Зарплаты чиновников стоит вернуть хотя бы на прежние уровни. Государственные служащие в россии - правовой статус Иные выплаты при увольнении

Госслужащий - понятие

Понятие "государственный служащий" закреплено в соответствующем Федеральном законе РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службы".

Гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от организации, в которой проходит службу государственный служащий, в России выделяют два вида госслужащих:

  • федеральные государственные служащие - к ним относятся сотрудники, осуществляющие свою деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации - сотрудники, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и соответственно, получающие денежное довольствие за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Интересным является тот факт, что, например в Европе нет разницы между госслужащими и бюджетниками (врачами, учителями и прочими.). Там все госслужащие, также как и бюджетники, получают зарплату из бюджета и имеют одинаковые льготы.

В России же, законодательно данные категории трудящихся разделены и заработная плата порой у учителя в разы ниже заработной платы рядового госслужащего. Помимо этого госслужащим предусмотрены льготы по пенсиям (для выхода на нее достаточно стажа в 25 лет), дополнительное медобеспечение, дополнительный отпуск.

Ограничения при прохождении госслужбы

Прохождение госслужбы связано с определенными ограничениями.

Например, госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Они должны сообщать сведения о своих доходах и расходах, а с 2017 г. еще и сведения об аккаунтах на форумах и социальных сетях в Интернете .


Права госслужащих в России

Основные права госслужащих закреплены в законе "О государственной гражданской службе".

Гражданский служащий имеет право на:

  • обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • защиту сведений о гражданском служащем;
  • должностной рост на конкурсной основе;
  • медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.


Зарплата госслужащих в России

Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2

Одной из гарантий для госслужащих является финансовое обеспечение.

В соответствии с законодательством под оплатой труда понимается денежное содержание, являющееся основным средством материального обеспечения госслужащего и стимулирования его профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Структура зарплаты госслужащего. Денежное содержание гражданского служащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

По официальным данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих составляет 40 тыс. рублей.

Как известно, зарплата госслужащих в России превысила среднемесячную заработную плату в целом по стране.

Проблема превышения доходов чиновников над зарплатой общей численности населения была исследована аналитиками РБК. Так, в 2013 г. зарплата чиновников достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 г. был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 г. составила порядка 4 000 долларов США, что на 3 % ниже средней зарплаты.

Очередная волна шуток и возмущения обывателей начинает вспыхивать в интернет-среде. Причиной тому является новость о повышении оплаты труда чиновников. В сети гуляют бешеные суммы доходов, хотя они не отражают истинного положения дел. Зарплата госслужащих в 2019 году действительно будет повышаться, но совсем не так, как думает большинство обычных людей.

Противоречивая информация об индексации

Необычная ситуация сложилась вокруг индексации заработных плат чиновников. С одной стороны было принято решение о временном отказе госслужащим в индексации. С другой стороны их зарплата все же увеличивается, хотя и не такими темпами, как раньше. С 2003 по 2013 включительно зарплата чиновников выросла в 6 раз, сейчас же по сравнению с такими данными, темп повышений крошечный.

В 2016 году в сети появилась информация об индексации зарплаты чиновников на 38%. В 2017 слухи стали более активными, но они оказались дезинформацией. Пресс-служба правительства проинформировала о недостоверности данных, Минфин РФ тоже указал, что распоряжений о таком повышении не поступало. При этом рост зарплат чиновников и их размер уже вызывают возмущение у граждан, особенно у бюджетных работников, имеющих очень скромные доходы.

Пугающие цифры! Отказ от индексации расчетной единицы только в одной Ленинградской области привел к экономии почти 1 млрд рублей. В масштабах страны отказ от индексации зарплат чиновников по всей страны позволит сэкономить огромные суммы денег.

Именно по этой причине очередная индексация, запланированная на 2018 год, осталась в подвешенном состоянии. В то же время зарплату госслужащих в 2019 году ожидает 4-процентное повышение. Также аналогичная мера запланирована на октябрь 2019 в том же размере. Третья индексация на 4% произойдет в 2020 году. Причем речь идет лишь о том, чтобы попытаться догнать уровень инфляции.

