Николай михайлович г. Великий князь Николай Михайлович – историк и коллекционер. Документальный сериал нам в помощь

Николай Михайлович (Николай, Н., Н.М.), 1859-1919, Великий князь, старший сын Великого князя Михаила Николаевича, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, историк, директор Русского музея (Александра III) в Петербурге. Масон, член тайного французского общества "Биксио". Убит большевиками в Петропавловской крепости.

Разделял взгляды думского большинства

Николай Михайлович, великий князь (14 апреля 1859 - 24 января 1919). Внук Николая , сын вел. кн. Михаила Николаевича . Крупнейший землевладелец (на 1912 имения Грушевское в 75 066 дес. и Боржомское в 69 513 дес.). Получил домашнее образование; выдержал экзамен за полный курс классической гимназии. Первый офицерский чин получил в 1875. С 1877 в чине штабс-капитана прикомандирован к переменному составу Кавказской учебной роты, с 1879 - ко 2-му Кавказскому стрелковому батальону. С 1881 в л.-гв. Гренадерском полку. В 1882-1885 учился в Николаевской академии Генерального штаба. С 1885 - в Кавалергардском Ее Величества полку. С 13 февраля 1892 председатель Русского географического общества. В 1897-1903 командующий Кавказской гренадерской дивизией. Генерал-адъютант (1903). После 1903 фактически оставил военную службу (состоя на ней формально; с 1913 - генерал от инфантерии), сосредоточившись на научной деятельности. Автор научных трудов по истории России начала XIX в:, инициатбр издания серии некрополей (Московский некрополь. М., 1907-1908. Т. 1-3; Петербургский некрополь. М., 1912-1913. Т. 1-4; Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1), исторических портретов (Русские портреты XVIII и XIX столетий. СПб., 1905- 1909. Т. 1-5). Председатель Русского исторического общества (с 18 января 1910). В 1915 по решению Совета Московского университета получил степень доктора русской истории honoris causa. В годы мировой войны - генерал-инспектор кавалерии. Разделял взгляды оппозиционного думского большинства на положение в стране. Как активный участник так называемой великокняжеской фронды 31 декабря 1916 получил приказание Николая II выехать в свое имение Грушевку, которое исполнил 1 января 1917. Возвратившись в столицу 1 марта, немедленно признал власть Временного правительства. После Октябрьской революции выслан в Вологду; 1 июля 1918 был арестован, перевезен в Петроград и содержался в Доме предварительного заключения. Расстрелян в «порядке красного террора» в качестве «ответа» на убийство в Германии Р. Люксембург и К. Либкнехта.

Оставил отрывочные воспоминания: Записки // Гибель монархии / Сост. А. Либерман, С. Шокарев. М., 2000. С. 9-80.

Использованы материалы библиографического словаря в кн.: Я.В.Глинка, Одиннадцать лет в Государственной Думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. М., 2001.

Свидетельство очевидца

Николай Михайлович. Довольно красивый и очень умный, он был прожженным интриганом. Он начал военную службу в конной гвардии, но ушел оттуда потому, что военные обязанности мешали ему посвятить все свое время историческим исследованиям, к которым он имел вкус и выдающиеся способности. Он всегда всех критиковал, но сам никогда ничего не делал. Он часто писал царю; по его письмам видно, что он умел доставить государю удовольствие и рассмешить его, но напрасно было бы искать в этих письмах какие-нибудь практические идеи.
Когда царь уехал на фронт, Николай Михайлович остался в Петрограде. В клубе, где он всегда был в центре внимания, его язвительные высказывания, ниспровергавшие все, что можно, наносили большой вред самодержавию. Критика, исходящая из высших сфер, заражала своим ядом всех и разрушала моральный авторитет государя. Императрица ненавидела его до глубины души. Именно Николай Михайлович стал инициатором написания коллективного послания царю (сразу же после убийства Распутина), которое окончательно рассорило царя и его родственников.

Цитируется по кн.: Мосолов А.А. При дворе последнего царя. Воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006.

Взгляд родного брата

Мой старший брат Николай Михайлович был несомненно самым «радикальным» и самым одаренным членом нашей семьи. Мать мечтала о его блестящей военной карьере, и, чтобы доставить ей удовольствие, брат Николай окончил военное училище с отличием. Однако истинное его призвание было в отвлеченных исторических изысканиях. Он служил в Кавалергардском полку только вследствие его дружеских отношений с императрицей Марией Федоровной (моей тещей) и носил звание командира этого полка. По умственному развитию он был настолько выше своих товарищей-однополчан, что это лишало его всякого удовольствия от общения с ними.

Постепенно он отдалился от связей с военным миром и проводил все свое время в исторических архивах С.-Петербурга и Парижа. Его монументальная биография Александра I, написанная после долгих лет собирания материалов и проверки дат, останется непревзойденной в исторической русской литературе. Ни один студент начала двадцатого столетия не мог не знать анализа событий и обозрения периода, описанного великим князем Николаем Михайловичем. Книга, которая была переведена на французский язык, произвела сенсацию в среде французских наполеонистов, заставив их пересмотреть, исправить и даже пересоставить целый ряд исторических трудов.

Французская Академия избрала его своим членом - честь, которой почти никогда не удостаивались иностранцы, и его всегда осыпали приглашениями прочесть лекции во французских исторических обществах. Глубокие познания в области французской культуры и зрелое понимание западной цивилизации помогли ему завязать дружбу со многими выдающимися французскими писателями и учеными. В Париже он чувствовал себя как дома, хотя большинство парижан и удивлялось при виде того, что великий князь предпочитает держать путь в сторону Коллеж де Франс, а не по направлению Монмартра, и его скромная привычка жить в старом отеле «Вандом» заставляла метрдотелей и владельцев гостиниц высказывать опасения, что дела великого князя пошатнулись.

