Лучшие шахматные программы: движки и оболочки. Сравнение шахматных программ разных лет Самая сильная шахматная программа в мире

Профессор Андрей Слюсарчук играя вслепую, то есть, запоминая ходы без фиксации их на шахматной доске и ориентируясь лишь на голосовые команды, за два с половиной часа со счетом 1,5:0,5 победил установленную на максимальную сложность 3000 Ело компьютерную программу Rybka-4, которую шахматный мир в 2007 году признал непобедимой.

"Спортивного интереса у меня нет, это все - научный эксперимент и шахматы - лишь инструмент для демонстрации методики запоминания, которую мы подготовили и сейчас представляем на государственную премию", - прокомментировал свою игру ученый.

Для обеспечения чистоты игры были задействованы строгие меры защиты помещения от использования технических средств несанкционированного обмена данными. С целью подтверждения отсутствия устройств приема и передачи информации перед началом игры Слюсарчука осмотрели специалисты по защите информации и члены комиссии. Были также заглушены все радиочастоты. Мобильные телефоны, блютус, мобильный интернет и другие средства передачи информации и обмена данными не работали. Хотя, заметил ведущий мероприятия, "эти меры безопасности несколько нелогичны, ведь если эту программу никто не обыгрывал, так и некому подсказывать профессору".

Слюсарчук посвятил эту игру правам человека в Украине. "Игра - это напоминание нам, что мы достойны того, чтобы друг друга любить и уважать, потому что человек - это что-то невероятное", - сказал ученый.

Присутствовавший на игре представитель Книги рекордов Украины засвидетельствовал очередное достижение Слюсарчука и пообещал направить официальные бумаги в Книгу рекордов Гиннеса, отметив: "Впервые на планете была обыграна самая сильная компьютерная программа Rybka-4, которая до сегодняшнего дня была непобедимой. Этот рекорд будет зафиксирован как мировой в Книге рекордов Украины, а документ в соответствии со всеми правилами и формальностями будет направлен, в том числе в Книгу рекордов Гиннеса".

Перед началом игры профессор сообщил также, что это его последнее подобное мероприятие в Украине. "Если в течение месяца государство ко мне не повернется лицом, то я его покину. Здесь я не имею возможности реализоваться", - сказал он.

По словам Слюсарчука, он очень хотел бы получить внимание от общества и государства в частности. "Моей главной целью является Институт мозга с клиникой, где я смогу привлекать специалистов, быть активным - буду иметь возможность быть ученым. Потому что, не имея такого полигона и условий, я не хочу творить", - отметил профессор.

Он заверил, что при надлежащем отношении к его работе уже совсем скоро может стать лауреатом Нобелевской премии.

  • Логические игры
  • Заключительная статья из цикла о противостоянии Каспарова с шахматными машинами

    Стал последним сражением Гарри Кимовича с машиной – больше он никогда не играл с компьютерами публично. Впрочем, и его соперничество с людьми тоже продолжалось недолго. Пару лет он ещё играл в обычных турнирах, но в 2005 году решил завершить свою шахматную карьеру. Отныне шахматы стали для него всего лишь хобби.

    После ухода Каспарова, в шахматах не осталось явного лидера. На протяжении нескольких лет шахматную корону оспаривало сразу несколько примерно равных по силе гроссмейстеров. Но в 2013 году на вершину поднялся молодой норвежец Магнус Карлсен. Сегодня он чемпион мира и безусловный лидер мировых шахмат.

    Между тем матчи людей и машин продолжались. В 2004-05 годах в Испании состоялись два матча ведущих гроссмейстеров против лучших шахматных программ. Оба закончились победой команды машин, со счетом 3½:8½ и 4:8. В ходе второго матча состоялась также последняя на текущий момент, победа человека над одной из топ-программ при классических условиях игры. Честь столь специфического достижения выпала на долю гроссмейстера Руслана Пономарева, который смог воспользоваться оплошностью программы Дип Фриц 9.

    Летом 2005 года в Лондоне состоялся матч между гроссмейстером первой мировой десятки Майклом Адамсом и шахматной машиной Гидра (на фото слева). Традиционно, игралось шесть партий. Матч закончился со счетом 0½:5½ в пользу машины. Все чего смог добиться человек в матче, это одна ничья.

    И наконец, заключительным аккордом противостояния людей и машин стал матч чемпиона мира Владимира Крамника и шахматной программы Дип Фриц 10 в конце 2006 года. Снова победа машины – 4:2.

