Экскурсоводы. Доктор едет, едет сквозь снежную равнину Экскурсовод страхов валерий его экскурсии

Истринскую землю не случайно называют святой - с этими местами связана масса значительных исторических сюжетов, оставивших по себе память в сохранившихся храмах, усадьбах и монастырских постройках, из которых особое место занимают Новый Иерусалим со своими уникальными святынями и Корсунско-Торопецкая икона, находящаяся в храме Александра Невского на Княжьем озере.
Ново-Иерусалимский монастырь был заложен Патриархом Никоном в середине XVII в. как центр создаваемой им Русской Палестины, раскинувшейся на берегах реки Истры, переименованной в Иордан. В XVIII - XIX вв. монастырь становится одним из самых почитаемых в Центральной России. Патриарх Никон - фигура особая. Другого исторического деятеля, оставившего столь противоречивый и неоднозначный след в русской церковной истории до XX в. нет. Архитектурный ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря входит в золотой фонд русского зодчества, являя яркий пример стиля русского барокко.
Окрестности Истры и Ново-Иерусалимского монастыря изобилуют достопримечательностями. Не все они широко известны, но вместе, в созвучье с окружающей природой, создают неповторимый ландшафт «Русской Палестины».
У южных границ поселка Княжье Озеро находится действующий православный храм святого благоверного князя Александра Невского. История Корсунского образа Божией Матери уходит в седую древность. Согласно преданию, он был написан евангелистом Лукой и благословлен самой Пресвятой Богородицей. Эта икона принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой и прославилась подаваемыми через нее чудесными исцелениями. По милости Божией подлинник святого образа не разделил судьбу многих утраченных для России в прошлом веке святынь, а сохранился и находится сейчас в Александро-Невском храме на Княжьем Озере, куда к нему совершается многочисленное паломничество.
Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV веке оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх РНикон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 году здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. В 1895 году был построен большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом и являет собой яркий пример архитектуры неорусского стиля.
Главная гордость Павловской Слободы - пятиглавая Благовещенская церковь (1662 г.) с восстановленной трехъярусной шатровой колокольней. Храм был построен на дворе «дядьки» царя Алексея Михайловича Бориса Морозова и соединялся переходами с его палатами. Со временем хоромы обветшали и были снесены, а на церковь, стоящую на холме у берега Истры, открылся замечательной вид.
Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. До революции прославился высотой духовной жизни насельниц, его называли женская Оптина. В настоящее время прекрасно восстановлен.

Страхов Валерий

Родился в 1970 году. Имеет высшее теологическое (богословское) образование. Базовое образование и большой опыт церковной жизни позволяют рассказывать о религии не просто интересно и познавательно, но проникая вглубь того или иного явления. Каждая из авторских экскурсий – плод собственного осмысления различных тем, связанных с историей и религией. Одна из таких тем – русское старообрядчество. Для Валерия это не только сфера научных интересов, но и выбор веры, что позволяет полностью погружаться в тему, даже там, где она для многих будет закрыта.

Успех экскурсий Валерия Страхова состоит в том, что он умеет о сложном рассказать просто и доступно, основываясь на собственном богатом церковном опыте. Его рассказ включает такие детали и подробности, которые не вычитаешь из учебников и путеводителей. Они узнаются годами, десятилетиями реальной церковной жизни. И, вместе с тем, его экскурсии не паломничество; он прекрасно понимает, что у каждого свое отношение к вере и религии, поэтому никогда не настаивает в выводах, оставляя возможность задуматься и сделать выводы самостоятельно. И тогда путешествие не заканчивается в день, который указан в экскурсионной путевке. Оно продолжается в Вас самих. Наверное, поэтому к Валерию приходят еще и еще раз.

Выбор «Мастерской Путешествий» для Валерия совершенно естественен. Формат его экскурсий – полноценно авторский и индивидуальный, не терпящий потока и подмен.

Странадко Медея

Экскурсовод, историк, страстная путешественница: объездила немало стран и городов и в каждом может с легкостью провести экскурсию. Занимается любимым делом и делится с экскурсантами радостью и теплотой от общения с Москвой, со старыми и любимыми уголками столицы, порой забытыми и оттого еще более интересными. Автор монографий по истории ВДНХ.

