Государственное регулирование финансового рынка рф. Государственное регулирование финансового рынка Государственное регулирование финансового рынка

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка - саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2011 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на -услуг (от англ. FOReign Exchange - рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере. Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам.

Финансового рынка – процесс упорядочения деятельности различных участников финансового рынка и проводимых ими операций организациями, уполномоченными на подобные действия. Процесс государственного регулирования включает в себя следующие пункты:

  • Законодательная деятельность вкупе с принятием нормативно-правовых документов, суть которых - регулирование процессов функционирования рынка
  • Проведение лицензирования и контроля деятельности проф. участников, а также финансовых посредников рынка ЦБ
  • Соблюдение антимонопольного законодательства
  • Защита законных интересов и столь же законных прав инвесторов, эмитентов и кредиторов
, случившийся в 2008 году, дал понять, что процессы регулирования финансовых рынков не всегда соответствуют уровню интеграции и развития финансовых рынков, которые являются в достаточной мере нестабильными. При взаимодействии нескольких финансовых рынков происходит дестабилизация отдельно взятых национальных рынков, что в подобных условиях усложняет работу государственных органов регулирования. Государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляется следующими структурами: 1.ФС по финансовым рынкам:
  • Государственная регистрация ЦБ и выпуск отчетов по итогам эмиссии ценных бумаг
  • Обеспечение соблюдения законодательства РФ относительно обеспечения информацией участников рынка ЦБ
  • Контроль участников финансового рынка и осуществление надзора за ними
2.Инспекция НПФ ФС по труду и занятости
  • Лицензирование НПФ
  • Контролирование финансового состояния НПФ
  • Разработка и утверждение методических документов и нормативно-правовых актов, занимающихся регулированием деятельности НПФ
3.Центробанк
  • Установка правил по проведению расчетов и банковских операций, совершаемых на территории РФ
  • Проведение лицензирования кредитных организаций
  • Контроль деятельности различных кредитных организаций
  • Регистрация ЦБ кредитных организаций
  • Осуществление контроля и регулирования проведения валютных операций
4.ФС страхового надзора МФ РФ
  • Выдача страховым компаниям лицензий
  • Контроль финансового состояния страховщиков
  • Разработка методов и норм страховой деятельности
Защита кредиторов и различных инвесторов на финансовом рынке Основной целью, принятого Правительством РФ, ФЗ «О защите прав инвесторов» является попыткой обеспечения полноценной защиты законных интересов и столь же законных прав инвесторов, которые занимаются инвестированием накопленных средств в , кроме этого осуществление контроля за выплатами компенсаций и прочего возмещения нанесенного ущерба инвесторам эмитентами, в ходе осуществления ими различной деятельности, или проф. участниками рынка ЦБ. Согласно, данного закона может в любой момент времени потребовать у проф. участника рынка копию его лицензии, предоставляющей данному участнику право на осуществление , копию зарегистрированного документа, подтверждающего наличие государственной регистрации и попросить предоставить всю информацию относительно интересующих его ценных бумаг и имеющихся гарантий. Все жалобы инвесторов относительно нарушения их прав участниками рынка ЦБ рассматриваются органами федеральной власти (исполнительной), занимающимися регулированием процессов на РЦБ. Причем срок рассмотрения поданной жалобы не должен быть более двух недель.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственное регулирование финансового рынка состоит в осуществлении государством комплексных мероприятий по упорядочению, контролю, надзору за рынком и предотвращение злоупотреблениям и нарушениям в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:

 создания условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;

 защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;

 контроля за прозрачностью и открытостью рынка;

 соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;

 предотвращения монополизации и содействия развитию добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются разные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка – инвесторов и эмитентов, государственное регулирование может обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. Основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:

 принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;

 регулирование выпуска и оборота финансовых активов;

 регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации про их выпуск, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска и продажи финансовых активов;

 регулирование прав и обязанностей участников рынка;

 создание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечение контроля за такой деятельностью;

 создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке;

 контроль за достоверностью информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;

 контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п..

С помощью законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и определенной мерой направляет развитие рынка в заданном направлении. К основным направлениям государственного регулирования финансового рынка относится регулирование:

Процедур выпуска и оборота финансовых активов;

Разных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;

Деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);

Деятельности иностранных участников рынка.

