Презентация "родительское собрание "речевое развитие детей младшего дошкольного возраста". Презентация: " инновационные формы работы с родителями по развитию речи у дошкольников" небольшие мастер – классы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Лошакова Надежда Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок» г. Мичуринска Тамбовской области

2 слайд

Описание слайда:

Основные задачи речевого развития детей: - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) . Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Развитие речи детей 3-4 лет 1.Формирование словаря. Активный словарь: К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 - 2000 слов. -взрослые должны расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. (Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности (пушистая, шороховатая). Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов. - в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)

5 слайд

Описание слайда:

2.Грамматический строй: Задача: совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение: Жёлтое…. (солнце) Пушистые…() Машина…какая? ()

6 слайд

Описание слайда:

Грамматический строй: Задача: научить употреблять существительные с предлогами. Упражнение: Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом) Поросенок (в коробке).

7 слайд

Описание слайда:

Грамматический строй: Задача: Учить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей Упражнение: Утка- утенок- утята. Кошка- ……..- …….. . Собака-………- …….. и т.д.

8 слайд

Описание слайда:

3.Связная речь Задачи: Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей. Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

9 слайд

Описание слайда:

Телефон. разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей. Ситуация общения «Расскажи…». Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом. (…А меня научишь???) Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

10 слайд

Описание слайда:

Мнемотехника. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

4. Звуковая культура речи Задачи для детей 3-4 лет: Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г-ф-в-т-д-с-з-ц)

13 слайд

Описание слайда:

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. Чистоговорки: Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б) «Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» . Речевые игры:«Насос», «Комар», «Жук». Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…», комара- «з-з-з», «ж-ж-ж» и др. Логоритмика -упражнения, где движения сопровождаются произнесением соответствующего текста.

14 слайд

Описание слайда:

Советы логопеда: речь взрослых (родителей и педагогов): четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь; обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки); играя с ребенком упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает вам полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»;

15 слайд

Описание слайда:

Советы логопеда: используйте игру «Чего не стало?» называть существительное в Р.п. ед.ч. (поставить 3-4 игрушки и поочерёдно прятать одну из них…) учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно: поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы: 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) 4. Как можно назвать зайку?

16 слайд

Описание слайда:

Советы логопеда: учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается? учите подбирать слова к определенным глаголам, существительным: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д. для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику:

17 слайд

Описание слайда:

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

18 слайд

Описание слайда:

Моторные центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

19 слайд

Описание слайда:

Самомассаж пальцев рук. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке органы человека. средний – кишечник Безымянный --– печень мизинец –сердце большой палец - голова указательный палец -й –желудок

20 слайд

Описание слайда:

Пальчиковая гимнастика. Развивает ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Мои пальчики расскажут, Что умеют – все покажут. Их пять на каждой руке. Все сделать смогут, всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Щиплют, ласкают – Пять и пять моих ловких пальчиков. Зайка Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу) Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу) Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками) Шорох тихий раздается: Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу) Заяц путает следы, Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Развитие речи детей дошкольного возраста

воспитатель I квалификационной категории Киперь Т.В.


“ Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель


Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.


Проблемой речевого развития я занимаюсь 8 лет. За этот период я изучила и проанализировала много литературы и пришла к выводу, что необходимо проследить развитие речевой деятельности через: *Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы); * Связь мелкой моторики с речью; * Развитие речевой активности в режимные моменты; * Кружковая деятельность; * Проектная деятельность; * Взаимодействие с родителями.


Цель моей работы в данном направлении- речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.

Задачи:

  • 1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
  • 2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
  • 3. Развитие мелкой моторики рук.
  • 4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.


Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.



Связь мелкой моторики с речью. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.



Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Е. И. Тихеева.



Развитие речи на прогулке

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.


Кружковая деятельность. Я не только учила детей сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Но и вкладывала максимум усилий, чтобы развить у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление и усидчивость. В ходе занятий мною были использованы: стихи, рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика, ручной труд. Как уже известно, все это благотворно влияет и на развитие речи.


Проектная деятельность. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.


Взаимодействие с родителями

Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.


Что нетрадиционного и нового я использовала в своей работе? Во- первых, многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.


Во-вторых, в своей работе я использую мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский


Заключение Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.

Список литературы. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»//Международный журнал экспериментального образования, №7-2/2014. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007г. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2000г. Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.-М.: Либерия-Бибинформ, 2010. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С. Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель-СПб, 2009. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – Творческий центр, Москва, 2009 г. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Интернет – ресурсы: nsportal.ru Maam/ru журналы «Дошкольное воспитание»: №6, 2004; №5, 2007; №6, 2007.


Ольга Белова
Презентация «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»

Слайд 1

Особенности речевого развития детей 4-5 лет

Слайд 2

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Слайд 3

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

Слайд 4

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.

Слайд 5

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др., появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Слайд 6

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Слайд 7

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Слайд 8

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Слайд 9

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Слайд 10

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Слайд 11

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Источники рисунков и шаблона презентации

Публикации по теме:

Презентация «Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Консультации для родителей детей с ОВЗ: «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Нарушения речевого развития – одна.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» Воспитывая ребенка 2-3 лет, надо уделять пристальное внимание укреплению его здоровья, привитию культурно-гигиенических навыков, развитию.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста» «Особенности речевого развития детей раннего возраста». После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это.

Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т. е.

Презентация «Особенности развития детей 4–5 лет» 1. Рост стал 102 см и более и увеличился на 4-5 см вес стал 16 кг и боле и увеличился на 1-2 кг. 2. Тело ребёнка изменило пропорции активно.

Особенности речевого развития детей преддошкольного возраста с общим недоразвитием речи Несформированность коммуникативной функции речи – одна из причин неподготовленности детей с речевой патологией к школьному обучению. В дошкольном.

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Речевое развитие предполагает:

Ø владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

Ø развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Ø развитие речевого творчества;

Ø развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Ø знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Ø формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Василек» Подготовительная группа №3 Автор презентации Воспитатель: Гуляева Л. А.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании речевой деятельности детей Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры

Развитие речи для детей протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно - развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно -образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие связной речи через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники “ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Картотеки по развитию речи


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развиваем речь, играя!

Речь – один из мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь – основное средство общения людей Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека.

Развитие мелкой моторики рук Чтобы четко говорить будем с пальцами дружить

Мелкая моторика связана: с нервной системой с зрением с вниманием с памятью и восприятием ребёнка Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. При стимуляции моторных навыков пальцев рук р ечевой центр начинает активизироваться.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики Разрывание бумаги Лепка (пластилин, глина, тесто) Рисование и раскрашивание Собирание мозаик и паззлов Вырезание Игры с крупой, бусинками, пуговицами Игры с счётными палочками Застёгивание, расстёгивание, шнуровка Аппликации Работа с бумагой, оригами, плетение Рисование на муке, манке Песочная терапия

ЧТЕНИЕ КНИГ

Художественная литература является могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Задача взрослого – прочитанное донести до детей

Регулярное чтение: 1. Большой словарный запас 2. Выразительная красивая речь 3. Развитие интеллекта 4. Формирование усидчивости Книга должна соответствовать возрасту ребёнка Книга – друг ребёнка!

Приёмы для привлечения внимания детей, поддержания интереса к рассказыванию, чтению. «Неожиданное начало» «Ждали одно – получили другое» «Не только делай, но и слушай» « Книжкины праздники» Подарки любимым книжкам - детские рисунки, подделки, выполненные по мотивам прочитанных произведений.

ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ.

Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховой, зрительной, осязательной, двигательной, эмоциональной. Не используйте при заучивании наизусть только лишь многократное повторение текста, а превратите этот процесс в веселое обыгрывание содержания стихотворения.

Учить наизусть, играя с ребёнком Игра «Громко - тихо». Ребенок одну строчку текста произносит громко, а другую - тихо; Игра «Быстро - медленно», когда одна строчка стихотворения произносится быстро, а другая - медленно; Игра «Говорим по очереди», когда одну строчку стихотворения произносит ребенок, а другую - взрослый, потом они меняются порядком строк. Беседы с ребенком по содержанию стихотворения, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковые игры, диалог), выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст.

Главное для ребёнка – игра! Именно игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста. Играя, ребенок осваивает такой важный вид деятельности, как речевая.

Игры, для развития речи детей

Игры на обогащение словаря ребёнка: 1. «Какие слова можно вытащить из супа, компота» 2. «Назови вкусные слова? Кислые слова? Горькие слова» 3. «Какая у нас посуда?» (из стекла – стеклянная, из дерева – деревянная, итд) 4. «Разные вопросы» («Цепочка слов») Где растут листья? (на ветке) Где растут ветки? (на дереве) Где растут деревья? (в лесу) 5. «Скажи наоборот» (антонимы) Быстро – медленно Грустить – радоваться Большой – маленький 6. «Что можно делать с… С чем можно делать?» Мячик можно отбивать ногой, ронять а ещё… Водой можно умываться, плескаться… 7. «Опиши то, что видишь» («Расскажи как можно больше»)

Уважаемые родители! Помните о том, сколь велика Ваша роль в обеспечении полноценного речевого развития Вашего ребёнка. Играйте и фантазируйте вместе с детьми! Совместные занятия принесут Вам не только пользу, но и удовольствие! Ваши дети будут говорить красиво, правильно и вырастут успешными!

Воспитатели: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Развиваем речь, играя!

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.

Речь – основное средство общения людей.

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека.

Поэтому к развитию речи детей нужно отнестись серьёзно. Но не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто почаще играйте с ребёнком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию.

Игра – основное занятие детей, их работа.

Развитию речи способствует

развитие мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

  • Разрывание бумаги. Этот процесс очень нравится детям. Вызывает положительные эмоции.
  • Лепка. Для лепки хорошо подходит пластилин, глина, тесто.
  • Рисование и раскрашивание(карандаши подходят лучше всего)
  • Собирание мозаик и пазлов
  • Вырезание
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами
  • Игры с счётными палочками
  • Застёгивание, расстёгивание и шнуровка
  • Аппликации
  • Работа с бумагой, оригами, плетение
  • Рисование на муке, манке
  • Песочная терапия

Что же ещё способствует развитию речи?

