Экономический рост южной кореи. ВВП России не сравнится с ВВП Южной Кореи, но почему же она все еще считается мировой державой? Китай южная корея экономика

Экономико - географическое положение Южной Кореи

Корейский полуостров замыкает северо-восточную оконечность Азиатского континента, протянувшись с севера на юг примерно на 800 км, а с запада на восток - от 132 до 360 км. На севере Республика Корея отделена от КНДР военно-демаркационной линией, проходящей примерно по 38” с.ш. Самая южная точка полуострова лежит на 33”07" с.ш.

С трех сторон страна омывается Японским, Восточно-Китайским и Желтым морями. Такое географическое положение Кореи наложило заметный отпечаток на историю, культуру и экономическое развитие страны, ставшей мостом для цивилизации между континентом и Японией.

Общая площадь Республики Кореи (в дальнейшем РК) - 98,500 км. Столица - Сеул, другие большие города: Пусан (3,9млн), Тэгу (2,5 млн), Инчхон (Чемульпо) (2,4 млн), Кванджу (1,4 млн),Тэджон (1,3 млн). Население Республики Корея на 2001 г. - 47,6 млн человек.

По уровню экономического развития Республика Корея относится малым азиатским странам со средним уровнем развития в категории экономически развитых стран с рыночной экономикой. Корея относится к странам новой индустриализации первой волны, которые сделали большой рывок в экономическом развитии в последней половине XX века.

Некоторые показатели:

Общий ВВП в 2012 году был равен 1129.6 млрд.$.

ВВП на душу населения в Южной Корее в 2012 году составлял 23052 $.

Государственный строй и территориально-административное деление.

Южная Корея является парламентской республикой. Глава государстава -президент. Конституция была принята 17 июля 1948 г., последний раз поправки к ней были сделаны в 1987 г. Власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительной властью является правительство во главе с премьер-министром. Законодательная власть - однопалатное Национальное собрание (ассамблея). Судебная - Верховный Суд и апелляционные суды.

Южная Корея - унитарное государство, ее территория делится на провинции.

Всего их девять (Канвандо, Кёнгидо, Чхунчхон-Намдо, Чхунчхон-Пукто, Кёнсан-Намдо, Чолла-Пукто, Кёнсан-Намдо, Чолла-Намдо, Чеджудо),так же шесть городов (Сеул, Пусан, Инчхон, Кванджу, Тэджон, Тэгу) являются независимыми административными единицами.

Особенности воспроизводства и размещения населения.

По воспроизводству населения страна на подступах к первому типу воспроизводства.

Население Республики Кореи одно из наиболее этнически и лингвистически однородных в мире. Исключая маленькую диаспору (около 20 тыс.чел) китайцев, фактически все корейцы имеют общее культурное и лингвистическое наследие.

С населением более 47 миллионов человек, Корея имеет один из самых высоких показателей плотности населения в мире (484 чел/кв.км). Самые плотно населенные районы расположены на северо-западе страны и на равнинах к югу от Сеула-Инчхона.

Уровень урбанизации высок: городское население составляет большинство жителей Республики Корея - 81%, сельское население - всего 19%.

Обеспеченность природными ресурсами и их размещение

Земельные ресурсы

В стране не так много пригодных для сельского хозяйства низменностей; они расположены в основном вдоль морских побережий и в бассейнах рек.

Низменности покрыта аллювиальными отложениями, плодородие которых сделало эти районы наиболее густонаселенными. Корейцы берегут землю: за тысячелетия поля не только заняли равнинные участки, но и террасами поднялись по склонам сопок.

Водные ресурсы

Реки Кореи в основном имеют незначительную протяженность, а их бассейны невелики (как привило, несколько сот или даже десятков квадратных километров). К крупным рекам Южной Кореи относятся Ханган (514 км), истоки которого на территории КНДР, Кымган (401 км), Йонсонган (713 км), несущие воды в Желтое море, Нактонган (515 км), впадающий в Восточно-Китайское море. На востоке, в бассейне Японского моря, крупных рек практически нет. Хозяйственная роль рек в большей мере связана с ирригацией: более 70% рисовых полей орошается речной водой. Многие реки зарегулированы, на них совершены плотины и дамбы, функцией которых является как предотвращение наводнений, так и ирригация и обеспечение выработки электроэнергии.

Лесные ресурсы

Растительность Кореи на протяжении длительного исторического периода не подвергалась действию внезапных климатических катаклизмов и поэтому сохранилась практически неизменной с третичного периода. В сегодняшней Республике Корее осталось не так уж много лесов. Они в основном широколиственные, состоящие из различных видов дуба, клена, липы, ясеня, ильма, граба. На крайнем юге экзотическую ноту добавляют вечнозеленые растения, такие, как японская камелия, магнолия, вечнозеленый дуб, бензойное дерево, бересклет. В Республике Корея государственной монополией является разведение женьшеня.

Животный мир

В Республике Корея сегодня насчитывается около 80 видов млекопитающих, включая бурых и гималайский медведей, волков, кабанов, горалов, косуль, куниц, зайцеи и тд. Зарегистрировано около 380 видов птиц, из которых лишь около 50 - постоянные обитатели Кореи, а прочие - перелетные.

Морские ресурсы

Моря, омывающие Республику Корею, богаты планктоном и водорослями, среди которых хозяйственное значение имеют ламинария, порфира, алария, кодиум и др. Некоторые их этих водорослей традиционно употребляются в пищу, они являются ценным источником витаминов и микроэлементов: так деликатесом считаются высушенные листы порфиры. Кроме того, водоросли используются на корм скоту, служат ценным сырьем для ряда отраслей промышленности, включая фармацептическую.

Моря изобилуют также рыбой и морскими ресурсами, которые еще для предков сегодняшних корейцев стали важнейшим элементом рациона. Наиболее широко распространен минтай; ведется также лов камбалы, тунца, иваси, скумбрии, лососевых. К деликатесам корейской кухни относятся крабы, креветки, трепанги, морские ежи, каракатицы, кальмары и осьминоги, съедобные моллюски- мидии, морской гребешок.

Многочисленные заливы и лагуны предоставляют также прекрасные возможности для искусственного разведения этих и других беспозвоночных морских животных.

Полезные ископаемые

Республика Корея довольно бедна полезными ископаемыми, а поэтому практически полностью зависит от ввоза минерального сырья из-за рубежа.

Промышленное значение имеют запасы угля - антрацитов и лигнитов - в бассейнах Самчхок - Чонсон (провинция Канвондо) и в провинции Чхунчхондо: на эти районы приходится ѕ запасов, общий объем которых оценивается в 1,7млд т. Качество угля довольно низко, лишь 3,5% добываемого топлива имеют теплотворную способность свыше 5200 ккал/кг.

Запасы железной руды также невелики (128 млн т), и содержание железа низкое. Основными центрами добычи являются Янъян (58%), а также Чхунджу,Ульсан, Мульгым. Разрабатываются месторождения свинцово-цинковых руд (их запасы 29 млн т) в районах Понхва и Сочьхон (провинция - Кенсан-Пукто),серебра, золота. Сохраняют значение месторождения вольфрама (Сандон), общие запасы руды которых оцениваются в 34 млн т.

Крупные запасы аморфного графита сосредоточены в провинциях Канвондо,Чхунчхон-Намдо, Кенсан-Пукто, а кристаллический графит залегает в провинции Кенгидо. Стоит упомянуть также о залежах высококачественного каолина (Хадон, провинция Кенсан-Намдо), талька (Чхунджу, провинция Чхунчхон-Пукто), известняка, который имеется повсеместно и служит сырьем для цементной промышленности.

Промышленность Южной Кореи

Экономика Республики Корея - двенадцатая экономика в мире по величине ВВП. С 1979 г. Корея проводит политику экономической открытости для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и западноевропейским инвестициям. К концу 1980-х годов собственные корейские компании-конгломераты уже всерьез стали конкурировать с западными транснациональными компаниями. Страна, начав, как и Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу, производящую наукоемкую продукцию и запускающую спутники. Научно-технический потенциал страны находится под особым патронажем правительства.

В 2012 гг.Сеул ивестировал в индустрию знаний и технологий и развитие наукоемких промышленных центров около 110 млрд. дол.

Основной отраслью материального производства является промышленность, 98% продукции которой дают обрабатывающие отрасли. Более половины их продукции поставляют отрасли тяжелой промышленности, в т.ч. около трети - машиностроение. В легкой промышленности преобладает текстильная (20% стоимости), пищевкусовая.Число предприятий добывающей промышленности составляет всего 5% общего количества предприятий страны. Основной отраслью является добыча угля, в которой занято около 60 тыс человек.

Кроме угля добывающая промышленность дает вольфрамовый концентрат, золото, серебро, медь, а также неметаллические минералы - известняк, каолин, тальк и др.

Добыча железной руды сконцентрирована в Янъяне, вольфрама - на Сандонском руднике (обогащается концентрат в Тэгу).

Основой электроэнергетики традиционно являлись ТЭС. Однако, беспокойство в стране вызывала зависимость от импорта нефти. На долю угля в энергобалансе приходилось 34%. В настоящее время активный обмен с другими странами в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомный реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергетики.

