Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Логопедическая помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (сдвг). методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему Логопедическое занятие с гиперактивным реб

Первое, что мы замечаем у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – чрезмерную и ненаправленую активность. Внимание ребенка привлекает абсолютно все, но оно ни на чем не удерживается. Регуляция слабая. В школе, детском саду ребенок ввязывается во все конфликты, он крайне несобран при интеллектуальной норме. Часто такие дети получают характеристику: «Умный ребенок, но ужасное поведение».

Признаки синдрома.

1. Гиперактивность (избыток моторной активности)

Беспокойство,

Суетливость,

Посторонние движения,

Бесцельность активности,

Нарушение координации,

Неловкие беспорядочные движения,

Несформированность мелкой моторики, праксиса,

Нечитаемый почерк,

Часто опережающее моторное развитие (как правило, раньше начинают ходить),

Гипертонус,

Нарушения сна.

2. Нарушение внимания

Трудности в удержании,

Снижение избирательности,

Непоследовательность в поведении,

Забывчивость.

3. Импульсивность

Несформированность регуляторной функции (здесь и сейчас),

Поступки опережают намерения,

Трудности в регулировании действий,

Трудности в соблюдении правил,

Не умеет ждать,

Постоянная болтовня из-за несформированности внутренней речи.

Эти три признака могут проявляться у ребенка в большей или меньшей степени.

Характерная черта умственной деятельности – цикличность. Мозг работает 3 – 5 минут, потом ему требуется отдых. Невозможность удержать и сохранить внимание ребенок компенсирует двигательной активностью. Требование «сидеть прямо, не возиться и не отвлекаться» для такого ребенка является невыполнимым противоречием. Если заставить его сидеть неподвижно, то резко снижается работоспособность головного мозга.

В то же время, такие дети любознательны, живы, интеллектуально сохранны, в том, что их интересует, демонстрируют знания, превышающие возрастную норму.

Причины возникновения синдрома.

1. Последствия родовой травмы или осложнения перинатального периода.

Головной мозг получает слабые повреждения. Сразу после воздействия другие здоровые клетки берут на себя функции пострадавших. Нервная система работает с двойной нагрузкой. При любой стрессовой ситуации возможно резкое ухудшение состояния центральной нервной системы.

2. Нарушение биохимического баланса в ЦНС.

При дисбалансе между возбуждением и торможением нарушается нейропроводимость.

3. Нарушение кровообращения головного мозга при патологии сосудов, сколиозах, зажимах. Уровень активности головного мозга не стабилен, требуется постоянная двигательная стимуляция, усиленным движением. В этом случае движение – механизм компенсации недостаточного питания головного мозга.

4. Наследственный характер, генетическая предрасположенность.

В основном передается от отца к сыну. У девочек СДВГ встречается реже из-за больших компенсаторных возможностей, но проявляется в более тяжелой форме.

5. Заболевания раннего детского возраста.

Депривационное воздействие на еще не сформировавшиеся системы.

6. Воздействие токсических веществ (в том числе лекарственных), недостаточное питание, асфиксия, наркотическое отравление плода, неблагоприятная экологическая ситуация и т.д.

Комплексный подход при работе с СДВГ.

1. Двигательная коррекция помогает поднять уровень работоспособности, позволяет урегулировать контроль.

Этапы двигательной коррекции:

- «Радость движения» - активизация вестибулярно – моторной активности.

Основная задача – стимуляция вестибулярного аппарата.

Цель – разгрузить психику от ощущения запрета, дать радость от движения.

Общая стимуляция дает повышение активности головного мозга.

В обычной жизни ребенка постоянно ограничивают в движении не давая активизировать мозг. Используются любые активные движения, которые не требуют сложной регуляции («паучок», «бревнышко» без программы и т.д.). При этом двигательная активность ребенка ничем не тормозится. К движениям добавляются сенсорные программы – кочки, массажные коврики, опознавание фигур наощупь, выполнение упражнений с завязанными глазами, например, ползание с завязанными глазами на звук и т.д.

- «Я могу остановиться» - развитие умения управлять движением.

Игры с командой «стоп!» звуковой, визуальной и т.д. (веревки, кегли, игрушки – ограничитель пространства, голосовые, музыкальные и шумовые звуки).

Ребенок должен понять, что он сам может управлять своими движениями, например, остановиться, когда прекратиться музыка или передвигаться, не сходя с ковра.

Используются упражнения «Огонь –лед», «Берег река», «День – ночь», «Робот», когда заранее оговоренная часть тела является «выключателем» и т.д.

