Методика вильгельма райха для избавления от мышечных зажимов. Погружение в тело, снятие зажимов

  • Расширить возможности ребенка.
  • Сформировать интерес к театральному творчеству, создать коллектив единомышленников и атмосферу доброжелательности, взаимного доверия.
  • Научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела.

Творческий потенциал личности проявляется прежде всего в таких особенностях психической организации человека, как внутренняя подвижность, сензитивность (чуткость и тонкость в восприятии мира), высокий уровень энергетики. Перечисленные качества существенны в любом виде деятельности человека, важны они и в обучении ребенка в школе. От психической активности зависит и открытость миру, и готовность воспринимать новое, и творческая мотивация, и, в конечном счете, способность к обучению.

Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфликтов, они встречают большее непонимание со стороны родителей, чаще конфликтуют в семье и с учителями. Многие из них вспоминают школу с содроганием, и в их жизни нет человека, которого они могут назвать учителем. Большинство из них растет без отца и не могут его уважать. Многие голодны, не высыпаются из-за скандалов в семье. Возникает необходимость в индивидуальной работе с каждым ребенком. Беседы и специальные занятия, упражнения (по сути - своеобразная психотерапия) направлены на то, чтобы ребёнок мог лучше справиться с личными проблемами. Как правило, это снимает психологическую напряженность и, вслед за ней, мышечные зажимы, разрешает некоторые внутренние конфликты и, тем самым, способствует успешности обучения и реализации данной личности. Известно, что в современных условиях развития ребенка более всего страдает как раз концентрация внимания: телевидение, которым увлекаются уже малые дети в ущерб играм и книгам, само приковывает взгляд, то есть требует активности лишь непроизвольного внимания, когда привлекает все яркое, броское, динамичное, “из ряда вон выходящее”. Но при этом совсем не развивается произвольное внимание. Его стимулирует рисование, чтение, игры, когда ребенок сосредотачивается на внутреннем образе воображения и должен перевести словесный образ в яркое, эмоциональное переживаемое видение. Если же он увлечен чтением или игрой, произвольное внимание переходит в постпроизвольное, самое ценное и в творческом процессе. При современных издержках цивилизации не развивается в должной мере и воображение. Современные дети всё меньше играют и читают, потому что все их свободное время отнимают компьютерные игры и просмотр телевизионных передач. Родители всё меньше читают своим маленьким детям книги, а всё более покупают мультфильмы для просмотра вместо книг. Если дети и читают в школьном возрасте, то, в основном, фантастику, детективы. А ведь книга в детстве – мощный источник нравственного развития, потому что через сопереживание образы воображаемых героев непосредственно воздействует на эмоциональную сферу, то есть на подсознание. То, что дети не доиграли в раннем детстве, не прошли этот необходимый этап развития, видно невооруженным глазом. Они увлеченно участвуют в групповых игровых упражнениях на уроке, сами просят “поиграть ещё!”. Способность играть – это проявление “комплекса детскости” творческой личность – наивности, открытости новым впечатлениям, импульсивности, непосредственности. Как писал поэт Максимилиан Волошин, “в игре творческий ночной океан подсознания тонкими струями вливается в область дневного сознания”. В связи со сказанным представляется, что в начальных занятиях на уроках театра, да и в последствии, игра необходима психотерапии, способствующая раскрепощению личности, и как средство развития постпроизвольного внимания и воображения.

Внимание тесно связано с зажимом. В жизни – смущение, в детстве зажим. Есть мускульный зажим, а есть психологический.

Есть разные виды зажимов:

  1. Зажим перед зрителями, в условиях, когда на тебя смотрят.
  2. Зажим человека, потерявшего объект внимания.
  3. Зажим человека, сделавшего объектом внимания самого себя.

Занятие специальными театральными играми и выполнение специальных упражнений предполагает решение следующих задач:

Развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
  • Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  • Развитие воображения (способность к пластической импровизации).
  • Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие, этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (“зажим”) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу.

    Проводя коллективные развивающие игры и упражнения, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

    Универсальная разминка.

    Все мышцы нужно в равной мере подготовить к работе. Предпочтительно разделить разминку на разогрев по уровням:

    1. Голова, шея:
    2. Плечи, грудная клетка:
    3. Пояс, тазобедренная часть:
    4. Ноги, руки.

    1. Голова, шея

    Упражнение 1

    Исходное положение: стоя, тело расслаблено.

    1 - голова опускается на грудь, максимально напрягаются мышцы шеи.

    2 - голова возвращается на исходное положение.

    3 - наклонить голову вправо.

    4 - исходное положение.

    6 - исходное положение

    7 - наклонить голову влево.

    8 - исходное положение.

    Упражнение 2

    Исходное положение: стоя, тело расслаблено. На счет “раз” голова опускается на грудь. Не возвращаясь в исходное положение, на счет “два”, “три”, “четыре” броском перевести голову вправо, назад, влево. Повторить 4 раза в одну и другую стороны.

    Упражнение 3

    Исходное положение: стоя, тело расслаблено. Голова плавно “сдвигается” в стороны, описывая круг, при этом выполняющий упражнения медленно приседает. При медленном вставании голова описывает круг в другую сторону.

    2. Плечи, грудная клетка:

    Упражнение 4

    Исходное положение: стоя, мышцы максимально расслаблены.

    1 поднять плечи вверх.

