Развитие ребенка 7 8 месяц. Резкий скачок развития ребенка: что в семь месяцев должен уметь делать малыш. Что умеет делать кроха

Вес тела. Ребенок в этом возрасте набирает в среднем 500 г в месяц,примерно по 100-125 г в неделю. Это половина того, что добавлялось к весу младенца в течение 2-го и 3-го месяца. Но именно такое развитие в 7 месяцев считается нормальным. Если малыш и дальше набирал 850-1050 г в месяц, то в 10-летнем возрасте он весил бы 126 кг!

Если мать пытается сравнивать вес своего ребенка с цифрами, приведенными в книгах, она не должна забывать, что те таблицы показывают средние величины, установленные на основании наблюдения над многими-многими детьми. У некоторых детей вес тела и линия (кривая) его рост не подпадают ни под одну из таблиц. Ошибочно было бы причислять к «дистрофиков» или «анормальных» детей, которые весят на 400-500 г меньше, чем об этом говорится в книгах. Дети грудного возраста (и старше), которые все время движутся, никогда не бывают полными. Лучше пусть ваш ребенок будет «худым», но полон сил, веселый и быстроногий, имеет хорошо развитые мышцы и редко болеет, чем «полный» и «красивый», но неповоротливой, восприимчив к любой болезни!

Общая подвижность

а) Лежа на спине. Когда мать кладет сытого и здорового малыша на спину, желательно на вполне горизонтальную и твердую плоскость (лучше на стол), ребенок немедленно поворачивается то на одну, то на другую сторону. Многим легко удается перекинуться на живот.

Ребенок протягивает обе руки и одновременно поднимает голову — этим показывая, чтобы его взяли: когда ребенка берут за руки, он почти самостоятельно подтягивается вверх. Конечности выпрямляются свободно, нет зажатости, односторонней расслабленности (флексии или экстензии).

б) Лежа на животе, ребенок поднимает голову, переносит центр своего веса, подтягивает нижние конечности под живот, пытаясь встать, но падает назад. Малыш непрестанно повторяет это новое для него движение. Лежа на животе, ребенок «крутится» вокруг себя, ползет назад, когда хочет продвинуться вперед. Протягивает руку, чтобы схватить какой-то предмет. Иногда малыш выпрямляет обе руки и опирается на ладони, локоть.

в) Положение сидя. Если ребенку дают возможность подтянуться и сесть (держась за мизинцы маминых рук), он сидит заметно стабильнее и может опираться на свои руки.

Надо поддерживать ребенка, когда он уже сидит? Малыш научился хорошо сидеть самостоятельно, но ему лучше, когда его поддерживают сзади, особенно, если он долго сидит. На 1-2 часа малыша можно сажать на специальный детский стул, где есть опоры для рук и спины, а потому он может полностью отдаться забаве.

Вращение, ползания, «хождение на карячках »

Следует подчеркнуть, что в двигательном развитии ребенка в 7 месяцев (развитии моторики) различают четыре стадии: «ползания», «вращение вокруг своей оси», «хождение накарячках» и «хождение на ножках».

В общем развитии нужно наблюдать за другими достижениями в эволюции движений, таких, например, как «поворот» (на тот или иной бок, в обе стороны, со спины на живот и обратно), «вращение» вокруг оси с опорой на одну или обе руки и т.д.. Большинство детей в своем развитии на 7-м месяце не могут стать в положение « корточки». Они пробуют двигаться с помощью вращения, (например, чтобы получить какой-то предмет), но в результате зачастую продвигаются не впе-ред, а назад. Другим детям удается только «вращаться» вокруг себя. Малыши счастливы, что достигли таких успехов, они повторяют и повторяют это упражнение, чем вызывают беспокойство всей семьи.

В этом возрасте наблюдается хорошая способность к вытягиванию, выравнивание тела и конечностей. Независимо от того лежит ребенок хоть на спине, хоть на животе (особенно в этом положении), он тянется каждой частью тела, пытаясь продвинуться вперед или назад. Нередко во время этих попыток некоторым детям везет опереться на вытянутые руки и подвести нижние конечности под живот — таким образом малыш пытается перейти от стадии «вращения» до стадии «хождение накарячках».

