Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София (†137) Любовь римская

25×50 (ростовая)

* Цены указаны на типовой образец и могут различаться в зависимости от вариантов отделки и дополнительных образов (предстоящие, образы на полях).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ

Икона Любви Римской находится в христианских храмах издавна. Память святой мученицы отмечают 17 сентября по новому календарю и 30 сентября по-старому.

Любовь была младшей дочерью святой мученицы Софии. Овдовев, София самостоятельно воспитывала своих трех дочерей – Веру, Надежду и Любовь. Она приучала их к молитве, постам и к труду. Слушать Священное Писание девочки очень любили. Когда Любовь могла подать милостыню, это было для нее счастьем.

Истинную христианку Софию вызвали вместе с ее тремя дочерьми на суд, за их вероисповедание. Они стали молится Господу Богу о помощи. Они пришли на суд к императору Адриану с чистой душой и мужественным сердцем. Первой к истязаниям подвергли старшую дочь Веру, которой на то время было всего лишь 12 лет. Пытки были жесточайшие – ее избивали, отрезали груди, но вместо крови из ран истекало молоко. Положили ее на раскаленное железо, но ее тело осталось невредимым благодаря Господу. Ее бросили в котел, и там она молилась, прославляя Господа Бога, и осталась невредимой. Тогда Адриан приказал отсечь девочке голову.

После Веры стали истязать Надежду. Ее тело царапали железными крюками и куски ее плоти падали на окровавленную землю, но Надежда все же улыбалась. Ее утешала благодать Святого Духа. В конце мучительных истязаний ее убили мечом.

Самую младшую Любовь, которой было на то время всего лишь девять лет, били палками. Разожгли печь и хотели ее кинуть. Но первой в печь вошла мать София и вышла из нее невредимой. В печи она пела и прославляла Господа Бога, при этом нечестивых обожгло огнем. Младшей дочери отсекли голову.

Софии пришлось похоронить своих дочерей на высоком холме за городом. На их могиле она умерла через три дня после похорон. Мученица Любовь одна из самых почитаемых в христианстве. Икона Святая Любовь излучает веру и свет.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ:

КАК ЗАКАЗАТЬ ИКОНУ "Любовь Римская, мученица"?

Заказать икону можно по тел. +7 495 642 12 42 или +7 925 717 60 30

По молитвам святых Господь укрепляет людей в христианских добродетелях. У них просят заступничества для подростков от душевредных жизненных искушений. Они помогают сохранить доверительные и дружеские отношения между родителями и детьми. Перед иконой мученицам Веры, Надежды, Любови исцеляются от душевной скорби, молитва перед образом помогает пережить потерю близкого человека.

Святая Любовь

Святая мученица Любовь

Молитва Веры Надежды Любови слушать

Молитва Любови

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте!

Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его.

Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София – святые мученики Православной Церкви. Подробнее об их житии, иконах и молитвах Вы сможете узнать, прочитав статью!

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София – день памяти 30 сентября

…Царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.

Святая София отвечала:

– Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая – Надежда – имеет десять лет, а третья – Любовь, коей всего девять лет.

В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: “мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов “ (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг своих с тем, чтобы они привели девиц к нему. Исполняя царское повеление, слуги отправились в дом Софии и когда пришли к ней, то увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги объявили ей, что царь зовет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью зовет их царь, они все обратились к Богу с такою молитвою:

– Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.

Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, все четверо – мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к царю и, часто взирая на небо, с сердечным воздыханием и тайною молитвою вручали себя помощи Того, Кто повелел не бояться “убивающих тело, души же не могущих убить ” (Мф.10:28). Когда подошли они к царскому дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря:

– Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени.

Их ввели во дворец, и они предстали пред царем, который горделиво восседал на своем троне. Увидев царя, они воздали ему подобающую честь, но стояли пред ним без всякой боязни, без всякого изменения в лице, с мужеством в сердце и смотрели на всех веселым взором, как будто бы они призваны были на пир; с такою радостью явились они к царю на истязание за Господа своего.

Видя их благородные, светлые и бесстрашные лица, царь стал спрашивать, какого они рода, как из зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому ее разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может , но Имени Коего должен поклоняться всякий род . Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, прославляла Его Имя.

– Я христианка, – говорила она, – вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына Божия.

Тогда царь, увидав пред собою столь мудрую женщину, но не желая вступать с ней в продолжительную беседу и судить ее, отложил это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по имени Палладии, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня представить их к нему на суд.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Дом в Палладии

Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении не мало времени для научения своих дочерей, София утверждала их в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами.

