Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю. Тестовые задания (ЕГЭ) для проверки знаний по экологии

В экзаменационной работе используются разные типы заданий со свободным ответом. Во второй части задания ЕГЭ 35 задание с двумя элементами ответа относятся к заданиям повышенного уровня сложности, предполагают развернутый ответ с двумя элементами и оцениваются от 0 до 2 баллов максимально. Это практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях.

Практика проведения ЕГЭ по биологии и анализ ответов испытуемых позволили выявить наиболее часто допускаемые, типичные ошибки. В ходе исследований были не только выявлены и классифицированы ошибки, но и установлены причины. По которым школьники их допускают.

1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению.

2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.

3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.

4. В заданиях со свободным ответом использование второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу.

Примеры практикоориентированных заданий в материалах ЕГЭ разных лет

1. Инсулин гормон белковой природы – регулирует содержание сахара в крови, при недостатке в организме человека его вводят в виде инъекций. Почему его нельзя принимать в форме капель или таблеток?(1. В органах пищеварения инсулин в таблетках или каплях с до аминокислот, которые всасываются в кровь. 2. Регуляторную функцию инсулин проявляет только сохраняясь в виде белка)

2. Из клубня картофеля вырезали кубик и поместили в дистиллированную воду. Как изменяться размеры этого кубика? Ответ поясните. (1.Размеры кубика из клубня картофеля немного увеличатся. 2.Из-за разности концентрации растворов в клетках и окружающей среде, вода начнет поступать в клетки, увеличивая их объем.)

3. Для получения лекарственных препаратов используют некоторые бактерии и плесневые грибы. Какие особенности этих организмов лежат в основе их использования? (1.Некоторые бактерии и грибы в процессе своей жизнедеятельности выделяют антибиотики и гормоны. 2.Они не требовательны к условиям жизни и быстро размножаются)

4. Почему врачи рекомендуют использовать в пищу йодированную поваренную соль? Объясните какие нарушения возникают в организме при недостатке йода? (Йод необходим для синтеза гормона тироксина в организме человека. 2.При недостатке йода в пище уменьшается выработка гормона тироксина, развивается заболевание щитовидной железы)

5. Какие особенности питания и образа жизни земноводных позволяет привлекать их для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений? Как называется такой способ борьбы? (1.Земноводные ночные хищники, питаются слизнями, насекомыми и их личинками. 2.Такой способ борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений называется биологическим)

6. Назовите возможные причины концентрации кислорода в нижних слоях атмосферы в настоящее время. (1.Сокращение зеленого покрова земли в результате вырубки лесов и гибель фитопланктона из-за загрязнения Мирового океана. 2.Увеличения объема расходования кислорода в промышленности и при использовании транспортных средств)

7. Растение кукуруза имеет два типа соцветий початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? (Початок состоит из женских цветов, в которых образуются плоды зерновки. 2.Метелка состоит из мужских цветов, которые участвуют в оплодотворении)

8. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Какую он функцию выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля? (1.Крахмал является запасным питательным веществом, выполняя энергетическую функцию. 2.Его можно обнаружить, если нанести на срез картофеля капельку йода – появится синяя окраска)

9. Почему в популяциях сохраняются вредные генные мутации. Каково значение этих мутаций для эволюции? (1.Многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяции у гетерозигот 2.В измененных условиях вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными и привести к возникновению новых адаптаций или появлению новых видов)

10. По каким признакам можно определить венозное кровотечение? (При венозном кровотечении кровь имеет темно-красный цвет. 2. Кровь вытекает из раны ровной струей. Без толчков.)

11. Почему в настоящее время к экологическим проблемам относят кислотные дожди и озоновые дыры? Ответ обоснуйте. (1.Кислотные дожди обедняют видовой состав экосистем вызывая гибель ряда видов. 2.Озоновые дыры пропускают ультрафиолетовое излучение, что вызывает вредные мутации у растений и животных)

12. Объясните, почему лейкоциты играют важнейшую роль в иммунных реакциях организма. Где они образуются? (1.Лейкоциты вырабатывают антитела и участвую в фагоцитозе. 2.Они образуются в красном костном мозге, тимусе, селезенке и лимфатических узлах)

13. В какой области научно-практической деятельности человек применяет анализирующее скрещивание и с какой целью? (1. Применяет анализирующее скрещивание в селекции растений и животных. 2.При выведении новых сортов растений и животных, если необходимо выяснить генотип доминатной особи)