Сергиевская Ирина

«…Коренная москвичка, журналист, автор книг о Москве. Выступает как эксперт на телепроектах «Битва экстрасенсов», «Городские легенды», «Совершенно секретно», «Охотники за привидениями» и др. Ирина Сергиевская - необычный экскурсовод, а проводник по таинственным и загадочным местам Москвы. Посетив многие страны, принимая участие в экспедициях и в археологических раскопках, в полной мере ощутила, что сама наша жизнь – необычайное и удивительное путешествие. На прогулках Ирины всегда загадочно, увлекательно и интересно! Её рассказ всегда эмоционален, наполнен любовью к истории, тайнам и красоте нашего родного города. Он погружает каждого в атмосферу таинственный и удивительных событий!

Крюковский Сергей

Я родился и вырос в Москве, в семье главного художника Москворецкого района. Меня с детства окружали художники, скульпторы, архитекторы, формируя мою любовь к искусству. В девять лет я стал звонарём и всю юность провел при храме, там я познакомился с церковным бытом и заинтересовался историей религий. Мне хотелось помогать людям, и я закончил педиатрический факультет медицинского института. Но любовь к искусству перевесила, и я посвятил себя музыке - стал заниматься звукорежиссурой. Гастроли, концерты, путешествия и масса новых впечатлений. Пока мои коллеги отсыпались в номере – я бродил по улицам и знакомился с этими городами, потом стал показывать их своим друзьям, и так совсем незаметно это стало моей новой профессией. У меня много любимых мест, но Москва – моя малая родина, город моего детства, тот город, который, кажется, что знаешь наизусть, но каждый раз открываешь его для себя всё больше и больше. И мне очень приятно открывать его вместе с вами!

Брагина Наталья

Дипломированный гид экскурсовод, Член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г.Москвы. Приятная в общении обаятельная и очень эрудированная. «Люблю Москву и делюсь этой любовью со всеми туристами! Я с удовольствием, познакомлю Вас с моим любимым городом, покажу Вам все самое интересное, расскажу об истории города и его жителей. А главное - я хочу, чтоб вы полюбили Москву, также как люблю её я. Буду рада видеть всех, кому дорог наш город!»

Смирнов Алексей

И тобою привык я гордиться, И везде повторяю слова: «Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

Москвич по рождению и состоянию души. Влюблён в свой родной город. Патриот России. Не люблю: дураков. Любимое занятие: чтение. Семейное положение: муж, отец, дед.

Потемкина Татьяна

Окончила РГГУ, факультет искусствоведения. Долгое время работала редактором "Городских путешествий с Павлом Любимцевым" и "Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом". Писала сценарии, готовила материал для телеэкскурсий по городам России и Европы. Но любимой темой всегда оставалась Москва. Не потому, что она самая красивая. Просто Москва - мой родной город. Для меня его делают прекрасным не столько достопримечательности, сколько люди. Ведь, красота - в глазах смотрящего. Я благодарна работе экскурсовода за возможность живого общения с такими людьми - с моими слушателями, и поэтому стараюсь делиться с ними всем, что знаю сама, к чему сама неравнодушна, чтобы они смогли почувствовать и радость открытий, и радость встречи с хорошо знакомым.

Волынкина Ирина

«Я покажу вам этот город таким, каким узнала его сама, и буду рада, если он понравится и вам…».

Начала работу экскурсоводом в 1987 году в музее В.И. Ленина сразу после окончания педагогического института. Попав в этот политический музей на старте перестройки, получила хорошую школу старой закалки и устойчивость к любым проявлениям публики. Занимается любимым делом с радостью и энтузиазмом. В детско-юношеском центре «Турист» г. Мытищи ведет занятия экскурсоведения с ребятами, которым интересно попробовать себя в этой профессии.

Гудзь-Марков Алексей

Алексей Викторович Гудзь-Марков родился в 1962 г. в городе Купавна Московской области. В 1985 г. закончил Московский Институт Электронного Машиностроения по специальности "прикладная математика". Автор многочисленных книг по истории славян и происхождению славянского мира. В 2002г. написал книгу "Ростов Великий и его уезд", а позже "История Серпуховского и Оболенского уездов".

Гудзь-Марков А. В. профессионально занимается историческим и интеллектуальным туризмом, и предлагает вниманию широкой публики более ста маршрутов автобусных путешествий по России, предусматривающих, наряду с показом традиционных объектов, представление мало известных и очень красивых археологических памятников - городищ, курганов, на фоне которых в доступной форме участникам путешествий излагается мировая история во всех её ярких и судьбоносных проявлениях.