Зарплата в расчетных единицах

В Министерстве труда уже не раз высказывались мнения, что система оплаты деятельности госслужащих требует пересмотра в целом, а не простого повышения доходов за счет индексации и других выплат. Нужна полноценная реформа самой структуры выплат, меняющих принцип начисления окладов и всех видов прибавок к заработной плате чиновников.

Федеральный закон о госслужбе РФ довольно туманно для обычных граждан поясняет реальные размеры окладов чиновников. Можно рассмотреть их подробнее на примере государственных работников из Санкт-Петербурга. Госслужащие разных уровней получают отличающиеся количество расчетных единиц, т. е. даже без доплат доход у них уже другой. Если к этому добавить прибавки за стаж, чин, категории и ряд других повышающих пунктов, то даже одна должность в сходных ведомствах может давать разную зарплату.

Для примера можно понаблюдать за разрывом количества расчетных единиц:

  1. Младший специалист — 17-19 р. е.
  2. Рядовой депутат — 33 р. е.
  3. Председатель городской администрации — 35 р. е.
  4. Губернатор — 60 р. е.

С 2013 рода размер расчетной единицы равен 1300 рублей. Путем нехитрых манипуляций легко подсчитать минимальный оклад. Уже к нему добавляются проценты доплат. Спустя год службы к окладу добавляется 10%, через пять лет уже 15%, а если сотрудник работает в особых условиях, то может получать до 200 процентов к минимальной оплате. Сюда же плюсуется доплата за чин, районный коэффициент и прочие прибавки.

Численность работников, размер оклада и реальные зарплаты

Политика государства, направленная на повышение у граждан интереса к государственной службе, одним из компонентов программы называет достойный уровень зарплат. При этом необходимо очертить круг расходов, особенно в условиях дефицита бюджета. Планируемое повышение зарплат связано с уменьшением общего количества чиновников. Уже один только этот факт позволит увеличить доходы оставшихся госслужащих без дополнительной нагрузки на бюджет.

Любовь Ельцова, замминистра труда, говорит о том, что окладная часть государственных служащих последний раз увеличивала размер в 2013 году. С учетом темпов инфляции размер оклада уже давно требует повышения. Это приведет к увеличению гарантированной части зарплаты, не опирающейся на категории, стаж и прочие нюансы.

Интересно! Существующие предложения увеличить окладную часть в зарплатах госслужащих вызывают негатив у обычных граждан. Многие обыватели уже высказались, что это попытка больше выиграть при каждой индексации.

Стоит не забывать, что средние данные по зарплатам чиновников — это все равно, что на основании сложения и последующего деления температур Кубани и Норильска определять погоду по России. Чиновники на местах без статуса, наград и прочих бонусов получают довольно скромные зарплаты. В первую очередь увеличение оклада пойдет на пользу самым низшим чиновникам. Пока точно известно, что зарплата госслужащих в 2019 году будет просто проиндексирована, чтобы хоть как-то уменьшить влияние инфляции.

Впечатляющие цифры зарплат по 150-200 тысяч рублей не такое массовое явление, как это может показаться. Самые высокие доходы наблюдаются у лиц из администрации президента и действительно достигают 200 тысяч. Чиновники госдумы получают порядка 140 т. р. В Министерстве труда средняя зарплата 109 т. р., а сотрудники Росмолодежи имеют доход около 50 тысяч рублей. При этом не стоит забывать о самых младших государственных служащих, их зарплаты не обросли бонусами и доплатами. Таких чиновников тоже много, а их зарплата колеблется в диапазоне 23-35 т. р., что довольно скромно по меркам даже продавцов и простых менеджеров.

Существует определенная статистика, которая указывает, в каком году был среднемесячный и среднегодовой заработок россиянина в национальной и иностранной наиболее ходовой валюте. Такие статистические данные нужны для того, чтобы отслеживать рост экономики страны, динамику развития.

Существуют данные о средней зарплате в России по годам, начиная со времен Советского Союза, и заканчивая текущим годом. Подобная статистика интересна, в первую очередь, историкам, занимающимся изучением хронологических аспектов из области экономики, самим экономистам и потенциальным мигрантам, которые собираются зарабатывать в будущем в РФ.