Николаю Михайловичу было, по-видимому, определенно неприятно объяснять многое из того, что происходило в России, своим друзьям в Коллеж де Франс и в палате депутатов. Не могу сказать, чтобы я был вполне согласен с его «офранцуженными» политическими симпатиями. Будучи горячим поклонником парламентского строя и убежденным почитателем словесных дуэлей Клемансо - Жореса, он не хотел допустить того, чтобы создание в России конституционного строя по образцу Третьей Французской республики закончилось полным провалом. Истина заключалась в том, что он родился не в той стране, где ему следовало бы родиться. В гвардии ему дали прозвище «Филипп Эгалитэ», но авторы этого прозвища не подозревали, что их царственный однополчанин шел в своем демократизме гораздо дальше, нежели брат французского короля, который мечтал воспользоваться революцией как трамплином для достижения собственных честолюбивых планов.

Мой брат Николай обладал всеми качествами лояльнейшего президента цивилизованной республики, и это заставляло его часто забывать, что Невский проспект и Елисейские поля - далеко не одно и то же. Пространное письмо, адресованное им в июле 1916 года государю императору, содержало в себе несколько абзацев, написанных по-французски. «Дорогой Ники, - объяснял великий князь Николай Михайлович в постскриптуме, - извини меня за французскую речь, но мне кажется, на этом языке я нахожу более удачные выражения, чтобы высказать мои мысли...» Блестящий стилист, обладавший талантом в художественной прозе, он, вероятно, сознавал, что его «галлицизированные мысли» будут звучать по-русски по меньшей мере странно.

К моему старшему брату можно было бы легко применить пушкинскую эпиграмму, посвященную Чаадаеву:

Он вышней волею небес Рожден в окопах службы царской; Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он - офицер гусарский.

Я не знаю никого другого, кто мог бы с большим успехом нести обязанности русского посла во Франции или же в Великобритании. Его ясный ум, европейские взгляды, врожденное благородство, его понимание миросозерцания иностранцев, широкая терпимость и искреннее миролюбие стяжали бы ему любовь и уважение в любой мировой столице. Неизменная зависть и глупые предрассудки двора не позволили ему занять выдающегося положения в рядах русской дипломатии, и вместо того чтобы помочь России на том поприще, на котором она более всего нуждалась в его помощи, он был обречен на бездействие людьми, которые не могли ему простить его способностей, его презрения к их невежеству. С этой точки зрения жизнь его была прожита без пользы.

В ранней молодости он влюбился в принцессу Викторию Баденскую - дочь нашего дяди, великого герцога Баденского. Эта несчастная любовь разбила его сердце, так как православная церковь не допускала браков между двоюродными братом и сестрою. Она вышла замуж за будущего шведского короля Густава-Адольфа, он же остался всю жизнь холостяком и жил в своем обширном дворце, окруженный книгами, манускриптами и ботаническими коллекциями.

Подданство Российская империя Род деятельности историк , лепидоптеролог Отец Михаил Николаевич Мать Ольга Фёдоровна Награды и премии Медиафайлы на Викискладе
Систематик живой природы

Биография

Первый из семи детей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны (до замужества Цецилия Августа, принцесса и маркграфиня Баденская, младшая дочь великого герцога Леопольда Баденского и Софии Вильгельмины Шведской).

Первый офицерский чин получил в 1875 году; с 1877 года в звании штабс-капитана прикомандирован к переменному составу Кавказской учебной роты, с 1879 года - к Кавказскому 2-у стрелковому батальону .

В 1909 году после смерти отца наследовал огромное состояние, в том числе имения Грушевское в 75 066 десятин и Боржомское в 69 513 десятин.

Результаты греческого плебисцита

Среди тех, кого вписали греки, был и Николай Михайлович, он занял девятое место и набрал менее 0,01 процента голосов. Правда, следует признать, что представители российского, британского и французского царствующих домов не могли занимать греческий трон согласно Лондонской конференции 1832 года .

Первая мировая война и революции 1917 года

К чему затеяли эту убийственную войну, каковы будут ее конечные результаты? Одно для меня ясно - во всех странах произойдут громадные перевороты. Мне мнится крах многих монархий и триумф мирового социализма. У нас на Руси не обойдется без крупных волнений и беспорядков.

C 28 июля 1914 года он состоял в распоряжении главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта .

Николай Михайлович придерживался либеральных оппозиционных взглядов, за что получил в светских кругах прозвище Филипп Эгалите в честь видного деятеля французской революции, принца крови и родственника Людовика XVI. Прозвище оказалось провидческим - великий князь, как и Филипп Эгалите, разделил участь монарха и был казнён во время революции.

Дом Романовых (после Петра III)
Пётр III =Екатерина II
Павел I
Александр I
Константин Павлович
Николай I
Георгий Александрович
Михаил Александрович
Владимир Александрович
Борис Владимирович
Андрей Владимирович
Алексей Александрович
Сергей Александрович
Павел Александрович
Константин Николаевич
Николай Константинович
Константин Константинович
Дмитрий Константинович
Николай Николаевич Старший
Михаил Николаевич
Михаил Павлович

Его младший брат великий князь Александр Михайлович в своих эмигрантских мемуарах писал:

Нас называли «опасными радикалами»; первая часть прозвища «опасные» отражала досаду придворных кругов, вторая - «радикалы», быть может, и соответствовала истине, но зависела всецело от смысла, придаваемого этому слову, которым нередко злоупотребляют. Мой старший брат Николай Михайлович был несомненно самым «радикальным» и самым одаренным членом нашей семьи. Моя мать мечтала о его блестящей военной карьере, и, чтобы доставить ей удовольствие, мой брат Николай окончил военное училище с отличием. Однако истинное его призвание было в отвлеченных исторических изысканиях. <…> Постепенно он отдалялся от связей с военным миром и проводил все своё время в исторических архивах С. Петербурга и Парижа . Его монументальная биография Императора Александра I , написанная после долгих лет собирания материалов и проверки дат, останется непревзойденной в исторической русской литературе. <…> Книга, которая была переведена на французский язык, произвела сенсацию в среде французских наполеонистов , заставив их пересмотреть, исправить и даже пересоставить целый ряд исторических трактатов. <…> Николаю Михайловичу было, по-видимому, определённо неприятно объяснять многое из того, что происходило в России, своим друзьям в Коллеж де Франс и в Палате депутатов . Не могу сказать, чтобы я был вполне согласен с его «офранцуженными» политическими симпатиями. Будучи горячим поклонником парламентарного строя и убежденным почитателем словесных дуэлей Клемансо - Жореса, он не хотел допустить того, что создание в России конституционного строя по образцу III французской республики закончилось бы полным провалом. Истина заключалась в том, что он родился не в той стране, где ему следовало бы родиться.