Соловьев Андрей

Андрей Соловьев родился в Москве, где живет и сейчас. Высшее образование получил на философском факультете МГУ им.М.В.Ломоносова. В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема иронии в европейской философии». С 1995 года трубач легендарной московской группы «Вежливый отказ», в которой постоянно играет. Выступал со многими известными музыкантами, как отечественными, так и зарубежными.

Еще Андрей Соловьев пишет для современного театра. Несколько лет вел джазовые программы на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Ракурс». В роли экскурсовода впервые попробовал себя в 2009 году. Сочетание высокой эрудиции и креативного таланта позволило Андрею создать целый ряд необычных экскурсий, так полюбившихся москвичам.

Стихарева Юлия

Я родилась в семье, где постоянно все читали. Читали всегда, от книг не отрывались. Мама работала на местном телевидении. В самом начале моего самостоятельного жизненого пути это определило и мою дорогу. Тульские места: Ясная Поляна, Куликово поле и Поленово – вот места, которые формировали личность. Я поступила на факультет «невест», то есть филфак. И в 18 лет пришла на работу в ГТРК «Тула», где в разных должностях проработала 9 лет. Была автором и создателем телевизионных программ, делала новостные материалы, а потом уехала в древней и прекрасный город Ярославль, где стала работать пресс-секретарем Ярославской епархии, основанной в 991 году. Это время было очень интересное, познавательное, много происходило и совершалось на моих глазах и в чем-то мы были не просто свидетелями, зрителями, но и участниками. Потом совершенно недолгий период, когда я проработала в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». Это тоже особое время и особый мир. А теперь последние годы – Москва, Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Имею высокие награды Русской Православной Церкви и государственные. Люблю путешествовать. Сейчас издаю журнал, являюсь автором телевизионной программы «Кулинарное паломничество» на православном телеканале «Союз». Время так скоротечно – все надо стараться успеть.

Пивоварова Юлия

Выпускница исторического факультета Московского государственного педагогического института им.В.И.Ленина.

Путь экскурсовода начала на музейном поприще. Со временем захотелось преодоления музейного пространства, «выйдя на тропу» пеших прогулок. Помочь принять решение помог наш вечный город, который дает возможность проложить неограниченное количество маршрутов, тесное знакомство с которым началось еще со школьной поры.

Выбор «Мастерская Путешествий» связан, в первую очередь, с поддержкой авторских экскурсий в строгом следовании единой тематике. Ведь если изучать историю Москвы под разным углом, то можно заново открывать даже привычные городские декорации.

Татьяна Червячкова

Ираида Кретинина

Родилась и выросла в солнечной Чувашии, ещё со школы любила историю, географию, мечтала путешествовать, познавать мир. Окончив Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, в 1980 году выучилась на экскурсовода, чтобы лучше узнать свой край и рассказывать о своём любимом городе туристам. Будучи свидетелем многих исторических преобразований в Чебоксарах и в Йошкар-Оле, видя, как города хорошеют и изменяются, с удовольствием знакомлю всех с ними, с национальным колоритом, рассказываю об их истории и преобразованиях. Стараюсь быть полезной людям, доставлять им радость и сделать приятным пребывание всех путешествующих на древней земле чувашей и марийцев.


Гуслицы не отыскать на карте. Село переименовано, разве только речка Гулица выдаст названием эти места. А вместе с тем эта обширная местность на востоке Подмосковья широко известна и за пределами области. В прошлом Гуслицкий край по праву именовали «Старообрядческой Палестиной». Край этот и сегодня населён преимущественно старообрядцами. Он довольно значительно отличается от остального Подмосковья. Конечно, и до сюда добрались многочисленные дачи, спутниковые тарелки и бесконечные торговые точки (хотя, стоит отметить, это направление далеко не самое популярное среди дачников), но и сегодня Гуслицы кажутся каким-то заповедным краем.

Недаром места эти называют подмосковной тайгой. Я даже не сразу понял, когда произошел этот переход, но в какой-то момент мне стало казаться, что едем мы по Архангельской области в сторону Каргополя. Автобус наш уперся в лесовоз и долго не мог его обойти, по бокам - непроглядный мрак елей и сосен, лес завален снегом... Но нет, мы в Подмосковье, каких-то сто километров от вечно шумной многомиллионной столицы.