Все участники рынка принимают участие в создании информационного обеспечения рынка. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственным органам власти, которые формируют соответствующую законодательную базу и создают надлежащие условия для ее действующего использования.
С понятием информационного обеспечения рынка тесно связано понятие «прозрачности» рынка – чем более полной и достоверной информацией владеют участники рынка, тем «прозрачнее» этот рынок. Сегодня одним из «прозрачных» рынков считают финансовый рынок США, на котором участникам рынка доступна такая информация о финансовых активах и их эмитентах, которую в других странах не вменяют в обязанность делать достоянием гласности.

Государство на финансовом рынке может выступать как в роли потребителя финансовых услуг, так и выполнять специфическую и очень важную функцию - регулирование финансового рынка, которая заключается в осуществлении государством комплекса мер по упорядочению, контроля, надзора за деятельностью финансовых посредников и предотвращения злоупотреблением и нарушением в этой сфере.

Потребность в регулировании финансового рынка определяется следующими факторами:

На финансовом рынке работает огромное количество его участников, тех, кто имеет избыточные финансовые активы, и тех, кто их требует. Интересы этих участников, прежде всего, профессионалов, то есть тех, кто имеет профессиональные финансовые знания, часто диаметрально противоположными, антагонистическими, поэтому государство должно внедрять соответствующую систему регулирования;

наиболее многочисленной категорией инвесторов на финансовом рынке являются частные лица, которые имеют избыточные денежные средства, готовы предоставить их на коммерческих началах в пользование, но профессиональными финансовыми знаниями не обладают. Без создания надежной системы защиты прав и интересов этих инвесторов финансовый рынок вообще не будет работать; - на финансовом рынке реализуются государственные интересы по поводу воплощения макроэкономической политики, которая обеспечивает комплекс экономических и политических приоритетов, и государство должно быть уверено, что финансовый рынок с его инструментами будет работать в контексте этих приоритетов. Функции регулирования и контроля за рынком ценных бумаг осуществляется государством путем формирования специальных структур, потребность в которых обусловлена спецификой способов регулирования, связанных с контролем за раскрытием больших массивов информации, выдачей большого количества лицензий и специальных разрешений, организацией регистрации выпусков ценных бумаг и профессиональных участников финансового рынка, необходимостью постоянной адаптации законодательства и подзаконных норм в сфере финансовых услуг, которая динамично развивается и изменяется, а также рядом других обстоятельств.

Зарубежный опыт не дает однозначного организации системы регулирования и контроля на рынке финансовых услуг. Разнообразие подходов в этой сфере определяется прежде всего степенью развития финансового рынка; особенностями законодательства, которое в различных государствах отличается уровнем жесткости; социальной и правовой культурой общества; уровнем организации профессиональных объединений участников фондового рынка, способных взять на себя значительную часть работы по регулированию деятельности на нем, и тому подобное.

в Связи с указанными факторами различают формы, приемы и методы деятельности по регулированию и контролю выполнения законодательства и правил цивилизованного поведения на финансовом рынке, а также ответственности за их нарушение.

В странах с развитой рыночной экономикой регулирование финансового рынка является, как правило, двухуровневым. На верхнем уровне регулирование осуществляется соответствующим государственным органом, который функционирует в определенном правовом поле. Низший уровень регулирования обеспечивается саморегулируемыми организациями, которые создаются профессиональными участниками финансового рынка (разного рода биржи, ассоциации, союзы, лиги и тому подобное).

Государственное регулирование является общеобязательным, субординаційним и осуществляется на условиях принуждения, если это необходимо, до участников финансового рынка. Главной задачей этого регулирования является согласование интересов участников рынка через определенные правовые ограничения и запреты, а также через косвенное вмешательство государства в деятельность финансового рынка. Мерами такого вмешательства являются: налоговая политика, которая влияет на потребность в финансовых активах; монетарная политика регулирует предложение финансовых активов; внешнеэкономическая политика, которая регулирует операции с иностранной валютой; долговая политика, которая влияет на внутренний рынок ссудных капиталов, и тому подобное.

Относительно регулирования, которое обеспечивается саморегулируемыми организациями, то оно осуществляется не методами жестких нормативных предписаний, а через переговорный процесс, индивидуальные согласования с отдельными участниками финансового рынка и тому подобное. В различных государствах соотношение между воздействием верхнего и нижнего уровней регулирования является различным. Например, в США и Франции преобладает государственное регулирование финансового рынка, а в Великобритании доминирует регулирования финансового рынка через саморегулируемые организации.

