Легко возбудимый ребенок. Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям. Профилактика повышенной возбудимости

Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению , энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки ( , переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит .

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями
  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

Поведение каждого ребенка в той или иной мере непредсказуемо и даже непонятно для родителей. Правда, мало, кто обеспокоен таким положением вещей. То, что ребенок очень нервный, часто списывают на особенности возраста, надеются, что перерастет. Более того, некоторые даже поощряют вредность и капризы малыша, так как пытаются дать ему все, что нужно.

В любом случае, воспитание ребенка - ответственная и сложная задача, которую необходимо выполнять родителям. На их плечах лежит ноша социализации, которая адаптирует маленького человека к самостоятельной жизни, коммуникациям с другими людьми и правильному поведению.

Если дети стабильно не слушаются родителей, постоянно капризничают, ведут себя нервно и даже агрессивно, независимо от их воспитания, следует обязательно обратиться к врачу. Эти симптомы могут свидетельствовать о развитии невроза, который нужно обязательно лечить.

Почему ребенок не слушается

Независимо от того, сколько лет малышу или даже школьнику, нервное поведение и непослушание может иметь общие корни. Все причины, которые вызывают у детей подобную картину, являются психогенными и связаны с особенностями детской психики.

Важную роль играет повышенная нервная возбудимость у ребенка. Это физиологическое качество, которое влияет на темпы реагирования, темперамент человека. Возбудимость нервной системы контролирует силу аффективных реакций и нервных срывов у детей.

Известно, что одни дети фактически рождаются таковыми и вредничают с самого маленького возраста. Другие же, наоборот, в какой-то момент становятся непослушными, агрессивными. В первом случае это врожденные особенности маленькой личности, которая только формируется. Во втором, реакция на внешние условия, воспитание или некоторые события в жизни семьи.

Подобное поведение может наблюдаться постоянно, как составляющая характера, а может формировать приступы. Нервные срывы у детей - результат накопившегося психоэмоционального напряжения, которое пытается найти выход.

В каждом отдельном случае детских капризов, истерик и даже слез кроется подсознательный фактор, который объясняет, почему ребенок нервный.

Важно уметь распознавать эти факторы и во время корректировать поведение. В противоположном случае, оно будет переноситься во взрослую жизнь.

Основные факторы, которые могут вызывать изменения в поведении детей:

  • Недостаток внимания. Часто нервные дети ощущают острую необходимость в общении с другими людьми, они нуждаются во взаимодействии даже тогда, когда ещё не умеют говорить. Часто в возрасте до 3 лет родители ведут себя с малышом, как с обычной куклой, которую нужно умыть, покормить, переодеть и уложить спать. Возможно, в темпе современного мира не хватает времени на общение или этому не уделяется достаточно внимания, но общие тенденции свидетельствуют о том, что с детьми стали меньше разговаривать. Эту связь, которая так необходима малышу, заменяют дорогими игрушками, конструкторами и мультфильмами, сказки читаются через наушники, воспитательные уроки возложены на детские мультфильмы и сериалы. Таким образом, дети не получают нужного внимания от других и пытаются достичь этого любым доступным способом.
  • Значимость. Даже самые маленькие дети нуждаются в признании их собственного мнения. Постоянное навязывание ребенку своих указаний ведет к принижению значимости детской личности. Даже в возрасте до 3 лет малыши нуждаются в самовыражении, они начинают осознавать свою индивидуальность, отождествлять себя с другими людьми и требовать от них соответствующего отношения. Если к ребенку относятся, как к безвольному человеку, не спрашивают мнения и всячески принижают его важность, это может вызвать ответную бунтарскую реакцию. Постоянный приказной тон, лидерское отношение к малышу будут провоцировать изменения поведения.
  • Самооценка. Важное значение для ребенка имеет также уверенность в себе. В детском возрасте самооценка довольно хрупкая и легко поддается влиянию посторонних мнений. Если часто говорить малышу, что он не способный, ущербный или непослушный, соответственно его поведение будет равняться на эти мнения. Именно поэтому, слова, брошенные со злости в адрес ребенка, быстро забываются родителями, но очень долго помнятся детьми. Если хорошие действия не оцениваются похвалами, нервный ребенок не чувствует необходимости поступать правильно и придерживаться установленных правил.
  • Месть. Для ребенка психоэмоциональные реакции довольно просты и не подвергаются анализу. Если обидеть его, он захочет отомстить. Если же похвалить, соответственно будет стараться обрадовать ещё раз. Необходимо помнить, что самоотдача у ребенка всегда в несколько раз сильнее. Обычная обида может обернуться бунтарским поведением, непослушанием. Если ребенок начал внезапно капризничать, вести себя агрессивно, следует обратить внимание, не обижен ли он. Необходимо помнить, что даже родители ошибаются и обычные извинения перед ребенком никак не принижают их репутацию, а показывают хороший пример поведения.