    2 вывести плечи вперед.

    3 опустить вниз.

    4 отвести назад.

    Повторить четыре раза.

    Упражнение 5

    Исходное положение: стоя, мышцы расслаблены.

    Движение по схеме: крест. Квадрат, круг. И сдвиг параллельно полу.

    КРЕСТ. Выполняется как горизонтальной, так и вертикальной плоскости.

    ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вперед - центр- вправо- центр- назад – центр- влево- центр.

    ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вверх – центр – вправо – центр – вниз – центр – влево – центр.

    КВАДРАТ: вперед – вправо – назад – влево.

    3. Пояс, тазобедренная часть:

    Упражнение 6

    Исходное положение ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.

    Наклоны вперед, в правую и левую сторону При наклоне вперед спина должна быть, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похожа на “горбик”. При наклоне в правую и левую стороны плечи развернуты параллельно полу, ноги остаются в исходном положении.

    Упражнение 7

    Разминка тазобедренной части (пелвиса)

    Основные виды движений;

    1. Вперед – назад;
    2. Из стороны в сторону;
    3. Подъем бедра вверх (движется внешняя передняя сторона тазобедренного сустава)

    Техника исполнения движений:

    1. При движении вперед пелвис чуть приподнимается и резко посылается вперед. При движении назад поясница остается на месте. Колени согнуты и направлены точно вперед (очень важно сохранять неподвижность коленей при движении).
    2. Движение из стороны в сторону может быть двух видов: просто смещение из стороны в сторону, не повышая и не понижая пелвиса, или движение по дуге (полукругу), Такое движение обычно используется во время свингового раскачивания пелвиса из стороны в сторону.
    3. Вариант на развитие координации движений.

    Во время выполнения движений подключить движения головы.

    Бедра идут вперед – голова опускается, бедра идут в сторону – голова наклоняется в правую или левую сторону, бедра – назад – голова откидывается назад.

    4. Ноги, руки.

    Упражнение 8

    Исходное положение: сесть на корточки, правую прямую ногу вытянуть в сторону. На счет “раз – два” плавно перенести вес тела на правую ногу; левую вытянуть. При переносе веса тела с ноги на ногу необходимо держаться как можно ближе к полу. На счет “три – четыре” руки согнуть в локтях, локти поставить на пол около ноги, на которую перенесен вес тела.

    Упражнение 9

    “ Пальма”

    Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

    Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.

    Коллективные упражнения

    Упражнение 10

    Превращения “Песок” “Камень”

    Цель: Снять напряжение со всего тела.

    Упражнение 11

    “Буратино и Пьеро”

    Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

    Упражнение 12

    “Марионетки 1”.

    Цель: Снятие зажимом с частей тела.

    Руки подняты вверх и по хлопку освобождаются мышцы кистей. Локтей, плеч, головы, поясницы. Ног, а потом в обратном порядке все “ниточками” поднимается наверх.

    Упражнение13

    “Ледяная фигура”

    Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

    Упражнение 14

    “ Марионетки”

    Цель: Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

    Упражнение 15

    “Зернышко”

    Цель: Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.


    Упражнение 16

    “ Мокрые котята”

    Цель: Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

    Упражнение 17

    “Веревочка”

    Цель: Снятие зажимом с частей тела.

    Руководитель по хлопку дергает за веревочку:

    • Кончик носа;
    • Правое плечо;
    • Левое плечо;
    • Живот (область пупка);
    • Правое колено;
    • Левое колено.

    Упражнение 18

    “Выстрелы”

    Руководитель обозначает место, куда производится выстрел (живот, плечо левое, плечо правое, нога левая, нога правая, спина). Участники походят по ковру, и в любой неожиданный для них момент раздается хлопок (выстрел). Необходимо точно “ поймать” “пулю” и отыграть ее.

    Упражнение 19

    “Мертвец”.

    Цель: Снятие зажимом с частей тела.

    Участники садятся на стулья и стараются последовательно освободить мышцы. Порядок: пальцы рук, кисти рук, плечи и предплечья, голова, тело, колени, стопы, пальцы ног. Затем в обратном порядке начинаем напрягать мышцы.

    Упражнение 20

    “Жизнь бабочки”.

    Цель: Снятие зажимом с частей тела. Пластика тела.

    Упражнение 21

    1. Стоя на месте:

    • Потянуться вверх (яблоко);
    • В сторону (что-то достать);
    • Вперед (дотянуться до чего-то);
    • Вниз (шнурки)

    2. Пройти в “окраске”:

    • Осторожности;
    • Любопытства;
    • Угрозы;
    • Тревоги.

    3. “Хожу”, чтобы:

    • согреться;
    • размяться;
    • высохнуть;
    • чтобы обратили внимание на новый костюм.

    Добрый час, дорогие друзья!

    Сегодня продолжим узнавать о мышечных зажимах.

    Начинала я об этом рассказывать в статьях и

    Напомню лишь, что мышечный панцирь состоит из 7 сегментов:

    1. Глазной
    2. Челюстной
    3. Горловой
    4. Грудной
    5. Диафрагмальный
    6. Брюшной
    7. Тазовый

    Снятие мышечных зажимов

    Основоположник телесно-ориентированной терапии Вильгельм Райх считал и обучал других, что мышечные блоки формируются не хаотично, не абы как, а имеют определенную закономерность и направленность.