14. К каким глобальным изменениям на Земле может привести “парниковый эффект”? Приведите 2 примера. (1.Повышение температуры воздуха, изменение климата. 2.К таянию ледников и затоплению части суши, уменьшению биоразнообразия)

15. Яйценоская порода кур легорн несет яйца почти круглый год – свыше 300 яиц в год, в отличие от диких банкивских кур. Как селекционеры добились таких результатов. Ответ поясните. (1.Селекционеры отбирали кур с высокой яйценоскостью (результат искусственного отбора) 2.Кур с высокой яйценоскость скрещивали между собой, для закрепления этого наследственного признака)

16. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае. (1.Флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью. 2.При вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона).

17. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? (Ферменты теряют свою активность при повышении уровня радиации. Объясните, почему?) (1.Большенство ферментов – белки. 2.Под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента)

18. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы. Возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию? (1.В скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой. 2.Споры сохраняются длительное время жизнеспособность, попав в благоприятные условия организм человека или животного, вызывают заболевание.)

19. В древней Индии подозреваему в преступлении прелагали проглотить горсть сухого риса. Если ему не удавалось, виновность считалось доказанной. Дайте физиологическое обоснование этому процессу. (1.Глотание – сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка. 2.При сильном волнении резко тормозиться слюноотделение, во рту становиться сухо, и глотательного рефлекса не возникает.)

20. В настоящее время в птицеводстве нашли широкое применение гетерозиготные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач. Как их выводят? (1.Бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом, они быстро набирают массу. 2.Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса)

21. Составьте пищевую цепь, используя все названные объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумент третьего порядка в составленной цепи. (1.Перегной – комнатная муха – паук-крестовик – большая синица – ястреб. 2.Консумент третьего порядка – большая синица.)

22. В чем особенность питания сапрофитных бактерий? Почему при их отсутствии жизни на Земле была бы невозможна? (1.Сапрофиты бактерии – редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических. 2.Разлагая органические вещества, они обеспечивают круговорот химических элементов в биочсфере.)

23. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными? (1. Щука и окунь являются хищниками, питаются сходной пищей. 2.Обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях жизни, взаимно угнетают друг друга.)

24. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах малого круга кровообращения у человека. Какая кровь при этом образуется? (1.В крови увеличивается содержание кислорода, уменьшается содержание углекислого газа. 2.Кровь из венозной превращается в артериальную.)

25. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? (1.Уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. 2.Большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.)

26. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему? (1.В соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор. 2.Нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.)

27. Какие особенности сустава делают его прочным? (1.Внутрисоставные связки стягивают суставные поверхности костей. 2.Кости в суставе объедены суставной сумкой, внутри которой поддерживается давление ниже атмосферного.)

28. Смородину, выращиваемую на приусадебных участках, как правило, размножают вегетативным способом. Какая часть растения обычно при этом используется и какие корни и корневая система при этом развиваются? (1.Смородину размножают стеблевыми черенками или отводками. 2.На черенках или отводках развиваются придаточные корни, которые формируют мочковатую корневую систему.)

29. Растения в течении жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните. (1.Испарение, обеспечивающие передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева. 2.Фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества.)

30. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения. (1.У голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет цветков и плодов, а семена развиваются на чешуйках шишек. 2.Орешек – плод покрытосеменных растений, а название “кедровые орешки” условно. Оно связано стем, что семена сибирской сосны имеют плотные деревянистые покровы, выполняющие защитные функции)

31. Какие растения могут вызывать заболачивание леса. Объясните почему? (1.Заболачивание вызывают мхи, например сфагнум. 2.У сфагнума имеются клетки, которые способны накапливать много воды.)

32.Чем объяснить, что у некоторых цветковых растений пыльца созревает раньше, чем раскрывается рыльце пестика? (1.Созревание пыльцы раньше пестика объясняется приспособлением растений к самоопылению или опылению ветром. 2.Если бы было наоборот опыление не происходило.)

33.Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.Клетка сморщится.)

34.В естественных условиях луга обычно зарастают лесом. Объясните, почему в условиях постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. (1.В условиях постоянного ведения сельского хозяйства луга постоянно выкашиваются людьми, что сопровождается уничтожением подроста деревьев и кустарников. 2.На лугах происходит постоянный выпас домашнего скота, который уничтожает подрост, приводит к вытаптыванию растений.)

