Шаманская болезнь – тяжелый дар духов. Шаманская болезнь симптомы Что такое шаманская болезнь

Шаманизм. Одно из самых противоречивых явлений в магии. Шаманы, как и все что с ними связано, всегда были скрыты за занавесом таен и суеверий.

Само слово «шаман» означает «тот, кто возбужден, тронут разумом».
Считается, что шаманы являются промежуточным звеном между миром духов и повседневной жизнью. Шаманы способны исцелять болезни, предсказывать будущее, управлять погодой и толковать сны.
Шаманы, а ими могут быть как мужчины, так и женщины, иногда наследуют магическую силу, однако чаще всего приобретают её посредствам откровений через сновидения, во время болезни или в периоды нарушения психологического равновесия, которое преодолевается таинственным образом.

Одной из характерных черт шаманизма является «Шаманская болезнь». Именно с нее, как принято считать, начинается становление человека, как шамана.

Шаманский дар, как правило, был тяжким бременем для своего обладателя. В раннем детстве или юности будущий шаман переживал глубокое психическое потрясение, что «пробуждало» шаманскую болезнь. Эта болезнь заключалась в мучительных душевных переживаниях (встречи с духами предков принуждавшими человека начать шаманить) и физическими страданиями (эпилептические припадки, тяжелые формы истерии, неожиданные потери сознания и т.д.). Практически, у человека выбранного духами для шаманского служения выбора не было. Так или иначе, духи принуждали жертву подчиниться. После того как избранник начинал шаманить, болезнь отступала, и страдания прекращались.

О шаманской болезни толком ничего неизвестно. В основном описывается духовный аспект. Переживания и видения шамана.

Например, Мать-Хищная-Птица.

По поверию, она похожа на большую птицу с железным клювом, загнутыми когтями и длинным хвостом. Эта мифическая птица показывается только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Она забирает его душу, уносит ее в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. Этот обряд рассказывает о такой части магии как симпатическая, или магия подобия, съеденный какой-то болезнью, шаман становится с ней как бы един, что позволяет ему понять глубинную причину этой болезни и получить над ней власть. После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается как от глубокого сна.

Существует множество подобных поверий, но все они пронизаны общим смыслом: «человек, проходя сквозь мучения, оказываясь перед ликом смерти, получает знание и силу».

Что касается конкретного физического проявления болезни, то информации крайне мало. Считается, что люди, которым суждено стать шаманами, зачастую имеют особые метки, как родимое пятно, лишний палец, две макушки или нечто подобное. В основном, говорится, что шаманская болезнь выглядит как непонятное недомогание, обостряющееся каждый месяц в новолуние и прекращающееся только с началом шаманской практики.

Самая правдоподобная история шаманской болезни, что я слышала, это история Исаака Тенса:

«Американский индеец по имени Исаак Тенс в возрасте 30 лет начал непроизвольно впадать в транс. Перед ним возникали драматические и часто ужасающие образы духов животных преследующих его. После одного такого экстатического состояния Тенс начал петь: «Песня выходила из меня помимо моей воли, и я никак не мог остановиться. Вскоре я увидел перед собой огромных птиц и разных животных. Они меня звали... Такие видения случаются, когда человек готов стать халааитом (шаманом - целителем)»»

Что касается меня, то мой интерес к шаманской болезни не случаен.
Год назад у меня начались приступы, во время которых, резко падало давление, и снижался уровень лейкоцитов в крови до критического.
Два раза лежала в больнице, но врачи ставили диагноз пищевая инфекция и на том заканчивали разбираться.
Приступы повторялись сначала раз в три месяца, потом в два и вот последние четыре приступа повторяются каждый месяц в одних и тех же числах, на новолуние месяца.
Я не знаю можно ли назвать мою болезнь шаманской, однако, во время нее я могу видеть людей в комнате, их движение, не открывая глаз (причем это меня совершенно не удивляет в «больном» состоянии), стены комнаты будто выгибаются и надуваются. Присутствует общее ощущение нереальности.
Когда приступы были раз в три месяца, то тело полностью восстанавливалось за 5-6 часов. Сейчас, на восстановление уходит, как правило, сутки.
После того, как я начала собирать информацию по шаманской болезни, я очень удивилась тому факту, что к «особым меткам» относят и две макушки, т.к. у меня их как раз столько)))

Снять все признаки заболевания может начало шаманской практики или посвящение в шаманы другим, опытным шаманом, однако таковых поблизости не наблюдается, и я не знаю можно ли как-то иначе справиться с этим недугом.