Являлся наиболее радикальным оппонентом царствующего монарха из числа великих князей, чья оппозиционная позиция в 1916-1917 годах в отношении проводимого царём и его правительством курса получила название «великокняжеская фронда». Одобрил убийство Г. Е. Распутина :21-22 .

31 декабря 1916 года за участие в «фронде» получил приказание Николая II выехать в своё имение Грушёвку, которое исполнил 1 января 1917 года. Возвратился в столицу 1 марта 1917 года после начала Февральской революции . С радостью воспринял революционные события :358 и признал власть Временного правительства.

Однако очень скоро во взглядах Николая Михайловича наступило разочарование в происходивших в России революционных событиях. 16 марта 1917 года он был уволен из Русской армии. Французский посол М. Палеолог записал в своём дневнике 5 мая 1917 года:

Прощальный визит великому князю Николаю Михайловичу. Как далёк он от великолепного оптимизма, который он проявлял в начале нового режима!… в то время, как он проводил меня через салоны в вестибюль, в голосе его слышалось волнение… - Не могу же я забыть, что я висельник! :416

Ссылка и убийство

После Октябрьской революции Николай Михайлович, как и остальные представители дома Романовых, подвергся преследованию со стороны Советской власти. В марте 1918 года было принято решение о его ссылке с братом Георгием Михайловичем и кузеном Дмитрием Константиновичем в Вологду . В Вологде он пробыл с 3 апреля по 21 июля 1918 года :66-67, 135 Проживал по адресу Златоустинская набережная 6 б (ныне Набережная VI-й Армии, 99А), в 2 комнатах на 2 этаже дома, расположенного в глубине квартала. Вместе с ним в ссылке находился его адъютант генерал Брюммер :69-70 . В ссылке великий князь активно общался с иностранными дипломатами. Французский посол Жозеф Нуланс и секретарь посольства граф Луи де Робиен посещали Николая Михайловича в доме на Златоустинской набережной и оставили описание жилища, имеющее большое значение для сохранения дома как памятника истории. Представители Великобритании предлагали Романовым бежать с подложными паспортами, но они отказались :116-121 . 1 июля 1918 года Николай Михайлович был арестован, а 21 июля 1918 года перевезен в Петроград, где содержался в Доме предварительного заключения .

9 января 1919 г. Президиум ВЧК (в заседании участвовали Я. Х. Петерс , М. И. Лацис , И. К. Ксенофонтов и секретарь О. Я. Мурнек) вынес постановление «Приговор ВЧК к лицам бывшей императорской своры - утвердить, сообщив об этом в ЦИК» . Несмотря на ходатайства Академии наук и Максима Горького , Ленин подтвердил приговор с формулировкой «революция не нуждается в историках» .

Николай Михайлович был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости в последнюю декаду января 1919 года вместе с ещё тремя великими князьями - своим родным братом Георгием Михайловичем и двоюродными - Павлом Александровичем и Дмитрием Константиновичем . Жена Павла Александровича, княгиня Ольга Палей , писала :

Один старый тюремный служитель, видевший казнь, рассказал… В среду Павла, одного, привезли на Гороховую и продержали до десяти вечера. Потом объявили, что увозят без вещей. С Гороховой привезли в Петропавловку. Трёх других великих князей доставили со Шпалерной . Всех вместе отвели в тюрьму Трубецкого бастиона . В три ночи солдаты, по фамилии Благовидов и Соловьев, вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора , где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, где уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу.

Командовал экзекуционным отрядом некий Гордиенко, тюремный надзиратель, получавший в своё время ценные подарки из Кабинета Его Величества. Вероятно, Николай Михайлович был похоронен на месте расстрела в братской могиле. Сообщение о расстреле великих князей было опубликовано 31 января 1919 года в «Петроградской правде» .

Был единственным из казнённых большевиками Романовых, кого Русская православная церковь заграницей в 1981 году не стала причислять к лику святых .

Основным его вкладом были серии публикаций под названием «Memoires sur les Lepidopteres», известные как «Работы Романова». Он первым описал кавказский подвид Papilio alexanor orientalis . В течение 1884-1897 годов Н. М. Романов опубликовал 9 томов своей фундаментальной серии, которые сейчас являются библиографической редкостью, но ими до сих пор пользуются, так как они содержат первоначальные описания десятков видов. Наиболее важными являются красивый окрас бабочек и стадии их развития. Печатная промышленность того времени не давала возможности создать качественные цветные иллюстрации, поэтому печатались только контуры бабочек, которые потом от руки раскрашивались акварельными красками. По финансовым и техническим причинам значительная часть рисунков осталась нераскрашенной. В 1900 году Романов подарил всю свою коллекцию , в Санкт-Петербург . К тому времени она стала одной из самых крупных частных коллекций бабочек, содержащей более 110 000 особей, из которых примерно 18 000 были палеарктическими . Коллекция помещалась в 30 сейфов. В этой коллекции было много типовых особей. Они хранятся в Санкт-Петербурге, и бабочки из этой коллекции имеют этикетки на белой бумаге с рисунком царской короны в верхней части и текстом «Собрано Великим князем Николаем Михайловичем». Один из сейфов, который хранился в Ликани , был привезен в 1900 году в Кавказский музей в Тифлисе .

Виды и подвиды, названные Г. Е. Грум-Гржимайло и Г. Христофом в честь Н. М. Романова:

  • Желтушка Романова (Colias romanovi Grum-Grshimailo, 1885) - вид бабочек из семейства белянок ;
  • Шашечница Романова (Melitaea romanovi Grum-Grshimailo, 1891) - вид бабочек из семейства

И ФеликсЕдинственный наследник богатейшей семьи Юсуповых, муж троюродной сестры Николая II, организатор убийства Распутина в восторженном настроении духа, был у них и подробно осмотрел все места драмы. Невероятно! Они спокойно обедают в той же столовой: муж, жена, АндрейКузен Николая II, пятый в очереди на престол , Федор и Никита.

Не могу понять психики. Чем, например, объяснить неограниченное доверие, которое оказывал Распутин молодому Юсупову, никому вообще не доверяя, всегда опасаясь быть отравленным или убитым?

Остается предположить опять что-либо совсем невероятное, а именно - влюбленность, плотскую страсть к Феликсу, которая омрачила этого здоровенного мужичину-развратника и довела его до могилы. Неужели во время нескончаемых бесед между собою они только пили, ели и болтали? Убежден, что были какие-либо физические излияния дружбы в форме поцелуев, взаимного ощупывания и, возможно, чего-либо еще более циничного. Садизм Распутина не подлежит сомне­нию, но насколько велико было плотское извращение у Феликса, мне еще мало понятно, хотя слухи об его похотях были еще распространены до его женитьбы.

Эта сцена убийства, где один хладнокровно отравлял другого и только удивлялся, что яд не действует, и продолжал с ним пить! Далее - вся последняя борьба. Пробуждение убитого, выражение его глаз, полных злобы и кровожадности, конечно, понятной, этой ярости нагло обманутого мерзавца при виде ошеломленного юноши-убийцы, это рычание насмерть раненого зверя - все это отвратительно по своему реализму, но если не было плотской страсти, разве все это возможно? Наконец, исступление самого Юсупова перед трупом убитого и добивание жгутом из каучука своей уже беспомощной жертвы. Отчего такая злоба, отчего такой цинизм, такое извращение чувств - все же страдающей, умирающей жертвы?

Но, конечно, остается гадать и гадать, а всю истину их отношений Распутин унес с собой, что же касается Феликса, то он многого, конечно, не договаривает из чувства стыдливости, особенно перед дядей его жены. Мне кажется, что он кандидат на сумасшествие в будущем. На мои неоднократные вопросы, что неужели его не мучит совесть, что он все-таки убил человека, всегда тот же ответ: «Никак». - Видел ли он его хоть во сне? - «Никогда».

Сила воли неимоверная, сила убеждения, что он сотворил нечто необходимое, тоже полнейшая, а отношения жены и матери к нему, которые одинаково его боготворят! Я - другого поколения, но мать его лишь немного моложе меня, и она заражена той же болезнью - превозносить убийство! Это для меня необъяснимо, как и все подробности, до мелочей включительно, обдуманные заранее до убийства. Если Распутин был зверь, то что сказать о молодом Юсупове??

Николай Михайлович Челов (1909 год, с. Левашово, ныне Стерлитамакский район, Башкортостан - 9 декабря 1943 года, гора Митридат, Керчь, Крым) - подполковник, Герой Советского Союза.

Начальная биография

Николай Михайлович Челов родился в 1909 году в селе Левашово ныне Стерлитамакского района Башкирии в крестьянской семье.

Окончил семь классов. С 1928 по 1929 год Челов работал секретарём Левашовского сельсовета.

Военная служба

Довоенный период

В 1929 году Николай Челов был призван в ряды РККА Стерлитамакским горвоенкоматом Башкирской АССР.

В 1932 году вступил в ряды ВКП(б).

Окончил полковую школу, курсы снайперов, а в 1941 году - курсы усовершенствования комсостава «Выстрел», после чего служил на должности начальника полковой школы.

Великая Отечественная война

Подполковник Николай Михайлович Челов отличился в освобождении Крыма. 9 декабря 1943 года 1331-й горнострелковый полк (318-я горнострелковая дивизия, 18-я армия) под командованием Челова прорвал оборону противника, войска которого блокировали штаб 318-й горнострелковой дивизии на горе Митридат под городом Керчь. Подполковник Челов возглавил атаку и погиб в этом бою. Похоронен в Керчи, у подножия горы Митридат.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество подполковнику Николай Михайловичу Челову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Память

В честь погибших десантников на горе Митридат был установлен обелиск. В Центральном районе города-героя Керчь в честь Николая Михайловича Челова названа улица.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (16.05.1944);
  • орден Ленина (16.05.1944);
  • два ордена Красного Знамени (30.04.1943; 06.11.1943);
  • орден Отечественной войны 1-й степени (18.09.1943).

Великий князь Николай Михайлович

родился в 1859 году в семье великого князя Михаила Николаевича (1832-1909). Отец его – четвертый сын императора Николая I, в 1857 году женился на принцессе Цецилии Баденской, в православии принявшей имя Ольги Федоровны (1839–1891). Отец Николая Михайловича прошел все ступени высшей карьеры: с 1855 года член Государственного совета, в 1862-м он был назначен Наместником на Кавказе, где сменил А.И. Барятинского, и пробыл в этой должности до 1881 года.

Наместничество его было твердым, но умиротворяющим, что принесло России много друзей среди мятежных горских племен. К началу его деятельности Шамиль уже был пленен (1859), но война продолжалась до 1864 года. Михаил Николаевич ранее участвовал в Крымской войне, за храбрость был награжден орденом святого Георгия IV степени. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов он был главнокомандующим Кавказской армии. В 1877 году получил орден святого Георгия I степени, а в 1878-м – чин генерал-фельдмаршала.

После окончания войны занял пост председателя Государственного совета (1881) и возглавлял его до 1905 года (2). Михаил Николаевич был истинным великим князем – благородным, требовательным, по-хорошему консервативным. Николай Михайлович был первым сыном в семье (3). По традиции семьи, Николай Михайлович стал военным. В русско-турецкой войне 1877–1878 годов он уже поручик конной артиллерии, отличился – за храбрость награжден орденом святого Георгия IV степени. После войны окончил Академию Генерального штаба и с 1884-го по 1903 год занимал различные командные должности в армии: командир 16 гренадерского Мингрельского полка, шеф 13 артиллерийской бригады 82 пехотного Дагестанского полка, командующий Кавказской гренадерской дивизией (4). Дослужился до генерала от инфантерии, был назначен генерал-адъютантом свиты Николая II.

Но военная служба не прельщала Николая Михайловича. Его влекла российская история и история не вообще, но эпоха Александра I, самого интересного, на его взгляд, времени, когда происходил рост самосознания русского общества. В 1903 году он подает в отставку с военной службы и приобретает репутацию «опасного либерала», русского «принца Эгалитэ». Конечно, его воззрения были самого безобидного свойства, но он любил откровенно обо всем говорить в Яхт-клубе и поэтому в глазах придворных выглядел чуть ли не революционером. Особенно не нравились его разговоры императрице Александре Федоровне. Отношения между ними сильно обострились в конце 1916 года, когда был убит Распутин. Николая Михайловича высылают в его херсонское имение за подписание коллективного письма в защиту великого князя Дмитрия Павловича, одного из убийц Распутина (5).

В октябре 1917 года власть захватили большевики. В июле 1918-го Николай Михайлович вместе с великими князьями Павлом Александровичем, Дмитрием Константиновичем, Георгием Михайловичем был арестован, а 6 сентября все они объявлены заложниками. Заложничество – самый, пожалуй, варварский, страшный и подлый прием войны. Он всегда объявлялся военным преступлением, но большевики безнаказанно применяли его в течение всей гражданской войны. В данном случае великие князья не участвовали в гражданской войне, не были врагами советской власти (хотя и друзьями – тоже), вели совершенно мирный образ жизни. Всех четырех расстреляли в один день, причем солдатами, служившими Павлу Александровичу и хорошо его знавшими (он был командир Лейб-гвардии Конного полка). Причиной послужило убийство Леонидом Каннегисером председателя Петроградского ЧК Урицкого. Пока великие князья сидели в Петропавловской крепости, 15 августа 1918 года арестовали еще одного князя императорской крови – Гавриила Константиновича (1887–1955)(6). Ему повезло – он остался жив. Сильно болел, и это дало повод его жене настойчиво просить Горького, чтобы он ходатайствовал перед Зиновьевым и Лениным о разрешении Гавриилу Константиновичу лечиться за границей. Пока шли бесконечные переговоры об этом, князь Гавриил сидел на том же этаже, что и другие великие князья и впоследствии оставил самые подробные воспоминания о прожитых днях в тюрьме. Наконец князя выпустили, и он тут же уехал в Финляндию. Воспоминания о петропавловском заточении стоят того, чтобы их процитировать:«Встречи с моими дядями продолжались. Внешне они были всегда веселы и шутили со сторожами. Дядя Николай Михайлович (историк) часто выходил из своей камеры во время уборки, а иногда вечером, во время ужина, стоял у громадного подоконника в коридоре и между едой неизменно продолжал разговаривать и шутить со сторожами. Он был в защитной офицерской фуражке без кокарды и чесучовом пиджаке. Таким я его помню в последнее наше свидание в коридоре. Другие дяди почти не выходили из камер.

Помню, как дядя Николай Михайлович прислала мне в камеру свою книгу об утиной охоте. Он был большой охотник и когда узнал, что я не охочусь, даже обругал меня.

Однажды на прогулке один из сторожей сообщил нам, что убили комиссара Урицкого. Скоро начались массовые расстрелы. А на одной из прогулок до нас дошло известие, что все мы объявлены заложниками (7)».

Наступило утро 29 января 1919 года. Великих князей вывели во двор крепости, дали возможность попрощаться, они прочитали молитву. Раздался залп. Зарыли их где-то во дворе Петропавловки, в безымянной могиле…

Как же случилось, что никто не подал голоса в защиту великих князей? Гибель их вообще прошла незаметно. Наиболее остро стоял вопрос о Николае Михайловиче – всемирно известном ученом, за него заступался Горький. Но Ленин ему ответил: «Революция не нуждается в историках» (8).

Великий князь Николай Михайлович был председателем Русского Исторического общества, возглавлял также Русское Географическое общество, Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины, в 1913 году был избран почетным председателем Общества друзей Румянцевского музея. Остановимся кратко на трудах великого князя. Наиболее фундаментальным из них является «Император Александр I. Опыт исторического исследования» в 2-х томах (на французском языке. СПб., 1912. 2-е изд., 1914). Несмотря на обилие научной литературы об эпохе Александра I, эта книга явилась новым словом о «сфинксе, неразгаданном до гроба». Новизна ее состояла в том, что Николай Михайлович использовал много ранее недоступных материалов, хранящихся в секретных государственных архивах, на пользование которыми мог дать разрешение только император. Ему такое разрешение давалось. Естественно, доступ к закрытым архивам позволил по-иному взглянуть и проанализировать те или иные обстоятельства жизни Александра I. Следует упомянуть, что и все другие исследования александровской эпохи писались им с подобным изучением архивов и открыли много новых исторических фактов.

Чуть ранее этой, главной книги, появились труды «Дипломатические отношения России и Франции. 1800–1812» в 7 томах (СПб., 1905–1914). Здесь наибольший интерес представляет личная секретная и исключительно откровенная переписка брата с сестрой императора Александра I с великой княжной Екатериной Павловной, умнейшей женщиной, самой большой ненавистницей Наполеона, чуть не выданной за него замуж. «Императрица Елизавета Алексеевна» в 3-х томах (СПб., 1908–1909) представляет историю жизни влюбленной в Александра юной счастливой девушки, затем несчастной женщины. Это, по сути дела, жизнь в письмах (по-французски) к мужу, матери, свекрови и еще многим другим, раскрывающим нам чуткую, ранимую натуру. «Генерал-адъютанты Императора Александра I» (СПб., 1913) – очень интересная работа, рассказывающая об управлении армией в новых условиях. Институт этот был очень молодой, но в наполеоновскую войну сыграл важную роль. Были еще труды о князьях Долгоруких (СПб., 1902) и графах Строгановых (СПб., 1903, в 3-х томах), о Военной галерее Зимнего дворца (СПб., 1912) и многие другие.

С 1906 года Николай Михайлович заинтересовался русскими и зарубежными некрополями. По его мысли, кладбище есть обитель вечного упокоения и, если их хорошо изучить, то они могут приоткрыть много интересного: истинные даты жизни, обстоятельства смерти, чины и ордена. Николай Михайлович внес огромный вклад, издав описание трех главнейших некрополей: Московского (СПб., 1907–1908, в 3-х томах), Петербургского (СПб., 1912–1913, в 4-х томах) и Парижского, вернее его русской части (1915) в одном томе (работа не была окончена) (9). Замышлял он и «Русский провинциальный некрополь» во многих томах, но революция разрушила эти планы, как и сами кладбища.

В 1904 году Сергей Павлович Дягилев задумал «грандиозную и неповторимую» выставку русского портрета за 200 лет его существования (1700–1900). Подготовка началась за год. С.П. Дягилев ездил по провинции, осматривал старые усадьбы и коллекции, выявил около 4000 портретов. Н.Н. Врангель описывал старые собрания в Петербурге. А.Н. Бенуа изучил дворцовые коллекции. И.Э. Грабарь, достаточно хорошо знавший московские собрания, рекомендовал их на выставку. Работа кипела, нужно было только выбрать кого-то из «августейших», кто бы дал этому предприятию имя. Выбор пал на великого князя Николая Михайловича, который уговорил Николая II взять выставку под высочайшее покровительство, а сам стал председателем выставочного комитета. Он предоставил свой дворец в полное распоряжение выставочного комитета, разрешил направлять портреты из провинции на его адрес. Написал около 800 собственноручных писем с просьбой представить картины на выставку. Конечно, владельцам портретов лестно было получить такое письмо от великого князя, и они охотно давали работы (10). Сам Николай Михайлович предоставил на выставку 8 портретов (11).

Таврическая выставка открылась 6 марта 1905 года и закрылась 26 сентября. На ней экспонировалось 2286 портретов, около 300 портретов не вошло в экспозицию «за полным отсутствием места». Отзывы прессы были восторженные, даже В.В. Стасов, давний и непримиримый противник Дягилева, писал о выставке, что она «превосходит все прежние выставки количеством материала… Для того, чтобы справиться со всем этим, нужна большая энергия, настойчивость, бесконечное терпение. Главный распорядитель г. Дягилев заслуживает за все это величайшего одобрения и признательности» (12). Все портреты Таврической выставки были сфотографированы и частично опубликованы в издании великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий» в 5-ти томах (СПб., 1905–1909).

Раздавались голоса, что великий князь присвоил коллективный труд многих, но это не так. На титульном листе стоят слова «издание великого князя», то есть он выступает не автором, а издателем, что далеко не одно и то же. В издание вошли 1087 портретов. Биографические справки к портретируемым писали сотрудники Николая Михайловича по Русскому Историческому обществу. Эти биографии представляют необычайный интерес, так как составлены по архивным данным, по мемуарам и семейным преданиям. Пятитомное собрание «Русских портретов…» – нестареющий памятник отечественной культуре и быту двух замечательных столетий. Недаром в 1999 году было предпринято полное переиздание этого труда (в несколько уменьшенных размерах). Таврическая выставка 1905 года постоянно «работает», ибо ни один исследователь русского портрета не обходится без обращения к ее материалам. Это памятник и ее устроителям – С.П. Дягилеву, Николаю Михайловичу, Н.Н. Врангелю, А.Н. Бенуа, В.Н. Аргутинскому-Долгорукому, М.П. Яремичу, А.А. Трубникову и сотням коллекционеров.

Критика очень благожелательно встретила «Русские портреты…». В них действительно было очень мало ошибок и промахов, без чего в таком огромном издании не обойтись. Портреты Таврической выставки были сфотографированы в нескольких комплектах. Один комплект делали С.П. Дягилеву для задуманного им «Словаря портретов» (издание не состоялось)(13), второй – для фотоархива Николая Михайловича, о котором мы будем говорить ниже; третий – для П.П. Вейнера. 80 репродукций вышли в издательстве Общины святой Евгении (14). Позднее сделали еще два комплекта: для Русского музея императора Александра III в Санкт-Петербурге и Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III в Москве (15). Наступил 1908 год. Журнал «Старые годы» и ряд собирателей, обладавших замечательными частными коллекциями старой западноевропейской живописи, решили устроить выставку старинных картин, никогда до этого не выставлявшихся. Таких произведений набралось 463, среди которых были шедевры мирового масштаба: «Мадонна» Леонардо да Винчи, «Голова Христа» Рембрандта, «Похищение Европы» Лоррена, «Смерть Клеопатры» Тьеполо, «Мария Магдалина» Перуджино, «Бегство в Египет» Патинира и еще сотни и сотни превосходнейших шедевров. Великий князь Николай Михайлович на выставку предоставил 8 работ. На открытии выставки сложилась нервная обстановка. Академик живописи М.П. Боткин запретил открытие, придравшись к несущественной неисправности электропроводки. Барон Н.Н. Врангель, генеральный комиссар выставки, дал ему пощечину. Был вызван полицеймейстер и выставку, не успев открыть, закрыли. Устроители понесли огромные потери (П.П. Вейнер, например, потерял 20 000 рублей), а Врангель отсиживал двухмесячное заключение в тюрьме (16).

А в 1912 году журналом «Аполлон» и Французским институтом в Санкт-Петербурге была устроена блестящая выставка «Сто лет французской живописи» (1812–1912)». Почетным президентом ее вновь был избран великий князь Николай Михайлович. В комитет входило множество известнейших французских ученых, министров, послов: с русской стороны князь В.Н. Аргутинский-Долгоруков, А.Н. Бенуа, П.П. Вейнер, В.А. Верещагин, С.М. Волконский, В.П. Зубов, И.А. Морозов, Д.И. Толстой, С.А. Щербатов и ряд других крупнейших деятелей культуры.

Барон Н.Н. Врангель хотя и не входил в оргкомитет выставки, принимал в ней самое активное участие. «Врангель разрабатывал генеральную идею экспозиции, ее пространственное решение, руководил процессом оформления отделов и, что еще более важно, определял состав экспонентов»17. В письме к П.Д. Эттингеру от 7.12.1911 он писал: «Дело в том, что, покончив с Парижем, откуда к нам уже выехали 400 картин и 2000 рисунков, я принимаюсь за охоту по французским картинам, находящимся в России. Хотя немного, но кое-что, может быть, найду.

На днях, просматривая каталог картин Брокара в Москве, мне попался ряд французских имен, весьма для меня интересных: Диаз, Делакруа, Бомонт, Изабе, два Герарда, два Демарна, пять Свебахов, Белланж, Прюдон, Раффе. Можно ли этому верить? Очень бы хотелось знать Ваше на сей счет мнение. Если у него есть картины, достойные выставки, я попрошу Великого Князя Николая Михайловича написать Брокару письмо с просьбой прислать эти картины на нашу выставку» (18).

Одной из главных задач выставки было показать преемственность и связь современных течений с заветами учителей: Давида, Энгра, Коро, Манэ, Дега, Ренуара, Монэ, Гогена и Сазанна. Много внимания уделялось и россике. На выставке экспонировались 929 работ, в том числе 25 скульптур Родена, Бари, Майоля, Бурделя. Из художников прекрасно были представлены Ренуар (23 работы), Милле (10 работ), Марке (7 работ), Мане (10 работ, среди них потрясающий «Бар в Фоли-Бержер», 1882 г.), Курбе (26 работ), Коро (22 работы), Жерико (7 работ), Делакруа (19 работ), Моне (9 работ) и Сезанн (16 работ) (19). Это была настоящая галерея великой французской живописи, недаром за нее многие члены комитета получили высший орден Франции «Почетный легион».

Николай Михайлович представил на выставку 28 произведений, в преобладающем большинстве это были портреты. К выставке он роскошно издал под своей редакцией «Военную галерею 1812 года» (СПб., 1912) с изображениями фототипий всех 332 генералов-участников антинаполеоновской войны 1812–1815 годов. Эта большая книга является последним памятником героической борьбы, презназначенная увековечить русский патриотизм. После революции дело не пошло дальше небольших книжечек и фальсифицированной истории Отечественной войны 1812 года, взрывом могил героев на Бородинском поле и т.п.

В 1915 году в журнале «Столица и усадьба» (№ 36–37) вышла посмертная статья барона Н.Н. Врангеля «Русские люди в собрании Великого Князя Николая Михайловича». Произведение это – прощальная песнь автора, посвященная красоте искусства, ушедшим людям, которым так хорошо жилось в XVIII и XIX веках в уютной дворянской семье, от которой остались лишь бабушкины сказки. Несмотря на печальную эссеистичность, статья очень информативна и называет почти сотню имен. В самый разгар мировой войны Врангель пишет: «И странно сказать, что в эпоху ужасов и скорби, в дни тяжелых потерь, в дни, когда у каждого из нас есть кто-либо родственный или близкий, ушедший навеки, как-то еще острее и болезненнее ощущается все это умершее прошедшее» (20). Эти слова звучат реквиемом и самому себе, и Николаю Михайловичу, ибо жить ему оставалось менее четырех лет; Врангелю «повезло» – он «вовремя» умер…

Статья «Русские люди» снабжена целым рядом чудесных фотографий, изображающих кабинет великого князя. Все пространство стен, квадратные колонны, передвижные витрины наполнены дивными миниатюрами, портретами, акварелями. Я их насчитал около трех сотен, а в наших музеях сейчас единицы. Где остальное? Старые эрмитажники (В.М. Глинка, М.В. Доброклонский) говорили, что после национализации собрания Николая Михайловича в 1922 году многие вещи, особенно миниатюры, оказались на аукционе в Лондоне (21). Портретная коллекция Николая Михайловича в 1915 году была довольно велика, она насчитывала по литературным источникам 110 произведений живописи (скульптурное собрания установить не удалось). Коллекция являлась как бы продолжением научных исследований автора, иллюстрацией к его трудам. Основное место в нем занимали исторические деятели: Наполеон, Талейран, Мюрат, Макдональд, Веллингнот и другие. Русские люди в собрании великого представлены всеми слоями общества: императорами, министрами, военачальниками, рядовыми дворянами, кончая лейб-кучером Ильей Байковым. Преобладали работы западных мастеров: Лоуренса, Виже-Лебрен, Греза, Герена, Лефевра, Верне, Барбье, Ризенера, Дэна, Рю, Лампи, Буальи. Русские мастера были представлены произведениями А.П. и К.П. Брюлловых, П.Ф. Соколова, имелись единичные работы Р.Г. Судковского. Завершала это необычное собрание прекрасная подборка портретной миниатюры.

Важное значение имел фотоархив, насчитывавший около 3000 портретов. Более половины из них вошли в «Русские портреты», «Военную галерею» и другие работы. Но много осталось и неопубликованного. Вообще судьба этого архиценного фотоархива весьма неясна, он даже не вынесен в опись эрмитажного собрания22. Коллекцию Николая Михайловича национализировали в 1922 году, но некоторые ее экспонаты поступали в музеи из Госфонда еще в 1927-м. Это объясняется тем, что в Петербурге было собрано огромное количество сокровищ, и их разбирали в течение пяти-семи лет. А в 1928 году Госфонд закрыли совсем – брать уже было нечего! В настоящее время от великолепного собрания Николая Михайловича остались жалкие остатки: 14 картин в Эрмитаже, 3 картины в ГРМ, 2 миниатюры в Русском музее и 6 – в Эрмитаже. О количестве фотоархивов в Санкт-Петербурге и Москве полных данных нет, но думаем, они сохранились целиком.

…В начале января 1919 года Николай Михайлович посылает из камеры прошение, в котором сообщает, что он пишет большую работу о Сперанском, несмотря на тяжелые условия и недостаток материала. Он просит вернут ему свободу. Дать отдохнуть. А затем готов взять на себя какую угодно работу по специальности. Никаких коварных замыслов против советской власти он не имел и не имеет… (23) Это вероятно последнее письмо великого гражданина и великого историка.

Автор приносит искреннюю признательность Анне Георгиевне Обрадович (Санкт-Петербург), Николаю Николаевичу Никулину (Санкт-Петербург), Сергею Алексеевичу Сапожникову и Андрею Леонидовичу Кусакину (Москва) за предоставленные редкие материалы по биографии Великого Князя.

Примечания

1. Из женщин романовской семьи величайшего уважения заслуживают великие княгини Елизавета Федоровна (1865–1918), сестра последней императрицы, прославленная русской православной Церковью в сонме святых: умница и «вечный» враг Наполеона Екатерина Павловна (1788–1819), жена принца Ольденбургского; учредитель Русского музыкального общества и первой общины сестер милосердия Елена Павловна (1806–1873), жена великого князя Михаила Павловича; жена великого герцога Веймарского Мария Павловна (1786–1859), друг Гете; коллекционер Екатерина Михайловна, принцесса Саксен-Альтенбургская (1827–1894); президент Академии художеств Мария Павловна (1854–1923); принцесса Ольденбургская Евгения Максимилиановна (1854–1925), попечительница комитета о сестрах Красного Креста, основательница Максимилиановской лечебницы.

2. Епанчин Н.А. На службе трех императоров. М., 1996. С. 530; Российский архив. М., 1991. Т. 1. С. 322.

3. За ним последовали Анастасия Михайловна (1861–1929), Михаил Михайлович (1861–1929), Георгий Михайлович (1863–1919), Сергей Михайлович (1865–1918), Александр Михайлович (1866–1933), Алексей Михайлович (1875–1895).

4. Марченко Н. Именитые россияне. По страницам издания великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий // Мир музея. 1992. № 1/123. С. 44; Шербатов С. Художник в ушедшей России. М., 200. С. 561.

5. Волков А.А. Около царской семьи. М., 1993. С. 63.

6. Такой титул ему полагался как правнуку императора Николая I. Впоследствии, в эмиграции, глава императорского дома в изгнании Владимир Кириллович в 1918 году пожаловал его титулом Великого Князя.

7. Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. Из хроники нашей семьи. СПб. – Дюссельдорф. 1993. С. 151–154.

8. Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания. М., 2001. С. 315.

9. Русский некрополь в Париже обследовал В.М. Андерсон.

10. Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982. Т. 1. С. 383.

11. Дягилев С.П. Список портретов, отобранных для историко-художественной выставки 1905 года в общественных и частных собраниях г. С-Петербурга. СПб., 1905. С. 362.

12. Цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 386.

13. Хранящийся в ГТГ комплект происходит из коллекции Дягилева, которую он продал, когда перестал заниматься русским портретом (в 1913 году?).

14. Наличие их в каталоге к выставке (М.: «Издательство Общины св. Евгении – Комитет популяризации художественных изданий», 1990) не отмечено.

15. Ныне: Государственный Русский музей и Государственный Исторический музей.

16. Маковский С. На Парнасе Серебряного века. М., 2000. С. 470–471; Банников А.П. Несостоявшаяся выставка // Панорама искусств – 7. М., 1984. С. 284–294; Лаврухина И.А. Обстоятельства создания последних глав «Истории скульптуры»: Эпизод творческой биографии Н.Н. Врангеля // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. Сборник статей. Отв. Ред. И.В. Рязанцев. М., 2000. С. 185–194.

17. Лаврузина И.А. Барон Н.Н. Врангель и его вклад в изучение русского искусства XVIII – первой половины XIX века. Автореферат кандидатской диссертации. СПб., 2000. С. 19.

18. Эттингер П.Д. Статьи. Из переписки. Воспоминания современников. М., 1989. С. 128.

19. Выставка «Сто лет французской живописи. 1812–1912». Каталог. СПб., 1912.

20. Врангель Н.Н. Русские люди в собрании Великого Князя Николая Михайловича // Столица и усадьба. 1915. № 36–37. С. 4.

21. Глинка В.М. К методике определения личностей, изображенных на портретах, и датировки произведений искусства по форме одежды и орденским знакам // Геральдика: материалы и исследования. Сборник научных трудов. Л., Государственный Эрмитаж, 1983. С. 90. Прим. 5 (сообщение М.В. Доброклонского).

22. Маришкина В.Ф. Фотоархив Государственного Эрмитажа. Справочник-путеводитель. СПб., 1992.

23. Великий князь Николай Михайлович. Письмо из заключения // Наше наследие. 1992. № 25. С. 87. Точная дата расстрела, согласно справки Генеральной Прокуратуры РФ № 13/ 1100–97 ст. 19.06.99, неизвестна.

Анатолий Банников

Журнал «Русское искусство»