– Дочери мои возлюбленные, – говорила она, – ныне время вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху, теперь-то вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Настал час торжества вашего, когда мученическим венцом вы будете венчаться с прелюбезным Женихом своим и с великой радостью войдете в пресветлый Его чертог. Дочери мои, ради сей чести Христовой не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости, ради Краснейшего добротою более сыновей человеческих, и ради жизни вечной не скорбите о том, что лишитесь сей жизни временной. Ибо ваш небесный Возлюбленный, Иисус Христос, есть вечное здравие, несказанная красота и жизнь нескончаемая.

И когда тела ваши ради Него будут замучены до смерти, Он облечет их в нетление и раны ваши сделает светлыми, как звезды на небе. Когда красота ваша будет чрез муки за Него отнята от вас, Он украсит вас небесною красотою, коей глаз человеческий никогда не видел. Когда же лишитесь вы временной жизни, положив души за Господа своего, то Он наградит вас жизнью бесконечною, в коей прославит вас во веки пред Отцом Своим небесным и пред Его святыми ангелами, и все небесные силы нарекут вас невестами и исповедницами христовыми. Вас восхвалят все преподобные, о вас возвеселятся мудрые девы и примут вас в свое общение. Дочери мои дорогие! не давайте соблазнить себя прелестями вражьими: ибо, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить большие дары, предлагая вам славу, богатство и честь, всю красоту и сладость сего тленного и суетного мира; но вы не возжелайте ничего подобного, ибо всё сие, как дым исчезает, как пыль ветром разметается и как цвет и трава засыхает и обращается в землю.

Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа, верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: “Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя ” (Ис.49:15), неотступно Он пребудет с вами во всех ваших муках, взирая на ваши подвиги, укрепляя немощи ваши и уготовляя вам в награду венец нетленный. О, дочери мои прекрасные! вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим добрым и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание Его Святого Имени и смерть за Него. Тогда душа моя возвеселится, и дух мой возрадуется, и старость моя подкрепится. тогда и вы будете воистину моими дочерьми, если, послушав наставления своей матери, будете стоять за Господа своего до крови и умрете за Него с усердием.

Выслушав с умилением такое наставление своей матери, девицы испытывали сладость в сердце и радовались духом, ожидая времени мучения как брачного часа. Ибо будучи святыми ветвями от святого корня, они желали всею душою того, к чему наставляла их премудрая их мать София. Они принимали к сердцу все ее слова и приготовляли себя к подвигу мученичества, как будто собирались в светлый чертог, ограждая себя верою, укрепляясь надеждою, и возжигая в себе огонь любви ко Господу. Ободряя и утверждая друг друга, они обещали матери своей все ее душеполезные советы осуществить с помощью Христа на самом деле.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Суд

Когда настал третий день, они приведены были к беззаконному царю на суд. Думая, что они легко могут послушаться его соблазнительных слов, царь начал так говорить к ним:

– Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми. Итак для вашего же собственного блага послушайте меня: ибо я люблю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом.

Но девы святые единогласно и единодушно отвечали ему:

– Отец наш – Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих богов плюем, а твоей угрозы не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего.

Услыхав от них такой ответ, царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.

Святая София отвечала:

– Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая – Надежда – имеет десять лет, а третья – Любовь, коей всего девять лет.

Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте они обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему. Он начал снова принуждать каждую из них к нечестию своему и сначала обратился к старшей сестре Вере, говоря:

– Принести жертву великой богине Артемиде.

Но Вера отказалась. Тогда царь велел раздеть ее до нага и бить ее. Мучители, нанося ей удары без всякого милосердия, говорили:

– Пожри великой богине Артемиде.

Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все смотревшие на мучение Веры дивились сему чуду и терпению мученицы. И, покачивая головами, втайне укоряли царя за его безумие и жестокость, говоря:

– Чем эта красивая девица согрешила, и за что так страдает? О, горе безумию царя и его зверской жестокости, бесчеловечно губящей не только старцев, но даже и малых детей.

После сего была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. Когда она раскалилась, как горячий угол. и от нее летели искры, то положили на нее святую девицу Веру. Два часа лежала она на сей решетке и, взывая ко господу своему, нимало не опалилась, что всех привело в изумление. Затем она была посажена в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, но и в нем осталась невредимою, и сидя в нем, как бы в прохладной воде, воспевала Бога. Мучитель, не зная, что еще сделать с нею, чем бы он мог ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:

– Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:

– Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились; вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину; как единоутробные сестры, мы должны иметь одну волю. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли об за мною к призывающему нас Жениху нашему.

