом и любовью.

Третья раса достигла максимального падения в материю, но сохранила память о любви. Характерной чертой расы была любовь к Единому Творцу Земли и Неба. Посему, отсутствовала надобность в применении силы воли, развивалось многомерное правостороннее интуитивное полушарие мозга. Жизнь принималась с радостью, такой как есть, без стремления овладеть, изменить и переделать ее. Раса познавала любовь , абсолютное принятие и обожествление жизни, сравнимое с отношением маленького ребенка к маме. Исследовав свою любовь, Творец приступил к исследованию силы творческой.

Творение отдалилось еще дальше от Любви Бога Творца Единого и образовалась раса Атлантов, четвертая. Эволюция сознания проходила, через развитие левостороннего логического полушария мозга, познавались способности мышления. Человеку дано право свободного выбора и позволено применение силы воли. Сложная задача, обретение силы без любви, привела к разрушению расы четвертой и образованию пятой расы Арийской, представителями которой мы с вами являемся. Характерность эволюции сознания в данной расе выражена соединением силы воли и любви в единое. Посредством нас, Бог познает силу доброй воли, творение в любви.

Пятая раса является поворотной точкой в эволюции сознания, где инволюция схождения, заменяется эволюцией восхождения. Из пятой, образуется шестая Золотая раса, которая будет познавать свои божественные способности творения мыслью, братство, единство, сотрудничество, целостность. На земле выразится Человеком Мастером Жизни , на небе Вознесенными Владыками.

За ней наступит эволюция сознания в седьмой Белой расе обретающей единство в Боге, единую человеческую душу, единую нацию, землю. На земле воссоздастся Богочеловек, на небе Бог Отец Единый. Цикл эволюции сознания завершится, фокусы света сольются в одно. Энергия вышла из Отца разделилась, познала сама себя и возвернулась домой совершенной. Прошла путь, от абсолютного непознанного в первой расе, через падение в материю в расе второй, познание своей божественности в расах третей, четвертой и пятой. Возвращение, назад в единое, с победой и славой божьего замысла и воли.

Таков путь эволюции сознания человека. Что дальше, по завершению цикла? Да, конечно же, следующий цикл более высокого порядка. Это вечный безграничный процесс Жизни. Бог Отец, познав свое совершенство, посредством человека, становится еще совершенней, пропорционально наших познаний, которые снова и снова необходимо познать. Нам необходимо осознать свою божественность, заинтересованность в нас природы жизни, неповторимость и незаменимость.

Сейчас, часто передаются челененги, с разных уровней сознания активного Божественного Принципа, с позиции мы высшие, а вы люди низшие. Можно так сказать линейно, можно разделить, но это от ума сущностей, а не от Бога. Утверждаю, человек создан по абсолютному подобию Бога, только Он обладает Его способностями и правом. Все остальное служит нам, да же если и не осознает этого. Высшие порядки имеют знания высшего порядка, для служения

В истории коллектива, как и в истории отдельной личности, все зависит от развития сознания.

Карл Юнг


Если шаманы действительно первыми среди людей получили систематический доступ к трансперсональным состояниям и переживаниям, то их путешествия представляют собой крупнейший шаг человечества вперед, скачок в эволюции сознания. И если способность входить в состояния тонкого, субтильного уровня скрыто присутствует в каждом из нас, то возникает вопрос, в какой степени шаманов можно считать первопроходцами на этом эволюционном пути. Ответ на этот вопрос зависит от точки зрения на эволюцию, и нам поэтому необходимо рассмотреть различные теории эволюции сознания, прежде чем мы сможем определить место шаманов в ней.

ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ

В целом существует три основные точки зрения.


Первая — это теория заката , согласно которой положение дел постепенно ухудшается, а сознание не развивается, а деградирует. Вторая точка зрения утверждает, что сознание неизменно, т.е. с доисторических времен до наших дней сознание, по крайней мере религиозное сознание, не претерпело сколько-нибудь существенных изменений. Третье направление — теория подъема, полагающая, что в сравнении с прошлым человеческое сознание существенно продвинулось на пути своего развития.

