Что ели в средневековье. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере Развитие экономической науки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Жизнь крестьян и купцов в Сибири в XVII - XVIII веках. Котова Наталия Аркадьевна. Учитель истории и обществознания МБОУ Холмогорская СОШ

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Проникновение русских промысловиков в Восточную Сибирь началось в 17 веке. Традиционно колонизацию Сибири классифицируют по двум направлениям: на правительственную и вольнонародную. Цель переселенческой политики правительства заключалась в обеспечении служилого население хлебным довольствием за счет использования природных ресурсов присоединенных территории. В XVIII веке планировалось создание в Сибири земледельческого района, который не только обеспечивал нужды края, но и покрывал возрастающие потребности центра в хлебе. Желающим переселиться в Сибирь «на государеву пашню» давались льготы на два, на три года и больше, подмога и ссуда разных размеров. Земледельцы Сибири в XVII веке были пашенные и оброчные крестьяне. На первых порах крестьянам, направляемым в Сибирь, еще на старом месте оказывалась помощь. Правительство заботилось о том, чтобы крестьяне переселялись в Сибирь с полным хозяйством.

4 слайд

Описание слайда:

Пришлое население немало позаимствовало у туземцев из орудий охоты и рыболовства, а туземцы в свою очередь стали широко использовать орудия земледельческого труда. Заимствования с той и другой стороны в разной степени проявились в сооружаемых жилищах, в хозяйственных постройках, в предметах быта и одеж­де. Например, в низовьях Иртыша и Оби русские жители заимст­вовали у ненцев и хантов малицы, парки, обувь из оленьего меха и многое другое. Якуты охотно одалживали казакам свои каяки.

5 слайд

Описание слайда:

Свою специфику имели по­стройки в Западной и Восточной Сибири, в северных и южных районах. На окраинах Сибири, на Дальнем Востоке и особенно в низовьях Колымы, временные жилища русских на заимках мало чем отличались от хижин аборигенов. В первые годы в лесостепной и степной зонах, где был дефицит строительных материалов, крестьяне-новоселы строили только избы. Со временем доля построек двухчастного типа достигала 48 %. Дома трехчастной планировки в степных и лесостепных районах составляли 19 - 65 %.

6 слайд

Описание слайда:

Приписные крестьяне предпочитали вариант "изба - сени - клеть". Местная администрация способствовала его сохранению. Многокамерных построек, включавших несколько жилых помещений и сени, во всех районах Западной Сибири было очень мало - до 3 %. Ими владели семьи со сложным структурно-поколенным составом, торгующие крестьяне, сельские священники и мещане.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Основными продуктами питания были зерновые: рожь, пшеница и овес. Из овса мололи толокно, которое шло на приготовление киселей, кваса и пива. Из ржаной муки пекли повседневный хлеб, на праздники из белой пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Большим подспорьем для стола были овощи с огорода, за которым приглядывали и ухаживали женщины. Крестьяне научились сохранять капусту, морковь, репу, редьку и огурцы вплоть до нового урожая. Капусту и огурцы солили в больших количествах. На праздники готовили мясные щи из кислой капусты. Рыба на столе крестьянина появлялась чаще, чем мясо. Ребятишки всей гурьбой отправлялись в лес на сбор грибов, ягод и орехов, что являлось существенными добавками к столу.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Русские служилые люди, проживавшие в укрепленных городках Западной Сибири, предприимчивые купцы-промышленники по своей инициативе проникали в новые земли. Следом за ними часто шли военные отряды. На берегах рек возникали новые небольшие укрепления - острожки, из которых потом выросли города Восточной Сибири - Енисейск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Нерчинск и другие. Служилые люди и купцы-промышленники собирали здесь дань (ясак) для русского царя, захватывали богатую добычу для себя, брали в заложники местных старейшин и князьков, присоединяли к Российскому государству новые земли.

11 слайд

Описание слайда:

В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Сначала торговцев из числа горожан называли посадскими, только в 1730-х гг. стало применяться слово «купец», получившее распространение в 1740–1760-е гг.

12 слайд

Описание слайда:

Женская одежда в купеческой среде отличалась большим разнообразием. Самым распространенным женским костюмом купчих было платье с длинными рукавами из шерсти, шелка, кисеи, поверх которого надевалась короткая кофта без воротника, парчовая или шелковая. Широко распространенным украшением был жемчуг. Купчихи носили жемчужные нити на шее, жемчужные серьги. Зимой носили салопы, шубы и шубки на заячьем, лисьем, куньем мехах. Женские шубы были очень разнообразны, они отличались покроем и могли быть крыты сукном, штофом, нанкой, плисом, бархатом.

