Кузьма Минин. Обращение к народу. Дело великое! Мы выполним его

Как со знамени Победы эти геростраты убрали основные символы – серп и молот, так и из празднования Великой даты убрали саму ее суть – Обращение Козьмы Минина к Новгородцам. Неуютно чувствовали бы себя современные государственные управители, если бы каждый гражданин знал, каким воззванием подняли Минин и Пожарский своих современников на освободительную борьбу.

История повторяется. Развитие общества идет по спирали. И как злободневен представленный ниже текст первоисточника!

Обращение Козьмы Минина к Новгородцам

Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому.

А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произшедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей.

Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошедши уже в Москву и другие грады, с обе стороны побрали казну так великую, чрез многие годы разными государями собранную, растащили.

Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и согласясь единодушно, оставляя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего.

Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.

И ежели мы все равное намерение возъимем, то мы денего, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И, ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безмерную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить.

Если кто со школьной скамьи не перечитывал это стихотворение - насладитесь нашим величием и великодушием!

СКИФЫ
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!

Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим все - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...

Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых...

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!

А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!

Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...

В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
1918
Александр Блок. Избранное.

«Воззвание Минина к нижегородцам » — картина великого русского художника Константина Егоровича (1839-1915). Полное название картины: «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Работа является одной из самых знаменитых картин на патриотическую тему России.

Картина была написана в 1896 году. После того, как работа была выставлена, она буквально ошеломила всех, кто её увидел. Потрясает как сам сюжет картины, точно прорисованные персонажи, передача накала страстей, жизни и быта начала XVII века, так и размеры полотна. Общая площадь картины «Воззвание Минина к нижегородцам» составляет 40 квадратных метров, точные размеры: 698х594 см. В основу сюжета картины были положены реально-происходившие события, которые имели место в сентябре 1611 года. Несмотря на огромное количество персонажей на картине, художнику удалось объединить их в единый организм, сплочённый и целеустремлённый. Русский народ в этой картине объединён общим порывом, становится одним целым, когда настало время для борьбы с врагом.

Картина представляет из себя многолюдную сцену. Ранним утром на Торговую площадь Нижнего посада собрались все жители Нижнего Новгорода. В самом центре виден земский староста Кузьма Минин, который призывает сограждан отдать имущество и деньги на благо ополчения, которое было создано для того, чтобы освободить Московское государство от иноземных захватчиков. Помимо Минина, на картине изображено более ста портретных персонажей. По своему размаху данная работа является самым большим станковым полотном в России.

Картина создавалась очень тяжело и очень долго. От самых первых эскизов до полного завершения прошло почти двадцать лет. Непосредственный процесс создания занял у Маковского шесть лет. Для того, чтобы картина была максимально достоверной, Константин Егорович неоднократно приезжал в Нижний Новгород, где изучал саму местность, а также исторический материал. Здесь он создавал этюды и зарисовки. Известно, что Маковский решил написать самую большую картину на историческую тематику после того, как увидел шедевра Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Впервые картина была показана на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. В 1908 году картина была приобретена Министерством императорского двора. После того, как «Воззвание Минина к нижегородцам» была подарена городу в честь 300-летия династии Романовых, долгое время она находилась в Гербовом зале Городской думы. С 1972 года масштабное полотно Константина Маковского выставлено в Нижегородском государственном художественном музее в специальном помещении, примыкающем к дому Д.В.Сироткина.

«…И какая хвала будет нам от всей земли Русской, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело; я знаю: только мы на это подвигнемся, как многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно избавимся от иноземцев».

Кузьма Минин

Кузьма Минин родился в конце XVI века. О его происхождении и ранних годах жизни известно мало. Нижегородский гражданин. Организатор и один из руководителей гражданского ополчения против польско-литовских и шведских оккупантов в 1611–1612 годах. Умер в 1616 году недалеко от Казани, возвращаясь из служебной поездки.

В начале XVII века почти вся территория России была захвачена литовцами, поляками и шведами. После свержения царя Василия Шуйского боярское правительство, находившееся в Москве, начало по собственной инициативе приводить население к присяге на верность царю Владиславу, сыну польского короля Сигизмунда.

Однако церемония присяги затянулась: большинство населения страны не хотело видеть на троне иноверного королевича, а сам Сигизмунд жаждал без каких-либо условий присоединить Россию к своим владениям.

Нижний Новгород не имел своего епископа и находился в непосредственном ведении патриаршего двора. По этой причине нижегородцы обратились за советом к своему духовному покровителю, патриарху Гермогену.

В сентябре 1611 года земским старостой в Нижнем Новгороде был избран Кузьма Минин. Спустя некоторое время в город пришла грамота от патриарха Гермогена, в которой он призывал «встать за веру»: как выяснилось, патриарх отказался поддержать московских бояр и тайно разослал грамоты с призывами формировать земское ополчение.