В конце XVII века после стрелецких бунтов в Гуслицкие леса и болота бежали гонимые за старую веру царём стрельцы и бояре. Таким образом получается, что ревнители старой веры бежали не только в далекие края, как-то Сибирь, Север, Поволжье, но и относительно недалеко от столицы. Постепенно целый субрегион на востоке Подмосковья приобрёл ярко выраженные черты местного хозяйственного, этнографического и конфессионального своеобразия. Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. Культура старообрядческих Гуслиц стояла на очень высоком уровне. В гуслицких селениях лили медные образки и крестики, складни. Это литьё, называемое гуслицким, отличается большим разнообразием. В ряде деревень писали иконы. Во многих деревнях переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью, получившей название гуслицкой. Значительная часть здешних старообрядцев до середины ХХ столетия держалась неокружничества. В Гуслицах имелись также немногочисленные общины беглопоповцев-лужкан, поморцев, мокеевцев и некоторых других согласий. Последних неокружников, лужкан и мокеевцев до сих пор можно встретить в некоторых гуслицких деревнях.

Много с этим местом связано и различных занятных историй. Мне, например, очень запомнилась история про печатание здешними умельцами фальшивых денег. Ходят даже слухи, что в конце ХIХ столетия все фальшивки в Москве нарицали не иначе как «гуслицкими деньгами». Конечно, наиболее широко была развита эта деятельность после того, как в руки гусляков попали "наполеновские" станки для печатания фальшивых русских ассигнаций (попавшие в руки гуслякам после разгрома наполеоновских захватчиков), но по различным свидетельствам, промысел этот практиковался здесь и до этого. Причем развился он так хорошо, что по слухам прекратить все это безобразие смогла уже только советская власть.

В этом медвежьем углу на стыке трех губерний (Рязанская, Владимирская и Московская) гусляки сумели создать свой мир, во многом закрытый для посторонних. Важная особенность - здешние обитатели были все поголовно грамотными, что для России того времени было характерно далеко не для всех ее обитаталей.

Есть у этих краев и дурная слава. Гусляки и здешние края ассоциировались у людей и с разбоем, который здесь практиковался довольно активно и "успешно", и с иконописью по прорисям (трафарет), когда иконы состаривали и ее цена, соответственно, сильно возрастала, и с банальным конокрадством. Мне не хочется озвучивать чего-то наподобие,что гусляки-старообрядцы не видели ничего зазорного в обмане и мошенничестве по отношению к иноверцам, но такие мнения озвучиваются.

Конечно, не только об этом хочется рассказать, ведь в конце концов местные старообрядцы сделали этот край крупнейшим духовным центром, очень способствовали его экономическому росту. Многие становились видными купцами, так как умели жить расчетливо и бережливо, были лишены вредного светского влияния и были очень целеустремленными людьми. Постоянные преследования крепко сплотили дух гусляков, что хорошо было видно и по широкому распространению в этих краях фабрик и их успешного функционирования. Именно из старообрядчества вышли местные фабриканты и миллионеры (что типично вообще для многих мест компактного проживания староверов). В рогожском старообрядческом купечестве в Москве в 1930-х годах даже существовал целый круг богатых купцов-выходцев из Гуслиц и соседней Вохны. Благодаря текстильным фабрикам, основанным купцами-старообрядцами, уже в советское время выросли города Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Куровское, Дрезна.

Сегодня многие обитатели этих мест относят к себе к старообрядцам, хотя иногда оказывается, что это скорее лишь причисление - тех, кто строго соблюдает все обряды на самом деле здесь осталось не так уж и много.

1. Первой точкой нашего путешествия стала Никольская церковь старообрядцев Белокриницкого согласия в Устьяново Орехово-Зуевского района Московской области. Построена в 1910-1916 гг. Нас любезно приняли в храме, где как раз недавно окончилась служба и готовились к крещению. Как нетрудно догадаться, поснимать внутри старообрядческих храмов не удалось. Да и надо ли...

2. Потом наш путь лежал в Ильинский Погост. В прошлом село называлась Гуслицы и именно оно считалось административным центром волости Гуслица.

4. Откровенно говоря, экспозиции позавидует и иной краеведческий музей. И уж точно на тему местного старообрядчества ничего похожего и более информативного больше нет (в егорьевском краеведческом музее этой теме уделено не особо много внимания).