13 слайд

Описание слайда:

Русские купцы занимались торговлей. Они нанимали караваны, и перевозили свои товары из одного города в другой. Иногда враждебные купцы набегали на караваны своих недругов, и грабили их. Но зато они жили лучше крестьян, одевались они в лучших лавках города. Купцы носили богато украшенные камзолы, которые шились из тафта, парчи, атласа. Украшены они были позолотой и сфинктерами(большими золотыми пуговицами.

14 слайд

Описание слайда:

Жилище купцов. Здание было: выходящее на улицу узкий фасад, сам дом вытянут в глубь участка, во дворе расположены надворные пост­ройки (конюшни, хлев, пивоварня) и помещения для прислуги. Первое помещение в доме купца - просторное фойе с небольшой кухней, за которым находятся жилые помещения. Товары складировались в подвале и на верхних этажах.

Передачи из цикла "Час истины", посвящённые русскому купечеству.

Участники передачи:
Захаров Виктор Николаевич , доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории исторического факультета Московского государственного областного педагогического университета
Ульянова Галина Николаевна , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН
Александр Аксёнов , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН

В передаче рассказывается о купцах и их традициях, о купеческих гильдиях, о том, с какими странами и каким товаром торговали, о документации и бухгалтерах, о торговых сальдо. Затронут такой интересный момент, как отправка купцами своих сыновей на учёбу купеческому делу заграницу.

Русское купечество. Передача 1

Русское купечество. Богатство обязывает

Русское купечество. Предпринимательницы

Обычаи и нравы. Передача 1

Обычаи и нравы. Передача 2

Обычаи и нравы. Передача 3

Историческая справка

Купечество - привилегированное сословие в России в XVIII - начале ХХ вв. Так называемое "третье сословие" - после дворянства и духовенства.

«Жалованная грамота городам» 1785 года определила сословные права и привилегии купечества. Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Купцы имели право свободного передвижения - так называемая "паспортная льгота". Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство.

Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1% от общего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70-80% относилось к третьей гильдии.

К началу XX века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии.

Смотрите все серии

Купечество являлось российским полупривилегированным XVIII — ХХ веков и выступало «третьим сословием» сразу после дворянства и духовенства. «Жалованной грамотой городам» 1785 года были определены сословные привилегии и права купечества, в связи с чем, оно освобождалось от телесных наказаний, подушной подати, а некоторые его представители и от рекрутчины. Купцы обладали правом беспрепятственного передвижения согласно «паспортной льготе». В качестве поощрения купцов существовало Почётное гражданство.

Сословным статусом купца определялся его имущественный ценз. Купечество с конца XVIII века состояло из трех гильдий, принадлежность к одной из них определялось размерами капитала, из которого купцу необходимо было совершать ежегодные выплаты гильдейского взноса размером в 1 % от общего капитала. Такое обязательство препятствовало доступу к данному сословию представителям иных слоев населения.

Торговые привилегии купечества начали формироваться в начале XVIII века. Всем торговцам и занимающимся промыслами в 1709 году было велено приписываться к городским должностям. В 1722 году появилась сословная группа «торгующих крестьян», нахождение в которой предоставляло возможность законного проживания в городе с использованием равных с посадским населением торговых прав, которая просуществовала до «Жалованной грамоты городам».

По официальным документам до проведения гильдейской реформы 1775 года, посадских часто именовали купечеством, которое в основном не торговало, а работало по найму, занималось ремеслом и сельским хозяйством. Таможенным уставом 1755 года допускалась торговля лицам, не относящимся к купечеству, только продуктами собственного производства, а с 1760 года сенатом был издан указ о запрещении торговли и иностранными товарами всем, кроме купечества. В дальнейшем гильдейские сборы позволяли записываться в купечество большому количеству мещан, крестьян, цеховых.

Манифестом с 1 января 1807 года дворянам предоставлялось право вступать в первые две купеческие гильдии, а затем, с 1827 года, было позволено пребывать в третьей гильдии. Такие тенденции способствовали переходу в купеческое сословие дворян и бывших чиновников. Существовали временные купцы, в которые записывались предприниматели других сословий: крестьяне, мещане, дворяне. Они приобретали торговые права, но продолжали находиться в своём сословии.Купцы, уплатившие гильдейский сбор, получали «Купеческое свидетельство». Такая система просуществовала до 1890-х годов и создавалась в фискальных целях. Согласно «Положению о государственном промысловом налоге», вышедшего 8 июня 1898 года, разрешено занятие коммерцией лицам без гильдейских свидетельств.