После сего она поцеловала свою мать, потом, обнявши сестер, также целовала их и пошла под меч. Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила бы от Господа своего.

И сказала она Вере:

– Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе. Иди к Нему, возлюбленная моя, и обагренная своею кровию, как бы облеченная в багряницу, предстань прекрасною пред очами Жениха твоего, помяни пред ним убогую мать твою и помолись Ему о своих сестрах, чтобы и тех укрепил Он в том же терпении, какое проявляешь ты.

После сего св. Вера усечена была в честную главу и отошла к Главе своей Христу Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа бога, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.

Тогда нечестивый царь поставил пред собой другую сестру Надежду и сказал ей:

– Любезное дитя! Прими мой совет: я говорю это, любя темя так же, как отец, – поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать. Поверь мне, дитя мое, что я жалею твою молодость; если бы ты послушала моего приказания, я объявил бы тебя своею дочерью.

Святая Надежда отвечала:

– Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Разве я не от одной с нею матери родилась? Не тем же и молоком я вскормлена и не то же ли получила я крещение, как и святая сестра моя? Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери научилась познавать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, веровать в Него и Ему одному поклоняться. Не думай, царь, чтобы я поступала и думала иначе, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам. Не медли и не старайся разубеждать меня многими словами, но лучше приступи к самому делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрою.

Услыхав такой ответ, царь предал ее на мучение.

Раздев ее до нага, как и Веру, слуги царские долго били ее без всякой жалости, – до тех пор пока не устали. Но она молчала, как бы совсем не чувствуя никакой боли, и только смотрела на мать свою блаженную Софию, которая стояла тут, мужественно взирая на страдания своей дочери и моля Бога о том, чтобы Он даровал ей крепкое терпение.

По повелению беззаконного царя св. Надежда брошена была в огонь и, оставшись невредимою подобно трем отрокам, прославляла Бога. После сего она было повешена и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а на лице ее, светлом и сияющем благодатью Св. Духа, была улыбка. Св. Надежда стыдила еще мучителя в том, что он не в силах победить терпение такой малолетней отроковицы.

– Христос моя помощь, – говорила она, – и я не только не боясь муки, но желаю ее как сладости райской: так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.

Такая речь еще больше раздражила мучителя, и он приказал наполнить котел смолою и маслом, – поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла св. Надежду.

Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать истинного Бога, ибо сердце его было омрачено прелестью бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей кончины, с радостью подошла к матери и сказала:

– Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою.

Мать же, обняв, целовала ее, говоря:

– Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному.

Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, смотревшею на ее мучения, и сказала ей:

– Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею.

Сказав сие, она подошла к бездыханному телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по свойственной природе человеческой жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. После сего, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом.

Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и мудрыми увещаниями и младшую свою дочь.

Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано: “крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее ” (Песн.8:6-7).

Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).

Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:

– Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).

Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.

Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой:

– Девица! скажи хоть только, что велика – богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи.

Но святая отвечала:

– Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!

Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь.

Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога, и радовалась.

В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал.

В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.

Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.

Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла.

Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!

Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом.

Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.

Она же, услыхав о сем, радовалась и говорила:

– Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь, – пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что вчиняешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.

Мать ее св. София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:

– Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в свои объятия и упокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.

И тотчас св. Любовь была усечена мечом.

Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Спасение чрез чадородие

О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные, тяжкие муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как свойственно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа.

Наслаждаясь ныне зрением пресветлого Его лика вместе со святыми твоими дочерьми, пошли и нам премудрость, чтобы мы, сохранив добродетели веры, надежды и любви, сподобились предстать Пресвятой, Несозданной и Животворящей Троице и славить Ее во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 1:

Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.

________________________________________________________________________

1 Апостол сравнивает мудрость земную, мирскую с мудрость, которая свыше, т.е. нисходящею от Бога и указывает свойства последней: она свободна от всякой греховности и страстности, миролюбива, любит мир сама и любит умиротворять всякую вражду; чтобы не нарушать мира, она сама кротко переносит всякие несправедливости; в ней отсутствует страсть к спорам и прениям и даже в других стремится она подавить эту страсть покорностью (послушлива), она полна милосердия и добрых дел.