Для изучения данного вопроса детально, следует поинтересоваться исторической статистикой по зарплатам за последние десятилетия и прошлые столетия. А также такие данные помогут работникам приблизительно рассчитать пенсионные начисления для Пенсионного Фонда. Существуют расчетные схемы, по которым можно узнать свою прибыль по начислениям в будущем.

Чтобы правильно вычислить коэффициент среднего показателя дохода за месяц, нужно рассчитать соотношение оплаты за какой-то конкретный промежуток времени, к примеру, за 2001 и 2002 год или последние 5 лет до 1 января 2002 года, к средней месячной оплате труда в России за выбранный отрезок по годам. Из вышесказанного становится понятно, что коэффициент средней оплаты труда за 30 дней равняется заработной плате человека, разделенной на среднестатистическую зарплату в месяц.

Формула: КСЗ=ЗР/ЗП.

Полученная цифра используется для вычисления расчётной пенсии, часть суммы от будущих выплат, которые заработаны за весь 2002 год. Расчетная пенсия равна СК, умножено на КСЗ и еще раз умножено на 1671 – 450. Итак, ясно, что чем выше коэффициент средней зарплаты, тем больше показатели расчетов по деньгам.

У большинства жителей России за периоды 2000 и 2001 года размер средней оплаты числится в данных Пенсионного Фонда, и не нужно это доказывать в документальной форме. При выборе расчёта коэффициента средней оплаты труда в месяц за 2000-2001 годы, КСЗ рассчитывается методом разделения средней оплаты ЗР за весь этот временной промежуток на 1495 рублей – это среднестатистическая оплата труда в России за указанное количество лет.

Формула: КЗС=ЗР/ЗП=ЗР/1495.

Другой пример, выбираем промежуток времени не за 2000 и 2001 год, а возьмём более ранний период, в совокупности за последние 5 лет (60 месяцев). В этом случае следует провести ряд таких вычислительных действий:

  • нужно сначала узнать средние показатели оплаты труда за конкретный период;
  • найти статистические данные (будут приведены ниже) за указанный период по средним показателям оплаты труда;
  • затем рассчитываем значение КЗС;
  • в период оформления пенсии нужно представить в отделение пенсионного фонда данные по зарплате, за последние 5 лет.

Таблицы зарплат в стране по годам

Таблицы среднемесячных зарплат, которые установило правительство РФ с целью конвертации пенсионных прав для расчёта корректного пенсионного капитала.

Среднестатистические данные по оплате труда с 1960 по 1990 г.
Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях
1960 74,0 1968 111,8 1976 152,1 1984 192,1
1961 76,0 1969 114,7 1977 158,0 1985 198,3
1962 81,8 1970 120,1 1978 165,3 1986 205,2
1963 83,5 1971 124,5 1979 169,3 1987 213,6
1964 87 1972 131,3 1980 173 1988 232,7
1965 93,0 1973 135,1 1981 176,4 1989 261
1966 95,1 1974 142,1 1982 183 1990 305
1967 100,4 1975 147,8 1983 189,4
Среднестатистические данные с 1991 по 1997 г.
Периоды (по месяцам) Даты
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Оплата труда в рублях
Январь 305 1425 15,0 133,6 300,5 634,7 809,1
Февраль 293 2000 19,3 145,9 317 675,3 837,1
Март 336 2700 23,6 162,5 358,4 768 900,5
Апрель 368 3049 30,9 170,3 383,1 743,4 900,8
Май 429 3684 37,1 180,2 427,7 774,2 906,4
Июнь 491 5099 47,7 205,9 468,4 829,1 962,1
Июль 539 5423 59 230 487,4 826,5 1000
Август 568 5893 65,3 236,4 518,5 837 980
Сентябрь 620 7356 80,8 249,1 558,4 856,0 1038
Октябрь 700 8823 94 270 590,4 839,2 750
Ноябрь 827 10496 100,1 281,6 608,5 817,9 764
Декабрь 1180 16154 140,8 357,1 729,2 1027 770
Среднестатистические показатели с 1998 по 2001 г.
Год
1998 1999 2000 2001
Месяц Оплата труда в рублях
Январь 750 923 1194 1523
Февраль 762 795 1300 1517
Март 768 800 1281 1517
Апрель 763 843 1290 1700
Май 770 855 1295 1691
Июнь 772 860 1300 1658
Июль 775 900 1400 1800
Август 777 750 1407 1500
Сентябрь 780 1000 1315 1512
Октябрь 783 1132 1500 1675
Ноябрь 786 1295 1428 1680
Декабрь 790 1042 1563 1690