35.Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему. (1.Сапрофиты – редуценты, они разрушают органические вещества до минеральных, участвуют в круговороте веществ в биосфере. 2.Выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.)

37. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объёму выпитой за это же время жидкости? (1. Часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2. Часть воды испаряется через органы дыхания и через потовые железы.)

38. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? (1. Лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2. лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определённые антигены.)

39. В листьях растений интенсивно протекает фотосинтез. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. (1. Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2. По мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.)

40. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах? (1.Первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 2. Матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.)

41. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы. Почему их называют “придонными фильтрами”? (1. Беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками; 2. Пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

42. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ растению? Ответ поясните. (1. Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2. Восходящему току растения способствует корневое давление, оно возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

43. В ХVII веке голландский учёный Ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. (1. Масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; 2. В процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ)

44. Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.В результате клетка сморщится.)

45. Все клетки растения содержат одинаковое количество хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная об опылении растений. (1. После опыления происходит оплодотворение, в котором участвуют гаметы 1n, 2. При слиянии гамет образуется зигота 2n из которой развивается новое растение.)

46.К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары на территории России? (1. К полному уничтожению некоторых видов животных и растений. 2.К изменению структуры биогеоценоза, нарушению облика ландшафта.)

“Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха”.
Дейл Карнеги

Успехов Вам в подготовке к ЕГЭ!

Литература.

1.Научно-популярный журнал “Биология для школьников”. ООО “Школьная пресса”

2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2007 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2011

3. 2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2008 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2012

4. 3. 2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2009 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2013

5.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2014

6.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2015

7.Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова. Биология Решение сложных заданий Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Москва “Интеллект-Центр” 2014

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Экология в заданиях ЕГЭ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по биологии «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

3 слайд

Описание слайда:

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии Содержательныеразделы Количество заданий Всяработа Часть 1 Часть 2 1. Биология как наука. Методы научного познания 2 1 1 2. Клетка как биологическая система 5-4 4-3 1 3. Организм как биологическая система 4-5 3-4 1 4. Система и многообразие органического мира 4 3 1 5. Организм человека и его здоровье 5 4 1 6. Эволюция живой природы 4 3 1 7. Экосистемы и присущие им закономерности 4 3 1

4 слайд

Описание слайда:

Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2017 года по БИОЛОГИИ Максимальный первичный балл за работу - 59. Номер задания Тема балл 17 Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.Множественный выбор (без рисунка) 2 балла 18 Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.Установление соответствия 2 балла 21 Биологические системы и их закономерности.Анализ данных, в табличной или графической форме 2 балла 26 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях. 3 балла Итого Первичный балл – 9 Вторичный балл - 22

5 слайд

Описание слайда:

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» Содержит задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

6 слайд

Описание слайда:

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется: 1. большим разнообразием видов; 2. разнообразными цепями питания; 3. незамкнутым круговоротом веществ; 4. преобладанием одного – двух видов; 5. влиянием антропогенного фактора; 6. замкнутым круговоротом веществ. Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

7 слайд

Описание слайда:

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется: 3, 4, 5 - характеризует агроценоз, 1, 2, 6 - естественный биогеоценоз. Ответ: 345

8 слайд

Описание слайда:

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) Алгоритм выполнения заданий на умение проводить множественный выбор: читаем вопрос; не глядя на предложенные варианты, даем максимум возможных ответов; выбираем 3 правильных ответа из предложенных; возможно, среди предложенных будут ответы, которые вы не рассматривали, - оцените их правильность; запишите 3 цифры по порядку возрастания.

9 слайд

Описание слайда:

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2) А) прибрежная растительность; Б) карп; В) личинки земноводных; Г) фитопланктон; Д) растения дна; Е) большой прудовик. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму) A Б В Г Д Е

10 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2) Продуценты - растения, консументы - животные. Ответ:122112 A Б В Г Д Е 1 2 2 1 1 2

11 слайд

Описание слайда:

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия Алгоритм решения заданий на умение устанавливать соответствие: читаете вопрос, устанавливаете область необходимых знаний; строго по порядку к А подбираете 1) или 2); записываете в таблицу цифру; переходите к Б, В, Г, Д, Е и повторяете алгоритм решения; записываете получившуюся последовательность цифр в бланк без пропусков и запятых; будьте внимательны!

