Слуховая агнозия возникает при поражении. Зрительные нарушения

В клинической картине поражений головного мозга довольно часто преобладают признаки нарушения памяти. Нередко эта патология встречается среди пожилых людей, однако может быть и в других возрастных категориях в связи с сосудистыми, эндокринными, неврологическими заболеваниями или как следствие травм, опухолей. Нарушение памяти часто сопровождает психические отклонения — слабоумие, депрессивные состояния.

Также, было установлено, что нарушение памяти распространенное явление у лиц, страдающих эпилепсией или эпилептической активностью мозга (в отсутствии самого заболевания, в структурах головного мозга возникает сходная активность).

Недавние исследования американских ученых выявили четкую взаимосвязь между расстройствами памяти и злоупотреблением углеводистой пищей, особенно у людей старше 70 лет. При этом обнаружился парадокс — люди, потребляющие пищу богатую жирами, наоборот, менее подвержены проблемам с запоминанием и узнаванием предметов. В тоже время у лиц, в питании которых преобладает белковая пища, риск развития такой патологии снижается на 20−30 %.

Процесс познания окружающего мира и взаимосвязь с ним осуществляется с помощью высшей нервной деятельности. Она позволяет воспринимать, анализировать, обрабатывать любую информацию, запоминать и хранить ее в памяти. При развитии психо-неврологической патологии нередко возникают когнитивные расстройства в виде ухудшения запоминания, неузнавания ранее знакомых предметов, невозможности вспомнить название предмета и многое другое.

Виды памяти и ее нарушения

Как известно, память может быть кратковременной и долговременной. При кратковременном виде памяти (рабочая память) преобладает запоминание сенсорных образов на несколько часов или дней, долгосрочная память позволяет хранить информацию сколь угодно долго. В свою очередь долговременная память подразделяется на семантическую и эпизодическую. Личный опыт и наработки представляют эпизодическую память, а словарный запас, возможность правильно называть то или иное явление, узнавать лица, предметы, события составляют семантическую часть памяти.

Нарушения знания о предметах, людях, животных, вещей по их виду, звуку, запаху называется агнозией. Агнозий бывает много, среди них есть , слуховая, тактильная, вкусовая. Зрительная агнозия по-другому называется «душевная слепота», в нее входят прозопагнозия, предметная агнозия, также может быть алексия (неузнавание букв и слов), метаморфопсия (искажения восприятия предметов), макро- и микропсия (увеличение или уменьшение реальных размеров предмета).

При нарушениях в височной части головного мозга с обеих сторон происходит искажение распознавания предметов и лиц. Затруднение в названии предмета или человека называется предметная агнозия, а нарушение узнавания лиц — прозопагнозия.

Прозопагнозия характеризуется невозможностью узнать ранее знакомых людей, а подчас и свое отражение в зеркале. Но при этом больной с легкостью может узнать того же человека, если он при этом говорит с ним. Для таких больных свойственно неузнавание подробностей, характерных для предмета или человека, т.е. у них страдает конкретика.

Что же касается предметной агнозии, то она относится к категории более серьезных и глубоких расстройств когнитивной функции. В этом случае больные знают, характерные признаки предмета или человека, но узнать его они затрудняются. При этом функция зрения у них сохранена или страдает незначительно. Тактильная чувствительность также сохраняется в полном объеме. Нужно отметить, что речь идет именно о узнавании ранее знакомых предметов. Вариант неузнавания незнакомых предметов не расценивается как патология, потому что встречается и у здоровых людей.

При правостороннем поражении височной доли развивается прозопагнозия, а при левосторонней патологии — предметная агнозия. Сочетание прозопагнозии и предметной агнозии характерно для инфаркта заднемозговых артерий.

Предметная агнозия может быть слабо выражена (затруднения при узнавании в нестандартных условиях) и сильно — неузнавание предметов простых предметов в обычных условиях. Максимальная степень предметной агнозии, как правило, говорит о двухстороннем поражении задневисочных или затылочных зон мозга.

Почему возникает предметная агнозия


Среди факторов, которые способствуют развитию когнитивных расстройств, различают те, которые поддаются медикаментозной коррекции и те, которые изменить невозможно. Большинство сосудистых и дегенеративных заболеваний головного мозга откорректировать невозможно и они имеют необратимый характер. К неконтролируемым факторам риска также следует отнести возраст больного (обычно это люди старше 60−70 лет), женский пол, генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы в прошлом.