Обязательно следует учитывать, что подобную симптоматику включают в психические расстройства детского возраста. Поэтому, если ситуация усугубится, нужно обратиться за помощью к врачу.

Особенности каждого возрастного периода

Плохое поведение, капризы и даже представления, которые устраивает ребенок время от времени - признаки непослушания и нервозности детей.

В зависимости от конкретного возраста, наблюдаются те или иные поведенческие изменения. Также следует учитывать особенности и этапы развития личности, которые проходят в детстве:

  • До 3 лет. Чаще всего, если ребенок нервный в этом периоде, это врожденная особенность поведения. Младенец постоянно плачет, вредничает, наблюдаются нарушения сна. В некоторых случаях может наблюдаться аллергия на нервной почве у ребенка. Огромное значение имеет также рождение младшего брата или сестры в семье. Тогда внимание к старшему значительно сокращается, ему передается роль более взрослого в семье и это не всегда по душе самому ребенку. Он начинает нервничать, беспокоиться, пытается любыми способами привлечь внимание. Часто дети говорят, что у них болит живот или усиливают другие симптомы, чтобы вызвать сочувствие. В некоторых случаях даже учатся манипулировать другими людьми с помощью слез, капризов и нервного состояния.
  • От 3 до 4 лет. Представляет собой ранний дошкольный период, который характеризуется познанием уже не самого себя, а мира вокруг. Ребенок задает массу вопросов, интересуется всем, что его окружает, знакомится с другими правилами социума, кроме тех ограничений, которые устанавливают родители. Также в возрасте 3-4 лет он начинает взаимодействовать с другими детьми, ходит в детский сад или кружки, начинает отождествлять себя с определенными группами людей. Обычно, наблюдаются бунтарские проявления, упрямство и бессмысленные ультиматумы. Ребенок начинает сопротивляться тому, что говорят другие, делая все противоположно указаниям. В 3-4 года такой негативизм свидетельствует о сопротивлении, которое он пытается создать, как способ влияния на свою жизнь.
  • От 5 до 7 лет. В этом возрасте ребенок относится к старшему дошкольному периоду. Он довольно спокоен и нервных срывов у детей практически не бывает за эти 3 года. Развиваются в основном познавательные процессы, которые стимулируют ребенка к учебе, он начинает понимать свою успешность и возможности, пытается доказать, что он лучше и работает над этим. Силен дух соревнования, поэтому неудачи в процессе изучения чего-либо или даже в играх могут привести к изменению поведения ребенка.
  • От 8 до 10 лет. За это время учеба и познания нового мира успевают наложить свой отпечаток на впечатления ребенка. Формируется осознание себя, как части общества, развивается свое мнение насчет важных философских вопросов. В этом периоде может проявляться скрытая агрессия, которую ребенок выплескивает дома или на уроках. Наблюдается плохое поведение, как следствие неверно выбранных идеалов. До 10 лет это не страшно и легко скорректировать родителям самостоятельно.
  • От 10 лет до 16. Фактически в эту группу входят дети и подростки, которые имеют некую степень свободы действий. Они способны очень остро реагировать на неблагоприятные условия, некоторые ситуации в их жизни. Для детей от 10 до 16 лет практически каждая проблема видится ужасной и неразрешимой, следственно их действия полны демонстративности и радикальности. Нужно быть особенно осторожными, так как поведенческие изменения сопровождаются гормональными перестройками, перепадами настроения.

Абсолютно все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой одного или нескольких сложных периодов в жизни их ребенка. Поначалу, естественно, стараются закрывать на это глаза, но когда изменения в поведении выходят из-под контроля, нужно что-то с этим делать. Каждый родитель должен знать, как вести себя с нервным ребенком, чтобы не ухудшить ситуацию.

Самое важное - это избегать нервных срывов у своего чада. Они могут быть опасными, как для детей, так и для окружающих. Именно поэтому, в воспитании нервных детей нужно придерживаться нескольких советов врача:

  • Спокойствие. Категорически нельзя срываться на ребенке или вымещать свою злость агрессивным поведением. Следует разделять все рабочие моменты и помнить о воспитании прежде, чем кричать на детей за свое плохое настроение.
  • Извинения. Одна из важных форм взаимодействия родителей и ребенка. Благодаря этому, маленький человек познает, что такое ошибка и почему нельзя этого повторять. Кроме того, если извиняются родители, он осознает важность просьбы прощения.
  • Терпение. Важная черта хорошего родителя. Не сразу получается научить ребенка вести себя правильно или донести до него нужную мысль. В большинстве случаев для этого нужно терпение и время. Капризы, упрямство ребенка - это его способ высказаться и следует это уважать. Если относиться терпеливей к подобным проявлениям, можно увидеть скрытый посыл в таком поведении.
  • Пример. Дети наследуют поведение их родителей постоянно, ведь они единственное звено с внешним миром. Если отец или мать ведут себя неправильно, вызывающе, употребляют нецензурную лексику, очень скоро ребенок будет делать так же. Поэтому, важно следить не только за детьми, но и за собой.
  • Роли. Нельзя безмерно баловать ребенка и ставить его в центре семьи. Следует распределять важность каждого человека, к которому он имеет отношение. Ребенок должен понимать, что все внимание не всегда должно доставаться ему, уметь делиться и спокойно воспринимать то, что он далеко не единственная забота родителей.
  • Выбор. Важно, чтобы дети чувствовали свою значимость и важность. Нельзя принимать абсолютно все решения за них. Даже в три года нужно спрашивать малыша, что он бы хотел на ужин, как бы он хотел одеться. Естественно, эти желания должны проходить критику, но обязательно следует объяснять, почему в этот раз к нему не прислушались.
  • Отказ. Каждый запрет или правило, которое устанавливается, касаемо детей, должно быть четко аргументировано. «Потому, что я так сказал» — совершенно не подходит для ребенка. Чтобы в следующий раз не возникало подобных ситуаций, следует объяснять, что именно считается неверным в этой схеме поведения. Чтобы отказы и правила не воспринимались слишком остро, следует настроить доверительные отношения с ребенком, создать авторитет, располагая к себе, а не устрашая.
  • Общение. Контакт и доверительный разговор имеют огромное значение даже, если это грудной ребенок. Дети и их представления о мире очень хрупки, поэтому доверительные отношения с родителями сформируют крепкую схему поддержки. Только пообщавшись, можно понять, как воспитывать нервного ребенка правильно. Категорически нельзя перекладывать таких детей и их воспитание на плечи педагогов в садиках, школах. Близкий родной человек быстрее найдет тот способ, который поможет ребенку открыться.

Дети по своей сути склонны к изменчивому поведению и аффективным реакциям, их психические процессы ещё не созрели и только начинают функционировать. Именно поэтому, каждый родитель должен знать, что делать если его ребенок нервный и непослушный. Если повышенная возбудимость во время не будет замечена и скорректирована, может развиться гиперкинетический синдром у ребенка, который считается заболеванием психического спектра и нуждается в квалифицированной помощи.

Капризы, непослушание и детские неврозы — что первично, а что является следствием? Шумные истерики своих чад некоторые мамочки считают проявлением расстройства его нервной системы, но бывает и наоборот — бесконечные капризы и неадекватное поведение ведут к возникновению детских неврозов.

Нервный ребенок — болезнь или непослушание

Нервность детей ассоциируют с отклонениями в их поведении — повышенной возбудимостью, плаксивостью, нарушением сна, раздражительностью и впечатлительностью. Нервный ребенок труден в общении, портит настроение окружающим, но в первую очередь неадекватность поведения изменяет жизнь его самого, лишая простых ребячьих радостей. Многолетние исследования доказывают, что причины детской нервозности в большинстве случаев закладываются в раннем детстве и являются следствием неправильного воспитания.

Нервность и непослушание маленьких детей настолько тесно переплетены между собой, что порой тяжело разобраться, кто виноват — родители или их дети. Среди множества причин непослушания можно выделить основные:

1. Желание ребенка привлечь к себе внимание — заметив, что гораздо больше родительских эмоций проявляется в случае совершения им какого-либо проступка, страдающий от недостатка ласки малыш неосознанно пользуется проверенным способом.

2. Ограниченный в самостоятельности и уставший от многочисленных запретов ребенок отстаивает свою свободу и мнение методом протестного непослушания.

3. Детская месть. Причин ее может быть множество — развод папы с мамой, невыполнение обещаний, несправедливое наказание, неадекватное поведение одного из родителей.

4. Собственное бессилие малыша, неспособность совершения каких-либо, доступных для других, действий.

5. Заболевания нервной системы детей, психические расстройства.

Несмотря на то, что лишь в последнем пункте причиной непослушания названы проблемы с нервной системой, каждый из них убедительно свидетельствует о тесной связи поведения ребенка с его психологическим состоянием.

Детские неврозы — причины и признаки

Хрупкая и не сформировавшаяся нервная система детей крайне подвержена неврозам и расстройствам психики, поэтому странное поведение малыша, его капризы и истерики должны насторожить внимательных родителей и побудить их к немедленному действию. Постоянные стрессы, запреты, недостаток внимания постепенно накапливаются и перерастают в болезненное состояние — невроз. Доктора называют этим термином вызванное всевозможными стрессовыми ситуациями расстройство детской психики преходящего характера. Неврозы могут служить причиной неадекватного поведения ребенка, а могут быть и результатом его.