Уже в начале XX века границы купеческого сословия стали размытыми, определенная часть богатых купцов стали обладателями дворянских титулов, а их состав пополнился некоторыми представителями крестьянства и мещанства. Купечество стало фундаментом финансовой, торговой и промышленной буржуазии. Купеческие капиталы инвестировались в промышленное производство. С начала XIX века и по 1917 год купечество увеличилось от 125 тысяч представителей мужского пола и до 230 тысяч, хотя около 70-80 % принадлежало к третьей гильдии.

Особенности быта купечества

провинциальный городской дворянский административный

Вторым после дворянства сословием, определявшим облик провинциального города, было купечество. Как правило, считается, что наибольшей потребностью купцов было обогащение, причем в первую очередь материальное и лишь затем - духовное. Конечно, купечество только начинало обособляться как отдельное сословие и было еще очень разнородно по образованию, мировоззрению и культуре, но нельзя отрицать общий рост его культурного уровняв указанную эпоху.

В целом, можно сказать, что купечество было очень тесно связано с народной крестьянской средой. Купеческий быт в изучаемый нами период сохранял черты подлинно народного уклада жизни и был достаточно патриархален и консервативен. Несмотря на размеры купеческих домов, большая их часть отдавалась под складские и торговые помещения, а купцы с семьями жили в довольно небольших по размеру жилых комнатах. Тесную связь с городскими низами подтверждает даже выбор имен. Так в Томске нашего периода лидировали имена новорожденных: Иван (с большим отрывом), Петр, Михаил - и совершенно не было имен дворянских, «благородных» (Павел, Александр, Евгений), они появятся только в следующем столетии.

Народным оставался и костюм купцов: сюртуки-сибирки, картузы, сапоги… Также купцы, включая представителей богатейших фамилий, неизменно носили бороды, зачастую окладистые и не всегда - опрятные. Словом, «многое у купцов было как у крестьян и мещан, только богаче и лучше по качеству, и больше по количеству».

Обед сибирских купцов был более чем сытным. Сегюр отмечал: «Богатые купцы в городах любят угощать с безмерною и грубою роскошью: они подают на стол огромнейшие блюда говядины, дичи, яиц, пирогов, подносимых без порядка, некстати и в таком множестве, что самые отважные желудки приходят в ужас». Надо сказать, обед выполнял и дополнительные функции - социальную, эстетическую и этическую. Приглашенный на обед после первого визита считался знакомым и принятым в дом, неприглашение означало нежелание водить знакомства; отказ со стороны приглашаемого от обеда принимался как обида, выражение враждебности и неприязни.

Что же касается условий экономических предприятий купечества, то можно сказать, что огромным тормозом развития торговой деятельности провинциальных предпринимателей было несение ими всевозможных казенных податей, повинностей и служб. Например, в Симбирске купцы должны были выполнять «полицейскую должность», следить за состоянием дорог и мостов, обеспечивать меры противопожарной и противоэпидемической безопасности, нести караульную службу. В Свияжске и Пензе к «градской службе» привлекались, правда, представители и других сословий - в основном, приказных служителей и отставных военных чинов, но главная тяжесть этих повинностей ложилась на спину купцов.

Еще одной тягостной ношей была постойная повинность. Приезжие воинские и гражданские чины, как правило, предпочитали под временные квартиры занимать купеческие дома. Не отягощенные заботами об интересах домовладельцев, постояльцы позволяли себе не только пользоваться хозяйственной пищей, питьем, дровами, свечами, но и чинили различные «обиды».

Но особенно «великое отягощение и разорение» испытывало провинциальное купечество от казенных отъезжих служб. Так, Симбирский посад ежегодно по разным требованиям властей направлял по 300-400 выборных человек в качестве соляных голов, ларечных, целовальников не столько в свой город с уездом, сколько в самые отдаленные места, в чужие города для приема, хранения, продажи казенного вина и соли, а также счетчиками денежной казны при различных канцеляриях. Пензенское гражданство, которое по данным ревизии 1764 г. насчитывало 503 ревизские души купцов и 143 ревизских душ цеховых ремесленников, каждый год отправляло по 128 человек на сбор казенных кабацких денег при продаже вина и 15 человек для сбора денег при продаже соли.