Среди тех же, которые влияют на развитие нарушения памяти, но поддаются коррекции, находится значительно больше состояний:

  • Имеющаяся артериальная гипертония;
  • Увеличенной содержание липидов в крови;
  • Сахарный диабет, гипотиреоз, тиреотоксикоз;
  • В12-фолиеводефицитная анемия;
  • Повышение уровня гомоцистеина в плазме крови;
  • Сосудистая энцефалопатия;
  • Болезнь Альцгеймера;
  • Деменция;
  • Хорея Гентингтона;
  • Инфекционные заболевания головного мозга
  • Инфаркт и инсульт головного мозга;
  • Недостаточная физическая и интеллектуальная активность.

Лечение предметной агнозии

Коррекция когнитивных расстройств — задача достаточно сложная, многие состояния трудно поддаются лечению, поэтому до сих пор ведутся поиски фармакологических препаратов, способных улучшить состояние больных и повысить их качество жизни.

Основным лечением является назначение ноотропных средств — Пирацетама, Ноотропила, Церебролизина, Циннаризина, Инстенона, Гинкго Билоба, Вазобрала, Мемоплант. Однако перечень состояний, поддающихся коррекции этими препаратами, довольно скуден — сосудистая мозговая недостаточность, последствия инсульта и инфаркта мозга, черепно-мозговые травмы, астения и депрессивные состояния.

Также назначаются препараты:

  1. Гамма-аминомасляной кислоты и ее аналоги — Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;
  2. Гомеопатические и витаминоподобные средства, например, Церебрум композитум H, Идебе­нон, Магне В6;
  3. Антиоксидантные средства — Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол;
  4. Витамины группы В — Нейромультивит.


Большое значение придается упражнениям, направленным на тренировку памяти. Для этого разработано много специальных упражнений, например, пробы Шульте, Бурдона, реципрокная координация. В домашних условиях для этого можно использовать заучивания текстов, стихов, песен, помогает и рисование. Больным легче усваивать информацию с яркой эмоциональной окраской, звуковыми, тактильными и ситуативными ассоциациями.

Единственное, о чем стоит помнить при лечении когнитивных расстройств — о несовместимости медикаментозных средств и биологически активных добавок (БАД). Особенно это предостережение касается средств, содержащих хром, корицу, чеснок, имбирь, дягиль, зеленый чай, боярышник, матэ.




Головной мозг человека является органом сложной психической деятельности. За счет слаженной работы всех его структур мы можем не только получать информацию от органов чувств и отвечать работой мышц, но и говорить, выполнять качественно новые двигательные акты, а также познавать мир.

Высшие психические функции, отвечающие за познание, называются гностическими.

Гнозис (от лат. «gnosis» - знание, узнавание) – это аналитико-синтетическая деятельность отдельного анализатора, позволяющая объединить разрозненные признаки в целостный образ и осуществлять узнавание окружающих предметов, явлений и их взаимодействий, а также частей своего организма.

Для осуществления таких функций мозгу необходим анализ сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении информации с матрицей памяти. Гнозис является сложной функциональной системой с многоуровневым строением .

Формирование познания имеет условнорефлекторную природу и развивается у каждого человека специфично и индивидуально.

В результате ряда патологических реакций гностические функции могут отключаться. Непосредственные причины таких расстройств – процессы, разрывающие нейронные связи и не дающие возможность образовываться новым соединениям. Нарушения различных видов узнаваний при сохраненной рецепции, сознании и речевой активности называется агнозия. Расстройства гностических функций существенно снижают адаптацию пациента в социальной и бытовой среде, а также негативно отражаются на качестве его жизни. Лечение людей, имеющих подобные симптомы, может быть достаточно длительным и зависит от степени поражения коры головного мозга .

Впервые понятие агнозии в качестве клинического синдрома ввел немецкий физиолог Г. Мунк в 1881 году.

Функциональная основа

Представления о локализации гностических функций в структурах головного мозга остаются спорными до настоящего времени. Последние работы ученых доказывают значительную роль подкорковых образований в работе сложной системы познаний.

Однако традиционно считается, что основным субстратом высшей нервной деятельности является кора больших полушарий .

Способность человека к познанию в большой степени обусловлена исключительным развитием коры, масса которой составляет примерно 78% от общей массы мозга.

В коре больших полушарий находятся:

  • первичные проекционные зоны. Это центральные отделы анализаторов и отвечают за элементарные акты (чувствительность, движения, зрение, обоняние, слух, вкус);
  • вторичные проекционно-ассоциативные зоны, в которых осуществляются операции познания и частично процессы, связанные со способностью человека выполнять целенаправленные двигательные акты;
  • третичные ассоциативные зоны. Возникают в результате формирования новых связей между центральными отделами различных анализаторов и отвечают за интегративную функцию, в первую очередь осмысленные операции планирования и контроля. При его разрушении также грубо страдают гностические функции. Однако в отличие от истинных агнозий, данные расстройства классифицируются как псевдоагнозии.