12 слайд

Описание слайда:

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме Изучите график зависимости численности белок от урожая семян ели. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений. Численность белок зависит от урожая семян ели. Одна из причин популяционных волн - обильная кормовая база. Снижение численности белок влечет снижение урожая семян ели. Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

13 слайд

Описание слайда:

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме Изучите график зависимости численности белок от урожая семян ели. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений. Численность белок зависит от урожая семян ели. Одна из причин популяционных волн - обильная кормовая база. Снижение численности белок влечет снижение урожая семян ели.

14 слайд

Описание слайда:

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме Алгоритм решения заданий на анализ данных, в табличной или графической форме: читаем вопрос; переходим к графику, характеризуем оси; если оси имеют обозначение только x, y, подписываем карандашом размерность из задания; вычисляем и подписываем карандашом масштаб рядом с графиком; методом восстановления перпендикуляров находим искомую величину, даем ответ; в некоторых заданиях исследуются интервалы по тому же алгоритму

15 слайд

Описание слайда:

Задание 26. Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации. Инструкция по решения заданий на обобщение и применение знаний в новой ситуации экологических закономерностях: Читаем вопрос Выписываем максимальное количество вариантов ответа на вопрос Выбираем два-три наиболее подходящие варианта ответа

16 слайд

Описание слайда:

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойств Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

17 слайд

Описание слайда:

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойств 1) самовоспроизведение, в основе которого лежит способность организмов к размножению; 2) устойчивость, способность выдерживать изменения, вызванные различными факторами; 3) саморазвитие, т. е. восстановление, смена сообществ.

18 слайд

Описание слайда:

Задание из сборника под ред. Г.С. Калиновой Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра. Пояснение. Для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра. В клетках багрянок содержится красный пигмент (фикоэритрин), который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

19 слайд

Описание слайда:

Ячмень, выращенный при разной длине дня: 1 – 16-ти часовой день; 2 – 10-ти часовой день; 3 – 8-ми часовой день Задание. К какой группе по необходимой длительности светового периода относится ячмень? Ответ поясните. Пояснение. Ячмень относится к длиннодневным растениям, так как для цветения и плодоношения ему необходимо более 12-ти часов светового дня.

20 слайд

Past Simple - простое прошедшее время
Past Simple (простое прошедшее) - одно из самых распространенных времен в английском языке. С помощью Past Simple мы можем передать события, происходившие в прошлом, а в некоторых случаях и события в настоящем. Поэтому на любом уровне владения английским языком вы узнаете что-то новое о Past Simple .
Как образуется Past Simple
Утверждение
Для того чтобы образовать Past Simple , мы добавляем к глаголу окончание -ed , если глагол правильный (work - worked , learn - learned , ask - asked ). Если глагол неправильный, то мы ищем форму для Past Simple во второй колонке таблицы неправильных глаголов. Скорее всего, на первых порах вам будет трудно сразу определить, какой перед вами глагол. Неправильный глагол вы найдете в таблице. Если же его там нет, он правильный. Отрицание
В отрицательном предложении в Past Simple появляется вспомогательный глагол did (вторая форма неправильного глагола do ) и частица not . В английском предложении только один глагол может быть в прошедшем времени, поэтому, как только появляется did , основной глагол принимает форму инфинитива без частички to (go , look , feel ). В разговорной речи did и not объединяются, образуя сокращенную форму didn’t :