Чаще всего неврозы развиваются примерно к пяти-шести годам, хотя некоторые его отдельные признаки внимательная мамочка замечает значительно раньше. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка в периоды возрастного изменения психики — от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и в подростковом возрасте. Причинами расстройств нервной системы детей можно считать следующие:

— травмирующие психику ситуации — алкоголизм родителей, развод, ссоры со сверстниками, адаптация в детском учреждении;

— сильный испуг в результате какого-либо психического воздействия;

— излишняя строгость и жесткость родителей, недостаток внимания и отсутствие ласки;

— атмосфера в семье и взаимоотношения между родителями;

— рождение братика или сестрички, на которых переключается основное внимание мамы с папой, и горькая детская ревность.

Помимо этого, могут быть и внешние причины — авария, смерть или тяжелая болезнь близких, катастрофа. Первыми признаками того, что нервная система детей не функционирует должным образом, являются:

— появление страхов и тревожного состояния;

— проблемы со сном — нервный ребенок с трудом засыпает и может просыпаться среди ночи;

— возможно появление энуреза и желудочно-кишечных расстройств;

— речевые нарушения — заикание;

— нервное покашливание;

— нежелание и невозможность общаться со сверстниками.

Если родители отмечают в поведении своего маленького монстрика агрессивность, повышенную возбудимость или, наоборот, чрезмерную замкнутость, раздражительность, отсутствие коммуникабельности, то лучше всего обсудить возникшие проблемы с доктором. Пуская на самотек развитие возможного заболевания и не предпринимая никаких мер, родители рискуют вырастить робкого нерешительного человека, не способного справляться с возникающими проблемами и контактировать с окружающими. К доктору обязательно необходимо обратиться и в том случае, если состояние нервной системы детей нарушает нормальный жизненный ритм. Наличие заикания, энуреза или нервного тика требуют немедленного комплексного лечения у специалистов.

Нервные тики у детей — причины и симптомы

Доктора характеризуют нервный тик, как кратковременное неуместное движение определенной группы мышц, сопротивляться которому малыш просто не в силах. По статистике, каждый пятый ребенок, хотя бы единожды, испытывал подобные проявления, а страдают от хронически протекающего недуга примерно 10% детворы. Это свидетельствует о том, что огромное количество детей от 2 до 18 лет имеют комплексы при общении со сверстниками, стесняются своих навязчивых движений, и существующая проблема реально мешает им жить полноценной жизнью.

Нервные тики у детей можно разделить на несколько основных групп:

— моторные — кусание губ, гримасы, подергивание конечностями или головой, моргание, нахмуривание;

— вокальные — покашливание, сопение, шипение, фырканье, кряхтение;

— ритуальные — почесывание или теребление уха, носа, прядей волос, стискивание зубов.

По степени выраженности нервные тики у детей подразделяются на локальные, когда задействована лишь одна группа мышц, и множественные, проявляющиеся одновременно в нескольких группах. Если же моторные тики сочетаются с вокальными, это свидетельствует о наличии генерализованного тика под названием Синдром Туретта, который передается по наследству.

Важно различать первичные и вторичные нервные тики у детей, клинические проявления которых похожи. Если вторые развиваются на фоне других заболеваний — энцефалита, опухоли головного мозга, черепно-мозговой травмы, врожденных заболеваний нервной системы, то причинами первичных являются:

неправильное питание — недостаток магния и кальция;

— эмоциональные встряски — ссоры с родителями и их чрезмерная строгость, испуг, недостаток внимания;

— нагрузки на центральную нервную систему в виде частого и повышенного употребления кофе, чая, энергетических напитков;

— переутомление — длительное сидение перед телевизором, компьютером, чтение при недостаточном освещении;

— наследственность — вероятность генетической предрасположенности составляет 50%, однако при благоприятных условиях риск возникновения тиков минимален.

Во сне нервные тики у детей не проявляются, хотя их воздействие наблюдается в том, что ребенок с трудом засыпает, и сон его беспокоен.

Можно ли вылечить нервный тик и когда обращаться к доктору

Ни в коем случае нельзя оставлять нервные тики у детей без внимания. Визит к невропатологу необходим, если:

— избавиться от неприятного явления не удалось в течение месяца;

— тик причиняет неудобства малышу и мешает его общению со сверстниками;

— имеется сильная выраженность и множественность нервных тиков.

Важно! Особенность нервных тиков у детей заключается в том, что от них можно сравнительно быстро избавиться навсегда, но можно и остаться с проблемой на всю жизнь. Главное условие успешного лечения — выяснение причин появления тика и своевременное обращение к доктору.

После проведения определенных исследований и консультаций с другими специалистами, врач назначает необходимое лечение, которое проводится в комплексе:

— медикаментозное;

— мероприятия, направленные на восстановление нормальной деятельности нервной системы — индивидуальная психотерапия и психологическая коррекция при групповых занятиях;

— средства народной медицины.

От родителей требуется обеспечить спокойную обстановку в семье, полноценное питание и правильный режим дня, достаточное пребывание малыша на свежем воздухе, занятия спортом. Уменьшают тик отвары успокаивающих трав — пустырника, корня валерианы, боярышника, ромашки.