Шаманизм существует уже очень много лет. По легенде, прародителем могущественного рода байкальских шаманов был орел, превратившийся в человека. Интересно то, что изначально деятельность каждого избранного была направлена только на свое племя. Однако сегодня ольхонские шаманы охотно помогают людям со всего света. Более того, настоящий шаман обязан выручить даже своего врага.

Такое предназначение нельзя выбрать, как профессию в университете. Чтобы стать шаманом, нужно иметь предков шаманов (онгонов) и получить особый знак свыше. Это может быть все что угодно: шестой палец на руке, внезапное видение, тяжелая болезнь. Отказаться от подобного дара тоже не получится – старейшины утверждают, что духи не позволят этого сделать.

Как правило, о своих способностях избранные узнают в период от 6 до 50 лет. Однако опытные шаманы говорят, что слишком молодой возраст не походит для такой деятельности. И даже в 30 лет у человека не хватит знаний, чтобы гарантированно помочь нуждающемуся. Поэтому оптимальным возрастом для проведения обрядов считается 50 и более лет. Но это совсем не значит, что среди молодых не бывает могущественных целителей.

У каждого шамана свой уровень мастерства (всего их 9) и определенные способности. Одни предсказывают будущее, другие лечат от различных болезней, снимают родовые проклятия или венец безбрачия. Шаманы высшего уровня могут даже взлетать.

Что такое шаманская болезнь

Такой загадочный недуг может проявляется по-разному. Бывает так, что человеку постоянно не везет, и он не может добиться успеха ни в карьере, ни в личной жизни. Или же будущий шаман сталкивается с тяжелой алкогольной зависимостью. Некоторые избранные поняли свое предназначение через сны или физическую болезнь. А для кого-то предки приготовили опасные испытания, угрожающие жизни.

Избранный должен стойко вынести все удары судьбы и никогда не падать духом. Ведь призвание обязывает шамана быть сильным и мудрым. Через такой сложный путь будущий шаман как бы перерождается, полностью меняя свою жизнь.

«Симптомы» этой специфической болезни исчезают только тогда, когда избранный принимает свой путь. Отказ от предназначения влечет за собой череду неприятностей как для самого человека, так и для его семьи.

Каково жить с таким даром

Быть настоящим шаманом – тяжелый труд. Это путь, который нельзя выбрать или изменить. Но, принимая свое истинное предназначение, избранные помогают многим людям жить в чистоте и гармонии.

Сегодня как никогда стали популярны туры и экскурсии, в программу которых включено посещение мест силы и проведение шаманских обрядов. Путешественники со всего мира приезжают на Байкал, чтобы обратиться к шаманам и получить ответы на интересующие вопросы.

По возможности шаманы помогают всем. При этом они никогда не станут просить деньги за услуги. Каждый посетитель дает столько, сколько может. Причем оплатой за помощь может быть все что угодно: сладости, спички и прочее.

Если шаман озвучивает вам определенную сумму за обряд, то это серьезный повод усомниться в нем.

Кстати, если вы считаете, что шаман – это отшельник, который обособлен от внешнего мира, то это совершенно не так. Многие современные шаманы пишут научные труды, изучают новости, сочиняют стихи или песни.

Как язычники относятся к церкви

Раньше на Ольхоне были только священные духи природы. Теперь же в этом месте стоит православная церковь, которую построили для местных жителей. Вопреки различным предположениям, шаманы совершенно спокойно относятся к такому явлению. Считая, что батюшка выполняет ту же работу, что и они – помогает людям. А значит, причин для разногласий быть не может.

