Избирательное право и избирательный процесс в рф. Избирательное право Избирательное право и избирательный процесс кратко

Понятие избирательного права.

Термин «.избирательное право» имеет два значения:

- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Основные принципы избирательного права.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

Цензы избирательного права и ограничения избирательного права. Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

Рассмотрим следующие виды цензов.

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. 18

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей . Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа для учащихся 10-11 классов дополнительного (профильного) изучения предмета – право знакомит выпускников с современным юридическим образованием, направлена на развитие личности, формирование правосознания и правовой культуры, воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам. В профильном 10-м классе на изучение темы: Избирательное право» отведено 5 учебных часа, 2 часа на тему: «Избирательное право. Избирательный процесс».

Компьютер на уроке – это:

  • источник учебной информации,
  • средство, помогающие усвоить содержание урока,
  • наглядное пособие нового уровня,
  • источник интереса к предмету,
  • экономия времени на меловые записи и рисунки на доске.

Цель занятий – сформировать знания о выборах, избирательных стадиях избирательного процесса системах.

Задачи:

  • Образовательные :
    • знать:
      • сущность избирательного права,
      • принципы проведения выборов в РФ,
      • избирательная система,
      • значение и разновидности выборов в России,
      • основные стадии избирательного процесса,
      • права и обязанности избирателя.
    • понимать:
      • различие между активным и пассивным избирательным правом,
      • роль электората в выборах.
    • объяснять:
      • понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,
      • содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,
      • распространение знаний в области избирательных прав граждан.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,
    • воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,
    • формировать у учащихся активной жизненной позиции.
  • Развивающие : продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.

Ваше отношение к высказыванию: «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании».Джон Натан .

Учебник: Боголюбов, Матвеев, Лукашева: Право: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Издательство: Просвещение, 2010 г.

ХОД УРОКА

Здравствуйте…

Спросите у туч поднебесных,
У желтых созревших полей.

Родимой Отчизны моей…
Спросите об этом у дома,
Где мать ждет своих сыновей.
Что может быть лучше России?
Судьбы и надежды моей.

(Что может быть лучше России? Слова В.Харитонова Музыка С.Туликова).

Россия – это наша судьба и надежда… Многое в жизни зависит от людей, стоящих у власти.

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто окажется у власти? Как к своей судьбе остаться равнодушным?

Проблемное задание (на доске).
Является ли голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной?
Ваше отношение к высказыванию:
«Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании». Джон Натан американский политик, представляющий Республиканскую партию. До 1995 года состоял в Демократической партии. Действующий губернатор штата Джорджия.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетради.

Цели занятий – слайд 2.
Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
Нам предстоит на 2 уроках совместная работа по теме – слайд 3.

Выявление первоначальных знаний учащихся.

Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос:
«С какой целью ваши родители, родственники ходят на выборы?»
Ответы учащихся…

Какие слова у вас ассоциируются с понятием выборы?

Составление кластера.

Подберите ассоциации к слову выборы? Составление кластера – слайд 4.

Слайд 5. Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Определение понятия, ученики записывают в тетради.

Слайд 6. Виды выборов. Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки – очередные выборы; внеочередные (досрочные), например, в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (несостоявщиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы. Выборы бывают полными и частичными.
Поработайте дома над заданием C8. Развернутый план ответа. Политическая миссия выборов.
Для составления плана: записи в тетради, страница 267 учебника.

Промежуточная рефлексия. Дайте понятие очередным … внеочередным…выборам.

Слайд 7. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах - проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.

Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.

Опираясь на текст учебника, страница 267, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина, общества, государства.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Легитимность власти.
Каждое значение выборов в жизни общества … обсуждаем, записываем в тетрадь.
О роли выборов говорит и Слайд 8. Подберите к нему заголовок. Вот опять под выборы… Ответы учащихся.

Слайд 9. Источники избирательного права. Детально регламентируют организацию и порядок проведения выборов федеральных органов власти федеральные конституционные законы.

Слайд 10. Понятие избирательного права. Рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном). Работа с учебником стр.268-269. Определите сущность избирательного права в двух смыслах.

Беседа

Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Слайд 11. Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Работа по группам

Поработайте с текстом учебника стр 269-270. В чем суть каждого принципа?