    Он сформулировал, что мышечный панцирь образуется постепенно и обязательно снизу (от пяток) вверх (до макушки).

    Как мы знаем, все начинается в детском возрасте.

    Следовательно, в юные годы блоки начинают образовываться в нижних отделах тела. Со временем - с взрослением они распространяются все выше и выше, заковывая человека в корсет. Представьте, что тело как сосуд постепенно наливается свинцом. Уровень свинца с годами растет до тех пор, пока все не заполнит.

    Детские мышечные блоки тяжелее всего распускаются. Они глубинные, связанные с внутренними очень личными ранами и тонкими переживаниями, переплетенные со сказками, фантазиями и страхами, страхами на грани существования и смерти, включающими не всегда адекватные механизмы самосохранения. Эти механизмы в течение жизни начинают жить по своим правилам и поддерживают мышечные зажимы.

    Заключительные штрихи к «панцирю» человек получает во взрослой жизни. Тут мышечные блоки возникают на фоне социальных травм и неудовлетворенной собственной значимости. Взрослые блоки более поверхностные, не такие глубокие, как детские, меньше затрагивают интимные уголки психики и подсознания. Закономерно, что работать с ними легче и избавиться от них проще. Именно поэтому с них начинаем расковывать свой «мышечный панцирь».

    Итак, первый сегмент – глазной. Учимся снимать зажимы.

    Гимнастика для глазных мышц

    Подготовка. Проветрите помещение. Обеспечьте поступление свежего воздуха в комнату. Распустите пояса, расстегните тугие пуговицы, застежки, клепки. Если одежда тесная, утягивающая, лучше ее снять, одеть что-то более свободное и удобное. Сядьте так, чтобы вам было комфортно. Непременное условие: стопы должны полностью опираться на пол, ноги параллельны друг другу, без перекрестов!

    Важно. Комплекс «Гимнастика для глаз» состоит из нескольких частей. Каждую из них выполняйте до появления ощущения боли. Если «схалтурите», блок останется с вами, не разрушится.

    Особые случаи. Иногда выполнение упражнений может сопровождаться головокружениями, подташниваниями. Это означает, что глазной блок у вас очень сильный и требует особого подхода. Постепенного. Начните выполнять с первой части. Затем потихоньку добавляйте остальные. Сразу все выполнить с первого раза не выйдет, вы можете упасть в обморок. Поэтому делайте упражнения поэтапно: сначала освойте первое, потом добавьте к нему второе, третье и так далее. Главное, делать медленно, постепенно, плавно, прикладывая усилия. И естественно – делать систематически, регулярно.

    Упражнения можно выполнять в домашних условиях. необходимое для этого – один месяц.

    1 часть. Зажмурьте глаза, сильно – сильно как можете. Сделайте массаж век, кожи вокруг них, помассируйте виски. Теперь расслабьте этот мышечный сегмент. Еще раз зажмурьте глаза, еще сильнее, чем в первый раз (до ощущения боли) на 5-6 с. После этого также с самым сильным напряжением вытаращите глаза на 5-6 с.

    Выполните это упражнение 3-4 раза. (Один раз - для людей с сильным блоком).

    2 часть. Обратите внимание, что в этой части и в следующих в упражнениях задействованы только глазодвигательные мышцы, голова не двигается.
    Максимально отводите глазные яблоки попеременно то влево, то вправо до упора. Ваши действия должны быть плавными, медленными, сильными. Выполните упражнение 10 раз – это идеальный вариант.

    3 часть . Данная часть похожа на предыдущую. Только теперь вы двигаете глазами в вертикальной плоскости. Двигайте глазами «вверх – вниз», «вверх-вниз». Голова зафиксирована, двигаются только глаза. Движения медленные, сильные – до болевых ощущений.

    4 часть . Вращение глазами – делаем плавные движения глазами по самому большому возможному радиусу. Сначала 10 раз по часовой стрелке, потом 10 раз в противоположном направлении.

    5 часть. Смотрите 1 часть. Зажмурились. Вытаращили глаза. Делаем.

    6 часть. Расслабление. Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям. Релаксируйте 5 минут.

    Нормой для этого упражнения считается: головокружения и даже напряжение или неприятные ощущения в челюстях, горле.

    Последнее связано с тем, что все части мышечного панциря не изолированы друг от друга, они имеют взаимные связи. Если мы разрушаем один из сегментов, другие тоже подвергаются воздействию и вызывают необычные и дискомфортные ощущения.

    Начинайте работу над мышечными блоками и освобождайтесь от них. Желаю успехов!

    Мышечное напряжение возникает в результате постоянного контроля эмоций. Жизнь так устроена, что мы должны все время сдерживать свои мысли и чувства. Из-за этого контроля психическая энергия, не нашедшая выхода в словах или действиях, задерживается в разных отделах тела, создавая напряжение в мышцах. Освобождение тела начинается с внимания к нему.

    Такое же внимание нам нужно для отыскивания в себе зажимов в процессе ослабления мышц, о котором мы много говорили в свое время. А что такое мышечный зажим, как не застрявшая по пути двигательная энергия?

    У нервных людей мышечные напряжения неизбежны во все моменты жизни. У актера, поскольку он человек, они всегда будут создаваться при публичном выступлении. Поэтому Станиславский предлагал занятия любым тренингом начинать именно со снятия напряжения в мышцах. Это не так просто, потому что мышечное напряжение имеет одну особенность – оно не исчезает, а «гуляет» по разным группам мышц.