Однако роль купечества в городской жизни не ограничивалась, конечно, только экономической функцией этого сословия. Провинциальное купечество внесло большой вклад и в развитие русской культуры. Как уже упоминалось, с конца XVIII в. богатые купцы являлись главными заказчиками каменного строительства в городах, что серьезно повлияло на городскую планировку и застройку. Имена многих купцов сохранились в названиях улиц и переулков, что подтверждает этот факт.

Во многих русских городах до сегодняшнего дня сохранились купеческие усадьбы, состоявшие из целого ряда складских, торговых и жилых помещений. Флигели такой усадьбы располагались по периметру двора, двор закрывался на глухие ворота. Кирпич не штукатурился, ряды кладки добротны и строго горизонтальны (так называемый «купеческий стиль» кладки). При этом нельзя не сказать, что купцам было разрешено держать лавки в своих домах только с конца столетия, и до 1785 г. русский город вообще не знал домашней торговли.

Грамотность в среде купечества - вопрос спорный. Н.Г. Чечулин писал, что «только немногие купцы могли читать, писать и механически считать на счетах». При этом, в 1784 г. в донесениях «лутчих купцов» в Комиссию о коммерции 65% томских купцов расписались собственноручно, а также 75% красноярских и 90% тобольских. Благодаря этому, можно предположить, что во второй половине XVIII в. в купеческой среде активно развивается образование, по сравнению с предыдущим временем.

Примером этой тенденции может служить тот факт, что 23 мая 1776 г. в Твери открылась одна из первых в провинции России школ для купеческих и мещанских детей. Однако сначала учебные заведения не встретили должной поддержки у горожан, которые не хотели отдавать в них своих детей и выделять для них средства из городского или семейного бюджета. Впрочем, в Казани еще в 1758 г. под патронажем Московского университета открылась выдающаяся для своего времени гимназия, в которой наряду с дворянами могли обучаться и разночинцы - в отдельном классе, но по той же программе. Однако, судя по описанию обучавшегося там Г.Р. Державина, основной массой гимназистов были все же отпрыски дворянских родов.

Эффективным методом обучения была также отдача мальчиков из купечества «в люди» для обучения торговли и прислуги. Такое практиковалось и внутри семьи, под руководством родителей, учивших своих чад торговому делу. Так, в записке купца Смышляева мы читаем, что после смерти отца автора его мать не могла платить за его обучение и «в девятилетнем возрасте, оставя школьную скамью, пошел я к соликамскому купцу Ивану Братчикову».

Однако недостаток образования в современном смысле этого слова компенсировался у купцов вышеупомянутой укорененностью в народной культуре, знанием фольклора - сказок, пословиц, поговорок, помогавшим в делах и торговле. Имелись у них и основы религиозного образования, тем более что многие знаменитые купеческие фамилии относились к старообрядцам, а в Сибири принадлежность купцов к раскольничьим сектам была даже в некотором роде нормой. По этой причине настоящий шок у старозаветного купечества Иркутска вызывал «один молодой согражданин» по прозвищу Куликан, который «брил бороду, пудрился, щеголял во французских кафтанах и водил знакомства только с барами». В результате молодой человек был подвергнут форменному бойкоту в купеческом обществе («он прослыл язвой и чумой, и все почитали за долг удаляться от его знакомства») и позднее вынужден был сдаться и вернуться к дедовским обычаям.

В плане выбора досуга купцы были верны народным забавам. Видимо, их привлекал спортивный азарт, без которого невозможно ведение бизнеса. Так, в Томске проводились кулачные бои «стенка на стенку» со своими неписаными правилами (не бить по лицу, не пинать лежащего, биться без оружия…). Бились русские и татары, 100 на 100 человек и более, но благодаря честным правилам никто не бывал убит. На рубеже XVIII - XIX вв. в Томске были два силача-купца - Коломыльцов и Серебренников, которые играли двухпудовой гирей как мячиком, в часы досуга перекидывая ее через высокий забор. Помимо общих праздников, характерных для всех сословий и всей территории России, существовали праздники, отмечавшиеся только купцами с привычным для них размахом.

Нет сомнений, что и среди купечества были богатые и бедные, хотя значения слов «бедно-богато» в XVIII в. значительно отличаются от современного понимания. Впрочем, по некоторым данным, провинциальное купечество было зачастую даже богаче дворянства. Например, в 1761 г. власти пригласили представителей от губерний в Петербург с целью участвовать в выработке нового свода законов. Из всех приглашенных явились в основном купцы из Иркутска, Оренбурга и Киева, так как столица сулила им коммерческие перспективы, а вот простому дворянину из провинции было непросто содержать себя в Петербурге.