На течение болезни оказывает немаловажное влияние возраст ребенка. Если нервные тики у детей возникли в 6-8 лет, лечение, скорее всего, станет успешным, и о возвращении недуга в дальнейшем можно не беспокоиться. Возраст от 3 до 6 лет считается более опасным, наблюдать за малышом, даже в случае исчезновения неприятных признаков, придется до полного взросления. Но особенно опасно появление нервных тиков в возрасте до трех лет, они могут быть вестниками шизофрении, опухоли мозга и других крайне опасных заболеваний.

Воспитание и лечение нервного ребенка

Успешное преодоление сбоев в работе нервной системы детей зависит от двух главных факторов — комплексной врачебной помощи и правильного воспитания нервного ребенка. Не стоит думать, что проблемы пройдут с возрастом, без квалифицированной помощи специалистов лечение нервного ребенка невозможно. Если доктор поставил диагноз невротического расстройства, потребуется как медикаментозное лечение, так и занятия с психологом. Существуют специальные виды терапии, помогающие избавиться от зажатости малыша, скорректировать способы общения, восстановить активность и коммуникабельность. Огромную помощь в этом могут оказать родители.

Маме и папе следует самым тщательным образом проанализировать причины возникновения нервности ребенка и постараться устранить их, создать комфортные условия для своего чада. При отсутствии самостоятельности, которую упорно добивается ваш отпрыск, следует дать ему больше свободы, не акцентируя внимание на контроле за его действиями. Катастрофически не хватает времени на общение с малышом? Подумайте, что является жизненным приоритетом для вас — карьера и безупречная чистота в доме или психологическое здоровье и беззаветная любовь и преданность маленького человечка.

Вырастить здоровых, психически уравновешенных детей, это не только вполне понятное желание родителей, но и их обязанность. Берегите не сформировавшуюся и уязвимую психику малыша, чтобы в дальнейшем не понадобилось лечение нервного ребенка у специалистов. Мамы и папы вполне способны создать стабильно-уравновешенный микроклимат в семье, избегать ненужных ссор и необоснованных запретов, уделять своему чаду максимум внимания и нежности, воспитывать уверенного в себе человечка. Ни в коем случае нельзя пугать кроху, неадекватно реагировать на его проступки, чрезмерно ограничивать свободу. Следование этим нехитрым советам опытных психологов послужит надежной профилактикой различных неврологических расстройств у ваших деток.

Многие родители теряются и не знают: как следует воспитывать слишком импульсивного, чрезмерно активного и легко возбудимого ребенка, готового закатить истерику по самому незначительному поводу.

Воспитывать истеричного и возбудимого ребенка очень непросто, да и сам ребенок немало страдает от своего характера: что-то его все время беспокоит, что-то мешает нормально развиваться и адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Детские психологи пришли к выводу, что причина подобного поведения ребенка часто заключается в различных нарушениях работы нервной системы, причем нарушения эти могут быть в диапазоне от самых незначительных до довольно тяжелых, сопровождающихся нарушениями моторики, задержкой речевого развития, а также поведенческими отклонениями: бурными истериками, нежеланием подчиняться никаким требованиям старших, вербальной и физической агрессией со стороны ребенка и др. Такие дети действительно развиваются несколько иначе, чем большинство их сверстников, а следовательно и подход к их воспитанию должен быть несколько иным.

Родители, которым выпал нелегкий жребий жребий воспитывать и растить крайне непослушного ребенка, должны понимать, что его "тяжелый" характер чаще всего имеет вполне объяснимую нейрофизиологическую основу. Истерики, нежелание учится, гипервозбудимость, непослушание, бунтарство - все это закономерное следствие незначительных нарушений в мозговой деятельности ребенка. Поэтому, при воспитании такого ребенка, от родителей требуется проявлять всю их любовь, терпение и заботу. Ребенка, с минимальными нарушениями в развитии нервной системы, нельзя "переламывать" при помощи строгого воспитания и жестких наказаний. Ему надо помочь адаптироваться и к собственным психологическим особенностям, и к требованиям общества, в котором он живет. Мы ведь не станем ругать ребенка с плохим зрением за то, что он не может без очков прочитать текст, написанный мелким шрифтом!? Так же следует относиться к ребенку с поведенческими нарушениями. Если такого ребенка слишком жестоко наказывать, последствия могут оказаться самыми печальными: одни дети становятся крайне агрессивными и выплескивают свою агрессию на окружающих, другие ищут понимания и утешения в дворовых компаниях таких же сложных детей, третьи научаются хитро манипулировать взрослыми и превращаются в домашних тиранов, четвертые закрываются в себе и начинают болеть и чахнуть.