- «Подумай и сделай» - преодоление импульсивности, более сложная регуляция.

После сигнала «Стоп!» дается пауза для обдумывания действий, так как основная проблема такого ребенка – «Некогда думать, прыгать надо». Ребенок замирает, дается структурированная инструкция: «Остановись, посмотри, подумай, сделай».

Составляется план действий, формируется структура деятельности.

Для структурирования и осознания действия важно проговаривание.

Используются упражнения с переключением для развития произвольности. Команды желательно подавать словесно, используя разные виды заданий (смена позы или движения на слова определенной группы – женские или мужские имена, съедобное – несъедобное, цвета: красный - синий и т.д.). Пауза, насыщенная речью регулирует действие.

Продолжительность каждого этапа зависит от возможностей ребенка. Освоение задач предыдущего этапа – повод для перехода к следующему. Этапы двигательной коррекции могут проходить в рамках одного занятия или идти курсами.

После прохождения этих трех этапов можно подключить более сложные упражнения.

Задача – выработать регуляторную способность, перевести движения на осознанный уровень.

2. Психотерапия (работа с эмоциональной сферой).

3. Развитие внимания и когнитивная коррекция.

Когнитивная программа тоже проходит в несколько этапов.

Сначала достигаются устойчивые результаты в развитии одной функции, потом работа проводится уже над несколькими одновременно.

4. Развитие волевых навыков и саморегуляции.

5. Развитие коммуникативных навыков.

1. Организация внешнего пространства.

Важно помочь ребенку с организацией пространства. Ему необходима устойчивость внешнего мира, что бы он мог направить энергию на упорядочение себя.

Сюда входит строгий режим дня и постоянный режим (ритуал) занятий, засыпания, приготовления уроков, например, перед сном всегда йогурт, пижама, сказка, что обеспечит плавный переход от активности к спокойствию. Правила поведения и временные режимные моменты должны быть незыблемы.

Часто СДВГ поддерживается семейными ошибками, например, если родители реагируют только на ситуации, выходящие за рамки нормы. Когда ребенок затихает, мама не обращает на него внимания. Если похвала нейтральна, а замечание эмоционально, ребенок предпочитает получать замечания и ведет себя соответственным образом.

2. Организация времени.

Для детей с СДВГ очень трудны правила с контролем времени. Проводился эксперимент, когда детям с СДВГ на выбор предлагалось нажать на кнопку через одну секунду и получить за это одну конфету или через 20 секунд за пять конфет. Большая часть детей нажимала на кнопку сразу.

3. Не апеллировать понятиями далекого будущего.

Понятия отдаленного будущего детьми с СДВГ не воспринимаются. Не имеет смысла рассказывать о том, что если сегодня не будет сделано задание, то это повлияет на результат обучения в школе.

Максимально воспринимаемые временные понятия – сейчас, сегодня вечером, завтра.

Обратная связь.

При выполнении задания, дети без СДВГ после похвалы при продолжении выполнения улучшают результат. Дети с СДВГ значимо меняют результат, только если их не просто похвалить, а указать на допущенные ошибки. Увидеть свои ошибки самостоятельно ребенок не может из-за слабой регуляции. Успешное и неуспешное выполнение задания сразу должно анализироваться, проговариваться. Начинать работу лучше с заведомо успешных заданий, дать ребенку настроиться, войти в ритм, потом можно приступать к более сложной работе, а после, учитывая цикличность мозговой активности ребенка с СДВГ, опять дать простое задание.

На поздних этапах работы можно включать элементы планирования деятельности.

    Сообщения

    Здравствуйте, я воспитываю сына Илюшку 4-х лет. Со множественными проблемами. Основная из них конечно же гиперактивность и отсутствие речи, точнее речь есть., но это «как тут говорят» скорее абракадабра какая-то. Очень верю что есть какие-то рекомендации для работы с детьми, у которых «дефицит внимания» в избытке. Логопеда посещаем не первый месяц, но заниматься с ним крайне тяжело.
    Еще хотелось бы узнать по какой методике (или используя, какую литературу) можно наиболее эффективно заниматься с ребенком дома? Для ребенка диагноз которого — сенсорная алалия (на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, гидроцефального синдрома).
    Благодарю за понимание.