Нестеров М.В. Гражданин Минин. 1905 Эскиз

Для прочтения грамоты и ее обсуждения собрался городской совет.

На собрании слово взял Кузьма Минин. Слова старосты были проникновенными, а предложения конкретными: собирать ополчение, жертвовать средства и идти на Москву.

Речь Минина обсуждалась всеми жителями города и вызвала у них полное согласие: «Будь ты нам старший человек, отдаем себя во всем на твою волю». Началась организация ополчения, но для его снаряжения нужны были немалые средства.

Кузьма получил наказ обложить нижегородских посадских торговых людей и всяких уездных людей чрезвычайным военным сбором и определить, «с кого сколько денег взять, смотря по пожиткам и промыслам».

Маковский К.Е. Воззвание Минина. Холст, масло

Минин постановил, что все состоятельные граждане Нижнего Новгорода должны отдать на ополчение две трети своего имущества: «Братья, разделим на три части имения свои, две отдадим воинству, себе же одну часть на потребу оставим!» Некоторые отдавали и больше. А у тех, кто отказывался поддержать войско, имущество отбирали в земскую казну, а их самих отдавали в холопы.

Возглавить ополчение, которое организовывалось в Нижнем Новгороде, решено было предложить князю Дмитрию Пожарскому. С этой целью к нему прибыли архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми.

Савинский В.Е. Нижегородские послы у князя Дмитрия

Князь Пожарский отвечал: «Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который мог бы со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый - Кузьма Минин, ему такое дело за обычай».

По возвращении посланцев в Нижний Новгород мир, услышав, на кого указал князь Пожарский, согласился с его мнением. Минин сначала отказывался, а потом как бы нехотя принял предлагаемую должность и сказал: «Если так, то составьте приговор и приложите к нему руки, чтобы слушаться меня и князя Дмитрия Михайловича во всем, ни в чем не противиться, самим промеж себя произвести обложение, что кому с себя дать на жалованье ратным людям; а если денег не станет, то я силою стану брать у вас имущество, жен и детей отдавать в кабалу, чтобы ратным людям скудости не было!»

Когда Дмитрий Пожарский принял командование, он отправил в разные города России гонцов с грамотами, в которых был отражен текст выступления Кузьмы Минина на городском совете, описывалось положение Московского государства, русские всех городов призывались стать заодно с нижегородцами, высказывалась идея независимости и самоопределения.

В этих грамотах, в частности, говорилось: «Будем польских и литовских людей подавлять все как один, сколько милосердный Бог помощи даст. О всяком земском деле учиним крепкий совет, а на правление государством не пожелаем ни литовского короля, ни Маринки с сыном [Марины Мнишек с сыном Иваном], ни того вора, что стоит под Псковом [Лжедмитрия III]. Как будем все понизовые и верховые города в сходе вместе, мы всею землею выберем общим советом на Московское государство государя, кого нам Бог даст».

Песков М.И. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861

Первыми в конце октября 1611 года достигли соглашения с Мининым представители смолян, но сами воинские люди стали собираться в Нижнем Новгороде лишь к 6 января 1612 года. Нижегородцы ждали смоленских ратных людей у ворот и проводили их до самой воеводской избы. С высокого крыльца Минин обратился к прибывшим с замечательным напутствием: «Вы, братья, - сказал он, - прибыли к нам на утешение граду нашему и на очищение Московскому государству!»

Приглашая жителей Вологды принять участие в суздальском походе, земские люди старались рассеять их сомнения и раскрывали перед ними свои сокровенные замыслы: «Если вы, господа, опасаетесь от казаков иных каких воровских затей, то вам бы определенно того не опасаться: как будем все верховые и понизовые города в сходе, мы всею землею о том совет учиним и зла никакого ворам делать не позволим, а если те люди, что с Маринкою и сыном ее под Москвой стоят, новую кровь захотят пустить и по первому своему злому решению бояр, и дворян, и людей всякого звания, и земских и уездных лучших людей побить, и имущество разграбить, и владеть им по своему воровскому казацкому обычаю, - то мы им зла никакого учинить не дадим».

Слова Минина и Пожарского сделали свое дело, и весной 1612 года под Ярославлем собралась целая армия.

caption= «М.Скотти Минин и Пожарский

Земский совет, функционировавший в Ярославле, непрестанно повторял в грамотах к городам, что «земля должна без промедления избрать себе законного царя. Сами, господа, все ведаете, как нам ныне без государя против общих врагов - польских, и литовских, и немецких людей и русских воров - стоять? И как нам без государя о великих о земских делах с окрестными государями сноситься и как государству нашему впредь стоять крепко и неподвижно!»

Наконец земское войско двинулось на Москву. Вечером 9 августа 1612 года оно подошло к городу. Начались бои за Москву с польским гарнизоном, засевшим в Китай-городе, и отрядом польского гетмана Ходкевича, прибывшим на выручку гарнизону и пытавшимся прорваться к центру Москвы.