6. Экспозиция музея посвящена истории Гуслиц начиная с времен Ивана Калиты и кончая советским временем. Много внимания уделено старообрядчеству.

7. В небольшом помещении представлены предметы из повседневного быта - прялка, кухонная утварь, старинные часы, атрибуты религиозного культа - иконы, кресты, складни, старообрядческие книги.

11. Знаменитое гуслинское письмо

13. Рукописи с крюковыми нотами

14. Те самые прориси, о которых рассказывалось выше.

18. Недалеко от храма, сельское кладбище с такими характерными для здешних краев крестами-голубцами.

19. Воскресенский храм (1840)

20. 22 мая 1816 г. начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один Ильинский храм. В 1831 г. на доброхотные пожертвования был возведен каменный летний пятиглавый храм в честь Воскресения Христова. В 1840 г. закончены приделы во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Божия Илии в трапезной, зимней части храма. Храм мог вместить 2000 человек. Его освятил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1849 г. построили колокольню высотой свыше 70 метров.

21. А это уже Егорьевск. Мы оставили тихий край заснеженных голубых и зеленых домиков с резными наличниками. Валерий Страхов и его благодарные слушатели у Егорьевского историко-художественного музея. Это один из старейших Подмосковья. Если честно, музей очень впечатляет. И определенно на него стоит равняться остальным музеям и подтягиваться до его уровня. А планку они задали очень высокую. И это при том, что Егорьевск совсем не то место, куда едут толпы туристов.

23. В музее очень впечатляющие объемы материалов по краеведнию. И все это великолепно издано и оформлено.

24. Это же справедливо и для сувенирной продукции. Вроде бы Егорьевск и не назовешь туристической меккой, а такому сувенирному магазину позавидуют и иные города Золотого кольца.

26. Музей оснащен современными интерактивными технологиями, которые никого не оставят равнодушным. Экспозиционные залы, общей площадью полторы тысячи квадратных метров, построены в виде анфилады. В них представлены лучшие изделия промыслов и производств России XVIII-XIX вв.: золотное шитье, северная резная кость, художественный металл, резное и расписное дерево, стекло, фарфор, керамика Гжели и др.

27. Залы расписаны орнаментами, которые будто бы перешли в архитектурные формы со страниц рукописных старообрядческих книг местного гуслицкого письма. Очень оригинальна светоакустическая экспозиция «Феерия света» - тысячами разноцветных брызг рассыпаются по залу лучи, отраженные в гранях кубков и бокалов.

28. Местный «Биг-Бен» - башня фабрики Хлудовых (она же бывший ХБК «Вождь Пролетариата»). Одно из заметнейших сооружений города.

29. Часовня возле Казанской церкви

30. А вообще Егорьевск - самое настоящее открытие для меня. Не знаю, почему он так долго ускользал от меня, но этот бывший рязанский городок невероятно интересен и самобытен.

31. По краям он, конечно, застроен типовой советской застройкой и частным сектором, но побродить по его купеческому центру - самое настоящее удовольствие.

33. А вот сюда я убежал из замечательного музея. Сил терпеть просто не было. Комплекс зданий механико-электротехнического училища фантастически красив. На осмотр у меня было совсем немного времени и я шел вдоль старинной ограды с открытым ртом. В сером небе, эти заснеженные корпуса казались какими-то таинственными замками.

34. Музей под открытым небом.

38. А этот замок собственно сам Егорьевский технологический институт им.Н.М.Бардыгина, филиал МГТУ "Станкин". Архитектор И.Т. Барютин.

39. Даже сегодня все это выглядит фантастически красиво, хотя местами требует ремонта.

42. Троицкий-Мариинский монастырь.


43. Егорьевск уже довольно сильно отличается от приближенных к Москве подмосковных населенных пунктов. Здесь рисуют афиши. Прогуливающиеся по улице частенько здороваются (городок небольшой, все друг друга знают). В городе много всяких мест, где можно быстро перекусить какую-нибудь булочку или беляш. По улицам ходят мальчишки в летной форме. Атмосфера кажется очень расслабленной. Почти идиллия. Хотя здесь много парней одетых во все черное, треники и с лицами, не обещающими с заходом солнца ничего хорошего. А еще в городе заметно много гастрабайтеров. И все-таки Егорьевск меня сразил. Сюда бы по теплу.