    Не смотря на какие-то надежды переломить ситуацию, постепенно становилось понятно, что дни противоборства человека с машиной сочтены. По мере совершенствования алгоритмов и железа преимущество компьютеров проявлялось все более и более заметно. После поражения Крамника, матчи людей с машинами - по крайней мере в классическом формате - прекратились. Общественный интерес к ним практически иссяк. С тех пор если и удавалось организовать подобные матчи, то только в «бюджетном» варианте. Размеры призового фонда упали с нескольких сотен до пары тысяч долларов. Матчи теперь проводились с укороченным контролем времени, часто против не самых сильных шахматистов. Нередко человеку давалась фора, или же выделялся в помощь более слабый компьютер. С этого момента шахматные программы перестали быть соперником для людей, и постепенно перешли в разряд аналитических инструментов.


    На фото – Владимир Крамник играет с программой Дип Фриц 10.

    Как и у людей, состав сильнейших программ тоже постепенно менялся. В конце 2005 года на смену «заслуженным» чемпионам старой волны – Джуниору, Фрицу, Шреддеру и другим, пришел новый фаворит – программа Рыбка. Она намного обогнала конкурентов во всех рейтинг-листах и на протяжении пяти лет никто не смог оспорить её превосходство. С каждой новой версией она все больше и больше прибавляла в силе.

    В конце 2010 года на вторые роли Рыбку отодвинул Гудини, став новым, очевидным лидером среди программ. Продержавшись на самом верху мировой табели о рангах около трех лет, он в свою очередь уступил место ещё более сильным конкурентам. С 2014 года лучшими в мире считаются сразу две программы – Комодо и Стокфиш. В настоящее время они входят в аналитический арсенал практически всех ведущих гроссмейстеров. Стоит еще отметить, что в отличие от коммерческого Комодо, Стокфиш – это программа с открытым исходным кодом. А значит просмотреть её код, или даже просто наблюдать за процессом её совершенствования, может каждый. Между тем, уровень современных программ продолжает быстро расти и предела их совершенству пока не видно.

    Но вернемся к вопросу противостояния людей и машин. Могут ли сильнейшие гроссмейстеры обыгрывать лучшие шахматные программы сегодня?

    Как уже упоминалось выше, нормальные матчи между людьми и компьютерами давно не проводятся, так что судить об этом можно только по косвенным признакам. В первую очередь, это конечно рейтинг. Современные программы уже более чем на 500 пунктов сильнее тех, что играли когда-то с Каспаровым и другими гроссмейстерами. Причем, даже без учета прогресса по части вычислительной техники. Следует правда иметь в виду, что по результатам многолетних тестов, прирост рейтинга у машин слегка опережает человеческий – где-то в соотношении 5:4 или 4:3. Тем не менее, запас прочности современных программ настолько велик, что лучшие из них сейчас как правило без всякого труда выигрывают у тех программ, оборону которых в свое время безуспешно пытались взломать такие шахматные гиганты как Гарри Каспаров и Владимир Крамник. Играя против когда-то «заслуженных» Фрицев и Джуниоров, современные программы легко приумножают даже совсем незначительный перевес, и без проблем доводят его до победы. В общем, посредством старых программ и рейтингов можно сделать вполне определенный вывод относительно силы игры современных машин.


    Но, помимо рейтингов и матчей программ, несомненно важным является мнение и самих гроссмейстеров. По крайней мере тех, из них, кто в настоящее время постоянно играет в турнирах или занимается тренерской или аналитической работой. Без шахматных программ сегодня не обходится ни один серьезный анализ на «высшем уровне» и ведущие шахматисты (не как программисты конечно, но как пользователи), могут поведать о поведении программ очень многое:

    Гроссмейстер Владимир Тукмаков:

    …В общении шахматиста с машиной был заведомый лидер – человек, который задавал направление поиска, а программа, послушно следуя указаниям лидера, только вносила коррективы и уточнения. Но в последние годы это соотношение драматическим образом и необратимо изменилось. Теперь уже ЖД взял на себя роль жреца и поводыря, оставляя белковому существу возможность практически использовать рекомендации высшего разума.

    Гроссмейстер Сергей Шипов:
    Программы в конце первого десятилетия нового века стали уже намного сильнее людей - лучших из лучших - и это не подвергается сомнениям среди профессионалов. Каждый из нас использует лучшие программы в домашнем анализе, мы их знаем, как родных. Даже лучше…

    Современные программы (в первую очередь Рыбка и Гудини) обладают удивительно сбалансированной и человечной оценочной функцией. Они уже не такие жадные, как программы 90-х. Тонко чувствуют инициативу, грамотно работают с пешечной структурой, учитывают все важные стратегические факторы…

    В общем, десятилетия упорной работы программистов и профессиональных шахматистов прошли не зря. Они совместно создали почти идеальных игроков, намного превосходящих нас, живых людей. Это факт.