В Украине государственное регулирование финансового рынка осуществляется с помощью таких государственных структур:

1. Национального банка Украины (НБУ) в части регулирования рынка банковских услуг. Банковское регулирование является одной из функций НБУ, которая заключается в создании системы норм, которые упорядочивают деятельность коммерческих банков, определяют общие принципы, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства. Основные экономические и правовые основы кредитования закреплены в действующем законодательстве Украины.

Согласно Закону Украины "О банках и банковской деятельности", НБУ выдает коммерческим банкам лицензию на кредитование юридических и физических лиц. Коммерческий банк может получить лицензию на предоставление кредитов заемщикам при условии выполнения требований НБУ, содержащихся в положении о порядке лицензирования банков в Украине и нормативных документов по кредитованию. Собственно лицензирование банковской деятельности осуществляется с целью допущения на рынок банковских операций отечественных коммерческих банков, деятельность которых согласно установленным НБУ обязательным требованиям не угрожала бы интересам их клиентов.

2. Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) относительно регулирования рынков ценных бумаг и производных ценных бумаг.

Основными задачами НБУ являются:

1) формирование и обеспечение реализации единой государственной политики относительно развития и функционирования рынка ценных бумаг и их производных в Украине, содействие адаптации национального рынка ценных бумаг к международным стандартам;

2) координация деятельности государственных органов по вопросам функционирования в Украине рынка ценных бумаг и их производных;

3) осуществление государственного регулирования и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных на территории Украины, а также в сфере совместного инвестирования;

4) защита прав инвесторов путем принятия мер по предотвращению и прекращению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применение санкций за нарушение законодательства в пределах своих полномочий;

5) содействие развитию рынка ценных бумаг;

6) обобщение практики применения законодательства Украины по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг в Украине, разработка предложений относительно его совершенствования.

3. Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) в части регулирования других рынков финансовых услуг.

Основными задачами Нацкомфинуслуг являются:

1) формирование и обеспечение реализации политики государственного регулирования в сфере рынков финансовых услуг (кроме рынка банковских услуг и рынков ценных бумаг и производных ценных бумаг);

2) разработка и реализация стратегии развития рынков финансовых услуг и решение системных вопросов их функционирования;

3) обеспечение разработки и координации единой государственной политики относительно функционирования накопительной системы пенсионного страхования;

4) осуществление в пределах своих полномочий государственного регулирования и надзора за предоставлением финансовых услуг и соблюдением законодательства в соответствующей сфере;

5) защита прав потребителей финансовых услуг путем применения в пределах своих полномочий мер воздействия с целью предотвращения и прекращения нарушений законодательства на рынке финансовых услуг;

6) обобщение практики применения законодательства Украины по вопросам финансовых услуг и рынков и разработка предложений по их совершенствованию;

7) разработка и утверждение обязательных к выполнению нормативно-правовых актов по вопросам, относящимся к ее компетенции;

8) координация деятельности с другими государственными органами;

9) внедрение международно признанных правил развития рынков финансовых услуг.

Национальный банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг обязаны сотрудничать, то есть своевременно сообщать друг другу о любых наблюдения и выводы, которые являются необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей. Они также имеют право на доступ к информационным базам данных друг друга, которые ведутся с целью регулирования рынков финансовых услуг.

С целью сотрудничества и координации своей деятельности НБУ, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг обязаны проводить оперативные совещания не реже одного раза в квартал или чаще по требованию одного из руководителей этих органов. По результатам таких совещаний составляют соответствующие протоколы и/или заключают межведомственные соглашения. Решения, содержащиеся в указанных протоколах и соглашениях, обязательные для рассмотрения и внедрения каждым из органов, осуществляющих государственное регулирование рынков финансовых услуг.

Государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляют несколько структур.

1. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, которая:

· разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг;

· создает системы регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования и надзора за деятельностью субъектов рынка;

· создает нормативно-правовую базу рынка ценных бумаг;

· осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства.

2. Инспекция негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ, которая:

· лицензирует НПФ;

· осуществляет контроль за финансовым состоянием НПФ;

· разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты и методические документы, регулирующие деятельность НПФ.

3. Центральный Банк РФ, который:

· устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций;

· осуществляет лицензирование и надзор кредитных организаций;

· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций;

· осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

4. Департамент страхового надзора Минфина РФ, который:

· лицензирует страховую деятельность;

· осуществляет надзор за финансовым состоянием страховщиков;

· разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.

