Педагогическая сущность социально культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как отрасль педагогической науки. Сферы России ХУШ века

Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью людей, в задачи педагогические по воспитанию и образованию личности. Это позволяет придать социально-культурным технологиям воспитательную, развивающую и рекреативную направленность.

Основополагающим для их реализации является и соблюдение требований педагогики сотрудничества.

В контексте данного раздела мы рассматриваем менеджеров и педагогов, работающих с группой, в качестве технологов социально-культурной сферы, а саму группу, или определенную общность, объединяющую не только учащихся, но и читателей, слушателей, зрителей, потенциальных партнеров и коллег, - как совокупный субъект социально-культурной деятельности. В каких бы отношениях ни находился технолог (менеджер или педагог) с группой - либо управленческих, либо чисто межличностных, формальных или неформальных, его деятельность неизменно соответствует основным принципам педагогики.

Структурирование содержательного материала в каждой из социально-культурных технологий подчинено, как правило, однотипному алгоритму. Вначале обозначаются основные педагогические категории, с которыми менеджер-организатор так или иначе столкнется в технологическом процессе. Это - педагогические требования и педагогическое воздействие; работа менеджера, педагога, технолога с группой и педагогическая позиция; элементы методики педагогического воздействия и др. Определяются ключевые профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественно-выразительных, технических средств. Далее педагогу следует придерживаться логики технологических действий.

Обращает на себя внимание примечательная особенность. К педагогическим основам социально-культурных технологий относится выработка у самих технологов навыков педагогического воздействия в работе с группой. Значительное число понятий и категорий, составляющих суть и смысл педагогической направленности социально-культурных технологий, вводится и повторяется в технологиях неоднократно. Подобная повторяемость заставляет размышлять о ней как некоей закономерности.

Действительно, любая из социально-культурных технологий формируется на этыке педагогики с дисциплинами культурологического цикла, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков она, естественно, базируется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

Именно поэтому сам факт педагогических основ технологических действий является постоянным объектом внимания и предметом для тренинга в процессе профессионального обучения менеджеров, педагогов, технологов, занятых в социально-культурной сфере.

Понятием «группа», с которой работает или которую представляет технолог, обозначается взаимодействующая социально-культурная общность, состоящая из трех и более человек. Различия в педагогическом статусе таких групп определяются степенью личного участия каждого из членов группы и характером их взаимодействия. Отсюда разброс в квалификации социально-культурных общностей - от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного благодаря единой Цкли коллектива.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педагогическую, воспитательную и обучающую направленность, связанные с использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех Функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп - детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методов составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов

Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.

Характерный для современной практики социально-культурной деятельности принцип вариативности, рассмотренный ранее, дает возможность выбора и конструирования как индивидуальных, так и массовых и групповых занятий по любой модели, включая авторские школы и программы. Именно в этом направлении идет процесс совершенствования технологий социально-культурной деятельности: разработка различных вариантов их содержания; использование возможностей современной педагогики и психологии в повышении эффективности досуговых, образовательных, оздоровительных и других структур; научная разработка, практическое обоснование и внедрение новых идей и технологий. Характерным является и расширение своего рода диалога различных систем и технологий социально-культурной деятельности, апробирование на практике новых досуговых, образовательных, развлекательных и других аналогичных форм и программ, дополнительных и альтернативных по отношению к существующей сети государственных учреждений и организаций. Усилился интерес к использованию исторического социально-культурного опыта в современных российских условиях.

Сегодня для работы в сфере культуры, искусства, досуга, образования, спорта квалифицированному специалисту не обойтись без изучения всего обширного арсенала социально-культурных технологий. Наряду с профессиональным теоретическим мышлением, умением аналитически рассмотреть социально-культурную среду во всей её широте и многообразии, ему необходимо и профессиональное технологическое мышление, связанное со способностью организовать социально-культурную деятельность на уровне отдельно взятой личности, группы, массовой аудитории.

Такому организатору необходимо не тратить время на открытие уже известного, а свободно ориентироваться в многообразии технологического арсенала, накопленного социально-культурной сферой, в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.

На протяжении десятков лет в стенах вузов культуры и искусств складывался и обогащается прикладной учебный курс «Методы и технологию) как составная часть научной специальности и учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность». Он выстраивается сегодня на принципиально новых методологических научных основаниях. Благодаря единству социального и культурологического подходов к технологическим процессам обеспечивается вхождение студентов вместе с педагогами в круг явлений и событий, характерных для современного социума и его культуры. Освоение, усвоение и обогащение этого «багажа» и составляет основное содержание социально-культурных технологий.

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.

Внешняя международная торговля. Ответы

Международные экономические отношения система хозяйственных связей между странами Республики Беларусь

Семейная социограмма

Цель применения: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье.

Тесты по дисциплине «Социальная работа с семьей и детьми»

Термин «Социальная педагогика». Тестт по социальная работа с семьей и детьми с ответами. Семья, Социально-педагогическое обследование.

Газотурбинные энергоустановки. Конденсационная установка

Преимущества газотурбинных электростанций. Осмотры и проверки генераторов находящегося в работе, контроль за режимом работы и температурой. Наблюдение за работой генератора. Фазировка синхронного генератора

Правотворчество субъектов РФ

Курсовая работа. Одним из важнейшим направление деятельности государства является правотворчество. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Проблемы правотворчества

Социально-культурной деятельности

Лекция № 13. Психолого-педагогические основы

Теория социально-культурной деятельности органически связана с педагогикой и психологией как науками о человеке, о развитии личности. Между психологией как научной дисципли­ной, педагогикой и социально-культурной деятельностью суще­ствуют тесные взаимосвязи, так как предметом изучения соци­ально-культурной деятельности являются закономерности ду­ховного и творческого развития личности путем включения ее в процесс культуроформирующей деятельности. ʼʼИсходными ос­нованиями для разработки педагогической теории социально-культурной деятельности традиционно выступает представление о ней как социальном институте, как особой системе духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнуто­го обществом уровня культурыʼʼ. Социально-культурная деятельность связана с педагогикой и психологией в том смыс­ле, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой и психологией, но рассматри­ваются в определœенном специфическом аспекте.

Психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формиро­вании гуманистического менталитета людей. Основы психоло­гического знания необходимы каждому человеку в его повсœе­дневной жизни и деятельности.

Психология как наука создает необходимую научно-инфор­мативную основу для организации различных видов СКД. Тео­рия социально-культурной деятельности включает в свою струк­туру следующие психологические знания: общие закономерно­сти развития психики; психологические характеристики дея­тельности и личности человека на каждом возрастном этапе; психологические механизмы усвоения человеком общественно­го и культурного опыта; психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания; взаимосвязь воспи­тания и психического развития человека; изучение соотношения между возрастными и индивидуальными особенностями людей; методики и технологии психологической помощи и психологи­ческой коррекции поведения личности. Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психо­логия работает в тесном контакте с педагогикой, с социально-культурной деятельностью. Ряд конкретных отраслей психоло­гии - педагогическая психология и возрастная психология взаи­модействуют с социально-культурной деятельностью.

Общая психология. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология изучает закономерности психологического станов­ления, развития и деятельности человека. В ее задачи входит выработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникнове­ния, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность: общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию, характер и темпе­рамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Следующие понятия общей психологии используются в социально-культурной деятельности: психические процессы, психические состояния и психические свойства или особенности личности.

К психическим процессам относят познавательные процессы: ощущения и восприятие, память, воображение и мышление, эмоциональные процессы. Соответственно, управление общим механизмом психической деятельности как определœенного ин­дивида, так и целых социальных групп, к примеру, в ситуации праздника, обряда, вечера отдыха, театрализованной игровой программы и других форм СКД, строится на этой основе. Зако­номерности эмоциональных реакций, восприятия и отношения аудитории к происходящему, механизмы включения в ситуацию социально-культурной формы и т.д. - всœе это невозможно не учитывать при разработке сценария педагогической программы какой-либо массовой формы социально-культурной деятель­ности.

К психическим состояниям относятся проявление чувств, внимания, воли. К психическим свойствам или особенностям личности относят качества ума, мышления, устойчивые особен­ности волевой сферы, ᴛ.ᴇ. устойчивые качества личности. Безус­ловно, индивидуально-психологическое оценивается и учитыва­ется руководителœем-педагогом в работе с каждым участником досугового, художественно-творческого коллектива или соци­ально-культурного объединœения. Таюке выработка психологи­ческого понятия ʼʼатмосфераʼʼ (праздничная, клубная, спортив­ная) невозможна без знания общих закономерностей психоло­гии. Социально-психологическая атмосфера досуговой аудито­рии проявляется в особом психическом настрое ее членов, в ос­нове которого лежит отношение участников к происходящему, друг к другу и самому себе как члену данной аудитории.

Наряду с данными общей психологии в теории и практике социально-культурной деятельности учитываются данные ʼʼВоз­растной психологииʼʼ, ʼʼПедагогической психологииʼʼ и других отраслевых психологии.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения зна­ний, факторы развития личности - всœе это крайне важно для эф­фективной организации информационно-просветительной, ху­дожественно-творческой и других видов социально-культурной деятельности. Возрастная психология подразделяется на дет­скую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Психиче­ские процессы и психические качества человека, определ яемые возрастом, крайне важно учитывать при организации различных форм СКД. Методики работы с различными социально-демографическими группами, прежде всœего, предполагают знание организатором особенностей психики человека в различных воз­растных периодах. К примеру, для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. С рож­дения и на протяжении всœего периода взросления последова­тельно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды дея­тельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка (ролевая игра /дошкольный возраст/, учебная деятельность /младший школьный возраст/, интимно-личностное общение /подростковый возраст/, учебно-профес­сиональная деятельность /ранний юношеский возраст/) . Безусловно, целœенаправленное воздействие на данный процесс в детских досуговых коллективах должно основываться на знании особенностей межличностного общения ребенка в каждом воз­растном периоде с применением соответствующих методик кор­рекции и управления деятельностью и общением.

Педагогическая психология имеет своим предметом изуче­ние психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Ее данные используются для:

а) управления процессом интеллектуальной и творческой деятельности в досуговых коллективах и творческих объединœениях;

б) организации педагогического процесса в творческом самодеятельном коллективе или ином досуговом объединœении, создания оптимальной психологической атмосферы для разви­ тия всœех участников коллектива с учетом индивидуально-психологических различий;

в) выстраивания отношений в системе: руководитель коллектива, педагог ʼʼ- /субъект воздействия/-ʼʼ участники коллектива (объект воздействия) с учетом обратной связи;

г) управления процессом межличностного общения в ситуациях больших и малых досуговых групп (социально-ориентированное общение и личностно-ориеитированное общение).

В атмосфере совместной деятельности, к примеру, в хоровом самодеятельном коллективе, в процессе разучивания новых хо­ровых произведений, активного поиска решения заданий выдви­гаемых хормейстером перед каждым участником, группой уча­стников, хоровой партией, мужской и женской группами, по-новому могут раскрыться возможности и способности каждого. Активизация учебной деятельности с учетом психологических закономерностей общения и воспитания человека, будет способ­ствовать осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания членов коллектива.

Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различ­ных организованных и неорганизованных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем:

1. Социально-психологические явления в больших группах (в макросфере).

2. Социально-психологические явления в малых группах (вмикросфере).

3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).

Все эти проблемы представлены в содержании и структуре социально-культурной деятельности.

1. Социально-психологические явления в больших группах применительно к среде социально-культурной деятельности рас­сматриваются следующим образом. Это механизмы и эффектив­ность воздействия средств массовой коммуникации на различ­ные общности людей. Деятельность и общение участников ауди­тории массовых форм СКД (праздники, народные гуляния, фес­тивали, гостиные и др.). Иными словами, весь комплекс явле­ний, связанный с взаимодействием людей данной общности, -эмоциональное состояние аудитории, ее потребности и интере­сы, особенности межличностного восприятия, взаимодействия и взаимоотношений.

2. Социально-психологические явления в малых группах в ситуации социально-культурной практики можно квалифициро­вать следующим образом:

а) проблема управления и развития совместной деятельности и общения в досуговом объединœении любого типа;

б) проблемы групповой атмосферы, положение лидера и ве­домых в группе;

в) восприятие человека человеком в группе, ценностные ори­ентации, установки и т.д.

3. Социально-психологические проявления личности, их учет в организации различных форм СКД позволяют с наибольшей степенью вероятности удовлетворить и развить культурные по­требности личности. Личность человека является объектом со­циальной психологии, аналогичной проблематикой занимается и теория СКД. При этом рассматривается, насколько личность со­ответствует социальным ожиданиям в больших и малых груп­пах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависи­мость самооценки личности от оценки группой и т.д. Также про­блемы социальной психологии являются основой для изучения направленности личности, ее самооценки, самочувствия и само­уважения, перспектив личности, которые проявляются, развива­ются и закрепляются в поведении личности как результате уча­стия в формах СКД. Указанные три круга проблем социальной психологии не бывают противопоставлены и предположены друг другу. В структуре СКД они представлены в единстве, обу­словленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психология как наука создает базу необхо-‣‣‣ димой научной информации, базу базовых научных понятий для развития личности в ее общении и деятельности в различных социально-культурных ситуациях.

В случае если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика разрабатывает законы управления развитием лич­ности. Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Педагогика неразрывно связана с социально-культурной деятельностью, ее отраслевые теории представляют из себяоснову развития методик и технологий со­циально-культурной деятельности.

Современными учеными теория социально-культурной дея­тельности воспринимается как самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль педагогической науки. Предметом теории социально-культурной деятельности является педагогический процесс развития социокультурной активности личности и общности в социально-педагогической, образова­тельной, художественно-творческой и других видах досуговой деятельности. Соответственно, предметом теоретического ис­следования социально-культурной деятельности выступают раз­личные ее стороны, к примеру:

Процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм социально-культурной деятельности;

Взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединœения и др., объединœения людей, функционирующего в процессе социально-культурной деятельности;

Отдельные компоненты целостного педагогического про­цесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире - социально-культурной деятельности;

Организационные взаимодействия, возникающие между уч­реждениями социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных задач;

Психолого-педагогические условия организации социально-культурной деятельности конкретных категорий населœения (де­тей, подростков, взрослого населœения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями движения и др.).

Этот перечень не исчерпывает всœех возможных аспектов со­циально-культурной деятельности, которые могут выступать в качестве предмета научного исследования. И каждый из указан­ных аспектов имеет прямое отношение к педагогике и к ее от­раслевым теориям, таким как социальная педагогика, педагогика третьего возраста͵ сравнительная педагогика и другие.

Социальная педагогика содержит теоретические и при­кладные разработки в области внешкольного образования и вос­питания детей и взрослых. Социальная педагогика изучает об­щественное влияние на развитие личности. Личность становится объектом социальной педагогики, когда ее развитие, формиро­вание, воспитание рассматриваются в системе взаимодействия с различными социальными общностями и когда изучаются лич­ностные черты, качества, формы поведения, возникающие под влиянием этих воздействий. В данный круг входят следующие про­блемы - развитие социальных потребностей, самосознания, со­циальных установок, умений и навыков межличностного обще­ния. Применительно к социальной макросфере социальную пе­дагогику интересуют проблемы совместной деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, ценностных ориен­тации, лидерства, групповой референтности, традиций, настрое­ния. В этом качестве она безусловно связана с социально-культурной деятельностью, так как ее разработки используются в организации деятельности социально-культурных учреждений, организаций и объединœений.

Ведущие институты социально-культурной сферы (музеи, парки, клубы, библиотеки и т.д.) выполняют свои задачи, разра­батывая программы деятельности на базе закономерностей поведения личности и социальных общностей, выявленных со­циальной педагогикой. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социально-культурная деятельность использует некоторые теории социальной педаго­гики, методы и средства с целью направленного влияния на по­ведение личности в социуме.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельно­сти, которая принято называть педагогической. Она представляет со­бой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурного опыта͵ создания ус­ловий для их личностного развития и подготовку к выполнению определœенных социальных ролей в, обществе. Педагогическая деятельность является определяющей относительно социально-культурной деятельности. В теории социально-культурной дея­тельности разрабатывается следующий круг проблем, связанный с педагогическими исследованиями:

‣‣‣ Педагогический процесс, формы его организации, мето­ды осуществления, педагогические технологии;

‣‣‣ Воспитание как педагогическое явление, сущность вос­питания и его особенности, общие закономерности и принципы воспитания, социальное пространство воспитательного процесса;

‣‣‣ Принципы и методы обучения;

‣‣‣ Управление педагогическим коллективом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социально-культурная деятельность пред­ставляет собой результат развития психолого-педагогических знаний, которые составляют ее основу. Очевидно, что социаль­но-культурная деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, однако самостоятельна и имеет свою специфику. Чтобы выявить ее особенности и связь с педа­гогической деятельностью, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

Социально-культурной деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-культурной деятельности" 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2012

    Научные основы форм, методов и средств социально-культурной деятельности, а также общие тенденции изменения данных компонентов на современном этапе развития общества. Анализ современного технологического процесса учреждений культуры Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2012

    Структура и функции музея в системе социально-культурной деятельности. Стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни. Особенности и содержание социально–культурной деятельности в Санкт–Петербургском государственном музее "Особняк Кшесинской".

    реферат , добавлен 28.01.2013

    Музей как очаг социально-культурной деятельности, разработка культурной политики, экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ как ее цель. Музей "Аврора" как феномен в повседневной социально-культурной жизни общества.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Понятие социально-культурной деятельности в специализированных организациях, основные подходы к оценке их функционирования. История создания и направления работы Дворца культуры, диагностика предпочтений его аудитории и пути оптимизации досуга населения.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

Утверждены на заседании кафедры педагогики

2010 года, протокол № ___

Зав. кафедрой _________________ Ф.В. Кадол

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Педагогические основы социально-культурной деятельности»

для студентов 1 курса специальности 1

«Социальная педагогика. Практическая психология»

учебный год

1. Генезис и развитие социально-культурнй деятельности как отрасли знаний.

2. Методологические подходы в социально-культурной деятельности.

6. Принципы и функции социально-культурной деятельности.

7. Основные компоненты социально-культурной деятельности.

8. Понятие социально-культурной деятельности, основные черты социально-культурной деятельности.

9. Закономерности и педагогические детерминанты социально-культурной деятельности.

10. Субъекты социально-культурной деятельности.

11. Особенности функционирования учреждений и организаций социально-культурной сферы.

12. Досуг как сфера социально-культурной деятельности, социально-педагогическая сущность досуга.

13. Современные концепции досуга.

15. Принципы и функции досуга.

16. Разновидности досуга, классификация видов досуговой деятельности.

17. Структурные компоненты социально-культурной деятельности.

18. Инфраструктура культуры и досуга.

19. Дифференцированный подход в организации отдыха и развлечений.

20. Социально-культурная среда и ее учет в социально-культурной деятельности.

21. Социальные технологии и методики в сфере культуры и досуга.

22. Семья как изначальный социально-культурный институт, методика работы социального педагога с семьей

23. Культура семейного досуга.

24. Особенности организации социально-культурной деятельности с учетов возрастных и индивидуальных особенностей личности.

25. Организация досуговой и рекреационной деятельности с учетом интересов и потребностей различных категорий населения.

26. Реабилитационные возможности социально-культурной деятельности, реабилитационная работа среди детей с ограниченными возможностями.

27. Культурно-воспитательная работа как важнейший компонент социально-культурной деятельности, основные направления культурно-воспитательной работы.

28. Понятие о технологии и методике культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.

29. Образовательная деятельность как направление культурно-воспитательной работы с детьми и подростками.

30. Воспитательная работа с детьми и подростками как важнейшее направление культурно-воспитательной деятельности.

31. Организация самодеятельного творчества.

32. Социально-педагогическое взаимодействие институтов социально-культурной сферы по организации содержательного отдыха детей и подростков.

33. Методика культурно-воспитательной работы с детьми.

34. Методика культурно-воспитательной работы с подростками.

35. Культурно-воспитательная деятельность с трудными подростками.

36. Методика культурно-воспитательной деятельности по месту жительства.

37. Музеи и музейные комплексы в социально-культурной деятельности.

38. Библиотечный сервис как направление социально-культурной деятельности.

39. Молодежное волонтерское движение как вид социально-культурной деятельности.

40. Театральная педагогика и ее роль в организации социально-культурной деятельности.

41. Игра как вид социально-культурной деятельности, понятие игровой программы и ее типология .

42. Характеристика форм культурно-воспитательной работы.

43. Планирование в социально-культурной деятельности, функции и принципы планирования социально-культурной деятельности.

44. Планирование культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.

45. Социально-культурное проектирование.

46. Основные направления самодеятельного творчества и их характеристика.

47. Классификация, виды и жанры клубных и любительских объединений.

48. Методические основы организации коллективной деятельности.

49. Технология коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову.

50. Методика организации массовой социально-культурной деятельности.

51. Драматургия и режиссура массовой досуговой деятельности.

52. Методика просветительной работы.

53. Основные приемы активизации аудитории, критерии анализа культурно-досугового мероприятия.

54. Этапы подготовки культурно-досугового мероприятия, план подготовки и проведения культурно-досуговой программы.

55. Основы сценарной работы.

56. Требования к подготовке и проведению информационно-познавательных программ, анализ подготовки и проведения информационно-познавательных программ.

57. Социально-педагогические аспекты использования информационно-познавательных программ в учреждениях образования и культуры.

58. Технология подготовки и проведения дискуссионных программ.

59. Характеристика основных форм дискуссионной деятельности, приемы активизации аудитории.

60. Этапы проведения дискуссионных программ, их социально-педагогический и воспитательный потенциал.

61. Специфика организации культурно-рекреационной деятельности, социально-психологическая сущность рекреационной деятельности.

62. Технология моделирования культурно-рекреационных программ.

63. Инновационные комплексные формы организации отдыха и развлечений.

64. Праздники и обряды как специфические формы социально-культурной деятельности, их классификация, воспитательный и социально-педагогический потенциал.

65. Характеристика форм проведения праздников, особенности организации действий с различными целевыми группами.

66. Технология подготовки и проведения праздников, культурно-досуговых программ на основе народных традиций и обрядов.

67. Социально-культурный потенциал народных праздников и обрядов.

68. Специфика сценического воплощения фольклора при проведения праздников.

69. Особенности подготовки и проведения тематической концертной программы с использованием элементов народного творчества.

70. Основные этапы подготовки досуговых программ с элементами белорусских народных обрядов.

Ст. преподаватель _________________________ И.Т. Зайцева

1. Оставление сценарного плана игровой программы

2. Составление сценарного плана тематической игровой программы

3. Составление сценарного плана молодежной дискотеки

4. Составление сценарного плана проведения недели детской книги

5. Составление сценарного плана игровой программы, созданной на основе народных белорусских традиций

6. Составление сценарного плана конкурсной программы

7. Составление сценарного плана тематического вечера

8. Составление сценарного плана развлекательной программы в детском оздоровительном лагере

9. Составление плана проведения экскурсии

10. Составление сценарного плана празднования Нового года в детском саду

11. Составление сценарного плана празднования Нового года в школе-интернате

12. Составление сценарного плана недели музыки в общеобразовательной школе

13. Составление сценарного плана проведения встречи с известным писателем

14. Составление сценарного плана праздничной тематической программы

15. Составление плана проведения недели шуток и юмора в общеобразовательной школе

16. Составление плана проведения тематического дня в детском оздоровительном лагере

17. Составление сценарного плана празднования Дня защитника Отечества в общеобразовательной школе

18. Составление сценарного плана празднования Международного женского дня 8 марта в общеобразовательной средней школе

19. Составление сценарного плана проведения Дня здоровья в общеобразовательной средней школе

20. Составление сценарного плана проведения вечера отдыха и развлечений

21. Составление сценарного плана детского спортивного праздника

22. Составление сценарного плана фольклорной культурно-досуговой программы

23. Составление сценарного плана театральной гостиной

24. Составление сценарного плана музыкальной гостиной

25. Составление сценарного плана диспута

26. Составление сценарного плана школьного концерта, посвященного Дню учителя

27. Составление сценарного плана программы диско-ток-шоу

28. Составление сценарного плана танцевального карнавала

29. Составление сценарного плана конкурсной шоу-программы

30. Составление сценарного плана читательской конференции

Педагогические основы социально-культурной деятельности в ВС РФ – совокупность педагогических знаний, раскрывающих особенности процессов обучения, воспитания и развития военнослужащих, гражданского персонала, членов их семей в ходе социально-культурной деятельности.

Обучение в процессе социально-культурной деятельности в ВС РФ – это организованная, целенаправленная деятельность ее субъектов по распространению среди военнослужащих и членов их семей общекультурных и специальных знаний, формированию навыков и умений, необходимых для успешного осуществления военно-профессиональной и социально-культурной деятельности.

Основными функциями обучения в процессе социально-культурной деятельности являются: образовательная, воспитательная, развивающая и морально-психологической подготовки. В качестве специфических выступают организационно-управленческая, целеполагающая, познавательная, информационная, мотивационная, контрольно-оценочная, научно-исследовательская, диагностическая и другие функции.

Применительно к социально-культурной деятельности в процессе обучения необходимо соблюдать соответствие обучающего воздействия:

Характеру социально-культурной деятельности;

Возможностям ее технического и иного обеспечения;

Мотивам, интересам и возможностям ее участников, уровню их индивидуальной и коллективной подготовки;

Требованиям, предъявляемым к военно-профессиональной деятельности участников социально-культурной деятельности.

Закономерности обучения в процессе социально-культурной деятельности классифицируются на внешние и внутренние. Внешние характеризуют зависимость обучения от условий внешней среды, в которой осуществляется социально-культурная деятельность: места, времени, состава участников, культурных, материальных, финансовых и иных возможностей, требований воинской службы, уровня развития боевой техники и оружия, способов их применения, развития военной науки и практики.

Внутренние закономерности характеризуют связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием, средствами, формами, результатом). Это, прежде всего, зависимость результатов обучения от уровня и интенсивности учебного и воспитательного взаимодействия, педагогического мастерства специалиста, методики обучения и контроля.

Педагогические принципы – руководящие положения, выражающие требования к содержанию, организации и методике педагогического процесса или деятельности. Основными в процессе социально-культурной деятельности являются следующие принципы обучения: научности; соответствия содержания и организации потребностям социально-культурной деятельности; сознательности, творческой активности и самостоятельности при руководящей роли педагога; систематичности и последовательности; наглядности; обучения на высоком уровне трудностей; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм.

Для обучения в процессе социально-культурной деятельности характерны следующие признаки: целесообразность, многофункциональность, активность взаимодействия, творческая направленность, развитие от простого к сложному, высокая мотивация участников.

Под воспитанием в социально-культурной деятельности понимается совокупность положений, норм, знаний, традиций, установок, ко­торые выступают факторами успешного выполнения военнослужащим задач воинской службы. Его структурными элементами являются цели, содержание, субъекты и объекты, принципы, формы, методы, средства и результат (уровень воспитанности, социально-культурная адекватность личности). Важнейшими принципами воспитания являются целеустремлённость, воспитание в процессе деятельности, в коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход, опора на положительное, сочетание требовательности с уважением личного достоинства и заботой, комплексный подход.

Формы воспитания – это различные варианты организации конкретного воспитательного процесса, композиционное построение воспитательного ме­роприятия. Формы воспитания в процессе социально-культурной деятельности можно классифицировать по нескольким основаниям:

По количеству участников – массо­вые (массовые сюжетные игры, праздники, концерты, спектакли, киносеансы и т.д.), групповые (кружки, командные игры, вечера отдыха, лектории и др.) и инди­видуальные (рисование, фотосъемка и др.);

По методике организации – постановки, показы, репетиции, занятия, заседания, экскурсии, игры и др.;

По преобладающему механизму воздействия – убеждающие, внушающие, подражающие и заражающие.

Воспитание является процессом, в котором проявляются такие закономерности как зависимость от условий внешней среды (политических, экономических, социальных и пр.), целостность формирующего воздействия на личность, осуществление в деятельности и коллективе, единство воспитания и самовоспитания, воспитание через обучение и развитие, учет личностных качеств и состояний воспитанни­ков и др.

Технология воспитательного воздействия на военнослужащих в процессе социально-культурной деятельности может быть представлена следующим образом. Первично, в ходе подготовки или проведения социально-культурных мероприятий, происходит вооружение участников необходимой суммой знаний. Затем создаются условия для их осмысления и постепенного пре­вращения в конкретные взгляды и установки. После этого необходимо организовать реализацию полученных знаний и сформированных взглядов в отдельных действиях и поступках. Особое значение на этом этапе имеет выработка положительного отношения к социально-культурным мероприятиям, как условию собственного развития. Затем на основе сформированных убеждений и установок происходит выработка личностно и профессионально значимых позиций к воинской службе и индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях.

Особо стоит вопрос о методах, приемах, средствах обучения и воспитания в процессе социально-культурной деятельности. Как уже отмечалось ранее, в социально-культурной деятельности имеются собственные методы (монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры) и методы, заимствованные из других наук, в частности из педагогики. В качестве методов социально-культурной деятельности используются педагогические методы обучения (словесные, наглядные, практические, инновационные, контрольные), воспитания (убеждение, личный пример, поощрение, принуждение), развития и саморазвития.

В настоящее время выделяются следующие методы обучения в процессе социально-культурной деятельности: устное изложение учебного материала (лекция, объяснение, информирование, инструктирование); обсуждение (семинар, собеседование, конференция, дискуссия, обзор); показ (личный показ, демонстрация средств наглядности, кинопоказ, ознакомление с иллюстрациями, картинами и пр.); упражнения (игры, репетиции, тренировки); практические работы (при обеспечении служебных и учебно-боевых задач); самостоятельная работа (с книгой, на музыкальных инструментах, ТСВ, компьютерах).

Методы воспитания – это пути и способы влияния на сознание, чувства, волю, поведение военнослужащих в процессе педа­гогического взаимодействия субъекта и объекта воспитания. В применении воспитательных методов убеждения, упражнения, примера, поощрения и принуждения организатору социально-культурной деятельности предоставляется ши­рокое поле деятельности. Здесь проявляется его педагогическое творчество. Конкретное использование методов определяется тем результатом, к которому стремится воспитатель.

Собственные методы социально-культурной деятельности и методы, заимствованные из педагогики, применяемые в процессе реализации социально-культурных мероприятий, находятся в тесном взаимодействии, позволяя через конкретную выбранную форму мероприятия достичь изначально планируемых целей. Только совокупность применяемых методов может гарантировать достижение положительного результата. Например, при постановке литературно-художественной композиции, используются методы монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры, а так же показа, демонстрации, наглядности, тренировки, личного примера, убеждения и т.д. В данном случае сама композиция выступает формой организации и проведения социально-культурного мероприятия, а на различных этапах ее подготовки и проведения реализуются различные методы. На различных этапах этой работы какой-то метод или группа методов могут выступать в качестве ведущих: в ходе репетиции – методы тренировки и монтажа; при постановке непосредственного действия – методы игры, наглядности и иллюстрирования; для постановки кульминации – метод внушения и т.д.).

Хотелось бы подчеркнуть, что в практике социально-культурной деятельности такой метод воспитания как принуждение (наказание) вообще не должен применяться. Это объясняется тем, что само участие военнослужащих в этой деятельности предполагает их добровольное и сознательное присутствие.

Приемы и средства являются составными элементами методов. Прием представляет собой разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или его модификации. К приемам обучения в процессе социально-культурной деятельности относятся акцентирование внимания, активизация действий, применение спецэффектов, использование рефрена и др. Когда речь идёт о приёмах воспитания, то под этим обычно подразуме­вается частный, элементарный единичный и определённый способ решения воспитательных задач. Например, в методе убеждения применяются такие приёмы, как доказательство, опровержение неверных взглядов, в методе примера – личная примерность, литературные, художественные примеры и др. Особенность состоит в том, что одни и те же приёмы применимы при реализа­ции, как методов обучения, так и методов воспитания.

Основными средствами обучения в процессе социально-культурной деятельности являются речь и действия (мимика, жесты, позы) исполнителей, книги, картины, иллюстрации, кино-, видеоленты, слайды, DVD и CD диски, компьютерные программы, специальное оборудование (станки, тренажеры, лингафоны, мольберты), тексты сценариев и либретто, технические средства (кинопроекторы, магнитофоны, компьютеры, оборудование и оснастка, костюмы, декорации, бутафория, элементы оформления т.д. К примеру, в ходе постановки спектакля, при использовании метода театрализации, приемом выступает рефреновое повторение краткого эпизода, а средствами – игра актеров, декорации, костюмы, грим, оборудование сцены, световое, звуковое оформление, спецэффекты и др. Средствами воспитания могут быть учебная и художественная литература, газеты, журналы, выставки, музейные экспозиции, спортивные сооружения и инвентарь, художественные произведения, различные предметы природы и культуры, технические средства и др.

Таким образом, богатый опыт теории и практики обучения, воспитания и развития военнослужащих составляет педагогические основы социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Вопросы для самопроверки:

Что такое педагогические основы социально-культурной деятельности в ВС РФ?

Какие педагогические процессы функционируют в ходе социально-культурной деятельности?

Назовите закономерности, принципы и черты процесса обучения в ходе социально-культурной деятельности.

Охарактеризуйте основные формы обучения в ходе социально-культурной деятельности.

Каковы особенности воспитательного процесса в ходе социально-культурной деятельности?

Охарактеризуйте основные формы воспитания в ходе социально-культурной деятельности.

Дайте характеристику методам, приемам и средствам обучения и воспитания, применяемым в ходе социально-культурной деятельности.

§ 14. Психологические основы социально-культурной деятельности

Психологическая модель социально-культурной деятельности в ВС РФ – научно обоснованный с психологической точки зрения образец организации и проведения социально-культурных мероприятий с военнослужащими в целях формирования их социально-культурной адекватности (см. рис. 1).

Социально-культурная деятельность в ВС РФ имеет свой специфический психологический смысл. Он заключается в удовлетворении у военнослужащих потребности культурного развития и творческого самовыражения, в изменении его душевного состояния путем придания ему формы оптимальной гармонии с природой, высшими нравственными и воинскими идеалами, общественно-групповыми явлениями и утилитарными потребностями человека.

Социально-культурной деятельности в ВС РФ присущи следующие ха­рактерные черты: осуществляется как в досуговое, так и в служебное время; недостаточная свобода выбора и относительная добровольность участия; обусловлена национально-этническими, региональными особенностями, традициями вида Вооруженных Сил и рода войск; осуществляется с учетом общекультурных, художественных, познавательных, полити­ческих, социальных, бытовых, семейных, профессиональных интересов взрослых, молодежи и детей; реализуется в институциональных и в неинституциональных формах; имеет личност­ную направленность; протекает как индивиду­ально, так и коллективно; ей присуща целенаправленность; в основе имеет не столько культурные, сколько воспитательные цели.


Рис 1. Компоненты психологической модели социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Психологическая структура социально-культурной деятельности состоит из по­требностей, мотивов ее проведения или участия в ней, целей (как для организаторов, так и для участников), собственно действий и операций по ее организации, проведению и участию в ней и результата (как на организационном, так и на личностном уровне).

Основными психологическими особенностями социально-культурной деятельности в ВС РФ являются: целесообразность для воинской деятельности; наличие побуждения (или мотивировки) к творче­ству; нестандартность управления; активное использование механизмов психологи­ческого воздействия; учет морально-психологического состояния участников.

Целесообразность заключа­ется в соответствии целей социально-культурной деятельности (намечаемых мероприятий, используемых концертных номеров) ведущим мотивам воинской деятельности. В качестве примера можно привести технологию выступления агитационно-художественных бригад: мощный смысловой напор, подтверждаемый популярным (или узнаваемым) экспрессивно-эмоциональным музыкальным сопровождением в сочетании с откровенно возбуждающей экспозицией (фото-, кино-, видеокадрами) способны сформировать сильное, необходимое командирам в данный момент, активное побуждение к боевым действиям.

Выполнение задачи психологической релаксации и рекреации воинов, вышед­ших из боя для отдыха и перегруппировки требует уже другой эмоционально-смысло­вой направленности содержания концертного выступления. В этот момент используются такие произведения, которые могли бы оправдать то на­пряжение сил, которое солдат испытал в ходе боя, оправдать потери друзей, под­твердить общественную значимость его участия в бою.

Нали­чие побуждения (или мотивации) к творчеству обусловлено тем, что удовлетворение эстетических потребностей формирует у военнослужащих как участников социально-культурной деятельности две группы мотивов: активного творчества и пас­сивного потребления культурных ценностей. Стремление поучаствовать в художественной самодеятельности, написать стихотворение, исполнить роль в спектакле и т.п. – примеры проявления у военнослужащих мотивов активного творчества. Желание получить удовольствие от увиденного кинофильма, прослушанного музыкального произведения, прочитанной книги, от атмосферы и общения в ходе вечера отдыха – примеры проявления мотивов пас­сивного потребления культурных ценностей.

Активное использова­ние механизмов психологического воздействия – путь к успеху социально-культурной деятельности. Под психологическими механизмами социально-культурного воздействия понимается взаимозависимое влияние эмоционально-чувственной, познавательной и мотивационно-волевой сфер (при приоритетном значении первой) психики военнослужащего в целях достижения им состояния социально-культурной адекватности. Предполагается функционирование психологических механизмов убеждения, подражания, внушения и заражения в процессах приобщения к ценностям воинской службы, мотивации адекватного поведения и деятельности военнослужащих средствами культуры и искусства и их социально-культурной идентификации.

Убеждение как механизм психологического воздействия направлен на форми­рование определенных смыслов, понятий или мотивов. Среди средств культурного воздействия на военнослужащих наибольшую убеждающую силу имеют слова песен, стихотво­рения, призывы, скетчи, монологи и другие вербальные формы художественного творчества. Они должны нести основную смысловую нагрузку социально-культурной деятельности.

Внушение основано на неосознанном подчинении психики участников социально-культурной деятельности с помощью сильных, повторяющихся компонентов: ритма, темпа, речитатива, слогана и т.п.; оно направлено не на понятийную, а сразу на мотивационную сферу психики людей. Заражение обосновано спецификой психики подвергаться воздействию через эмоциональное состояние находящихся в массе людей. Этот механизм хорош для более глубокого эмоционального воздействия, особенно в целях мобилизации духовных сил и релаксации психики. Механизм подражания основан на эмпатическом восприятии понравившихся культурно-художественных образов.

Особенностями творческого воинского коллектива как социальной группы являются: творческое саморазвитие коллектива; повышенная требовательность к профессиональным качествам своих членов; повышенная способность к самооргани­зации; наличие атмосферы творческой зависти; высокая выраженность постоянства коллективных ценностей, норм и установок, высокая значимость эмоциональных фак­торов во внутригрупповых социально-психологических процессах.

Психологические особенности личности участников социально-культурной деятельности. Направленность личности – это то, чего человек хочет от участия в социально-культурной деятельности. Направлен­ность личности проявляется в желаниях и стремлениях. Организаторы деятельности, в зависимости от осознания ими важности проводимой работы, как правило, стре­мятся к творческому самовыражению, индивидуальному и общественному самоут­верждению. Активные участники социально-культурной деятельности, кроме этого, стремятся к активному творческому общению. Большинство зрителей желают удовлетворить свои культурные потребности, приобщиться к культурному наследию. Анализ показал, что мотивы отдыха, культурного саморазвития и общения побуждают к участию в социально-культурной деятельности всех без исключения военнослужащих вне зависимости от их отношения к службе.

Способности личности – это качества, помогающие человеку эффективно участвовать в социально-культурной деятельности. У разных групп участни­ков они развиты по-разному. Для организатора свойственны такие специфические способно­сти, как творческое и организаторское чутьё, эмоционально-волевая устойчивость, склонность к организаторской и творческой деятельности. Для исполнителя, актера свойственны специальные (актерские, голосовые, музыкальные и т.п.) способности. Специальных способностей для восприятия культурно-художест­венных произведений у пассивных участников социально-культурной деятель­ности не требуется. Чаще всего они воспринимают происходящее в зависимости от предыдущего социально-культурного опыта.

Темперамент, характер, эмоции и чувства показывают особенности человека как личности. Эмоцио­нально-чувственная сфера психики более всего зависит от социально-культурного воздействия. Через эмоциональное переживание происходит влияние социально-культурной деятельности на основные свойства личности военнослужащих.

Оптимальные психологические параметры культурно-художественных образов:

привлекательность: содержание и сила воздействия; гармония и красота; соответствие моде, стереотипам; красота внешних признаков;

убедительность: единство содержания и формы; логичность действий; идентичность образу; соответствие установкам;

значимость: соответствие ценностям; сочувствие и сопереживание; побуждение к действию.

Социально-психологические условия эффективности деятельности творческого воинского коллектива – это совокупность факторов, оказывающих влияние на потребности, мотивы, цели, действия и операции совместной творческой деятельности и приводящих к из­менению ее эффективности.

Условия, связанные со структурно-функциональной организацией деятельности: функциональное место группы в организации, взаимосвязь с другими группами, тип и сложность групповой задачи, сенсомоторная согласованность действий.

Условия структурно-формального характера: композиция, каналы коммуникации, стиль лидерства и руководства, иерархия статусов, структура взаимодействия, разделение ролей, возрастной состав, взаимосвязанность и функциональная структура группы.

Условия сущностного характера: межличностные отношения, мотивация, оказание взаимопомощи, дисциплинированность, сплоченность (ценностно-ориентационное единство), нормы поведения и общения, психологический настрой, референтность, коллективистское самоопределение, мотивационное ядро межличностных выборов, действенная групповая эмоциональная идентификация, коллективная идентификация, надситуативная активность и уровень социально-психологического развития группы.

Условия косвенного характера: творчество, идеология, окружающая обстановка, наличие коммерческих целей, время совместной деятельности и престиж.

Мотивация военнослужащих как психологический процесс социально-культурной деятельности направлена на выработку у них поведения, адекватного требованиям воинской службы. Социально-культурное воздействие осуществляется в целях формирования необходимых в воинской деятельности мотивов военнослужащих и изменения отрицательных (нежелательных) мотивов их поведения и деятельности на положительные мотивы. Выделяется три уровня мотивации: а) стимулирование адекватных действий и поведения; б) мотивация на уровне смыслов; в) мотивация путем приобщения к ценностям воинской деятельности.

Стимулирование военнослужащих производится путем прямого побуждения с помощью элементов-стимулов социально-культурного воздействия, через формирование представления (знания) об объекте влечения и через осознание ситуативной потребности в объекте влечения. Мотивация на уровне смыслов осуществляется путем развития ин­тересов и перераста­ния их в склонности к военной службе и на основе исполь­зования побуди­тельного потен­циала индивидуальных намерений, а также путем приобщения к ценностям воинской деятельности на основе восприятия и принятия личностью военнослужащего социальных ценностей воинской службы в качестве своих индивидуальных культурных ценностей.

Процесс приобщения к ценностям воинской деятельности состоит из четырех этапов: ознакомления, соотнесения, принятия и закрепления. На этапе ознакомления осуществляется развитие культуры вос­приятия образов и культурно-цен­ностное ориентирование военнослужащих, создание в коллективах атмосферы перцептивно-эмоциональ­ной близости, оптимизация элементов культурно-ху­дожествен­ного взаимодействия людей. Цель этого этапа заключается в формировании вокруг военнослужащего активной, адекватной ценностям воинской деятельности, социально-культурной среды и ознакомление с ее культурными ценностями.

На этапе соотнесения осуществляется показ особенностей ценностной направленности художественных образов, эмоциональное привлечение к ним и убеждение с помощью содержания и эстетической формы образа. Цель этапа – формирование с помощью художественных образов когнитивной карты (совокупности понятий) личности, адекватной социальным ценностям воинской службы.

На этапе принятия производится когнитивный и эмоциональный «захват» психики военнослужащего в целях формирования устойчивых культурных предпочтений, соответствующих ценностям воинской службы. Повторное соотнесение и подтверждение уже принятых ценностей происходит на этапе закрепления. При этом ценности соотносятся с явлениями реальной воинской деятельности.

Под социально-культурной идентификацией личности военнослужащего понимается социализационный процесс приобретения и усвоения участником социально-культурной деятельности норм, ценностей, ролей и качеств, адекватных требованиям воинской службы; его уподобления и отождествления с другими людьми или с художественными образами, а также приписывание им своих черт и свойств в целях создания вокруг себя комфортной культурно-психологической среды.

Эффективность социально-культурной деятельности может быть оценена по следующим критериям: продуктивно-профес­сиональному (показатели – количество проведенных мероприятий, уровень специальных знаний и профессиональное (творческое) мастерство исполнителей); нормативно-функциональ­ному (показатели – уровень отражения нормативных задач деятельности в реперту­арном (рабочем) плане коллектива, жанровое и тематическое разнообразие репертуара); критерию удовлетворенности (показатели - удовлетворен­ность членов коллектива совместной творческой деятельностью, удовлетворенность участников и удовлетворенность руководства).

Вопросы для самопроверки:

Назовите структурные компоненты психологической модели социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Назовите ха­рактерные черты социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Дайте характеристику психологическим особенностям социально-культурной деятельности в ВС РФ.

Что такое социально-психологические условия эффективности деятельности творческого воинского коллектива?

Каково содержание основных психологических процессов социально-культурной деятельности в ВС РФ?

Назовите критерии оценки эффективности социально-культурной деятельности в ВС РФ.