    Гроссмейстер Сергей Карякин:
    …Я иногда сражаюсь с программой «Гудини» и могу сравнивать. В поединке против компьютера тебя не покидает чувство обреченности…

    Возможен ли матч человек - машина сегодня? Каким он может быть? Давайте попробуем оценить варианты подобного соревнования.

    Во-первых, следует отметить, что разного рода легкие партии проводятся и в наши дни. А вот для серьезного матча нужен солидный призовой фонд, который вряд ли возможен при современном общественном интересе. Но даже если оставить в стороне финансовые вопросы, то в вероятном матче человеку придется давать какую-то фору – по времени или по материалу. Иначе он вряд ли согласится играть. Фора по материалу (речь конечно идет о топ-гроссмейстерах) скорее всего выльется в одну-две пешки, или их разменный эквивалент из других фигур. К сожалению, на размер материальной форы, по-видимому не слишком влияет сила игры лучших современных программ. Что естественно делает бессмысленным сравнение этих программ с людьми.

    Можно, в свою очередь, давать фору не по материалу, а скажем за счет уменьшения времени машины. Но чтобы современная программа сбавила в силе до уровня компьютеров первой половины 2000-х, потребуется выставить ей около 1 секунды на ход на хорошем современном смартфоне. Подобного рода «подгонка» силы соперников в общем-то лишает смысла само соревнование между человеком и машиной. В лучшем случае мы определим, сколько форы по времени необходимо, чтобы соперники и в самом деле уравнялись в силах. И только.


    Какие же есть еще варианты? Отсутствие у компьютера дебютной книги человеку поможет мало , так как машины и без нее играют сильно . От удаления эндшпильных таблиц выигрыш будет ещё меньше . Повторение ходов из предыдущих партий в основном исключено, вследствие заметной «рандомности» сопутствующей шахматным программам на многоядерных системах. Если же давать в помощь человеку слабую программу, то сразу встает вопрос, насколько велика роль машины в результатах человека. В общем, трудно представить себе какие-то очевидные и интересные формы игры с компьютерами сегодня.

    Подводя итоги, можно сказать что время громких матчей людей и машин окончательно ушло в прошлое. Компьютер сегодня не соперник, а помощник людей. Под влиянием машин, да и не только их, современные шахматы постепенно меняются. К чему это приведет, предстоит увидеть нам с вами.

    День добрый, дорогой друг!

    Компьютеры уже давно играют сильнее человека. Лучшие шахматные программы и подавно, напрямую соперничать с ними на равных невозможно даже сильнейшим шахматистам.

    Однако «железный монстр» не так уж и велик и могуч, как можно подумать. У него есть слабые места и недостатки . Которые шахматист любого уровня просто обязан учитывать.

    Об этом в конце статьи, а пока заглянем на секунду во внутрь компьютера и сделаем обзор лучших движков и пользовательских интерфейсов.

    Что там внутри?

    Компьютерная программа (движок) это счетный агрегат. Он считает, оперирует числами и совершенно не понимает, что такое шахматы .

    Программа переводит шахматный язык в математические действия. Складывает, вычитает и сравнивает числа. В конце каждого варианта выставляет численную оценку.

    Так работают шахматные движки.

    Движки

    Между движками также проводятся соревнования, состоящие из большого количества игр, гораздо больших, чем между людьми. По результатам составляются рейтинг-листы.

    Рейтинг движков 2016


    Komodo


    Komodo занимает первое место в большинстве рейтнгов. Интресно то, что комодо отличается своими мозгами от большинства собратьев.

    Он научился лучше оцениватьпозицию и делает ставку на оценку в большей степени, а на глубину расчета - меньшей.

    Возможно в этом и кроется секрет. Движок совместил в себе лучшие качества человека и машины. Впрочем это мои предпложения, которые, разумеется, не являются истиной в последней инстанции

    Последний коммерческий вариант движка – 11.2 . Для бесплатного свободного распространения предлагается Komodo 9 и версии старше.

    Скачать можно на главном портале издателя

    Stockfish

    Это логотип такой. В переводе стокфиш-вяленая рыба. Откуда такая аллегория – не берусь судить

    Стокиш соревнуется последнее время с Komodo и Houdini и по ряду показателей оперtжает своих соперников

    Успехи Stockfish во многом обязаны политике распространения. Создав усиление, разработчики выкладывают версию для тестирования всем пользователям. Возможно по этой причине серьезных багов почти не осталось.