Ученые отмечают, что во второй половине XVIII в. купечество не было однородным, что подтверждает также своеобразная специализация купцов в различных регионах Российской империи, зависевшая от многих факторов. Так, Смоленск, в силу своего удобного географического положения занимался в основном внешней торговлей пенькой. В ведомости, составленной Смоленским губернским магистратом в 1764 г., из 53 состоятельных купцов, отвозившим товары к портам и пограничным таможням, 43 торговали пенькой на суммы от 1 тыс. до 50 000 руб., а всего - на 283 000 руб. в год. Хозяевами же местного торга были смоленские мещане, часто и сами отправлявшиеся торговать за рубеж.

Ориентация на внешний рынок, одна из самых характерных особенностей смоленского купечества, нашла яркое выражение в жалобах смолян, адресованных в Комиссию о коммерции. В 1764 г из 12 пунктов документа 8 были связаны с проблемами зарубежной торговли. Если сравнить жалобы смолян с «изнеможениями» вяземского купечества, перечень которых был подан в то же время (положение Вязьмы можно определить как промежуточное между западными и центральными городами России), то ясно, что вязьмичи отводили своей внешней торговле гораздо меньше места: из 9 пунктов только 1 жалоба касалась торговли с заграницей.

В то время Средневолжский регион был одним из крупнейших хлебопроизводящих районов. Характерными в этой связи представляются свидетельства симбирских купцов, что купля-продажа хлеба занимала центральное место в их предпринимательской деятельности. Но хлебной торговлей в тех краях также занималась немалая часть торгующих крестьян, дворян, разночинцев и приезжих людей, создавая конкуренцию купечеству.

А из записок Лепехина о русском Севере мы узнаем, что «купцы Соли Вычегодской, коих там 445 душ, <…> небеззажиточны и промышляют большей частью отъезжими торгами, то есть ездят в город Архангельский с хлебом и салом, оттуда берут всякие товары, как заморские, так и российские, и отвозят на Кяхту, откуда, запастись китайскими и сибирскими товарами, возвращаются на Ирбитское, а потом на Макарьеское годовое торжище; нередко же с оными ездят и в другие российские города». Подобные же свидетельства масштабных торговых операций приводит ученый и при описании города Устюга: «Купечества 1956 душ, заживны и имеют довольные промыслы. В городе кроме лавочного торгу, содержат мыльные и кожевенные заводы и салотопни. Торгуют в Сибири на Кяхте и других сибирских ярмарках; а главнейший их порт состоит в хлебе и пеньке, говяжьем сале, рогожах и проч.». И все-таки, несмотря на свою неоднородность, купцы провинциальных русских городов имели некоторые общие черты. Так, между собой у них существовало понятие «купеческой чести» - свода неписаных правил, по которым, например, обман казны и покупателя не считался пороком, а вот в расчетах со своими, с такими же купцами даже при крупных суммах все держалось на честном слове, которое не нарушалось. Под честное слово давались большие займы, арендовывались склады, заключались крупные сделки.

Таким образом, применительно ко второй половине XVIII в. мы можем говорить о купечестве как важной и достаточно единой части населения провинциального города. Купцы, в некотором роде, занимали промежуточную ступень между дворянством и простым людом - не столько по богатству, сколько по бытовому укладу и культурной ориентации. Во многом, именно в недрах этого сословия зарождалась новая, капиталистическая Россия, проявившая себя в полной мере позднее. В изучаемую же нами эпоху купечество еще только начинало свое восхождение, а подлинное лицо города составляли те, кто не входил в купеческие гильдии, не обладал большими богатствами и кого дворяне презрительно именовали «чернью», а мы условно назовем городскими низами.

12.07.2013 2281

Купечество

Уникальность и неповторимость Ельца объясняется особым местом, которое занимало в нём купечество. Знаменитое елецкое купечество начало зарождаться в начале XVII века. В Смутное время многие богатые и опытные торговцы бросали свои дома в центральных уездах, разоренных войной, и переезжали в более спокойные и выгодные в торговом плане города. Так, в Ельце приезжие торговцы и местное население, не занятое службой, основывали слободы. Первой слободой торговцев и ремесленников стала Чёрная слобода, которая вскоре оказалась самой богатой в городе, а со временем вокруг неё появлялись другие торгово-ремесленные слободы.