Решающее сражение произошло 24 августа. Оно длилось с раннего утра, шло с переменным успехом и так и не привело к желанному результату. Близился вечер, когда Пожарский решил вновь атаковать гетмана в Замоскворечье. Кузьма Минин вызвался возглавить авангард.

Его слова вызвали поначалу общее удивление. Человеку, не имевшему боевого опыта, ратное дело казалось несподручным. Выборный староста был в годах, из-за этого летописец даже назвал его немощным.

И все же Минин подходил для исполнения задуманного плана больше, нежели воеводы. После утренней неудачи ими овладело чувство усталости и неуверенности. Зато Минин твердил, что победа близка. Его фанатичная вера заражала других. На просьбу дать людей князь Дмитрий кратко отвечал: «Бери кого хочешь». После недолгого смотра Минин отобрал три дворянские сотни, менее других потрепанные в утреннем бою, и присоединил к ним польского ротмистра Хмелевского, летом 1612 года перешедшего со своим отрядом на сторону русских.

Р. Штейн Кузьма Минин в битве у Крымского брода

С такими небольшими силами Минин перешел вброд Москву-реку и атаковал роты противника, стоявшие у Крымского двора. Нападение явилось полной неожиданностью для наемников, и они обратились в бегство. Разгром польской армии в Москве стал поворотным моментом в освободительной борьбе русского народа.

Отступление Ходкевича, ушедшего в направлении Смоленска, обрекло на гибель гарнизон, оккупировавший русскую столицу. Осажденные в Кремле поляки еще пытались сопротивляться, но 27 октября им пришлось сдаться без каких-либо предварительных условий. Москва была полностью освобождена. Победа в столице вызвала всплеск освободительного движения по всей стране. Враг капитулировал, освобождая город за городом.

Лисснер Э.Э. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

Начался долгий процесс выборов царя. На «великом соборном совете» в декабре 1612 года было решено вызвать в столицу всех бояр и дворян московских, которые «живут в городах». Одновременно земский совет постановил значительно расширить представительство от сословий. Прежде в столицу требовали по десять человек, теперь по тридцать.

Провинция, как всегда, раскачивалась с трудом. Она явно испытывала терпение столичных властей. Минин и Пожарский в конце концов прибегли к плохо скрытым угрозам, чтобы заставить провинциалов принять участие в царских выборах. «А если вы для земского собирания выборных людей к Москве к крещенью не вышлете, - писали они, - то тогда нам всем будет мниться, что вам государь на Московском государстве не надобен; а где что грехом сделается худо, то Бог взыщет с вас».

Угрюмов Г.И. Избрание Михаила Федоровича

Наконец в Кострому отправилось посольство от всего земского собора к шестнадцатилетнему Михаилу Федоровичу Романову с приглашением на царство. Посольство это, прибыв в Кострому, явилось 13 марта 1613 года к Ипатьевскому монастырю, где жил Михаил с матерью.

На другой день собрали толпу народа, духовенство несло чудотворную икону Федоровской Богоматери. Инокиня Марфа с сыном встретила их за воротами. После молебна в соборной церкви посольство вручило им грамоту земского собора, извещавшую об избрании Михаила на царство, и просило ехать в царствующий град.

Российская государственность была восстановлена. Престол снова занял русский царь.

Одним из первых решений государя было награждение Кузьмы Минина. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613 года) Михаил Федорович пожаловал Минину чин думного дворянина с довольно большим окладом 200 рублей в год и несколько вотчин. С тех пор он постоянно заседал в Боярской думе, в состав которой был введен.

До конца дней Минин жил в царском дворце, пользовался большим доверием Михаила (в 1615 году ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву» во время отъезда царя в Троице-Сергиев монастырь) и выполнял наиболее ответственные царские поручения. Умер в 1616 году, возвращаясь в Москву после проведенного им расследования в Казани и ее окрестностях по случаю восстания татар и марийцев.

Бронзовый памятник Минину и Пожарскому, изготовленный известным скульптором И.П. Мартосом на собранные народом деньги, был установлен в 1818 году на главном месте России - Красной площади в Москве.

Речь земского старосты Кузьмы Минина перед нижегородцами осенью 1611 года

«Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать о таковых бедах. Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг. Что в нашем богатстве? Коли придут враги и град наш возьмут, не разорят ли и нас, как прочих? И одному нашему городу устоять ли?

Православные люди, если мы хотим помочь Московскому государству, то не пожалеем имущества нашего, да и не только имущества - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником, под чьим водительством все пошли бы заступиться за истинную веру. Если старейшие - дворяне и воеводы - не возьмутся за дело, то его возьмут на себя податные люди, и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!

Дело великое! Мы выполним его, если Бог нас благословит.

И какая хвала будет нам от всей земли Русской, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело; я знаю: только мы на это подвигнемся, как многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно избавимся от иноземцев».

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)