Процедура причащения в церкви. О причащении. Мой муж верит в Бога, но как-то по-своему. Считает, что читать молитвы перед исповедью и причастием необязательно, достаточно в себе осознать грехи и покаяться. Не является ли это грехом

1. О Таинстве святого Причащения.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Таинство Причащения (Евхаристия) – главнейшее из христианских Таинств, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Слово «Причащение» («Причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.

Таинство Причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, становятся истинным Телом и истинной Кровью Христа

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь – это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовы Таин.

В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин

Сегодня эта традиция ушла от нас по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию. Но традиция эта священна, и все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, предварительно исповедуя наши грехи, приуготовляя свою душу к причастию Святых Христовых Таин. И будем верить, что именно через это причащение Господь будет восполнять наши немощи, наши слабости и исцелять наши недуги».

Святой праведный Алексий Мёчев: « Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим Саровский на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на Евангельских принципах.

Как подготовиться к Таинству Святого Причащения

Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Время подготовки к Причастию называется говением.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение (если оно назначено) или с утра к началу утреннего богослужения.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать на домашнем молитвенном правиле:

  • акафисты Христу Сладчайшему или Богородице

три канона:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице
  • канон Ангелу Хранителю
  • Последование ко Святому Причащению

Все это находится в Православном молитвослове.

Прочитать названные выше молитвословия можно и даже желательно постепенно, добавляя к ежедневному молитвенному правилу (утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих творений) по канону в день, а накануне Причастия само Последование ко Святому Причащению.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост . Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные (среда и пятница) посты, положен 7-ми дневный пост перед Причастием. При наличии определенных условий и необходимости с благословения священника можно поститься перед Причастием и иное время.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

– В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям; маленькие дети – по субботам и воскресеньям.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

– Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

– Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?

– Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

Как причаститься болящему на дому?

– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о мерах по подготовке болящего к этому Таинству.

Как причастить годовалого ребенка?

– Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш» и затем причастить.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

– Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?

– Такие вопросы решаются только со священником индивидуально. Если причины отсутствия на всенощном бдении или не выполнения молитвенного правила являются уважительными, то священник может допустить причаститься. Важно не количество прочитанных молитв, а расположение сердца, живая вера, раскаяние в грехах, намерение исправить свою жизнь.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

– «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Тайн, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам.

При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.

В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, ее любовь к Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.

Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?

– Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешении, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно. Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.

Как вести себя в день Причащения?

– День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно.

Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.

Можно ли целовать крест после Причастия?

– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

– После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

– Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Тайн, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают только после Исповеди.

Вопросы о Таинстве Причащения

Ч то такое Причащение?

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евха ристией, что значит «благодаре­ние».

К ак и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

П очему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

К ак подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

К акими молитвами надо готовиться к Причащению?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

К ак подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

К ак часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Д остойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литур­гия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.

В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовк е ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных ослабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней великих церковных праздников.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют... потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11).

Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача.

Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора…

– Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного?

– Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом.

– Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

– Если человек со слезами покаяния и молитвой пришел в храм и ограничился лишь тем, что поставил свечу, то никто не вправе осудить такого человека за то, что он не остался здесь на большее время, не приступил к Таинствам. Возможно, это его первый маленький опыт приобщения к духовной жизни. Пройдет какое-то время, и у этого человека появится потребность в углублении своих отношений с Богом.

– Но ведь такая потребность может и не появиться! Не секрет, что ныне, несмотря на изобилие необходимой информации, у множества людей нет никакого понятия о церковных Таинствах, им никто об этом ни в семье, ни в школе не рассказывал.

– Да, сейчас большинство людей крещены в православной вере, но не просвещены, то есть не имеют элементарных знаний о вере и тем более о церковных Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах Церкви, ему очень сложно или, не будет преувеличением сказать, невозможно противостоять тем соблазнам и искушениям, в которые постоянно ввергает его мирская суета.

– Для людей, которые живут в миру, хотя они постоянно наступают на одни и те же грабли, это не очевидно. Можно ли привести какой-нибудь конкретный пример?

