Семья как малая группа. Малая социальная группа. Семья как малая социальная группа. Малые и большие социальные группы Дети как социальная группа

Семья - малая группа и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основаниями семьи являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Согласно Аристотелю, семья - фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Семья одновременно является и малой социальной группой, и социальным институтом, поэтому ее можно рассматривать по меньшей мере с двух точек зрения. Рассматривая семью как малую группу, мы концентрируемся прежде всего на личных отношениях между членами семьи (стилях семейных отношений, психологическом климате, внутрисемейных конфликтах, мотивах вступления в брак, причинах разводов и т.д.). Говоря о семье как социальном институте, мы анализируем роль и функции семьи в обществе, нормы и санкции, ролевые ожидания от членов семьи.

Семья - одна из древнейших и наиболее распространенных малых социальных групп. От других малых групп ее отличают следующие особенности:

о семья - это группа, связанная родственными узами. Все члены семьи связываются в единое целое чувствами супружеской и родительской любви, заботы и привязанности; о в семье осуществляется воспроизводство человека, обеспечиваются воспитание новых поколений и забота о пожилых членах семьи. Воспроизводство в семье может рассматриваться в двух смыслах: в прямом - рождение детей и косвенном - воспитание детей в духе традиционных ценностей.

Во многом семья является культурным и социальным следствием физиологической противоположности мужского и женского пола, характерной для высокоразвитых форм жизни. Каждый пол сам по себе ограничен - для создания новой жизни и возмещения своей ограниченности он должен стремиться к другому полу. В этом стремлении усматривается биологическая основа для формирования любви и семейных связей.

На самых ранних этапах развития человека семьи не существовало. Многие исследователи говорят о промискуитете - состоянии, когда каждый мужчина и каждая женщина в равной мере принадлежали всем другим. Половые связи были беспорядочны и не ограничены запретами.

На этапе родового общества возникает понимание того, что близкородственные половые отношения ведут к ослаблению рода, и на подобные связи налагается табу. В это время появляется групповая семья, в которой все женщины одного рода принадлежат мужчинам другого. Однако групповая семья еще не является семьей в полном смысле слова, а только переходной формой к ней.

В европейской культуре при господстве иудео-христианских традиций семейными признаются только отношения между одним мужчиной и одной женщиной. Религия и сейчас является ведущим институтом, поддерживающим традиционную семью и наиболее последовательно выступающим против разводов, абортов, внебрачного секса ит.д. Как правило, традиционной считают сложную семью, состоящую из представителей разных поколений и обеспечивающую развитую систему взаимопомощи. Такие семьи обычно не только многопоколенны, но и многодетны.

С развитием буржуазных отношений и улучшением качества жизни формируется нуклеарная семья - супруги с детьми, живущие отдельно от родителей. Такая семья отличается мобильностью, самостоятельностью в принятии решений и свободой самовыражения. Эти качества более соответствуют современности, поэтому сейчас нуклеарная семья является самой распространенной.

Можно выделять и другие типы семьи: по преимущественной ориентации (на деловую деятельность, на взаимоотношения с другими, на себя); по числу детей (бездетная, однодетная, многодетная семьи); по числу родителей (полная и неполная); по стилю отношений (авторитарный, демократический и попустительский) и т.д.

Обычно понятие семьи тесно связывают с понятием брака. Однако эти понятия не тождественны: семья может существовать без оформления брака, также как не всякий брак является показателем реальности и прочности семейных отношений.

Брак - это юридически оформленный добровольный союз женщины и мужчины. Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или в религиозных институтах, наделенных такими полномочиями.

Традиционно выделяются три развитые формы брачных (семейных ) отношений, особенности которых культурно и социально обусловлены:

О моногамия - союз одного мужчины и одной женщины. Эта форма семьи возникла в период, когда развитие земледелия позволило супружеской паре прокормить и воспитать детей без вмешательства всего рода; с тех пор она является наиболее распространенной;

о полигамия (многоженство) - форма, традиционная для исламской культуры и некоторых первобытных обществ. В Древней Греции существовала и временная полигамия: в период после больших войн, резко сокращавших мужское население, мужчинам разрешалось иметь несколько жен. После восполнения потерь населения полигамные браки официально отменялись;

о полиандрия (многомужество) - форма, довольно редкая; существовала в труднодоступных районах Индии, Тибета, Крайнего Севера и на некоторых островах Полинезии. Причиной многомужества выступала необходимость ограничить численность населения на территории со скудными ресурсами. У примитивных народов полиандрия, как правило, сопровождалась жестокой традицией умерщвления большей части новорожденных девочек.

Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.