Одной из отраслей специализации промышленности - черная металлургия: около 40% металла вывозится на мировой рынок, главным образом в США и Японию. РК вышла на восьмое место в мире по производству стали (22 млн т в 1989 г.),опередив, например, Великобританию и Францию. Крупнейшие комбинаты расположены в Пхохане и Кванъяне. Внутренний спрос на металл удовлетворяется приблизительно на 80%. Лимитирующим фактором является небходимость расширения ввоза сырья (закупается 100% коксующегося угля, 80% железной руды и угля).

Значение цветной металлургии не столь велико: выплавляется алюминий, свинец, цинк, медь (завод в Чхонъяне и промышленной зоне Кеннам),благородные металлы. Зона цветной металлургии фактически сложилась в районе Онсана.

Машиностроение Южной Кореи

Эта отрасль наиболее тесно связанная с мировым хозяйством, поскольку из-за рубежа, в основном, поступают финансовые средства, технология и комплектующие изделия, а сбыт на внешних рынках является стимулом роста производства в основных отраслях.

Одним из важных мероприятий стало создание промышленной зоны Чханвон, специализирующейся на машиностроении.

Автомобилестроение стало одной из наиболее бурно развивающихся отраслей международной специализации РК. Более половины автомобилей экспортируется на международный рынок. Машины, произведенные в Южной Корее, начинают вытеснять с европейского и американского рынка их национальные марки.

Компания Хендай (основной выпуск машин) имеет предприятия в Ульсане и Намъяне. Другие автомобильные заводы расположены в городах Пупхен, Пусан, Чханвон, Кванмен, Асан, а работает множество филиалов зарубежом.

Наиболее растущая отрасль специализации корейской индустрии - электроника. По выпуску электронной продукции страна вошла в десятку мировых лидиров. Причем больше половины идет на экспорт. Быстро растет выпуск технологически сложной бытовой электроники - видеомагнитофонов, лазерных устройств, компьютеров и периферийных устройств к ним, а также микросхем.

Размещение электронных предприятий тяготит к крупным городам вдоль оси Сеул - Пусан, с их мощным научно-техническим потенциалом и квалифицированной рабочей силой. По производству судов РК занимает второе место в мире после Японии. И судостроение, несмотря на мировой спад в этой области, по-прежнему остается одним из столпов ее экономики и международной специализации.

Крупные верфи расположены в Ульсане, Пусане, Чанвоне, Окпхо и т. д. Корея входит в десятку мировых производителей текстиля, причем основная часть идет на экспорт. За рубеж вывозится главным образом готовая одежда, в меньших количествах - ткани и пряжа. Предприятия текстильной промышленности размещаются в основном в крупных городах: Тэгу и провинция Кенсан-Пукто, Сеул и провинция Кенгидо, Пусан и провинция Кенсан-Намдо.

По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами. В 1996 г. она была принята в ОЭСР.

Сельское хозяйство

В начале экономического бума в 1963 г. большинство южных корейцев были фермерами. Шестьдесят три процента населения жили в сельских районах. За следующие двадцать пять лет Южная Корея превратилась из сельскохозяйственной нации в городскую, почти промышленную страну и сельскохозяйственная рабочая сила в 1989 г. сократилась до 21%. В настоящее время уровень сельскохозяйственных рабочих составляет 19%.

Сельское хозяйство Южной Кореи имело ряд присущих ему проблем. Южная Корея- гористая страна, лишь 22% в которой приходится на пахотную землю, и здесь выпадает гораздо меньшее количество дождевых осадков, чем в большинстве других соседних странах, занимающихся выращиванием риса.

Главная земельная реформа в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. заключалась в передаче земли в собственность крестьянам. Участки земли, однако, были слишком малы(составляя в среднем один гектар, что делало культивирование неэффективным и препятствующим механизации) или слишком разбросаны, чтобы у семьи была возможность произвести достаточное количество продовольствия. Огромный рост городских областей привел к тому, что в сельскохозяйственных областях почти некому было работать, в то время как из-за увеличения населения спрос на продовольственные продукты возрос. Результатом этих событий было то, что к концу 1980-х гг. приблизительно половину продовольствия, необходимого Южной Кореи, главным образом пшеницу и корм для скота, пришлось закупать за границей.

На рубеже веков сельское хозяйство составляло небольшой процент ВВП. В нем была занята 1/7 часть работоспособного населения. После земельной реформы 1948 г. значительная часть крупных хозяйств была реструктурирована, в настоящее время в стране преобладают небольшие семейные фермы. Основная культура - рис, составляет 2/5 стоимости всей производимой продукции.

Правительство закупает большую часть урожая по стабильным ценам. Кроме риса выращиваются ячмень, пшеница, соя, картофель, овощи. Свиньи и рогатый скот- основа семейных ферм. При правительственной поддержке в последнее время выдвинулось на первые роли рыболовство. Эта отрасль полностью обеспечивает потребности населения, а излишки рыбы и морепродуктов экспортируются. Республика Корея выдвигается на лидирующие места в мире, как страна, ведущая глубоководный лов рыбы.

Чтобы дать более точное представление о продуктивности вышеперечисленных отраслей хозяйства, я укажу в таблице основные важнейшие показатели:

Автомобильная промышленность

В Южной Корее автомобильная промышленность составляет 9,4 % всего объёма добавленной стоимости, 8,3 % всего экспорта и обеспечивает занятость 7,4 % всей рабочей силы страны.

Начало производству было положено в начале 1960-х годов, когда был принят первый пятилетний экономический план. С тех пор южнокорейская автомобильная промышленность стала одной из важнейших отраслей экономики, показывая высокие темпы роста. Сейчас Южная Корея -- пятый в мире производитель автомобилей (её доля составляет 5,4 % мирового производства). В стране пять основных предприятий, производящих автомобильную продукцию -- Hyundai Motor, Kia Motors, GM Daewoo Auto & Technology, SsangYong Motor Company и Renault Samsung Motors.

В 2002 году в стране было произведено более 3,1 млн автомобилей, в том же году продажи на местном рынке составили 1,62 млн автомобилей, что на 11,8 % больше, чем в 2001 году. Экспорт остался на прежнем уровне (1,5 млн автомобилей).

В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

Транспорт

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог -- 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи -Сеул, Пусан,Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен -- старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог -- 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ,Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи -- Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Основные особенности финансовой системы Кореи

При анализе состояния финансовой системы Кореи необходимо выделить целый ряд особенностей: общую неразвитость финансовой системы, а в институциональном плане - ее особенный упор на банковский сектор. В этой стране практически отсутствуют такие элементы обеспечения устойчивости финансовой системы как национальное страхование депозитов, централизованное выделение "проблемных" финансовых учреждений и надзор за ними и т.п. Сравнительно небольшую роль играют так называемые устойчивые консервативные инвесторы (национальные), прежде всего негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

Нестабильности системы способствовали и распространенные в стране многочисленные барьеры, ограничивавшие доступ иностранного капитала к прямому контролю над местными фирмами; в таких условиях большая часть вложений иностранных инвесторов носила портфельный характер.

Основным государственным органом, занимающимся вопросами регулирования деятельности финансовой системы является Министерство Финансов и Экономики Кореи, которое активно участвует в разработке экономической стратегии, распределяет финансовые ресурсы между отраслями и фирмами, определят налоговые и тарифные льготы.

Министерство Финансов и Экономики разрабатывает новые законы и тщательно пересматривает уже существующие, а также принимает множество мер с целью укрепления национальной валюты, увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. К Министерству Финансов и Экономики нередко обращаются с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Опыт организации финансовой системы Южной Кореи весьма поучителен, прежде всего в связи с удачно найденным сочетанием строгой иерархии кредитно-банковских учреждений и небанковских финансовых учреждений, четким контролем над всеми сторонами денежного обращения и финансовыми рынками.

В основе государственного кредита - Банк Кореи, позиции которого весьма велики, а авторитет непререкаем. Банк осуществляет контроль за эмиссией денежных средств в обращении, отслеживает деятельность частных банков, выдает разрешения на открытие филиалов зарубежных банков, осуществляет статистические и аналитические функции. К системе государственных банков относятся также 7 специализированных банков (изначально они являлись государственной собственностью поскольку более половины их капитала было оплачено за счет государственных средств). В государственных банках находится около 37 % депозитов страны. Депозитные банки включают 10 общенациональных коммерческих банков, 10 местных банков и 66 филиалов иностранных банков. 5 Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.

Координационные возможности государства определяются также его контролем над внешней торговлей, ценами и банковско-ссудной системой. Через государственные органы проходит распределение заемного капитала, поступающего из-за рубежа, что значительно усиливает воздействие государства на процесс эффективного использования иностранного капитала.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства.

Государственный долг

Государственный долг Республики Корея /РК/ с 1998 по 2013 год увеличился в 8 раз и составил 432 млрд долларов. Такие данные содержатся в распространенном сегодня докладе министерства финансов.

По прогнозам экспертов, в 2014 году госдолг РК вырастет до 478,4 млрд долларов. Таким образом, государственный долг на душу населения в Южной Корее впервые превысит отметку в 9 тысяч долларов. В России этот показатель составляет 3,6 тысяч долларов, в США - более 53 тысяч долларов.