Некоторые примечания:

  1. Существуют ограничивающие поправки, которые создал ПФ на законодательном уровне – величина коэффициента среднего дохода не может быть более чем 1. 2.
  2. К примеру, предположительно средняя оплата труда индивида в период с 2000 по 2001 год составляет две с половиной тысячи рублей, а также работник не пребывал в рабочих условиях Крайнего Севера, вплоть до начала 2002 года. Тогда, если рассчитать по формуле, то получится – КЗС = ЗР/ЗП = 2500 /1495=1,67. С учетом того, что никаких льгот у человека нет, коэффициент автоматически опустится до максимально возможного значения – 1.2.
  3. Второй пример на коэффициентном расчете, ниже показателя 1.2: если провести такие вычисления, но уже со средней оплатой труда в 1 тыс. рублей, то получится, что коэффициент будет равен 0.67. В таком случае числовые расчеты никуда не меняются, а берутся за основу.
  4. Исключение по максимально возможной коэффициентной планке бывают только у работников, пребывающих на территории Крайнего Севера. В зависимости от конкретного района, максимальное значение колеблется в пределах 1.4 – 1.9.

Зарплату российских чиновников могут увеличить на 38% с января 2019 года. Об этом RT сообщили в пресс-службе правительства России. Как отметили в аппарате правительства, это будет сделано в соответствии с планом мероприятий по развитию государственной гражданской службы на 2016-2018 годы. По данным Росстата, среднемесячная зарплата федеральных чиновников за первое полугодие 2016-го составила 99,9 тыс. рублей. Таким образом, увеличившись на 38%, она может достичь почти 140 тыс. рублей. Однако позже в правительстве уточнили, что обсуждается лишь повышение окладов, а прочие выплаты не вырастут.

  • Reuters

В департаменте пресс-службы и информации правительства телеканалу RT рассказали, что с января 2019 года зарплата федеральных чиновников может значительно увеличится — в среднем на 38%. Рост произойдёт в основном за счёт оклада (гарантированной части).

«В соответствии с пунктом 13 плана мероприятий по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016—2018 годы, в четвёртом квартале 2018 года должны быть приняты соответствующие нормативные правовые акты по увеличению гарантированной части денежного содержания. Вступление в силу указанных нормативных правовых актов предполагается с 1 января 2019 года», — сообщили в пресс-службе правительства.

Отметим, зарплата госслужащих не индексировалась с 2014 года.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что данная мера призвана в первую очередь компенсировать госслужащим негативный эффект инфляции.

«Это решение носит закономерный характер, поскольку необходимо компенсировать накапливающееся влияние инфляции на зарплаты госслужащих. В настоящее время рост зарплат чиновников сдерживается, но это сдерживание не может быть постоянным», — пояснил эксперт.

Бывший замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь придерживается аналогичной позиции. При этом он заметил, что зарплата российских чиновников далеко не однородна и ситуация складывается не в пользу младших специалистов.

«У министров и сотрудников администрации президента зарплаты высокие. Так, средняя зарплата в администрации президента, по данным Росстата, — 208 тыс. рублей , в то время как специалисты первой категории в Москве получают зарплату в 26 тыс. рублей, — обрисовал ситуацию Митволь. — Сегодня молодым специалистам, которые вступили в брак и рожают детей, тяжело содержать семью на подобную зарплату. В результате этого создаются условия для того, чтобы такие люди стремились получать различные неофициальные доходы. Зарплатам специалистов низших категорий необходимо уделить особое внимание, где их трудовой доход не будет в десятки раз меньше зарплат первых руководителей».