Кроме этого, сложные гностические функции не могут сформироваться без участия системы хранения информации. Поэтому память – важнейший компонент познавательного процесса.

Первопричины агнозий

Нарушения способность узнавать окружающий мир по чувственным восприятиям могут быть следствием ряда патологических состояний. Основные причины формирования агнозий сводятся к патологическим процессам, повреждающим нейронные связи . В качестве таких состояний могут выступать:

  • Цереброваскулярные заболевания;
  • Нейроинфекции;
  • Наследственные заболевания нервной системы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нейродегенеративные процессы
  • Последствия перинатальной патологии у детей.

Псевдоагнозии возникают в результате тех же причин, однако в первую очередь страдает мотивационный компонент познавательного процесса, т.е нарушается формирование целей поведения и произвольных волевых усилий.

Существуют случаи, когда у ребенка не наступает формирование определенных познавательных функций. Чаще всего это происходит из-за недоразвития первичных проекционных полей. В этой ситуации речь идет о задержке формирования центров гнозиса и чаще используют понятие «дисгнозия».


Варианты агнозий

Клиницисты подразделяют расстройства восприятия на подтипы. Виды агнозии обусловлены основным анализатором, который дал начало формирования данного центра познания . Соответственно, они же и определяют клинические симптомы патологии. Классификация агнозий подразумевает их разделение на следующие категории:

  • Зрительную;
  • Слуховую;
  • Обонятельную;
  • Вкусовую;
  • Тактильную.

Кроме этого, отдельно выделяют нарушение схемы тела (соматоагнозию), как патологию ассоциативных волокон преимущественно тактильной, а также зрительной проекционных зон.

Внутри каждой группы существуют дополнительные подвиды агнозий, которые определяют узкоспециализированные расстройства познания.

Следует учитывать понятие псивдоагнозий.

Патология гностических функций

  1. Зрительная агнозия – патология узнавания ранее виденных предметов, людей и их визуальных качеств при сохранности зрения.

Возникает как следствие поражения ассоциативных зон затылочных долей. Частными вариантами расстройства зрительного восприятия являются:

  • Цветовая агнозия. Симптомы патологии проявляются в форме неспособности человека распознавать цвета;
  • Лицевая агнозия (или прозопагнозия). Неспособность узнать ранее виденные лица. Прозопагнозия наблюдается при поражении базальных отделов затылочной области;
  • Буквенная агнозия. Пациент не может узнать буквы алфавита и, соответственно, теряется навык чтения (формируется симптом алексии);
  • Предметная агнозия. Человек не способен узнать предметы, а также их изображения.
  • Оптико-пространственная агнозия. Больные не могут узнавать ранее виденные места, при этом нарушается восприятие пространства и ориентировка в нем.


Функционально зрительная агнозия подразделяется на апперцептивную, при которой пациент способен воспринимать лишь отдельные элементы увиденного, и ассиоциативную, для которой характерно целостное восприятие объекта пациентом, однако полное отсутствие непосредственного процесса его отождествления с образами памяти. Точно также существует понятие «симультанная агнозия», которая характеризуется неспособностью синтетического восприятия частей изображения и осуществлять объединение увиденного в целостный образ.

  1. Слуховая агнозия (или акустическая) – патология узнавания предметов и явлений внешнего мира по характерным звукам без визуального контроля.

При этом проекционное корковое представительство слухового анализатора остается сохранным. Так, пациент, закрыв глаза, не сможет определить часы по их тиканью, собаку по лаю, воду по журчанию и так далее. Патология возникает при поражении наружных отделов коры височной доли. Чаще всего формируется при патологическом процессе в доминантном полушарии, однако может быть и при противоположном очаге. Частным проявлением акустической агнозии является сенсорная афазия – специфическая речевая патология, при которой человек не понимает обращенную к нему речь.

Зрительную и слуховую агнозии по-другому называют «душевная слепота» и «душевная глухота».