Южная Корея обладает активно развивающейся экономикой, которая получила шанс на быстрое восстановление после Второй мировой войны и окончания Корейской войны. Успешные реформы правительства и продуманная современная экономическая политика способствуют постоянному росту ВВП и улучшению качеству жизни жителей государства.

Предпосылки реформирования

После окончания Второй мировой войны страна распалась на две части – Северную и Южную. Так разорвались традиционные связи в агарной сфере, промышленности и производстве. Основные сельскохозяйственные угодья находились на Юге, который столетиями был аграрным. Промышленные и производственные ресурсы располагались на Севере. Из-за разделения Южная Корея потеряла такие важные отрасли, как цементная, химическая и металлургическая. Сохранить удалось заводы и фабрики, которые специализировались на выпуске продуктов пищевой и легкой промышленности.

В 1945 г. США, Франция и Британия оказывали финансовую и материальную помощь народному хозяйству, но преодолеть разруху и бедность это окончательно не помогло.

Союзники разработали специальный план постепенного восстановления экономики. Были проведены такие мероприятия, как:

  • США в с 1954 по 1959 гг. предоставили Южной Корее займов и субсидий на 1,5 млрд. долл. США.
  • Начался постепенный рост ВНП.
  • Произошло удвоение производства.
  • Количество безработных и частично неработающих к 1958 г. составляло почти 37%.

Несмотря на определенные успехи, экономическая ситуация в Южной Корее оставалась очень плохой. Во-первых, в государстве практически отсутствовали полезные ископаемые. Во-вторых, страна имеет холмистую местность и рельеф, что мешало активному развитию сельского хозяйства. В-третьих, отсутствовали квалифицированные рабочие кадры и инженеры, чтобы поднимать промышленность.

Перестройка по-южнокорейски

В начале 1960-х гг. к власти пришел генерал Пак Чон Хи, который понимал необходимость срочных преобразований во всех сферах жизни, но приоритет отдавался экономике. Его политика строилась на государственном капитализме и свободной экономике. Основой реформ стало внедрение централизованного управления, что позволило очень быстро избавиться от аграрного прошлого и ворваться в индустриальный мир. К основным реформам, которые провел Пак Чон Хи, относятся:

  • Создание чеболи – крупных частных конгломератов, имеющие различные направления деятельности.
  • Переход транспортных, энергетических, портовых коммуникаций под власть государства. Водоснабжение также контролировалось правительством.
  • Национализированы банковская система, аграрный сектор, народное хозяйство и сельское хозяйство.
  • Крестьяне были освобождены от выплат по долгам ростовщикам.
  • Поддержаны цены на сельскохозяйственную продукцию.
  • В банки стали привлекаться инвестиции и кредиты.
  • Занимались деньги у других государств, создавая для них специальные налоговые льготы. Главными инвесторами стали Соединенные Штаты и Япония.

Правительство Пак Чон Хи стремилось к тому, чтобы уменьшить уровень безработицы, создать эффективную систему управления экономикой, способствовать развитию промышленности, увеличить экспорт и эффективность труда.

Главными отраслями экономики стали:

  • Автопромышленность.
  • Кораблестроение.
  • Электроника.

Именно в этих сферах поддерживалось открытие предприятий и предоставление государственных займов. Реконструкция была проведена в экспортной сфере, военно-промышленном комплексе, строительстве.

Благоприятно на развитие оказало создание чеболей, которые занимались сферой услуг, торговлей, производством, экспортом, коммуникациями, электроникой. На развитие чеболей давались крупные суммы от инвесторов и от государства. Самыми крупными конгломератами стали компании Самсунг, ДЭУ, Хюндай, Голдстар.

Удачные «пятилетки»

Программа преобразований правительства основывалась на 5-тилетних планах, разработанные с учетом ситуации в стране. Особенно важными были первые пятилетние планы:

  • 1962-1966 гг. – восстановление производства минеральных удобрений и электроэнергии, нефтехимической и цементной промышленности.
  • 1967-1971 гг. – модернизация производства стали, развитие машиностроительной, химической отраслей.
  • 1972-1976 гг. – акцент был сделан на то, чтобы превратить экономику в экспортно-ориентированную. На этом этапе инвестиции, в основном, вкладывались в тяжелую, нефтеперерабатывающую, химическую промышленности, машиностроение, электронику.
  • 1977-1981 гг. – стала выпускаться продукция, которая была конкурентоспособной в других странах и на других рынках. Главную роль играли наукоемкие отрасли, что позволило значительно увеличить экспорт до 45%.

Дальнейшие пятилетки продолжали политику, начатую правительством генерала в 1960-х гг. Ставка Пак Чон Хи на экспорт позволила быстро увеличить разрыв между аграрным и промышленным секторами. Реформирование через пятилетние планы не обходилось без проблем. Сначала производись только дешевые товары и продукты, следствием чего стало проведение политики протекционизма и способность южнокорейской продукции конкурировать с товарами из других стран.

Экспорт в конце 1970-х гг. был ограничен мировым кризисом и увеличением цен на нефть. После нескольких лет постоянной инфляции и отрицательных показателей ВВП правительство в 1980-х гг. перешло к масштабным структурным перестройкам экономики.

Уже к концу десятилетия стали появляться первые признаки оздоровления экономики. В частности, увеличивался рост ВВП, в среднем на 9% в год, росли цены на товары народного потребления, стабилизировался внутренний рынок, ставший основой для экономического развития. Правительство стало постепенно переходить от экспорта товаров на самообеспечение население. Такая мера была необходима для того, чтобы уменьшить зависимость от инвестиций других государств.

Экономика Южной Кореи в конце ХХ – начале ХХI вв.

С 1990-х гг. страна стала постепенно интегрироваться в мировую систему экономических отношений, получив членство в региональных и международных организациях. Если в первой половине 1990-х гг. наблюдался определенный спад экспорта и роста экономики, то в последующие годы ситуация постепенно наладилась. Хотя кризис 1997 г., который поразил весь мир, вызвал истощение золотовалютных запасов, падение курса воны, рост безработицы.

Руководство Южной Кореи довольно оперативно отреагировало на ухудшение в сфере экономики и провело ряд антикризисных мероприятий. В результате чего, экономика снова стала расти, достигая 9-10% каждый год. Мировая экономика в начале ХХI в. показывала падение производства и объемов экспорта, а потом грянул финансовый кризис, начавшийся в США.

Справиться с отрицательными явлениями позволил комплекс мероприятий, включающий:

  • Масштабную реструктуризацию чеболей.
  • Приватизацию банковских структур.
  • Либерализацию экономики.
  • Активизацию внешней торговли, в том числе с Китаем.
  • Борьбу со снижением курса воны, что привлекло иностранных экспортеров.

Основными статьями экспорта в 2004-2018 гг. являются товары народного потребления, корабли, сталь, рис. Постепенное ослабление политики протекционизма над сельским хозяйством позволило снизить цены на рис внутри страны и на мировых рынках.

Иностранные государства охотно покупают электронику, сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары. Положительные тенденции стабильного характера экономика стала демонстрировать с 2009 г., что позволило Южной Кореи выйти в ТОП-20 по ВВП, доходам на душу населению, темпам экономического роста и развития.

Структура финансово-банковской системы

Стала формироваться после окончания войны и появления двух Корей на полуострове. Существуют несколько групп финансовых организаций:

  • Центральный банк.
  • Небанковские организации – венчурные фонды, страховые компании.
  • Банковские учреждения.

Небанковские учреждения появились в стране стразу же после проведения диверсификации финресурсов и стимуляции денежных потоков. Произошло это в 1970-х гг., что привлекло инвесторов из-за рубежа. Уже через десятилетие такие структуры, как и коммерческие банки, стали объектами ускоренной либерализации и внедрения их в международную систему рынка.

В 1960-е гг. сформированы были специализированные банки, деятельность которых была направлена на поддержку тех секторов промышленности, определенных пятилетними планами. Сейчас подобные структуры занимаются сельским хозяйством, внешней торговлей, рыбной ловлей, промышленным производством.

Центральный банк – главная финансовая организация в Южной Корее, которая появилась в 1950 г., чтобы выпускать национальную валюту. Также в обязанности Центробанка входило проведение кредитной, монетаристской и валютной политики, регулировать деятельность негосударственных банков. Сотрудники Центрального банка собирали данные и информацию о финансовой системе Южной Кореи, определяли, какие сферы кредитовать, какие банки поддерживать.

Ведущие отрасли промышленности

Производство в южнокорейском государстве стало стабильно развиваться, начиная с середины 1970-х гг. С тех пор постоянно растет валовый национальный продукт, варьируясь в пределах 9-10%, и опускаясь в периоды кризиса до 2-3%.

Веками в южной части Корейского полуострова развивалось сельское хозяйство и аграрный сектор, которые находились в состоянии полнейшего упадка с созданием Северной и Южной Корей. В связи с этим стало происходить переориентация промышленности и снижение доли сельскохозяйственных угодий. Реформы 1960-х – 1970-х гг. способствовали появлению таких отраслей производства, как:

  • Текстильная.
  • Строительство.
  • Автомобильная.
  • Кораблестроение.
  • Электроника.