В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое. Единственный закон в области финансового рынка – Закон от 23 июня 1999 года «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Этот закон содержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг закон рассматривает осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

Под финансовой организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.



Рынок финансовых услуг – сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая с учетом места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг закон понимает действия финансовой организации, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям – конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Вопрос 4. Финансовые институты.

Важную роль на финансовом рынке играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от одного субъекта рынка к другому.

Финансовые институты – это учреждения (хозяйствующие субъекта или индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции на финансовом рынке. К ним относятся: банки, общие фонды банковского управления, биржи, инвестиционные институты и некоммерческие финансовые институты.

Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Общие фонды банковского управления (ОФБУ) – это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. ОФБУ создаются исключительно банками на определенный срок, и действуют в рамках банковского законодательства как подразделения, занимающиеся доверительным управлением имуществом клиентов.

Общий фонд не является юридическим лицом. Инициатива создания ОФБУ принадлежит банку. Банк одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий. Это ускоряет и упрощает процесс создания фонда, поскольку у банка не возникает необходимости в получении специальной лицензии на управление имуществом ОФБУ. Деятельность по доверительному управлению имуществом осуществляется на основании общей банковской лицензии. Банк может создавать и управлять несколькими ОФБУ, которые могут различаться по составу учредителей, видам управляемого имущества и др.

Финансовая биржа – это регулярно функционирующий, централизованный организатор систематической торговли финансовыми активами с фиксированным местом торговли, с процедурой отбора наилучших товаров и операторов рынка, отвечающих определенным требованиям, с наличием временного регламента торговли и стандартных торговых процедур. Она осуществляет надзор за членами биржи, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии и получает комиссионные от сделок.

Биржа – это некоммерческое партнерство. Как организатор торговли она выполняет две основные функции : мобилизует временно свободные денежные средства путем продажи финансовых активов; определяет рыночную стоимость (курс) финансового актива. Финансовые биржи бывают универсальными и специализированными. Универсальные биржи проводят операции с разными финансовыми активами (валютно-фондовая биржа). Специализированные финансовые биржи проводят сделки только с одним видом финансового актива: валютная биржа, фондовая биржа, фьючерсная биржа, биржа драгоценных металлов и драгоценных камней.

Инвестиционный институт – это юридическое или физическое лицо, осуществляющее операции с ценными бумагами в целях извлечения прибыли. Все инвестиционные институты осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг как исключительную, т.е. не допускающую совмещение ее с другими видами деятельности. К инвестиционным институтам относятся: инвестиционный консультант, финансовый брокер, финансовый дилер, инвестиционная компания, паевой инвестиционный фонд, акционерный инвестиционный фонд.

Инвестиционным консультантом – является физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат 1 (2) категории, оказывающее консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг юридическим и физическим лицам. Аттестат выдается Минфином РФ или Минфином республики в составе РФ, финансовыми отделами (управлениями) администрации субъектов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга на срок не менее 1 года. Специалист, имеющий аттестат 1 категории, имеет право работать с юридическими лицами и населением. Квалификационный аттестат 2 категории дает специалисту право работать только с юридическими лицами.

Финансовый брокер – это зарегистрированный агент по купле-продаже различных финансовых активов, имеющий лицензию на осуществление этого вида деятельности. Он всегда заключает сделки по поручению и за счет клиента. Брокер может также оказывать консультационные и информационные услуги и заниматься дилерской деятельностью. Сделки, осуществляемые брокером по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера. Брокер может быть физическим и юридическим лицом.

Согласно закону РФ от 22.04.1996 года №39 ФЗ с изменениями и дополнениями «О рынке ценных бумаг» (гл.2 ст.3) брокерская деятельность – это совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Если заключен договор поручения, то брокер выступает от имени клиента и за счет клиента, т.е. стороной по заключенным сделкам является клиент, и он несет ответственность за исполнение сделки. Если заключен договор комиссии, то брокер выступает от своего имени и за счет клиента и действует в интересах клиента. Стороной по сделке в этом случае выступает брокер, и он несет ответственность за исполнение сделки. Иногда договоры поручения и комиссии объединяются с другими видами договоров (кредитным договором, договором банковского счета и др.), что может выражаться в виде договора на комплексное обслуживание по операциям с ценными бумагами.

Дилер – это хозяйствующий субъект, являющийся коммерческой организацией и совершающий финансовые операции от своего имени и за свой счет. Такие профессионалы рынка ценных бумаг как банки и инвестиционные компании, могут совмещать брокерскую и дилерскую деятельность.