44. Круглая Советская площадь, когда-то бывшая Соборной. Собора ествественно с таким переименованием не оставили для потомков.

48. Эти два красивейших дома тоже связаны с местным старообрядчеством. Крупнейшим старообрядческим благотворителем Егорьевска был купец Пётр Григорьевич Брёхов. Бреховы также были крупнейшими домовладельцами в городе. Им принадлежало 18 жилых домов и 2 отдельных торговых помещения. Сами они жили в доме, где сейчас находится УВД. Соседние здания также принадлежали им. Пётр Григорьевич Брехов передал свой дом под молитвенный для старообрядцев (Храм Святого Георгия). В 1906 году к ней была сооружена пристройка, поставлены главки и каменная многоярусная колокольня. На первом этаже своего дома он содержал приют для девочек 12-13 лет. Каждую воспитанницу по достижении 18-20 лет он выдавал замуж, награждая богатым приданым. Для своей больной жены он надстроил во дворе над одним из сараев рубленый из брёвен 2-ой этаж. Во дворе его дома стоял стол, на который каждое утро выкладывали 300 калачей и 150-200 штук монет по 3-5 копеек для бедных. В городе в те времена было много бездомных. Летом Брехов, выезжая на дачу, забирал их из города. Там он их сытно кормил, за что они собирали для него грибы и ягоды, которые возами поставлялись в город на продажу. К осени отъевшиеся и посвежевшие они возвращались в город и занимались своими прежними делами.

49. Рядом с ними Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца (Русская Православная старообрядческая Церковь). В настоящее время в храме великомученика Георгия ведутся реставрационные работы. Начато восстановление иконостаса. Предстоит восстановление разрушенной безбожниками колокольни. С 1998 г. при храме создана воскресная школа. Прихожанами храма являются как жители Егорьевска и его окрестностей, так и жители соседнего Воскресенского района, где много старообрядческих селений, но с 30-х годов нет ни одного храма. В храм Великомученика Георгия часто приезжают помолиться и старообрядцы-москвичи (Источник - www.egorievsk.ru/koi/pilgrim/george.html)

50. Церковь Святого благоверного князя Александра Невского. В 1897 г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в городе Егорьевске состоялось освящение новопостроенного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Инициатива возведения храма принадлежала егорьевскому городскому главе Н.М. Бардыгину.

51. В 1988 г. в храме советской властью был разрешен колокольный звон.

52. Прямо у храма старая территория обувной фабрики. Здесь я решил актуальную для нашей семьи проблему, у дочери не было зимней обуви. Забегая вперед отмечу, что из Егорьевска есть что привезти - помимо обуви, я увез местных сушек (славны в народе) и продукцию местного мясоперерабатывающего (где в Москве отыскать эти роскошные мюнхенские колбаски егорьевского производства - вот что меня тяготит)

53. Парковка у главного храма города

54. В 1939 г. храм был закрыт до Пасхи 1946 г, после чего богослужения возобновились. Таким образом, храм не был разграблен и внутри сохранилось прежнее убранство - очень, к слову, впечатляющее.

Боюсь, в своем рассказе я не избежал ни галопов по Европам, ни сумбура, ни, возможно, неточностей - не судите строго, это все от переполнения впечатлениями. Вот так вот можно переполниться за дневную поездку всего лишь в сотне километров от Москвы.

ВАНД предлагает отправиться в путешествие по интересным местам нашей страны. Мы организуем туры по Москве, Подмосковью и всему Центральному федеральному округу. В рамках путешествия вы посетите Муром, Кострому, Владимир, Переславль-Залесский, Калугу, Коломну и многие другие города.

Экскурсионные туры по Москве

Для жителей и гостей столицы ВАНД подготовил множество программ однодневных тематических экскурсий. Они включают посещение достопримечательностей Москвы и Подмосковья.

Вы можете выбрать экскурсию по местам Левитана и Чехова, путешествие по московским фонтанам, на Таганку, по святыням Подмосковья и многое другое.

Туры по Москве от туроператора ВАНД — это всегда увлекательная поездка вместе с гидом-профессионалом. Экскурсии ведут историки, краеведы, москвоведы.