    Программа бесплатная. Самая последняя версия — восьмерка. Скачать можно здесь: https://stockfishchess.org/download/

    Но это еще не все. Движок без интерфейса использовать в практических целях затруднительно .

    Оболочки и клиентские программы

    Для того, чтобы использовать возможности движка, видеть его работу, нужна оболочка, интерфейс. Пользовательская шахматная программа (оболочка) плюс движок (или несколько) – это и есть готовый, пригодный для использования человеком продукт.

    Приведу примеры лучших по моему мнению, оболочек и клиентских программ:

    Арена


    Одна из самых известных и мощных программ. Можно использовать в качестве пользовательского интерфейса, оболочки для практически всех лучших движков

    Скачать/установить можно на официальном сайте Арены.

    Chessbase

    Пожалуй, самая продвинутая аналитическая программа из известных автору.


    ChessBase предоствляет весь необходимый аналитический инструментарий и может:

    • Работать с базами партий– смотреть сыгранные партии и анализировать
    • Проводить поиск по опрееленным параметрам: дебюты, позиции, соотношение материала, эндшпили и другое.
    • Загружать свои партии, с комментариями и картнками
    • Анализировать, подбирая различные движки
    • Создавать досье игроков, на основе баз данных
    • Распечатывать партии и диаграммы в различных конфигурациях

    А также многое другое.

    Последняя версия программы – ChessBase-13

    Shredder Classic 3

    Один из лучших шахматных движков Шреддер в комплекте с интерфейсом.


    • Возможность игры как с движком на разных уровнях, так и по сети с реальными соперниками
    • Выбор контролей времени, возможность создать свой контроль.
    • Анализ и партий и позиций
    • Настройка интерфейса: дизайн доски и фигур и т.п фигур и т.п дальше.

    Полная версия не бесплатная. Для начала можно скачать условно-бесплатный вариант.

    Шахматная планета


    Специализированная программа, связанная с порталом http://chessplanet.ru/, где можно играть онлайн, в турнирах, по переписке, играть по переписке. Проводятся конкурсы и много всего интересного.

    Клиентская программа устанавливается на компьютере пользователя и предоставляет возможность играть, общаться на форуме, просматривать и анализировать партии, смотреть уроки, и другое.

    Есть и упрощенная версия, когда можно играть в браузере без установки клиентской программы на комп.

    Установить клиент и познакомиться с порталом подробнее можно

    BabasChess

    Многоязычный интерфейс (русского правда не нашел) для игры через интернет.


    Сочетает простоту использования и довольно широкий спектр функций. Этим и подкупает.

    Работает на Windows. Также может работать в Linux

    Для обучения

    Для начинающих шахматистов и для обучения, на мой взгляд, лучше использовать многопрофильные шахматные порталы или онлайн-школу.

    Однако есть и автономные программы. Например, на смартфон можно установить:

    Обучение шахматам — от простого к сложному


    Что-то вроде навигатора в мире шахмат. Приложение покажет основные правила и даст советы по улучшению игры.

    Обучающий курс содержит более сотни тем. В том числе основные приемы и типичные комбинации. Более 1000 различных примеров.

    Ознакомиться подробнее и установить можно здесь

    Не верь глазам своим

    Лучшие шахматные движки уже отчасти «очеловечены» и в плане оценки позиции похожи на людей. Однако и они ошибаются. Причем грубо.

    Всего один пример, самый простой:

    Позиция «в доску» ничейная и это известно большинству шахматистов, не только мастерам. Да и догадаться не трудно – черный король сидит в углу и выкурить его оттуда невозможно. Ни мат поставить, ни пешку провести. А прижал в углу — пат.

    Так вот, большинство движков, даже самых современных, — оценивает эту позицию как выигранную за белых. Стокфиш дает +7 . Не верите – можете проверить сами.

    На самом деле таких примеров, когда машина грубо ошибается в оценке позиции, — я мог бы привести с десяток точно. Почему это происходит, мне неизвестно, но факт есть факт.

    Отсюда вывод: обожествляя компьютер, не лишним будет помнить, что и «на старуху бывает проруха» . Получается, что не только мы проверяем свои расчеты с помощью компьютера. Иногда требуется и обратный процесс. Вот такие дела.

    Благодарю за интерес к статье.

    Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

    • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
    • Напишите комментарий (внизу страницы)
    • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.