Дилерская деятельность – это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам. Кроме цены дилер имеет право объявить существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течении которого действуют объявленные цены.

Инвестиционная компания (ИК) – это объединение (корпорация), вкладывающее капитал посредством прямых и портфельных инвестиций и выполняющее некоторые функции коммерческих банков. Инвестиционные компании представлены холдинговыми компаниями; финансовыми группами; финансовыми компаниями.

Холдинговая компания – представляет собой головную компания, владеющую контрольным пакетом акций других акционерных обществ (дочерних предприятий) и специализирующуюся на управлении. Финансовой холдинговой компанией является компания, более 50% капитала которой составляют различные финансовые активы других эмитентов. Она может вести только инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для нее не допускаются.

Преимущества холдинговых структур возникают за счет плюсов централизованного финансово-экономического управления цепочками технологически связанных предприятий, снижения рисков инвестиций и невыполнения взаимных обязательств, экономии трансакционных издержек, роста возможностей финансового и налогового маневрирования и ускорения внедрения новых технологий и других новшеств, проведения единой инвестиционной, маркетинговой, ценовой, социальной политики. В то же время холдингам присущ ряд недостатков, связанных с возможностями усиления монопольных тенденций, манипулирования капиталами дочерних фирм в ущерб их интересам, с возможным искажением финансовой отчетности, со злоупотреблением контрольно-бюрократическими функциями.

Финансовая группа – это объединение финансовых учреждений одного типа или разных типов (банк и страховая компания). Разновидностью финансовой группы является финансово-промышленная группа.

Финансово-промышленной группой является группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений, банков и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено ее участниками в добровольном порядке либо путем консолидации одним из участников группы приобретаемых им пакетов акций других участников. Формирование финансово-промышленной группы может осуществляться путем учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа; передачи участниками группы находящихся в собственности пакетов акций, входящих в группу предприятий и учреждений, в доверительное управление одному из участников группы; приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений, организаций, становящихся участниками группы. Создание группы подтверждается записью в Реестре финансово-промышленных групп.

Финансовая компания – это корпорация, зарегистрированная в соответствующей правовой форме (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.п.) по законодательству страны своего местонахождения. Страховые компании, трастовые компании, лизинговые компании относятся к финансовым компаниям.

Страховая компания – это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, осуществляющее страховую деятельность и получившее в установленном порядке лицензию на ее осуществление. Лицензия страховой компании выдается Департаментом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов РФ на каждый вид страхования. Предметом непосредственной деятельности страховой компании не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Страховщик создает страховой фонд, формируемый из уплаченных страховых взносов страхователей (физических и юридических лиц), и принимает на себя обязательство при наступлении страховых случаев (неблагоприятных событий) возместить ущерб страхователю (или другим лицам, в чью пользу заключен договор: выгодоприобретателю, застрахованного, третьему лицу) путем выплаты ему страхового возмещения (обеспечения).

Трастовая компания или доверительный управляющий – коммерческая организация, которая занимается управлением имуществом клиента и выполнением других услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверительного лица, имеющая лицензию на право осуществления деятельности по трастовому (доверительному) управлению имуществом.

Основное значение функционирования управляющих компаний и их деятельности на финансовом рынке состоит в том, что они обеспечивают: лучшие результаты от управления финансовыми активами клиентов по сравнению с деятельности последних за счет своего профессионализма; более низкие затраты по обслуживанию операций на финансовом рынке за счет масштабов своей деятельности; более высокую норму прибыли от операций на финансовом рынке за счет профессионализма и масштабов деятельности; эффективность операций за счет работы одновременно на многих рынках и в разных странах.

Лизинговая компания (лизингодатель) – это физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю (физическим или юридическим лицам) за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, во временное владение или пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. Основными направлениями деятельности лизинговых компаний являются лизинг техники, оборудования, компьютеров, кораблей, самолетов и других транспортных средств.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) – это имущественный комплекс без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которого осуществляют управляющие (трастовые) компании паевых инвестиционных фондов в целях прироста имущества этих фондов. Этот имущественный комплекс создается за счет вкладов инвесторов (физических и юридических лиц), а также приращенного имущества. Инвесторами не могут быть государственные органы и органы местного самоуправления.