Слайд 12. Что значит – участие в выборах свободное и добровольное? Стр. 271.

Слайд 13. Даю понятие избирательной системы – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования …Кто выбирается и в какие представительные учреждения, какие выборные должностные лица выбираются народом? Беседа.

Слайд 14. Виды избирательных систем.

Работа по группам.

1-я группа. Суть мажоритарной системы. Стр.273. Дополнительно к тексту параграфа (Приложение 3 )
2-я группа. Достоинства и недостатки мажоритарной системы. Стр.273.
3-я группа. Суть пропорциональной системы. Стр. 273-274.
4-я группа Достоинства и недостатки пропорциональной системы. Стр. 273-274.

Презентации работы групп.

Слайд 15. Рассказ о квоте Хаейра. Решение задачи по группам.

Дополнительная информация об избирательных системах дана в Приложении 1 .

Мажоритарная избирательная система – это система, при которой в основу определения результатов голосования кладется принцип большинства. Мажоритарная система делится на систему абсолютного большинства и систему относительного большинства.
Мажоритарная избирательная система имеет следующие достоинства: а) сравнительная легкость формирования правительства; б) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.
Мажоритарная избирательная система имеет и свои недостатки: а) голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; б) она выгодна лишь крупным партиям; в) эта система нерезультативна: не устанавливает соответствие между подлинным удельным весом партии и их влиянием в парламенте; г) вызывает абсентеизм.
Пропорциональная система используется в Индии.
Пропорциональная система имеет свои достоинства.
Первое положительное качество этой системы – это то, что представительство партии соответствует ее популярности. Второе – это невозможность узурпации власти одной партией. Третье – существование внутрипартийных фракций. Четвертое – запрет на участие в выборах антидемократических партий.
Недостатки, которые имеет пропорциональная система: относительно меньшая стабильность правительства, наличие заградительных барьеров, зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата.
Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий.
При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они.
Смешанная система – это система, в которой соединяются признаки мажоритарной и пропорциональной систем. Эта система имеет следующие достоинства: а) сочетание двух систем; б) отсутствие монополии партии на выдвижение кандидата; в) приспособленность к условиям конкретной страны.
Смешанная система имеет недостатки: а) нестабильность в парламенте; б) возможность получения в лице парламента оппонента власти.

Как вы считаете, с чего начинается любой избирательный процесс? Ответы учащихся…

Слайд 16. Избирательный процесс делится на следующие стадии. Записи в тетради. Каждая из стадий избирательного процесса имеет четкие правовые основы, образующие динамику избирательных действий всех участников избирательной компании.

Что же такое избирательная компания? Стр. 276. Ответы учащихся. Возвращаемся к определению после изучения данного блока.
Избирательная компания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период…

Рассмотрим подробнее стадии избирательного процесса. Слайд 17. Что является началом официальной избирательной кампании? Стр. 277. Кто назначает выборы Президента? Кто назначает выборы Депутатов Государственной Думы? Выборы назначаются на первое или второе воскресенье месяца после истечения срока полномочий выборного органа прежнего созыва.

Слайд 18. Стадия образования избирательных округов и избирательных участков.

Задания.

1-й ряд.Определите понятия одномандатный и многомандатный избирательный округ. Приложение 3 Слайд 19.
2-й ряд. Объясните, чем отличается избирательный округ от избирательного участка. Приложение 3
3-й ряд. Опишите избирательный участок. Приложение 3 Слайд 20.
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии. Слайд 21. Краткие справки об избирательных комиссиях.

Слайд 22. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ…

Слайд 23. Все граждане – избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Что делать гражданину при обнаружении неточностей, ошибок? Стр. 279.

Слайд 24. Выдвижение и регистрация кандидатов. Перечислите, кто имеет право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы и на выборные должности. Стр. 279-280.

Каков порядок выдвижения партией кандидатов (списков кандидатов)? Что такое избирательный залог?

Слайд 25. Предвыборная агитация. Опираясь на текст учебника, составьте план действий кандидатов при проведении агитации по группам (две парты). Стр.280-281.Не забудьте о правилах проведения предвыборной агитации. Презентации групп.