    Mary, у моего сына подобные проблема, правда мы младше нам 2,4. Литературу пока не подскажу, но могу рассказать о приеме развития концентрации внимания который у нас хорошо идет. Как ни странно это банальная игра в наперстки(перекатываете шарик из под одного под другой наперсток, а потом спрашиваете где). В маршрутке по пути из сада я перебрасываю из руки в руку каштан. 🙂

    Mary, мы с трех лет начали заниматься с логопедом, сменили двух. Причина, как мне казалось, в гиперактивности и неусидчивости сына. Результат от занятий был 0, а если точнее то за год(учебный) прибавили в словарь около 50 слов с косноязычным произношением. В этом году в сентябре мы попали к логопеду с огромным стажом работы с детьми с МА, СДВГ, и более тяжелыми формами отставания в развитие. И что же я услышала в конце первого занятия про своего ребенка? «Совершенно отсутствует воспитание!» Я была в шоке!!! Мой сын и не воспитан!!! Она объяснила «Даже самый больной ребенок должен четко знать что можно, а что нельзя. Если сегодня это можно, то можно и завтра, а если чего то сегодня нельзя, этого НЕЛЬЗЯ никогда. Ребенок должен понимать и знать что перед ним педагог которого нужно слушать и который работает ему на благо». Скажу честно, идти на второе занятие не хотелось, но настоял муж «Сыну не помешает строгости». Так вот уже с третьего занятия он её слушает и продуктивно занимается. Наше СДВГ никуда не делось, просто занятия строятся так что как только он устает от одного вида деятельности, сразу внимание переключается на другой. Так за 45мин они могут отрабатывать звуки, слоги, разложить пазлы, вырезать, клеить, поиграть в пальчиковые игры, сделать артикуляц.гимнастику, массаж лица, ушек, попеть песни, выучить стишки. Я убежденна, что каждому ребенку нужно своего логопеда. Ну если не получается у Илюшки с этим логопедом попробуйте другого.
    А про занятия дома-почитайте архивы форума. Очень много написано: и книги, и игры, и ссылок много.

    В этом году в сентябре мы попали к логопеду с огромным стажом работы с детьми с МА, СДВГ, и более тяжелыми формами отставания в развитие.

    Таня-Матвейка,я думаю в нашли хорошего специалиста,строгость действительно не помешает детишкам с СДВГ.Моему только такой педагог и нужен,что бы он побаивался.Если не секрет,с кем занимаетесь,координатики не подскажешь?

    Тань, это так пишут, когда хотят полностью согласится с написанным, тобишь плюс еще одно такое же мнение.

    У меня с педагогами та же история, как только вижу СЮ-СЮ-канье, знаю точно, дело не тронется с места.

    Бывают такие логопеды(причем знающие, что говорят сенсорному алалику с СДВГ):
    -Солнышко-лапочка-миленький-славненький-нука-пожалуйста-родненький-ды-ды-дыды….

    Пока она третье свое «КИТАЙСКОЕ» слово сказала он уже далеко ….висит на дверной ручке и рвет когти из кабинета….

    Вообще, диагноза СДВГ нет.
    Сюсюканьем точно не наработать. Должны дети в конце концов понять, что эта тетя не играет. Моему тоже психолог удивилась, что он совершенно ничего не понимая(как кажется) из-за стола не выходил на занятиях, а встал ровно через 45 минут. И так мы разобрались(почему сколько сидит и встает)на третий раз. У него уже это отработано на подсознании(мне кажется). Но на это нужно время. 1000 раз некоторым(как мой)

    Вооот, чем мне нравится логопед с которой мы этим летом занимались в Евпатории, дама старой закалки, усадила сына и все, никакой беготни, прижала его к стулу (приобняла) и работать! Результат за месяц был такой, какого мы год с нашим логопедом дома добиться не могли. Ротому что у нее выполнил задание — «молодец детка, побегай», потом усаживаем обратно 5 минут….
    Приехали домой, скатились снова на старое поведение (((
    Кстати, невролог мне сказала что с такими детьми хорошо работает техника «глаза в глаза» , это именно то что я описала выше, т.е. прижать и работать.

    «техника «глаза в глаза» , это именно то что я описала выше, т.е. прижать и работать.»

    Сижу и думаю, это ж как, это ж в какой позе?? Чтоб прижать и работать это только со спины в обнимку, чтоб не рыпался…
    А так чтоб в глаза, это только его спиной к стене припереть что-ли?

    МОи логопеды «учат сидеть» и слушать первое время(сложных детей) , у нас с этим проблем нет.. может и посидеть..Я сама работаю с СДВГ, обучаю их английскому языку, мне сложно потому как абсолютно не подготовлена к такой работе, все методом проб и ошибок, но могу сказать точно, что дети очень необычные, обычно я легко могу вступить в контакт, но вот конкретно процесс обучения строится сложно…зато их успехи для меня самые приятные.