ПИФ не является юридическим лицом и становится субъектом рынка через управляющую (трастовую) компанию, которая ведет его операции, а также с помощью специализированного депозитария, ведущего учет имущества и прав инвесторов. Управляющая компания устанавливает правила фонда, осуществляет эмиссию инвестиционных паев (именных ценных бумаг), доверительное управление фондом и инвестирует его имущество в государственные и корпоративные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ и органов местного самоуправления, ценные бумаги иностранных государств, ценные бумаги иностранных акционерных обществ, недвижимость, банковские депозиты и др. Инвестор, приобретая инвестиционные паи, выпускаемые управляющей компанией, заключает с ней договор управления имуществом. В зависимости от сроков, в которые управляющая компания обязана выкупить инвестиционный пай, паевые инвестиционные фонды бывают открытыми, интервальными и закрытыми.

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) представляет собой любое открытое акционерное общество, исключительным видом деятельности которого является эмиссия собственных обыкновенных именных акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложение в ценные бумаги других эмитентов и на банковские счета. АИФ являются юридическими лицами. Банки и страховые компании не могут являться инвестиционными фондами. АИФ заключает договор с управляющей (трастовой компанией, имеющей лицензию) об управлении фондом. Инвестиционный фонд обязан заключить с депозитарием депозитарный договор. Инвестиционные фонды бывают открытые и закрытые.

Некоммерческие финансовые институты – это учреждения, не имеющие своей основной целью извлечение прибыли и не распределяющие эту прибыль между учредителями. Целью функционирования некоммерческих финансовых институтов является предоставление участникам (вкладчикам, членам) некоммерческого финансового процесса различных выгод (пенсий, страховой защиты и др.). К ним относятся: негосударственный пенсионный фонд, кредитный союз, общество взаимного страхования, саморегулируемая организация профессиональных участников финансового рынка.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительной деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фондов на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Вкладчик фонда – это юридическое или физическое лицо, перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников. Участник фонда – гражданин, которому в силу заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора должны производится выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу. Свои активы НПФ передает в управление специализированным трастовым компаниям.

Кредитный союз (КС) – это некоммерческая кооперативная организация физических лиц, объединяющихся на добровольной основе для совместного сбережения своих средств и оказания финансовой взаимопомощи. Основной вид деятельности КС – выдача займов только своим членам на определенных Уставом и Договором условиях (размер, срок, процентная ставка (если она взимается), наличие залогового взноса, поручительства и др.). Кредит может выдаваться на доверительной основе, под поручительство других членов КС или под залог (если сумма кредита велика). Члены (пайщики) кредитного союза – это физические лица, связанные между собой единым социальным признаком, таким как место работы, профессиональная принадлежность, общность места жительства и т.д. Свободные деньги обычно размещаются на депозитных счетах в банках.

Общество взаимного страхования (ОВС) – это некоммерческая организация, создаваемая гражданами и хозяйствующими субъектами на взаимной основе путем объединения денежных средств, необходимых для страхования имущественных интересов своих членов. Им не требуется специальной лицензии. Общество взаимного страхования также имеет право заниматься страхованием имущественных интересов лиц, не являющихся членами общества, если такая страховая деятельность предусмотрена его учредительными документами. Однако для этого ОВС должно быть зарегистрировано в форме коммерческой организации и получить на общих основаниях лицензию Департамента страхового надзора на осуществление страхования соответствующего вида и отвечать другим требованиям, установленным законом об организации страхового дела. В этом случае деятельность общества взаимного страхования не будет отличаться от деятельности обычной страховой компании.

Саморегулируемая организация профессиональных участников финансового рынка (СРОПУФР) – это добровольное объединение профессиональных участников финансового рынка, функционирующее на принципах некоммерческой организации, созданное для обеспечения условий профессиональной деятельности участников финансового рынка, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке, защиты интересов клиентов профессиональных участников рынка, членов саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с финансовыми активами, обеспечивающих эффективную деятельность на финансовом рынке. Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

На финансовом рынке действует множество профессиональных ассоциаций и объединений финансовых институтов, занимающихся вопросами развития коллективных инвестиций и регулирования рынка: Некоммерческое партнерство «Центр коллективных инвестиций», Совет по инвестиционным фондам, Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Профессиональная лига негосударственных пенсионных фондов, Совет региональных объединений НПФ, Некоммерческое партнерство «Межрегиональный центр негосударственных пенсионных фондов», Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Лига кредитных союзов, Некоммерческая организация «Фонд кредитных союзов» и др.