2 Род Его кто изъяснит? – сказано в кн. прор. Исаии (53:8); т. е. происхождение или рождение Иисуса Христа (Его предвечное рождение от Бога Отца и временное – от Пресвятой Девы Марии) никто не в силах достойно изобразить. Эта великая тайна не вполне открыта даже ангелам (см. 1Пет.1:12).

3 См. Филип.2:10. Здесь разумеется имя Сына Божия, вследствие коего Христу должны поклоняться все роды существ, небесных и земных, и даже обитателей преисподней, злых духов.

4 Рождение детей в болезнях было наказанием для женщин за грехопадение Евы, но в этом же заключается и условие их спасения. Посему ап. Павел говорит: “спасется (жена) через чадородие ” (1Тим.2:15), впрочем, “если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием “. Такова и была св. София.

5 Т.е. мудрость языческую обратили в безумие. Ср. Ис.33:18 и 1Кор.1:20; 3:16.

Житие.
Во II веке, в царствование императора Адриана (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Бу­дучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и да­ющего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычни­це, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались на­прасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриа­ну, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его при­каз.

«У нас есть Бог Небесный, – ответил они, – его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божи­ей огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице ника­кого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», – сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще бо­лее сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небес­ные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, – 10, а младшей, Любови, – лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколь­ко не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Среди многочисленных православных икон можно найти одну, на которой изображены святые девы. Они олицетворяют собой три основные христианские добродетели. Речь идет об иконе Веры, Надежды, Любви. Их имена содержат в себе все то главное, что когда-то принес человечеству Спаситель, для чего Он терпел крестные муки.

Начало истории вдовы Софии

Чтобы понимать смысл, который заложен в образах святых дев, следует обратиться к их житию. Символы пришли из глубины веков, но по-прежнему актуальны в современное время, в котором зачастую материальные ценности превалируют над духовными.

История повествует о глубоко верующей вдове Софии. Жила она во втором веке, когда правил император Адриан, ярый гонитель христиан. Само имя девушки переводилось как «премудрость», и в нем содержалось предназначение, который дал Всевышний. С детства София проводила все время среди язычников, но сердцем сумела постичь учения Христа.

Находясь в браке, женщина родила от своего мужа трех девочек. Она решила их назвать в честь христианских добродетелей. Когда на свет появилась младшая дочь, вскоре умер супруг. Овдовев, благочестивая София посвятила себя воспитанию своих детей. Девочки уже с ранних лет осознанно творили милостыню, понимая, что они исполняют заповеди Христа, который призывал к любви и состраданию к ближним. Все свои дни мать и дочки проводили в молитвах, постах и чтении Слова Божия.

Духовный путь

Шли годы, девочки подрастали и все больше крепли в добродетелях, которые мать заложила в их имена. Этому способствовали домашние труды, занятия с учителями, и чтение книг, которые были написаны древними пророками и святыми апостолами. Девочки шли по пути духовного возрастания, руководствуясь наставлениями мудрой матери.

Со временем слухи об их уме и красоте разошлись по всему Риму. В том числе они дошли до Антиоха, фанатичного язычника и начальника области. Он пожелал с ними встретиться и побеседовать. Уже с первых секунд разговора стало ясно, что перед ним стоят истинные христианки. Больше всего его разгневал тот факт, что они открыто проповедуют учение Иисуса и даже не пытаются это скрыть.

Перед римским императором

Антиох не смог сдержать свою ярость и отправился к повелителю Адриану, чтобы рассказать о дерзких последовательницах Христа. Слуги незамедлительно были посланы с приказом привести во дворец Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию.

Покидая дом, вдова с дочерьми осознавали, что их ожидает впереди. Они обратились с молитвой к Господу, прося укрепить сердца, дать мужество и силы, чтобы не дрогнуть перед палачами. Стоя перед троном разгневанного римского правителя, они мысленно обращались к Небесному Царю. Именно это придавало силы смотреть на Адриана величественным и спокойным взором.

Допрос благочестивых дев

Императора поразило бесстрашие и благородство пришедших. Он стал расспрашивать их, кто они и к чьему роду принадлежат. Первой отвечала мать София, поскольку была старшей и исполнена премудрости, сообразно Божественному имени. Она рассказала о себе, дочерях и перешла к тому, ради чего их доставили во дворец.