Слайд 26. Порядок проведения голосования.
Вызывается к доске желающий ученик и ему поручается роль избирателя. Ученики и учитель с помощью учебника стр281 и Слайда подсказывают избирателю действия.
Объясняю, что такое избирательный бюллетень. Слайд 27.

Слайд 28. Избиратель – это …

Кластер. В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

– наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее – ниже);
– возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
– дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Слайды 29 – 33. Права и обязанности избирателя. Работа в «четверках» – 2 парты. Приложение 3

Новое в избирательном праве.

Голосование будет проходить по пропорциональной системе – только по партийным спискам. Смысл – количество мест в Думе распределяется в соответствии с количеством полученных при голосовании голосов. Партии могут выдвигать беспартийных кандидатов. От одной партии могут выдвигать до 500-600 человек. Не все партии имеют право выдвигать кандидатов. Нет строки «Против всех» Нет барьера явки избирателей (раньше – 20 процентов от всех избирателей).

Слайд 35. Значение выборов.

Домашнее задание: § 29, 30, записи и задания в тетради.

Рефлексия.

Вопросы по понятиям изученной темы.
Обсуждение проблемного вопроса.
Позиции учеников по вопросу: «Пойду ли я на выборы. Почему»
Выслушиваются мнения учащихся о высказывании Джона Натана.

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ 1993 г.

Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011)
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  3. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  4. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» » (ред. от 11.07.2011)

Литература.

1. Воробьев Н.И, Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2005. – 104 с.
2. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. М.: Юстицинформ, 2008. – 312 с.
3. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С. – 343
4. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008.– № 7-8

Информационные источники.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа для учащихся 10-11 классов дополнительного (профильного) изучения предмета – право знакомит выпускников с современным юридическим образованием, направлена на развитие личности, формирование правосознания и правовой культуры, воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам. В профильном 10-м классе на изучение темы: Избирательное право» отведено 5 учебных часа, 2 часа на тему: «Избирательное право. Избирательный процесс».

Компьютер на уроке – это:

  • источник учебной информации,
  • средство, помогающие усвоить содержание урока,
  • наглядное пособие нового уровня,
  • источник интереса к предмету,
  • экономия времени на меловые записи и рисунки на доске.

Цель занятий – сформировать знания о выборах, избирательных стадиях избирательного процесса системах.

Задачи:

  • Образовательные :
    • знать:
      • сущность избирательного права,
      • принципы проведения выборов в РФ,
      • избирательная система,
      • значение и разновидности выборов в России,
      • основные стадии избирательного процесса,
      • права и обязанности избирателя.
    • понимать:
      • различие между активным и пассивным избирательным правом,
      • роль электората в выборах.
    • объяснять:
      • понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,
      • содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,
      • распространение знаний в области избирательных прав граждан.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,
    • воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,
    • формировать у учащихся активной жизненной позиции.
  • Развивающие : продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.

Ваше отношение к высказыванию: «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании».Джон Натан .

Учебник: Боголюбов, Матвеев, Лукашева: Право: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Издательство: Просвещение, 2010 г.

ХОД УРОКА

Здравствуйте…

Спросите у туч поднебесных,
У желтых созревших полей.

Родимой Отчизны моей…
Спросите об этом у дома,
Где мать ждет своих сыновей.
Что может быть лучше России?
Судьбы и надежды моей.

(Что может быть лучше России? Слова В.Харитонова Музыка С.Туликова).

Россия – это наша судьба и надежда… Многое в жизни зависит от людей, стоящих у власти.

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто окажется у власти? Как к своей судьбе остаться равнодушным?

Проблемное задание (на доске).
Является ли голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной?
Ваше отношение к высказыванию:
«Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании». Джон Натан американский политик, представляющий Республиканскую партию. До 1995 года состоял в Демократической партии. Действующий губернатор штата Джорджия.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетради.

Цели занятий – слайд 2.
Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
Нам предстоит на 2 уроках совместная работа по теме – слайд 3.

Выявление первоначальных знаний учащихся.

Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос:
«С какой целью ваши родители, родственники ходят на выборы?»
Ответы учащихся…

Какие слова у вас ассоциируются с понятием выборы?

Составление кластера.

Подберите ассоциации к слову выборы? Составление кластера – слайд 4.

Слайд 5. Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Определение понятия, ученики записывают в тетради.