  1. Обонятельная и вкусовая агнозии, как правило, проявляются вместе. Изолированно патологии практически не встречаются. Это связано с близким расположением корковых представительств обоняния и вкуса – в медиальных отделах височной доли.Проявляются нарушением узнавания запахов и вкусов. Данные синдромы наблюдаются крайне редко, и длительное время могут оставаться незамеченными (особенно обонятельная гностическая дисфункция). Их выявление требует специального нейропсихологического обследования с прицельным выявлением работы проекционно-ассоциативных вторичных зон височной доли.
  1. Тактильная агнозия (или сенситивное расстройство восприятия) возникает при поражении теменной доли. Она проявляется неспособностью пациента определить предметы при их воздействии на сохранные рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности. Проявляется патология в форме астереогноза – нарушении узнавания предметов на ощупь.
  2. При нарушениях схемы тела у пациента наблюдаются расстройства представления о собственном теле. Он не способен узнавать его части, а также понимать его структурную организацию. Данную патологию называют соматоагнозия.

Патология может проявляться как:

  • Аутотопагнозия – патология узнавания частей собственного тела. Вариантами расстройства является пальцевая агнозия, гемисоматоагнозия (признание только одной половины тела), псевдомелии (ощущение наличия дополнительной конечности), амелия (ложное ощущение отсутствия конечности);
  • Нарушение право-левой ориентации;
  • Анозогнозия – игнорирование собственного дефекта, неврологического дефицита;


Наиболее ярко нарушение схемы тела проявляется при поражении теменной доли недоминантного полушария. Однако частные его виды может быть последствием патологического процесса в доминантной гемисфере (например, при синдроме Герстмана – сочетании агнозии пальцев, а также нарушения право-левой ориентации с расстройствами счета и письма).

Нарушения различных гностических функций в классическом варианте описаны в книгах американского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса. Так, пример прозопагнозии представлен в его произведении «Человек, который перепутал жену со шляпой», а аутотопагнозии в сборнике «Нога, как точка опоры».

Выявление агнозий

Несмотря на то, что агнозии не являются частой патологией, их диагностика должна осуществляться комплексно. Чаще всего гностическую дисфункцию обнаруживают у взрослых. Однако не редки случаи выявления симптомов агнозий у ребенка (в младшем возрасте речь ведут о задержке формирования центров гнозиса, в пубертате могут быть диагностированы истинные агностические нарушения).

Пациента с подозрением на нарушения познавательных функций должен осмотреть невролог с целью выявления очагового неврологического дефицита . Наличие дополнительных симптомов может помочь осуществить топическую диагностику и выявить зону поражения головного мозга. Симптомы истинного познавательного расстройства и псевдоагнозии сходны. Поэтому в ряде случаев требуется применить дополнительные инструментальные методы выявления патологического процесса (КТ или МРТ, ЭЭГ, другие) с целью оценки сохранности третичной интегральной системы мозга.

Для уточнения вида агнозий проводится ряд нейро-психологических тестирований. В него включаются специально разработанные материалы, позволяющие оценить высшие корковые функции в целом и их отдельные проявления в частности.

Для оценки состояния зрительного гнозиса пациенту предлагают рассмотреть изображения предметов, людей, животных, растений, цветовых схем. Часть картинок может быть заштрихована или закрыта изогнутой линией (так называемые, зашумленные рисунки). Дополнительно пациенту предлагается рассмотреть изображения частей предмета, с их помощью может быть выявлена симультанная агнозия.

При проверке наличия патологии акустических гностических функций больного просят закрыть глаза и воспроизводят наиболее распространенные звуки (чаще всего хлопают в ладоши, дают послушать тикающий будильник, гремят ключами).

Для выявления астереогноза врач дает в руки пациенту предмет, который он должен ощупать с закрытыми глазами, после чего определить, что это. Нарушения схемы тела устанавливают путем опроса больного.


Для уточнения степени формирования гностических функций у детей существуют подобные нейропсихологические материалы, адаптированные для ребенка определенного возраста.

Лечебные мероприятия

Агнозия – это не самостоятельное заболевание, а лишь клиническое проявление, синдром основной патологии. Вследствие этого основное лечение должно воздействовать на причины развития нарушений познавательных функций.

Лечение агнозий должно идти с учетом первичного заболевания, выступившего причиной развития гностических нарушений.

Симптоматическим лечением, способствующим восстановлению разорванных нейронных связей между первичными проекционными зонами коры, служит средовая адаптация, социализация и обучение пациента. Важно помнить о нейропластичности головного мозга – способность церебральных нейронов меняться под действием опыта и восстанавливать утраченные нервные связи между ними. Однако со временем подобная активность мозга становится ниже. Коррекция гностических функций легче идет у детей и лиц молодого возраста. Поэтому крайне важно своевременно обратиться за медицинской помощью.