Деградация. Чаще всего идея деградации условий жизни человека и его сознания обнаруживается в мифологии народов мира. В мифах нередко сообщается о доисторическом золотом веке наряду с историями о следующих за этим лишениях. В христианстве — это райский сад Эдема и последовавшее за этим изгнание из него. В Китае — это век благоденствия, закончившийся периодом упадка. В индуизме — закат сатья-юга, золотого века мудрости и добродетели, и наступление кали-юга, времен пороков и невежества. Современные ученые обычно считают подобные идеи чисто мифологическими, хотя некоторые авторитетные мыслители допускают возможность, по крайней мере в общем, идеи упадка

Неизменность. Вторая теория утверждает, что в истории человеческого сознания (или, по меньшей мере, религиозного сознания) не было существенных изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону. С этой точки зрения самые первые практики духовных учений равны практикам новейших времен, а доисторические реализации были такими же глубокими, как и современные; шаманы древности входили в те же состояния, испытывали те же переживания, исследовали те же сферы, что и мистики совсем недавнего прошлого. Такие мысли, хотя и не подкрепленные убедительными доводами, подразумеваются в трудах таких известных ученых, как Мирча Элиаде, Джозеф Кэмпбелл и Карл Юнг. Элиаде, например, пишет:

«В шаманских переживаниях мы неоднократно отмечали «ностальгию по раю», напоминающую один из самых древних типов христианского мистического опыта. А что касается «внутреннего света», играющего первостепенную роль не только в христианской мистической теологии, но и в мистицизме и метафизике Индии, то упоминание о нем документально засвидетельствовано уже в шаманизме эскимосов.»

Гораздо больший отклик эта тема находит в работах некоторых современных популяризаторов шаманизма. Для них шаманские переживания, стадии и прозрения равносильны состояниям мистиков более поздних традиций и даже превосходят их. Это пример популярной, но и сомнительной в наше время точки зрения, согласно которой все духовные практики ведут к одной и той же мистической конечной цели; все они — разные дороги к вершине одной горы (разные методы).

Некоторые из более искушенных популяризаторов этой идеи, используя язык состояний сознания, заявляют об эквивалентности шаманских и других состояний. Мы уже упоминали о том, что и шаманы, и йоги, и буддисты достигают одного и того же состояния сознания и что шаманы «используют экзистенциальное единство — то, что индуизм называет самадхи, а спиритуализм и мистицизм Запада — озарением, просветлением, unio mystica.

Однако, как мы уже убедились, при тщательном сравнении обнаруживается явное несходство состояний шаманов, йогов и буддистов. Конечно, эмпирические различия необязательно свидетельствуют о различном эволюционном уровне этих состояний. Для оценки эволюционного уровня нужна шкала развития, позволяющая сравнивать состояния. Ничего подобного у тех, кто заявляет об эквивалентности этих состояний, нет. Такую шкалу нужно искать в другом месте, а именно в работах приверженцев третьей точки зрения, согласно которой сознание эволюционировало и, видимо, продолжает эволюционировать, все выше и выше поднимаясь по пути своего развития.


Эволюция. Для большей части истории человечества время — это не столько победный марш прогресса, сколько сменяющаяся череда циклов дня и ночи, зимы и лета, рождения и смерти. Мысль о том, что время куда-то движется, что идет непрерывный эволюционный процесс, — мысль на удивление новая, но успевшая уже глубоко укорениться в коллективном сознании Запада, а потому неудивительно, что само сознание также считается эволюционирующим. Эту идею выдвинули такие светила человеческой мысли, как Тейяр де Шарден, Джин Джебстер, Кен Уилбер, а также индийский интеллектуал и гений духа Шри Ауробиндо.

Поскольку Уилбер объединяет идеи мыслителей-предшественников в единое целое, можно сосредоточить свое внимание на его трудах, дающих полное представление об этой эволюционной точке зрения. К тому же, как мы видели в предыдущей главе, его работы содержат полезную систему расположения трансперсональных состояний сознания в эволюционном континууме.

Уилбер считает, что субтильное, каузальное и абсолютное состояния последовательно появлялись в истории человечества точно так же, как они возникают и у современных созерцателей. Поэтому он высказывает мысль о том, что утонченные (субтильные) состояния были первыми трансперсональными состояниями, достигнутыми человечеством. Тысячелетия спустя за этой реализацией последовала каузальная, а еще через несколько веков была открыта абсолютная.