д) Поддерживая под мышки, ставим на ножки. Если мать берет малыша под мышки и подводит его на ноги, он становится, опираясь на кончики пальцев или (реже) на всю ступню, пробует перенести (и не без успеха) вес тела, сгибает и разгибает последовательно суставы нижних конечностей (колени, бедра, голени). Вес тела ребенку удается переносить лишь на короткое время. Мы обращаем внимание родителей на то, что нельзя оставлять ребенка без опоры; так же нельзя с помощью упражнений пытаться ускорять совершенствование этой нейромоторной способности. Ребенка нельзя оставлять держаться без помощи только после того, как он научится хвататься и держаться за сетку кроватки или манежа и вставать на ноги самостоятельно.

Совершенная подвижность

Схватывания. В этом возрасте ребенок пробует передвигаться с любого положения, пытается «наладить» равновесие между туловищем и конечностями (часто ему это не удается), чтобы дотянуться и схватить какой-то предмет поблизости. Ребенка привлекают в основном яркие вещи. Он хватает как крупные, так и мелкие предметы, но в этом хватание пока работает ладонями, хоть и выполняет это движение все лучше. Малыш также протягивает руку, пытаясь схватить предмет, удаленный от радиуса его действия. Очевидно, зрение хочет большего, чем ребенок может выполнить по уровню развития своей подвижности. Руки не сжаты, пальцы готовы к изящной работе. Схватывания предметов напоминает «работу гвоздодера». Добыв дело, ребенок рассматривает ее («усваивает глазами»). Руки могут соединяться на средней линии. Ребенок играет и руками и ногами, он касается различных вещей и учится выделять приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом ребенок выражает удовлетворение или неудовлетворение.

Речь. Ребенок произносит первые четкие слоги: «да-да», «ба-ба», «да-да», «ма-ма». Произносит звуки различных оттенков; следует, повторяет и изменяет звуки, много и с удовольствием «рассказывает» своим языком.

Социальный контакт. Взгляд становится как бы«доказательным». Это означает, что ребенок вырабатывает контакт с окружающим миром через глаза, взгляд. Радуется, когда узнает знакомых. Чужих рассматривает с недоверием. Кажется, что ребенок застенчив, но он не умеет «отказывать» незнакомым людям. Радуется, видя свое отражение в зеркале. Внимательно слушает и соответственно реагирует на интонацию голоса (доброжелательную или строгую), т.е. радостно или недовольно.

Слух. Ребенок возвращается к источнику шума. Она слышит и повторяет собственные звуки. Следует посторонние звуки.

Зрение и движения глазных яблок. В этом возрасте в развитии ребенка 7 8 месяцев заметна хорошая координация мышц глазных яблок и управления движением рука-глаза. Ребенок долго смотрит на тот или иной предмет, наблюдает за людьми, находящихся вблизи. Он уже не «косит», но иногда, когда ребенок смотрит в сторону, «один глаз отстает от другого».

Вывод. На 7-м месяце продолжается процесс стабилизации физических достижений ребенка и процесс становления его личности. Большинство младенцев в этом возрасте хорошо сидит, но есть дети, которые «шатаются» или «падают» через 1-2 минуты, так они еще требуют подпорки. На 1 — 2 часа их можно сажать на детский стульчик или кресло, но таким образом, чтобы между спиной и ножками образовался прямой угол.

Благодаря развитию подвижности на 7 8 месяце, ребенок вырабатывает новые способности в исследование окружающей среды. Он хорошо контролирует движения и положения головы; все увереннее возвращается из стороны в сторону, некоторые начинают в этом возрасте отползать. Ребенок обладает полной способностью к зрительного, касательного и слухового восприятия.

В этом возрасте некоторые дети становятся робкими и менее общительными. Это не значит, что они чего-то боятся; нет, это признак того, что малыш начинает понимать разницу между близкими и посторонними людьми и соответственно на это реагирует. К человеку, хорошо ему знакомым, ребенок улыбается, к чужим, незнакомым относится сдержанно. Когда говорят о враче или патронажной сестре, которая недавно делала малому укол, он горько плачет.

Некоторые малыши, очевидно, не знают такого периода «робости», тогда как у многих он очень заметен. Поэтому с этим чувством надо считаться. Ребенка не стоит заставлять, чтобы он шел на руки к незнакомым людям, когда это ему неприятно и она сопротивляется. Можно убедиться, что эта сдержанность или робость проходит, когда ребенок чаще общается с посторонними лицами, однако еще допускается очень ограничено и ненадолго.

Робость — это тоже определенный этап в развитии ребенка на 7 8 месяце , его еще называют «избирательной общительностью». Если родители с этим считаются и не придают особого значения, то можно надеяться, что в будущем ребенок не будет слишком застенчивым.

Семь месяцев

Мир ребенка

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, «разговаривает» с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел.

Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.

В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.

Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.

Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.

Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.

Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.

В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

Каждый день в репертуаре ребенка появляются все новые и новые звуки. Интересно, что при этом исчезли некоторые гласные звуки, характерные для двух-трехмесячного младенца. Теперь ребенок отдает предпочтение согласным и может произнести сразу несколько звуков подряд. Часто малыш обнаруживает какой-нибудь особенный звуковой ряд и использует его в течение целой недели, прежде чем перейти к другому.

Семимесячный ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку папе, затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку, спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжить игру, его действия можно сравнить с тем, как он вел себя во время описанных выше «диалогов» с родителями. Ребенок может затеять подобную игру с незнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет к этому интерес.

Несмотря на готовность заводить новых друзей, ребенок продолжает недоверчиво относиться к незнакомым людям. Он не только выражает неудовольствие при неожиданном появлении незнакомого гостя, но и не перестает стесняться, даже если тот остается с ним рядом в течение некоторого времени. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо различает знакомые и незнакомые лица и вместе с тем становится более восприимчив к разным выражениям лица и оттенкам голоса. Когда взрослый строго говорит ребенку «нет», малыш прекращает свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.

Слушаем магнитофон Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.

Игрушки, с которыми можно играть Дети любят играть, находясь в разных положениях -сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.

Имена игрушек Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия Покажите малышу картинки. Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и «почитайте» ему.

Кукла в зеркале Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.

Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.

Падающий шарик Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Развитие координации

Как сохранить равновесие Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.

Покачайте малыша вверх и вниз Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего «прыжка».

Игра с надувным мячом Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.

Перетягивание каната Поиграйте с малышом в «перетягивание каната». Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.

Принятие решений

Игрушка с тесемкой Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли «танцевать».

Маленькие мячики Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.

Стукнем друг о друга Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.

Спрятанная игрушка Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.

В какой руке? Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания

Плавающие игрушки Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.

Плавание на спине Наполните ванночку на 5-- 10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.

Игрушка для переодевания Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.

Пойте малышу песенки Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.

Вот как мы моем наши ножки,

Наши ножки, наши ножки,

Вот как мы моем наши ножки

Рано по утру.

Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.

Чашка в ванне Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления

Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.

Рисунки пальцем Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.

Дайте малышу спагетти Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.

Без посторонней помощи Д айте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности. Время отдыха

Почитайте малышу книжку В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: «Посмотри на этого малыша и потрогай его». Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.

Выключаем свет Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: «Свет погас». Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Для любого родителя важно развитие ребенка в 7 месяцев, ведь это тот этап, когда меняется питание малыша, происходят физические и психические изменения мальчика или девочки. Чтобы правильно подойти к обучению и воспитанию маленького человека, нужно посоветоваться со специалистами, быть терпеливыми и настойчивыми. Кроха уже многое понимает в этом возрасте и все чувствует, много беспокойства ему доставляет появление зубов.

Физическое развитие ребенка в 7 месяцев

Семимесячный малыш хочет больше двигаться, рассматривать окружающий мир. Он видит какую-нибудь цель, может с интересом наблюдать и стремительно к ней ползти. Для развития ребенка в 7 месяцев характерны попытки вставать, опираясь на диван, кресло или другой устойчивый предмет. Ходить малыш пока не может, пытается только переставлять ножки, а вот уметь переворачиваться должны все детки. Многие родители начинают ставить детей в ходунки.

Вес

В первые месяцы жизни малыши очень стремительно набирают вес. Детям уже не хватает грудного молока для полноценного запаса энергии. К семимесячному возрасту прибавка массы тела во многом зависит от того, какой прикорм и в каком количестве вводится ребенку. Согласно медицинским наблюдениям, вес мальчиков составляет 6,7-10,3 кг, а девочек – 6-9,8 кг.

Рост

Еще один важный показатель в физическом развитии ребенка – это рост. Все детки растут в разном темпе, но существуют нормы, на которые можно ориентироваться, наблюдая за состоянием ребенка. Для развития ребенка в 7 месяцев характерны следующие нормы: рост мальчика должен составлять 64-74 см, а девочки – 62-72 см. Это не жесткие рамки, допускаются и отклонения.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Развитие малыша в 7 месяцев отличается от его умений в 3-4 месяца. Он активно интересуется окружающим миром, людьми, которые находятся вокруг него. Ему интересны все предметы, которые он видит. Игрушки становятся незаменимыми, когда малыш бодрствует, гуляет. Однако общения с живыми людьми не заменит никакой предмет. Малыш по-прежнему требует много внимания от мамы и папы, интересуется приходящими в гости людьми.

Двигательные навыки

Каждый ребенок индивидуален, развивается по своему ритму. Некоторые детки могут уже научиться ползать и вставать, другие же сразу начинают ходить. Координация движения пока плохая, но некоторые навыки ребенка в 7 месяцев уже развиты:

  1. Сидеть без поддержки людей.
  2. Садиться из лежачего положения.
  3. Ползать на животе, не отрываясь полностью от поверхности, на которой лежит.
  4. Лежать на животе, тянуться одной рукой за интересными игрушками, опираясь при этом на другую.
  5. Перекладывать погремушки из одной руки в другую, играть с мячиком.
  6. Изучать детскую книжку.
  7. Ребенок самостоятельно держит бутылочку и поднимает ее, если уронил, стучит игрушками, следит за яркими предметами.
  8. Некоторые дети самостоятельно встают на колени или на ступни, держась за какую-либо опору.
  9. Поворачиваются из стороны в сторону.
  10. Переставляют ножки при поддержке взрослых, имитируя ходьбу.

Речевая активность

Развитие ребенка на 7 месяце жизни – важный период, когда малыш начинает лепетать. Он стремится повторять слоги, похожие на слова: ма, па, ба, да, та и т.д. Этот период важен для становления речи, поэтому нужно активизировать малыша на лепет. Основное, что может делать мама, – это брать ребенка на руки, и спокойно произносить основные слоги, показывая, как шевелятся при этом губы. Малыш будет стараться повторять звуки.

Что понимает ребенок в 7 месяцев

На 7 месяце малыш осознает уже очень много: он привыкает к обстановке, к окружающим людям, предметам. В его эмоциональном развитии можно заметить следующие особенности:

  1. Понимает многие слова, может показывать пальчиком на те предметы, которые ему знакомы.
  2. Он понимает, когда к нему обращаются по имени.
  3. Различает близких людей, особенно большая эмоциональная привязанность к матери.
  4. Проявляет свои чувства не только слезами, но и жестами, прикосновениями.
  5. Может замечать настроение родителей по интонации и мимике.
  6. Может идти на контакт с любым человеком, но инициативу не проявляет.
  7. Дети реагируют на громкие и резкие звуки, могут их пугаться.

Как развивать ребенка в 7 месяцев

Активные занятия с малышом важны в любом возрасте. Это поможет ему не отставать от сверстников. Осваивать навыки необходимо постепенно, а не в большом количестве. Важно комбинировать физические упражнения для развития мышц с массажем. Потом приступать к умственному и психическому развитию малыша: песенки, стишки, игры в ладушки и т.д. Все подавать дозированно по времени, чтобы не утомлять свое чадо.

Занятия с ребенком

Для малютки важна не только польза от занятий, но и позитивное настроение, поэтому педагоги и педиатры рекомендуют любые упражнения и задания проводить в игровой форме. Также важно тратить по 5-10 минут на одно занятие, после чего сменить род деятельности. Иначе малыш может переутомиться и расплакаться. Занятия можно проводить на протяжении всего дня, чередуя познавательные игры с физической активностью. Если не знаете чем занять ребенка в 7 месяцев, то можно предложить следующее:

  1. Гуляя с малышом, рассказывать обо всем, что он видит.
  2. Давать в ручки предметы разного размера, формы и текстуры, которые развивают мелкую моторику рук.
  3. Просить ребенка что-то поднять, принести, дать и т.д.
  4. Читать стихи, произносить звуки, которые характерны разным животным, предметам.
  5. Зрение уже почти полностью сформировано, поэтому можно обучать цветам и размерам, используя пирамидки.

Чему учить ребенка

Нетерпеливые мамы и папы хотят, чтобы малыш быстрее пошел, заговорил, начал читать, но ребенок вряд ли быстро этому научится, если родители не приложат усилий. В этот период приходит время приучать малыша к основным действиям:

  • показывать пальцем на нужный предмет;
  • хлопать в ладоши;
  • махать ручкой;
  • ползать;
  • вставать на ноги около опоры;
  • кушать с ложки;
  • пить из чашки;
  • соблюдать режим сна.

Что должен есть ребенок в 7 месяцев

Постепенно питание малыша меняется: не хватает одного грудного молока для полноценного запаса энергией, поэтому родители вводят прикорм. Педиатры рекомендуют разные схемы введения основной пищи для грудничков и искусственников. Для малышей на грудном кормлении закономерны следующие принципы в питании:

  • главная пища – молоко;
  • в качестве первых продуктов давать те, что мама сама регулярно кушает;
  • в один прием пищи нужно сначала дать новый продукт, а потом молоко;
  • не знакомить кроху сразу с несколькими новыми продуктами.

Для малышей, которые находятся на искусственном вскармливании, характерны такие принципы кормления:

  • Нельзя отказываться от молочной смеси, она более сбалансирована, чем любая взрослая пища.
  • В качестве первых продуктов давать те, от которых менее вероятна аллергическая реакция.
  • Тактика прикорма та же, что и у грудничков: сначала новый продукт, а затем – молочная смесь.
  • В этот период искусственника кормят 5 раз, прикорм предлагают во время завтрака или обеда.

Меню ребенка

Семимесячный малыш питается в среднем 5-7 раз, интервал составляет примерно 3 часа. Ночью он может уже совсем не просыпаться, а может вставать кушать 1-2 раза. Основное в рационе питания крохи – молоко или молочная смесь. Некоторые родители к этому возрасту уже вводят много разных продуктов, даже мясо, но педиатры рекомендуют не спешить, и прикорм семимесячных детей должен включать следующие продукты:

  • каша – 150 г;
  • овощное пюре 150 г;
  • фруктовое пюре – 60 г;
  • творог – 40 г;
  • яичный желток – 0,25 г (если куриное яйцо) или 0,5 г (если перепелиное);
  • сок – 20 мл;
  • пшеничный хлеб или сухари – 3,5 г;
  • сливочное и растительное масло – по 3 г.

Видео

Родители семимесячного ребенка замечают изменения малыша буквально каждый день. Это уже совсем не тот беспомощный новорожденный, который мог лишь лежать, спать, есть и плакать. К семи месяцам кроха заметно вырос и уже является полноправным членом семьи. Он много общается, много двигается, ест уже не только грудное молоко и постоянно осваивает новые умения. Чему научился младенец к семимесячному возрасту и как родители могут стимулировать дальнейшее развитие карапуза?

Физиологические изменения

  • Мышцы ребенка все больше укрепляются, позволяя малышу в 7-месячном возрасте удерживать тело в сидячем положении и передвигаться ползком, а также стоять, держась за опору.
  • Развитие правого полушария происходит интенсивнее, поэтому ребенок может чаще пользоваться не правой рукой, а левой, но это вовсе не является признаком, что ребенок будет левшой.
  • У малыша 7 месяцев уже полностью сформированы зрение и слух. Кроха поворачивается даже в ответ на негромкий звук и отлично видит предметы, которые быстро двигаются.
  • В семимесячном возрасте у многих малышей прорезаются первые зубы. У кого-то из карапузов родители могут заметить лишь один из нижних резцов, а у некоторых малышей два передних нижних зубика уже появились и вот-вот «проклюнутся» верхние.
  • В связи с введением прикорма стул ребенка меняется – становится более редким (обычно раз в день) и густым, а его запах более резкий.

Физическое развитие

Хотя развитие каждого малыша проходит в своем темпе, на основе показателей всех деток определенного возраста были определены границы нормы, превышение которых как в большую, так и в меньшую сторону является поводом для консультации с педиатром. Основные показатели для деток 7 месяцев (как средние, так и граничные) мы собрали в таблицу:

Седьмой месяц жизни приносит младенцу прибавку веса примерно 600 грамм, а роста – от 1,5 до 2 сантиметров. Окружность головы крохи, как и окружность груди, становится больше на 0,5 см. При этом отметим, что окружность грудной клетки у здоровых детей 7 месяцев всегда превышает показатель окружности головы.

Что малыш умеет?

  • Детки семи месяцев уже отлично сидят и ползают. При этом некоторые малыши уже пробуют садиться самостоятельно, но большинству карапузов это умение еще недоступно. Ползают семимесячные младенцы по-разному – кто-то передвигается на животике, кому-то удается ползти лишь назад, а кто-то поднялся на четвереньки и быстро перемещается, переставляя ножки и ручки.
  • Многие из карапузов этого возраста уже могут стоять, держась обеими руками за прочную опору. А некоторые младенцы даже переступают ножками, делая у опоры первые неуверенные шажки. При этом встать, подтянувшись за опору, ребенок научился, а обратно сесть пока не может и зовет для этого родителей.
  • Семимесячный малыш уже хорошо удерживает разные предметы в руках, даже если у игрушки неправильная форма. Младенец этого возраста долгое время может заниматься с игрушками. Малыш с интересом выявляет их свойства, закрывает и открывает, бросает, перекладывает, пробует на вкус и выполняет другие действия.
  • Семимесячный малыш изучает новые вкусы, пробуя продукты прикорма. Ребенок научился уже не только есть с ложки, но и пить из кружки, пусть саму кружку пока крохе помогает придерживать взрослый. А вот бутылочку малыш в этом возрасте уже вполне способен удерживать самостоятельно, а если она упадет, то способен ее поднять.
  • Ребенок хорошо понимает речь родителей. По просьбе малютка может показать некоторые части тела и знакомые предметы, которые находятся на одном и том же месте. Ребенок понял, что спрятанный предмет не исчезает навсегда, а просто не виден. Также малыш знает свое имя и имена родных людей. Наиболее младенец привязан к маме и может расплакаться от ее отсутствия.
  • Лепет малютки усложняется, кроха произносит все больше слогов и многие из них младенец проговаривает уже осмысленно.

Определяя, достаточно ли развит ребенок в семимесячном возрасте, родители должны понимать, что у каждого малютки развитие проходит по своему личному графику, однако есть умения, которые непременно должны присутствовать у малыша 7 месяцев.

Следующие моменты должны стать поводом для визита к педиатру:

  • Малыш не переворачивается.
  • Не сидит самостоятельно.
  • Не исследует предметы с помощью рта.
  • Не стучит игрушкой по столу.
  • Не провожает взглядом передвигающуюся игрушку.
  • Не произносит слоги.
  • Не привлекает мамино внимание и не выявляет эмоций при общении с мамой.

Посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой по развитию малыша в 7 месяцев. Вы узнаете, что особенно важно для психологического развития крохи.

Занятия для развития

Поощряйте ползание ребенка, ведь этот этап развития считается очень важным. Пусть у малыша будет удобная одежда и возможность пробовать свои силы на полу. Помогайте крохе, раскладывая любимые игрушки и превращая их в достижимую цель.

Как обезопасить кроху в эти важные моменты, смотрите в передаче Е. Комаровского.

  • Для развития координации посадите малютку на ногу и покачайте, а папа может подбрасывать младенца вверх и опускать вниз.
  • Предложите карапузу перетягивать «канат», взяв для такой игры яркий шарфик.
  • Спрячьте игрушку на глазах у ребенка под одеяло и предложите крохе отыскать ее. Также малышу понравится наблюдать, как маленькие игрушки «прячутся» в вашей ладони.
  • Учите ребенка показывать на озвучиваемый предмет пальцем, махать «пока» и хлопать в ладоши. Давайте крохе понятные задания, например, показать мишку, открыть коробку или взять ложку. Познакомьте малыша со словом «нельзя», но оно должно относиться лишь к реальным опасностям.
  • Включайте малышу музыку с разным темпом, и вы заметите, что при медленных мелодиях ребенок будет успокаиваться, а при быстром ритме начнет пританцовывать.
  • Не упускайте возможностей развития мелкой моторики малыша. Для занятий можно использовать самодельные мешочки с разными наполнителями, пальчиковые краски , игры с использованием пальчиков («коза рогатая», «сорока-ворона»), игрушки с кнопочками и многое другое, что ребенок сможет щупать, нажимать, тянуть, трогать и сжимать.
  • Продолжайте рассказывать ребенку обо всем, что вы делаете, чтобы словарный запас младенца увеличивался. Называйте игрушки, которые показываете малышу. Всегда зовите кроху по имени, а также показывайте фото родных, озвучивая их имена.
  • Гуляйте с крохой не только в тот период, когда малыш должен спать, но и во время бодрствования, чтобы дать возможность младенцу наблюдать за природой.
  • Можете использовать для занятий с крохой карточки Домана.
  • Приобретите младенцу детские книжки, в которых будут плотные страницы. Пусть малыш самостоятельно переворачивает страницу и рассматривает яркие картинки, а вы в это время читайте стишки.
  • Познакомьте малыша с другими детками, приглашая их в гости или общаясь на прогулках. Пусть дети наблюдают друг за другом.
  • Во время купания добавляйте в ванну несколько игрушек, которые могут плавать.

Из видео СвітМам. tv вы узнаете, почему ползание очень важно для физического развития ребенка. Делайте упражнения с малышом и радуйтесь его успехам.

Уход

Каждое утро 7-месячного ребенка начинается с процедур гигиены. Кроху умывают, очищают при необходимости носик и уши, подстригают ноготки, расчесывают, чистят зубки (даже если их пока нет). Ежедневная вечерняя ванна также уже вошла в привычку и помогает крохе расслабиться перед ночным отдыхом.

Комплекс гимнастических упражнений в семимесячном возрасте расширяется. Вы можете помогать ребенку вставать на ноги, сгибать-разгибать ножки младенца в положении на спине, поворачивать малютку в разные стороны, придерживая за руку, делать упражнения на развитие координации и многие другие. При этом гимнастику и массаж обычно проводят в первой половине дня.

Как только кроха научился уверенно сидеть, можете познакомить малыша с горшком, но особых иллюзий насчет быстроты его освоения питать не нужно (контролировать мочевой пузырь и кишечник дети начинают к 18 месяцам и даже позже), как и заставлять ребенка подолгу там сидеть. Пусть младенец будет на горшке до 10 минут, причем лучше всего выбрать для высаживания время после сна.

Режим дня

Дети 7 месяцев спят около 15 часов в сутки, при этом одни малыши продолжают спать трижды в день, а некоторые карапузы уже перешли на двухразовый дневной сон. Длительность ночного сна составляет 9-10 часов, а дневного – около 5 часов. При 3-разовом варианте сна днем, как правило, один из периодов отдыха более длительный, а два других – более короткие (до часа).

Гулять с 7-месячным ребенком рекомендуют дважды в день длительностью от 2 часов. Лишь при таких неблагоприятных погодных условиях, как ливень, сильный мороз или ветер, можно остаться с крохой дома. В теплую летнюю погоду младенец может проводить на улице до 6 часов ежедневно. Прогулку можно планировать на дневные сны малютки или так, чтобы ребенок некоторое время бодрствовал на улице.

Питание семимесячного ребенка включает 5 приемов пищи, между которыми проходит от 3 с половиной до 4 часов. Объем пищи, нужный ребенку 7 месяцев в сутки, рассчитывают на основе веса малыша. Массу тела крохи нужно разделить на 8. Получившееся количество пищи делят на число кормлений. В среднем ребенок семи месяцев съедает в день 1000-1100 мл пищи. Порция на одно кормление составляет примерно 200-220 мл.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Благодаря физической активности мир для ребенка стал значительно шире и разнообразней, тем не менее, его развитие на этом не останавливается и очень скоро, даже родители не догонят свое любопытное чадо.

Развиваем восприятие цвета

Если малыш не ползает, разнообразьте его жизнь в кроватке с помощью игрушек, это могут быть карусель над кроваткой или погремушки на нити. Кроме того, такую игрушку можно смастерить своими руками — возьмите плотный картон и нарисуйте на нем или наклейте яркие картинки, такая игрушка отвлечет малыша не 5-10 минут и будет способствовать восприятию оттенков.

Устанавливаем социальный контакт

Спрячьте свое лицо за пеленкой, если малыш ее снимет, снова накройтесь пеленкой. Так делайте до тех пор, пока ребенок не обратится к вам при помощи голоса. Малыш быстро поймет суть игры, и намеренно будет кричать маме, чтобы та ему показалась. Цель этой игры — помочь ребенку вступить в осознанный контакт с помощью общения, пусть даже на собственном языке.

Подобную игру можно проводить с игрушкой, которой малыш играет. Возьмите у ребенка предмет и дождитесь момента, когда он попросит ее вернуть. Верните предмет со словами похвалы.

Знакомимся с запрещенными вещами

Положите перед малышом игрушки, а среди них — ножницы, иголку, пуговицу и упаковку с лекарством. Когда ребенок потянется к запрещенному предмету, скажите голосом и движением головой — «нет, нельзя». Когда ребенок потянется к игрушке, скажите «да, можно» кивая головой. Кивок головой должен сопровождаться улыбкой, а отрицательный ответ — строгим взглядом. Так, ребенок научится отличать и понимать родительское «нельзя и можно» еще до встречи с опасными предметами.

Увеличиваем словарный запас

Обратите внимание на любимую игрушку ребенка и начните упражнение именно с нее. Покажите малышу игрушку и скажите ее название, например — «это мишка». Повторите название игрушки несколько раз, затем расположите ее перед ребенком среди других игрушек и скажите: «где мишка?». Малыш потянет ручку к мишке или покажет вам взглядом, где находится игрушка. Так, игру можно выполнять каждый день с различными предметами в разных комнатах дома. Постепенно, ребенок будет произносить изученные таким образом слова осознанно и чаще.

Знакомимся с другими людьми

С этого возраста ребенка можно оставлять на 5-10 минут с близкими родственниками, которых он раньше видел. При этом, он должен понимать, что родители находятся в другой комнате. Чтобы он не испугался, дайте ему знать о своем присутствии голосом. Контакт с другими людьми дает ценный опыт общения и понимание того, что люди общаются с ним по — разному.

Как развивать ребенка в 7 — 8 месяцев — моторика

Ребенок учится оценить размер и форму предмета, а затем корректировать захват рукой, чтобы взять этот предмет. Это умение развивается с самого рождения, однако сейчас, оно становится наиболее заметным. С этого возраста он учится ловить крупные предметы с небольшого расстояния, а затем и предметы поменьше. Кроме того, детям очень нравится играть в «золушку» — сортировать вместе с мамой горох и фасоль.

Пространственное мышление

Предложите несколько видов логической игрушки сортер, детскую «рыбалку» и деревянные пазлы-вкладыши. Для развития глаз-рука хорошо подходит рисование пальчиками с помощью красок или по песку.

Поощряем самообслуживание

Развитие ребенка в 7-8 месяцев должно включать и навыки самообслуживания, поощряйте желание крохи делать что-либо самостоятельно. Например, в этом возрасте он может сам держать бутылочку и пить из нее, держать ложку, ложить игрушки на место.

Развиваем воображение

Для этого мы отправимся в ванную комнату, где будем не просто купаться, а строить целые замки из нежной пены и выводить пальчиком рисунки. Не забудьте приготовить игрушки для ванны — уточку, кораблик, маленькое ведерко.

Физическая активность

Эти игры подходят для детей, которые ползают. Если ребенок еще не освоил этот навык не переживайте, некоторые малыши его пропускают и сразу становятся на ножки.

1. Поиграйте с ребенком в догонялки, это отлично поднимает настроение, развивает мышцы тела и оказывает положительное влияние на социальное развитие.

2. Используйте небольшую доску, которая будет приподнята под углом примерно на 15-20 градусов, а перед «обрывом» доски положите подушки, чтобы ребенок не ушибся. Восхождение на доску, можно сравнить с покорением горной вершины, если малышу это удастся.

3. Организуйте «бег с препятствиями» на пути к желанной игрушке. Поставьте стулья и положите подушки на дороге к предмету, таким образом, тело и позвоночник малыша будут двигаться в разных направлениях, что формирует здоровый изгиб позвоночника и способность манипулировать собственным телом.

Как укреплять мышцы ребенка, если он не ползает:

1. Предоставьте ребенку как можно больше свободного пространства.

2. Делайте массаж или попросите врача назначить курс укрепляющего массажа.

3. Посещайте бассейн, предназначенный для детей до года.