Первые торговцы в XVII веке занимались скупкой товаров у местных ремесленников или производили товар сами, а затем везли в соседние города или на Дон к казакам. Торговля в те времена была опасным и рискованным делом, она требовала предприимчивости, упорства и смелости.

Расцвет елецкого купечества начинается в начале XVIII века, а к концу столетия Елец уже смело можно назвать купеческим городом. Однако прежде, чем говорить о елецком купечестве, попробуем понять, что представляло собой купеческое сословие вообще.

В XVII веке торговлей занимался каждый, кто как умел. В книге о Ельце XVI-XVII веках мы видели, что предприимчивые ельчане ездили с товаром в соседние города, но чаще торговали в Ельце . В торговле не было специализации или стабильности. Стрелец, свободный от службы, мог стать торговцем на какое-то время, а посадский, торговый человек мог записаться в стрельцы, с лёгкостью расставаясь со своим прежним занятием. В отношении к торговле государство имело одну цель - взимать налог со всего, что продаётся. Реки, озёра, мельницы, бани, кабаки давались на откуп всякому предприимчивому человеку.

С XVIII века государство начало с большим вниманием относиться к торговой деятельности населения, поддерживая и выделяя торговый класс. Активизировались ярмарки, строились торговые дворы. Такое покровительство предпринимательству, в ущерб иностранным торговцам, имело очевидный практический смысл, ведь чем больше заработает предприниматель, тем больше он заплатит в казну. Иностранные торговцы были ненадёжны и хитры, иностранные купцы составляли гильдии, выступали корпоративно, по принципу все за одного и один за всех. С ними русскому правительству было опасно иметь дело. Поэтому Пётр I пошел на поощрение своего торгового слоя, который был более сговорчив и зависим от властей. В итоге, развитие русской торговли стало выгодным государственным делом. В рамках поддержки торговой деятельности населения в начале 20-х годов XVIII века в городах появился городской магистрат, который включал президента, бургомистров и ратманов. Члены магистрата были наиболее состоятельные граждане города, их задача - содействовать развитию ремёсел, торговли и города вообще. Елецкий магистрат инициировал много важных мер, направленных на развитие купечества.

Однако до 1775 года купечество не представляло собой единого сословия. Слово «купец» ещё распространялось по-старому на любого торгующего человека, того, кто покупал что-либо. Иногда всех посадских людей в документах называли купцами. В списках елецких «купцов», составленных в 1720 году, значится 186 человек . Здесь упоминаются только лица, занимающиеся торговлей - основа будущего купеческого сословия. В 1727 году елецкий магистрат составил списки елецких «купцов», в которых упоминались чуть ли не все посадские жители, приходившие на рынок продавать свой товар. В этих списках насчитывалось уже 1389 человек . Однако эта цифра не означает, что в городе половина населения были купцами. Говорить о купечестве как о единой группе можно лишь после образования купеческого сословия.

Важным шагом на пути к развитию купечества стал 1755 год, когда появился таможенный устав, согласно которому были отменены внутренние таможни между уездами. Теперь таможенные избы в городах ушли в прошлое. Кроме того, торговать лицам, не входящим в купечество, можно было только продуктами собственного производства. Так, постепенно правительство превращало купцов в отдельную замкнутую группу. «Жалованная грамота городам» 1785 года от Екатерины II определила сословные права и привилегии купечества, которое было освобождено от подушной подати и телесных наказаний. Сословный статус купца определял имущественный ценз, а с конца XVIII века купечество делилось уже на три гильдии, в зависимости от размера капитала.

Но вернёмся к елецкому купечеству. Итак, в первой четверти XVIII века посадское население города активно включилось в торговую деятельность. Большинство людей ограничивалось торговлей на местном рынке продуктами питания. Заглянем на елецкий рынок первой половины XVIII века и посмотрим на елецких купцов поближе .

Рынок, или как тогда говорили «торг», располагался возле старой крепостной стены, в районе Введенской церкви . Здесь стояли деревянные лавки, среди которых ходило большое количество народа, а торговля шла с самого утра. Среди толпящихся людей мы видим и крестьян Елецкого уезда, и приезжих жителей других уездов. Большинство торговцев разложили свой товар на лавке или прямо на земле. Продавцы, в основном мужчины - самые обычные жители местных посадов. Они продавали продукты - рыбу, мёд, орехи, сало, хлеб, рыбу, гречиху, овёс, рожь, а также лапти, чирики, коты (виды обуви), собачьи шапки, льняные рубахи, прочий товар. Торг вёлся вперемешку, всякий товар соседствовал друг с другом.