Вдова бесстрашно поведала императору о вере, в которой воспитала дочерей и выросла сама. Говорила она об Иисусе, учение которого считает истинным и единственно верным. Потом женщина заявила, что Любовь, Надежда и Вера стали угодницами Божиими, чтобы принести в дар нетленную чистоту Небесному Жениху.

Непоколебимость перед страхом и соблазном

Римский правитель не захотел вступать в спор с премудрой женщиной и сказал, что вынесет свое решение через три дня. Он отослал дочерей и их мать к знатной женщине Палладии, чтобы та постаралась поколебать их твердые убеждения. По прошествии обозначенного срока девушки снова предстали перед Адрианом.

Ему не удалось достичь желаемого, вдова и девочки остались при своем мнении, еще больше укрепленные духовными беседами и молитвами, которые совершили в эти дни. Разъяренный император описал им беспечную и счастливую жизнь, которая настанет, если они откажутся от христианской веры и склонятся перед рукотворными языческими богами. Закончив с рассказом о земных радостях, он перешел к угрозам. Правитель перечислил все мучения, которые их ждут в случае отказа.

Ни соблазн земными радостями, ни страх перед палачами не смогли поколебать решимость христианок. На иконе Веры, Надежды и Любви, которая была написана позже, как раз изображены четыре женщины, исполненные неземной силой духа и готовые принести себя в жертву, очистившись мучениями.

Готовность терпеть земные муки

Женщины снова и снова неуклонно и твердо отвечали, что их истинным Богом является Творец Сущего. Они отметили, что будут поклоняться только Ему и даже готовы ради Него одного принять все мучения и смерть. Более того, после этого в будущей жизни они навеки смогут соединиться с Ним. От этого убеждения христианок не смогли заставить отказаться ни соблазны, ни угрозы императора. Произнося все эти слова, София и дочери взялись за руки, образуя венок, который сплетен во имя Единого Бога.

Адриан понял, что уже исчерпал все свои средства убеждения, и приказал отдать женщин в руки палачам. Христианок укрепляла сила молитвы, они были полны Благодати и сносили мучения, произнося тексты из Слова Божия.

Принятие смерти за христианскую веру

Мучители на все уговоры получали отрицательные ответы. Тогда начали пытать дочерей, а мать принудили наблюдать за всем процессом. Таким вот образом палачи хотели заставить ее отказаться от веры во Христа.

Первой обрекли на муки Веру (Пистис, если брать греческое имя). Она во время пыток не сказала ни слова, а лишь пообещала молиться за сестер и мать перед тем, как ей отрубили голову. После настала очередь Надежды (Елпис). Сначала ее жестоко избивали, а затем заставили идти в горящую печь. Заметив, что огонь не навредил девочке, правитель велел и ей снять голову с плеч. Младшую дочь Любовь (Агапе) изуродовали до неузнаваемости, а потом тоже казнили.

Адриан не стал пытать вдову и оставил ее в живых. Но чтобы побольнее ранить ее сердце, он отдал ей головы и тела умерших сестер. Проявленные в тот момент бесстрашие и величие подвижниц в полной мере передает впоследствии написанная икона Веры, Надежды и Любви. Но мученицы изображены на ней уже не земными женщинами, а как символы святости.

Завершение земного пути вдовы

Девочки, претерпев все страдания, принесли многоценную жертву во имя Иисуса Христа. София положила останки своих дочерей в дорогие гробы и сделала все то, что полагается свершать над усопшими. Похороны состоялись в пригороде римской столицы на высоком холме на Аппиевой дороге у восемнадцатого столба. Процессия проходила тридцатого сентября (впоследствии эта дата стала христианским праздником).

Предав останки детей земле, вдова три дня провела в непрерывной молитве о сестрах. После этого она и сама тихо скончалась возле могил. Христиане погребли ее тело на том же холме, рядом с ее дочерьми. Подвиг Софии и трех девочек запечатлелся в памяти людей и непрерывно передавался из поколения в поколение.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София стали святыми символами. Икона с изображением их лик вскоре появилась на Руси после крещения киевского народа князем Владимиром. В то же время и был сделан славянский перевод жития. С ним связан довольно-таки любопытный факт. Имена мучениц в греческом оригинале звучат иначе и не переводятся так, как задумали составители славянского жития. Исключение составляет имя матери девочек - София. Вопреки традициям, переводчики дали сестрам имена, которые соответствуют трем главным христианским добродетелям. История христианства знает только несколько подобных случаев. Как правило, при составлении жития святых имена записывали без каких-либо изменений.