Функции семьи выделяют, чтобы понять реальную важность семейных отношений для человека и общества. Поскольку семья - это и социальный институт, и малая группа, то семейная жизнь призвана удовлетворять и социальные потребности, и личностные. Следовательно, функции семьи можно разделить на общественные и индивидуальные (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Функции семьи

Общественная функция

Индивидуальная функция

Репродуктивная

Воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация детей, передача культурных традиций

Самореализация в детях

Хозяйственно-бытовая

Бытовая поддержка, ведение хозяйства

Получение услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка нетрудоспособных

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Первичного контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи

Обеспечение наград/наказа- ний за выполнение/наруше- ние норм

Духовного общения

Духовное развитие членов семьи

Духовное взаимообогаще- ние, дружеские отношения

Социально-статусная

Предоставление членам семьи определенного статуса

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Организация досуга и контроль над ним

Удовлетворение потребности в совместном досуге

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация

Удовлетворение потребностей в любви и личном счастье

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

От других социальных групп семью отличает наличие уникальной репродуктивной функции (рождение детей). Определяющими для понимания особенностей семьи как малой социальной группы являются воспитательная функция (передача ценностей, норм, образцов поведения из поколения в поколение) и хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства, уход за членами семьи).

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Семья - союз, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Брак - это юридически оформленный союз мужчины и женщины.
  • 2. Семья является одновременно социальным институтом и особой малой группой.
  • 3. Современные институты семьи и брака переживают период трансформации, связанный с разрушением традиционных ценностей.

ВОПРОСЫ

  • 1. Объясните различия понятий «брак» и «семья».
  • 2. Каким образом функции семьи преломляются на индивидуальном и общественном уровнях?
  • 3. Какие изменения происходят в последнее время в институте семьи? Назовите основные причины трансформации семейных отношений в современном обществе.
  • См.: Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии иметодики. М., 1989.

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

Различия в возрасте позволяют разделять общество на возрастные группы, или общности. Возрастные группы это группы людей, основанные па общности возраста своих членов, имеющие специфические черты и свойства, занимающие определенное положение (статус) в обществе, выполняющие определенные социальные функции и ориентирующиеся на свои специфические ценности.

К каждой возрастной группе общество предъявляет определенные требования, ожидает соответствующего поведения, наделяет определенными правами и обязанностями, регулирует жизнедеятельность представителей группы системой социальных норм, контролирует их выполнение с помощью создаваемых для этого социальных институтов. Особенностью возрастной градации общества является деление на старших и младших, отражающих неравенство прав и обязанностей. Каждая возрастная группа имеет свою субкультуру – совокупность признаков и систему ценностей, отличающих данную группу от других, делающих ее представителей узнаваемыми для "своих" групп, выделяющих их в составе общества в целом. Субкультура служит способом сплочения членов возрастных групп, утверждения их в качестве некоего отличающегося от "других" "мы".

Деление на возрастные общности, установление между ними границ, длительность и содержание каждого возраста зависит от особенностей культуры общества, уровня его развития. В обществе с несложным разделением труда, простой социальной структурой, немногочисленными социальными институтами, а именно такими являлись, например, первобытные охотничьи или земледельческие общества, деление на возрасты сводилось к противопоставлению человека "ветхого", т.е. старика, слабого, и человека "нового" – юного, молодого, сильного. Близость человека к природе, его глубокая связь с ней приводила к тому, что у многих народов мира возрасты жизни рассматривались по аналогии с природными циклами, с числом планет, с сезонами, частями света и разбивались на соответствующие им этапы. По мере усложнения общества деление на возрастные общности связывались с представлениями о социально-профессиональной деятельности людей. Каковы бы ни были критерии возрастных различий, их биологическая подоснова неустранима: ясно, что ребенок не может управлять государством, фирмой, армией, а пожилой человек выполнять тяжелую физическую работу.

В современном обществе принято деление жизни человека на следующие возрастные группы: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст и старость. В каждом обществе существуют некоторые формальные и неформальные возрастные нормы, в которых отражаются представления о том, что должны делать люди сообразно своему возрасту.

Молодежь как социальная группа

Различия между "детьми" (детством, юностью, молодостью) и "отцами" (зрелостью, старостью) всегда осознавались обществом.

Однако эти различия стирались но мере того, как "дети" взрослели и в процессе образования и воспитания включались в общество взрослых и сами становились "отцами". Это не означает, что между "отцами" и "детьми" не было разногласий и конфликтов. Еще древние греки сетовали на то, что дети не слушаются старших, не следуют обычаям и нередко нарушают общепринятые нормы. Однако сколь бы остры ни были разногласия между поколениями, на протяжении длительного времени бунт "детей" против "отцов" рассматривался как следствие неопытности, неразумности "детей", которые рано или поздно признают правоту и мудрость "отцов".