«Как говорят мне знакомые, которые работают в госаппарате, за последнее время зарплаты сократились ориентировочно на 20%», — сказал политик.

Как менялись зарплата и число госслужащих с 2002 года

Дополнительно отметим, что, согласно распоряжению правительства от 28 октября нынешнего года, в Госдуму был внесён законопроект, в котором предлагается продлить действие моратория на индексацию зарплат российских чиновников на 2017 год.

P.S. После публикации RT в аппарате правительства , что планируется увеличение только оклада чиновников, а не всей зарплаты.

«Основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы было предусмотрено изменение структуры заработной платы госслужащих с 1 января 2019 года: предполагалось, что вырастет оклад, при этом прочие выплаты не вырастут», — говорится в уточнении правительства, поступившем в редакцию RT.

Во вторник в аппарате правительства также добавили, что в бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017 — 2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции и что увеличения заработных плат госслужащих в проекте трёхлетнего бюджета не предусмотрено.

Павел Астахов

Министерство труда Российской Федерации предложило повысит заработные платы государственным гражданским служащим в 2018 году. Уровень роста зарплаты может составить 4 процента с 1 января. Официальный документ данного законопроекта опубликован на портале правительства Российской Федерации.

Ежегодно к правительству РФ обращаются граждане, работающие на государственных службах. Они требуют повышения зарплат, так как последняя индексация их выплат проходила четыре года назад. Правительство приняло решение подготовить новый законопроект по повышению заработных плат госслужащим.

Сотрудники Министерства труда Российской Федерации сообщили, что уровень повышения заработных плат напрямую будет зависть от инфляции в 2018 году.. Увеличение заработных плат на таком уровне коснётся граждан, которые трудоустроены в государственной организации. В случае утверждения закона, зарплаты госслужащих вырастут в 1,04 раза.

Представители правительства отмечают, что вопрос о повышении зарплаты госслужащим выставлен на рассмотрение, так как индексацию их выплат не проводили с 2013 года. Проект повышения зарплаты госслужащим представители Министерства финансового развития подготовили еще в конце 2016 года, однако рассмотрение начнётся уже в конце 2017 года. В минувшем году Минфин предложил вовсе отказаться от индексации заработных плат государственных сотрудников, судей, военных и полицейских. Такое решение вызвано величиной инфляции.

Министр труда и соцзащиты Российской Федерации Максим Топилин дал свой комментарий относительно решения повысит в 2018 году заработные платы государственным служащим. Он считает, что увеличение зарплаты на 4 процента для бюджетников является целесообразным относительно текущей экономической ситуации в стране. Топилин уверен, что такой уровень станет значительным для нянечек детский садов, юристов, бухгалтеров и других государственных служащих, так как их выплаты за работу не повышались с 2013 года.

Представители Министерства труда Российской Федерации утверждают, что повышение зарплат с 1 января 2018 года ожидает сотрудников инженерно-технической отрасли, а также вспомогательных работников, которые обсуживают здания и оборудования российских организаций. В их число вошли граждане с профессиями: программист, техник, электромонтёр, слесарь, уборщик и сантехник.

Министерство труда сообщает, что уже готовятся законопроекты по повышению заработных плат госслужащих на 2019 и 2020 годы. Уровень роста зарплат на этот период предусмотрен на том же уровне, что и в следующем году. Однако в планах не учитывается уровень инфляции, который может кардинально изменить направленность проекта по индексации зарплат государственным сотрудникам.

С 1 января 2018 года уровень зарплаты государственных служащих Российской Федерации окажется на уровне 9489 рублей. Соответственно такие выплаты за работу смогут получать сотрудники, которые по трудовому договору работают 40 часов в неделю. В 2019 году, по словам представителей Министерства труда, зарплата сотрудников государственных организаций окажется на уровне прожиточного минимума.

«С 1 января 2018 года до 80% от прожиточного минимума МРОТ повышается, с 1 января 2019 года - уже до 100%. Необходимые ресурсы на федеральном уровне, и, соответственно, поддержка субъектов Российской Федерации также учтены в бюджете».