Субтильные состояния, полагает он, были выявлены на заре человеческой истории благодаря шаманам. Достижение каузальных состояний произошло примерно две — две с половиной тысячи лет тому назад благодаря таким великим мудрецам, как авторы Упанишад, Будда, ранние даосы и Иисус. Открытие абсолютных состояний он относит приблизительно к VI веку н.э. и приписывает его таким мудрецам, как Бодхидхарма в Китае и Падмасамбхава в Тибете.

Какое же место в эволюционном восхождении сознания занимают шаманы? Уилбер помещает их в самом начале этого долгого процесса и считает их первыми духовными героями, первыми людьми, разработавшими технологию трансцендентного и получившими систематический доступ к субтильным состояниям. И хотя они могли изредка прорываться в каузальные сферы, их внимание, несомненно, было в основном сосредоточено на определенных субтильных состояниях и переживаниях, а шаманская мифология и технология были направлены на оказание людям помощи в достижении этих состояний.

В течение тысячелетий шаманы были, наверное, единственным связующим звеном между человечеством и трансцендентным, и только через сотни, тысячи и даже десятки тысяч лет после первых шаманов были разработаны методы, позволившие получить систематический доступ к каузальной и абсолютной сферам.

ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО

Технологии духовных традиций, ведущие к каузальной и абсолютной реализациям, обычно содержат четыре элемента духовной практики : строгую систему этики, эмоциональную трансформацию, поиск мудрости .

Одни направления уделяют некоторым из этих элементов больше внимания, другие меньше, но в подлинных каузальных и абсолютных традициях обнаруживаются, пусть и в различной степени, все четыре элемента.

Широко распространена убежденность в том, что этическое воспитание — это важный первый шаг на пути к любой значительной реализации. Это не конвенциональная этика, основанная на страхе и чувстве вины: «Делай так, а то Бог накажет». Это, скорее, подробно разработанная дисциплина воспитания ума, основанная на понимании того, что безнравственное поведение проистекает из таких разрушительных психических состояний, как жадность, ненависть, осуждение и зависть, и, более того, укрепляет их, а высокая мораль, напротив, способствует трансценденции. Интересно отметить, что этичное поведение — огромное благо не только для духа, но и для психики человека, что хорошо понимали еще в античные времена. Современные психотерапевты только сейчас начинают заново открывать эту древнюю истину.

Преобразование эмоций является частью этического воспитания, делающей этот процесс более устойчивым и успешным. Практически универсален особый акцент великих духовных традиций на важности работы по ослаблению таких разрушительных эмоций, как страх и злоба, и одновременно по поощрению более благотворных для личности и общества состояний любви, радости и сострадания. Уход от разрушительных эмоций уменьшает и их растлевающее воздействие на психику. Не разрываясь более между алчностью и страхом, практикующему теперь легче концентрировать и удерживать внимание на любом выбранном им объекте , а это открывает путь к дальнейшему развитию, поскольку ум можно теперь сознательно направлять к желанным состояниям и таким образом культивировать их.

Эти традиции утверждают, что внимание можно и нужно развивать . Однако психологи на Западе во многом согласны с Уильямом Джеймсом, который считает, что «произвольное внимание невозможно поддерживать постоянно». В этом — разительный контраст между представлениям большинства западных психологов (внимание не поддается тренировке) и духовных традиций (внимание нужно развивать). Поэтому можно легко понять, почему «нет другого такого предмета, который занимал бы более важное место во всех традиционных учениях; нет другого такого предмета, который подвергался бы большему забвению, непониманию и искажению в современном мире.

Джеймс, признавая ограниченность нашего нетренированного внимания, понимал и важность его развития: Способность снова и снова произвольно возвращать назад ускользающее внимание — основа рассудительности, характера и воли . Невозможно быть compus sui, не обладая этой способностью. Воспитание, направленное на усиление этой способности, было бы воспитанием par excellence.

Медитативные традиции, такие, как классическая йога или буддизм, утверждают, что дают преимущественно именно такое воспитание.

И наконец, последняя из четырех составляющих программы подготовки — поиск мудрости . Это не обычное знание и даже не житейская мудрость. Скорее, это трансцендентная мудрость, называемая на Западе гнозис и на Востоке джнана, основанные прежде всего на непосредственном переживании и интуитивном проникновении в сущность своего ума и природы.

Различные традиции на некоторых из этих четырех аспектов сосредоточивались в большей, на других — в меньшей степени, но все истинные пути в той или иной мере используют все четыре составляющие. Этическое воспитание универсально. Тренировка внимания, вплоть до достижения непоколебимой устойчивости, — основная цель классической йоги. Эмоциональной трансформации и культивированию чувства любви придают особое значение бхакти-йога и христианство, в то время как тибетский буддизм подчеркивает важность сострадания. Джнана-йога и некоторые школы буддизма обращены к мудрости.

Предшественников всех этих видов подготовки можно найти среди представителей шаманизма. В своих лучших проявлениях шаманизм уже давно основывается на этике сострадания и служения. В определенной мере существенным компонентом подготовки шамана является и эмоциональная трансформация, особенно укрощение страха. Шаманов австралийских аборигенов, например, предупреждают об ужасающих видениях, с которыми им предстоит столкнуться во время подготовки, и о необходимости не поддаваться страху. «Вы видите, как горит ваша стоянка, как разливаются реки крови, льет дождь, гремит гром, сверкает молния, как колеблется земля и движутся холмы, как вращаются смерчи и раскачиваются на ветру деревья. Не бойтесь... Если вы будете слушать и смотреть на это все без страха, то никогда и ничего не будете бояться».

Нередко описывается, насколько шаманы превосходят других по силе концентрации внимания. Хотя они не ставили себе целью достижения тех чрезвычайных степеней непоколебимого внимания, к которым стремились поздние йоги, ясно, что напряженные занятия по развитию внимания нередко были частью подготовки шамана. Например, эскимосского шамана Игьюгарьюка, чью инициацию мы рассматривали в 5-й главе, оставляли на месяц в крошечном чуме, давали ему ничтожно мало еды и воды и «призывали думать только о Великом Духе и о духе-помощнике, который вскоре явится, — и так предоставили его самому себе и своим размышлениям».

Итак, технология трансцендентного значительно продвинулась вперед на своем эволюционном пути с тех пор, как кто-то из древних обнаружил, что удар по натянутой коже барабана порождает раскатистый звук, а если бить в нее снова и снова, последуют странные, приятные переживания. Шаманы припоминали и воссоздавали такие случайные открытия, вплетая их в действенный набор приемов и знаний, передаваемых из поколения в поколение. Тысячи лет спустя первые мудрецы усовершенствовали, отточили некоторые аспекты шаманской технологии, добавили к ним свои собственные и таким образом открыли человечеству путь к каузальной и абсолютной реализациям.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ РЕАЛИЗАЦИЙ


Пожалуй, пора сделать некоторые замечания относительно сравнительных трудностей, связанных с доступом к переживаниям тонкого, каузального и абсолютного уровней. Важный аспект проблемы какой процент последователей различных традиций достигает реализации, которая является целью этих традиций? У нас есть некоторый косвенные и, к сожалению, не слишком надежные данные. Эти косвенные данные позволяют предположить, что достичь определенной степени шаманской реализации намного легче, чем реализовать цели более поздних традиций.

Например, Майкл Харнер, исходя из своего собственного опыта полагает, что 90 процентов участников школ шаманского мастерству способны начать шаманские путешествия. С другой стороны, если мы обратимся к более поздним традициям, то в целом складывается впечатление, что среди христианских созерцателей, индийских йогов, буддийских медитирующих и неоконфуцианцев существенной реализации суждено достичь лишь немногим, да и то только после долгих лет упорной подготовки. Говорят, например, что приблизительно один из 100000 буддийских медитирующих овладевает высшими формами концентрации.

Это наводит на мысль о наличии определенной связи между эволюционной стадией и временем, частотой и легкостью ее открытия, общем, чем выше эволюционная стадия, тем позже она проявляется практике человечества в целом и тем ниже процент людей, достигавших ее лично. С этим хорошо согласуется тот факт, что шаманизм самая ранняя из зародившихся традиций, и даже в наши дни он открывает людям сравнительно легкий доступ к измененным состояниям сопровождающим их озарениям.
Эта сравнительная простота, возможно, одна из главных причин популярности шаманизма на Западе в настоящее время.


Шаманизм служит людям сегодня так же, как служил в течение многих сотен лет в прошлом: он предлагает относительно легкий (и, возможно, единственный на протяжении большей части человеческой истории) способ достижения контролируемой трансценденции. Таким образом, шаманов можно считать предтечами бесчисленного множества мудрецов иных традиций и первооснователями «великой традиции» — итога религиозно-духовной мудрости человечества.