Проблема "отцов" и "детей" обретает социальный смысл в периоды таких радикальных общественных изменений, когда ценности "отцов" воспринимаются как консервативные, препятствующие прогрессивным общественным изменениям, а ценности "детей" противостоят им как новаторские, способствующие свободному развитию человека и общества. Впервые это произошло в середине XIX в., когда интенсивные процессы индустриализации и урбанизации нарушили существовавшую веками систему наследования детьми социального и профессионального статуса родителей. До этого времени вся система воспитания и образования была нацелена не на творческое развитие ребенка, а на усвоение им социальных норм и правил, сложившихся в обществе. Промышленная революция изменила ситуацию, открыла перед молодыми людьми широкие перспективы выбора новых специальностей, получения образования, потребовала изменения политических ориентиров, связанных с процессом развития демократии, становления правового государства и гражданского общества.

Выделение детства, юности и молодости как самоценных жизненных этапов произошло в конце XIX – начале XX вв. и было связано с процессами перехода некоторых индустриальных обществ от закрытого типа к открытому. Это привело к признанию ценности личности независимо от возраста. Интерес к индивидуальности, к факторам, условиям, закономерностям ее становления и развития породил пристальное внимание общества к психологическим, социальным особенностям таких возрастных групп, как детство, юность и молодость.

Молодежь стала восприниматься как особая социальная группа, обладающая своими специфическими социальными качествами, отличающаяся своим местом в социальной структуре, имеющая собственную субкультуру. В современном делении на возрастные группы молодежь занимает место между юностью – возрастной группой, которая еще не нашла своего места в обществе – и средним возрастом, представители которого заняли соответствующую ступеньку в социальной иерархии. Молодежь – это наиболее динамичная возрастная группа, находящаяся в стадии социального самоопределения, получения высшего и специального образования, овладения основами профессиональной деятельности, обретения мировоззрения. Возрастные границы молодежи колеблются от 16 лет, когда молодые люди оканчивают школу, и до 30 лет, когда они становятся экономически самостоятельными, овладевают профессией, обретают соответствующий социальный статус, вступают в брак, воспитывают детей.

Молодежь представляет собой наиболее подвижную часть общества. Это связано с ее активными поисками своего места в жизни, отсутствием прочных социальных связей, готовностью к переменам в своей жизни и открытостью перспективам социального и индивидуального развития. Не связанные социально-профессиональными обязанностями, не обремененные семейными заботами, молодые люди с легкостью меняют место жительства, учебы, работы в поисках наилучших условий для самореализации и достижения более высокого статуса.

Выделение молодежи в качестве особой социальной группы поставило перед учеными необходимость пересмотра роли, которую эта группа играет в обществе. В 20-е гг. XX в. немецкий социолог Карп Маннгейм (1893–1947) в своей книге "Проблема поколений" показал, что в процессе смены поколений именно молодежь является субъектом социального обновления. Однако в социологии вплоть до 60-х гг. XX в. широкое распространение имела иная точка зрения, представленная американским социологом Т. Парсонсом, который полагал, что молодежь, прежде всего, объект социального воздействия. Недовольство молодежи, протестующей против существующего социального порядка, рассматривалось как отклонение от общепринятых социальных норм и потому подлежащее устранению с помощью ограничитальных и запретительных санкций. Взгляд на молодежь как на объект формирования у нее определенных социальных качеств, санкционированных официальной идеологий, господствовал и в советском обществе, которое являлось обществом закрытого типа.

Разразившийся на Западе во второй половине 60-х гг. прошлого века бунт молодежи против существовавшей социальной системы заставил ученых отказаться от теории Т. Парсонса и его сторонников. Анализ молодежного движения показал, что его активные участники были недовольны консерватизмом системы образования, вмешательством военно-промышленного комплекса в научную деятельность университетов, неравенством доступа к образованию различных этнических групп, представителей низших слоев общества. Они протестовали против социального неравенства, расовой, этнической, половой дискриминации, против консервативной политической системы, против колониализма и военного вмешательства в дела других стран (катализатором тут послужила война во Вьетнаме), против массовой буржуазной культуры. Типичным лозунгом молодых бунтарей был: "Будьте реалистами – требуйте невозможного". Этот лозунг означал требования радикального обновления всей системы капитализма.

