Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Самосознание индивида и социальное поведение Самосознание и поведение

ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №________

«Человек в системе общественных отношений»

ТЕМА: « Самосознание индивида и социальное поведение»

Вид занятия (тип урока): комбинированный урок Норма времени: 90 мин

Цели занятиия

Учебная

Сформировать понятия: самопознание, самосознание, самоидентификация, самооценка, рефлексия.

Дать представление о различных формах самопознания, их достоинствах и недостатках.

Познакомить учащихся с различными техниками самопознания.

Воспитательная

Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека; способствовать выбору верных ориентиров в жизни; убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

Развивающая

Формировать умения и навыки:

высказывать мнение о собственном понимании по данной теме; уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку; использовать информацию, полученную в сети Интернет.

Обеспечение занятия

Наглядные пособия: слайды, доска

Раздаточный материал: учебники (Важенин А.Г. Обществознание. СПО. – М.Просвещение, 2017.), схемы «Формирование самосознания.», материал для самостоятельной работы (заполнение таблицы «Фазы самопознания и самооценки», составление схемы – конспекта)

Технические средства обучения: диапроектор, компьютер

Литература основная: Важенин А.Г. Обществознание. СПО. – М.Просвещение, 2017.

Литература дополнительная: 1. Политические системы современных государств. А.Ю.Мельвиль. – М.:Аспект Пресс,2012

2. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 352 c.

3. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 447 с. - (Учебники для ссузов).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Студенты должны знать: основные понятия: самопознание, самосознание, самоидентификация, самооценка, рефлексия; способы формирования самосознания индивида.

Студенты должны уметь: применять полученные знания в жизни, анализировать и сопоставлять явления, аргументированно формулировать ответ на заданный вопрос, работать самостоятельно.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Задания и упражнения для обсуждения.

1 . Что представляет собой духовный мир человека?

2. Что такое культура?

3. Каково значение духовной сферы в жизни общества?

4. Какова духовная жизнь общества и духовный мир личности?

5. Что характерно для духовного мира личности?

6. Что относят к элементам духовной жизни общества?

7. Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой в жизни общества?

8. Сформулируйте вывод.

1.К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

2. Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком. С тех нор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.

3. Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека.

Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

4. Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.

Духовный мир личности составляют : знания, способности, цели, потребности, переживания, вера, чувства, стремления.

5. Для духовного мира личности характерно:

1)Духовно-теоретическая деятельность

2)Духовно-практическая деятельность

представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений.

это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных ценностей.

6. Элементами духовной сферы жизни общества – мораль, наука, искусство, религия, право .

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

7. духовная культура тесно связана с материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

8.Вывод.

    Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров.

    Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности человека.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить

III Изучение новой темы

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

1. Этап мотивации. Формулирование темы и целей урока

- Что такое социальная группа?

- Дайте определение понятию «Индивид»

- Что такое социальная мобильность и какие виды(типы) вам известны?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как формируется социальное поведение индивида в обществе.

Запись темы и эпиграфа к уроку в тетрадях

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Понятие «индивид» характеризует человека, как единичного (отдельного) представителя всего человеческого рода, конкретного носителя всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей в обществе.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

    Объяснение нового материала.

Беседа.

Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Самосознание - самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных , , , , , , действий.

Личность- это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.

Идентичность (англ. I dentity ) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе – политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

Психологи выявили фазы (этапы, периоды) самопознания и самосознания (слайд)

Сколько фаз?

Как их можно охарактеризовать? Заполните пропуски в таблице.

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы.

Фазы самопознания и самооценки

Активная фаза

Фаза падения

активности

………………

…………………

………………

…………………

ознание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое

большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации

мудрец – считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира.

Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет.

К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.

Самопознание в отличие от других видов познания:

Направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

В отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность;

Большое значение в познании собственного "Я" имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

В отличие от других видов познания присутствует творческое "Я" (стремление субъекта к самосовершенствованию).