Если ребенок растет непослушным, истеричным и агрессивным, родителям не остается ничего, кроме как спокойно и терпеливо, настойчиво и уверенно учить ребенка правильному поведению, рассказывая, что взрослым надо говорить "Вы", что нельзя кидаться камнями и драться, что мама не всегда имеет возможность купить понравившуюся игрушку и т.д. В особо сложных случаях имеет смысл прибегнуть к помощи опытного детского психолога. Причем, чем более истеричен и возбудим ребенок, тем спокойнее должны вести себя родители. Только спокойным, но твердым отношением к ребенку можно постепенно выровнять его поведение. И, конечно же, ребенок всегда должен знать и чувствовать, что родители его любят несмотря ни на что, и что наказывают его для его же блага.

По мере роста и развития ребенка его нервная система постепенно крепнет, психические процессы становятся более сбалансированными, а поведение более адекватным и уравновешенным. Чаще всего, поведение таких детей начинает выравниваться только к 14-16 годам, после окончания подросткового периода. Главное - не надо отчаиваться и опускать руки. Нужно любить ребенка, бороться за него и верить, что с ним обязательно все будет хорошо! Известно достаточно много случаев, когда бывший двоечник, задира и хулиган, вырастая, становился вполне успешным и уважаемым членом общества, делал удачную карьеру и создавал крепкую и счастливую семью.

Ни для кого не секрет, что дети, так же, как и взрослые, обладают различным темпераментом, характером. Один невозмутим и спокоен, другой капризен и криклив. Причин тут множество: от генетической предрасположенности до плода и гестоза второй половины беременности.

С капризными детками, вне всякого сомнения, родителям приходится нелегко. Бесконечное нытье и истерики выдержать способен не каждый. Да еще если у мамы нервы "ни к черту", груз семейных забот задавил совсем, муж не помогает и т.д., и т.п. Поэтому я не осуждаю тех, кто срывается на своих детей, мотивируя тем, что их малыш неуправляем. Не осуждаю, потому что сама когда-то себя этим оправдывала. И все же в этой ситуации мне всегда приходит в голову один и тот же вопрос: "Что же здесь первично? Мама кричит на дитя потому, что он такой? Или он ТАКОЙ, потому что на него все время кричат?"

Я не собираюсь никого осуждать и поучать. Мне хочется просто, чтобы родители задумались, что же они делают. Лично я считаю своего малыша очень уравновешенным ребенком. Считаю, что он совсем не капризный. Кстати и посторонние это замечают. Конечно, как и все дети, он может и покапризничать и повредничать, но в целом мне с ним очень легко.

Так, кстати, было далеко не всегда и не сразу. Маленький он был крикливый, беспокойный . Но сейчас все изменилось. Когда я думаю об этом, то до сих пор не знаю: то ли у НЕГО изменился характер, то ли у МЕНЯ, в силу чего ему со мной стало легче:-). Однажды моя свекровь сказала про Макса: "Да, малыш, конечно, возбудимый". Я страшно удивилась: "Да что вы, он самый уравновешенный ребенок на площадке". "Просто ты сразу гасишь все его эмоции", - ответила она.

"Ну как на него не кричать?" - такой вопрос я часто слышу от многих родителей. При этом приводятся примеры неуправляемости ребенка. Отвечаю всем, кто до сих пор так думает: очень просто! Нужно только перестать переделывать своего малыша, а начать меняться самим. И в первую очередь задуматься, что вам дает такое поведение.

Меняется ли хоть что-то от того, что вы кричите на ребенка?

Чаще всего ответ отрицательный. "Он ничего не понимает: хоть кричи, хоть не кричи". Если это действительно так, то зачем же трепать нервы и себе, и малышу? Правда, иногда я слышу и такой ответ: "Он по-хорошему не понимает. Зато накричишь, отлупишь - шелковый ребенок". Вот это меня, кстати, пугает гораздо больше.

Дети, которые выстраивают защитный барьер от агрессии родителей, не реагируя на их срывы, мне больше импонируют: они хоть как-то могут за себя постоять. А вот, если ребенок понимает позицию силы, подчиняется агрессии - это уже страшно. Подумайте, ведь не только вы умеете кричать. На улице достаточно негатива. Стоит учить ребенка противостоять ему, а не подчиняться том, кто сильнее.

Любого самого спокойного ребенка можно превратить в неврастеника

И любого возбудимого малыша можно "уравновесить". Это тоже истина, не требующая доказательств. Очень часто причина нашего негатива кроется не в ребенке, а в нас же самих, в нашем отношении к малышу. Понятное дело, все мы безоглядно любим своих чад, холим их и лелеем. Просто некоторых родителей малыш раздражает уже тем, что он ребенок.

Даже сверхспокойное меланхоличное чадо требует от родителей массу усилий: он не просится на горшок, не умеет аккуратно кушать, не играет одной выделенной игрушкой, пристает с просьбами почитать, поиграть и т.д. И некоторых мам это страшно раздражает. Причем я заметила, чем спокойнее ребенок, тем больше маму напрягают его шалости. Ну, как же, вот он лежал себе спокойно в коляске, в кроватке, играл погремушкой, не доставляя особых хлопот. И вдруг бац - начал ходить, всем интересуется, везде лезет, все достает. И, если мама неопытна или не очень умна, она всеми правдами и неправдами пытается запихать своего малыша опять в кроватку - коляску - манеж, ограничить свободу передвижения. Отсюда и раздражительность, капризность ее ребенка.