    Уменьшишь напряжение в спине – оно появится в плече, удалишь его оттуда – глядь, оно перекинулось на диафрагму. И так все время будут появляться там или здесь мышечные зажимы. Поэтому нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим недостатком, никогда не прекращать ее. Уничтожить зло нельзя, но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролера.

    Роль контролера трудная: он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Мало того – его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность и не только для спокойных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема.

    Конечно, при выработке механической привычки вначале приходится много думать о контролере и направлять его действие, а это отвлекает от творчества. Но впоследствии освобождение мышц или по крайней мере стремление к нему в минуты волнения становится нормальным явлением. Эта привычка должна вырабатываться ежедневно, систематически, не только во время класса и домашних упражнений, но и в самой реальной жизни, вне сцены, то есть в то время, когда человек ложится, встает, обедает, гуляет, работает, отдыхает, словом, во все моменты его существования. Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сделать его своей второй натурой. Только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент творчества. Если же мы будем работать над освобождением мышц лишь в отведенные для этого часы или минуты, то не добьемся желаемого результата, потому что такие, ограниченные временем, упражнения не выработают привычки, не доведут ее до пределов бессознательной, механической приученности.

    В качестве тренинга на снятие напряжения мы предлагаем вам следующий гимнастический комплекс. Его рекомендуется выполнять каждый день.

    Упражнение 1

    Исходное положение – стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте Упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.

    Упражнение 2

    Исходное положение – стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки – как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.

    Упражнение 3

    Исходное положение: сидя. Спина прямая. Поднимите ноги перед собой, так, чтобы они были параллельны полу. Держите до тех пор, пока хватает сил. Затем сбросьте напряжение, уронив ноги на пол. Это Упражнение позволяет снять мышечное напряжение в бедрах.

    Упражнение 4

    Исходное положение: сидя. Спина прямая, стопы ровно стоят на полу (ноги должны быть босыми). Представьте себе, что у вас под ногами – не пол, а мягкая и рыхлая земля. Ваша задача – зарыться в эту землю ступнями. «Зарывайтесь» как можно глубже. Работают только ноги, живот, спина, плечи, руки – все расслаблено. Как только устанете – прекратите упражнение, расслабьте ноги.

    Упражнение 5

    Исходное положение: сидя. Стопы ровно стоят на полу (это Упражнение надо выполнять босиком или же в чешках). Поднимите вверх пятки – только пятки, передняя часть стопы остается на полу. Почувствуйте, как напряглись икры. Держите это напряжение как можно дольше, затем сбросьте его, поставив пятки на пол. Теперь поднимите носки; пятки остаются на полу. Напряглась вся ступня и передняя мышца ног. Подержите напряжение некоторое время, затем сбросьте его.

    Упражнение 6

    Исходное положение: стоя. Стопы чуть вывернуты носками внутрь, расстояние между ними – 45–50 см. Согните колени, поставьте кулаки на поясницу и как можно сильнее прогнитесь назад. В этом состоянии постарайтесь максимально расслабиться. Посчитайте вдохи и выдохи (дыхание брюшное). Стойте так, пока не появится дрожь в ногах. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.

    Упражнение 7

    Исходное положение: стоя. Стопы повернуты внутрь, расстояние между ногами – 25–30 см. Наклонитесь вперед и коснитесь руками пола, но только коснитесь – опираться на руки нельзя. Встаньте на цыпочки. Удерживайте это положение до тех пор, пока ноги не начнут дрожать. Медленно поднимитесь, вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.

    Упражнение 8

    Исходное положение: лежа на спине. Согните ноги в коленях и чуть расставьте их. Обхватите руками лодыжки и подтяните себя к ним. Прогните спину. Вы должны касаться пола только макушкой головы, плечами и стопами. Сохраняйте это положение до тех пор, пока не почувствуете дрожь в тазобедренной области. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.

    Упражнение 9

    Из положения стоя наклонитесь назад, прогнувшись, и обопритесь руками на стоящий позади стол. Колени разведите. Удерживайте позу в течение 2–3 минут. Это упражнение снимает мышечные зажимы в паховой области.

    Упражнение 10

    Для этого упражнения вам понадобится спортивный мат. Можно использовать несколько одеял, положенных друг на друга. Встаньте перед матом, закройте глаза. Представьте себе, что у вас одномоментно исчезли все кости. Тело обмякло и свалилось на пол. После падения перевернитесь на спину и полежите так несколько минут.

    Психологическая техника: Глубокое погружение в тело.

    В данной статье излагаются только те наработки, которые были проверены единственно верным критерием, а именно: практической пользой, которую получали те, кто использовал эту психологическую технику. Она используется для следующих целей:

    Первое (и самое главное) предназначение - проработка внутренних зажимов с целью устранения психологических причин, которые влияют на возникновение телесных болезней.