  • He didn’t tell .
  • We didn’t discuss .
Вопрос
Чтобы задать вопрос в Past Simple , мы ставим на первое место did , после него подлежащее, потом основной глагол. Глагол to be в Past Simple
Как вы уже знаете, to be - это неправильный глагол, поэтому форму прошедшего времени надо запомнить. Но в прошедшем времени у него не одна форма, как у всех остальных глаголов, а две: was (для существительных и местоимений в единственном числе) и were (для существительных и местоимений во множественном числе). В отрицании was (were ) объединяется с not и образует сокращенную форму:
  • I wasn’t at work .
  • They weren’t happy .
Употребление Past Simple
Сразу обратим внимание на то, что основные функции Past Simple и Present Simple совпадают. Нам необходимо только перенести действие из настоящего времени в прошлое.
  1. Past Simple показывает факт в прошлом или единичное действие, которое закончилось в прошлом.
Здесь часто используются слова, указывающие на время действия: yesterday (вчера), two weeks ago (две недели назад), the other day (на днях), a long time ago (давно), last month (в прошлом месяце), in 2010 (в 2010 году), on Monday (в понедельник), during my holidays (во время каникул) и т. д. Эти слова обязательно должны обозначать законченный период времени.
I saw him yesterday . - Я видел его вчера . (единичное действие в прошлом, вчера уже закончилось)
The Titanic sank in 1912 . - Титаник затонул в 1912 году . (факт)
He went to Italy last month . - Он ездил в Италию в прошлом месяце . (единичное действие в прошлом)
Слова, указывающие на время действия, могут не использоваться в этой функции.
She spoke to him in a low voice. - Она тихо говорила с ним. (единичное действие в прошлом)
Aivazovsky painted “the Ninth Wave”. - Айвазовский написал картину «Девятый вал». (факт)
  1. Также Past Simple используется для того, чтобы описать состояние в прошлом.
They were friends many years ago. - Они были друзьями много лет назад. (сейчас они не друзья)
That museum had a great collection of paintings. - В том музее была огромная коллекция картин. (сейчас в музее нет огромной коллекции)
  1. Мы употребляем Past Simple , чтобы рассказать о старых привычках и повторяющихся действиях. Эти действия неоднократно происходили в прошлом, но сейчас уже не совершаются. В таких предложениях могут стоять наречия often (часто), sometimes (иногда), always (всегда) и т. д.
We took evening courses two years ago . - Мы ходили на вечерние курсы 2 года назад . (сейчас мы не ходим на вечерние курсы)
He always bought newspapers on Sunday. - Он всегда покупал газеты по воскресеньям. (сейчас он не делает этого)
    • Мы также можем использовать конструкцию used to, если говорим о старых привычках.
  1. Мы используем Past Simple , когда рассказываем историю или перечисляем несколько событий, которые происходили одно за другим в прошлом.
She came in , sat at the table, and started writing. - Она вошла , села за стол и начала писать.
He entered the café, he ordered a cup of tea and a piece of cake. - Он вошел в кафе, заказал чашку чая и кусок пирога.
Где еще встречается Past Simple?
  1. Мы используем Past Simple , чтобы рассказать детали какой-то новости или какого-то события, произошедшего в нашей жизни. Саму новость мы сообщаем во времени Present Perfect . Мы можем использовать и другие прошедшие времена, чтобы рассказать детали, но Past Simple употребляется в этих случаях чаще других.
I’ve hurt my leg. I fell off a ladder when I was repairing the roof. My telephone rang unexpectedly. - Я поранил ногу. Я упал с лестницы, когда чинил крышу, потому что внезапно зазвонил телефон.
I’ve got this job. It was a hard and exhausting interview, but it turned out that I was a perfect applicant. - Я получил эту работу. Это было тяжелое, изнуряющее собеседование, но оказалось , что я идеальный кандидат.
  1. Past Simple употребляется в придаточных времени после союзов after (после того как), before (до того как), when (когда), until (пока не), as soon as (как только). В таком предложении Past Simple показывает законченное действие в прошлом.
As soon as she graduated from the university, she found a suitable job. - Как только она окончила университет, она нашла подходящую работу.
He was astonished when I told him the news. - Он был поражен, когда я сообщил ему эту новость.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к ЕГЭ. Экология.

7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение 7.2 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем 7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы 7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и со средой их обитания

1. Установите соответствие между признаками животных и средами жизни, в которых эти признаки сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Признаки животных Среды жизни А)подвижные веки 1)водная Б)жабры с жаберными крышками 2)наземно-воздушная В)тазовый пояс Г)шейный отдел позвоночника Д)боковая линия Е)двухкамерное сердце

Экологические факторы Климатические – влияние света, температуры и влажности Геологические – землетрясение, извержение вулканов, движение ледников, сход селей и лавин и т.д. Орографические – особенности рельефа местности, где обитают изучаемые организмы Фитогенные – влияние растений Зоогенные – влияние животных Микогенные – влияние грибов Микробогенные – влияние микроорганизмов, особенно бактерий и вирусов Сознательные действия – воздействия, которые были заранее запланированы Случайные действия – воздействия, которые не были заранее запланированы Абиотические факторы неживой природы Биотические факторы живой природы Антропогенные факторы, вызванные деятельностью человека

2 .Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ А)повышение давления воздуха 1)абиотический Б)конкуренция за территорию между растениями 2)биотический В)изменение численности популяции в результате Эпидемии Г)изменение рельефа экосистемы Д)взаимодействие между особями одного вида

4. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят. ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА А)железобактерии 1)продуценты Б)серобактерии 2) консументы В)кишечнополостные 3) редуценты Г)простейшие Д) синезеленые (цианобактерии) Е)плесневые грибы

5. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

6 .Установите соответствие между природными объектами и веществами биосферы, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ А)нефть 1)биогенное Б)почва 2) биокосное В)торф 3)живое Г)морская корненожка Д)каменный уголь Е)природный газ

7 .Установите соответствие между природными объектами и веществами биосферы, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ А)антрацит(каменный уголь) 1)биогенное Б)глина 2) биокосное В)торф 3)косное Г)базальт Д)гранит Е)ил

8. Установите последовательность групп организмов в порядке уменьшения их численности в экосистеме в соответствии с правилом экологической пирамиды. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1)Растительноядные насекомые 2)Хищные насекомые 3)Хищные млекопитающие 4)Травянистые растения 5)Насекомоядные млекопитающие

9 .Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы. 1)Увеличение численности лосей и зубров 2) Вытаптывание растений туристами 3)Увеличение нор грызунов 4)Сбор редких растений для букетов 5)Вырубка дуплистых деревьев 6)Загрязнение среды обитания растений.

10. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Экология как отрасль биологической науки изучает. 1)Условия жизни организмов 2)Микроэволюционные процессы 3)Взаимоотношения организмов 4)Положение видов в системе органического мира 5)Закономерности индивидуального развития организмов

11 .Установите соответствие между примерами и типами экосистем, которые этими Примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОСИСТЕМ А)березовая роща 1)естественная Б)дубрава 2)искусственная В)банановая плантация Г)яблоневый сад Д)лесной ручей Е)ржаное поле

12. Установите соответствие между характеристиками и экосистемами, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ А)незамкнутый круговорот веществ 1)широколиственный лес Б)преобладание монокультур 2)картофельное поле В)большое разнообразие видов Г)ослабленное действие естественного отбора Д)использование наряду с солнечной энергией Дополнительной энергии Е)разнообразные сети питания

13 . Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты. 1) инфузория-туфелька 2) сенная палочка 3) чайка 4) рыба 5) моллюск 6) ил

14. Установите соответствие между характеристиками и типами экосистем, К которым эти характеристики относят: к каждой позиции, Данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Характеристики Типы экосистем А)короткие цепи питания 1)биоценозы Б)разветвленные цепи питания 2) агроценозы В)незамкнутый круговорот веществ Г)преобладание монокультуры Д)большое видовое разнообразие Е)высокий уровень саморегуляции

15 .Установите соответствие между процессами и функциями живого вещества в биосфере, которые их иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Процессы Функции живого вещества в биосфере А)поглощение кислорода в результате дыхания 1)газовая Б)поглощение углекислого газа при фотосинтезе 2)концентрационная В)накопление кремния в побегах хвоща 3) окислительно - Г)образование известкового скелета у морских корненожек восстановительная Д)выделение паров воды при транспирации Е)превращение глюкозы в углекислый газ и воду

16. Установите соответствие между животным и его ролью в саванне: к каждой п озиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Животное Роль в саванне А)антилопа 1) консумент первого порядка Б)лев 2) консумент второго порядка В)гепард Г)носорог Д)страус Е)гриф

17. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1.Для каждого вида существует оптимум, зона угнетения и пределы выносливости в отношении каждого фактора среды. 2.За пределами выносливости жизнедеятельность организма минимальна. 3.Диапазон изменчивости фактора, в пределах которого возможна жизнедеятельность,- д иапазон выносливости, или экологическая валентность. 4.Диапазон выносливости у разных видов одинаков. 5.В пределах одного вида все организмы имеют одинаковую экологическую валентность. 6. Если интенсивность одного из действующих на организм факторов отклоняется от оптимальной величины, организмы испытывают угнетение несмотря на присутствие остальных факторов.

18 .В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

19. Объясните,какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

20. Установите последовательность ярусов в лесу,начиная с самого нижнего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1)рябина, клен, яблоня 2)кислица, ландыш, крапива 3)шиповник, калина, жимолость, боярышник 4)мхи, лишайники, грибы 5) дуб, липа

21 .Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных мер увеличивают устойчивость бисферы? 1)Сохранение видового разнообразия 2)Создание искусственных экосистем 3)Предотвращение загрязнения окружающей среды 4)Борьба с вредителями растений 5)Сокращение численности хищников 6)Сохранение исчезающих видов

22 . На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания?

23 . Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?

