Способы раскрытия темы. План раскрытия темы, вопроса. Аргументы делятся на две группы

Тема раскрыта достаточно полно, знание понятийного аппарата дисциплины.

2. Знание источников (научной, учебной литературы, нормативно-правовых актов)

На достаточно уровне.

3. Умение студента излагать суть вопросов (речь. Стиль, умение выбрать самое главное – на достаточном уровне).

4. умение правильно ответить на дополнительные вопросы.

Оценка «не зачтено»

    Полнота раскрытия темы вопроса:

Тема не раскрыта, понятийный аппарат дисциплины студент знает не достаточно точно, путается в понятиях.

2. студент не умеет излагать суть вопросов (речь, стиль, умение выбрать самое главное – на низком уровне).

3. Студент не знает источников (учебной литературы, нормативно-правовых актов).

4. Студент не смог ответить правильно на дополнительные вопросы.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Базовый учебник, а так же литература, рекомендованная УМО вузов по образованию в сфере Юриспруденции имеется. Дополнительные учебно-методические материалы, в том числе лекции-презентации, представлены на портале ХГУ – http :// edu . khsu . ru Периодические издания (журналы): «Журнал Российского права», «Государство и право».

1. Конституции России и зарубежных государств

Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А ( III ) Г енеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. - 1998. - № 20. - ст. 2143.

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г. (с изм. От 14.10.2005 г.). // Российская газета. - 1993.- № 237 от 25.12.1993 г.

Конституционные акты Канады. Прокламация о конституционном акте 1982 г. Конституционный акт 1982 г. Объявляется вступившим в силу 17 апреля 1982 г. Http://worldconstitutions.ru/archives/47

Конституционные акты Франции. Полный текст Конституции 1958 года с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года http://worldconstitutions.ru/archives/138

Конституция Итальянской Республики, 22 декабря 1947 г. http://worldconstitutions.ru/archives/148

Конституция Китайской Народной Республики (принята на 5-й сессии всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., поправки в ее текст вносились тем же органом на ежегодных сессиях в 1988, 1993 и 1999 гг.) Http://worldconstitutions.ru/archives/31

Конституция Кубы. Ппринята народным референдумом 15 февраля 1976 г. Провозглашена 24 февраля 1976 г. Http://worldconstitutions.ru/archives/50

Конституция Соединенных Штатов Америки. Принята 17 сентября 1787 г. Конвентом представителей штатов. http://worldconstitutions.ru/archives/168

Конституция Японии. Промульгирована 3 ноября 1946 г. Вступила в силу 3 мая 1947 г. http://worldconstitutions.ru/archives/37

Конституция Украины. Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года (действующая с изменениями и дополнениями согласно Закону Украины от 01 февраля 2011 года № 2952-VI) //Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР Украины), 1996, № 30, ст. 141 http://worldconstitutions.ru/archives/309

Основной закон для Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. С последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 года http://worldconstitutions.ru/archives/155

Каким образом можно организовать, собрать в единое целое материал для написания реферата 4 ? Иногда метод изложения может быть подсказан уже формой, в которой сформулирована тема реферата. Иногда автор в ходе своих размышлений может четко представить себе как он станет излагать тему. Мы вплотную подошли к сути вопроса: «Какписать реферат?» Рассмотрим наиболее простые и полезные методы.

Ответ на вопрос. Если тема сформулирована в виде вопроса, то проще всего построить изложение реферата в виде ответа на него. Несмотря на кажущуюся простоту такого подхода, необходимо помнить, что для раскрытия темы, важно исчерпывающе ответить на вопрос Это не означает, что нужно написать такой реферат, после прочтения которого не останется никаких вопросов. Ведь это практически невозможно, особенно если вопрос спорный. Как же ответить на вопрос так, чтобы раскрыть тему? Рассмотрим несколько важных моментов:

1. Прежде всего, необходимо понять сам вопрос и что нужно сделать для того, чтобы ответить на него. Возьмем для примера тему, сформулированную так: «Что имел в виду Христос, когда говорил: «Вы - соль земли»? Чтобы написать реферат по такой теме, необходимо ответить на вопрос, указанный в теме, то есть объяснить смысл слов Христа о «соли земли»;

2. После того как суть вопроса становится ясной, необходимо ответ разделить на части, чтобы глубже вникнуть в тему. В вышеуказанном примере, прежде чем говорить: «Христос имел в виду», необходимо рассмотреть такие вопросы как: «В какой ситуации Христос сказал эти слова?», «К кому были обращены и что они означали для тех, кто их услышал?»;

3. При разделении вопроса на части появляется более или менее четкая структура реферата. На данном этапе уже можно составить черновой вариант плана, в котором будут отражены основные особенности ответа на вопрос темы реферата;

4. Последним этапом будет составление окончательного плана работы и ответ на вопрос реферата. В данном случае автор должен не просто ответить на вопрос, но и подтвердить верность своего ответа, то есть при помощи аргументов доказать, что его ответ является правильным.

Аргументированное доказательство. Название данного метода совсем не говорит о том, что в других методах аргументированное доказательство не присутствует. Просто в данном случаи все содержание реферата подчиняется доказательству. Для применения метода аргументированного доказательства необходимо сформулировать тему в виде такого утверждения, истинность которого подвергается сомнению со стороны предполагаемого читателя или каких-либо групп верующих. В данном случае тема может быть сформулирована в виде вопроса или утверждения, которое следует доказать. Например, темы «Вера как единственный гарант получения спасения» или «Достаточно ли веры для оправдания грешника?» подразумевают существования других точек зрения в отношении оправдания по вере. Автору такой курсовой работы необходимо будет аргументировано доказать свою точку зрения. Но как это сделать?

1. Прежде всего, необходимо четко определить основное утверждение - тезис, который необходимо доказать. Чаще всего такого рода работы выходят не совсем удачными по одной причине: автор очень неясно представлял себе то, что именно пытался доказать, поэтому его доказательство стало еще более запутанным и никуда не ведущим. Что я хочу доказать? Вот вопрос, с которого необходимо начать;

2. Как я могу это доказать? Следующий вопрос связан с аргументами, с помощью которых автор будет доказывать то или иное утверждение. Аргументы, в свою очередь, ведут нас к основанию наших рассуждений: «Почему тот или иной аргумент имеет вес, на чем он основан?» Каковы источники наших аргументов? - Библия, история Церкви, личный опыт, авторитетное мнение специалистов. Можно назвать и другие источники, но в основном для написания реферата будет достаточно перечисленных источников. От чего зависит выбор источника аргументов? Конечно же, от темы и от предполагаемого читателя. Важно осознать то, что наши аргументы должны иметь прочную основу, а не быть «высосанными из пальца»;

3. После того, как автор соберет достаточное число аргументов, необходимо расположить их таким образом, чтобы они последовательно раскрывали тему. Основным преимуществом таких рефератов является их логичность и последовательность в доказательстве. Не стоит «забрасывать» читателя аргументами, гораздо лучше расположить их в таком порядке, чтобы они последовательно раскрывали понятия, необходимые для доказательства утверждения. И если в конце такой реферат можно с уверенностью написать: «Что и требовалось доказать», то можно считать, что тема полностью раскрыта.

Последовательный пересказ-толкование. Если первые два метода лучше всего подходят для написания реферата по систематическому богословию, то данный метод наиболее часто используется для написания работ по введению в Ветхий и Новый Заветы. Почему? Потому что при работе с текстом проще всего последовательно пересказывать события и толковать их. Этот метод кажется наиболее простым, но в такой видимой простоте кроется несколько важных особенностей, нарушив которые, нельзя написать хорошую курсовую работу:

1. Никогда не ограничивайтесь простым пересказом библейского текста, то есть всегда старайтесь дополнить события текста либо исторической информацией, либо параллельными текстами, поясняющими вашу мысль. После чтения вашего пересказа-толкования не должно сложиться впечатление: «Это я и без вас могу прочитать в тексте»;

2. Никогда не спешите с толкованием текста. Сначала необходимо быть уверенным в том, что проведено хорошее экзегетическое исследование текста. Поспешное толкование может привести к тому, что текст будет означать то, что нам хотелось бы, чтобы он означал. При толковании необходимо строго следовать всем герменевтическим правилам во избежание ошибочных и сомнительных толкований 5 .

3. Всегда заканчивайте работу такого рода практическими выводами. Простое рассмотрение текста без объяснения его практической значимости будет напрасной тратой времени и бумаги. Реферат, основанный на исследовании библейского текста, должен быть практичным

«За или против». Метод «за или против» несколько похож на аргументированное доказательство с той только разницей, что в данном случае определенное утверждение не просто доказывается, а рассматриваются мнения «за» или «против» данного утверждения. Что это значит? Для примера возьмем вопрос крещения детей. Если тема называется «Почему мы не крестим детей?», то данный метод предполагает рассмотрение не только «нашей» точки зрения, но и противоположной. Для чего это нужно? Для того чтобы не возникло вопросов типа: «Если все так ясно и очевидно, то почему существует другое мнение?» - доказательство собственной правоты за счет унижения чужого мнения. При следовании данному методу необходимо придерживаться нескольких правил.

1. Хороший реферат «за или против» читается так, что читателю не сразу становится понятно, какой именно точки зрения придерживается сам автор, потому что автор аккуратно рассматривает все доводы «за» и «против» определенной позиции. Старайтесь непредвзято рассматривать мнения отличные от ваших и понимать их логику и ход рассуждений;

2. Реферат должен быть построен таким образом, чтобы читатель был убежден в верности какого-либо тезиса не при помощи «громких фраз», а веских аргументов.

3. В заключении реферата не оставляйте читателя в поведении относительно своей точки зрения, но лучше высказать ее тогда, когда продемонстрированы все «за» и «против»

Вышеуказанные методы не являются четко разграниченными методами. Их можно сочетать или на их основе вырабатывать собственную позицию, хотя следование основным правилам желательно, потому что именно это обеспечивает написание хорошего реферата.

Цитирование.

Часто одной из первых проблем при написании реферата становится вопрос использования литературы: «Как работать с книгами? Можно ли просто переписать то, что написано в них, или выдать за свои мысли? Является ли реферат подборной цитат по теме или это все-таки самостоятельное исследование? Если оно самостоятельное, то до какой степени?» Попытаемся ответить на эти вопросы и рассмотрим некоторые правила цитирования:

1. Любая ссыпка – прямое переписывание или изложение мысли своими словами - должна быть указана в работе;

2. Ссылка на цитату должно быть такой, чтобы при необходимости можно было всегда проверить точность цитирования. То есть автор реферата должен указать название книги и номер страницы, на которой находятся те слова, которые он цитирует;

3. Цитирование может быть прямым (выделенная кавычками фраза из книги) или косвенным (изложите собственными словами смысла написанного в книге). Важно делать ссылки не только на прямые цитаты, но и на косвенные, то есть ссылаться и в тех случаях, когда какие-то выводы курсовой работы сделаны после прочтения книги или на основании информации из книги

Итак, каким же образом использовать цитаты в реферате? Прежде всего, необходимо помнить о том, что мысли авторов книг являются их интеллектуальной собственностью, то есть цитирование без ссылки - это разновидность воровства. Совсем другое дело, если при чтении какой-то книги вам пришла мысль, которая каким-то образом основывается на отрывке из книги В данном случае необходимо самостоятельно определить степень зависимости вашей идеи от мысли автора и указать ссылку на автора, или упомянуть его как того, кто натолкнул вас на мысль. Ссылки на авторитетные источники позволяют подтвердить истинность выводов, сделанных в реферате. Например, если при написании реферата приходится истолковывать библейский текст, то для подтверждения истинности и точности своего толкования можно привести выводы других толкователей.

Реферат, как уже было сказано в самом начале, это исследование на основании определенных источников. То есть тема в нем раскрывается не просто на основании собственных мыслей автора, а подтверждается ссылками на книги, статьи или другими работами по сходной теме. Иными словами, реферат, прежде всею, предназначен для обучения студентов работе с литературой при проведении самостоятельного исследования. Поэтому, как и во всяком обучении, существует определенный навык цитирования, то есть умение верно и к месту вставить соответствующую цитату. Приобретение этого навыка возможно только путем практики написания рефератов, поэтому требования по цитированию к рефератам тех, кто только учиться писать не так строги, как требования к уже опытным студентам. При цитировании в реферате часто имеется две основные тенденции - (1) чрезмерное цитирование, то есть практически вся работа состоит из цитат, которые автор лишь соединяет предлогами или краткими фразами, (2) отсутствие цитат вообще, то есть работа полностью состоит их мнения автора по теме. Возникновение этих двух ошибочных тенденций напрямую связано с отсутствием того навыка работы с литературой, который и приобретается через написание рефератов. В первом случае студент боится высказать ошибочное мнение, и поэтому собирает мозаику из цитат других людей, мнение которых, кстати говоря, может быть также неверным, но тогда за это отвечают они. Во втором случае неопытность студента проявляется в том, что можно назвать «иллюзией всезнания», когда пишущему работу кажется, что и без привлечения других источником он способен раскрыть тему и обосновать все свои аргументы. Старайтесь избегать этих крайностей при написании работы,


Похожая информация.


Вступление (написано по методике НЛП: SCORE )

S Преподаватели естественно-научных дисциплин часто сталкиваются с тем, что студенты, имея даже достаточный объём знаний для хорошего и отличного ответа, тем не менее, не всегда умеют своими знаниями распорядиться и дают ответ низкого качества [S ymptom, Problem - симптом, текущее состояние, проблема ].

C И в основе их неудач лежит неумение правильно построить свой ответ [C ause - причина ].

O Поэтому, мы считаем важным, чтобы студенты усвоили правильный оптимальный план построения своего устного или письменного ответа [O utcomes - желаемый результат, желаемое состояние ].

R Об этом и говорится в данной работе, которая должна помочь студентам правильно построить ответ при самых разных видах учебной деятельности [R esourse - ресурс, средство для решения проблемы ].

E Результатом будет повышение качества ответов и высокая оценка [E ffect - результаты, последствия ]!

Отличники тем и отличаются от остальных студентов, что умеют структурировать свой ответ, т.е. строить его по определённому плану, по определённым правилам. Это означает, что у них мышление структурировано примерно так же, как и у преподавателя. Такой тип мышления называется дискурсивным , он отличается последовательностью и логической связанностью отдельных этапов рассмотрения изучаемого явления. Преподаватель такие ответы хорошо понимает и с удовольствием ставит за такой упорядоченный ответ высшую оценку. А хорошистам и троечникам остаётся лишь гадать: почему они знали вроде бы не меньше, чем отличники, а получили не такую высокую оценку?.. ((

Так как же следовало бы им построить свой ответ, чтобы ответить не хуже отличников и получить высший балл?

А вот как...

Порядок рассмотрения учебной темы или вопроса в естественно-научных дисциплинах

1. Введение

"Для чего это нужно знать?" "Почему это важно?" В последнее время такой "пиар" для любой темы приобретает всё большую популярность. Научным языком это назывеется "актуальность". Такое введение помогает привлечь внимание к теме того, кто вас слушает. Только одного я не рекомендую: делать введение в виде наивно-детской фразы, типа: "С давних времён человек мечтал узнать, как..." Таким дурацким способом "пиарят" свой ответ только троечники. ((Не следует также раздувать своё введение. В подобных случаях преподаватель начинает подозревать, что студент не знает ответа по-существу и просто тянет время, пытаясь "наболтать" что-то вместо ответа.

Последуем принципу Рене Декарта, который гласит: «Определяйте значение слов» .

Определение - это краткое афористичное объяснение термина. Мы даём определение тому понятию, о котором в дальнейшем пойдёт речь. Высшее образование среди всего прочего приучает студента давать каждому термину и каждому понятию определение. Это - важное умение, которое характеризует ваши умственные "академические" способности и показывает вас с самой лучшей стороны. И помните, что лучшее определение - это то, которое дал этому понятию ваш преподаватель!

Нет нужды заучивать наизусть все нужные вам определения. Их можно прекрасно составлять самому, если вы знаете или видите соответствующие учебные материалы по данному понятию.

Как правило, включает в себя несколько частей:

1. Принадлежность к системе более высокого порядка (систематическое положение).

2. Строение - самые важные черты или составные части.
3. Функции - самые главные характеристики и выполняемые действия.
4. Предназначение - для чего служит, какие задачи выполняет или какие цели достигает.

С помощью этого плана можно вполне успешно построить своё собственное определение понятия, о котором вы рассказываете.
Пример использования этого плана для определения понятия "система органов":
Система органов - это совокупность органов [строение ], совместно выполняющих общую функцию [функции ] по поддержанию одной из сторон жизнедеятельности [предназначение ] организма [система более высокого порядка ].

Рис. 1. Структура определения понятия (термина). © 2017 Сазонов В.Ф..

3. Сущность

Объясняем кратко сущность явления. Иногда это может совпадать с определением. Бывает, что для дополнительного пояснения сущности явления достаточно добавить к определению буквально одно или два предложения. Умение выделить существенные детали и отличить их от несущественных - это важная способность отличников учёбы. Сложность заключается в том, что эту способность приходится включать заранее: ещё во время домашней подготовке к ответу, когда вы читаете учебник. Ценная особенность хороших лекций заключается как раз в том, что преподаватель-лектор выделяет из обширного учебного материала наиболее существенные моменты, подчёркивает их специально для студентов и фактически показывает, как это следует делать, как следует работать с учебником. Хороший преподаватель даёт студентам не только знания, но и метод их извлечения! И на экзамене студент должен показать, что научился этому. К сожалению, многие недалёкие студенты во время ответа утопают в несущественных деталях, но забывают сказать главное... ((Не берите с них пример! Выделяйте главное в каждом вопросе ещё во время подготовки к экзамену!

4. Анализ

Анализируем, почему это именно так.

5. Заключение

Повторяем объяснение в концентрированном виде.

(При достаточно бойком ответе преподаватель может остановить такого ловко отвечающего студента и предложить перейти к следующему вопросу.)

6. Общее

Даём более пространную общую схему явления или процесса.

7. Новое

Выделяем в данном явлении нечто новое по сравнению с прежним в истории его развития.

8. Основное (при недостатке времени ограничиваются только этим разделом)

Делаем основной рассказ о конкретных особенностях предмета исследования или предмета обсуждения. Это - самая большая и самая главная часть вашего ответа. Предыдущие три раздела принято давать более кратко (если только это не самостоятельный вопрос), а можно вообще пропустить при недостатке времени.

Главное - объяснить механизм действия, т.е. дать последовательное описание процесса.

Механизм действия - это объяснение того, как именно происходит дейсттвие.

Считается, что описание механизмов действия - это самое трудное в физиологии.

В физиологии, как и в большинстве биологических наук, принят следующий порядок объяснения.

Порядок объяснения темы в естественных науках

1) определение понятия (что это?)

2) систематическое положение, классификация (в какую систему более высокого порядка входит? на каком уровне?)

*) см. пункт 13 ниже, его часто размещают здесь

3) строение, структура (из каких систем или элементов более низкого порядка состоит? как это устроено? из чего это состоит?)

4) свойства (что может делать? какие отличительные особенности имеет?)

5) функции (что делает?)

6) механизм действия (как делает? каким образом действует?)

7) предназначение / значение для организма (какую пользу приносит? для чего нужно?)

8) многообразие проявлений данного явления (какие варианты существуют?)

9) аналогии, сходства и различия с другими предметами или явлениями (с чем сходно? чем отличается? каковы особенности?)

11) примеры (привести несколько конкретных наглядных примеров)

12) интересные факты по данной теме (рассказать интересные факты)

13) исторические сведения (как это развивалось на протяжении времени?): это может быть как историческая справка о развитии идеи и её создателей, так и эпохальная история развития предмета изучения (филогенез), а также индивидуальное возрастное развитие (онтогенез) в процессе созревания

14) заключение (кратко и концентрировано повторить самое главное из сказанного).

Во многих смежных цисциплинах (например, медицине) принят другой порядок:

1. Симптомы (внешние проявления).

2. Причины (истоки и/или внутренние механизмы).

3. Диагностика (подтверждение предположений).

5. Прогноз.

7. Важное

Выделяем и подчёркиваем наиболее важное.

(Это особенно ценят и любят преподаватели!)

8. Выводы

Делаем краткие обобщающие выводы.

9. Финал

Даём завершающее пояснение. Теперь вполне уместно спросить преподавателя, можно ли перейти к следующему вопросу.

Основное требование к сочинению – раскрыть тему.

Раскрыть тему в сочинении – это значит:

последовательно проанализировать данный текст под углом определенной проблемы;

развернуто и логически связанно ответить на поставленный вопрос.

Для того чтобы раскрыть тему, сочинение должно опираться на 3 основания:

оно должно начинаться с постановки вопроса или проблемы (во вступлении);

завершаться ответом на вопрос или итоговым выводом (в заключении);

движение же от вопроса к ответу, от постановки проблемы к выводу должно определяться основной мыслью сочинения – идеей, исходящей из его темы (в основной части).

Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней. Например, в теме: «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни» - главное, ключевое слово – «энциклопедия».

Почему В.Г. Белинский назвал роман Пушкина энциклопедией русской жизни? (Пушкин сумел отразить в своем произведении быт, традиции, нравы, образ жизни русского дворянства 1-ой трети 19 века).

О чем мы узнаем из этого произведения? (О воспитании дворян как в столице, так и в провинции, о распорядке дня «молодого повесы», о столичной моде, об интерьере, о круге чтения, о репертуаре театров, о верованиях, праздниках, обрядах народа, о дуэлях, о моральных устоях и т.п.)

Например, в теме: «Война и мир» - роман-эпопея» или «Жанровые особенности романа Л.Н. Толстого Война и мир»» ключевые слова – «роман-эпопея» и «жанровые особенности».

Жанр «Войны и мира» - роман-эпопея. И это необходимо доказать в своей работе. Для романа-эпопеи как жанра характерны следующие особенности:

изображение исторических событий

большое количество действующих лиц и сюжетных линий

показ различных социальных слоев

протяженность во времени.

Пишущий должен показать и доказать, что «Война и мир» - это роман-эпопея, опираясь на примеры из текста.

Тема "о чём это произведение?" это «круг проблем»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ

В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.

ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:

Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.

ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:

Сочинение - это тезис и его аргументация.

ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?

Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату - выводу.

ВЕРНЫЙ ПОХОД: СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ

Идея "чему учит это произведение?"

Идея художественного произведения – это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

Идея текста это главная мысль произведения, которая волнует автора. То для чего текст создан. Проблема, о которой автор хочет говорить.

Идея --какую цель, какие проблемы что хотел выразить, показать автор в этом произведении.

Идея – это ради чего я снимаю – духовный посыл.

Сущность понятий «тема», «идея», «сверхзадача», «сверх сверхзадача», «сквозное действие»

Тема (гр. – положенное в основу) – круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения. Определение темы полностью зависит от индивидуальности режиссера и его мировоззрения. Тема является важным компонентом действенного анализа в работе режиссера над пьесой и спектаклем.

Идея (гр. – мысль) – основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения. Мысль, намерения, план, отношения. Актер должен иметь свою “индивидуальную идею” (выражение Михаила Чехова) в работе над ролью.

Сверхзадача – (К.С.Станиславский) – основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем. Индивидуальная идея режиссера и актера.

Сверх-сверхзадача – в контексте всей системы и всей артистической жизни Станиславского – это не отдельная идея, не мысль, не идеологическая конструкция. Это глубочайшая внутренняя потребность художника, идя "от себя", сообщить миру самое сокровенное. Сверхзадача не предшествует творческому акту, а выявляется в нем самом. Репетируя и затем творя на сцене, артист осваивает сверхзадачу роли, познает другого как самого себя, действует в предлагаемых обстоятельствах, мобилизуя опыт сознания и сверхсознания. Переживай, проживая роль, он испытывает чувства особого рода: изображаемого лица и художника, оценивающего свое творчество.

Сквозное действие (К.С.Станиславский) – это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Сквозное действие – это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу. Все характеры, мизансцены должны лежать на линии сквозного действия. Каждое сквозное действие имеет свое контрсквозное действие. Сверхзадача – хотение. Сквозное действие – стремление. Выполнение его – действие.