Запись определений в тетрадях

Самопознание, Самосознание,

Личность, Самооценка, Идентичность

Самостоятельное заполнение таблицы.

Работа с раздаточным материалом ( краткое конспектирование и составление схемы «Виды самопознания»)

1. Самосознание это:

    осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Самосознание - это динамичное, исторически развивающееся образование, имеющее разные уровни. Первым уровнем, который иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и определение его места в мире окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень - возникновение сознания своего «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей, но в чём-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

    Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание является исходным моментом и основой существования самосознания. Результат самопознания проявляется в знании индивида о себе. Именно на этой основе формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые достижения в сфере самопознания и эмоционально- ценностного отношения проявляются в самооценке.

3. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.


4. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самооценка включает итоги самопознания и отношения к себе, является внутренним механизмом саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяет способы реагирования на поведение других людей.


5. Факторы, влияющие на самооценку :

    сопоставление реального «Я» с идеалом,

    оценка других людей и сравнение себя с ними,

    отношение личности к собственным успехам и неудачам.

6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия , отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

7. Саморегулирование поведения осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень предполагает управление поведением индивида на всех этапах его развития. Второй уровень - это самоконтроль, то есть своеобразная обратная связь внутри процесса саморегулирования.

8.Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Это своеобразный «отчёт» личности перед собой о соотнесении цели действия, хода его выполнения с усвоенной и принятой системой социальных эталонов. Самоконтроль даёт возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае необходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Самосознание может выступать не только в форме самосознания индивида, но и в форме социального сознания.

9.Социально-групповое сознание - это исторически обусловленный уровень осознания членами большой социальной группы (класса, страты, социального слоя) своего положения в системе существующих социально-политических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и интересов. Социально-групповое сознание, так же как и индивидуальное сознание, является продуктом длительного социально- исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данной большой социальной группе, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Различие условий бытия больших социальных групп обуславливает их специфические психологические особенности. Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания.

краткое конспектирование, составление схемы-конспекта

составление схемы «Виды самопознания»)

виды самопознания

опосредованное рефлексия

самоисповедь

непосредственное

познание себя путем познания

других

Работа со схемами. (раздаточный материал)

«Формирование самосознания»

Беседа по вопросу

Как формируется, на ваш взгляд, самосознание? Приведите примеры.

Вывод.

Самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений. Самосознание представляет развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием человека, и является необходимым условием сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий её развития, именно в нём отражается своеобразная история индивидуальности. В то же время, познавая себя в труде и общении с другими людьми, индивид регулирует свои действия и поведение в системе общественных взаимоотношений. Осознавая свои достоинства и недостатки, человек меняет своё поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания. А это означает, что самосознание индивида имеет общественный характер и определяет социальное поведение человека.

Запись схемы в тетрадях.

Анализируют, обсуждают

Устные ответы, примеры, обсуждение

IV Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)

Задание 1.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».

АТ.Спиркин. Сознание и самосознание

1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст.

3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.

Чтение текста

1.

1) познание себя;

2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).

2.

2) пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).

3. 1) адекватная самооценка поддерживает достоинство человека в его собственных глазах;

2) адекватная самооценка обеспечивает уверенное поведение человека в различных ситуациях;

3) неадекватная самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой, озлобленности на других людей, зависти и т.п.). и др.варианты ответов.

4. Примеры:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств, чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).

Работа с тестом.

1.Субъектом познания является

1) мировой разум 2 )человек 3)природа 4) любое живое качество

2.Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»
относится к понятию

1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение

3. Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

4.Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление».

Ответ: ________________________

6.Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A)мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов

Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти

B)мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие

А

Б

В

Г

    2 )человек

    3)восприятие

    3)верны оба суждения

    1)верно только А

    ощущение ;

А

Б

В

Г

2

1

3

4

Психологическая разминка (по желанию)

Японский тест “Твой шанс”

Посмотри внимательно на список и выбери средство передвижения, которое для тебя наиболее привлекательно. Итак, на чем ты прокатишься с наибольшим удовольствием?