Далее, к центру рынка, стояли большие деревянные лавки богатых торговцев. Но сами купцы, хозяева этих лавок, появлялись здесь редко, а торговали в лавках их доверенные люди. Ассортимент товаров был разнообразен: хлеб, скот, соль, мёд, рыба, икра, товары из железа. Здесь можно было купить мясо - свиную или говяжью тушу, хотя вообще мясо являлось редкостью на рынке того времени. Вот лавка, где торгуют головными уборами: шляпами, шапками, колпаками, подзатыльниками из мишуры (подобие шарфов), кокошниками. Только одних шапок в лавке было более 15 видов: овчинные, бобровые, заячьи, куньи, ветошные, польские, венгерские, шведские, немецкие, туркменские и прочие. Лучшие шапки привозили сюда из Воронежа. Заодно торговали здесь и обувью: сапогами, башмаками, туфлями.

Владельцы лавок, несмотря на отсутствие их на рынке, были заняты важными торговыми делами. Купец Ростовцев отправлял телеги с железом в Воронеж, при этом нанимал охрану, давал своему человеку указания, как вести себя с таможенником. Опытный торговец Холин собирался сам ехать на рынок в село Раненнбург на большую ярмарку, где планировал сбыть бочки с солью и мёдом. Сын купца Черникина ехал на мельницу, которая расположена на одной из многочисленных мелких рек в окрестностях Ельца. Елецкие купцы редко следовали столичной моде, они носили бороды, одевались более практично, в тулупы и высокие сапоги.

В первой половине XVIII века купцы ещё не решались торговать одним видом товаров. Пока телеги с железом Ростовцева направлялись в Воронеж, чтобы утром следующего дня начать там торг, его лавка в Ельце с тканями и украшениями служила центром притяжения для ельчанок. Здесь продавали бусы, перстни, серьги, гребни из кости, полудрагоценные камни. Особой популярностью пользовались орнаментированные блестящие медные или оловянные пуговицы. Те, кто не мог позволить себе купить дорогое украшение, шли на ряды с более дешёвым товаром, где можно купить, к примеру, мишуру для украшения верхнего платья или сарафана.

В этой центральной части елецкого торга и зарождалось елецкое купечество. Всё это были предприимчивые, активные, готовые на риск люди. Купец XVIII века считал торговлю честным занятием и смотрел на свою прибыль, получаемую с процентов, без мучений совести. Если моральные нормы XVII века сдерживали предпринимательскую активность, то теперь торговля воспринималась положительно. Отчасти этому способствовали как политика государства, так и обмирщение русской культуры.

Война России со Швецией в 1700-1721 годы приносила прямую выгоду купечеству, поскольку страна нуждалась в железе. Производство железа стало на промышленную основу. В 1-й четверти XVIII века братья Криворотовы основали в Ельце чугунолитейный, колокольный и механический заводы. В 50-е годы такое же производство завел купец Ростовцев. Оборотный капитал этих предприятий составлял примерно 200 тысяч рублей.

В середине XVIII века в Елецком уезде было не менее 6 железоделательных заводов, которые обслуживались наёмными работными людьми. Уголь и руда скупались у крестьян, добывавших её вручную «по малому числу». Значительная часть выплавленного железа свозилась на переработку в Елец, где из него выделывались котлы, сошники и другие изделия, продававшиеся на ярмарках. Благодаря развитию торговли Елец превратился в крупный центр кузнечного ремесла. В 1780 году в Ельце насчитывалось 222 кузнеца.

Торговцев в Ельце было много, однако лишь часть из них зарабатывала хорошие деньги. Они проживали в Чёрной слободе за рекой Елец. Здесь до середины XVIII века скученно стояли их деревянные дома с большими подвалами и погребами. Каждый такой дом окружал большой забор с дубовыми воротами. В доме елецкого купца было тесно, так как пространства слободы не позволяли расширяться. Жили купцы во многом по-старому, в их домах возле больших печей стояли лавки и сундуки. Хотя новый быт всё больше проникал и в их хоромы. На стенах появились обои, гравюры и картины в стиле барокко. Купцы отличались большой набожностью, а Владимирский храм в их слободе быстро стал одним из самых богатых в городе.