Взаимоотношения "отцов" и "детей", степень их влияния друг на друга, глубина разрыва зависят от конкретных исторических и социальных обстоятельств. И все же "конфликт поколений" заставил по-новому взглянуть на роль молодежи в современном обществе. Стало ясно: "С кем пойдет молодежь, тому принадлежит будущее". Современное открытое общество заинтересовано в поддержании высоких темпов общественного развития, внедрения новых научных открытий и высоких технологий в производство и сферу обслуживания, в сохранении и расширении плюрализма идей, которые очерчивают новые горизонты общественного развития. Поэтому открытое общество стремится предоставить молодым людям каналы вертикальной мобильности, способствующие достижению ими экономической независимости, личностной самореализации, продвижению талантливых на верхние этажи общественной иерархии. Можно сказать, что в открытом обществе молодежь рассматривается преимущественно как носитель нового социального опыта, которого нет у старшего поколения, как источник социальных инноваций.

Однако всякое обновление есть неминуемое столкновение с разделяемыми большинством членов общества нормами. Взрослые люди, которые вписались в существующую социальную систему и связывают с ней свое будущее, далеко не всегда склонны изменить свой образ жизни, профессию, статус, даже если это востребовано ходом общественного развития. Кроме того, мы уже отмечали, что социальные институты даже в открытом обществе не могут быстро реагировать на происходящие изменения, менять в одночасье действующие "правила". Тем самым в современном развитом обществе молодежь оказывается под давлением двух взаимосвязанных тенденций: тенденцией к стабильности, устойчивости существующих социальных институтов и тенденцией к изменениям, предполагающим интенсивные, подчас радикальные преобразования общественного организма.

Не всем молодым людям удается противостоять давлению существующей нормативной системы или направить свою энергию в конструктивное творческое русло. Существующее в обществе социальное неравенство, препятствует молодежи – выходцам из социальных низов получить хорошее образование и овладеть хорошо оплачиваемой профессией. Немало молодых людей оказывается на периферии общества и выражает недовольство своим положением, свое разочарование в жизни в асоциальном и противоправном поведении. Сегодня молодежная преступность, алкоголизм, наркомания являются сложной социальной проблемой во многих индустриально развитых странах, особенно в больших городах.

Важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности (Г.С. Антипова).

Социальная группа - это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (американский социолог Р. Мертон).

Социальная группа - это образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определенной целью и считают этот контакт значимым (Ч.Р. Миллс).

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие ималые , первичные и вторичные социальные группы.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (малая социальная группа может насчитывать от 2 до 15 - 20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Характерными чертами малой социальной группы являются:

Малочисленный состав;

Пространственная близость ее членов;

Длительность существования;

Общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

Добровольность вступления в группу;

Неформальный контроль за поведением членов.

Типология малых групп.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И. Уманскому):

1. Группа-конгломерат - группа еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

2. Группа-ассоциация , имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

3. Группа-кооперация , характеризующаяся единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

4. Группа-корпорация , которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);


5. Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами гуманизма;

6. Гомфотерный (букв. «сбитый») коллектив , в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Формальной группе присущи следующие черты: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами, формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.

У неформальной группы (соседи, компании в быту или на работе и т. д.), которая чаще всего объединяет от 2 до 30 лиц, отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; в ней нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают друг друга, часто видятся, встречаются и находятся в отношениях доверия, но не кровного родства.

Формальная группа со своей стороны может быть как официальной (предприятие, бригада, профсоюзные, общественные или государственные организации и др.), так и не признанной официальной структурой, т. е. неофициальной (тайная организация, нелегальная группа и т. д.). Следовательно, не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины «формальная», «официальная» (соответственно «неформальная», «неофициальная») группа.

Рассмотренное нами деление на группы несет в себе некоторый элемент относительности; с одной стороны, неформальная группа может превращаться в формальную, например, друзья основывают организацию; с другой стороны, группа может быть одновременно и формальной и неформальной, как, например, школьный класс.

Референтная группа . Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.

Референтной может быть группа:

К которой индивид принадлежит в данный момент;

Членом которой он был прежде;

К которой он хотел бы принадлежать.

Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени (например, участники конференции, туристы в составе туристической группы) и стабильные , относительное постоянство существования которых определяется их предназначение и долговременными принципами функционирования (семья, сотрудники отдела, студенты одной группы).

Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы (термин был введен в социологию Ч. Кули). Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.

Через эти группы индивиды получают первый опыт социального единства (примером первичных социальных групп являются семья, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда). Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, - организация (политическая, производительная, религиозная и т. д.).

Итак, вторичные группы:

Обычно весьма значительны по размерам;

Возникают для достижения определенной цели;

В них поддерживаются формальные отношения;

Отношения ограничены (представлены контактами).

Типы первичных и вторичных групп представлены в таблице.

