Развитие познавательной активности у младших. ШМО начальных классов «Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения». Развитие познавательной активности и развивающее обучение

Развитие познавательной активности младших школьников

в процессе обучения .

Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те способности, которыми он обладает. У него есть возможность развить потенциал детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение и отмечать их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

Создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

Использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

Направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

Осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

Избегать перегрузки учащихся;

Принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

Контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

Концентрировать внимание на главном в учебном материале;

Создавать на уроке условия для развития личности учащихся.

Создать условия для развития личности ребенка - значит сделать обучение субъектным.

Условия субъектного обучения таковы:

    Установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения, умение слушать и слышать партнера.

    Открытость знания, его неоднозначность, личностное понимание.

    Проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу.

    Совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели.

    Самооценка собственной деятельности по достижению результата.

В наше время на учителя возлагается большая ответственность за развитие социально активной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Обеспечить новое качество образования может только учитель, творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей педагогической деятельности, ищущий новые способы повышения качества знаний учащихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно пассивным и равнодушным к происходящему на уроке.

Почему многие учащиеся плохо усваивают учебный материал, не хотят работать на уроке ?

1.Потому что часто уроки носят однотипный характер, одинаковую структуру.

2.Чаще спрашивают тех, кто проявляет активность на уроке.

3. Навешивание «ярлыков» - разделение на сильных и слабых учеников.

4.Есть страх или барьер ответить неверно, допустить ошибку или вовсе показаться глупым и смешным

5.Атмосфера на уроке - те взаимоотношения, которые выстраивает педагог.

Познавательная активность учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Таким образом, учителю, особенно начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная активность возникает, если информация:

1) заставляет удивляться, поражает воображение;

2) заставляет задуматься;

3) подводит учащихся к усвоению нового;

4) является основой для формирования понятий, законов, правил;

5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;

6) ориентирована на использование в практической деятельности

Не менее важную роль играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Формирование познавательной активности происходит успешно, если процесс деятельности:

    вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;

    сопровождается мыслями: «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;

    заставляет посмотреть на явление с другой стороны;

    ориентирует на применение знаний в новых условиях;

    включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи;

    развивает воображение, смекалку, логику;

    предполагает элементы исследования

В процессе обучения можно использовать различные способы активизации познавательной деятельности учащихся:

1.Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки-соревнования; уроки с групповыми формами работы; уроки - пресс-конференции; театрализованные уроки, уроки, которые ведут сами учащиеся; уроки-зачеты; уроки-игры «Поле чудес», уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой и другие.

2.Использование игровых форм, методов и приёмов обучения .

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

3. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

4. Широкое применение проблемно-деятельностного подхода. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся. : коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

6. Применение новых информационных технологий

Использование на уроках компьютерных технологий и мультимедийного оборудования.

7. Систематическое использование различных средств контроля. Это контрольные работы и тесты, зачеты и диктанты, мини-экзамены и перфокарты, дидактические карточки и лабиринты, кроссворды и т.д.

8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности ученика максимального приложения сил.
9. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования, как личностных качеств ученика, так и деятельности и личности самого учителя. Таким образом, в этом процессе происходит личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся.

Учитель начальных классов - это человек, который видит ребенка на протяжении всего учебного дня и способен оценить его со всех сторон. И если учитель проявляет искреннее внимание к детям, если он создает условия для расширения кругозора, если обучение вызывает положительные эмоции, то есть шанс взрастить одаренного ребенка.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика. По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

Педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности младших школьников

В Российскую школу пришёл новый образовательный стандарт, который определил цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от «17» декабря 2010г. № 1897 изложены новые требования к образовательному и воспитательному процессу и подробно описаны личностные характеристики выпускника («портрет выпускника начальной школы»), ведущими среди которых являются: «владеющий основами умения учиться», «способный к организации собственной деятельности», «готовый самостоятельно действовать» . То есть, у выпускника начальной школы должна быть сформирована готовность и способность к саморазвитию, к активному обучению и познанию, что обеспечивается высоким уровнем познавательной активности.

Исходной позицией для развития познавательной активности является учебный процесс. Известно, что в качестве ведущей деятельности младшего школьного возраста выступает учебная деятельность, в ходе которой целесообразно вести работу формирования интереса к знаниям, к учёбе, потребности в самообразовании. Педагогами и психологами доказано, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если у учащихся достаточно высокий уровень познавательной активности. Именно на этом возрастном этапе, когда ещё формируются постоянные интересы и склонности к определённому предмету, важно обратиться к вопросу по развитию и повышению познавательного интереса к обучению. Так как это определяет ход развития ребёнка на этом и последующих возрастных этапах.

Познавательная активность у младших школьников сама по себе не возникает, она является результатом целенаправленных педагогических действий. Вопрос развития познавательной активности не является абсолютно новой в педагогической и психологической теории. В разное время занимались многие исследователи.

В современной педагогике также достаточно широко изучены способы активизации познавательной деятельности. Содержание познавательной активности и деятельности подробно раскрыли в своих работах М.А. Данилов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина. С точки зрения личностно-ориентированного обучения этот вопрос рассматривали В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская, А.В. Петровский, Г. Г. Кравцов, В.Д.Шадриков. С позиции деятельностного подхода, где сущность познавательной активности раскрывается в качестве ведущего вида деятельности, данная проблема исследовалась В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, П.Я.Гальпериным, Ю.М, Колягиным, Л.Г.Петерсон, Д.Б.Элькониным и др.

Несмотря на уже существующие и подробно изученные в педагогической практике способы развития познавательной активности, реализовать их в полной мере нет возможности. Причина тому отсутствие обоснованных рекомендаций по данному вопросу, неразработанностью условий развития интереса к знаниям, учёбе. Также, надо отметить, что многие приемы и методы по развитию познавательной активности у младших школьников ориентированы на традиционную систему обучения в начальной школе, а для новых вариативных образовательных программ, ориентированных на ФГОС, данный вопрос освещён недостаточно. Поэтому при практической реализации существующих способов активизации познавательной деятельности у учителей возникают трудности.

В связи с этим возникает необходимость найти наиболее эффективные пути развития и повышения познавательной активности младших школьников.

Таким образом, актуальность темы повышения познавательной активности младших школьников определяется следующими противоречиями: между необходимостью повышения познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием всех возможностей по совершенствованию данного процесса; между потребностью методики преподавания в систематизации уже имеющихся, а также в разработке новых, форм, методов, приёмов, средств активизации познавательной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий развития данного свойства с позиции современных вариативных образовательных программ начальной школы, ориентированных на ФГОС.

Преодоление данных противоречий и составляет суть проблемы : какие эффективные способы повышения познавательной активности младших школьников существуют на сегодняшний день?

Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить его» . Главной целью учебного и воспитательного процессов должно быть создание таких условий, чтобы школьник хотел, любил и умел учиться.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты, учителя.

Известно, что познавательная активность человека является меняющимся свойством личности. При работе над её развитием у младших школьников необходимо выделить педагогические условия , способствующие её повышению у младшего школьника.

1. Условия повышения познавательной активности, связанные с содержанием учебного материала :

Использование эффекта «удивительного», «необычного» в содержании учебного материала;

Соблюдение принципа научности;

Доступное и понятное содержание учебного материала, соответствующее возрасту и уровню учащихся.

2. Условия повышения познавательной активности, связанные с применением соответствующих форм организации учебной деятельности, определённых методов и приёмов обучения :

Сочетание различных форм организации учебно-познавательного процесса: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

Применение различных технологий обучения, направленных на развитие и повышение познавательной активности;

Использование методов и приёмов обучения, наиболее эффективно активизирующих познавательную активность;

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

Соблюдение принципа сознательности и прочности усвоения знаний реализуется только в процессе активного учения;

Применение системы проблемно-творческих заданий;

Соблюдение принципа наглядности;

Подбор домашнего задания по принципу самостоятельности и связи с жизнью.

3. Условия повышения познавательной активности, связанные с ролью учителя в процессе обучения :

Хорошее знание возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

Педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, стимулирование и поощрение детей, проявляющих любую познавательную активность;

Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия;

Увлеченность предметом и любовь к работе.

4. Условия повышения познавательной активности, связанные с личностью ребёнка :

Соблюдение принципа индивидуального подхода к учащимся, где уровень активности зависит от учета реальных учебных возможностей школьников;

Использование в процессе обучения дифференцированной работы с учащимися;

Построение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, учитывая возрастные особенности младшего школьника;

Использование «открытых» заданий (по Хуторскому), то есть соблюдение принципа связи обучения с жизнью;

Предоставление возможности выразить свое отношение к происходящему на стадии рефлексии;

Формирование внутреннего принятия (осознания) учащимися цели предстоящей деятельности;

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для развития познавательной деятельности учащихся.

Итак, перечисленные условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и повышению познавательной активности младших школьников, помогут: правильно определить объем и содержание учебного материала, подобрать нужные методы, средства обучения, выбрать пути индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам в условиях обучения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ликино-Дулевская основная общеобразовательная школа №2»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

Выступление на ШМО:

« школьников в процессе обучения ».

Подготовила

Учитель начальных классов

Леухина Н.А.

2016-2017 у.г.

Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Формирование познавательной активности учащихся является одной из актуальных проблем всего учебного процесса. В процессе развития познавательной активности можно выделить три группы этапов усвоения знаний: начальную (актуализация опорных знаний, мотивация и целеполагание, восприятие и осмысление), среднюю (закрепление и применение), завершающую (обобщение и систематизация).

На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется , прежде всего, через увеличение количества учебных дисциплин или, другими словами, увеличение объема знаний, сообщаемых ученикам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции учащегося, и это предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение и т.д.).

Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже - один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем - к внутренней потребности в самообразовании. Следовательно, можно говорить о различных уровнях познавательной активности младших школьников в учебной деятельности. Очевидно, что активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося.

Анализ этих позиций позволил условно выявить четыре основных типа учебной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности: нулевая активность (выраженная объектная позиция); ситуативная активность (преимущественно объектная позиция); исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция); творческая активность (выраженная субъектная позиция). Педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию. Проанализируем выделенные типы познавательной активности с точки зрения педагогической тактики и стратегии.

Первый тип. Учащийся пассивен , слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, а включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе.

Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых» (прежде всего самим педагогом). «Прокручивая» прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче, и поэтому очень важно нейтрализовать негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.

Стратегическое направление в работе с данными учащимися - перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности.

Второй тип реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели - проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (ин тересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически. Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися - подкрепление их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес. Вот несколько примеров активизации. «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Другой прием - «Опрос-кроссворд»: ученики заполняют кроссворд по изучаемой теме (подготовлен заранее самим учителем или его помощниками); «высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий кроссворда «готовит» новую тему. Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом). Таким образом, стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема не только при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то возникнут предпосылки для постепенного перехода к исполнительски активному типу познания.

Третий тип - учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, ка к правило, любимы учителями. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на них опирается учитель при изучении новой (непростой) темы, и они же выручают учителя в трудных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.п.). Главный плюс этих учащихся - стабильность и постоянство. Однако и у них есть свои проблемы. За усидчивость и прилежание их нередко называют «зубрилками». А некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость - результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить не за что-то «сверхурочное», а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала. Основными приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило - никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).

Творческий тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.

Деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается, прежде всего, в развитии у школьников самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки: КВНы, спортклубы и т.д. Но, работая с детьми творческого типа, педагог должен помнить о равноправии: каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение. Не нужно делить детей на талантливых и «остальных», даже если творческие проявления в чем-то не устраивают нас, педагогов.

Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности - это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть мысль о том, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт только отсидеться на уроке.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Санько Анна Эдуардовна. Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников (Орг. аспект) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Челябинск, 1997 138 c. РГБ ОД, 61:98-13/209-8

Введение

I. Теоретические основы развития познавательной активности 9

1. Обзор трактовок понятия "познавательная активность" 9

2. Деятельностный подход к развитию познавательной активности 32

3. Развитие познавательной активности и развивающее обучение 49

II. Педагогические условия развития познавательной активности 64

1. Координация деятельности учителей как условие развития познавательной активности младших школьников 64

2. Задачи и организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной активности 90

Выводы 128

Библиографический список 128

Введение к работе

На сегодняшний день главной задачей школы и общества является воспитание подлинно духовной, интеллигентной личности. Образование, более чем прежде должно быть направлено на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, ее социализацию. По окончании школы человек должен уметь реализовать себя в обществе не только в соответствии с коньюктурой рынка труда, но и в соответствии со своими личностными потребностями. А. С.Рубинштейн писал, что целью педагога не должно быть одно формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, не внешнее приспособление к ним, целью должно быть формирование у человека внутренней целеустремленности (178). Что же выступает в качестве такой устремленности личности? На наш взгляд это и отношение ребенка к учению, проявляющемуся в интересе к усваиваемому материалу, и стремление овладеть способами деятельности, и мобилизация нравственно-волевых усилий. К моменту поступления в школу ребенок является субъектом разнообразных видов и форм деятельности. Благодаря особому отношению к учению ребенок способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания к умению в качестве средства самосовершенствования. Ребенок субъект учения - имеет потребность в саморазвитии и, что немаловажно, способен удовлетворить эту потребность посредством учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Именно поэтому тема развития познавательной активности не перестает быть значимой и по сей день.

Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В.Ананьева (10, 11, 12), А.Л.Леонтьева (128, 129), Л.И.Божович (42, 43, 44), Г.И.Щукиной (218, 219, 220), Н.ПМорозовой (46, 146)), В.А.Крутецкого (121, 122, 171) и др. Познавательная активность рассматривается всеми как не как раз и навсегда данное свойство личности, не как врожденное качество, а как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию.

Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И.Щукиной (217, 218, 219, 220), где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе, и Шамовой Т.И. (212).

Психологической основой для развития, теории познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов А.Н.Леонтьева (128, 129), Л.С.Рубинштейна (177, 178), М.В.Демина (75), Л.И.Божович (42, 43) и другие. Все авторы подчеркивают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием познавательной активности, т.к. они вплотную примыкают к проблемам формирования.самостоятельности и творчества в познавательной деятельности, решение которых приблизит нас к цели.

В трудах ученых-педагогов была рассмотрена структура познавательной деятельности школьника, ее функции, методы и приемы активации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности. Психологические аспекты познавательной деятельности изучались Б.Г.Ананевым (11), А.Н.Леонтьевым (128), Л.С.Рубинштейном (177,178), А.С.Выготским (65), В.П.Зинчеито, (92) и другими.

Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике школ определили выбор нами темы исследования: "Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников (организационный аспект)".

Объект исследования - организация познавательной деятельности младших школьников.

Предмет исследования - организация процесса развития познавательной активности младших школьников.

Цель исследовании - состоит в определении организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие познавательной активности младших школьников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс развития познавательной активности младших школьников станет более эффективным, если:

учащиеся осознают поставленные учителем задачи и необходимость их решения;

возникающие учебные трудности соизмеримы с познавательными возможностями ученика и обусловлены самим ходом учебного процесса;

учебный процесс происходит в определенных педагогических условиях, а именно в условиях координации деятельности учителей и отслеживание динамики развития познавательной активности учащихся.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

    Выяснить состояние проблемы в педагогической теории и практике;

    Установить уровень развития познавательной активности младших школьников;

    Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности младших школьников.

Методологической основой исследования являются положения о диалектике познания, активной роли субъекта в познании, о всеобщей связи явлений и их детерминированности, а также философское учение о личности, ее развитии, деятельности человека.

При решении поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ состояния проблемы исследования в философской, психологической, педагогической литературе; педагогическое наблюдение, тестирование, анализ учебно-познавательной деятельности школьников, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

База исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ №26, школы №3 г.Челябинска. В эксперименте принимали участие более 190 детей 2-х классов и 11 учителей. Апробация основных идей и результатов исследования осуществлялась в опыте работы школ г.Кургана.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось поэтапно. На первом этапе (1994-95) изучалась разработка проблемы развития познавательной активности современной дидактике и практике преподавания школ, проводилось наблюдение за организацией познавательной деятельности учащихся начального звена. Были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи и план работы. Исследование на данной стадии осуществлялось с помощью научного теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы, а также литературы по вопросам управления. В числе эмпирических методов нами применялось наблюдение, анкетирование и обобщение передового педагогического опыта. На данном этапе был выполнен констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление уровня развития познавательной активности младших школьников.

Второй этап (октябрь 1995 - 1996) предусматривал продолжение теоретического анализа проблемы совершенствования развития познавательной активности. При этом были применены методы конкретизации теоретических знаний, методы математической статистики при обработке данных эксперимента.

Третий этап _ (1996 - май 1997) - исследовательский, проходил параллельно теоретической работе над проблемой, в ходе которого проверялось влияние на динамику развития познавательной активности координации деятельности учителей. Контрольная фаза состояла в осмыслении, обобщении и описании опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

    Развитие познавательной активности учащихся младших классов рассмотрено во взаимосвязи с принципом развивающего обучения. Все основные характеристики развивающего обучения - его содержание, тип учебной активности учащихся, - способствуют включению ребенка в активную познавательную деятельность.

    Конкретизировано соотношение воспроизводящей и творческой познавательной деятельности для учащихся младших классов. Воспроизведение и творчество соотносятся между собой как два самостоятельных звена единого целого, причем для данного возраста в качестве первого ведущего выступает воспроизведение.

3. Разработаны педагогические условия развития познавательной активности, включающие координацию деятельности учителей и отслеживание динамики развития познавательной активности учащихся.

Практическая значимость с остоит в разработке технологических карт анализами самоанализа урока, позволяющих прогнозировать результат от конкретного педагогического воздействия, и соотносить прогнозируемый результат с реальным, а также в разработке карт мониторинга познавательной активности.

Достоверность исследования обеспечивается соответствием цели исследования подбором методов; деятельностным подходом к процессу развития познавательной активности младших школьников; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы.

На защиту выносятся педагогические условия, обеспечивающие поступательное развитие познавательной активности:

координация деятельности учителей, отслеживание динамики развития познавательной активности учащихся;

соотношение воспроизводящей и творческой познавательной активности для учащихся начальных классов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Уточним понятийный аппарат, который будет использован в нашей работе:

познавательная активность - качество, выражающееся в отношении ученика к учению, стремлении овладеть способами деятельности и мобилизация нравственно-волевых усилий по достижению цели деятельности;

познавательная самостоятельность - совокупность свойств личности, характеризующихся стремлением, готовностью, умением без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности;

координация деятельности учителей - сотрудничество для достижения единой цели;

мониторинг познавательной активности - способ сбора, хранения, использования информации о динамике развития познавательной активности.

Преподавани е - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придания ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Обзор трактовок понятия "познавательная активность"

Проблема развития познавательной активности имеет богатую историю. Это и понятно, ведь необходимость ее решения продиктована большой практической значимостью. Разработке проблемы познавательной активности посвящено немало научных трудов. Это дает широкие возможности для современного исследователя.

Несмотря на большую актуальность проблемы развития познавательной активности, она отнюдь не является совершенно новой. Тема познавательной активности уходит своими корнями в далекое прошлое. Ее ставили выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.КоменскийЛй.Г.Песталощди, ДЛокк, Ж.Ж.Руссо и другие.

Первые серьезные упоминания о познавательной активности содержатся в трудах Яна Амоса Коменского. Я.А.Коменский придавал большое значение о самостоятельным действиям учащихся в обучении: "пусть никто не думает, что истинным человеком можно стать, не научившись действовать, как человек..."(114).

Идеи обучения и воспитания Я.А.Коменского противостояли схоластики эпохи феодализма. Я.А.Коменский стремился к формированию самостоятельного деятельного мьшшения детей, способности труду и гуманизму. Школа по Каменскому должна стать "лабораторией" подготовки проникнутых гуманизмом детей, обученных эффективно действовать на поприще "труда", именно непрестанного умственного труда учащихся, соревнования ума и дарований. Это и есть основа развития познавательной активности детей.

В России взгляды Яна Амоса Коменского нашли поддержку в лице многих педагогов, например, Н.И.Новикова (91), отождествляющим познавательную активность с потребностью "к обогащению ума и сердца". Такая серьезная попытка осмыслить проблему была предпринята В.Ф.Одоевским, В.Ф.Белинским и А.И.Герценом. В.Ф.Одоевский, например, подробно описал методику работы с вопросами детей. В.Г.Белинский и А.И.Герцен впервые дали целостную.картину развития познавательной деятельности, с помощью которых активируется познание. К.Д.Упшнский рассматривал учение как серьезный труд, требующий волевых умений ребенка. Он также подчеркивал неразрывную связь учения и активности: *"утоление жажды знаний немыслимо без активности и деятельности учащихся, жажда же деятельности вызывает потребность в новых знаниях (202, 206). Проблема развития познавательной активности нашла свое отражение и в педагогических взглядах Л.Н.Толстого. Главным условием развития и совершенствования познавательной активности он видел в создании творческой атмосферы на уроке (202). Н.К.Крупская занималась вопросами мотивации познавательной деятельности и считала что пробуждение у детей под влиянием сильного впечатления эмоционально окрашенного желания, увлечения, захватывающего внимание, побуждающего к активности, направленным на овладение желаемым предметом или явлением (179).

Проблема развития познавательной активности нашла отражение в трудах А.С.Макаренко и С.Т.Шацкого. С.Т.Шацкий обратил внимание на фактор активного усвоения социального опыта (35).

Я.А.Коменский великий чешский педагог и его продолжатель Д.Локк - английский философ и педагог, положили основы закономерностей обучения и воспитания - одной из которых является учет пошел даже дальше естественного стремления ребенка к познанию, активному действию. Д.Локк, осмыслив необходимость гуманного отношения к ребенку как принцип определяющий выбор педагогических средств в обучении и воспитании. Д.Локк отмечал, что дети ненавидят праздное времяпрепровождение, что им присуще естественное стремление к свободной разнообразной деятельности, при которой раскрываются их наклонности и способности и утверждал, что на собственном опыте "основывается все наше значение, от него в конце концов оно происходит". Отсюда следует вывод, что для накопления опыта познания необходима познавательная активность. (114)

Один из наиболее выдающихся представителей эпохи просвещения Ж-Ж Руссо переосмыслил мысли и суждения, существующие в то время об обучении и воспитании, и выступил с своей оригинальной теорией. Центральным пунктом его педагогической программы является "естественное воспитание". Важное место в его творчестве занимает "Общественный договор", в котором поднимаются важные педагогические проблемы формирования личности.

Ж-Ж Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора: природа, люди и общество, каждый из них выполняет свою роль: природа развивает способности, люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. (114).

По мысли Ж-Ж Руссов если воспитатель учитывает склонности и потребности ребенка к познанию, то он обеспечивает подготовку его к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление этого ребенка к совершенствованию.

В духе идей Ж-Ж Руссо и других педагогов прошлого развивает педагогику формирования личности ребенка швейцарский педагог - демократ в XVIII начало XIX в И.Г.Песталоцци. Он подчеркивал необходимость тесного сочетания физического, нравственного и умственного развития через активную познавательную деятельность ребенка. Он, многие другие мыслители того времени, не понимал социально-исторической обусловленности природных сил и возможностей человека. Но его заслуга в том, что он отводил решающую роль в формировании личности ребенка методике воспитания и обучения, которая побуждает к самодеятельности и саморазвитию присущих человеку природных сил и задатков. Однако, задаче развития способностей ребенка порой подчинялась другая, не менее важная задача обучения, - вооружение учащихся необходимыми знаниями.

Новаторский подход И.Г.Песталоцци к развитию ребенка в процессе обучения позволил ему выработать и другое, ценное в теоретическом и практическом отношении положение: обучение, воспитание и развитие должны осуществляться в неразрывной связи и при активной познавательной деятельности учащихся. В современных условиях все эти идеи звучат важно.

Развитие познавательной активности и развивающее обучение

К моменту поступления в школу ребенок становится субъектом разнообразных форм и видов деятельности. Его потребность в реализации себя как субъекта активизируется, а расширение сферы этой реализации находит наиболее яркое выражение в ролевой игре. Но если дошкольник не имеет еще потребности в самоизменении, то младший школьник, благодаря особому отношению к учению, способен осознать, открыть личностный смысл знаний. Задача развития познавательной активности не мыслима без адекватного отношения ребенка к учению, то есть без превращения ребенка в субъект своей собственной учебной деятельности, воспринимающего знания, умения и навыки, как средство самосовершенствования. Быть таким субъектом - это значит иметь потребность в саморазвитии, и что нимало важно быть способным удовлетворять эту потребность посредством учения, значит хотеть, любить и уметь учиться; это и есть ничто иное как целенаправленность познавательных интересов, являющимися действительными мотивами; быть субъектом учения - это значит стремиться к эффективному овладению знаниями и умениями, а также способами деятельности.

Методологическим принципом процесса образования и развития личности школьника является требование о приоритетном овладении учебно-познавательной деятельностью и только на этой основе - овладение системой научных знаний. При этом процесс обучения должен быть перенесен с цели обучения, которая, как правило задается обществом, на внутреннее состояние самого учащегося, на его личную сферу, на уровень его развития. И так как уровень индивидуального развития у школьника различен, то это требует дифференцированного подхода к обучению. Эффективность образования и развития личности школьника определяется качеством последовательной реализации всех этапов овладения им учебно-познавательной деятельностью:

Т.е. осознание собственных мотивов, ценностей и установок;

Осознание личной цели деятельности и подчинение ей всех других компонентов личностной сферы;

Овладение учебно-познавательной деятельностью на уровне алгоритмов;

Овладение учебно-познавательной деятельностью на уровне выбора приемлемого способа деятельности;

Самостоятельное творческое выполнение деятельности.

Понятно, что в процессе познания, при переходе от эвристического к творческому уровням, учащийся ^приходит от одной оценки собственной активности к иной, формируя целостное представление о себе, как саморазвивающейся личности.

Личность - это некая устойчивая система черт, характерных особенностей индивида, с одной стороны и с другой стороны - сам носитель этих черт, субъект сознательной волевой деятельности.

Проблема личности - центральная в целом спектре наук - в философии это, прежде всего, вопрос о том, какое место человек занимает в мире, чем он фактически является и чем может стать, как соотносится в личности индивидуальные качества и общественные установки.

Различные философские пжолы формируют самостоятельные интерпретации этой проблемы. Если в античной философии личность выступала преимущественно как отношение между индивидом и обществом, то в христианстве она понимается как особая сущность, "индивидуальная субстанция" рационального характера. В эпоху Нового времени на первый план выдвигается проблема самосознания как отношение человека к самому себе, а понятие личности практически сливается с понятием "Я", тождество личности усматривается в ее сознании. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных, и позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону.

В противовес рационалистической традиции экзистенциальная философия рассматривает личность не в тождестве с обществом, а в противопоставлении их друг другу. Они различают индивидуум как натуралистическую категорию и личность как духовное - душевно-телесное единство. Личность, по мнению Бердяева, всегда есть целое, а не часть (мира, общества, космоса) и это целое дано внутри существования, а не во внешнем природном мире.

Действительно, личность - это целое, но целое, находящееся в постоянном процессе изменения. Она и есть само противоречие, пораждающее становление себя самой, противоречие между личным и социальным, между формой и содержанием, между конечным и бесконечным, между, свободой и судьбой. Поэтому личность не может быть закончена, она не дана как объект, она творится, создает себя, она динамична.

Становление и развитие человека как личности является сложным процессом, включающим в себя множество различных явлений и факторов природного и социального, субъективного и объективного, управляемого и стихийного характера.

А развитие личности неизбежно повлечет за собой развитие познания а значит и сознания и самопознания, следовательно развивается и активность.

Развивая познавательную активность следует уяснить, что подходить к этому вопросу нужно системно. Внедренный какой-либо один элемент, развивающий познавательную активность, неизбежно повлечет за собой другой. Так, например, содержание обучения, требует определенного инструментария деятельности, а соответствующий тип взаимоотношений учителя и учащегося может иметь место только лишь при точке их соприкосновения в рамках урока. Или усвоение смысла научных понятий требует поисковой активности ребенка. Система развивающего обучения в начальной школе имеет своей целью создание условий для превращения ребенка в субъекта учебной деятельности, т.е. ребенка обладающего такими качествами личности как познавательная активность. Система развивающего обучения обладает целостностью, т.к. все ее характеристики отвечают одной цели. В связи с этим целесообразно уточнить понятие система. В.Г.Афанасьев понимает под системой "совокупность объектов, взаимодействие которых выражает появление новых интегративных качеств, не свойственных «отдельно взятым образующим систему компонентам» (22, с.!^ Целостность системы развивающего обучения характеризуется не только наличием связей, отношений, структуры, но и взаимообусловленностью каждого из компонентов. Все основные характеристики развивающего обучения - его-содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и развертывающейся в нем коммуникации - подчинена одной цели, взаимосвязаны и взаимообусловлены, и что самое главное способствуют включению ребенка в активную познавательную деятельность. Система развивающего обучения наиболее адекватна задаче совершенствования познавательной активности младших школьников. Все компоненты этой системы уже подобраны в соответствии с основной характеристикой-содержанием обучения. Учебное содержание часто рассматривается в качестве средства активизации учения школьников. Т.И.Шамова пишет: повышение научного уровня школьного образования требует от учащихся овладения сложными теоретическими понятиями, законами, идеями, умениями проникать в сущность изучаемых явлений природы, а это возможно только при условии эффективного оперирования школьниками содержанием учебного материала (212, с. 162-163). Этот учебный материал и является предметом учебно-познавательной деятельности. Мы полностью согласны с В.А.Беликовым в том, что предмет учебно-познавательной деятельности является отражением содержания научного знания, т.е. научное знание, являясь предметом научного познания, с некоторым упрощением становится предметом учебного познания (27, с. 108). Поэтому следует отметить, что развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания (72, с. 145). Что же касается эмпирических знаний, то их усвоение осуществляется при такой организации учебного процесса, когда решаются предметно-практические задачи, требующие от учеников получения конкретного результат. При этом каждая конкретно-практическая задача решается отдельно от других. При вариации внешних условий таких задач ребенок выделяет их сходные признаки, с которыми соотносит некоторый одинаковый прием решения. Но стоит изменить внешние обстоятельства, как задача определенного типа "не узнается", что приводит к срыву ее решения, поскольку усвоение эмпирических знаний школьниками при решении практических задач очень близко к простому приобретению сведений. Принципом такого усвоения явится движение мысли от частного к общему, т.е. прежде всего к сходному; в этом случае и строятся некие классификации предметов по характерным внешним или чувственным признакам.

Координация деятельности учителей как условие развития познавательной активности младших школьников

Для того, чтобы целенаправленно развивать познавательную активность младших школьников необходимо единство учителей во взглядах на узловые вопросы обучения, развития и воспитания. Каждый учитель должен видеть общую цель и стремиться к ней, согласовывая свои действия с другими педагогами, подчиняя свою деятельность общепринятым в коллективе целям. Это не исключает, а наоборот, предполагает наличие у каждого учителя своего, только ему присущего почерка. Вообще, в школе должен быть культ единства разнообразного (55, с.31). В связи с этим становится необходимым обозначить в качестве главного и основного условия развития познавательной активности младших школьников координацию деятельности учителей. Сотрудничество это прежде всего взаимодействие, координация предполагает организацию совместной деятельности, всех учителей - участников процесса, в результате которой достигается единая для них цель.

Отечественные ученые трактуют понятие "координация" как процесс согласования функций по горизонтали, в отличие от "субординации", представляющей согласование функций по вертикали.

Мы понимаем под координацией функционально-организационную структуру, когда субъект действует в соответствии со своим предназначением и функциональными обязанностями в целях достижения гармонии отдельных усилий. Мы полностью согласны с Ю.А.Конаржевским, который подразумевает под координацией "своеобразную профессиональную деятельность по формированию подлинно рабочих связей членов педагогического коллектива, построение отношений между ними, в наибольшей мере способствующих достижению общешкольного результата". Вот компоненты координации, выделенные Ю.А.Конаржевским:

1. прогнозирование различного рода взаимодействий членов педагогического коллектива с целью пробуждения активности и инициативы;

2. конструирование групповых объединений для успешного кооперирования усилий учителей. Направление энергии каждого учителя на достижение общешкольной цели, согласование взаимодействий педагогов;

3. показ роли индивидуальной деятельности каждого учителя в контексте педагогического процесса;

4. работа по созданию связей и взаимодействий руководителя школы и учителей и развитие на этой основе отношений сотрудничества;

5. постоянное стимулирование коллективной творческой энергии педагогов, формирование подлинно рабочих связей между ними;

6. выявление межпредметных связей и связей преемственности;

7. формирование трудовой заинтересованности учителей, профессиональной уверенности и самоутверждения, создание атмосферы удовлетворенности каждого педагога своим трудом;

8. сплочение индивидуальностей в единое рабочее педагогическое единство;

9. создание условий для проявления инициативы учителей, концентрация их волевых усилий в определенном направлении;

Ю.ознакомление педагогического коллектива с оценкой характера, качества и результативности взаимодействий.

Таким образом, координация является не только способом отношений сотрудничества, но и инструментом получения конечного результата (112).

В нашем исследовании мы ставили перед собой цель разработать педагогические условия развития познавательной активности младших школьников. Поэтому нам кажется не совсем целесообразным подробное описание всех уровней организационной структуры управления учебным заведением. Остановимся на том уровне, который нас непосредственно касается. Этот уровень учителей, классных руководителей, сотрудников психологической службы. По содержанию это уровень оперативного управления.

Координация на этом уровне предполагает "создание новых организационных структур в виде новых ассоциаций педагогов" (55, с.261).Это оргструктуры, имеющие свой статус. Кафедра - именно то структурное образование, которое и может решить проблемы, возникающие из-за нестыкованности, нескоординированности учебных, программ, в учебных планах школы. М.М.Поташник определяет кафедру как "объединение преподавателей и научных сотрудников одной или нескольких связанных между собой научных дисциплин. Важным компонентом деятельности кафедр, кроме обсуждения проблем и методик преподавания (в этом они совпадают с методобъединениями) является обязательная научно-исследовательская деятельность членов кафедры, предполагающая научно подготовленные эксперименты, разработку, обсуждение и экспертизу новых программ, новых технологий обучения, воспитания и развития, а также консультативные, прогнозные, экспертные, мониторинговые функции (198, с.253).

Поэтому учителя - члены кафедры координируют свои усилия с другими с целью достижения единой для них цели - развития познавательной активности, а также конечной цели всего образования - всестороннего развития личности. Следовательно, кафедра начальных классов, являясь структурным подразделением школы, осуществляет учебную и научно-методическую работу по нескольким учебным дисциплинам. Помимо того, что на кафедру начальных классов возлагается:

Осуществление процесса обучения по учебным дисциплинам кафедры;

Корректировка традиционных и разработка инновационных учебных программ с учетом требований развивающего обучения, учителя занимаются разработкой учебно-методических пособий, дидактических средств и частных методик преподавания в контексте идей развивающего обучения отвечающих задаче развития познавательной активности,

Проведение научных исследований и экспертной работы на основе цели развития познавательной активности учащихся начальных классов;

Изучение, обобщение;, и распространение: передового педагогического опыта развития познавательной активности преподавателей кафедры;

Организация совместной работы с другими кафедрами школы по развитию познавательной активности младших школьников.

У каждого учителя - члена кафедры, имеется:

План работы по развитию познавательной активности младших школьников у каждого из учителей;

Анализ работы по развитию познавательной активности.

Выражением координации деятельности учителей в начальном звене будет внедрение преподавание учебных дисциплин учителями-предметниками. На наш взгляд оно в начальной школе необходимо, особенно в инновационных учебных заведениях, так как будет способствовать решению многих задач, и прежде всего задаче более интенсивного формирования теоретического мышления. Преподавание учебных дисциплин учителями-предметниками в начальной школе позволит отразить структуру научного знания, сделать предметом усвоения наиболее фундаментальные понятия науки, раскрыть их внутренние связи и отношения, а также показать их проявление на конкретных фактах и явлениях действительности. Преподавание учебных дисциплин учителями-предметниками поможет научить детей методам преобразования, принятым в науке, мыслить категориями данной научной дисциплины. Реализация идеи преподавания учебных дисциплин учителями-предметниками в начальной школе на наш взгляд окажет существенное влияние на структуру и содержание учебных предметов. Так как каждая учебная дисциплина есть ничто иное как "своеобразная проекция той или иной "высокой формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскости усвоения, как говорит В.В.Давыдов, то в начальной школе, благодаря такому обучению логика построения учебной дисциплины еще более приближена к логике науки. Дети имеют возможность получить более глубокие научные сведения за счет усвоения тех понятий, которые являются основополагающими в соответствующей области знания. Конструирование школьных программ учителями предметниками для учащихся начальных классов позволяет обеспечить преемственность между изложением знаний в начальном и среднем звене.

Важным является также то, что учитель-специалист в одной области знания обладает большим преимуществом над учителям начальных классов, обучающим детей по нескольким дисциплинам. В силу узкой специализации ему известно большее количество способов деятельности, способов преобразования, в данной области, не только общих, но и специфичных. Следовательно, передача этих способов детям, окажет влияние не только на сам процесс деятельности, но и на непосредственную активность субъекта, т.к. по словам Т.И.Шамовой (55), она связана с формами и способами деятельности, а каждый новый переход в развитии форм познания есть переход ко все более глубокому отражению окружающего мира. Учитель начального звена зачастую владеет общими, традиционными для всех дисциплин способами проникновения в сущность явлений и их взаимосвязь. Таким образом, все вышесказанное позволяет рассматривать преподавание учебных дисциплин учителями-предметниками в начальном звене как условие, которое поможет создать основу для теоретического толкования усваиваемого содержания, его осмысление, в свою очередь это глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует становлению активности как качества познавательной деятельности школьников. В вопросе формирования учебно-методического комплекса мы полностью согласны с Б.В.Пальчевским и Л.С.Фридманом, которые в статье "Учебно-методический комплекс средств обучения" утверждают, что методика, созданная в отрыве от конструирования учебной программы или курса большой практической ценности не имеет. Поэтому структура учебно-методического комплекса должна создаваться в зависимости конкретной методической цели, в зависимости от особенностей содержания учебного материала, специфики предмета, уровня подготовки учащихся. Учебные программы учителей-предметников являются частью учебно-методического комплекса, а поэтому тесно связаны с технологией обучения. Под технологией обучения мы понимаем целостную систему, основным структурным элементом которой является учебная ситуация. Это также алгоритмизация деятельности преподавателя и учащегося на основе моделирования всех видов учебных ситуаций (208).

Основной технологической единицей развивающего обучения является учебная задача. Технологический характер развивающего обучения обосновывается управленческим подходом к познавательной деятельности учащихся. Эта концепция управления познавательной деятельностью учащихся представляет собой фундаментальную теорию поэтапного формирования умственных действий (Г.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

Но если в традиционно сложившемся обучении главным является для учеников обеспечение возможности воспроизвести образцы действия по частным правилам, то в условиях развивающего обучения главной задачей становится раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства научного исследования, так называемая "квазиисследовательская" деятельность. Поэтому управление развитием познавательной активности предполагает в условиях развивающего обучения выявление картины происходящих изменений в деятельности каждого отдельного индивида по мере его становления как субъекта учебной деятельности. Следовательно, в отличие от традиционного в развивающем обучении задача на поиск принципов построения определенного единственного действия приобретает для ребенка глубокий логический смысл. Таким образом методическая система в процессе развивающего обучения требует поэтапной реализации, а именно: создание положительной мотивации учебной деятельности; обеспечение целеполагания; выполнение системы учебных действий; наличие контроля и оценки. Методическая система и технология обучения с соответствующими технологическими средствами составляет учебно-методический комплекс. Рассмотрим то, как соответствуют методические средства этапам учебной деятельности.

Е. Н. Лекомцева, А. С. Пикин

Формирование познавательной активности младшего школьника

В статье представлена характеристика программы «Планета радости», которая рассчитана на учащихся начальных классов. Целью программы является создание условий для развития познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни, искусства. Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Ключевые слова: познавательная активность, младший школьник, внеурочная деятельность, программа, потребности, интерес.

E. N. Lekomtseva, A. S. Pikin

Formation of the Younger School Student"s Informative Activity

The characteristic of «the Planet of Joy» programme which is designed for pupils of primary classes is presented in the article. The purpose of the programme is to make conditions for development of the younger school student"s informative activity, the emotional and valuable relation to the world, the phenomena of life, art. Younger school students" informative activity is an important factor of improvement and at the same time an indicator of effectiveness of the training process as it stimulates independence development, a search and creative approach to master the education content, induces to self-education.

Keywords: informative activity, younger school student, extracurricular activities, programme, requirements, interest.

Новая парадигма образования рассматривает формирование субъектной позиции ученика как одно из необходимых условий развития обучающегося. В младшем школьном возрасте понимание субъекта связано с такими качествами его личности, как активность, самостоятельность, способность действовать.

Термин «активность одни ученые отождествляют с деятельностью, энергичностью, динамичностью, другие - с результатом деятельности, третьи рассматривают активность в более широком, чем деятельность, смысле» .

В рамках нашего исследования мы опираемся на мнение А. Н. Леонтьева, для которого активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей .

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, поэтому актуально рассматривать термин «активность» в сочетании с другим понятием - «познавательная».

Сегодня «познавательная активность» интерпретируется в трудах Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, Т. И. Зубковой, Т. И. Шамовой. Авто-

ры рассматривают это понятие с позиции качества деятельности ученика, направленной на достижение учебно-познавательной цели.

Наиболее интересное, на наш взгляд, определение познавательной активности дает Э. А. Красновский: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» .

Так, возникает проблема развития интереса в контексте разнообразной деятельности учащихся, которая позволяет формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

На основании теоретических исследований Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта . Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника . Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии

© Лекомцева Е. Н., Пикин А. С., 2017

с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Анализ научной литературы и практического опыта формирования познавательной активности позволил определить структуру познавательной активности: эмоциональная сфера, волевая сфера, мотивационная сфера, содержательно-процессуальный компонент и компонент социальной ориентации.

Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию. Внеурочная деятельность является составной частью организации образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня, как целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге .

Для формирования познавательного интереса младшего школьника в рамках исследования создана программа внеурочной деятельности «Планета радости», составленная на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (утвержден приказом Минобр-науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации (утвержденной 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

План мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного

образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (утвержденный 24 апреля 2015 г. № 729-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный № 33660).

Программа рассчитана на обучающихся начальной школы (6-11 лет). Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления. В учебной деятельности младшего школьника

складываются такие частные виды, как письмо, чтение, работа на компьютере, творческая деятельность и др.

Важным является процесс переключения с семьи и детского сада на школу, то есть у школьника происходит смена главенствующих авторитетов, среди которых главным становится учитель начальных классов. Игровая деятельность, наряду с учебной, у учащихся начальных классов остается ведущей. Учитывая данное обстоятельство, учителю следует использовать возможности самоорганизации и самодисциплинирования ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом ко всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.

Программа «Планета радости» направлена на социально-культурное самоопределение, творческую самореализацию личности ребенка, ее интеграцию в систему мировой и отечественной культуры, является средством формирования отношения ребенка к действительности, нравственного и умственного воспитания личности.

Цель программы: создание условий для развития познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни, искусства.

Заложить основы организации содержательного досуга;

Познакомить с историей и разновидностями театрального, музыкального и циркового искусства;

Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы личности обучающегося, творческий потенциал;

Сформировать интерес к театральному, музыкальному, цирковому искусству, к естественным наукам;

Приобщить обучающихся к краеведческой деятельности;

Развивать у обучающихся потребность в постоянном пополнении своих знаний, повышать культурный уровень;

Воспитывать нравственные качества, дисциплинированность, ответственность, коллективизм.

Режим занятий имеет следующую вариативность: занятия можно проводить 1 раз в неделю (за год 36 часов) и 2 раза в неделю (за год 72 часа) в зависимости от интереса детей, общей учебной нагрузки.

Форма проведения занятий: групповая.

При отборе содержания учитывается структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением. Однако в процессе усвоения материала детьми педагог может варьировать порядок и последовательность тем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями восприятия детьми содержания программы.

Виды занятий:

Занятия-экскурсии, позволяющие расширить образовательное пространство обучающегося, способствующие развитию их двигательной активности.

Литературно-творческие занятия. Здесь приобретается способность выразить желаемое языком театра, кино - это прослушивание и инсценирование сказок, просмотр мультфильмов, кинофильмов, сочинение историй.

Занятия по изобразительной деятельности - это создание рисунков после посещения театра, экскурсий, изготовление декораций, не-

обходимых по сценарию, изготовление кукол и

При проведении занятий могут быть использованы различные методы работы.

Методы проведения занятий: беседа, рассказ, игра, практическая работа, самостоятельная работа, защита творческих работ, мини-концерт, консультация.

Методы контроля: консультация, защита творческих работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах творческих работ.

Технологии, методики:

Уровневая дифференциация;

Проблемное обучение;

Моделирующая деятельность;

Поисковая деятельность;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

В рабочей программе спланирована деятельность по формированию УУД: личностных, регулятивных; познавательных, коммуникативных.

Для осуществления образовательного процесса по программе «Планета радости» необходимо следующее:

Подборка видеофрагментов;

Подборка печатных изданий и материалов СМИ, интернет;

Компьютер, мультимедиапроектор.

Результаты работы младшие школьники будут

представлять на специально организованных «конкурсных» защитах творческих работ и творческих проектов.

Программа содержит следующие разделы: «Весь мир - театр», «Путешествие в прошлое», «Образовательные туры по уголкам нашей Родины», «Музыка души», «Жизнь под куполом. Творчество и интеллект», «Удивительное рядом».

Раздел «Весь мир - театр» предполагает изучение театрального искусства, видов театра, правил поведения в театре. Кроме того, предусмотрено не только посещение спектаклей, с последующим обсуждением, но и постановка спектаклей силами участников программы.

Раздел «Путешествие в прошлое» знакомит с особенностями музейного дела, готовит к экскурсиям в музеи, созданию передвижного классного музея.

Раздел «Образовательные туры по уголкам нашей Родины» включает в себя краеведческие экскурсии.

Изучая раздел «Музыка души», дети посещают музеи музыкального искусства, концертный

зал филармонии. Младшие школьники идут туда, где звучит музыка.

Раздел «Жизнь под куполом. Творчество и интеллект» разбит на две части - «Цирковое искусство» и «Планетарий» - и предполагает посещение цирковых представлений и интерактивных лекций в планетарии, составление устных высказываний например, на тему «С каким животным и почему я бы хотел выступать, если бы стал артистом цирка».

Раздел «Удивительное рядом» завершает учебный год образовательным событием - встречей с художниками, учеными, артистами и другими известными людьми.

Таким образом, формирование познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру осуществляется посредством его включения в разнообразные виды деятельности, которые интересны и занимательны для него, а значит -приносят радость и удивление.

Библиографический список

1. Зубкова, Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Зубкова. - Екатеринбург, 1993. - 24 с.

2. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / В. С. Ильин. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.

3. Красновский, Э. А. Показатели в образовании [Текст] / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. -С. 53-57.

4. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.

5. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Текст] : учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

6. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] : методические

7. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. -209 с.

8. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 2001. - 351 с.

9. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. -№ 4. - С. 6-20.

Bibliograficheskij spisok

1. Zubkova, T. I. Formirovanie poznavatel"noj aktivnosti slabouspevajushhih uchashhihsja nachal"nyh klassov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / T. I. Zubkova. - Ekaterinburg, 1993. - 24 s.

2. Il"in, V S. Formirovanie lichnosti shkol"nika: celo-stnyj process / V. S. Il"in. - M. : Pedagogika, 1984. - 144 s.

3. Krasnovskij, Je. A. Pokazateli v obrazovanii / Je. A. Krasnovskij // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2002. - № 5. - S. 53-57.

4. Leont"ev, A. N. Lekcii po obshhej psihologii / A. N. Leont"ev. - M. : Smysl, 2001. - 511 s.

5. Marcinkovskaja, T. D. Istorija detskoj psihologii : uchebnik dlja studentov ped. vuzov / T. D. Marcinkovskaja. - M. : VLADOS, 1998. - 272 s.

6. Realizacija variativnyh modelej setevogo vzai-modejstvija obshhego, dopolnitel"nogo i professional"nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj deja-tel"nosti : metodicheskie rekomendacii / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl" : Izd-vo JaGPU, 2011. -312 s. S.24.

7. Shamova, T. I. Aktivizacija uchenija shkol"nikov / T. I. Shamova. - M. : Pedagogika, 1982. - 209 s.

8. Shhukina, G. I. Problema poznavatel"noj potrebnosti v pedagogike / G. I. Shhukina. - M. : Pedagogika, 2001. - 351 s.

9. Jel"konin, D. B. K probleme periodizacii psiholog-icheskogo razvitija v detskom vozraste / D. B. Jel"konin // Voprosy psihologii. - 2001. - № 4. -S. 6-20.