В Прибайкалье живут представители нескольких конфессий: шаманизм, буддизм, православие. Со временем многие привыкли к таким различиям, и конфликтов на этой почве не возникает. Ведь каждый ищет свой путь.

Особенности одеяния шамана

Если вы видели, как выглядит настоящий шаман, то наверняка остались под впечатлением от такого необычного и эффектного наряда. Они носят костюмы из ярко-синей или, реже, зеленой ткани. Накидка, которая используется для проведения обрядов, называется нэмэргэ, а шапка – майхабша. Главное украшение на груди каждого шамана – зеркала для отражения негативной энергии. Они называются «толи».

Шаманы о туристах на Ольхоне

Мыс Бурхан всегда считался одним из самых загадочных и сакральных мест на Байкале. Его окрестности когда-то населяли небожители. Но сегодня шаманы говорят, что духи покинули это место. Старейшины связывают такое явление с тем, что многие туристы неуважительно относятся к местным святыням. Они посещают места силы не как гости, а как хозяева.

В средствах массовой информации Байкал значится как одно из самых сильных энергетических мест. Это привлекает множество туристов со всего мира, но далеко не все приезжие соблюдают правила поведения на святой земле.

Каждый путешественник обязан беречь и уважать природу и ни в коем случае не вредить ей. Об этом обязательно должны помнить все.

Ещё одна немаловажная и характерная черта для шаманизма - так называемая "шаманская болезнь", припадки, сны и галлюцинации, которые сразу же решают вопрос будущей работы шамана.

Так у индейцев селишей молодой шаман, заболевший шаманской болезнью, удалялся от людей на целых четыре года, постился и подвергал свои физические и духовные силы другим испытаниям, вызывавшим у него видения, в которых он общался с духами. В это время шаман учится контролируемому экстазу. Три стадии транса у индейцев чиппева (оджибве) характеризуются Н.А. Алексеевым как "направленное усилие шамана прийти в соприкосновение с миром духов".

Этой болезнью заболевает обычный человек, перед тем, как стать шаманом. Ее симптомы, в общих чертах, заключаются в том, что человек переосмысливает своё существование и мироощущение. В это время человек часто ведет себя как умалишенный или лежит словно в коме несколько дней. Поступки и импульсы такого человека непонятны окружающим его людям. Традиция говорит, что чем дольше человек болеет этой болезнью, тем более сильный шаман из него получается.

Период шаманской болезни, а именно: посвящение духами и последующее "выздоровление" - обучение, - не являются выражением нервно-психического расстройства, как часто думают. Эти действия социально и культурно запрограммированы, они ожидаются обществом и предписаны его мировоззрением. Все шаманы входят в экстаз и общаются с духами. Состояние экстаза, или транса, вызывается и контролируется самим шаманом, он приводит себя в это состояние сознательно, используя самовнушение, напряжение воли, иногда применяя галлюциногены, например, некоторые виды грибов, дурман или мескалит. Все это свидетельствует против расхожего мнения о том, что шаманы - психически больные люди. Они не более больны, чем творческие личности в нашем обществе - поэты, музыканты, актеры.

Один из якутских шаманов рассказывал, что будущий шаман обычно "умирает", и в течение трех дней лежит в юрте без воды и питья. В прежние времена в таких случаях трижды проводили церемонию "расчленения".

По другим рассказам, у каждого шамана есть Мать-Хищная-Птица. Она похожа на большую птицу с железным клювом, загнутыми когтями и длинным хвостом. Эта мифическая птица показывается только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Она забирает его душу, уносит ее в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. Этот обряд рассказывает о такой части магии как симпатическая, или магия подобия, съеденный какой-то болезнью, шаман становится с ней как бы един, что позволяет ему понять глубинную причину этой болезни и получить над ней власть. После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается, как от глубокого сна.

Иногда инициация шамана проходит так: злые духи уносят душу будущего шамана в преисподнюю и закрывают ее в отдельном доме на три года (для тех, кто станет низшим шаманом, - только на один год). Именно там шаман проходит посвящение. Духи обезглавливают его, голову откладывают в сторону (чтобы кандидат мог собственными глазами видеть свое расчленение) и разрывают тело на мелкие кусочки, которые затем делят между собой (духи различных болезней). Только при таких условиях будущий шаман обретает способность исцелять. Затем его кости покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую кровь.