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью МБОУ «СОШ №5»

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. Термин «децелерация» (замедленный темп физического и интеллектуального развития) появился в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв., увеличивается число детей с задержкой речевого и психического развития, появились дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Более 70 процентов детей нуждаются в медико-психолого-педагогической коррекции.

Впервые описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад. Согласно последней редакции Международной классификации болезней, выделяют две подгруппы: с наличием гиперактивности («синдром дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ) и без неё («синдром дефицита внимания без гиперактивности», или СДВ). Развитие синдрома связано с работой лобных долей головного мозга. Учёные считают, что у детей с СДВГ данные доли мозга работают медленнее. Наблюдается недостаток определённых химических веществ – нейтротрансмиттеров (дофамин и норадреналин), которые передают информацию от мозга к телу. Из-за нехватки этих веществ в головном мозге, мозг перестаёт адекватно реагировать на информацию.

СДВГ среди мальчиков 7-12 лет диагностируют в 2-3 раза чаще, чем среди девочек, в последнее десятилетие этот диагноз уже выставляют уже детям в возрасте 4-5 лет. Доктор медицинских наук О.В.Гончарова выявила широкую вариабельность данных по распространённости СДВГ: в США эти цифры колеблются от 4 до 13%, в Великобритании - 1-3%, Германии - 9-18%, Италии - 3-10%, Чехословакии - 2-12%, Китае - 1-13%, в России (г.Москва и Московская обл.) - 15-28%. На школьный логопункт при МБОУ СОШ примерно 17% детей поступают с речевыми нарушениями, которые осложнены синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Кроме сниженного внимания, для этих детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении этого времени они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается». У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью.

Такой ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы, не может до конца закончить поставленную задачу (слушает, но, кажется, что не слышит). Он рассеян: часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки), забывчив. Ребёнок суетлив: не способен усидеть на одном месте, много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте). Он не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге, всегда нацелен на движение, ведёт себя как «perpetuum mobile», очень болтлив.

Импульсивность выражается в том, что такие дети часто начинают отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. Гиперактивным детям свойственна «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений, тики и навязчивые движения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения. Школьные нагрузки у таких учащихся часто приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию синдрома школьной дезадаптации.

У учащихся с СДВГ, как правило, к началу обучения в школе при обследовании устной речи обнаруживается несформированность всей звуковой стороны речи: произношение, фонематические процессы; также нарушены лексико-грамматические средства языка. Как правило, это дети имеют речевой диагноз «общее недоразвитие речи». По результатам обследования устной речи у детей с СДВГ и СДВ, проведенных в нашей школе, выявлены следующие проявления общего недоразвития речи:

  1. Фонематические процессы нарушены у 100% учеников.
  2. Артикуляционная моторика нарушена у 80% учеников.
  3. Звукопроизношение (дефектное произношение звуков от 1 до 8 у 80%).
  4. Звуко-слоговая структура слова нарушена у 80% учеников.
  5. Особенности динамической стороны речи (тахилалия – 40%, брадилалия – 20%).
  6. Грамматический строй речи нарушен у 80% учеников.
  7. Словарь и словообразование страдает у 80% учеников.
  8. Связная речь не сформирована (носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога) у 100% учеников.
  9. Недостаточность развития мелкой и общей моторики у 100%.
  10. Нарушена ориентация в пространстве у 100% учеников.

Речь ребенка с СДВГ характерна тем, что она как бы опережает мысль. Но параллельно с такой неуемной болтливостью у детей с СДВГ имеются задержки в развитии языковых навыков, связанных как с пониманием, так и с самовыражением. Они могут пропускать слова, неправильно понимать сказанное, с трудом запоминают слова, понимают устную речь и организуют свои мысли. Такому школьнику нужно гораздо больше времени для того, чтобы собраться с мыслями и дать ответ на поставленный учителем вопрос.

Низкий уровень развития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной проявления вторичного дефекта, который проявляется в специфических нарушениях чтения и письма. Характер расстройств письма и чтения обнаруживает недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций в различных сочетаниях: чаще всех трех, реже двух, но иногда одной. Отставание развития зрительной функции ведет к сложностям воспроизведения и запоминания графического образа букв и цифр. Неполноценность пространственной ориентировки и конструктивной деятельности приводит к тому, что такие дети с трудом ориентируется в пространстве тетрадного листа.
Учащиеся первых классов с СДВГ с трудом научаются обозначать границы предложений. Это вызвано трудностями распределения внимания между технической стороной письма и необходимостью выделять законченную мысль и правильно оформить ее на письме.