Таблица 1 - Типы первичных и вторичных групп

Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большая социальная группа - это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

К большим социальным группам можно отнести:

- этнические общности (расы, нации, народности, племена);

- социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

- социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

- социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

Среди социальных групп особое место занимает семья. Особое значение семьи обусловлено тем, что она выполняет функцию воспроизводства населения в биологическом (посредством деторождения) и социальном (посредством воспитания, особенно в первый период жизни ребенка) аспектах. Семью можно определить как социальную группу людей, связанных отношениями родства. Термин "родство" означает совокупность социальных отношений, в основе которых лежат биологические (кровнородственные) связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и тому подобное.

В системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры. Супружеская или нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Сложная или расширенная семья включает в себя нуклеарную семью и других родственников (например, бабушку, дедушку, дядю, тетю, кузена, кузину и так далее). Расширенная семья основывается не только на супружеских отношениях, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы.

Брак - это исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между полами, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и родителям. Брак это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за нею, один из способов самосохранения и развития общества. Существуют различные формы брака.

Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Такая форма брака является единственно цивилизованной формой супружества для граждан Украины, европейцев, американцев и некоторых других народов. Полигамия - формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигамия сегодня не находит широкого распространения.

С точки зрения иерархии престижа и власти в семье выделяются патриархальные семьи, где отец осуществляет власть над другими членами семьи и пользуется наивысшим авторитетом. Такой тип власти считается общепринятым и частично узаконенным в Таиланде, Японии, Ираке, Бразилии и других странах. При матриархальной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. В результате промышленного индустриального развития резко возросло число работающих женщин во многих странах. Это обусловило переход к эгалитарной семейной системе, при которой влияние и власть распределяются между мужем и женой практически в равной мере.

Определенный тип семьи составляют: бездетные семьи - это семьи, где в течение десяти лет совместного проживания не появился ребенок. Каждая третья такая семья распадается; малодетные семьи - это семьи с одним ребенком; средняя - семья с двумя или тремя детьми. Стабильность семьи с рождением второго ребенка по сравнению с однодетной семьей возрастает более чем в три раза; многодетная семья это семья, в которой более трех детей. В таком типе семей разводы весьма редки, неполная семья - это семья, в которой представлен лишь один родитель с детьми (чаще всего -одинокая мать). Такой тип семьи наименее эффективен; дистатные семьи - это такие семьи, которые юридически оформлены, а практически их нет (например, семьи моряков, полярников, геологов, вахтовиков).

Семья во всех обществах развивается как институциональная структура. Каковы ее функции как основного социального института?

  • 1. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути их удовлетворения. Несмотря на то, что существуют определенные моральные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта. Во многих странах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи считают служащими подготовкой к браку.
  • 2. Репродуктивная функция. Одна из основных проблем любого общества - биологическое воспроизводство новых поколений. Семья разрастается "изнутри" путем удовлетворения сексуальных потребностей и родительских стремлений. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости - избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов.
  • 3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов и групп, участвующих в социализации личности, ведущее место в этом процессе безусловно занимает семья, т.к. именно здесь осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Эта функция семьи определяет ответственность родителей за духовное, нравственное и физическое воспитание детей.
  • 4. Статусная функция. В любом обществе социальное положение, занимаемое родителями, их образование, материальное положение и так далее нередко являются фактором определяющим жизненную карьеру ребенка. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
  • 5. Функция эмоционального удовлетворения. Семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребностей интимной совместной жизни, дает ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное равновесие. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения поведения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье.
  • 6. Хозяйственно-бытовая функция. Семья обеспечивает биологическое существование (пищу, одежду, жилище) своим членам. Выражается эта функция в ведении членами семьи общего хозяйства, обслуживании и самообслуживании, соблюдении семейного бюджета, в поддержании жилища. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Стабильность семьи является важной социальной проблемой. Внутренняя сплоченность семьи зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам можно отнести: взаимную любовь; чувство долга по отношению к супругу (супруге) и детям; взаимное стремление к благополучию; осознанное или неосознанное стремление оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп; возможность развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности. Внешние факторы это: общественные санкции, делающие иногда невозможным развод; давление экономических условий; давления общественного мнения; предъявляемые обществом требования заботы о детях.

Основные проблемы развития семьи в Украине, с точки зрения исполнения семьей значимых для общества функций, можно свести к следующим: уменьшение уровня рождаемости и размера семьи; снижение количества браков; возрастание числа разводов; возрастание числа семей с одним родителем; увеличение числа детей, родившихся вне брака; повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак; изменение ролевых функций членов семьи.