Согласно одной якутской легенде, шаманы рождаются на Севере. Там растет огромная ель, на ветвях которой находятся гнезда. Великие шаманы пребывают на самых высоких ветвях, средние - на средних, а самые малые - внизу. По мнению некоторых, Мать-Хищная-Птица с орлиной головой и железными перьями садится на Древо, сносит яйца и высиживает их. Для появления на свет великих шаманов требуется три года инкубации, средних - два, малых - один год. Когда душа выходит из яйца, Мать-Птица отдает её для обучения дьяволице-шаманке, у которой только один глаз, одно плечо и одна кость. Она укачивает душу будущего шамана в железной люльке и кормит ее застывшей кровью. Далее появляются три черных "дьявола", которые разрывают его тело на куски, вбивают ему в голову копье, а куски мяса разбрасывают в разные стороны в качестве жертвы. Три других "черта" отрывают ему челюсть: по кусочку для каждой болезни, которую ему предстоит излечить. Если в итоге кому-нибудь из "чертей" не хватает кусочка, то для его замены должен умереть кто-то из членов семьи шамана. Иногда случается, что умирает до девяти родственников.

По другой легенде, "черти" удерживают душу кандидата до тех пор, пока он не усвоит их знания. На протяжении этого времени кандидат болеет. Его душа превращена в птицу или в другое животное, или даже в человека.
На протяжении всей жизни шаманы хранят свою силу в каком-нибудь укромном месте.

… Сила шамана хранится в гнезде, укрытом в листве дерева, и когда шаманы сражаются друг с другом - в облике животных - стараются уничтожить гнездо своего противника…

Важно подметить, что во всех этих случаях главное это то, что шаман перерождается в мире духов, что и дает ему возможность постоянного доступа в их мир. Как правило, с началом шаманской практики шаманская болезнь заканчивается.

Существует понятие – «Шаманская болезнь «, когда духи предков (Онгоны ) , начинают доводить до «избранного» ими потомка, понимание существования параллельной Высшей силы и принятого ими решения, кому они намерены передать свои знания и силу врачевания, кого они определили стать их представителем на земле.

Мало кто испытывал и испытывает радость от такого известия, всячески сопротивляясь и пытаясь уйти от тяжелой ноши. В ответ Онгоны «ломают» его сознание, насылая болезни и неприятности, препятствуют любому начинанию непонимающему потомку. Потомки, как правило, отказываются до определенного момента принимать дар (посвящение), понимая, что, взяв на себя роль духовного проводника, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность перед Духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи.

Видение Онгонов (божественных духов предков) и предсказание, затянувшаяся болезнь, диагноз которой не устанавливается врачами, раздражительность и необоснованная агрессия, проявление нечеловеческой силы и потеря памяти в момент такой агрессии вызывающие ужас и страх у близких и родных, одним словом не естественное поведение человека, все это признаки шаманской болезни, которая может обнаруживаться как у мужчин, так и у женщин, в разном возрасте.

Избранный духами предков шаман узнает о своем избрании либо непосредственно от своих Онгонов , либо по серьезной болезни, от которой он едва не умирает, но излечивается, получив посвящение. В других культурах человека, обладающего задатками шамана, выделяют в ранней молодости, обучают, а затем проводят через обряд посвящения.

Одной из самых распространенных форм избрания будущего шамана является встреча с духами предков, которые, являются ему наяву, во время болезни или при других обстоятельствах и сообщают о его «избрании», и склоняют его к посвящению.

Подтверждением «избранности» шамана может являться какой-либо отличительный знак на теле — тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы, странности в поведении. Считается, что истинный шаман имеет тэнгэрийн тэмдэг , либо лишнюю кость и, что лишь люди, чьи души учились на том свете шаманской грамоте, достигнут высоких степеней и станут хорошими шаманами.