Лидером автопромышленности является компания Хюндай, а вся сфера занимает около 9,5% объема добавленной стоимости, более 8% — экспорта, обеспечивая работой почти 7,5% населения страны. В мировой части автомобильного производства южнокорейская продукция автопродукции достигает 5-6%. Вместе с компанией Хюндай свой товар на мировой рынок отправляют Киа Моторм, ДЭУ, СсангЙОнг Мотор Компании, Рено Самсунг Моторс. Каждый год экспортируется около 3-4 млн. машин, внутри государства продается около 1,6 млн. авто.

Судостроение стало бурно развиваться в 1970-х гг., превратившись в XXI в. в одну из главных отраслей промышленности. В Южной Корее строят, ремонтируют и проводят конверсию различных видов кораблей и судов. Это способствовало развитию смежных отраслей, к которым относятся электроника, химическая, металлургическая отрасли. Судовые верфи принадлежат трем компаниям:

  • Hyundai Heavy Industries.
  • Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering.
  • Samsung Heavy Industries.

Есть и более мелкие фирмы, владеющие доками и верфями, но основной процент кораблей строиться именно этими корпорациями.

В государстве не просто создают новые суда, но и развивают производство сложных и так называемых дорогих судов – танкеры, газовозы, большие контейнеры для грузов. При строительстве используются новые технологии, достижения из сферы электроники.

Сфера машиностроения – самая крупная и сильная в стране, и постоянно страдает от мировых экономических и финансовых кризисов. Многие предприятия то открываются, то закрываются, но это не мешает стабильно выпускать турбины, инструмент для обработки металла, добычи горных пород, холодильное оборудование, сельскохозяйственную технику.

Также ведущими отраслями южнокорейской экономики являются металлургия и нефтехимическая промышленность. Металлургическая продукция из этой азиатской страны постоянно востребована на внешних рынках. Что касается нефтяной и химических сфер, то спрос на товары, произведенные на предприятиях отраслей, расширяется и в самом государстве, и за его пределами. Основными направлениями нефтехимической промышленности являются:

  • Смолы.
  • Волокна.
  • Каучуки.

Текстильное производство развивается с привязкой к экспорту и запросам рынка, отправляя в другие страны 2/3 произведенной продукции. Основными конкурентами на текстильном рынке являются Соединенные Штаты, Германия, Италия, Китай. Интересно, что правительство Южной Кореи инвестирует в китайскую текстильную промышленность больше, чем в соседние государства. После Китая вливания делаются в США, Филиппины, Шри-Ланку, Индонезию, Гватемалу и т.д.

Рядом с отраслями промышленности, сформированными в начале 1950-х гг., активно развиваются и более современные сферы производства. Речь идет об энергетике, высокотехнологической сфере, телекоммуникациях, полупроводниках. Главная особенность этих направлений считается то, что они получили распространение не только в Азии, но и во всем мире, благодаря потребительскому спросу и поддержке.

Сельское хозяйство

Имеет давние традиции развития, чему способствует муссонный тип климата, для которого характерно влажное лето, холодная сухая зима. В таких условиях древние корейцы, как и современные, занимались выращиванием риса, который был главной сельскохозяйственной продукцией. Почти 80% ферм занимаются выращиванием риса, отдавая его потом на внутренние потребности, поскольку на внешних рынках его покупают неохотно из-за высокой себестоимости. В связи с этим правительство способствует выращиванию других злаковых культур – ячменя, пшеницы, проса.

Климатические и природные условия позволили выращивать на юге Корейского полуострова многие виды овощей, фруктов, разводить животных, заниматься лесным хозяйством. В частности, выращивают яблоки, персики, которые охотно покупают Шри-Ланка, Индонезия, Китай.

Развитие сельского хозяйства способствовало появлению смежных отраслей и созданию новых рабочих мест. Так возникла пищевая промышленность, стали производить минеральные удобрения, развивать фермерство и рыболовство.

Кто предоставляет услуги?

Южная Корея страна во многих отношениях молодая, но ее экономика уже успела войти в ТОП лучших в мире. И не последнюю роль в этом играет сфера услуг, которые предоставляются различными компаниями, структурами, фирмами. Все из-за того, что в государстве активно развивается туризм и его разные направления, вырывается вперед розничная торговля, спорт, кулинария, строятся современные курорты. В перечень самых популярных южнокорейских услуг входят:

  • Страхование.
  • Сфера общепита.
  • Прачечные.
  • Медицина.
  • Развлечения и досуг.
  • Розничная торговля.

Последний сектор стал динамично развиваться с середины 1980-х гг., когда корейцы массово открывали лавочки, магазинчики, киоски. Ассортимент в таких торговых точках был довольно ограниченным, и чаще всего, делался членами одной семьи. Постепенно стали возникать и другие предприятия, направленные на обслуживание. Так появились кафе, рестораны, небольшие гостиницы и хостелы.

Экономическое чудо: результаты

Уже более двадцати лет экономика Южной Кореи демонстрирует положительную динамику. В частности, ВВП растет каждый год на 9-10%, в некоторые годы доходил и до 14%. К другим результатам относятся:

  • Активно растет экспорт корейских товаров, что позволило Южной Кореи занять 8-е место в мире по экспорту продукции.
  • Вложение валюты в экономику государства.
  • Расширение международной торговли, от которой доходы растут, доходя до 700-800 миллиардов долл. США в год.
  • Южная Корея занимает пятое место по экспорту технологий и технологической продукции, пропуская вперед только Китай, Германию, США, Сингапур.
  • Страна заняла ведущие позиции в мире по судостроению. Все время строятся новые компании, которые контролируют 40% мировых заказов, поступающих на строительство морских судов.
  • Резко выросла производственная работоспособность рабочих, которые по трудоголизму обошли даже японцев.

Почему у Южной Кореи получилось: тяжелый путь к успеху

У страны природные ресурсы ограничены, что не помешало ее правительству провести успешные экономические реформы. Реализации успешного стартапа способствовали следующие факторы:

  • Экономическое развитие стало приоритетным и главным в правительственных реформах. Руководство пошло на то, чтобы снизить тарифы на импорт, стимулировать рост экспорта через привлечение предпринимателей-экспортеров. Бизнес получал различные квоты, субсидирование, кредиты. Следствием этого стало постоянное и стабильное возрастание экспорта и ежегодного ВВП. Средний показатель дохода на душу населения с середины 1960-х гг. до 2018 г. увеличился с 65 долларов до почти 28 тыс. долл. США.
  • Жители Южной Кореи отличаются высокой работоспособностью. Именно люди и человеческие ресурсы стали основой роста экономики в стране. Корейцы работали очень интенсивно, выделяя для отдыха 1-2 дня в месяц. Особо ценились высококвалифицированные специалисты, в том числе инженеры и рабочие. Правительство следило за тем, чтобы повышать уровень образованности и грамотности работников, их квалификацию, навыки.
  • Была проведена эффективна борьба с коррупцией. Для этого диктатор Пан Чон Хи в начале 1960-х гг. уволил почти 17 тыс. чиновников, а 4 тыс. запретил заниматься политикой и подобной деятельностью. В результате чего, международные инвесторы стали активнее вкладывать деньги в экономику страны, финансово поддерживать ее в послевоенном восстановлении. Сейчас любой гражданин Южной Кореи может обратиться в специальную службу, пожаловавшись на взятничество и коррупцию. За это человек получает вознаграждение, которое вычисляется, как процент от суммы взятки.
  • Изменение в системе налогов, в рамках чего были снижены налоговые ставки и улучшены условия для капиталовложения. Инвесторы увидели привлекательность и потенциал в экономике Южной Кореи, в ее промышленности и производстве.
  • Диктатор Пан Чон Хи заставил богатых граждан страны вкладывать в промышленность страны, в ее судостроение. Такая политика вызвала неодобрение среди приверженцев президента Южной Кореи, но цель вполне оправдала средства.
  • Стабильное развитие экономики во многом зависело от наследственности в передачи власти, от семейного контроля крупных фирм и предприятий, которые формально являются независимыми.
  • Правительственная поддержка бизнесменам, которые выходили на международные рынки сбыта.
  • Был введен запрет на вывод капиталов за границу, все частные инвестиции и госресурсы направлялись в экспорт и промышленность.

Итак, для того, чтобы экономическое развитие Южной Кореи стало стабильным, активным и прогрессирующим, правительству и населению страны пришлось пройти через ломку традиционной системы. В результате чего, сейчас экономика государства входит в ТОП-20 самых лучших и перспективных экономик мира. Южная Корея превратилась в высокоразвитую азиатскую страну, являющейся привлекательной для инвесторов со всего мира. Эксперты, аналитики, предприниматели и бизнесмены отмечают, что в Южной Кореи легко и просто вести бизнес, открывать новые рабочие места и реализовывать различные финансовые проекты.

Некоторые реформы, в том числе по импортозамещению оказались провальными и непродуманными до конца, коррупция и семейные кланы мешали внедрению новых технологий и передачи сфер производства под государственный контроль. В это время очень полезной и своевременной оказалась финансовая помощь, предоставленная Соединенными Штатами. В частности, 50% государственного бюджета страны покрывалось американскими кредиторами, более 70% расходов на оборону оплачивалось США. То же самое касалось сферы импорта и капиталовложений, уровень инвестиций из Штатов во время реформирования экономики достигал 70-80%.