А Велосипед

Б Автомобиль

В Автобус

Г Поезд

Д Яхта

Е Самолет

Японский тест “Мост”

Два малыша не могут попасть друг к другу с одного берега на другой. Помогите детям. Нарисуйте им мостик. Какой цвет вы выберете для этого?

1. Красный

2. Синий

3. Коричневый

4. Зеленый

5. Серый

6. Черный

Возможно ли человеку познать себя?

Наблюдайте, как постоянно беспокоен ваш ум. Попытки упорядочить хаос мыслей ни к чему не ведут. Только спокойное наблюдение заставит ваш ум течь по нужному руслу, а не срываться вниз водопадом эмоций - Стив Джобс.

Выбранное средство передвижения говорит о твоих шансах в достижении целей и об особенностях характера, способствующих или препятствующих этому.

а. Твой выбор – велосипед. Поставленные цели будут достигнуты путем собственных усилий. Надейся только на себя, действуй самостоятельно. Вряд ли тебе помогут окружающие. У тебя есть достаточно мужества, храбрости и веры, так что – вперед! Сила воли, упорство и труд приведут тебя к победе. Твои шансы очень велики.

б. Твой выбор – автомобиль. Внутренняя сила и энергия толкает тебя вперед. Ты достигнешь своих целей, если не будешь слишком спешить. Иди к своей цели спокойно, мелкими шашками. Шансы у тебя, несомненно, есть. Постарайся их не пропустить в свойственной тебе спешке, суете и суматохе.

в. Твой выбор – автобус. Ты очень ценишь своих родных и друзей. Помогая другим, ты работаешь над собой, что приближает к достижению заветной цели. Но не позволяй близким отвлекать твое внимание и изменять выбранное направление движения. Твои шансы довольно велики, но только в том случае, если ты не позволишь окружающим вмешиваться в твои планы.

г. Твой выбор – поезд. Хотя вокруг и полно людей, ты полностью игнорируешь их мнение и роль в своей жизни. Не стоит замыкаться на себе. Оглянись вокруг и обрати внимание на идеи окружающих. Может, среди их многообразия ты увидишь что-то ценное для себя, и твои шансы на успех подрастут.

д. Твой выбор – яхта. Ты человек независимый и достаточно равнодушный к тому, что происходит вокруг. Рационализм и здравомыслие – вот твои принципы. Тебя не легко отвлечь и сбить с намеченного пусти. Ты составляешь план, стратегию и четко им следуешь, не обращая внимания на постоянно меняющиеся условия и обстоятельства. Может быть это не верно? Постарайся замечать и рассматривать разнообразные варианты решений. Это обязательно повысит твои шансы.

е. Твой выбор – самолет. Ты хочешь достичь своей цели невероятно быстро и постоянно мечтаешь об этом вместо того, чтобы приступить к реальным действиям. Твоя фантазия в данном случае – твой враг. Ты то витаешь в облаках, то боишься осуществления своих желаний. Шансов на успех пока маловато. Спустись на землю, оглядись и приступай к делу без лишних опасений.

Тест кратко раскрывает яркие особенности характера и поведения человека.

1. Твой выбор – Красный. Ты чрезвычайно упрямая личность. Не в твоем стиле останавливаться на половине пути. В отношениях с людьми ты впадаешь в крайности, прямо и четко обозначая свое к ним отношение. С одними ты мил, любезен и дружелюбен, с другими – груб, резок и нетактичен. Однако друзья уважают тебя за прямолинейность и любят таким, какой ты есть.

2. Твой выбор – Синий. Ты благородный и мягкий человек, романтик и мечтатель. Частенько плывешь по течению, потакая своим желаниям. Экстремальные ситуации тебя пугают. Предел мечтаний – покой, гармония и любовь близких. Свои собственные мысли и переживания волнуют тебя больше, чем происходящее вокруг.