Такие дети часто при письме нарушают звукобуквенную структуру слова (пропуски и замены букв). Это объясняются как недоразвитием устной речи, так и регуляторными трудностями – слабость произвольного внимания одинаково отражается на распознавании акустических или артикуляционных признаков звуков, актуализации зрительных образов буквы и слова.

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. должна быть «мультимодальной». Основными направлениями являются: психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, лечение неврологической патологии. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому. Задача школьного учителя-логопеда оказывать максимально эффективную логопедическую помощь.

К сожалению, дети с СДВГ на школьном логопедическом пункте могут посещать только групповые занятия, индивидуальных часов для таких детей не предусмотрено нормативными документами. Для таких учащихся все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий для максимального раскрытия.

Учитель-логопед должен консультировать родителей и учителей начальных классов о причинах расстройств, особенностях работы с такими детьми. Логопед, работая над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно должен учитывать также нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия. Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии.

Развитие произвольного внимания происходит на базе непроизвольного. Немаловажную роль имеет речь учителя. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение. Качество выполняемого задания будет резко страдать, если в тексте будет много незнакомых слов. Успех в усвоении нового учебного материала очень часто зависит от темпа его предъявления. Следует повторять один и тот же материал и не приступать к новому, пока не убедитесь в том, что предъявленный материал понят и воспринят.

При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предлагать ребёнку больше игр на развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий. Мальчикам с СДВГ необходимо развивать речь через движение. Одно из главных условий в работе с детьми с СДВГ – это вовремя суметь предупредить переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключить его на другие виды игр и занятий. Проблемное обучение повышает мотивацию учеников, хорошо использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Необходимо давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика, избегать предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

Контролируйте ребёнка с СДВГ, так как ему сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у таких детей очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки. Позитивная мотивация в занятиях - это самый главный, основополагающий принцип, который должен использоваться при проведении логопедических занятий с учащимися с СДВГ. Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно добиться положительных результатов по поддержанию внимания и коррекции гиперактивности младших школьников.

Литература:

  1. Собина Досани 52 способа преодоления дефицита внимания и гипреактивности у детей // М. Центрполиграф, 2010
  2. О.В. Гончарова, Г.Д. Тарасова Особенности состояния здоровья детей с снидромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Российская отоларингология. – 2008. №2. – с. 20-24
  3. Громова О.А., Красных Л.М., Лиманова О.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - возможности коррекции // Российский педиатрический журнал.- № 2. -2005. - С. 17-22.

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога! Как вы думаете, от чего зависит успеваемость ребенка в школе и успешность человека в жизни? Зависят ли эти два параметра друг от друга? Эти вопросы я затрону в своей статье, и вы найдете ответы на них, если внимательно прочитаете ее до конца. Но в основном я затрону одну актуальную проблему — расскажу, как работать с гиперактивными детьми (СДВГ) логопеду, как учитывать их особенности в коррекционной практике.

Существуют много точек зрения на этот счет, в основном они сводятся к двум тезисам:

  • эти миф выдуманный врачами, чтоб облегчать кошельки родителей
  • просто ребенок (особенно мальчик) очень быстрый, шустрый активный, дети все такие

И в них есть зерно истины, потому что часто этот диагноз ставят любому чересчур подвижному ребенку, который не подчиняется взрослым, дерзит, спорит, хулиганит, балуется во время занятий в школе или детском саду. И часто путают понятия “активный” и “гиперактивный. Мол, это даже хорошо, он успевает переделать массу дел, еще и делает многое одновременно.

Признаки гиперактивности

Спешу разочаровать последних — ребенок-СДВГ мало того, что не умеет делать много всего, быстро и сразу, он и одно-то дело не умеет довести до конца. Часто бросает его, потому что теряет интерес или не хочет напрягаться, преодолевать трудности. Он может бросить одно, начать другое, потом третье, четвертое, пятое — десятое — и все будет не доведено до конца.

Иногда бывает светлый луч в этом царстве хаоса — малыш может заинтересоваться чем-нибудь, но не спешите радоваться, это станет его навязчивой идеей, манией. В такой момент дети не могут ни о чем другом ни думать ни говорить. Только о своем любимом увлечении, не замечая никого и ничего вокруг. Это называется гиперфокус. Хорошо еще, если ребенок увлечется чем-нибудь полезным, например жизнью динозавров или строительством поделок из лего.