Также интересен тот факт, что до середины восемнадцатого века на Руси новорожденным не давали имена святых, поскольку они считались символами нарицательными. Лишь в период правления Елизаветы Петровны к этому стали относиться по-другому. Святые имена получили широкое распространение, а их носительницы обладательницами ангелов-хранителей. В их честь на Руси тридцатого сентября и установили праздник.

Значение иконы

София была мудрой женщиной, поэтому дала своим дочерям имена, которые означают важные душевные качества. Их должен взращивать в себе каждый христианин. Смысл иконы с изображением святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матушки заключается в том, что она должна напоминать людям о тех вечных ценностях, которые зачастую становятся не такими важными, как преходящие земные радости.

София олицетворяет премудрость Божию, являясь матерью трех христианских добродетелей.

Вера представляет собой единение с Творцом, доверие к его дарам, силе и милости. Это то, что делает человека ближе к Богу со времен грехопадения. Так, Адам в раю мог непосредственно смотреть на Создателя и беседовать с Ним.

Надежда олицетворяет чувство упования на то, что божественная милость не имеет границ. Без этой добродетели не может существовать вера, поскольку это и есть уверенность в ежеминутной и повсеместной защите.

Любовь - это сила, на которой держится весь мир в целом и христианское бытие. Также это смысл жизни любого человека. Любовь определяет отношения людей к себе, друг к другу и Богу. Именно это качество апостол Павел считал самой главной из добродетелей. Иисус же заповедовал возлюбить даже врагов.

Молитва иконе

«Вера, Надежда, Любовь» является той иконой, значение которой полностью выражается в молитве. Нельзя с полной уверенностью сказать, когда точно она была составлена. Но в ней заключаются проникновенные слова, которые обращены, прежде всего, к матушке юных великомучениц-христианок. В молитве Софии воздаются хвалебные слова как женщине, сумевшей воспитать дочерей достойными невестами для Спасителя. Текст содержит в себе прошение у Бога о ниспослании для всех людей премудрости и сохранения трех добродетелей. Ведь именно на вере, надежде и любви держится весь мир. В подобных молитвенных речах выражается глубинный смысл иконы.

Описание иконы

Икону великомучениц легко узнать по нескольким признакам. Девушки изображаются фронтально, спереди стоят три невысокие дочери, а за их спинами - мать София. Обычно у всех в руках находятся кресты, как символ жертвы Спасителя и мученических испытаний.

Зачастую икона выглядит очень красочной. Девочки облачены в ризы различных цветов: используют белый, лазоревый, красный, иногда желтый и зеленый. На некоторых образах они изображены как священницы. Стиль исполнения ликов будет зависеть от школы и времени, в котором жил иконописец. Но семейство всегда находится вместе как образец для подражания.

Варианты икон

Если обратиться к истории иконы, можно увидеть несколько вариантов ее исполнения.

На традиционных образах, которые принадлежат к византийской школе, у девочек в руках находятся восьмиконечные православные кресты. Их матушка стоит и молитвенно поднимает руки к небу, испрашивая Божией помощи. Головы святых наклонены, а лики спокойны, словно соглашаются с волей Творца и приготовленными испытаниями.

Существует икона, на которой изображены девочки разного роста. Самая старшая держит Евангелие, у средней дочери в руках деревянный крест, а у младшей - развернутый свиток. Мать София обнимает сестер за плечи. Позади мучениц виднеются холмы, а сверху - перистые облака на голубом небе.

Также известна икона Веры, Надежды, Любви с клеймами, которые показывают сцены из жития. Одна из них изображает, как София с детьми читают Священное Писание, другая - беседу с римским правителем. Далее идут клейма с мучениями сестер и их погребением. В самом центре иконы находится классическое изображение христианской семьи.

Помощь иконы

Молитва, произнесенная рядом с иконой, может помочь сохранить семью, создать крепкие отношения, уберечь от завистливых людей, вернуть утраченную любовь, выбрать жениха незамужним девушкам и облегчить болезни рук. Можно попросить о даровании здоровья для родных и детей, даже если сейчас с этим нет проблем. В молитвах находят облегчение те, кто внезапно потерял близких.

Испокон веков эта икона - покровительница домашнего очага. Возле нее замужние девушки просили у Всевышнего о воцарении мира в доме. Тридцатого сентября все женщины должны были начать утро со слез. Это являлось своего рода оберегом от невзгод. Также в этот день устраивались гулянья, на которых присматривали жениха.