– Например, человек женился. Вначале все шло хорошо, была любовь и согласие, но по мере более глубокого узнавания друг друга отношения в браке начали расстраиваться и оказались на грани полного разрыва. Что делать? В большинстве случаев, как об этом свидетельствует официальная статистика, такой брак распадается, потому что в разгоревшемся конфликте обычно каждая из сторон обвиняет другую сторону и нет конца-краю этим взаимным обвинениям. Если же в сердце человека хотя бы немного теплится вера в Бога и он старается через молитву, исповедь и причастие Святых Христовых Таин ее постоянно поддерживать и воспламенять, то при свете веры он видит причину конфликта не в другом человеке, а в первую очередь в самом себе и старается все сделать, пойти на любые жертвы и уступки, чтобы конфликт исчерпал себя. Без веры и без участия в Таинствах этого никто сделать не может. Или возьмем другой пример: у кого-то очень суровый и придирчивый начальник, которого непросто терпеть. И вот начинаются постоянные склоки и скандалы. Если же человек имеет веру, то он спокоен, ибо боится не сурового начальника, а Бога и старается все делать наилучшим образом, чтобы в первую очередь угодить Ему.

– Однако есть много случаев, когда люди регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, но не становятся лучше или становятся еще хуже, чем были. Почему так бывает?

– Пожалуй, главная причина отсутствия перемены не в бездейственности Таинств, а в неправильном отношении к ним. Часто люди, приступая к Причастию, ищут каких-то особых ощущений и восторгов. Бывает, что они даже хвастаются друг перед другом своими ощущениями после принятия Таинства, но при этом забывают о главной сути его. Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг, а в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям.

– Неужели после Причастия совсем не должно быть никаких ощущений?

– Ощущение может быть лишь одно – осознание своего недостоинства перед Богом. Об этом говорится в молитве перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедшего в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз». Иногда еще от ощущения своего недостоинства на глазах у людей появляются слезы. Знаю некоторых священников и мирян, которые никогда без слез не причащаются. Но главное во время Причастия, повторюсь, – не особые ощущения, а духовная близость с Господом и с другими людьми.

– А разве Причастие не может благотворно влиять не только на душу, но и на тело человека, исцелить его от болезней?

– Да, в молитве перед Причастием есть слова: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин, но во исцеление души и тела». Значит, Причастие может даровать и телесное здравие. Не случайно верующие люди в случае тяжелой болезни и особенно перед операцией стараются причаститься Святых Христовых Таин. Известно много случаев, когда Причастие действовало благотворно, когда врачи уже давно потеряли всякую надежду.

– Почему верующие люди причащаются с одной чаши и одной лжицей (ложечкой)?

– Существенный аспект Причащения – это единение всех людей во Христе. В древнем христианском памятнике Дидахе (учении двенадцати апостолов) приводится евхаристическая молитва, в которой есть такие слова: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» (9, 4). Через Причастие толпа людей, где каждый переживает лишь за самого себя, превращается в Церковь, где все люди становятся близкими и родными, готовыми чужую боль воспринимать как собственную, чужие радости – как свои. И как в семье все общее и часто не брезгуют есть из одной посуды, так и во время Причастия мы становимся одной великой семьей, а потому причащаемся из одной чаши и одной лжицы.

– Как часто нужно причащаться? В ХІХ веке, согласно Катехизису святителя Филарета (Дроздова), мирянам рекомендовалось причащаться 4 раза в год, то есть во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. А сейчас мы видим, что некоторые люди причащаются за каждой литургией. Как найти золотую середину?

– Думаю, что в ХІХ веке такая рекомендация – причащаться четыре раза в год – была продиктована вынужденно, из-за оскудения веры и благочестия среди части интеллигенции и народа. Об этом в своих проповедях и публицистических выступлениях свидетельствуют почти все пастыри того периода. В то время многие люди совсем перестали ходить в храм и причащаться. Отсюда была такая рекомендация в Катехизисе: лучше редко, чем никогда. Но сейчас иная ситуация. Нынче мы, священники, рекомендуем людям причащаться не реже одного раза в месяц и обязательно в двунадесятые праздники. Тем, кто хочет причащаться чаще, например, студенты семинарии, послушники, монахи или люди, которые чаще чем раз в неделю ходят в храм и стараются вести активную духовную жизнь, мы это не запрещаем. Наоборот, радостно, что в наше время есть еще люди, которые в первую очередь стараются угодить не себе, не своей неге, расслабленности и страстям, а Богу.

– Сейчас люди много путешествуют и попадают в места, где нет православных храмов. Можно ли им причаститься в католическом или раскольническом храме?