Слайд 6. Виды выборов. Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки – очередные выборы; внеочередные (досрочные), например, в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (несостоявщиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы. Выборы бывают полными и частичными.
Поработайте дома над заданием C8. Развернутый план ответа. Политическая миссия выборов.
Для составления плана: записи в тетради, страница 267 учебника.

Промежуточная рефлексия. Дайте понятие очередным … внеочередным…выборам.

Слайд 7. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах - проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.

Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.

Опираясь на текст учебника, страница 267, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина, общества, государства.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Легитимность власти.
Каждое значение выборов в жизни общества … обсуждаем, записываем в тетрадь.
О роли выборов говорит и Слайд 8. Подберите к нему заголовок. Вот опять под выборы… Ответы учащихся.

Слайд 9. Источники избирательного права. Детально регламентируют организацию и порядок проведения выборов федеральных органов власти федеральные конституционные законы.

Слайд 10. Понятие избирательного права. Рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном). Работа с учебником стр.268-269. Определите сущность избирательного права в двух смыслах.

Беседа

Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Слайд 11. Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Работа по группам

Поработайте с текстом учебника стр 269-270. В чем суть каждого принципа?

Слайд 12. Что значит – участие в выборах свободное и добровольное? Стр. 271.

Слайд 13. Даю понятие избирательной системы – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования …Кто выбирается и в какие представительные учреждения, какие выборные должностные лица выбираются народом? Беседа.

Слайд 14. Виды избирательных систем.

Работа по группам.

1-я группа. Суть мажоритарной системы. Стр.273. Дополнительно к тексту параграфа (Приложение 3 )
2-я группа. Достоинства и недостатки мажоритарной системы. Стр.273.
3-я группа. Суть пропорциональной системы. Стр. 273-274.
4-я группа Достоинства и недостатки пропорциональной системы. Стр. 273-274.

Презентации работы групп.

Слайд 15. Рассказ о квоте Хаейра. Решение задачи по группам.

Дополнительная информация об избирательных системах дана в Приложении 1 .

Мажоритарная избирательная система – это система, при которой в основу определения результатов голосования кладется принцип большинства. Мажоритарная система делится на систему абсолютного большинства и систему относительного большинства.
Мажоритарная избирательная система имеет следующие достоинства: а) сравнительная легкость формирования правительства; б) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.
Мажоритарная избирательная система имеет и свои недостатки: а) голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; б) она выгодна лишь крупным партиям; в) эта система нерезультативна: не устанавливает соответствие между подлинным удельным весом партии и их влиянием в парламенте; г) вызывает абсентеизм.
Пропорциональная система используется в Индии.
Пропорциональная система имеет свои достоинства.
Первое положительное качество этой системы – это то, что представительство партии соответствует ее популярности. Второе – это невозможность узурпации власти одной партией. Третье – существование внутрипартийных фракций. Четвертое – запрет на участие в выборах антидемократических партий.
Недостатки, которые имеет пропорциональная система: относительно меньшая стабильность правительства, наличие заградительных барьеров, зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата.
Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий.
При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они.
Смешанная система – это система, в которой соединяются признаки мажоритарной и пропорциональной систем. Эта система имеет следующие достоинства: а) сочетание двух систем; б) отсутствие монополии партии на выдвижение кандидата; в) приспособленность к условиям конкретной страны.
Смешанная система имеет недостатки: а) нестабильность в парламенте; б) возможность получения в лице парламента оппонента власти.

Как вы считаете, с чего начинается любой избирательный процесс? Ответы учащихся…

Слайд 16. Избирательный процесс делится на следующие стадии. Записи в тетради. Каждая из стадий избирательного процесса имеет четкие правовые основы, образующие динамику избирательных действий всех участников избирательной компании.

Что же такое избирательная компания? Стр. 276. Ответы учащихся. Возвращаемся к определению после изучения данного блока.
Избирательная компания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период…

Рассмотрим подробнее стадии избирательного процесса. Слайд 17. Что является началом официальной избирательной кампании? Стр. 277. Кто назначает выборы Президента? Кто назначает выборы Депутатов Государственной Думы? Выборы назначаются на первое или второе воскресенье месяца после истечения срока полномочий выборного органа прежнего созыва.

Слайд 18. Стадия образования избирательных округов и избирательных участков.

Задания.

1-й ряд.Определите понятия одномандатный и многомандатный избирательный округ. Приложение 3 Слайд 19.
2-й ряд. Объясните, чем отличается избирательный округ от избирательного участка. Приложение 3
3-й ряд. Опишите избирательный участок. Приложение 3 Слайд 20.
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии. Слайд 21. Краткие справки об избирательных комиссиях.

Слайд 22. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ…

Слайд 23. Все граждане – избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Что делать гражданину при обнаружении неточностей, ошибок? Стр. 279.

Слайд 24. Выдвижение и регистрация кандидатов. Перечислите, кто имеет право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы и на выборные должности. Стр. 279-280.

Каков порядок выдвижения партией кандидатов (списков кандидатов)? Что такое избирательный залог?

Слайд 25. Предвыборная агитация. Опираясь на текст учебника, составьте план действий кандидатов при проведении агитации по группам (две парты). Стр.280-281.Не забудьте о правилах проведения предвыборной агитации. Презентации групп.

Слайд 26. Порядок проведения голосования.
Вызывается к доске желающий ученик и ему поручается роль избирателя. Ученики и учитель с помощью учебника стр281 и Слайда подсказывают избирателю действия.
Объясняю, что такое избирательный бюллетень. Слайд 27.

Слайд 28. Избиратель – это …

Кластер. В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

– наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее – ниже);
– возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
– дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Слайды 29 – 33. Права и обязанности избирателя. Работа в «четверках» – 2 парты. Приложение 3

Новое в избирательном праве.

Голосование будет проходить по пропорциональной системе – только по партийным спискам. Смысл – количество мест в Думе распределяется в соответствии с количеством полученных при голосовании голосов. Партии могут выдвигать беспартийных кандидатов. От одной партии могут выдвигать до 500-600 человек. Не все партии имеют право выдвигать кандидатов. Нет строки «Против всех» Нет барьера явки избирателей (раньше – 20 процентов от всех избирателей).

Слайд 35. Значение выборов.

Домашнее задание: § 29, 30, записи и задания в тетради.

Рефлексия.

Вопросы по понятиям изученной темы.
Обсуждение проблемного вопроса.
Позиции учеников по вопросу: «Пойду ли я на выборы. Почему»
Выслушиваются мнения учащихся о высказывании Джона Натана.

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ 1993 г.

Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011)
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  3. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  4. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» » (ред. от 11.07.2011)

Литература.

1. Воробьев Н.И, Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2005. – 104 с.
2. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. М.: Юстицинформ, 2008. – 312 с.
3. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С. – 343
4. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008.– № 7-8

Информационные источники.

Третий опыт

Затем для проверки и сравнения, полученных данных, я провела вычисления:

Найдем дальность полета из уравнения y(x):

Максимальную высоту подъема найдем по формуле :

Затем, проанализировав данные из опыта, и данные полученные при расчетах, можно сделать вывод о том, что все значения приблизительно совладают (разницу составляет погрешность в вычислениях), значит третий опыт проделан верно.

1. Избирательное право: понятие, содержание. 2

2. Понятие выборов. Их виды, ф-ции и место в механизме реализации народного представительства. 2

3. Избирательное право и избирательная система (соотношение понятий). 2

5. Принцип свободных выборов и гарантии его осуществления. 2

6. Принцип всеобщих выборов и гарантии его осуществления. 3

7. Принцип прямых выборов и гарантии его осуществления. 3

8. Принцип равных выборов и гарантии его осуществления. 3

10. История развития институтов избирательного права России. Преемственность в избирательном праве. 3

11. Понятие и основные виды избирательных систем. 4

12. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности. Положительные и отрицательные черты. 4

13. Пропорциональная избирательная система и ее разновидности. Положительные и отрицательные черты. 5

14. Смешанные избирательные системы. 5

15. Особенности российской избирательной системы. 5

16. Соответствие российской избирательной системы международно-правовым стандартам. 5

17. Понятие и виды источников избирательного права. 6

18. Федеральное избирательное зак-во (общая характеристика). 6

19. Избирательное зак-во субъектов РФ (общая характеристика). 6

20. Особенности правового регулирования муниципальных выборов. 7

21.Международные избирательные стандарты. 7

22. Перспективы развития избирательного зак-ва в России. 7

23. Акты ЦИК РФ и их роль в организации избирательного процесса. 8

24. Понятие «избиратель»: юридическая характеристика. 8

25. Избирательные цензы: понятие, виды, целесообразность введения. 8

26. Абсентеизм: понятие, проблемы уменьшения абсентеизма. Повышение правовой культуры избирателей. 8

27. Понятие избирательного объединения. Порядок формирования и регистрации. Роль политических партий в избирательном процессе. 9

28. Формы и гарантии участия избирательного объединения в выборах. 9

29. Избирательные комиссии: система и порядок формирования. 9

30. Правовой статус избирательных комиссий. Их ф-ции и место в системе органов публичной власти. 9



31. Срок полномочий избирательных комиссий. Расформирование избирательной комиссии. 10

32. Правовой статус ЦИК РФ: структура, полномочия, акты. 10

33. Полномочия и особенности правового статуса избирательных комиссий субъектов РФ. 11

34. Полномочия и особенности правового положения избирательных комиссий муниципальных образований. 11

35. Полномочия и особенности правового положения окружных избирательных комиссий. 11

36. Полномочия и особенности правового положения территориальных избирательных комиссий. 11

37. Полномочия и особенности правового положения участковых избирательных комиссий. 12

38. Статус членов избирательных комиссий. 12

39. Статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 12

54. Обеспечение равного статуса зарегистр-ных кандидатов. Полномочия зарегистр-ных кандидатов. 12

55. Гарантии деят-ти зарегистр-ных кандидатов. 13

56. Доверенные лица кандидата. 13

57. Запрет на использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения. 14

58. Прекращение (утрата) статуса кандидата. 14

59. Институт наблюдателей как одна из форм контроля за выборами. Формы участия наблюдателей в избирательном процессе. Виды наблюдателей. 14

60. Права, обязанности и ответственность наблюдателей. Правовой статус иностранных наблюдателей. 15

1. Избирательное право: понятие, содержание.

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах . Во-первых , избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых , избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - это право гражданина избирать и быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я .

Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ в соответствии с Конституцией РФ является ее многонациональный народ . Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос-ной власти и местного самоупр-я. Высшим непосредственным выражением власти народа явл-ся референдум и свободные выборы .

Конституция РФ (статья 32) закрепляет за гражданами РФ право избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я (исключение из этого права установлено только для граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы) .

Предметом ИП явл-ся общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъективного избирательного права: - активное избирательное право (право избирать) и - пассивное избирательное право (право быть избранным) .

Источники ИП:

· Конституция РФ . В ней находит закрепление республиканская форма правления (ст. 1), основополагающие принципы избирательного права, признание свободных выборов как непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и местного самоупр-я (ст. 32); регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента РФ (ст. 81) и депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ (ст.ст.95-97); оговаривается необходимость муниципальных выборов в системе местного самоупр-я в России (ст. 130). Эти положения Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права, явл-ся базисными элементами зак-ва о выборах.

· Общепризнанные принципы и нормы международного права и международных дог-ров РФ (напрямую вытекает из текста Конституции РФ, кот-я предусматривает, что эти акты явл-ся составной частью правовой системы РФ (ст. 15). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). К ним относится: Всеобщая декларацию прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года; Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. с протоколами к ней; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года; Европейскую хартию местного самоупр-я от 15.11.1985 г.; Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26.03.1994 г. и др.

· ФЗ : ФКЗ от 28.06.2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме РФ"; ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; ФЗ от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ"; ФЗ от 10.01.2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ";

· Указы Президента РФ «О Консульском учреждении РФ»,

· Постановление Правительства РФ "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов ГД ФС РФ и Президента РФ", "О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме",

· Нормативная база субъектов РФ занимает значительное место в системе источников избирательного права и представлена широким спектром законодательных, часто кодифицированных (избирательные кодексы), актов, принятых представительными органами соотв. уровня,

· На муниципальном уровне принимаются акты (положения) о выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я и выборных должностных лиц (главы городов и др. муниципальных образований), о местном референдуме.

· Письма и разъяснения ЦИК РФ ,