Но в 1769 году очередной пожар уничтожил центр города, увы, такие пожары были частым явлением во всех городах России. Правительство Екатерины II в качестве основной меры борьбы с пожарами приступило к замене деревянных зданий на каменные в центральных районах городов.

В рамках правительственной политики елецкий магистрат предложил проживавшему в Чёрной слободе купечеству переселиться в центр города, построив за свой счёт каменные здания. Чёрную слободу заселили мещане и однодворцы, приехавшие из уезда. Правда, земли и выгоны для скота переселившиеся купцы сохранили за собой .

Теперь центр экономической жизни Ельца был перенесён в центр города. Купцы строили по новому генеральному плану красивые, белокаменные здания, украшали их резьбой и мостили улицы камнем. Многие купцы по-старому вешали ставни на окна, возле домов ставили лавки для отдыха. Но дома их были уже другими: комнаты имели больше простора, некоторые привозили новую мебель, ставили в углах комнат красивые изразцовые печи, камины. На стены клеили обои и вешали ковры. Хотя елецкие купцы по-прежнему читали Псалтырь, не любили гостей и ели сахар по праздникам, но в этих двухэтажных домах в центре города росло новое поколение елецких купцов, представители которого будут читать уже французские романы и устраивать роскошные салоны.

Во второй половине XVIII века торговля в Ельце приобретает более упорядоченный вид. Вернёмся снова на елецкий рынок. Теперь здесь стало гораздо меньше народа. Население торговало в отдельных местах разного рода товарами, а открытой лавочной торговли осталось совсем немного. Торговые места имели навесы, особые фасады и свой товар. Магистрат в 80-е годы XVIII века разрешил торговать и на площадях города.

В 1777 году в Ельце располагалось 149 лавок в нескольких торговых рядах: Красный, Москательный (нитки, ножницы, пуговицы, украшения, парфюмерия), Овсяной, Рыбный и Мясной. В 1787 году рынок располагался на Хлебной площади. Здесь стояли 202 лавки и 25 полок (прилавков) . Всё больший доход елецкому купечеству приносил хлеб, теперь рожь и пшеница пользовались большим спросом и были выгодней, чем железные котлы. Город превращался в зерновую столицу Черноземья, не случайно одна из главных площадей города носила название «Хлебной».

Елецкое купечество, окрепшее к концу XVIII века, решило перенести рынок на новое место и сделать его каменным. Эта разумная мера должна была предотвратить город от пожаров и способствовать развитию торговли. Новым местом для елецкого торга стала центральная часть города напротив старого Воскресенского собора. На средства, собранные с елецких торговцев, в 1792 году начали строительство Гостиного двора, который впоследствии получил название «Красные ряды», вероятно, по причине красоты новых каменных палат, поскольку слово «красный» тогда ещё означало «красивый». Строительство контролировалось Городской Думой, поручившей надзор за этим процессом купцу Григорию Хренникову.

Красные ряды строили по четкому плану и закончили в 1794 году. Они стали великолепным украшением купеческого Ельца. Ряды представляли собой резные каменные одноэтажные палаты с железными крышами, вся площадь вокруг них была вымощена камнем, здесь впервые в городе появились фонари. Красные ряды дали название площади, которую теперь тоже стали именовать «Красной».

Из документов мы видим, что большая власть в городе уже в конце XVIII века принадлежала купеческому сословию. Елецкие купцы заседали в магистрате и в городской думе. Все важнейшие вопросы решались на купеческих собраниях и, что не менее важно, на купеческие деньги.

Во многом благодаря стараниям елецких купцов, в последней четверти XVIII века в городе открылось малое народное училище, которое имело два класса из 10-15 учеников и двух учителей. Финансирование училища было возложено на местный бюджет. Елецкие купцы понимали значение образования, поэтому уже с конца XVIII века в городе формируется особая образовательная среда, которая через несколько поколений сделает Елец главным поставщиком образовательных кадров в Московский университет из провинции.

Таким образом, во многом благодаря купеческому сословию, которое сформировалось в XVIII веке, город стал одним из самых заметных в своём регионе. В 1800 году в Ельце проживало примерно 12 тысяч человек.

Примечания:

40. Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI-XVII веках. Тула, 2011, с.172-177.
41. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества. Елец, 2007, с.16.
42. Там же.
43. См.: Мизис Ю.А. Формирование рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. Тамбов, 2006.
44. См.: Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества…. с.17, 18.
45. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества… с.18.
46. Важинский В.М. Указ соч… с.15.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.