чтение книг

Художественная литература является могучим, действенным

Средством умственного, нравственного и эстетического

Воспитания детей, она оказывает огромное влияние на

Развитие и обогащение детской речи. Книги открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они делают детские эмоции более насыщенными, развивают воображение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Художественные произведения доносит до них взрослый, поэтому знание взрослым детской литературы, владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед взрослым, решившим прочитать ребёнку книжку или рассказать что то о прочитанном стоит важная задача – прочитанное донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребёнка эмоциональным отношением к прочитанному.

Регулярное чтение ребёнку является залогом того, что ребёнок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к поискам новых знаний, формирует усидчивость.

Помните о том, что книга должна соответствовать возрасту ребёнка

Книга – друг ребёнка! А к друзьям надо относиться с любовью.

Думаю, что многие родители согласятся с таким утверждением, что бывают ситуации, когда вы решили почитать ребенку или что-то рассказать, а он не хочет вас слушать, он занят чем-то другим. Как привлечь его внимание? Принуждение к слушанию не даст никакой пользы, скорее, вызовет отвращение к чтению. Существуют специальные

ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА К РАССКАЗЫВАНИЮ, ЧТЕНИЮ

Слайд 9

«Неожиданное начало». Общение с детьми может происходить в любой обстановке. Главное - эффект неожиданности. Когда ребенок не ждет ничего особенного, вдруг начинается необычный рассказ или чтение новой книги.

«Ждали одно - получили другое». Если дети расшалились, не слушают взрослого, вместо традиционного способа - строгого окрика, серьезного внушения, к которым дети готовы (ожидают), - взрослый вдруг усаживает детей вокруг себя или рядом и начинает рассказ. Тема может быть любой - главное, заинтересованность.

«Не только делай, но и слушай»

Когда ребёнок занят каким то делом, например, рисует или лепит, взрослый начинает рассказывать о чем-либо или о ком-либо. Главное - тема рассказа должна соответствовать тому делу, которым заняты дети. Это сделает рассказ не только интересным сообщением, но и очень нужной информацией.

Воспитанию интереса к книге и чтению, желания вновь открыть знакомую книгу и вспомнить ее содержание способствуют

«КНИЖКИНЫ ПРАЗДНИКИ».

Пригласите ребенка к книжной полке, возьмите в руки давно знакомую ему книгу и сообщите: «Знаешь, а у твоей книжки сегодня праздник. Сегодня исполняется год, как мы с тобой купили ее в магазине и она живет у нас на книжной полке. Давай сделаем для нее что-нибудь приятное, ведь она тебе нравится. Мы сейчас снимем ее с полки, полистаем ее странички, вновь посмотрим яркие картинки, вспомним ее героев, почитаем наши любимые места из этой книжки. Ей будет очень приятно, что мы ее любим и помним».

Любимым книжкам можно дарить подарки - это ДЕТСКИЕ РИСУНКИ И ПОДЕЛКИ, выполненные по мотивам прочитанных произведений.

Также развитию речи детей способствует

заучивание наизусть стихотворений.

Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховой, зрительной, осязательной, двигательной, эмоциональной. Не используйте при заучивании наизусть только лишь многократное повторение текста, а превратите этот процесс в веселое обыгрывание содержания стихотворения.

  • Игра «Громко - тихо». Ребенок одну строчку текста произносит громко, а другую - тихо;
  • Игра «Быстро - медленно», когда одна строчка стихотворения произносится быстро, а другая - медленно;
  • Игра «Говорим по очереди», когда одну строчку стихотворения произносит ребенок, а другую - взрослый, потом они меняются порядком строк.

Беседы с ребенком по содержанию стихотворения, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковые игры, диалог), выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст.

Уважаемые взрослые, помните, что

Главное для ребёнка – игра!

Именно игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста. Играя, ребенок осваивает такой важный вид деятельности, как речевая.

Какие же есть

игры для развития речи детей

Таких игр очень много. Поговорим о некоторых из них

Игры на обогащение словаря ребёнка:

1. «Какие слова можно вытащить из супа, компота»

2. «Назови вкусные слова? Кислые слова? Горькие слова»

3. «Какая у нас посуда?» (из стекла – стеклянная, из дерева – деревянная, итд)

4. «Разные вопросы» («Цепочка слов»)

Где растут листья? (на ветке)

Где растут ветки? (на дереве)

Где растут деревья? (в лесу)

5. «Скажи наоборот» (антонимы)

Быстро – медленно

Грустить – радоваться

Большой – маленький

6. «Что можно делать с… С чем можно делать?»

Мячик можно отбивать ногой, ронять а ещё…

Водой можно умываться, плескаться…

7. «Опиши то, что видишь» («Расскажи как можно больше»)

Во все эти игры можно играть по дороге в детский сад, в дороге, в машине, они не требуют никакой специальной подготовки.

Играйте и фантазируйте вместе с детьми!

Совместные занятия принесут Вам не только пользу, но и удовольствие!

Ваши дети будут говорить красиво, правильно и вырастут успешными!