Агнозии - нарушения различных видов восприятия, возникающие при поражении коры больших полушарий и ближайшей подкорки при сохранности элементарных функций анализаторов.Виды зрительных агнозий:
    1. Предметная агнозия . Возникает при поражении 18, 19 полей (нижняя часть затылочной области). В грубых случаях при двусторонних поражениях. Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. Ведут себя как слепые: ощупывают предметы, ориентируются по звукам. Менее грубые случаи: по картинкам не может узнать изображенные предметы или не может выполнить сенсибилизированные пробы (перечеркнутые контурные изображения), фигуры Поппельрейтора (фигуры наложены друг на друга - Больные не могут вычленить предметы), проба, когда Больной должен узнать в недорисованных рисунках предметы. Легкие нарушения: увеличиваются пороги узнавания. Фрагментарность и вычленение отдельных признаков предмета, которых недостаточно для идентификации объкта (ключ - нож). Левое полушарие поражено: ошибки по типу перечисления деталей. Правое полушарие: отсутствие самого акта идентификации (нет целостной картины).
    2. Оптико-пространственная агнозия . Поражение верхней части 18, 19 полей (верхний затылок). Грубые случаи: нарушение ориентации пространственных признаков изображенных объектов, зрительно воспринимаемых. Нарушена ориентировка в пространстве (нарушается система координат). Нарушается ориентировка в сторонах света, не понимают, где верх - низ. В менее грубых случаях Больного путает лево - право. Если нарушено правое полушарие, то нарушается одностороннее левостороннее игнорирование; человек не может рисовать, не может передать признаки предмета. Возникают сложности в быту. Нарушается чтение и письмо. Пробы: в беседе, рисунок обуви (где правый, где левый), определение времени по часам, копирование (дается участок карты - какой правильный). Если примешиваются апраксические нарушения, то здесь идут нарушения праксис позы. Апрактоагнозия - сочетание двигательных пространственных расстройств со зрительными пространственными расстройствами. Агнозия глубины. Нарушения картографии. Трудности считывания информации.
    3. Буквенная агнозия (символическая) . При поражении левого полушария на границе височной и затылочной областей Больного не узнает буквы и цифры (символы). Пространственный фактор может быть сохранен. Могут копировать буквы, но назвать их не смогут. Больные правильно воспринимают предметы, распадается навык чтения.
    4. Цветовая агнозия . Возникает при поражении затылочной области, более точно сказать трудно. Цветоощущение сохраняется. Больные не могут соотнести цвет с предметом. При предъявлении карточек Люшера, он называет цвета, но если спросить какого цвета апельсин, он не сможет назвать. Они не могут представить себе цвет. У Больного нарушено воображение цветов. У них нарушена категорицазия цветов. Корковая слепота на цвета при нарушении цветового поля. Больные не различают цвета вообще. Амнезия на названия цветов.
    5. Симультанная агнозия . Правостороннее поражение или обе стороны поражены. Затылок ближе к темени. Нарушена симультанность восприятия - нарушено восприятие нескольких предметов одновременно. Возникает атоксия взора - глаза на одном месте (неподвижны). Больные не могут перейти улицу. Страдает восприятие в целом. В жизни Больные почти недееспособны.
    6. Лицевая агнозия . Поражение правого полушария (затылок). Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. Грубые случаи: не узнает своего лица, лица родственников, знакомых. Проба: лица известных людей. Легкие случаи: не узнают лица родственников на фотографиях. Может описать отдельные части лица. Нарушено восприятие эмоций, которые считываются по мимике (гнев, радость, страх, испуг, удивление). Редко встречается как отдельное заболевание, входит в другие агнозии.

Полонская Наталия Николаевна

В статье продолжается рассмотрение случая зрительной агнозии у 70-летней пациентки Б. Применяется метод нейропсихологического исследования. Анализируются следующие нарушения: трудности в узнавании лиц близких людей и своего собственного; выраженная топографическая агнозия, не позволяющая ориентироваться в окружающем пространстве; трудности в узнавании и выборе названия цвета предметов при сохранном цветовом зрении; расстройства обобщенного восприятия буквенных знаков и чтения при сохранном процессе письма. Эти нарушения возникли в результате двустороннего поражения задних височно-теменно-затылочных отделов головного мозга.