Все остальное детям неинтересно, жизнь им кажется нестерпимо скучна и однообразна, нужные постоянно новые возбудители для мозга. Поэтому постоянные истерики и хаотичное поведение, ребенок уходит в разнос. Его несет и сложно его остановить в этот момент. В более старшем возрасте такие дети начинают возбуждать себя всеми подходящими средствами.

Известные и знаменитые

Есть еще мнение, что люди с СДВГ(ADHD) особо уникальны и одарены. Периодически проходит информация, что тот или иной известный человек имел подобное нарушение. Или у какого-нибудь литературного героя или персонажа мультфильма находят черты СДВГ. С одной стороны это дает надежду, что имея дефицит внимания и будучи гиперактивным можно не пропасть в этой жизни и найти свою нишу.

Но с другой не надо забывать, что не диагноз сделал их известными и знаменитыми. Они прославились “не смотря на” и “вопреки”. А ведь это было непросто, потому что у людей с СДВГ, как правило, недоразвиты те участки мозга, которые отвечают за эмоционально-волевую сферу. То есть они страдают отсутствием воли и плохо считывают эмоции окружающих людей. Из-за этого они плохо социализируются.

Особенности детей

Требуя от ребенка — СДВГ выполнения каких-либо поставленных задач всегда надо помнить, что по развитию ЭВС он отстает в среднем на 30%, наблюдается некоторая инфантильность. Несомненно умственно и физически он вполне развит по своему возрасту. Конечно, с возрастом гиперактивность, как правило уходит или уменьшается в разы, но дефицит внимания (ДВ) остается.

Надо сразу уточнить, что мы подразумеваем под ДВ. Некоторые люди думают, что ребенку оказывается мало внимания со стороны взрослых, он как бы оказывается заброшенным. На самом деле дефицит внимания как психической функции. Дети — СДВГ не могут долго удерживать внимание, мозг отключается помимо их желания. Поэтому “развивать внимание” и требовать от ребенка: “Будь внимательнее!” и ругать его за то, что он невнимательный бесполезно.

Отношение педагогов

Но что делать в этой ситуации логопедам? Ведь многие дети с недостатками речи гиперактивны и невнимательны. Наверно, логопедам проще, потому что они, как правило, уже привыкли к тому, что их маленькие клиенты редко бывают спокойными и усидчивыми. А вот педагогам массовых школ и воспитателям детсадов приходится сложнее. Один такой ребенок может дезорганизовать весь учебно-воспитательный процесс, а если он не один?

Проявления СДВГ можно условно разделить на 3 степени: сильную, среднюю и слабую. Детям с сильно выраженными проявлениями гиперактивности и дефицита внимания вряд ли стоит посещать д/с. Они очень легко возбудимы и требуют к себе постоянного внимания, не могут сконцентрироваться ни на одном предмете, их все время куда-то несет, они вечно в хаотичном движении. Воспитатель не может бросить всех деток и заниматься только одним таким ребенком.

Дети со средней степенью и слабо выраженной уже вполне могут находиться в группе детей. Они более самостоятельны, но опять же, в коллектив надо вводить постепенно. Иначе их нервная система не выдержит. Ребенок может заболеть и превратится в часто болеющего на фоне психосоматики. Тем более дети с неявно выраженной формой СДВГ могут быть и не гиперактивными, у них в основном проблемы с дефицитом внимания.

Особый подход в работе логопеда

В работе с ними надо дробить учебный материал и многие навыки отрабатывать долго и тщательно. Они не могут выполнить долгую многоступенчатую инструкцию. У них часто бывает эффект “тут помню, тут не помню”, мозаичное восприятие. Логопедам надо постоянно придумывать новые формы и приемы, заготавливать кучу наглядных пособий, чтобы была постоянная смена вида деятельности. Заинтересовать таких детей можно, но чтоб удержать интерес и добиться результата надо сильно постараться.

На этом я прощаюсь с вами, дорогие читатели. Надеюсь я ответила на все вопросы и всем стало понятно, что успех в жизни не всегда коррелирует с учебой в школе. Потому что надо учитывать еще и показания социального интеллекта. Делитесь своими наблюдениями в комментариях к статье. Обсуждайте с друзьями и знакомыми в соцсетях и подписывайтесь на новые статьи блога.