    Второе предназначение: использование техники во время кризисных периодов в жизни, - для правильного (с точки зрения психологии) проживания тяжелых моментов в жизни и скорейшего возвращения к привычной жизни.
    *
    Третье: работа с затянувшимися состояниями (депрессия, апатия, синдром хронической усталости), для выхода из которых нужно взглянуть на свою жизнь с другого уровня понимания (более глубокого).
    *

    Четвертое: для работы с сильными неприятными переживаниями и нежелательными чувствами, которые "возвращаются снова и снова" и не поддаются сознательному контролю: страх, ревность, нежелательные сексуальные влечения (перверсии) и другие.
    *
    * В современной телесно-ориентированной психотерапии основное внимание уделяется глубинным телесным ощущениям и исследованию того, как потребности, нужды и чувства кодируются в состоянии тела, и ее конечной целью является разработка более реалистичных подходов к разрешению конфликтов, которые связаны с этими нуждами. Это дается путем осознания своих глубинных чувств и потребностей, своей человеческой природы, а значит и познания себя.
    *
    * Сегодня в телесно-ориентированной психотерапии общепризнано, что исцеление от телесных недугов может быть достигнуто путем проработки породивших их психологических причин. Исследуя телесные проявления, можно дойти до глубин души человека, разгадать тайны подсознания, добраться до скрытого смысла сил, движущих человеком. Взаимодействуя с подсознанием, мы имеем шанс использовать скрытые в его глубинах внутренние психологические ресурсы.
    *
    * Глубокое мышечное расслабление оказывает непосредственное физическое воздействие, начиная от простого мышечного расслабления и до активации всей иммунной системы организма. Она помогает достичь эмоционального и душевного равновесия, освобождает внутренние силы и улучшает общее самочувствие человека.
    *
    * Психотерапия учит человека чувствовать себя, понимать свои настоящие желания, распознавать и выражать полноту своих чувств, а не вытеснять их телесными страданиями.
    *
    * Построить канал взаимодействия с сигналами своего тела по силам каждому человеку, поэтому техника глубокое погружение в тело может служить универсальным и доступным инструментом психологической самопомощи и саморегуляции. Инструментом, помогающим эффективно решать сиюминутные жизненные задачи, а так же по-настоящему быть самим собой, без чего невозможно ощущение счастья и полноты жизни.

    *
    Три этапа освоения техники:

    *
    1. Самостоятельное использование техники - работа с повседневным уровнем, снятие неглубоких мышечных зажимов. Подходит для любого уровня подготовки практикующего. На этом уровне есть возможность решать многие проблемы, которые вообще можно решить психологическими методами.
    2. Для проработки глубоких слоев психики часто требуется проговаривать свой опыт и получать обратную связь от специалиста. Это работа с ранними детскими травмами. Если Вы не разбираетесь в психологии детских травм, то Вам, время от времени, нужно будет консультироваться с тем, кто разбирается в этом.
    3. Уровень самой глубокой проработки, уводящий в глубины мироздания. В область нахождения ответов на "вечные" вопросы, уровень компетенции религии, экзистенциальной философии, духовных практик. Для проработки проблем этого уровня нужна, кроме обратной связи от специалиста, ещё и прямая работа с телом: либо дыхательные техники, либо воздержание в пище (пост), либо психосоматический массаж.

    *
    Несколько важных принципов

    *
    Есть несколько "золотых правил", следование которым помогает на пути познания себя, исцеления от психологических и телесных болезней.
    *
    1. Неправильно было бы оценивать чувства как "хорошие" или "плохие". Один из постулатов в телесно-ориентированной психотерапии звучит так: любые чувства имеют право на существование. (Чего нельзя сказать о действиях и поступках человека, за которые он несет ответственность). Речь идет о признании в себе неправильной, темной и нехорошей стороны.
    *
    2. Все известные модели возникновения психосоматических заболеваний можно свести к тому, что психосоматическое расстройство - это проявление "нелюбви к себе" (и своему телу), которая является следствием "недолюбленности" в предыдущие этапы жизни человека, особенно в детстве. И если так же кратко охарактеризовать пути выхода из этого состояния, то это будет развитие способности любить (в широком смысле слова), потому что любовь к себе, любовь к другому, любовь к жизни, любовь к миру, - являются проявлениями одной и той же способности любить. А дальше уже начинается сложная, как сама жизнь, деятельность по пониманию конкретных проявлений вашей нелюбви, причинам ее возникновения, ее влиянию на вашу (и не только вашу) жизнь.