Скачать PDF

Ситуации личностного развития как предметная деятельность психолога экстренной психологической помощ

Бурмистрова Екатерина Викторовна

Дается понятие профессиональной позиции психолога экстренной психологической помощи, обосновывается необходимость выделения в качестве предметной деятельности психолога экстренной психологической помощи «ситуаций личностного развития», понимаемой как сложный процесс одновременно биологического, социального, социально-культурного и духовного; определяются основные требования к профессиональным и личностным качествам психолога, работающего с кризисными ситуациями; рассматривается понятие «ситуация» как рефлексивная остановка активно взаимодействующих субъектов для возможности интенсивной экзистенциальной коммуникации, создающей условия самоопределения и выхода из нее путем разрыва или построения коопераций; дается характеристика кризисных ситуаций и обосновывается последовательность необходимой помощи в зависимости от типа ситуации; выдвигается в качестве основного понятие «кризиса» как ситуации, порождающей дефицит смыла в дальнейшей жизни…

Скачать PDF

Обзор психолого-педагогических аспектов предметной области экспертной системы мониторинга профессион

Коржакова Светлана Александровна, Резинькова Софья Александровна

Целью исследования экспертной системы мониторинга профессиональной мотивации является выявление структуры пространства состояний и обоснование выбора методов обработки информации в этом пространстве, результаты анализа предметной области заключаются в определении базы выявления типологии профессиональной мотивации.

Скачать PDF

Транскоммуникация в процессах становления предметного сознания у детей, воспитывающихся в условиях к

Устинова Елена Ивановна

Рассматривается влияние транскоммуникаций на процесс становления предметного сознания у детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка. Уточняется содержание понятия «транскоммуникация» применительно к раннему онтогенезу

Скачать PDF

Когнитивные и личностные факторы уверенности в знании конкретной предметной области

Савин Е.Ю., Фомин А.Е.

Описаны результаты исследования факторов, определяющих уверенность в знании конкретной предметной области (на примере усвоения курса психологии). Показано, что взаимосвязъуверенности в знании и степени владения этим знанием носит нелинейный характер и определяется разными факторами в зависимости от уровня освоения знания.

Скачать PDF

Особенности «Предметного поля» зависти

Бескова Татьяна Викторовна

Приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению различий в прямых и косвенных способах оценки зависти респондентами; выделяются основные предметы зависти к другим, а также представления о предметах предполагаемой зависти других к себе; предлагается двумерная модель предметов зависти, демонстрирующая неоднородность «предметного поля» этого понятия.

Скачать PDF

Особенности предметной области исторической психологии

Кольцова В.А.

В статье рассмотрены актуальные вопросы становления исторической психологии, в частности такие вопросы, как предмет, структура и метод нарождающейся межпредметной отрасли знания исторической психологии.

Скачать PDF

Развитие предметно-содержательных представлений о деятельности и деятельностный подход в психологии

Габай Татьяна Васильевна

В статье обсуждаются возможности деятельностного подхода в современной психологии. Говорится о необходимости дальнейшего развития психологической теории деятельности в направлении уточнения ее общей структуры. Особое значение придается детализированному диахроническому анализу деятельности с выявлением системы качественно различных компонентов ее процесса и их взаимосвязей. Акцентируется необходимость исследования завершающего компонента деятельности. Демонстрируются эвристические возможности понятия «фаза осуществления», обогащенного понятием «действие по удовлетворению исходной потребности», для решения проблемы подкрепления. Понятийная диада «ориентировка» и «исполнение» необходима для решения проблемы сознательности установки.

Скачать PDF

Предметная деятельность как парадигма в современных исследованиях психики человека

Коптелов Александр Олегович

Основным предметом анализа в данной работе выступает проблема психики человека, рассматриваемая через призму предметной деятельности как одна из парадигм в объяснении идеальных феноменов в ее философско-критическом осмыслении.

Скачать PDF

Взаимосвязь социально-психологической и предметно-деятельностной эффективности и сплоченности произв

Ульянова Наталья Юрьевна

В статье раскрыты многомерные модели групповой сплоченности и эффективности. Приведены результаты исследования особенностей взаимосвязи видов эффективности и сплоченности, выполненного на выборке производственных групп.

Скачать PDF

Феномен веры в предметном поле психологии: методологические проблемы

В статье обсуждаются различные методологические проблемы психологического исследования феномена веры. Обосновывается возможность психологического исследования веры, анализируются трудности исследования. Констатируется, что проблема веры находится в фазе ее постановки, формулируются конкретные вопросы, ставящие проблему веры. Проводится различие между философским и психологическим подходами к вере, раскрывается специфика психологического подхода. В рамках такого подхода авторами статьи формулируются положения ценностно-смыслового подхода и его требования к исследованию веры. Также в работе представлен критический анализ различных исследовательских стратегий при изучении веры, реализующихся в психологии и намечается продуктивная стратегия исследования.