24.В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт?

25.В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?

26.Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение?

27.Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается?

28.Установите последовательность. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи располагаются указанные организмы. A)лягушка Б) еж B)голый слизень Г) капуста

29. Выберите три верных ответа из шести. В водной экосистеме, по сравнению с наземной 1)Стабильный тепловой режим 2)Низкая плотность среды 3)Изменение спектра света с глубиной 4) Высокое содержание кислорода 5)Резкое колебание теплового режима 6)Низкая прозрачность среды

30 .Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?

1. Уменьшение массы органического вещества в экосистеме при переходе с одного пищевого уровня на другой называют 1)сетями питания 2)правилом экологической пирамиды 3)цепями питания; 4)круговоротом веществ 2. Какие организмы в цепях питания водоёма относят к потребителям? 1)цветковые растения; 2) цианобактерии 3)водоросли; 4)моллюсков 3. Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов? 1) плодовый сад; 2) дубрава 3) хвойный лес; 4) пойменный луг 4 . Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам- производителям? 1) потребляют готовые органические вещества 2) разлагают органические вещества 3) создают органические вещества из неорганических 4) участвуют в круговороте вещества 5. Какой организм является недостающим звеном в данной пищевой цепи: водоросли – … – окунь – цапля? 1) щука; 2) ряска 3) чайка; 4) плотва


Решаем задачи С5

Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С,
о чем говорят во время проверки работ их пустые бланки. Напрасно, конечно, вопросов здесь мало и все они повышенной сложности, но ведь и «стоят» они в три раза больше, а самое главное, не так уж они и сложны. Если вы посмотрите на них, то заметите, что в большинстве своем они подобны, поэтому для подготовки к решению задач важно отрабатывать алгоритмы решения. Я предлагаю попробовать взяться за них всерьез так как при малой затрате времени можно получить дополнительные баллы.

Начнем рассматривать задачи С5. Анализируя экзаменационные работы можно заметить, что в пятое задание включен материал из экологии (экологические пирамиды и цепи питания) и молекулярной биологии (энергетический обмен веществ и реализация генетического кода).

Сегодня мы рассмотрим решение экологических задач, для этого необходимо знать, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем

Первый трофический уровень представлен автотрофами или продуцентами, например растениями, так как они производят первичную органику. Живые организмы – гетеротрофы, которые питаются автотрофами (растительноядные) называются консументами первого порядка и находятся на втором трофическом уровне, на третьем уровне располагаются консументы второго порядка – это хищники, они питаются консументами первого порядка. Цепь питания может включать консументов третьего, четвертого… порядка, но следует отметить, что более пяти трофических уровней в природе почти не встречается. Заканчивается цепь, как правило, редуцентами, это сапрофиты, разлагающие органику до простых неорганических веществ (грибы, бактерии, личинки некоторых насекомых).

Живые организмы, поедая представителей предыдущего уровня, получают запасенную в его клетках и тканях энергию. Значительную часть этой энергии (до 90%) он расходует на движение, дыхание, нагревание тела и так далее и только 10% накапливает в своем теле виде белков (мышцы), жиров (жировая ткань). Таким образом, на следующий уровень передается только 10% энергии, накопленной предыдущим уровнем. Именно поэтому пищевые цепи не могут быть очень длинными.

При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и показать стрелками с какого уровня была получена энергия.
Например: В лесном сообществе обитают: гусеницы, синицы, сосны, коршуны. Составьте пищевую цепь и назовите консумента второго порядка.
Ответ: сосна -> гусеница -> синица -> коршун. Консумент второго порядка синица.

Рассмотрим еще один тип экологических задач.
Пример: На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Экологические пирамиды, это один из способов изображения пищевых цепей. Так как продуцентов всегда больше, следовательно, первый уровень представляет более широкое основание, на последующих уровнях будет находиться все меньше и меньше организмов и поэтому изображение приобретает вид пирамиды. Зная это, можно легко решить задачу.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х — 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Есть одна маленькая хитрость, которая может помочь упростить весь процесс, особенно тем кто не очень дружен с математикой. Если внимательно присмотреться к решению, то можно заметить, что в числе, обозначающем каждый новый результат, добавляется один нуль. То есть оно умножается на 10. Если вам будет необходимо выполнить обратное действие (высчитать какую массу будет иметь дельфин, если в море обитает 300 000кг планктона), то необходимо каждый раз при переходе на следующий уровень убирать нуль.

Задачи

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.