3. Твой выбор – Коричневый. Ты серьезный и трудолюбивый человек. Не любишь нарушать установленные правила, всегда отвечаешь за свои слова и данные обязательства. Про таких говорят: «Он – честный и порядочный человек». Может быть, тебе немного мешает отсутствие гибкости, широты взглядов и определенной доли фантазии.

4. Твой выбор – Зеленый. Ты человек творческий. Необычные вещи, невероятные события привлекают твое внимание. Окружающих людей в тебе привлекает изобретательность, любопытность, широта взглядов и хороший вкус. Тебе не составит труда придумать нестандартный выход из ситуации, дать нетривиальный совет или увлечь друзей оригинальной идеей.

5. Твой выбор – Серый. Вера в добро и чистоту помыслов окружающих – вот твои отличительные черты. В этом сквозит некая доля самоуверенности. Иногда ты любишь идти наперекор судьбе и изменять ситуацию в соответствии со своим настроением. Порой можешь сделать все наоборот просто из-за внезапно посетившей тебя вредности. Твоя неразговорчивость частенько воспринимается окружающими как высокомерие.

6. Твой выбор – Черный. Маска равнодушного спокойствия частенько надета на твое лицо. Ты изо всех сил пытаешься скрыть от окружающих свои эмоции, опасаясь, что они воспримут это как слабость. Даже если ты шутишь и улыбаешься, никто не может с уверенностью сказать, какие чувства ты испытываешь в этот момент. Закрытость и сдержанность – вот основные принципы, которых ты придерживаешься.

V Домашнее задание

Параграф 4.2., термины

Запись домашнего задания

VI Итоги занятия

Выставление отметок за урок

Рефлексия

На уроке я работал:

Своей работой на уроке я Доволен/не доволен

Урок для меня показался Коротким/длинным

За урок я Не устал/устал

Мое настроение Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Устные ответы обучающихся

Подпись преподавателя

В знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.

И.Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе.

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей (способность поправлять себя и совершенствовать в отличие от жив; осмысление самого себя: кто я? какой я? что я хочу? что я могу?).

Виды самопознания:

§ Опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности)

§ Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения)

Самопознание идет всю жизнь, даже если мы не отдаем себе в этом отчета, с 3-8 мес. младенчества (самоузнавание) и заканчивается нередко с последним вздохом.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу, она всегда субъективна, хотя в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

Психологи называют три мотива обращения к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками свой значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью. Типы самооценки:

ü Реалистическая (адекватная) (соответствует реальным возможностям Ч)

ü Нереалистическая (неадекватная) (проблемы в общении)

§ завышенная (переоценивает себя)

§ заниженная (недооценивает себя).

В формировании самооценки важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:


Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень.

«Я-концепция» - относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Это совокупность всех представлений индивида о самом себе и включает оценки, убеждения, тенденции поведения. Иными словами, Я-концепция – свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Описательную составную Я-концепции называют образом Я или картиной Я .

Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению.

В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция , являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.

Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется.

Самореализаци я – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека, в самореализации проявляется смысл жизни. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.

Самореализация связана с саморазвитием. Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализация себя как личности

Основные пути самопознания:

Анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;

Саомонаблюдение;

Самоисповедь (внутренний отчет перед самим собой, например, личный дневник).

Самопознание связано с рефлексией (от лат. reflexio– обращение назад), отражающей процесс размышлений индивида о происходящем в его сознании, которая включает и ви дение его окружающими.

По мнению психологов, центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности .

Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем - к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т. д.

С представлением о личности связано понятие «поведение». Со стороны нас оценивают по нему.

Поведение – внешнее проявление деятельности человека, его отношения к обществу, другим людям; - совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях (характерно всем живым существам, как активность). Проявляется в поступках, особенностью которых является сознательность действий

Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей, средств.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Массовое – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, полит движения и т.д.