В традиционных обществах, где шаманизм является родовой традицией, «шаманская болезнь» может начаться в любом возрасте – и в 10, и в 45 лет, для нее нет возрастных ограничений. Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только после обряда посвящения.

Ни один живущий человек не может стать шаманом при наличии только одного желания. Прохождение инициаций посвящения в шаманы, развитие экстрасенсорных и целительских способностей у любого человека по мимо божественной воли, неминуемо приводит к серьезной плате за вторжение в закрытую для человеческого сознания невидимую сферу!


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

В глухой бурятской деревне, недалеко от Гусиного озера, в старом доме несколько дней лежал без чувств молодой человек. Два старика рвали на части его тело, драли железными крючками, очищали кости, пускали кровь, выдирали глаза из глазниц...




Нет, это не кадры из фильма ужасов и не заседание клуба маньяков, глумящихся над жертвой. Речь идет об обряде посвящения в шаманы, который по сей день практикуется в Бурятии, Якутии, Хакасии, Туве, на Алтае. Обряд занимает от трех до семи дней. Кандидат в шаманы сначала «умирает», а затем «воскресает» в новом образе. Самый жуткий момент - церемония «расчленения».

Конечно, никто не издевается над беззащитным человеком, вся процедура носит символический характер. Но тот, кого готовят к этой нелегкой «должности», действительно все время лежит в уединении в специальном месте, куда посторонним вход воспрещен. Ему не позавидуешь: голова бедняги раскалывается от боли, ему мерещатся какие-то видения, слышатся голоса, во время сна одолевают кошмары. Но от этого никуда не деться - невозможно стать шаманом без того, чтобы не переболеть так называемой шаманской болезнью.



Шаманы всегда считались посредниками между духами и людьми. Эти колдуны своим умелым заступничеством избавляли людей от недугов, дурной наследственности, проблем в личной жизни. Но шаман шаману рознь. Некоторые могли действовать и во вред человеку: «заражали» недугами, насылали проклятия, а иногда умерщвляли, «съедали» человека. В зависимости от того, какие дела творят шаманы - добрые или злые, они делятся на «поедающих» и «дающих». В старину это разграничение обязанностей соблюдалось особенно строго.

Так или иначе, шаман никогда не получает свой дар просто так, за красивые глаза. Дар нужно заслужить. Многие становятся шаманами, наследуя свой дар от деда, бабки, тетки, реже от отца или матери. Такие шаманы называются родовыми. Если шаманский род прерывается, это большая трагедия. Тогда шаманы ищут среди окружающих того, кому можно передать свой дар. Лучший кандидат - ребенок, родившийся в рубашке.



Из таких детей, считают шаманы, получаются самые даровитые и перспективные ученики. Если ребенок был полностью в рубашке - из него получится великий колдун. Если рубашка закрывала его тело наполовину - из такого выйдет средний шаман. Из рубашки вырезали небольшой овал, натягивали его на каркас и получали бубен. Этот бубен подвешивали над люлькой ребенка. Когда малыш подрастал, бубен зарывали в землю.

Виктор П. не принадлежал к шаманьему роду-племени. Его отец-бурят всю жизнь ходил на лодке по Байкалу - ловил рыбу, коптил ее, сушил, солил и сбывал торговцам-перекупщикам. А вот мать принадлежала к редкой, исчезающей национальности-к тофаларам. В России их не больше 700 человек. Предки матери вели кочевой образ жизни в глухих таежных урочищах Саян, разводили оленей. Мать в детстве от родственников слышала, что кто-то из ее дальней родни шаманил. У тофаларов существовал культ черепов - им они поклонялись, их вышивали на своих одеждах и на повязках, которыми повязывали голову. Уже взрослым Виктор понял, что черепа в качестве украшения на одежде служили его предкам-шаманам защитой от злых духов. Сама мать Виктора к колдовству не имела никакого отношения, разве что колдовала всю жизнь над плитой - у него было два брата и одна сестра.

Виктор был старшим ребенком в семье. Отец предполагал, что ему он передаст все свои знания и умения, и уже с раннего детства брал парнишку с собой «в рейсы». Но однажды в их деревне объявился шаман...