Мне иногда даже смешно становится: сидят такие спокойные детишки в песочке, мамы рядом на лавочке, как водится. Вдруг, о Боже, один решил проявить активность - побежал куда-то. Караул, катастрофа! Бунт! Ребенка отлавливают, отчитывают, сажают обратно, и еще полдня обсуждается тема его сверхактивности и того, что "у других дети, как дети, а мой же…" А и всего-то дел, что малыш решил посмотреть, что же за мир такой интересный за пределами песочницы. Так вот, если вы узнали себя в этой истории, хочу вам сказать, поднимайте свои попы, отрывайте их от лавочки - и вперед, к новым просторам:-).

В общем, дайте ребенку узнать все многообразие окружающего мира. Ведь это для вас двор - это всего лишь двор, а для вашего малыша - это сказочная страна, где все-все, от пыльной машины до мусорного контейнера, ново и интересно. Если позволять малышу удовлетворять свое любопытство, проявлять самостоятельность - поверьте, на раздражение у него просто не останется время. Задумайтесь, были бы вы уравновешенными, если бы вашу свободу постоянно ограничивали? У животных в клетке вид тоже не очень счастливый.

Нужно ли возбуждать еще больше? Ответ, по-моему, очевиден. Но именно так и поступают многие родители. "Как не кричать, когда он ТАКУЮ истерику закатил?"

Опять же возвращаюсь к моей профессиональной теме. По криминологии мы проходили различные типы личностей: холерики, сангвиники и т.д. И вот какое дело: по статистике холерики более склонны к совершению преступления, чем остальные. Это вовсе не означает, что все вспыльчивые люди - потенциальные преступники. Просто, если их поместить в определенные условия, они прибегают к насилию чаще, чем соответственно спокойные.

Так что если у вас возбудимый малыш, вокруг него должны быть тишина и покой, чтобы не раздражать его нервную систему. Его вспыльчивость необходимо всячески гасить, а ни в коем случае не разжигать, что, несомненно, происходит, если идти на конфликт. "Что же, потакать ему теперь во всем?" - спросите вы. Да нет, конечно. Просто соблюдать ряд незамысловатых правил, и все получится, уж вы мне поверьте…

Правило первое. Что бы ни случилось, сохраняйте спокойствие

На самом деле это очень легко, если не ставить себя на одну доску с малышом. "Ему, значит, можно, а мне нельзя?" Да, вам нельзя. Потому что вы старше, опытнее, мудрее, наконец. Вам гораздо легче контролировать свое поведение, чем ребенку. Не идите на поводу у своих эмоций. Ведь если вы их не можете контролировать, что тогда ждать от малыша?

Правило второе. Всегда ищите компромисс. Поменьше авторитаризма

Во-первых, запрет всегда должен быть мотивирован и разумен. Не просто потому, что вам так хочется и вам так удобнее, а потому что… Ведь безумное количество запретов тоже служит хорошим раздражителем для малыша. В то же время, если их немного, ему их легче выполнять: "Хорошо, нельзя в лужу без резиновых сапог, зато можно скатиться с горки". А если ему нельзя ни того, ни другого, ни третьего - поневоле взвоешь:-).

Во-вторых, запрещая что-то, предложите ребенку альтернативу. Он быстрее забудет про свое навязчивое желание, и конфликт будет погашен.


Правило третье. Последнее слово должно оставаться за вами.

Это правило вовсе не противоречит второму, как может показаться. Просто отстаивать свою точку зрения тоже нужно с умом. Очень часто родители, сказав "нет", выдержав получасовую истерику, говорят в итоге "да". Лучше бы уж разрешили сразу, хоть нервы были бы целее. Да и у ребенка создается впечатление, что криком можно добиться чего угодно, главное быть настойчивым. Нет, конечно, целеустремленность нужно поощрять, но не так же:-).

Так каков же выход? Пусть кричит, пока не поймет, что так он все равно ничего не добьется? Нет, это тоже не дело. А выход смотри в правиле втором. То есть, вы, к примеру, сказали, что не возьмете малыша на ручки, так как у вас тяжелые сумки, а он канючит и настаивает. И вы уже жалеете, что были столь категоричны: ребенок и впрямь устал и не дойдет сам до дома. Что делать? Брать на руки! Но не говорите при этом: "Ну ладно, только помолчи". Скажите: "Хорошо, я возьму тебя. Только через десять шагов, чтобы и маме было тоже поменьше тебя тащить". Иногда процесс считания шагов ребенка так "затягивает", что он считает их до самого дома:-). Если нет - утешайтесь тем, что вы прете его на ваших условиях:-).