– Лучше этого не делать, потому что эти религиозные собрания хотя и сохраняют древние обряды, но суть их потеряли. Это тема для отдельного большого разговора. Самое страшное, что они отпали от единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которую мы всем храмом исповедуем за каждым богослужением в Символе веры. А веточка на дереве, которая отломилась, лишь до поры до времени может сохранять свою красивую зелень и благоухание, но позже без влаги она полностью засыхает.

Отношение к религии – глубоко личная тема для каждого человека. Одни делают ее своим моральным ориентиром, другие почти не уделяют внимания религиозным чувствам. Но подавляющее большинство наших соотечественников, да и человечество в целом, занимает позицию между этими мнениями, придерживаясь умеренно-уважительного взгляда на веру и посещая церковь только по большим праздникам. Вероятно, вы тоже относитесь к этой многочисленной группе, раз заинтересовались причастием в церкви, но не владеете достаточно глубокими знаниями об этом обряде. Между тем, причастие – это одно из Семи Таинств христианской церкви и основа ее богослужения.

Что такое причастие
Святое Причастие, Вечеря Господня и Евхаристия – это все разные названия одного и того же таинства. Посредством него христиане приобщаются к Телу Иисуса Христа и его Крови, вкушая освященные вино и хлеб. Евангелие содержит информацию о том, что Искупитель сам установил этот обряд во время Тайной Вечери за день до распятия на кресте. С тех пор эта ритуальная трапеза символизирует память о Нем, Его смерти и воскрешении. Это не только воспоминание о божестве, но и буквальное соединение с ним, когда он входит в верующих вместе с едой и питьем.

Причастие в церкви является первым шагом человека к Богу, но не каждый может его принять. Это действие должно быть осознанным и добровольным. В качестве подтверждения силы своего намерения прихожанин должен морально и поступками приготовиться к причастию, приложить определенные усилия. Проявив чистоту помыслов и истинное стремление, вы получите право причаститься в церкви и соединиться с нею. Но этому всегда предшествует определенная подготовка.

Подготовка к причастию
Только маленькие дети до 7 лет, в силу своего возраста и внутренней незапятнанности, не нуждаются в специальном очищении перед причастием. Взрослые люди обязательно готовятся к таинству в течение нескольких дней, во время которых:

  1. Соблюдают пост физический и духовный. Он может длиться от одного до трех суток, в зависимости от состояния вашего здоровья. Перед началом поста нужно помириться, попросить прощения у всех, кто может быть на вас обижен. Соблюдайте умеренность в еде и питье, воздерживайтесь от употребления нескромной пищи, которой являются мясо, яйца, сливочное масло и молочные продукты. Если пост строгий, то на этот период и рыбу следует исключить из рациона. Но самое главное в пост – «не есть других и себя», то есть не испытывать негативных эмоций, тоски и злости, не проявлять агрессии, вести себя доброжелательно и помогать окружающим. Строже относитесь к себе, не позволяйте ругаться и сквернословить, замечайте все свои проступки и исправляйте их. Откажитесь от табака и алкоголя, а также интимной близости. Не посещайте увеселительные заведения, просмотр телепередач замените чтением книг.
  2. Молятся дома утром и вечером. Молитвословы содержат специальное правило для подготовки к причащению: покаянный канон Господу Иисусу Христу, молебный канон к Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, они читаются в течение нескольких дней. Канон Последования ко Святому Причащению читается отдельно накануне Причастия. Также следует читать утренние и вечерние молитвы.
  3. Читают духовную литературу , Евангелие.
  4. Посещают богослужения , в том числе вечернее, накануне Причастия и Божественную Литургию, непосредственно перед или после которой (в разных храмах по-разному) происходит обряд причащения.
  5. Исповедаются перед Литургией. Нужно узнать, когда батюшка принимает исповедь именно в вашем храме. Предварительно подумайте, в чем будете каяться, осмыслите свою жизнь и поступки. Чтобы в волнующий момент не забыть свои грехи, их можно записать на бумагу и прочесть священнику с листа. Вы обязательно почувствуете, что чистосердечная исповедь не только позволяет причаститься, но и делает вас чище, внутренне легче и свободнее. Если вам предстоит исповедаться впервые в жизни, то достаточно будет осознать свои проступки, искренне сожалеть о них и очистить совесть покаянием.
Самое главное, чтобы в вашем сердце были смирение, покаяние и решительное намерение впредь вести благочестивую жизнь. Причащаться могут и даже должны все крещеные христиане, которые испытывают эти чувства. Считается, что их душа очищается Исповедью, а Причастие защищает душу от искушений и наполняет благодатью.