Нарушение зрительного узнавания (зрительная анозия)

Гностические расстройства (агнозии) – нарушение узнавания стимулов (объектов окружающего мира), относящихся к той или иной модальности.

Зрительные агнозии возникают при поражении вторичных проекционных зон коры (18 и 19 поле Бродмана), локализующихся в теменно-затылочной области коры головного мозга. При зрительной агнозии наблюдается расстройство восприятия и узнавания ранее знакомых предметов при сохранности сознания и интеллекта. Психическая патология описывается фразой: «Видит, но не понимает». Элементарные зрительные функции при гностических расстройствах сохранены (острота зрения, поля зрения, цветоощущение не нарушены). Дети со зрительной агнозией видят предметы, осязают их, слышат звуки, но не могут понять, что они означают. Взрослые больные теряют способность узнавать даже знакомые стимулы, воспринимаемые органами чувств.

В клинике локальных поражений мозга различают разные виды нарушений зрительного гнозиса, что свидетельствует о высокой функциональной дифференциации зрительной коры. Конкретное обозначение зрительной агнозии зависит от того, к чему оно относится: предмету, пространству, движению, цвету или символу. Соответственно различают следующие виды зрительной агнозии:

– предметная агнозия;

– агнозия на цвета;

– агнозия на лица;

– пальцевая агнозия.

Впервые зрительная агнозия была описана Г. Мунком в 1881 г., наблюдающим за собакой с пораженной затылочной областью, у которой элементарные зрительные функции были сохранены (она видела окружающие предметы = не наталкивалась на них, но она «не понимала» их значения). Термин «агнозия» был предложен З. Фрейдом.

Диагностическое значение в нейропсихологической практике имеют следующие виды зрительных агнозий: предметная, лицевая, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, цветовая, симультанная и символическая.

Предметная зрительная агнозия характеризуется нарушением узнавания отдельных предметов и изображений либо нарушением целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Чаще всего это расстройство возникает при двусторонних поражениях височно-затылочных отделов мозга, однако может быть вызвано и односторонним поражением правого или левого полушарий. Двусторонние очаги поражения обусловливают грубые расстройства предметного зрительного гнозиса, больные не узнают даже простых изображений обиходных предметов, путают сходные изображения.

Невозможность зрительной идентификации объекта может проявляться как перечисление отдельных фрагментов предмета или его изображения (фрагментарность), так и вычленение только отдельных признаков объекта, недостаточных для его полной идентификации. Например, опознание изображения «очков» как «велосипеда», поскольку есть два круга, объединенных перекладинами; опознание «ключа» как «ножика» или «ложки» с опорой на выделенные признаки «металлическое» и «длинное».

Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности – от максимальной (затруднение в распознавании реальных предметов) до минимальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). Как правило, наличие развернутой предметной агнозии свидетельствует о двустороннем поражении затылочной области. Так, при тяжелом поражении нарушено восприятие реальных объектов: пациент не узнает ранее знакомые предметы или может описать только их отдельные признаки. Для облегчения опознания пытается ощупать предмет, а если это пища, то попробовать на вкус. Часто для идентификации объекта пациент путем перебора называет случайно выделенные признаки и таким образом пытается «узнать» предмет. Менее тяжелое гностическое зрительное расстройство проявляется тем, что больной узнает реальные предметы, но не распознает схематичные изображения, перевернутые или наложенные друг на друга рисунки.

В легких случаях увеличивается только время тахистоскопического опознания при дозированном по времени предъявлении какого-либо стимула (в норме время, достаточное для опознания стимула, составляет 0,01 сек, при зрительных гностических расстройствах время опознания может увеличиваться до 1 сек и более).

При односторонних поражениях затылочной области головного мозга можно видеть различия в структуре зрительной предметной агнозии. Поражение левого полушария в большей степени проявляется нарушением восприятия объектов по типу перечисления отдельных деталей. Патологический процесс в правом полушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации. При этом больной может оценить зрительно предъявляемый предмет по его значимым характеристикам, отвечая на вопросы исследователя об отношении данного предмета к «живому – неживому», «опасному – неопасному», «теплому – холодному», «большому – маленькому» и т. д.

Диагностика предметного зрительного гнозиса.

1. Узнавание изображенных предметов (методика А. Р. Лурия). Предъявляется 16 картинок, на которых изображены внешне схожие предметы, например, змея – ремень, фуражка – тарелка, настольная лампа – гриб и т. п.

2. Узнавание предметов с недостающими признаками (недорисованные картинки).

3. Проба Поппельрейтера – идентификация наложенных изображений.

4. Узнавание замаскированных (спрятанных) фигур.