Южная Корея является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 1960-2010 ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос в 25 раз и сегодня составляет 36,6 тыс. долл. Сейчас Корея — высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного дирижизма — вмешательства государства в экономику. Александр Жолудь внимательно изучил современную экономическую историю Кореи и нашел ответ на вопрос, действительно ли государственное вмешательство так полезно для экономики.

Республика Корея, или как чаще ее называют после Корейской войны 1950-53 гг., Южная Корея, является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 50 лет (1960-2010) ВВП на душу населения в постоянных ценах (то есть исключив инфляцию) по паритету покупательной способности (ППС) вырос в 25 раз. Страна, которая начинала на одном уровне с тогдашним Китаем , на сегодня имеет ВВП по ППС 36,6 тыс. долл.

Рис. 1. ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года, Северная и Южная Кореи, 1950-2008

Такой значительный и длительный рост безусловно вызвал интерес экономистов. Это может показаться странным широкой общественности, но сегодня в экономической среде нет консенсуса относительно того, что именно помогло Корее достичь подобных успехов. Целью этой статьи является попытка описания факторов и политик, которые повлияли на развитие корейской экономики, и возможные уроки для Украины.

Развитие экономики Кореи обычно делят на 3 периода: импортозамещение, экспортоориентированность, индустриализация.

Первый период, 1953-1961: «импортозамещение»

После окончания войны южная Корея была беднее большинства стран Африки, не говоря уже о Европе. Большинство капитала и земель до независимости были в собственности японских колонизаторов. Эти активы были конфискованы в пользу государства и приватизированы после окончания Второй мировой войны, часто покупателями были мощные родственные группы со связями. Первой попыткой запуска экономического роста была популярная на тот момент идея импортозамещения — «самодостаточности» экономики. Для ее реализации правительство ввело высокие (до 77% цены) импортные тарифы, импортеры должны были получить специальное разрешение на ввоз продукции, одновременно существовало несколько обменных курсов. Эта политика дала нажиться ряду приближенных к власти бизнесменов, которые позже сформировали «родственные корпорации» или чеболи, но как политика она была провальной — средние темпы роста в это время были на уровне 5,5%, что очень мало для страны, которая восстанавливается после войны. Не помогла даже безвозвратная финансовая, техническая и гуманитарная помощь от США, которая составляла до 10% ВВП Кореи в год — с 1954 по 1960 годы в среднем свыше двух третей ежегодного импорта финансировались помощью США. В 1960 году происходят очередные президентские (и вице-президентские) выборы, в которых с большим отрывом побеждает 85-летний президент Ли Сын Ман. Выборы проходили со значительными нарушениями и вызвали массовые студенческие протесты (армия открыла огонь по протестующим, убив 180 и ранив тысячи гражданских), что привело к свержению режима Ли Сын Мана. Результатом была кратковременная «вторая корейская республика», которую менее чем за год свергла военная хунта во главе с Пак Чон Хи, который возглавил страну.

Второй период, 1962-1972: «экспортоориентированность»

Пак Чон Хи был непримиримым противником коммунизма, что не помешало ему активно внедрять государственное вмешательство в экономику, создание и осуществление пятилеток и незаконное преследование политических оппонентов. На первом этапе он попытался проводить активную борьбу с коррупцией и бизнесменами, приближенными к предыдущей власти, однако до каких-либо значительных «посадок» не дошло, а связь между крупным бизнесом и властью только усилилась. От провальной политики импортозамещения перешли к ориентации на экспорт.

Рис. 2. Строительство, с/х и перерабатывающая промышленность, доли добавленной стоимости,%

Очень важно понимать геополитическую ситуацию начала 60-х годов: Корея улучшает отношения с бывшим колонизатором — Японией (Япония выплачивает многомиллионные компенсации) и в обмен на военную и политическую поддержку действий США во Вьетнаме получает доступ к закупкам, которые осуществляли США для ведения кампании. Например, по оценке Kim (цитируется по , оригинальная статья 1970 недоступна онлайн), доходы Кореи от контрактов, связанных с войной во Вьетнаме, составили в 1967 году 185 млн долл. или около 4% ВВП страны за этот год.

Закупки не только предоставляли валюту для приобретения современного импортного оборудования, но и создавали гарантированный рынок сбыта и помогали получить навыки, которые потом можно было использовать в других проектах. По данным Glassman and Choi , 21% строительных работ в 1965-1969 было произведено по заказу США. Проекты строились гражданскими компаниями в составе чеболов. Например, Хюндай строил дорогу Паттан-Наратхиват в Таиланде в 1965 году, по которой должны были поставляться войска и припасы во Вьетнам. В результате, источником от 40% до 60% валового накопления основного капитала (ВНОК) были контракты публичных закупок со стороны США и финансовая и гуманитарная помощь США в конце 1960-х годов.

Новое правительство продолжило активно вмешиваться в экономику, но изменило акценты этого вмешательства. Тарифы на импорт были снижены, зато бизнесы, выполнявшие установленные экспортные квоты, получали доступ к субсидированным кредитам и другим преимуществам. До 1967 года существовал перечень разрешенных товаров для импорта (остальные — запрещены. Их можно было ввозить только при наличии спецразрешения и были ограничения по покупке твердой валюты на эти цели), но под внешним давлением с 1967 года правительство изменило политику на обратную — перечень запрещенных товаров.

Кредиты экспортерам выдавали как иностранные банки под госгарантии, так и государство через ренационализованные банки. Основное развитие промышленности шло через трудоемкие производства, которые могли привлекать рабочую силу из сельского хозяйства. Если в 1963 году в с/х производилось 43,1% ВВП и было занято 63,4% рабочей силы, то в 1970 эти показатели ссоставляли 26,7% и 50,4% соответственно . Стимулирование экспорта было успешным как в абсолютном, так и в относительном измерениях: рост экспорта с 55 млн долл. в 1962 (2,4% ВВП) до 1,6 млрд долл. в 1972 (15% ВВП). Структура экспорта сместилась с с/х продуктов и минералов на товары легкой промышленности — тройку товаров-лидеров в экспорте В 1970 году составили текстиль (40,8% экспорта), фанера (11%) и парики (10,8%). В целом трудоемкие товары легкой промышленности составляли более 70% экспорта — то есть страна в полном соответствии с классической теорией международной торговли использовала свое конкурентное преимущество. Основными торговыми партнерами Кореи были США (47,3%) и Япония (28,1%).

Рис. 3. Чистый экспорт как процент ВВП

Экспорт рос очень высокими темпами — в 1963-1969 годах средний ежегодный прирост был на уровне 35% , в то время как импорт рос в среднем на 22% ежегодно. Вместе с тем следует заметить, что весь этот период чистый экспорт оставался отрицательным со средним уровнем в -6,9% ВВП в 1962-1971. Поддержание такого постоянного и значительного внешнеторгового дефицита требовало притока внешнего капитала — сначала финансовой помощи, затем — инвестиций и долга.

Из-за того, что для получения большинства государственных стимулов необходимо было иметь значительные объемы производства и экспорта, происходила концентрация бизнеса и развитие чеболов. Кредитная поддержка правительства не всегда была успешной, что часто требовало затрат дополнительных ресурсов на спасение провальных проектов. Для генерации доходов для обеспечения таких расходов правительство оказывало успешным компаниям защиту путем ограничения входа на рынок новых участников. 4 попытки изменить законодательство в пользу дерегуляции и конкуренции в этот период потерпели неудачу.

В 1960-е годы корейские фирмы активно делали инвестиции в новые активы — темпы роста валового накопления основного капитала выросли с 10,5% в год в первой половине десятилетия до 33,2% во второй. Компаниям не хватало собственных средств на такие инвестиции и они активно наращивали долги — отношение собственного капитала (net worth) к активам упало с 51,6% в 1965 году до 23,3% в 1970, появилась большая доля компаний, которые имели положительный cash flow, но критически зависели от продолжения кредитных линий и обращения собственных векселей. Когда компаниям не были доступны банковские кредиты, они занимали на внутреннем нерегулируемом финансовом рынке ,часто под значительные проценты.

Третий период, 1973-1979: «развитие тяжелой и химической промышленности»

В июле 1971 Федерация корейской промышленности (представитель интересов крупных компаний), обратилась к президенту Паку с просьбой выкупа государством долгов проблемных компаний. Последней каплей в накоплении проблем была 17-процентная девальвация национальной валюты в предыдущем месяце, которая привела к росту стоимости обслуживания валютных кредитов. Рассматривалась возможность банкротства таких фирм, но из-за опасений остановки внешних инвестиций в случае громких банкротств был избран возможно более дорогой, но более политически приемлемый вариант. Прошло чуть больше года, и правительство издало указ (т.н. Указ 3-го августа ), которым все старые долги компаний перед нерегулируемым финансовым рынком были заменены на долг по единой ставке (1,35% в месяц), который необходимо было выплачивать 5 лет после первоначального трехлетнего периода без выплат. Краткосрочные долги перед банковской системой были заменены на унифицированный долг (8% годовых, 3 года льготного периода, 5 лет выплат). Реальные процентные ставки были практически нулевыми или отрицательными — годовая инфляция в 1971-1974 годах составляла соответственно 13,5%, 11,7%, 3,2% и 24,3%.