Туры по городам ЦФО

Если вы хотите отправиться в длинное путешествие по городам ЦФО, то выберите одну из наших обширных программ. «Святые источники Руси» — это пятидневный тур по России, который начинается в Москве. От станции метро «ВДНХ» вы направитесь в Сергиев Посад, где вас ждет экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре. В тот же день вы посетите Переславль Залесский, где побываете на Плещеевом озере, а затем отправитесь в Ростов на обзорную экскурсию. На второй день вы увидите Ярославль и Кострому, на третий — Суздаль и Владимир, на четвертый — Муром, где организуется интересная автобусная экскурсия. Пятый день посвящен экскурсии по Дивеево и отъезду в Москву.

ВАНД предлагает программу «Русь Могучая» на 10 дней. Вы увидите достопримечательности Владимира, Иваново, Костромы, Смоленска, Пскова, Великого Новгорода и многих других городов.

Туры по Москве и ЦФО — это возможность узнать много нового и отлично провести время за невысокую цену.

Отдыхайте в России с комфортом вместе с туроператором ВАНД!

Самые знаменитые монастыри Греции и России расположены на островах. Вы еще не побывали на Соловках и Валааме или на Афоне? Мы приглашаем Вас посетить подворья этих монастырей в Москве и тем самым прикоснуться к истории и духовной силе великих православных обителей.

Валаамский архипелаг - это особое место, где храмы и скиты безмолвно рассказывают о сокровенных подвигах подвижников русского православного духа, а каждое дерево, каждый кустик, выращенный в суровых северных условиях трудом многих поколений иноков, напоминают о небесах и райских садах. По преданию, апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян положил начало христианской вере на Валааме. Северным Афоном, «Честною и великою Лаврою» называли эту древнюю иноческую обитель, основанную в X в. преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами. Не раз Валаамский монастырь подвергался опустошениям и разорениям, не раз иноки его падали под острием меча, не раз пылали святые храмы. Но всякий раз, оправившись от ударов, он поднимался и расцветал. Валаамская обитель стала сокровищницей монашеского опыта, который ее насельники, святые основатели новых русских монастырей, несли не только в северные области, но и по всей России. В Москве на улице Тверская-Ямская, сохранился комплекс подворья Валаамского монастыря, построенный в 1901 г. Сегодня на подворье действуют два храма: верхний - в честь прпп. Сергия и Германа, и нижний - в честь святого благоверного князя Александра Невского. В верхнем храме находятся Валаамская икона Божией Матери (список), икона преподобных Сергия и Германа, икона праведной Анны, матери пресвятой Богородицы, написанная на Святой горе Афон, и другие святыни. В нижнем храме - икона блгв. кн. Александра Невского с частицей мощей.

Соловецкий монастырь - знаменитый мужской монастырь, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1420—1430-е годы, отстроен в камне трудами св. Филиппа (Колычева), монастырь-крепость, игравший важнейшую роль в жизни поморского Севера и всей России. Особая страница в истории монастыря - его стояние за старую веру в 1669—1676 гг. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Известно, что в XVI - XVIII веках подворье Соловецкого монастыря в Москве располагалось в Китай-городе. В 1992 г. монастырю был передан древний московский храм Рождества Богородицы и святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове - прекрасный образец архитектурыXVII в.Главная святыня храма - икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей.Особо чтимыми являются иконы Божией Матери «Державная» и «Неопалимая Купина».Особое местона территории подворья занимает Поклонный крест, установленный в память о тех, кто томился и погиб в Соловецком лагере особого назначения.

Святая гора Афон - крупнейшее в мире средоточие православного монашества, расположенное а Греции на полуострове Айон-Орос. В настоящее время Святая гора состоит из 20 монастырей, среди которых русский Свято-Пантелеимоновмонастырь. За всю свою долгую историю Афон сыграл важнейшую роль центра монашеской жизни для всего восточного христианства и до сих пор является уникальным местом, где не пресекалась преемственность монашеского делания. Русский Афон начинается в Москве на Афонском подворье, что в Гончарах. Центральным строением подворья Свято-Пантелеимонова монастыря является церковь Никиты Мученика за Яузой. Храм, построенный на высоком холме в 1595 г. на фундаменте более древнего сооружения, является одним из старейших сохранившихся храмов Москвы. В 1992 году церковь Никиты Мученика была передана Подворью Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. К 2000 г. был построен братский корпус с храмом Всех афонских святых, напоминающий уголок православной Греции. Среди святынь подворья - иконы, написанные лучшими иконописцами Святой горы, среди них икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей.