Успенский, николай васильевич. Эдуард успенский - биография, информация, личная жизнь Успенский николай васильевич повесть саша

Известный писатель. Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом вестнике", 1889, декабрь.

П. Быков.

{Брокгауз}

Успенский, Николай Васильевич

Русский писатель. Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода".

В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.

Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933.

II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"].

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Успенский, Николай Васильевич" в других словарях:

    Успенский (Николай Васильевич) известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса… … Биографический словарь

    - (1837 89) русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления … Большой Энциклопедический словарь

    - [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского района Тульской обл., √ 21.10(2.11).1889, Москва], русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико хирургической академии, затем на историко филологическом факультете… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Успенский. Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837 21 октября (2 ноября) 1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержан … Википедия

    - (1837 1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления. * * * УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837 89), русский писатель … Энциклопедический словарь

    Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837г. 21 октября (2 ноября)1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Значение в литературе … Википедия

    - (1837, село Ступино, ныне Ефремовского района Тульской области, — 1889, Москва), писатель. Сын священника. Учился в Тульской духовной семинарии, затем в Петербурге (в Медико хирургической академии и университете; не закончил), был близок к Н … Москва (энциклопедия)

Успенский Н. В.

Успенский Н. В.

УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-1888) - русский писатель. Р. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Литературная деятельность началась в 1857 («Старуха», напечат. в «Сыне отечества»). Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.
Ранние рассказы У. («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.
Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал У., сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода».
В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеска «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - «Федор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения к-рого чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно У. стал «забытым писателем», творчество к-рого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.
Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.Библиография:

I. Рассказы, 2 чч., СПБ, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПБ, 1864; Новые рассказы, СПБ - М., 1867; Новейшие рассказы, СПБ - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПБ, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПБ, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. «Academia», Москва - Ленинград, 1933.

II. (Чернышевский Н.), Не начало ли перемены? «Современник», СПБ, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. М. Н. Чернышевского, т. VIII, СПБ, 1906; (Достоевский Ф.), Рассказы Н. В. Успенского, «Время», П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., «Современник», СПБ, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, «Дело», СПБ, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. I, М., 1932 (в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX-LXXX)); Бельчиков Н., Н. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., «Литература и марксизм», М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933 (см.: «Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского», «Библиография»).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Успенский Н. В." в других словарях:

    Успенский Г. И. УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843 1902) выдающийся русский писатель. Р. в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии сперва в Туле, потом в Чернигове. Вспоминая о своем детстве и юности, У. рисовал всегда это время мрачными… … Литературная энциклопедия

    - (Глеб Иванович) известный писатель. Род. 14 ноября 1840г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палатыгосударственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях;поступил сначала в петербургский унив., по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    УСПЕНСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 знач. Успенский пост. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) Успенский Фамилия возникла у духовенства: так именовали священника или дьякона, служащих в… … Русские фамилии

    Успенский Э.Н. Успенский Эдуард Николаевич (р. 1937) Русский писатель. Среди произведений повести сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Чебурашка и его друзья» (1970). Афоризмы, цитаты Дядя Федор, пес и кот Сейчас без языка нельзя.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Глеб Иванович (1843 1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков Нравы Растеряевой улицы, 1866, Разорение, 1869, Власть земли, 1883, и др.). Творчество… … Современная энциклопедия

    Прил., кол во синонимов: 1 успеньев (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Распространенная русская фамилия, происходящая от православного праздника Успения. Также, вероятно, что фамилия «Успенский» по происхождению образована от названия храма, и принадлежала родоночальнику, который возможно был священнослужителем… … Википедия

    Глеб Иванович Успенский Псевдонимы: Г. Брызгин Дата рождения: 13 (25) октября 1843 Место рождения: Тула Дата смерти: 24 марта (6 апреля) 1902 Место смерти: Санкт Петербу … Википедия

    I Успенский Виктор Александрович , советский музыкант этнограф и композитор, народный артист Туркменской ССР (1929) и Узбекской ССР (1937), доктор искусствоведения (1943). В 1913 окончил… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Глеб Успенский Собрание сочинений В девяти томах комплект из 9 книг , Успенский Г.. Глеб Иванович Успенский (1843-1902) - русский писатель, живший и творивший в переломный период российской истории. Многочисленные очерки и рассказы Успенского посвящены жизни разных…
Николай Васильевич Успенский
Дата рождения 31 мая (1837-05-31 )
Место рождения село Ступино, Ефремовский уезд , Тульская губерния
Дата смерти 2 ноября (1889-11-02 ) (52 года)
Место смерти Москва
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Жанр очерк, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году , а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая . Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки , он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи . В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем , а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством , зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства , обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода ».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков , описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (), «Старое по-новому» (), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «

Русский писатель Н.В. Успенский родился в 1837 году в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии. Николаю Успенскому было всего пять лет отроду, когда его отца - сельского священника, обремененного большой семьей, - перевели в приход села Шипово (ныне Становлянского района Липецкой области). С Шиповым связаны детские и юношеские годы будущего писателя-демократа. Здесь он узнал тяжелую деревенскую жизнь: пахал, сеял, убирал хлеб вместе с крестьянами, юношей ездил с парнями в ночное. В Шипове он увидел разницу между нищенской жизнью крепостных крестьян и сытой, богатой, утопающей в роскоши и праздности жизнью в помещичьем имении, научился презирать пресмыкающуюся, тунеядствующую дворню. Отсюда же отец отвозил его на лошади в Тульское духовное училище, где Успенский впервые познал «на своей шкуре» удушающий и тупой бурсацкий быт, который скрашивался только наступающими каникулами, когда Николай возвращался в деревню.

Обо всем этом Николай Успенский поведает позже в автобиографическом рассказе «Декалов»:

«Часов в семь утра во всех классах училища дрожали стены от крика, беганья по скамьям и чтения уроков. Среди третьего класса ученик дневальный с необыкновенной ловкостью вертел в воздухе лозой, желая познакомить товарищей с методой, которой он держался при сечении: товарищи, удивляясь его искусству, совали ему кто кусок хлеба, кто пирог или черепенник» 1 .

Эпизоды раннего периода жизни Николая Успенского, его деревенские впечатления, семинария, студенческий быт нашли отражение также в автобиографических произведениях «Ночь под светлый день», «При своем деле», «Брусилов» и др.

В 1850 году Николай Успенский поступает в Тульскую духовную семинарию, но, не окончив курса в ней, поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию.

Уже будучи студентом, Н. В. Успенский писал рассказы и очерки из жизни деревни, которую он превосходно знал. Изданные в журнале «Современник» под общим названием «Очерки народного быта», они принесли ему успех и признание. В статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» подчеркивалось новаторское значение произведений Успенского в литературе о народной жизни.

Знакомство писателя с Некрасовым и Чернышевским, сотрудничество в «Современнике» свидетельствует о близости Николая Успенского к революционно-демократическому лагерю. Но его идейная убежденность была недостаточно глубокой, а жизненный и творческий путь необыкновенно запутанными и тягостными.

Ни в учебных заведениях, ни на службе он подолгу не задерживался, часто переезжал с места на место, занимался преподаванием в уездных училищах.

Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели к трагической развязке. Николай Успенский покончил жизнь самоубийством 21 октября (2 ноября) 1889 года.

Ценнейшей частью литературного наследия Успенского являются очерки и рассказы, созданные в первый период его творчества. Не заигрывание с народом, а суровая правда о нем - вот основная особенность произведений писателя.

Творчество Успенского было предметом острых споров в литературной критике XIX века. Со статьями о нем выступали Чернышевский, Достоевский, Михайловский. Среди многочисленных рецензентов - имена выдающихся уроженцев липецкого края - И. А. Бунина и Г. В. Плеханова. Георгий Валентинович наиболее точно определил место Успенского в Истории русской литературы: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта... Он сочувствовал народу именно по-своему, то есть как «просветитель», то есть как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы» 2 .

1 Успенский Н. Повести, рассказы и очерки. - М., ГИХЛ, 1957. - С. 220.
2 Плеханов Г. В. Литература и эстетика. - М., 1958. - Т. 1. - С. 510.

Произведения Н. В. Успенского, связанные с Липецким краем

  • Рассказы. Ч. 1-2. - СПб., 1861.
  • Сочинения: повести, рассказы и очерки: в 3-х т. - М. 1876.
  • Собрание сочинений / ред., вступ. ст. и коммент. К. И. Чуковского. - М.-Л., 1931. - 551 с.
  • Повести, рассказы, очерки / вступ. ст. Е. Покусаева. - М., 1957. - 655 с.
  • Очерки народной жизни / [сост., авт. вступ. ст. и примеч. М. Л. Семанова]. - М. : Советская Россия, 1986. - 506 с. - (Б-ка русской художественной публицистики др.). - Содерж.: Из цикла «Очерки народного быта»: Заграничные письма / Н. В. Успенский.

Литература о связях Н. В. Успенского с Липецким краем

  • Успенский Д. И. Николай Васильевич Успенский // Исторический вестник. - 1905. - № 11. - С. 482.
  • Чернышевский Н. Г. Не начало ли перемены? // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. - М., 1957. - Т. 7. - С. 855-889.
  • Бунин И. А. К будущей биографии Н. В. Успенского // Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. - М., 1967. -Т. 9. - С. 495-501.
  • Дудина Т. П. «Страшные загадки русской души…» Н. В. Успенский (1937-1889) // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. - 2-е изд., доработ. и доп. - Елец, 1999. - С. 114-119.
  • Печальная участь «Мефистофеля» // Добрый вечер. - 2007. - 23-29 мая (№ 20). - С. 6.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 411-412.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. - Липецк, 2010. - С. 770.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - С. 207-208.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. - М., 1990. - Т. 2. - С. 337-340.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указатель. - Воронеж, 1986. - Вып. 1. - С. 27-28.

Во всей русской литературе XIX века нет писателя с более трагической судьбой. Его произведения и в XX веке переиздавались периодичностью раз в двадцать лет, а в университетских учебниках (про школьные никто и не говорит) его имя в лучшем случае только упоминают. А ведь без этого автора литературная картина XIX, да и XX века будет явно неполной.

Николай Успенский был двоюродным братом писателя Глеба Успенского, к которому он, ввиду неудачливой личной и творческой жизни, относился с завистью и раздражением. Родился Николай в селе Ступино Чернского уезда Тульской губернии в 1837 (по другим данным – в 1834) году в многодетной и полунищей семье сельского священника.

Его отец, Василий, обладал в высшей степени неуживчивым характером, из-за которого вынужден был странствовать по деревням и сёлам, меняя приход за приходом. Характер отца в какой-то мере передался и Николаю, который не получил систематического образования, недоучившись в семинарии и Петербургской медико-хирургической академии. Николай не продержался там и года: в какой-то момент у него просто сдали нервы. В приступе злости Николай изрезал на куски руку трупа, выданную ему для препарирования, изломал инструменты, разбросал их по палате и ушёл, за что тут же с позором был изгнан из академии.

От нищеты Николая Успенского спасла только его литературная деятельность, начатая им в 1858 году, в пору своего недолгого студенчества, с публикации двух рассказов («Старуха» и «Поросёнок») в еженедельном журнале «Сын отечества». Третий рассказ, «Хорошее житьё», он отнёс было туда же, но там решили, что язык рассказа слишком народен и непонятен для публики. И Успенский, набравшись смелости, явился с рассказом к Н. А. Некрасову в «Современник».

И вот тут-то и началась самая светлая пора его жизни и творчества. Рассказы своего протеже Некрасов распорядился печатать самым крупным шрифтом на первых страницах ближайшего издания журнала. Автору платили вполне приличный гонорар, а через год даже заключили контракт с условием, чтобы он сотрудничал только с «Современником».

С этой поры каждый новый рассказ Успенского немедленно шёл в печать, а через два года Николай Добролюбов уже настойчиво рекомендовал пополнить хрестоматию для юношества его рассказами. Ещё через год один из ведущих литературных критиков той поры Н. Г. Чернышевский посвятил анализу творчества двадцатичетырёхлетнего писателя большую хвалебную статью.
Первая книга Н. В. Успенского вызвала положительный отзыв Ф. М. Достоевского. Талант Успенского был также признан и поддержан и И. С. Тургеневым, и Л. Н. Толстым, и Д. В. Григоровичем – ведущими писателями той поры. Казалось бы, чего ещё желать молодому писателю?
Но Николай был не из тех людей, которые могут наслаждаться жизнью. Вернувшись из заграничной поездки, Успенский, к удивлению всех, обвинил своего старшего коллегу Некрасова в эксплуатации его таланта и потребовал платить себе такой же гонорар, который получал Лев Толстой. Никакие уговоры эффекта не возымели, и Успенского в конце концов прогнали из «Современника».

Впрочем, на этом светлая полоса жизни Николая Успенского пока не закончилась. Изобразив свой денежный конфликт с редакцией как эпизод из истории идейного размежевания писателей – либералов и аристократов, Успенский нашёл себе новых покровителей в лице И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич в том же 1862 году пригласил Николая Успенского преподавать в своей школе, да заодно и его рассказы у себя в журнале перепечатал. Однако Николай Успенский там не задержался, разругавшись и со Львом Толстым.

Тургенев безвозмездно предоставил в своём имении несколько десятин земли, чтобы Успенский спокойно себе занимался творчеством, ни о чём не тревожась. Но Николай Успенский был не таков.

Пожив сначала в Петербурге у Глеба Успенского, Николай вдруг вернулся назад в Спасское и вздумал продать выделенный ему участок земли. Уговоры Тургенева одуматься, естественно, ни к какому результату ни привели, и тому пришлось заплатить Успенскому за свою же землю.

Вот тут-то светлой полосе жизни и творчества Успенского и пришёл логический конец. «Отечественные записки» вкупе с «Современником» подвергли писателя резкой критике. За Успенским закрепились следующие эпитеты: человеконенавистник (в этическом плане), ренегат (в идеологическом) и бесталанный беллетрист с крошечным куриным миросозерцанием и крошечной куриной наблюдательностью.

Успенский поначалу не сдавался. Выдержав экзамен на звание учителя русского языка и словесности, Николай Васильевич пытался преподавать, но каждый раз срывался и в конце концов без разрешения дирекции покинул Первую московскую военную гимназию задолго до конца учебного года. Успенскому грозил трибунал – за «дезертирство» и невыплату выданных ему денежных средств, но, слава Богу, обошлось.

В 1879 году Николай Успенский женился по страстной любви на семнадцатилетней дочери священника и вновь погряз в денежных раздорах, на этот раз с тестем – из-за приданого. Через три года жена Успенского умерла, и безутешный муж, то ли от горя, то ли от безысходности, взял гармонику, чучело крокодила и горячо любимую двухлетнюю дочь, чтобы петь и плясать в трактирах. Также Николай Успенский произносил монологи за крокодила и рассказывал биографии знаменитых русских писателей.

Моральная деградация Николая Успенского шла по нарастающей. Однажды он выменял у кабатчика четвертинку водки на свою гармонь, легкомысленно пообещав, что потом её выкупит. Водку писатель выпил с мужиками, а через два дня к кабатчику пришёл полицейский. Успенский заявил, что кабатчик торгует спиртным без патента и к тому же украл его гармонь.

Кабатчик еле выпутался тогда из этой неприятной истории, благо полицейский попался дотошный, нашёл свидетелей сделки. Потом он даже попенял Успенскому: «Как же ты можешь напраслину на людей возводить?»

Но даже в это тяжёлое для себя время Николай Успенский продолжал печататься – сначала в иллюстрированных «Будильнике», «Сиянии», «Ниве», потом в ультраконсервативном «Развлечении». Но об Успенском как о писателе уже давно забыли, а если и вспоминали, то с уничижительностью.

Итог его жизни известен – в ночь на 21 октября 1889 года Николай Успенский перерезал себе горло перочинным ножом подле одного из домов Смоленского рынка, где ютился нищенствующий московский люд. Писатель был похоронен на деньги Московского университета.
Казалось бы, имя Николая Успенского, не поддержанное стоустой молвой, должно было непременно кануть в лету. Однако этого всё же не случилось. Ведь именно Николай Успенский выступил одним из родоначальников деревенской прозы, и влияние его в той или иной мере испытывали все последующие классики, писавшие в этом направлении (Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Валентин Распутин). И даже Л. Н. Толстой, возможно, противу своего желания, наследовал традиции Успенского в таких своих произведениях, как, например, пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения». Тем более он, уже после смерти Успенского, говорил о нём такие слова: «Я ставлю Николая Успенского много выше превознесённого другого Успенского, Глеба, у которого нет ни той правды, ни той художественности».