В бурятских деревнях уклад жизни со временем изменился - цивилизация и сюда привнесла свои коррективы, но многое осталось как прежде. В селах люди живут бок о бок и знают друг о друге почти все. И когда в их деревне появился чужой человек, весть об этом быстро разнеслась по всем домам. Говорили, что чужак - непростой человек, а шаман, пришедший сюда с Саянских гор. Он обошел немало мест в поисках того, кому бы мог передать свой дар. Но никто не годился для такой важной миссии. И вот его выбор пал на Виктора - мало того что мальчик родился в рубашке, так еще и по материнской линии он считался тофаларом.



А шаман был как раз этого редкого роду-племени. Когда старик услышал об этом, его прямо затрясло. Он захотел увидеть мальчика и поговорить с его родителями.

Вите тогда едва исполнилось 15 лет. Когда шаман появился в их доме, отец закрылся с ним в одной из комнат и о чем-то долго разговаривал. Много лет спустя Виктор узнал, что отец был категорически против того, чтоб его старший сын занимался колдовством. Но авторитет старого шамана на Байкале был такой большой, что отказать ему мог только безумец. Отцу пришлось повиноваться воле старика. С тех пор жизнь Виктора полностью изменилась.

Рубашки, в которой Виктор родился, у него давно не было. Но это не остановило шамана. Старик позвал мальчика за собой, и тот навсегда ушел из дома. Отныне Виктора стали звать адацла сама - «сделанный из кусков», «надставленный». Любой опытный шаман знает - так называют тех, кто получил свой дар не по наследству. Из таких обычно получаются не самые сильные шаманы, но наставник постарался передать своему ученику все, что знал. И со временем Виктор стал очень сильным шаманом и получил новое имя - Шагай.

Виктор присутствовал при обрядах своего учителя, видел, как он поднимает на ноги больных, вселяет в людей надежду, находит без вести пропавших, читает по звездам судьбу, гадает по линиям руки.

Дар шаманства никогда не достается легко. Каждый, кто вступил на этот тернистый путь, заболевает особой, шаманской болезнью. Иногда она длится несколько недель, а иногда и несколько лет. Старик шаман убеждал Виктора потерпеть: чем дольше тот будет мучиться, тем сильнее станет.

Виктор «болел» долго - четыре года. Большую часть времени он провел в одиночестве, как оно и требовалось по старой шаманской традиции. В это время Виктор учился управлять своими эмоциями и телом. Со стороны такой человек кажется странным - он ведет себя как сумасшедший. Мотивы его поступков непонятны, речь несвязна, действия несогласованны. Чтобы усилить приступы болезни, будущий шаман искусственно вводит себя в состояние экстаза, используя самовнушение, напрягая волю, а зачастую применяя галлюциногены. Это могут быть галлюциногенные грибы или особые травы.

В таком состоянии будущий шаман может не спать по нескольку суток, не есть, не пить, с ним случаются припадки. Откуда у него берутся силы, непонятно. Тем не менее некоторые «кандидаты» показывают чудеса выносливости: поют, танцуют, охотятся в тайге, рыбачат. С Виктором происходило нечто подобное, но что именно - он не помнит. Ему рассказывали, что однажды он упал замертво на кровать, и тогда к нему пришли опытные шаманы. Сначала они подвергали его «пыткам» и «истязаниям» - чтобы его душа покинула тело и улетела в потусторонний мир. Этот момент - самый важный во время рождения нового шамана. Он означает, что шаман «заключил с духами договор» - установил связь, и теперь может камлать - ворожить. Говорят, в такой момент шаман видит - словно со стороны - собственную мать-душу. Такое случается только дважды в жизни. Первый раз - во время его духовного рождения и второй - во время смерти.

После обряда инициации, когда шаман приступает к своим прямым обязанностям, все симптомы странной болезни уходят навсегда. Это означает, что шаман исполнил свое призвание и отныне живет в согласии с волей могущественных духов и предков-шаманов.

Ступени № 18 2011