Отклоняющееся – не соответствует принятым в обществе нормам.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи (неписаные правила).

Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события: преобразуются по мере изменения сознания людей. ← привычка.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взялись и почему так положено.

Нашим поведением руководят врожденные инстинкты (например, инстинкт самосохранения).

Кроме инстинктов человек обладает эмоциями (переживания смысла жизненных ситуаций и явлений, обусловленных потребностями, положительные и отрицательные), чувствами (любовь, страх, гнев).

Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх и пр.).

Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм; эстетические: отвращение, восторг, тоска; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность).

Поведение человека проявляется в его отношении с другими людьми. Альтруизм нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении людям, готовности жертвовать собой ради других. Эгоцентризм – противоположное. Правильное поведение заключается в балансе своих интересов и уважении интересов других.

Самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и про­фессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений. Самосознание представляет развивающийся в онто­генезе процесс, связанный с общим развитием человека, и явля­ется необходимым условием сохранения тождественности лично­сти, преемственности отдельных стадий её развития, именно в нём отражается своеобразная история индивидуальности. В то же вре­мя, познавая себя в труде и общении с другими людьми, индивид регулирует свои действия и поведение в системе общественных взаимоотношений. Осознавая свои достоинства и недостатки, че­ловек меняет своё поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ста­вит перед собой в процессе самовоспитания. А это означает, что самосознание индивида имеет общественный характер и опреде­ляет социальное поведение человека.

Самосознание - это динамичное, исторически развивающе­еся образование, имеющее разные уровни. Первым уровнем, ко­торый иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и определение его места в мире окружаю­щих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосо­знания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень - возникновение сознания свое­го «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» дру­гих людей, но в чём-то уникального и неповторимого, могущего со­вершать свободные поступки и нести за них ответственность.

Самосознание представляет собой единство трёх компонентов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и са­морегулирования.

Самопознание является исходным моментом и основой су­ществования самосознания. Результат самопознания проявля­ется в знании индивида о себе. Именно на этой основе форми­руется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые достижения в сфере самопознания и эмоционально- ценностного отношения проявляются в самооценке.

Самооценка включает итоги самопознания и отношения к себе, является внутренним механизмом саморегулирования поведе­ния человека, то есть позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяет способы реагирования на поведение других людей.

Саморегулирование поведения осуществляется как двухуров­невый процесс. Первый уровень предполагает управление поведе­нием индивида на всех этапах его развития. Второй уровень - это самоконтроль, то есть своеобразная обратная связь внутри про­цесса саморегулирования.

Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательно­сти, внутренней логики. Это своеобразный «отчёт» личности пе­ред собой о соотнесении цели действия, хода его выполнения с усвоенной и принятой системой социальных эталонов. Самокон­троль даёт возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае необходимости изменять его, вклю­чать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные ре­зервы личности. Самосознание может выступать не только в форме самосознания индивида, но и в форме социального сознания.

Социально-групповое сознание - это исторически обуслов­ленный уровень осознания членами большой социальной груп­пы (класса, страты, социального слоя) своего положения в систе­ме существующих социально-политических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и ин­тересов. Социально-групповое сознание, так же как и индиви­дуальное сознание, является продуктом длительного социально- исторического развития, в основе которого лежит динамика по­требностей людей, принадлежащих к данной большой социальной группе, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий лю­дей. Различие условий бытия больших социальных групп обуслав­ливает их специфические психологические особенности. Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и вы­ражается реальность социально-группового сознания.

Человек, в отличие от животных, - существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и со- вершенствовать.

Самосознание - это одна из форм сознания, прояв- ляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе.

Самосознание формируется постепенно по мере отра- жения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдаёт себе отчёт в том, что он

осуществляет этот вид деятельности. Самопознание на- чинается в младенчестве и заканчивается нередко с по- следним вздохом. Оно формируется постепенно по мере от-

ражения как внешнего мира, так и познания самого себя.