Рис. 4. Валовое накопление основного капитала как % ВВП

Итак, произошло перераспределение стоимости в пользу заемщиков за счет формального и неформального финансового сектора, от которого выиграл прежде всего большой бизнес, в то время как малый и средний были в значительной мере ограничены в возможностях получения кредитов. Однако и крупному бизнесу это принесло лишь временное облегчение — уменьшение кредитных выплат привело к оппортунистическому наращиванию новых долгов.

Кроме прямой кредитной поддержки крупного бизнеса правительство ввело мораторий на обслуживание долга компаний перед неофициальным финансовыми рынками. У компаний, которые не желали направлять инвестиции в избранные государством отрасли, не только исчезал доступ к финансированию (банковская система находилась под контролем правительства), но и возникали проблемы с налоговой и ограничения на получение лицензий, что закрывало для них доступ на перспективные рынки. Многие компании создали избыточные производственные мощности, которые не могли использовать из-за отсутствия спроса на соответствующие товары.

В января 1973 г. Пак Чон Хи объявил «декларацию о развитии тяжелой и химической промышленности» (англ. Heavy and Chemical Industry, HCI). 1970-е были пиком государственного вмешательства в деятельность корпораций. До этого стимулирования экспорта не выбирало виды промышленной деятельности, которые надо поддерживать. Переход к прямой поддержке отраслей был следствием трех основных факторов (по Anne O. Krueger (1995) ):

1) уменьшение военного присутствия США, вызвавшее необходимость в развитии собственного ВПК;

2) рост зарплат из-за общего роста экономики, которое сделало трудоемкий экспорт менее конкурентным. Рост стран-соседей с похожими трудоемкими производствами;

3) наличие большого дефицита текущего счета платежного баланса, несмотря на стимулирование экспорта, в том числе из-за использования импортных ресурсов в производстве.

Сокращение финансовой поддержки со стороны США означало, что внешнеторговый дефицит необходимо срочно сокращать, потому что исчезал источник его финансирования.

Рис. 5 Темпы роста реального ВВП,% годовых

Происходило создание государственных промышленных предприятий, одним из самых известных примеров которых является POSCO (Pohang Iron and Steel Company) — металлургический завод, построенный на средства, предоставленные Японией в рамках программы взаимопонимания между бывшими метрополией и колонией. Соглашение о кредите, финансовой и технической помощи было подписано в 1969 году, выпуск стали начался в 1972 Предприятие было приватизировано в конце 1990-х, и на сегодня это четвертый крупнейший производитель стали в мире.

В этот период ВВП Кореи рос быстрее (11% в год в 1973-1979 гг. против 9,6% в 1963-1972), хотя оппоненты вмешательства государства отмечают, что основной рост был вызван общим экспортным направлением экономики и притоком прямых иностранных инвестиций и его темпы могли бы быть выше без вмешательства государства. Необходимо отметить, что в 1980 году произошло первое падение ВВП за почти тридцать лет. На это безусловно повлияло убийство Пак Чон Хи и второй нефтяной шок, но замедление было очевидным и до этих событий.

1979-2017: устранение ошибок

В 1979 году состоялся ряд событий, которые вызвали кризис и заставили правительство двигаться от поддержки конкретных компаний к созданию более равных условий — процесс, который продолжается до сих пор. Во-первых, состоялся второй нефтяной шок, который нанес удар по химической промышленности — одной из отраслей со значительной государственной поддержкой. Во-вторых, ускорение инфляции до 18,3% в 1979 и 28,7% в 1980 из-за большого бюджетного и внешнеторгового дефицитов и искажение цен государственной политикой привели к дефициту многих потребительских товаров. В-третьих, 26 октября 1979 было совершено успешное покушение на президента Пак Чон Хи, диктатора, который практически единолично решал тактические и стратегические вопросы развития экономики. В-четвертых, из-за засухи в 1980 году был очень плохой урожай, ВВП впервые с 1953 года продемонстрировал падение — на 1,7%.

К власти пришла очередная группа военных во главе с Чон Ду Хван, которая, опасаясь восстановления военного конфликта с Северной Кореей, ввела чрезвычайное положение. В ответ участились протестные выступления студентов и рядовых граждан против политической диктатуры и засилья чеболов — например, восстание в Кванджу в мае 1980 года, подавленное армией, в результате которого погибло более полутора сотен человек. Начались протесты профсоюзов. Протестующие достигнут успеха лишь в 1996, когда бывший президент Чон Ду Хван будет осужден на пожизненный срок в частности за чрезмерное использование силы в подавлении протестов.

К началу 1980-х уровень ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года в Корее был примерно такой, как в современной Украине. Советники Чон Ду Хвана объяснили бесперспективность продолжения политики активного вмешательства государства в экономику — Корея на тот момент уже приблизилась к технологическому фронтиру, а ее экономика усложнилась настолько, что предсказать успешность того или иного вмешательства стало практически невозможно. Поэтому состоялась постепенная экономическая либерализация. Она не помешала дальнейшему экономическому росту — с 1981 по 1997 (год Азиатского финансового кризиса) — среднегодовой ВВП рос на 9,1%. Импортные пошлины были снижены, новые государственные проекты в промышленности не запускались, бизнес получил более равный доступ к кредитам.

Однако, как стало понятно особенно после азиатского кризиса 1997 года, у страны остались значительные структурные дисбалансы. Банковская система до сих пор имеет проблемы со значительными объемами кредитов, выданных под давлением властей крупным корпорациям, некоторые из которых (например., Деу) — обанкротились. Руководство чеболов обвиняют во взяточничестве, финансовых махинациях, уклонении от уплаты налогов и влиянии на власть — в последние годы подобные судебные приговоры вынесены руководителям таких крупных компаний как Samsung, СК, Хюндай, Хангва и Лотте. В то же время главы крупных чеболов после осуждения получают амнистию — как это было с Ли Кун-хи (Самсунг) или Чонг Монг-ку (Хюндай). В конце 2016 объявлен импичмент первому президенту-женщине Пак Кин Хе по обвинению в коррупции.

1953-1979: три декады государственного вмешательства

Имела ли такая политика положительное влияние на экономический рост — нет единого мнения. Большинство соглашается, что на этапе импортозамещения вмешательство имело негативное влияние, о чем свидетельствуют умеренные темпы роста ВВП несмотря на массированную финансовую внешнюю помощь. Государственные ограничения на импорт не дали ни прямого эффекта уменьшения внешнеторгового дефицита, ни существенного роста промышленности. Ситуация изменилась только при переориентации на внешнюю экспансию.

Периоды экспортоориентации и развития тяжелой промышленности являются схожими в том смысле, что в обоих периодах было активное вмешательство государства, но они существенно отличаются механизмами такого вмешательства. В первом случае любой экспортер получал доступ к преференциям за выполнение установленных экспортных планов — кредитам с низкой ставкой, твердой валюте, налоговым льготам и тому подобное. Поэтому развитие отраслей происходило по рыночным законам — страна специализировалась на товарах легкой промышленности, в которых имела конкурентное преимущество — дешевую рабочую силу. Когда же государство взялось за развитие тяжелой и химической промышленности, главной целью было не получение максимальной прибыли, а обороноспособность страны. Поэтому применялась политика прямой поддержки конкретных производств и предприятий — правительство устанавливало для них цены ниже рыночных на материалы, направляло инженеров и другую квалифицированную рабочую силу. Это привело к введению контроля и над потребительскими ценами, появлению дефицита потребительских товаров и черного рынка, а в конце концов замедлению экономического и экспортного роста.

Стоит заметить, что разделение на лагеря по точке зрения на роль государства в развитии Кореи совсем не отражает разделение по экономическим школами или национальности авторов. Так, ярким пропонентом роли государства в развитии Кореи была Alice Amsden со своей книгой Asia’s Next Giant: South Korea и даже в какой-то степени представители Всемирного банка (исследование приветствует вмешательство государства только в случаях, где есть проблемы для рынка, например, асимметричная информация при кредитовании, проблемы достижения экономии на масштабах при конкуренции и т.д.). Оппоненты отмечали, что при расчете по имеющимся мировым ценам производительность тяжелой и химической отраслей осталась ниже производительности легкой промышленности, развитие которой сдерживалось в 1970-е (Yoo Jung-ho, 1990 ), импорт странами ОЭСР из Кореи вырос в 1970-е меньше, чем из Тайваня, который имел схожую структуру экспорта, но не осуществлял значительного государственного вмешательства в этот период. Безусловной сложностью оценки является отсутствие совершенного «контрольного варианта» с которым можно было бы сравнить Корею. Все контр-исторические оценки базируются на тех или иных предположениях, которые невозможно однозначно доказать.