    *
    Занимающиеся техникой погружения в тело проходят через периоды своего детства или прошлого опыта, когда жизнь и научила их подавлять свою ненависть, тревожность, гнев, страх, печаль, отчаяние, недовольство или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции.
    Негативные впечатления ребенка от жизни трансформируются в "первичную боль", которая впоследствии скрывается под броней физического и психического напряжения. Человек с помощью напряжений в теле закрывается от этой боли. Для этих целей вырабатывается множество способов подавления чувств (оказывающихся рано или поздно тщетными). Самые глубоко сидящие и потому неосознаваемые, но сильно и незаметно влияющие на жизнь человека психологические травмы, - это детские психологические травмы.
    Человеку с детства разрешается проявлять лишь положительные эмоции, а на отрицательные (горе, тоска, обида, страх, завись, горечь, гнев и т.д.) налагается запрет. То, что человек не проявляет определенные эмоции - еще не значит, что он их не испытывает. А ведь эти чувства - естественная реакция на определенные жизненные ситуации. Рано или поздно "механизмы контроля" нашего эмоционального состояния дают сбой. Поток искаженных и подавленных эмоций либо изливается в самый неподходящий момент, либо находит свое проявление через соматические симптомы. Неправильно защищаясь от сильных негативных впечатлений, мы, к тому же, лишаем себя возможности испытывать сильные положительные впечатления.
    *
    * В жизни каждого человека происходит много болезненных событий, и нам очень сложно научиться с ними справляться. Если мы находимся в среде понимания и принятия (родители, учителя, друзья, родственники), мы можем показать свою боль, поговорить о ней, поплакать, рассердиться, испугаться. Выражая любые наши чувства, и получая поддержку от окружающих, мы хорошо "проходим" тяжелую ситуацию. Если дружелюбной, понимающей среды нет, нам приходится подавлять свои чувства: нашу грусть, злость, страх, и часто вместе с ними нашу любовь, радость и восторг. Мы продолжаем делать это до тех пор, пока мы не забудем, что произошло, и мы начинаем верить, что мы - люди, которые научились контролировать все свои чувства.
    *
    * В теле любого человека можно найти огромное количество мышечных зажимов (большинство из которых мы не осознаем). Подобные очаги хронических мышечных напряжений обнаруживаются по телу повсеместно, служа зримыми признаками заблокированных импульсов и потерянных чувств. Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко. Его функция - защита от неудовольствия. Однако, организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию. Расслабление мышечного панциря освобождает жизненную энергию. Только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от своего хронического напряжения и зажима.
    *
    * Освобождение от хронического напряжения освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления. Естественное (настоящее) Я покоится глубоко внутри нашего тела, погребенное под многочисленными слоями напряжения, которые служат представлениями наших подавленных чувств. Чтобы добраться до этого глубинного Я, пациент должен совершить путешествие в отдаленное прошлое. Это путешествие неизбежно порождает боль, поскольку пробуждает неприятные и пугающие воспоминания и вызывает на поверхность многочисленные болезненные чувства. Но, по мере снятия напряжения и облегчения задавленности чувств, тело медленно и постепенно становится более живым. И это, так же неизбежно, порождает радость. Радость тем большую, чем более вы продвинулись на пути к самому себе, проработав свои очаги мышечных напряжений.
    *
    * Подавление чувств влечет за собой снижение внутренней пульсации тела, его жизненной силы, или витальности, его состояния положительного возбуждения. По этой причине подавление одного чувства ведет к подавлению всех прочих. Без внутренней свободы, которая позволяет глубоко чувствовать и выражать свои чувства во всей их полноте, не может быть и радости.
    *
    * Поскольку все те события и переживания детских лет, которые позднее порождают проблемы и сложности взрослого человека, фиксируются в его теле и находят там структурное отражение, то внимательное "прочтение" тела может предоставить терапевту базисную информацию о прошлом данного человека. Этого нельзя добиться быстро.
    *
    * Но устранить негативные последствия детских психологических травм вполне возможно. Раньше вам жизненно необходимо было все поскорее забыть и вытеснить из сознания, - потому что вы бы не справились с той ситуацией. Частая реакция ребенка в травмирующих ситуациях - отключить свои ощущения от того ужаса, который происходит. Потому что такие ситуации безысходности, отвращения, беспомощности и ужаса сопровождаются слишком сильными неприятными ощущениями. Чтобы выжить, нужно их отключить (это разумная реакция выживания). А теперь пришло время с высоты приобретенного опыта вернуться в то состояние, проследить, что сломалось тогда и помочь себе теперь.
    Полнота человеческой жизни и подавленные чувства
    Время от времени все скрытые чувства, страдания поднимаются до уровня сознания, но, поскольку мы научены не допускать их в сознание, то чувства подавляются автоматически. Это сопровождается необходимостью принести в жертву любые глубокие и подлинные чувства. Когда человек начинает вести жизнь в контакте с глубинами своего естества и спрятанными там чувствами, то поначалу это может показаться болезненным и пугающим, но в конечном итоге подобный образ жизни способен принести ощущение полноты и радости жизни.
    *
    * Эмоциональное здоровье — это способность принимать действительность такой, какая она есть, и не убегать от нее прочь. Чтобы познать самих себя, мы должны ощущать свое тело. Потеря чувствительности в любой части тела означает потерю какой-то частицы самого себя.
    *
    * Действия по познанию собственного Я в значительной мере являются вопросом поддержания контакта со своим телом. У многих людей такой контакт отсутствует, или же они, в лучшем случае, чувствуют лишь отдельные, ограниченные участки и области собственных тел. Те фрагменты тела, с которыми данный человек не контактирует, содержат пугающие его чувства, являющиеся двойниками соответствующих пугающих образов в его разуме. Степень, до которой человек утратил контакт с какой-то из частей своего тела, говорит о том, в какой мере он потерял конкретное чувство или ощущение, соотносящееся с этой частью тела.
    *
    Одно из направлений развития цивилизации - увеличение возможности для все большего числа людей жить так, как диктуют собственные интересы, потребности и желания. А не интересы каких-либо авторитарных структур. И все более и более значимое место занимает личная ответственность - ответственность перед самим собой. А жизнь в свободе всё же лучше, хотя она и ставит многие новые вопросы перед человеком и обществом. Найти себя - означает не бояться увидеть в себе то, что есть; всматриваться в себя с интересом; прислушиваться к своим чувствам и изучать их. Цель терапии состоит в том, чтобы человек открыл самого себя.
    *
    * Масса людей пребывает в ужасе от своих чувств, которые они считают опасными, угрожающими или безумными. Разумеется, когда индивиду удается ощутить свою печаль, боль или страх, это вовсе не доставляет ему никакой радости, но если указанные подавленные эмоции не прочувствовать, то невозможно будет быть самим собой. Признаваться себе в своих проблемах, недостатках, своих темных сторонах жизни можно только при условии, что уверен (или хотя бы теоретически представляешь), что бывает любовь, которая способна вылечить любое искажение или проблему, которую можно найти в человеке. Поэтому справедливо такое равенство: чем больше человек способен любить, тем более реалистично он смотрит на себя и окружающий мир.