Как происходит причащение в церкви
В тот день, на который назначено ваше причащение, не завтракайте, придите в церковь пораньше, почувствуйте ее атмосферу и настройтесь на нужный лад. Затем исповедайтесь и ожидайте причащения во время службы (это может быть как обедня, так и литургия):

  1. Незадолго до ее окончания запоют «Отче наш», откроются Царские врата иконостаса и к прихожанам вынесут священную реликвию - Чашу с Телом и Кровью Спасителя. В ней находится освященный кагор и хлеб, их величают Вином и Хлебом. Чаша устанавливается на возвышение, называемое амвоной, а священник в это время читает специальную молитву «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго».
  2. Каждому из присутствующих в храме, кто подходит к Чаше, священник дает Причастие из ложечки. Подойдите к нему, сложите руки на груди и назовите свое имя. После этого поцелуйте основание Чаши.
  3. Люди, далекие от церкви и редко бывающие в храме, часто смущаются при необходимости вкусить Вино и Хлеб с общей для всех присутствующих ложки. Если уж вы приняли по-настоящему твердое решение причаститься, то вера должна избавить вас этого страха и, тем более, брезгливости. Возможно, вас успокоит тот факт, что не известно ни одного случая, когда кто-то заразился от Причастия, причем даже в больничных храмах. Более того, те Дары, которые остаются в Чаше после Причастия верующих, потребляют служители церкви, и не бояться заболеть, даже во время эпидемий. Таким образом, каждый верующий должен усмирить свою брезгливость, а вместе с ней и гордыню, чтобы принять Святые Дары.
  4. Перед тем, как покинуть стены храма, дождитесь окончания Божественной Литургии и поцелуйте крест. Все эти действия приближают вас к Христу, дает вашей душе счастье и спасение. Эти бесценные дары важно не растерять, а сохранить в сердце и за пределами храма.
  5. Причастившись в церкви с утра или днем, посвятите остаток суток спокойным и мудрым размышлениям о Боге и о своей жизни, молитесь, делайте добрые дела и сохраняйте внутреннюю гармонию, обретенную в храме.
Церковь с любовью принимает и дает Причастие своим детям, за исключением некоторых особых случаев. Так, причащаться нельзя тем, кто не принял христианства и/или не носит нательного крестика, а также тем, кому священник сам запретил причащаться по той или иной причине. И, конечно же, нельзя причащаться тем, кто не готов к этому Таинству духовно, кто идет на него не по собственной воли или ради соблюдения внешней формальности. Что касается беременных женщин, то им не только можно, но и нужно причащаться, но церковь освобождает их от обязанности соблюдать физический (пищевой) пост.

Частота и количество актов причащения в жизни каждого человека никак не регламентируется и не ограничивается. В общем смысле, причащаться нужно тогда, когда этого просит ваша душа, когда вас тянет в церковь невидимая внутренняя сила. Более конкретные указания может дать духовное лицо. Но поскольку Причастие, то есть приобщение к Святым Христовым Тайнам, является высшей благодатью, то старайтесь не упускать этой возможности, посещая храм. Большинство прихожан причащаются один или два раза в месяц. Бывают также особые случаи: венчание, крещение, именины, великие праздники, когда без причастия не обойтись. Однако, запрещено причащаться больше одного раза в течение одного дня. И даже если во время богослужения Дары раздают из двух чаш, вкусить их можно только из одной из них.

Великий пост – это лучшее время для покаяния и молитвы, Покаяние (исповедь) и Причастие в этот период должны принести вам радость и благодать. Но, если вы планируете причащаться во время Великого поста, то запомните, что сделать это можно будет в среду, пятницу, субботу и воскресенье. В остальной период года Причащение верующих происходит в любой день недели. Но самое главное в этом Таинстве, и это должен понять каждый христианин, - не дата и не время, как и не сам акт Причастия, а те чувства и мысли, которые появляются у вас во время подготовки и принятия Причастия.

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?
Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным ».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни ». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение…

Патриарх Кирилл:
Причащайтесь Тела и Крови Господней. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые - четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни.

игумен Пётр (Мещеринов) :
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

«Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание ().
Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем » - это вся с её последованием, молитвами, песнопениями, ектениями

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");