Познание себя путём познания других. Ребёнок вна- чале не выделяет себя из окружающего мира. Но в воз- расте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать се- бя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний о самом ребёнке - он даёт ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его пе- реход к важному этапу познания себя - человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризо- вать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка - эмоциональное отношение к собст- венному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы.

Самооценка


Сопоставление обра- за реального «Я» с образом того идеала, каким личность хо- тела бы быть


Оценка других людей во мно- гом обусловли- вает самооцен- ку личности


Отношение лич- ности к собствен- ным успехам и не- удачам


Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке.

Мотивы обращения к самооценке


Понимание себя (поиск точных знаний о себе)


Повышение собст- венной значимос- ти (поиск благо- приятных знаний о себе)


Самопроверка (соотнесение соб- ственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими)


Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом:

большинство хотят повысить своё самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью.

Самооценка

Реалисти-

чес1Сая Нереалистичес1Сая


Завышен- ная


Занижен- ная

У людей, ориентиро- ванных на успех


У людей, ориентированных на избегание неудач


Самопознание путём анализа собственной деятель- ности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определённой области, учитывая затраченные на рабо- ту время и усилия, можно определить уровень собствен- ных способностей. Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особен- ности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми даёт большую возможность сравнивать и познавать положи- тельные и отрицательные свойства собственной лич- ности.

Самопознание путём самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ

«Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция) - относительно ус- тойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.


Важным средством познания является самоиспо- ведь - полный внутренний отчёт человека перед са- мим собой о том, что происходит с ним и в нём. Испо- ведь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения

Личные дневни1Си Ан1Сеты Тесты

с записями раз- мышлений, пере- живаний, впечат- лений

Самопознание тесным образом связано с таким явле- нием, как рефлексия (лат. reflexio - обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происхо- дящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения «Я» не обязательно проводить пси- хологические эксперименты.

Самопознание может осуществляться


через самонаблюдение, самоанализ


в процессе общения, иг- ры, труда, познаватель- ной деятельности и т. д.


Самоконтроль и самовоспитание. Познавая собс- твенные силы, человек стремится наилучшим образом использовать их в деятельности. Для этого он контроли-


рует и анализирует собственные движения и действия, поступки и поведение. Благодаря самоконтролю лич- ность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самоконтроль носит оперативный ха- рактер и помогает организовать протекающую в данное время деятельность. Следовательно, он помогает осоз- нать положительное и отрицательное в себе и тем самым определить стратегию будущей жизни.

Самовоспитание открывает новые возможности раз- вития человека. Личность, начинающая работать над со- бой, становится не только объектом, но и субъектом вос- питания, т. е. она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями.

Поведение - совокупность поступков человека, со- вершаемых им в относительно продолжительный пери- од в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятель- ностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков.

Деятельность

Действие - процесс, на- правленный на реализа- цию поставленной цели

Для обозначения поведения человека в обществе ис- пользуется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение - поведение человека в обще- стве, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социально- го поведения, важнейшие из которых следующие.


Основные виды социального поведения Массовое Групповое Просоциальное Антисоциальное Помогающее Кон1Сурентное

Девиантное

(от1Слоняющееся) Противоправное

Массовое поведение - активность масс, не имею- щая определённой цели и организованности, например, мода, паника, стихийные социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение - совместные действия лю- дей в некоторой социальной группе, являющиеся ре- зультатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение - поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения.

Виды социального

поведения, имеющие особую значимость


Связанные с про- явлением добра

и зла, дружбы

и вражды между людьми


Связанные со стремлением добиваться успе- ха и власти


Связанные с уве- ренностью или неуверенностью


В основе видов социального поведения лежат приня- тые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.


Виды социального поведения

Образцы, принятые в обществе

Нравы Обычаи


Типичные, повторяемые множеством людей реакции на определённые события; преобразуются по мере изме- нения сознания людей


Форма поведения человека в определённой ситуации; обы- чаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взя- лись и почему так положено


Привычка

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.