В целом за весь период можно выделить такие факторы, оказавшие значительное влияние на развитие экономики Кореи:

Обычно экономисты выделяют два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Первый заключается в увеличении количества используемых ресурсов — капитала, рабочей силы и т.п. Второй означает более эффективное использование имеющихся ресурсов. Европейские страны и Северная Америка развивались преимущественно за счет интенсивного роста — появления новых, более эффективных технологий. В то же время, СССР периода индустриализации был наглядным примером экстенсивного роста — за счет вытеснения людей на работу в промышленности городов (в частности карточной системой), выжимания частных сбережений (работа Торгсин по покупке золота во время Голодомора), принудительные сбережения и покупка западных заводов и другого современного капитала. Проблема с экстенсивным ростом в том, что в определенный момент ресурсы заканчиваются. Так, можно удвоить рабочую силу, привлекая женщин к производству, улучшить ее качество программами ликбеза и образования, однако вряд ли можно ожидать привлечения всех — от младенцев до пожилых людей — к производству или обучение всех до уровня кандидатов или докторов наук. Именно поэтому после исчерпания ресурсов рост в СССР значительно замедлился, что и привело в конечном итоге к падению советской империи.

В 1970-1980-е годы значительная часть западных экономистов считала «Восточные экономические чуда» результатом повторения западного пути, то есть роста эффективности. Однако в 1990-х, после остановки экономического роста Японии и финансовых проблем Кореи, стало доминировать мнение, что их успех был результатом благоприятных условий (в том числе политических) внешней торговли, в сочетании со значительной мобилизацией ресурсов. Так же, как и в СССР, такая мобилизация позволяет временно иметь значительные темпы экономического роста просто за счет наращивания факторов производства.

Уроки для Украины

Украина вряд ли сможет напрямую скопировать опыт Южной Кореи в силу ряда экономических и политических ограничений:

  • Отсутствие резерва рабочей силы. Нет значительного количества молодежи, которая бы из менее производительного сельского хозяйства переходила в промышленность. Маловероятным является то, что молодежь согласится работать по 10-12 часов в день за незначительную зарплату. В Корее в 1980 году (то есть по истечении значительного прямого государственного вмешательства) в с/х были занято 34% всех работающих, в 1963 их было 63,4%; в Украине в 2012-2015 годах этот показатель составлял в среднем 17,3%.
  • Значительный уровень бюджетных расходов на социальную защиту, требует значительной налоговой нагрузки. В случае предоставления преференций отраслям и фирмам нагрузки на остальную экономику только возрастут. Старение населения потребует дополнительного повышения социальных и медицинских расходов.
  • Низкий уровень сбережений и низкая вероятность принудительной мобилизации средств
  • Отсутствие значительной внешней поддержки — корейская экономика находилась во внешнеторговом дефиците с 1953 по 1997 год за счет помощи США и Японии в 1950-1960-е и ПИИ и кредитов в более поздний период, а также содействия доступу на рынки США и Японии.
  • Политическая неприемлемость диктатуры и дальнейшего сращивания государства и крупного бизнеса.

Примечания:

Около 1000 долл. ВВП на человека. Для сравнения — ВВП на душу населения по ППС в Украине в 2015 году составил почти 8000 долл.
Американцы сначала поставили высокие требования на продажу конфискованных японских активов, и немногие корейские граждане отвечали этим требованиям, поэтому собственность перешла к новому корейскому правительству. Правительство сначала выставило банки на продажу в 1954 году с рядом положений для предотвращения продажи по сверхнизкой цене с ограничениями на источник средств, однако предложений не поступило. Правительство резко ослабило требования. Используя политические связи, крупные промышленные капиталисты занимали деньги у банков, чтобы купить эти самые банки. Когда приватизация была завершена в 1957 году, все коммерческие банки находились под контролем промышленных капиталистов. Согласно одному из исследований, доля инсайдерских кредитов таких банков превышала 50 процентов. Покупатели активно финансово поддержали Либеральную партию президента Ли Сын Ман. (по работе Phillip Wonhyuk Lim «Path Dependence in Action: The Rise and Fall of the Korean Model of Economic Development» )
Кроме коммерческих банков и «депозитных банков» под контролем государства, существовал значительный внутренний нерегулируемый рынок, который оказывал прежде всего краткосрочные ссуды. На 1972 год объем кредитов нерегулируемого рынка составил 346 млрд вон, коммерческих банков — 646 млрд и депозитных банков — 823 млрд (см стр. 166 книги Financial Development in Korea, 1945-1978 ).
Он был основан только в 1988 году. До этого действовали фонды для госслужащих и военных, но они покрывали незначительную часть населения .

VoxUkraine - уникальный контент, который стоит прочесть. Подписывайтесь на нашу e-mail рассылку, читайте нас в

Южная Корея является одной из самых густонаселенных стран планеты, население составляет чуть более 51 млн человек. Абсолютное большинство населения Южной Кореи - это корейцы, одна из древнейших наций. Ранее большая часть населения Южной Кореи проживала в сельской местности, сейчас для Республики Корея характерны высокие темпы урбанизации, и этот фактор существенно повлиял на экономику страны. Важно отметить, что большую часть населения составляет молодежь и люди среднего возраста, то есть занятое население.

Столицу Южной Кореи по праву считают одним из крупных мировых мегаполисов. А система образования по качеству стоит на третьем месте в мире, этот факт подтверждает верную сегментацию промышленности Южной Кореи.

Промышленность Южной Кореи

Современная Южная Корея является развитой промышленной страной, в основном благодаря государственной поддержке предпринимателей и производителей. Изначально слабая сырьевая база не давала возможности развить должный промышленный потенциал страны, основанный на высокотехнологичном производстве и переработке сырья. В настоящее время все изменилось и основными крупными отраслями промышленности являются: автомобилестроение, электронная промышленность, металлургия, судостроение и легкая промышленность.

(Сборка электронных компонентов )

Южная Корея, благодаря поддержке высокотехнологичного производства, в частности электронной промышленности, занимает 1 место в мире по производству электрических приборов. Основные компании в данной отрасли - это мировые гиганты Samsung Group, LG (LG Electronics и LG Displey), экспорт электроприборов составляет приблизительно 20 млрд долларов в год и составляет большую долю общего объема производимой продукции.

Оборудование для электросвязи занимает второе место по экспорту электротоваров и продукция Samsung Electronis занимает лидирующие позиции на мировом рынке.

Самым потенциально важным направлением высокотехнологичного производства Южной Кореи по праву считается полупроводниковая промышленность.

Следующей приоритетной отраслью считают нефтехимическую промышленность, в стране есть три крупнейших нефтеперерабатывающих комплекса. Государство осуществляет весомую поддержку данной отрасли, так как спрос на продукцию данной отрасли с каждым годом увеличивается.

Что касается автомобилестроения, Южная Корея занимает первые строчки не только в Азии, но также среди мировых промышленных стран-гигантов. Крупнейший производитель авто в стране Hyundai занимает 4 место в мире по производству авто, Kia Motors - 7 место в мире, также набирает обороты Ssang Young.

Во всемирном судостроении Южная Корея монополизировала производство дорогостоящих судов.

Большое влияние на развитие автомобиле и судостроения произошло и из-за развития металлургической промышленности. Южная Корея является одним из крупнейших в мире производителей стали.

Экпорт текстильной продукции занимает стабильное место в экспорте страны. Среди мировых стран по экспорту продукции текстильной промышленности Южная Корея идет за Китаем, Италией и США.

Сельское хозяйство Южной Кореи

Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет всего лишь 3 %. Поэтому можно сказать, что Южная Корея из сельскохозяйственной страны превратилась в промышленную.

(Рисовые поля в сезон дождей )

Как и ранее основной культурой, которая выращивается в стране и экспортируется, является рис. Несмотря на малое количество пригодных для ведения сельского хозяйства земель, рис производится в стране постоянно - практически 85% всех ферм Южной Кореи производят эту культуру. Современная обстановка на мировом рынке усложнила экспорт риса, и теперь этот продукт выращивается в основном для южнокорейского потребителя. Также фермерские хозяйства выращивают другие экспортные культуры: картофель, сою, яблоки и мандарины.

(Морской порт )

Другой важной составляющей сельского хозяйства считается рыболовство. Так как страна производит большое количество сложных крупногабаритных судов, в Южной Корее производится постоянный вылов рыбы как для местного рынка, так и на экспорт (это в основном камбала, скумбрия, сардина). Распространены и питомники для выращивания моллюсков и кальмаров.

За период 1970-2018 гг. ВВП Южной Кореи в текущих ценах увеличился на 1 711.3 млрд. долл. (в 186.4 раз) до 1 720.5 млрд. долл.; изменение произошло на 5.5 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 19.0 млн., а также на 1 705.8 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 33 340.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Южной Кореи составил 35.7 млрд. долл. или 11.5%. Среднегодовой прирост ВВП Южной Кореи в постоянных ценах равен 6.9%. Доля в мире выросла на 1.7%. Доля в Азии повысилась на 3.6%. Минимум ВВП был в 1970 году (9.2 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2018 году (1 720.5 млрд. долл.).

На протяжении 1970-2018 гг. ВВП на душу населения в Южной Корее повысился на 33 340.0 долларов (в 117.2 раз) до 33 627.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах составил 694.6 долларов или 10.4%.

Изменение ВВП Южной Кореи описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=35.0x-69 332.1 , где y - расчетное значение ВВП Южной Кореи, x - год. Коэффициент корреляции = 0.952. Коэффициент детерминации = 0.907.

ВВП Южной Кореи, 1970

ВВП Южной Кореи в 1970 году составил 9.2 млрд. долл., занимал 38е место в мире и был на уровне ВВП Чили (9.7 млрд. долл.), ВВП Болгарии (9.0 млрд. долл.). Доля ВВП Южной Кореи в мире составила 0.27%.