    *
    Погружение в тело. Глубокое мышечное расслабление. Как это делать?

    *
    Сущность метода проста на первый взгляд: устроиться в удобную позу и погрузиться в ощущение своего тела. Обстановка, окружающая вас во время погружения в тело, должна максимально способствовать сосредоточенности и покою. Идеально, если вы будете чувствовать себя в полной безопасности, когда исключена сама возможность того, что вас кто-то прервет или отвлечет.
    *
    * На первых порах снимаются сиюминутные напряжения, накопившиеся в течение прошедшего дня или последних дней, и человек чувствует приятную легкость. Со временем, релаксация будет постепенно становиться все более полной и глубокой, вам удастся погрузиться в состояние все более и более глубокого расслабления. Достигая как можно более полного расслабления, человек идет к снятию внутренних напряжений, начиная с более поверхностных (сиюминутных), доходя до глубоких, годами и десятилетиями существующих, которые человек давно уже считает чертами своего характера. Многие пациенты, у которых сохраняется высокий уровень напряжения в определенных мышечных группах, сами не осознают того, что эти мышцы постоянно напряжены. Дело в том, что мышечные группы находились в состоянии напряжения длительное время, настолько долго, что пациент забыл, как они ощущаются, когда расслаблены. В этом случае ощущение, соответствующее напряжению мышц, воспринимается человеком, как "нормальное". Многие пациенты, которых научили расслаблять мышцы, в первый момент испытывали дискомфорт, для них было непривычным отсутствие напряжения в этих мышцах.
    *
    * Когда мы погружаемся в себя, мы приближаемся к себе настоящему, укрепляем контакт со своими истинными эмоциями и желаниями; при этом нормализуются и биохимические процессы организма, включаются механизмы саморегуляции, которые разладились по тем или иным причинам.
    *
    * Просто концентрируйте внимание на своем теле. Начинается путешествие в свой внутренний мир. Расслабление и концентрация дополняют друг друга, и чем больше человек расслабляется, тем легче ему сосредоточиться. Потом тело начинает давать обратную связь. И далее появляется возможность увидеть, что привычный нам уровень внутреннего напряжения - это продукт искажающего действия многих факторов:
    подавляемые желания или негативные эмоции, которые вы блокируете,
    внутренние конфликты и противоречия,
    не решаемые вопросы и хронические проблемы,
    детские психологические травмы, разочарования,
    события в жизни человека, которые оставили в его душе незаживающие раны,

    *

    * Почему можно почувствовать своё психологическое содержание? Потому что душевные и телесные переживания не существуют отдельно друг от друга. Подсознательное и бессознательное выражается теми частями тела, которые человек не ощущает. Такого рода зоны тела служат почти наглядным представлением различных эмоциональных конфликтов, которые были подавлены человеком и задвинуты в подсознание, в бессознательное. Мышечное напряжение естественным образом влечет за собой изменение в ощущениях, исходящих от этих мышц. Напряженная мышца чувствуется далеко не так, как мышца расслабленная. Зачастую она и вовсе не ощущается. Значительные усилия нужны для того, чтобы осознать свои проблемы. Вы достигнете тем большего успеха, чем искреннее будете с самим собой. Никто другой не расскажет вам, каким следует быть - такое знание может прийти только из глубины вашей психики.
    *
    * Единственным противопоказание для новичков : не стоит заниматься погружением в свое тело в острой стадии какой-либо болезни.

    *
    Кратко: суть метода.

    *
    Погружаясь в свое тело (перенося фокус своего внимания на телесные ощущения и отключая свое внимание от других источников ощущений: важных мыслей, слуховых и звуковых ощущений), мы находим участки тела, которые не можем расслабить, - ощущение напряжения в этих участках остается. Ура! Это то, что мы искали. Пробуем мысленно погружаться в более полное ощущение этих участков. Прислушиваемся к всплывающим в связи с этим чувствам и вспоминаемым событиям. Это дает нам материал для дальнейшей работы.
    1. Есть напряжения, которые поддаются расслаблению довольно быстро.
    2. Есть напряжения, для расслабления которых нужно погрузиться в ту ситуацию, когда возникло это самое напряжение. Сначала ощущение дискомфорта и боли усиливается, потом мы вспоминаем тяжелую для переживания ситуацию из прошлого, с подавленными тогда чувствами, - которые и нужно пережить вновь, чтобы напряжение прошло.
    3. И есть напряжения, которые могут изучаться годами и поддаваться лишь частичному снятию, потому что корнями уходят в "вечные" вопросы человечества.