Итак, компромисс, компромисс и еще раз компромисс. Главное, всегда выполняйте свое обещание, даже, если пообещали вчера или позавчера. При этом обязательно акцентируйте внимание малыша на том, что вы делаете то-то или то-то, потому что вчера обещали. Помните, обманывать детей нельзя! Одна моя подруга сказала как-то: "Тебе хорошо - ты спокойная" (это я-то!). И дальше шел непрерывный список претензий к своему ребенку, который никого не слушает, капризен, неуправляем и активен.

Я в таких случаях всегда отвечаю: "Это - МОЙ ребенок, какой бы он ни был. Если он в очередной раз залез в лужу, поколотил чужого малыша, спрыгнул с лавочки - это МОИ проблемы. Это я недоглядела, недообъяснила. Он ни в чем не виноват". Рассуждая так, кричать надо на себя, на ребенка как-то и мысли не возникает.

И еще: я научилась превращать недостатки Максима в достоинства: очень активный - шустрый, драчливый - боевой, может постоять за себя, капризный - настойчивый, отстаивает свою точку зрения. Это вовсе не означает, что я не обращаю на его шалости внимания. Конечно, воспитываю и объясняю. Но зато теперь все его проделки меня так не выводят, а некоторыми я даже горжусь:-).

Ну и, подводя итог, хочу сказать, что "возбудимые" дети - явление природное, а вот "возбужденные" - на совести родителей.

Обсуждение

Со старшим сыном далеко не все гладко получалось (это очень мягко сказано) и проблемы до сих пор не все решены. Давно понимала и чувствовала, что не все делаю правильно. Сама, наверное, проблемная и никогда секретом для меня небыло, что свои проблемы проецирую на ребенка. Трудно только было порой держать себя в руках. А о поддержке чей-либо, и уж тем более о подобном опыте у кого-то и речи не было. Сейчас стараюсь исправлять ситуацию на сколько это возможно. Пытаюсь общаться с сыном (теперь и с младшей дочкой) ровнее. Не все получается идеально, но нам теперь гораздо лучше живется вместе. А статья очень поддержала морально. То, что я часто испытывала сомнения в своей правоте, теперь не кажется таким глупым и надуманным. Большинство мам, как это не странно, абсолютно уверены в своей правоте и даже не допускают мысли, что могут делать что-либо не верно. Подруги, знакомые, педагоги, да в общем практически все с кем доводится общаться ведут себя так. Иногда задумывалась даже - может это действительно не верно: сомневаться в своих поступках, видеть свои ошибки, извиняться за них перед сыном. Оказывается это случалось и с другими и при этом люди находили выход с честью из сложившихся ситуаций, признавали и исправляли ошибки. Надеюсь, только, что большинство допущенных мною ошибок не будет иметь печальных последствий в будущем.
Огромное спасибо за статью! Очень нужно таким мамам как я:((чаще задумываться над тем что мы делаем.

28.09.2006 14:08:48, Vika

Большое спасибо за статью! Очень интересная и полезная. Да, не срываться и не раздражаться по мелочам -пожалуй, самое сложное в родительском искусстве

09.03.2006 21:10:52, white-dove

Очень хорошая статья, и правильная! Мне тоже кажется, что воспитанием и своим отношением-поведением можно многие черты характера ребенка сгладить, просто хотя бы показать ему правильную модель поведения, реакцию на "ошибки" окружающих и обстоятельства.

Поучительная статья. Спасибо. Согласна: надо извиняться перед своим ребенком! Что, как правило, и делаю сама.

08.03.2006 09:37:51, Елена

Когда детки начинают орать,ругаться я прошу тишины не стараясь перекричать их, а переходя на шёпот.У меня уже привычка за долгие годы выработалась: слово "ТИШИНА" произношу только шепотом.Помотает.Если ребёнок возбуждён надо настроить его на спокойный лад.Дети настраиваются на волну взрослых или окружения.Надо уметь чувсвовать детские эмоции и стараться направлять их в нужное русло. А статья очень полезная и умная.Спасибо!

Толково написано:)

Очень правильная статья. Только не всегда сил хватает... А потом стыдно перед собственный дитем! В таких случаях, я считаю, надо не стесняться извиниться перед ним. Это нисколько не уронит родительский авторитет, наоборот, сужу по своим детским воспоминаниям. Даже в 2 года деть может это понять.

Я с вами согласна, невыносимо смотреть как мамы разговаривают на людях со своими детьми. Особенно меня выводит фраза: Ты больная? (как будто она все поняла) Закрой рот и тп
а потом удивляемся почему малыш капризничает...
Но поверьте, не все так гладко, действительно есть дети, которые настолько возбудимы, что одной спокойной обстановки и выдержки родителей недостаточно, хотя безусловно и эти факторы важны. По роду работы я сталкивалась с такими детьми, это уже отклонения от нормы, мы их не делим по типам темперамента и таким детям помимо психологической помощи требуется и медицинская