В 1970 году составил 287.0 долларов, занимал 126е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Гондурасе (303.0 долларов), ВВП на душу населения в Гватемале (302.0 долларов), ВВП на душу населения в Марокко (290.0 долларов), ВВП на душу населения в Самоа (289.0 долларов), ВВП на душу населения в Сенегале (289.0 долларов), ВВП на душу населения в Кот д"Ивуаре (286.0 долларов), ВВП на душу населения в Сирии (276.0 долларов), ВВП на душу населения в Парагвае (275.0 долларов), ВВП на душу населения на Кабо-Верде (270.0 долларов). ВВП на душу населения в Южной Корее был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 637.0 долларов.

Сравнение ВВП Южной Кореи и соседей в 1970 году. ВВП Южной Кореи был больше, чем ВВП Северной Кореи (4.9 млрд. долл.) на 87.4%, но был меньше, чем ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) на 95.7%. ВВП на душу населения в Южной Корее был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 85.8%, ВВП на душу населения в Северной Корее (386.0 долларов) на 25.6%.

Сравнение ВВП Южной Кореи и лидеров в 1970 году. ВВП Южной Кореи был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 99.1%, ВВП СССР (433.4 млрд. долл.) на 97.9%, ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) на 95.7%, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) на 95.7%, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) на 93.8%. ВВП на душу населения в Южной Корее был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 94.4%, ВВП на душу населения во Франции (2 853.0 долларов) на 89.9%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 89.6%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 85.8%, ВВП на душу населения в СССР (1 788.0 долларов) на 83.9%.

Потенциал ВВП Южной Кореи в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов), ВВП Южной Кореи был бы 164.7 млрд. долл., что в 17.8 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Южной Кореи был бы 65.2 млрд. долл., что в 7.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов), ВВП Южной Кореи был бы 29.7 млрд. долл., что в 3.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Азии (331.0 долларов), ВВП Южной Кореи был бы 10.6 млрд. долл., что на 15.3% больше фактического уровня.

ВВП Южной Кореи, 2018

ВВП Южной Кореи в 2018 году был равен 1 720.5 млрд. долл., занимал 10е место в мире и был на уровне ВВП Канады (1 712.6 млрд. долл.), ВВП России (1 660.5 млрд. долл.). Доля ВВП Южной Кореи в мире была равна 2.0%.

ВВП на душу населения в Южной Корее в 2018 году составлял 33 627.0 долларов, занимал 38е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Италии (35 164.0 долларов), ВВП на душу населения в Кувейте (33 761.0 долларов), ВВП на душу населения в Мальте (33 672.0 долларов). ВВП на душу населения в Южной Корее был больше, чем ВВП на душу населения в мире (11 230.0 долларов) на 22 397.0 долларов.

Сравнение ВВП Южной Кореи и соседей в 2018 году. ВВП Южной Кореи был больше, чем ВВП Северной Кореи (17.5 млрд. долл.) в 98.4 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (4 971.3 млрд. долл.) на 65.4%. ВВП на душу населения в Южной Корее был больше, чем ВВП на душу населения в Северной Корее (686.0 долларов) в 49.0 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (39 087.0 долларов) на 14%.

Сравнение ВВП Южной Кореи и лидеров в 2018 году. ВВП Южной Кореи был меньше, чем ВВП США (20 580.2 млрд. долл.) на 91.6%, ВВП Китая (13 608.2 млрд. долл.) на 87.4%, ВВП Японии (4 971.3 млрд. долл.) на 65.4%, ВВП Германии (3 949.5 млрд. долл.) на 56.4%, ВВП Великобритании (2 855.3 млрд. долл.) на 39.7%. ВВП на душу населения в Южной Корее был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (9 617.0 долларов) в 3.5 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов) на 46.6%, ВВП на душу населения в Германии (47 993.0 долларов) на 29.9%, ВВП на душу населения в Великобритании (42 889.0 долларов) на 21.6%, ВВП на душу населения в Японии (39 087.0 долларов) на 14%.

Потенциал ВВП Южной Кореи в 2018 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов), ВВП Южной Кореи был бы 3 222.4 млрд. долл., что на 87.3% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (39 087.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Южной Кореи был бы 1 999.8 млрд. долл., что на 16.2% больше фактического уровня.

ВВП Южной Кореи, 1970-2018
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля Южной Кореи, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 9.2 287.0 9.2 0.27 1.8 2.8
1971 10.1 309.0 10.2 10.5 0.27 1.8 2.8
1972 11.1 332.0 10.9 7.2 0.26 1.6 2.4
1973 14.2 416.0 12.5 14.8 0.27 1.6 2.3
1974 20.0 574.0 13.7 9.5 0.33 1.8 3.0
1975 22.3 629.0 14.8 7.9 0.33 1.9 3.0
1976 30.6 850.0 16.8 13.1 0.42 2.3 3.8
1977 39.3 1 076.0 18.8 12.3 0.48 2.5 4.0
1978 53.0 1 434.0 20.8 10.8 0.55 2.6 4.0
1979 68.3 1 820.0 22.6 8.6 0.62 3.0 4.7
1980 66.7 1 752.0 22.3 -1.7 0.54 2.6 4.3
1981 74.3 1 925.0 23.9 7.2 0.59 2.7 4.4
1982 79.8 2 036.0 25.8 8.3 0.64 3.0 5.0
1983 89.3 2 246.0 29.2 13.2 0.69 3.2 5.1
1984 99.1 2 459.0 32.3 10.4 0.75 3.4 5.4
1985 102.9 2 521.0 34.8 7.7 0.76 3.6 5.3
1986 118.5 2 872.0 38.7 11.2 0.76 3.3 4.5
1987 149.9 3 596.0 43.5 12.5 0.85 3.5 4.7
1988 202.1 4 801.0 48.7 11.9 1.0 4.0 5.2
1989 249.8 5 879.0 52.1 7.0 1.2 4.8 6.2
1990 286.6 6 677.0 57.3 9.8 1.2 5.1 7.0
1991 334.2 7 704.0 63.2 10.4 1.4 5.4 7.2
1992 359.1 8 189.0 67.1 6.2 1.4 5.3 7.0
1993 396.3 8 938.0 71.7 6.8 1.5 5.2 6.8
1994 467.4 10 427.0 78.3 9.2 1.7 5.8 7.4
1995 570.5 12 595.0 85.8 9.6 1.8 6.2 7.9
1996 613.6 13 410.0 92.3 7.6 1.9 6.8 9.0
1997 571.9 12 379.0 97.7 5.9 1.8 6.6 8.9
1998 383.9 8 234.0 92.4 -5.5 1.2 4.9 6.5
1999 497.8 10 586.0 102.8 11.3 1.5 5.7 7.5
2000 576.2 12 159.0 112.0 8.9 1.7 6.1 8.0
2001 547.7 11 478.0 117.5 4.9 1.6 6.2 8.2
2002 627.2 13 066.0 126.5 7.7 1.8 6.9 9.4
2003 702.7 14 560.0 130.5 3.1 1.8 7.0 9.6
2004 793.2 16 355.0 137.3 5.2 1.8 7.0 9.8
2005 934.9 19 194.0 143.2 4.3 2.0 7.5 10.9
2006 1 053.2 21 540.0 150.8 5.3 2.0 7.8 11.8
2007 1 172.6 23 900.0 159.5 5.8 2.0 7.7 11.9
2008 1 047.3 21 279.0 164.3 3.0 1.6 5.9 9.2
2009 943.9 19 116.0 165.6 0.79 1.6 5.3 7.9
2010 1 144.1 23 088.0 176.9 6.8 1.7 5.5 8.4
2011 1 253.2 25 193.0 183.4 3.7 1.7 5.2 8.0
2012 1 278.4 25 593.0 187.8 2.4 1.7 5.0 7.6
2013 1 370.8 27 323.0 193.7 3.2 1.8 5.2 8.1
2014 1 484.3 29 459.0 199.9 3.2 1.9 5.5 8.4
2015 1 465.8 28 971.0 205.6 2.8 2.0 5.5 8.2
2016 1 500.1 29 534.0 211.6 2.9 2.0 5.4 8.1
2017 1 623.9 31 852.0 218.3 3.2 2.0 5.5 8.3
2018 1 720.5 33 627.0 224.1 2.7 2.0 5.4 8.1

Picture. ВВП Южной Кореи, 1970-2018

Picture. ВВП на душу населения в Южной Корее, 1970-2018

Picture. Рост ВВП в Южной Корее, 1970-2018

ВВП Южной Кореи по расходам

ВВП Южной Кореи по расходам, %, 1970-2018
Показатель 1970 1980 1990 2000 2010 2018
Потребительские расходы 84.4 74.7 61.1 65.4 64.6 64.1
в т.ч. Расходы домохозяйств 74.8 63.1 50.3 54.5 50.4 48.0
Государственные расходы 9.5 11.6 10.8 10.9 14.2 16.1
Частные инвестиции 26.3 34.4 39.6 32.9 32.6 31.3
Чистый экспорт -9.5 -8.7 -0.74 1.8 2.8 4.6
ВВП 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0