    *

    * Уверяю Вас, что в любом человеке сокрыт огромный пласт напряжений. Неосознаваемый (но производящий свое разрушительное действие) до тех пор, пока не начать с этим работать. Телесные ощущения имеют свойство довольно легко переходить из разряда неосознаваемых (не осязаемых, в данном случае) в осознаваемые.
    *
    * При использовании техники важно работать с теми зажимами и переживаниями, которые всплывают в первую очередь. Это как раз те, до решения которых человек дорос. Снимая такие зажимы, человек входит в более глубокое осознание себя, и дорастает до решения более глубоких проблем. И так далее.
    *
    * Представьте себе, будто бы вы исследователь, ваше тело - то, что вы можете только почувствовать, не думать о нем, не разговаривать с ним, не рисовать его в воображении, но исключительно ощущать. Установка на то, что я заранее "ничего не знаю", помогает находить не то, что мы хотели бы найти, - а то, что на самом деле является причиной проблем со здоровьем и в отношениях с окружающим миром.
    *
    * Необходимо помнить конечные цели упражнения на глубокое мышечное расслабление . Такими целями являются: достижение полноты человеческой жизни, реализация себя, способность быть самим собой, лечение и профилактика психосоматических заболеваний, состояние естественной радости и интерес к жизни. Занимаясь погружением в свое тело, каждый сможет по-новому взглянуть на мир, освежить ощущения, вернуть остроту и непосредственность восприятия, научиться вновь радоваться жизни.
    *
    * Если сказать упрощенно, то теперь нужно теперь долюбить себя тогдашнего, недолюбленного и поставленного в такие условия, что неизбежно возникали телесные зажимы. Чем более долюбленный ребенок, тем меньше у него телесных зажимов. И, соответственно, психосоматических проблем.
    *
    * Каждая попытка достигнуть полного расслабления приносит свои приятные плоды, но так же ставит и новые вопросы, открывает новые грани в исследовании себя. Чтобы осмелиться стать собой, нужно выбрать путь познания себя. Путь к себе и путь познания себя - это постоянное движение и развитие.
    *
    *

    «Напряжение-расслабление». Встаньте прямо. Сосредоточьте всё своё внимание на правой руке, напрягите её до предела. Спустя несколько секунд расслабьте руку. Поочередно проделайте всё то же самое с другой рукой, а затем с правой и левой ногами, шеей, поясницей.

    «Перекат напряжения». Практически то же самое, что и в первом упражнении, только теперь вы не просто напрягаете и расслабляете части тела, а плавно переносите мышечное напряжение из одной части тела в другую: из правой руки - в левую, из левой руки - в правую ногу и т. д.


    «Огонь-лёд». Теперь - быстрое попеременное напряжение и расслабление всего тела сразу. Лучше делать это упражнение вдвоём или даже в группе, но можно и одному - давая команды самому себе. По команде «Огонь!» нужно начать интенсивно двигаться, а по произнесении слова «Лёд» нужно застыть ровно в том положении, в котором вас застигла команда. Причём тело нужно напрячь до предела. Потом снова «Огонь!» и т. д.


    «Масло». Представьте, что через указательный палец правой руки вам в тело вводят растительное масло, которое вы должны прогнать по всем остальным частям тела и органам. Выполняйте это упражнение медленно и сосредоточенно, чтобы «смазать» каждый сустав.


    «Центр тяжести» . Попробуйте определить, где у вас центр тяжести, - подвигайтесь, сядьте, встаньте. А теперь представьте, что вы кошка, подвигайтесь, как она, найдите её центр тяжести. А где центр тяжести у обезьяны, рыбы, воробья, прыгающего по земле? Выполните движения, характерные для этих и других животных.


    «Пластилиновые фигурки». Положение первое. Представьте, что вы фигурка из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике, « жёсткая и твёрдая. Положение второе. Попросите кого-нибудь попытаться поменять вашу позу, но не забывайте, что застывший пластилин (то есть вы) должен осложнять его работу, сопротивляться. Положение третье. Теперь представьте, что в помещении вдруг одновременно включили множество отопительных приборов. Начинайте «таять». Учтите, что это процесс, а не мгновенное перевоплощение. В первую очередь должны оплывать те части тела кукол, на которые «ушло меньше пластилина»: пальцы, шея, руки, затем ноги. В конце упражнения вы должны буквально «стечь» на пол, превратившись в бесформенную пластилиновую массу. Это и будет абсолютным мышечным расслаблением.


    «Марионетки». Теперь вы - кукла-марионетка, которую после выступления повесили на гвоздик. Зафиксируйте ваше тело в одной точке (в руке, пальце, шее, ухе, плече), всё остальное оставьте «болтаться». Это упражнение можно выполнять даже с закрытыми глазами.


    «Потянулись-сломались». А сейчас вы - молодая поросль, которая всеми веточками тянется к солнцу. Встаньте прямо, руки и тело устремите к потолку, но ступни не отрывайте от пола. А теперь потихоньку «ломайтесь»: сначала кисти, потом локти, плечи, голова, талия, колени - и падайте на пол. Полежите немного на полу - расслабленно, безвольно, удобно.


    «Ростки». Снова растём, только теперь из положения сидя на корточках (колени обхватить руками). Постепенно распрямляемся, раскрываемся и устремляемся вверх. Желательно распределить время на стадии своего «роста» равномерно (на счёт 5).


    «Спагетти». И последнее перевоплощение: теперь вы спагетти. Расслабьте руки от предплечья до самых кончиков пальцев и размахивайте ими в разные стороны. Ощутите пружинистую вибрацию: пальцы должны быть абсолютно свободны и струиться, как самые настоящие отварные спагетти.