Схемы анализа художественного произведения. Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе? Как делать анализ теста по русскому языку

Как делать анализ текста

продолжить работу над обучением учащихся выполнять комплексный анализ текста

Образовательные формировать ууд по работе с прозаическим текстом

Воспитательные: формировать у детей чувство любви к матерям, сострадание

Время урока 45 мин

Ход урока:

    Орг. Момент, 3 мин

    Повтор изученного на предыдущем уроке, фронтальный опрос

    Из чего состоит наша речь? (если буквы, звуки, предложения, то: “А, о, в, у!” Спрашивает: „Вы поняли мою мысль? Лес, дом, посадить! Теперь все понятно? В лесу уже растут грибы! Ясно ли, зачем я вам даю об этом информацию?"

Делается вывод, что обычно наша речь состоит из нескольких предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически.

    Какие основные признаки текста вы знаете?

Отличительные черты текста – это:

    Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

    Тематическое единство;

    Грамматическая связь между предложениями.

    Какие стили речи вы знаете? Каковы их основн отличит черты?

Какова композиция каждого стиля? (можно графически

    Что означают понятия тема, микротема, тематика?

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

Тематика – это совокупность тем.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста(пункты или подпункты

плана раскрытия всей темы).

    Какие вопросы необходимо осветить при анализе текста?

    Работа над темой:

Работа в парах.

Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.

Докажите, что это текст. На какие смысловые части его можно резделить? Каковы темы этих частей? Какие слова это доказывают? С помощью каких образов связаны эти части? Каков стиль текста? Какова структураня связь предложений (параллельная, цепная?) изобразительно-выразительные средства? Логическое ударение?

(на зад-е 7 минут)

Есть ли у вас вопросы? Все ли поняли, как работать?

По плану, записанному на прошлом уроке, разберите предложенный текст. Напоминаю, что это должен быть связанный текст, а не набор ответов на вопросы. Подберите эпиграф к тексту. (из предложенных)

Работа. (15 минут)

Проверка

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке, какие навыки приобрели? Что показалось интересным?

Домашняя работа – из текста гиа 2014 по географии выбрать текст, сделать его комплексный анализ.

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями - мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью - это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи - это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие - параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу - рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения - художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший - один - путник - недовольный - горе-путник - утомлённый дорогой ).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все - один, весело - брюзжа, труд - лень, жизнь - смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах ) до отрицательно-оценочных (брюзжал ), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере - линейно. Есть завязка - отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка - это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники - уставший - Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он - над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать - составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ - это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: "что этим отрывком автор хотел сказать?".

Стоит помнить, что тема - это предмет рассуждения. А тематика - это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. - легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста - в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста - повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного - если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора - показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль - это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства - союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием - антитеза, т.е. когда идет противопоставление - глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности - используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности - безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

Цели и задачи:

  • совершенствовать навыки комплексного анализа текста, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
  • подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;
  • научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации;
  • развить аналитические и творческие способности учащихся, отработать навыки культуры речи;
  • повысить интерес детей и воспитать уважение к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык…

Д.С. Лихачев

1) Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Евгения Вестника «Ода русскому языку».

Ода русскому языку

О, бедный мой язык родной, ОсУжденный и инциНдент,
О, прелесть русской речи чистой! БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».
Кто не глумился над тобой – От сердца я хочу воззвать
Шпана, чиновники, лингвисты… Ко всем, кто сын России верный:
Кто бедолагу не ломал, Пора не «начАть», а начАть
Не выворачивал, не мучил: Язык наш очищать от скверны.
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, Друзья, следите за собой,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Когда по-русски говорите,
Райбочий и интеллигент Ведь это наш язык родной
Родную речь, как шавку, лупят: Его для внуков сохраните.

– Добрый день, дорогие ученики. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас видеть здоровыми, красивыми и в хорошем настроении.
– Скажите, пожалуйста, ребята, какова главная мысль стихотворения Евгения Весника? (Уметь выражать свои мысли четко и ясно. Речь должна быть красивой, грамотной и понятной. Говорящему и пишущему необходимо иметь как можно больший словарный запас).

Сообщаем эпиграф. Тема урока. (Приложение 1 . Слайд 1 «Тема урока». Слайд 2 «Эпиграф»).

– Сегодня на уроке мы будем стараться приблизиться к признанным образцам слова, будем анализировать чужую речь, наблюдать за своей и пробовать творить.
– Как правильно нужно произнести слова: ОблегчИть, БлАга, сочуВствовать, начАть, прИнял, осуждЕнный, прАвы, подключИл. (Приложение 1 . Слайд 3)

Слово учителя:

– Молодцы! Я думаю, что вы готовы к большой аналитической работе, но сначала проведем лингвистическую разминку. На партах разложены листы с вопросами, обратите, пожалуйста, внимание на лист №1.

2. Разнообразные формы работы с текстом

1) Лингвистическая разминка. (Приложение 1 . Слайд 4)

Цель: повторение ранее изученного материала по основным разделам русского языка.

– Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительных средств?

Зверю – берлога, Женщине – лукавить,
Страннику – дорога, Царю – править,
Мертвому – дроги, Мне – славить
Каждому – свое. Имя твое.

(М. Цветаева)

(Односоставное предложение, эллипсис)

– Замените иноязычные слова русскими синонимами: аргумент (логический довод, суждение, положения, факты), антракт (перерыв), доминировать (преобладать, господствовать).

– Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?

На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, – но сна и там нет! (3)

– Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл текста?

Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение.
Да, все чувства…исключая одно: благодарности.
Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги…но любовь – не деньги. (И. Тургенев)

  • «От ненависти до любви – один шаг».
  • «Любовь – не деньги».
  • «Благодарность – не любовь».

– Определите, сколько звуков в слове ПРОСТИТЬСЯ. (8)

– Определите тип односоставных предложений:

А) В домах не светилось ни одного окна. Безличное
Б) Верно говорю? Определенно-личное
В) Цыплят по осени считают. Обобщенно-личное
Г) Ни соринки, ни песчинки кругом. Генитивное
Д) Он – на крышу, я – за ним. Эллипсис.

(Проводим краткий анализ работы). Можно добавить задания.

– Вы действительно очень много знаете. Мы переходим к комплексному анализу текста, проведем стилистический эксперимент. Предлагаю провести работу по вариантам в течение 10 минут. Обратите внимание на лист № 2 с текстом В. Пескова.

(Делим учащихся класса на группы)

Вопрос: «Соответствует ли сочинение предложенному плану?» (Приложение 1 . Слайд 10) (Выслушиваем 1-2 учеников).
– Предоставим слово Смыслиной Анне, которая написала рецензию на текст В. Пескова.
А вас, ребята, я бы попросила впоследствии ответить на вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?». Слайд 6. План рецензии.

В. Рецензия на текст (Смыслина Анна). (Приложение 3 , Приложение 1 . Слайд 11)

Вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?» (Выслушиваем 1-2 учащихся).

Вывод: предложенные вам творческие работы показали актуальность изучения темы «Анализ текста», вы услышали образец сочинения по прочитанному тексту (уровень «С» ЕГЭ) и рецензии.

5. Подведение итогов

– Что полезного вы, ребята, получили на этом занятии? С какими новыми понятиями в науке вы познакомились? (Стилистика, текст, основные признаки текста, экстралингвистические черты стиля, структура стилистического анализа текста и других видов анализа, как определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры). На нашем занятии мы закрепили навыки написания сочинения по прочитанному тексту, сочинения-рецензии.
Успехов вам в дальнейшем изучении глубин нашего необъятного русского языка!
(Приложение 1 . Слайды 12-15) Стилистические термины: стилистика, текст, основные признаки текста, виды связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, виды анализа текста.

– Мне хотелось закончить урок стихотворением о русском языке:

Издревле, когда еще чтилась рогатина, Вокзалы, метро в малахите да мраморе,
Богатствами славилась наша земля, Василья Блаженного купол витой?
В слоеньях хребтов – изумруды да платина, Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
В реках – осетры, а в лесах – соболя. Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Ну, где – укажите! – найдете вы за морем Созданье народного светлого гения –
Овитый былинами Кремль золотой, Могучую, звучную, сочную русскую речь!

– Уважаемые ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот весенний день. Спасибо. (На доске маркером нарисован «букет», без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы).

Список литературы :

  1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. – М, 2001.
  2. Арефьева С.А. Единый государственный экзамен по русскому языку – 2006: Учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006.
  3. С.А.Арефьева. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. – М.: Прометей, 1998.

. (9-11 классы)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)

5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?

6. Какое настроение преобладает в тексте?

7. Определите тему текста.

8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).

9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.

10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).

11. Как соотносятся начало и конец текста?

12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?

13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

14. Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.

Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?

Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?

Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.

Найдите перифразы. С какими целями они использованы? Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?

Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста
Текст как предмет лингвистики - это группа предложений, объединенных в целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие признаки.

1. Членимость текста . Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является.

2. Смысловая цельность текста . Она проявляется, во-первых, в том, что любой текст - это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых, в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста). Помимо этого, текст имеет относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец.

3. Связность текста . Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть . То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, - «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба.

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» - в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа: цепной и параллельный. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго - «данным» в третьем и т. д. Например: Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку. (Ю. Куранов)

Главное в цепной связи - повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.

При параллельной связи одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами (в данном случае глаголы несовершенного вида в прошедшем времени).

В тексте могут быть использованы различные средства связи : повторяющиеся слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением части и целого. Важным средством связи является соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых, а также порядок слов.

В художественном, публицистическом, научном и деловом стилях чаще используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Местоимения же широко используются во всех стилях речи. Повтор при параллельной связи обычно придает речи торжественность, приподнятость.
Анализ и информационная переработка исходного текста
Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения.

Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных категорий:

Темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);

Идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?);

Проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?);

Внимание! Чтобы успешно справиться с содержательно-языковым анализом исходного текста, важно четко представлять содержание понятий «тема», «идея», «проблема», «позиция автора», а также знать особенности выражения соответствующих содержательных категорий в текстах разных типов.

Запомните!

Тема текста - это не просто предмет изображения (то, о чем пишет автор в тексте), а определенные стороны того или иного понятия, явления жизни, которые выделяет, по-своему передает, а нередко и оценивает автор.

Идея текста (идейный смысл текста) - это главная мысль текста, его главный вывод. Идейный смысл текста всегда четко соотносится с его основной проблематикой (основной проблемой). Поэтому правильное определение основной идеи текста (основной мысли автора) является главным условием для верного определения основной проблемы (основной проблематики) текста.

Проблема текста - это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса.

Например:

Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?)

Проблема взаимоотношения человека и природы (Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?)

В тексте может быть не одна, а несколько проблем - в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.

Тема текста и его основная проблема иногда очень тесно взаимосвязаны, и их разграничение может вызывать значительные трудности. Это наблюдается, например, в тех случаях, когда текст посвящен какому-либо сложному явлению или понятию, сама сущность которых может рассматриваться как определенная проблема (ср., например, такие понятия, как добро, счастье, красота и т. п.). В таких случаях принято говорить о проблемной теме текста (например, тема исторической памяти народа и проблема исторической памяти).

Позиция автора - это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.

Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости разграничивается основная и дополнительная информация. По способу выражения информация может быть явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой, или подтекстной).

Прямая информация представляет собой сведения, мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются автором текста. Скрытая (подтекстовая) информация содержится в подтексте и должна быть выведена читателем самостоятельно на основе содержащихся в тексте утверждений автора и его оценок изображаемого.

Характер информации и соответственно способ выражения идейного смысла текста и авторской позиции во многом зависят от избранных автором стиля и типа речи.

Внимание! В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т. е. в подтексте.

Если исходный текст представляет собой текст-рассуждение, то для определения его идеи и авторской позиции важно проанализировать все композиционные части: исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод - и на этой основе определить или сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться во всех абзацах текста) и его основную идею.

Для выяснения идейного смысла и позиции автора в тексте-повествовании также необходим анализ композиционных частей текста: экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Особое внимание следует уделить кульминации и развязке, а также тому, от какого лица ведется повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на вопросы: что хотел сказать автор? Каково его отношение к тому, о чем повествуется в тексте?

При определении идейного смысла текста и позиции автора в тексте-описании следует прежде всего обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор оценивает описываемый предмет или явление.

Учитывая отмеченные обстоятельства, содержательный анализ исходного текста уже на первых этапах работы необходимо сочетать с языковым анализом, который должен быть направлен: 1) на определение типа и стиля речи исходного текста; 2) на выяснение того, как, каким образом (прямо или косвенно, в словах самого автора или как-нибудь иначе), с помощью каких содержательно-композиционных и собственно языковых средств автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста. Поэтому важно не только точно определить те фрагменты текста (абзацы, предложения, слова), в которых наиболее полно выражаются идейный смысл и позиция автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности, отобранные автором из множества возможных (например, вопросо-ответная форма изложения, использование тропов и фигур, слов с суффиксами субъективной оценки, разговорных синтаксических конструкций и т. д.).

В) Человек может погибнуть как вид, если нравственное чувство не будет контролировать развитие науки.

Г) Ученые не вправе прерывать свои исследования ни при каких обстоятельствах, ибо в непрерывном движении вперед и заключается смысл науки.

3. Определите стиль и тип речи этого текста.

Б) художественный, описание

В) научный, рассуждение и описание

Г) разговорный, рассуждение

4. Значение какого слова определено неверно?

А) эволюция - развитие

Б) существенный - важный, необходимый

В) этический - нравственный

Г) манипулировать - отзываться на какое-либо воздействие извне

5. Какой смысл имеет выражение «объявить мораторий»?

Б) отсрочить, приостановить те или иные действия

В) объявить недействительным, завершить

Г) потребовать исполнения тех или иных функций от какого-либо лица

6. Какое высказывание о речевых особенностях текста является неверным?

А) Многочисленные вопросы выражают сложность и остроту поставленной проблемы.

В) Антитезы, сложные предложения с противительным союзом но показывают всю глубину трагических для человека противоречий.

Г) Сопоставление с динозаврами позволяет автору в аллегорической форме выразить мысль о сверхъестественном могуществе человека.

7. Каким предложением из текста можно подтвердить следующее высказывание?

Современная наука сделала человека могущественным, но если он забудет о высокой нравственной ответственности, то станет рабом тех сил, которые сам же и открыл.

А) 2 Б) 8 В) 13 Г) 29

8. Какое предложение является итоговым суждением этого текста?

А) 7 Б) 28 В) 11 Г) 5

9. В предложении 28 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную и воздействующую силу мысли автора.

А) метафора

Б) контекстуальные антонимы

В) парцелляция

Г) эпитет

10. Какая из формулировок отражает основную мысль автора?

A) Открытие генетического кода - величайшее достижение современной науки.

Б) Наука является важнейшей движущей силой в развитии человечества.

В) Нравственность есть главное препятствие на пути развития науки.

Г) Прогресс науки не должен происходить без учета нравственных критериев.

11. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора?

A) опровергает

Б) призывает

В) предупреждает

Г) критикует

12. Какое название наиболее точно отражает смысл исходного текста?

A) «На краю пропасти»

Б) «Без всякой надежды на спасение»

В) «В плену предрассудков»

Г) «Дорога первопроходцев»

13. Какая из проблем не рассматривается в тексте?

A) изменения человека как вида

Б) будущего (судьбы) человечества

В) сущности науки как вида человеческой деятельности

Г) нравственной ответственности в современной науке

В) Сын хотел не заметить пришедшую мать, но все-таки подошел к ней.

Г) При виде матери Вадичка все-таки почувствовал, что у него болит за нее сердце.

3. Какое высказывание искажает смысл текста?

A) Вадичке стыдно перед товарищами за свою старую бедную мать.

Б) Мать любит своего сына, несмотря на его отношение к ней.

В) Мнение друзей заставляет мальчика относиться к матери более жестко и даже жестоко.

Г) Мать никогда не простит сына за то, как он обошелся с ней во дворе гимназии.

4. Определите стиль и тип речи этого текста.

A) публицистический, рассуждение

Б) художественный, повествование с элементами описания

В) художественный, описание с элементами рассуждения

Г) разговорный, рассуждение

5. В каком предложении текста прямо говорится об отношении сына к своей матери?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

6. В каком предложении текста содержится скрытая информация об отношении сына к матери?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

7. В каком предложении отсутствует как прямая, так и скрытая информация об отношении мальчика к своей матери?

А) 5 Б) 7 В) 10 Г) 11

8. В предложениях 3-6 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную силу мысли автора, его воздействие на читателей.

A) метафора

Б) разговорные синтаксические конструкции

В) разговорные слова

Г) диалектные слова

Д) фразеологизмы

Е) антитеза

Ж) эпитет

З) оксюморон

И) сравнение

К) инверсия

9. Какая из проблем не рассматривается в тексте?

A) Проблема отношения сына-подростка к пожилой матери. (Как относится сын к матери? Понимает ли он свою мать? Чувствует ли ее любовь к нему?)

Б) Проблема материнской любви. (В чем смысл материнской любви? Чувствует ли мать отношение сына? Почему она прощает его?)

В) Проблема «пропасти» между богатыми и бедными. (Почему бедные и богатые никогда не поймут друг друга? Как относятся богатые к бедным? Почему?)

Г) Проблема истинных жизненных ценностей. (Что является мнимыми и истинными ценностями? Что дороже: любовь близких или внешнее благополучие и авторитет среди друзей?)

10. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора, касающуюся проблемы отношения сына к матери?

А) сочувствует

Б) предупреждает

В) одобряет

Г) осуждает

11. Какая из формулировок не соответствует основным мыслям автора?

3. Предлагаемые вопросы и ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.

Напишите, о чем этот текст. Какова его проблематика? В чем заключается позиция автора текста? Оцените речевое оформление текста.