5. Складывание картинок из частей.

6. Соотнесение предмета с формой.

Лицевая агнозия (прозопагнозия) чаще развивается при правостороннем поражении вторичных и третичных проекционных зон зрительной коры. Часто прозопагнозия проявляется как самостоятельный гностический дефект.Агнозия на лицапредставляет собой избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц. В отдельных случаях при грубом проявлении дефекта больные не узнают своих близких, фотографии из семейного альбома, не могут представить, описать знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам (родинки, прически и т. п.), а также по голосу, жестикуляции. В редких случаях больные с подобными нарушениями затрудняются в оценке мимики, выражающей ту или иную эмоцию, а также видят искаженные гримасы. Агнозия на лица обусловлена очагом поражения височно-теменно-затылочных отделов правого полушария.

Проявления прозопагнозии различаются по степени тяжести. Так, для легкой степени характерно затруднение различения знакомых лиц и распознавание мимики. В тяжелых случаях пациент не узнает ранее знакомых людей, не идентифицирует их пол, возраст и для опознания использует вспомогательные признаки: голос, жестикуляцию, походку и т. д. В ряде случаев не узнает даже себя в зеркале. Нарушения средней тяжести характеризуются сложностью при опознании по фотографии или схематичному изображению. Пациент не может совместить фас и профиль.

Различают апперцептивную и ассоциативную лицевую агнозию. Апперцептивная характеризуется нарушением идентификации пола, возраста. При ассоциативной прозопогнозии анализ и синтез перцептивной информации доступен (пациент распознает пол, возраст, определяет степень схожести лиц), но нарушены ассоциативные связи. Так, больной не может привести какие-либо сведения о человеке, которого видит, при этом эмоциональная реакция на этого человека сохранена.

Диагностика лицевого гнозиса [Н4] .

1. Узнавание знакомых лиц. Предъявление фотографий выдающихся отечественных писателей.

2. Идентификация незнакомых лиц. Испытуемому поочередно предъявляются эталоны – три изображения незнакомых ему лиц – и предлагается, глядя на них, отыскать идентичные в наборе из 20 изображений. При успешном выполнении задание усложняется: фотография предъявляется в течение 10 сек, и поиск осуществляется по памяти.

2. Эмоциональная идентификация портретов. Пациенту предъявляют изображения лиц (фотографии или схематические изображения), на которых отражены определенные эмоциональные состояния: радость, удовольствие, удивление, страх, гнев, горе, презрение, гордость – и предлагают их идентифицировать.

Оптико-пространственная агнозия характеризуется тем, что пациент при сохранности узнавания отдельных предметов теряет способность ориентироваться в знакомом пространстве. При менее тяжелых поражениях ориентация в реальном пространстве сохранена, но наблюдаются потеря способности различать «право-лево», нарушение ориентировки в географических картах, в положении стрелок часов, потеря способности мысленно развернуть объект на 90–180°.

Оптико-пространственная агнозия возникает при преимущественном повреждении верхнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого или правого полушарий мозга, благодаря которым осуществляется комплексное взаимодействие нескольких анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной). Особенно грубо оптико-пространственная агнозия проявляется при симметричных двусторонних очагах поражения.

Особенности функционирования зрительных зон мозга позволяют опознавать такие пространственные признаки зрительных изображений, как величина, удаленность, направленность, взаиморасположенность объектов. Эти характеристики предметов познаются в онтогенезе за счет ассоциативных связей между различными модальностями: тактильной, слуховой и зрительной. Такие расстройства различны по форме в зависимости от локализации очага поражения и прежде всего от стороны мозга, в которой он расположен. В период овладения соответствующи ми видами деятельности причиной таких расстройств могут быть не только поражения, но и различные дисфункции созревания мозговых структур.

Левополушарные очаги или дисфункции приводят к нарушениям пространственно-ориентировочной деятельности. Они характеризуются недостаточностью дискретно-логического анализа оптико-пространственных объектов. В этих случаях нарушены:

1) схематические представления о пространственных соотношениях объектов действительности (неспособность осуществить поворот фигуры в пространстве, ориентироваться в географической карте, часах, пространственных играх и т. д.);

2) различные виды конструктивной деятельности, рисования;

3) схемы тела (аутотопагнозия);

4) называние и понимание слов, обозначающих пространственные взаимоотношения: предлоги с пространственным значением на, в, под, над и т. д., наречия типа далеко, сбоку, внизу и т. д., на основе чего часто возникает аграмматизм, характерный для больных с семантической афазией;

5) идентификация и называние пальцев рук (пальцевая агнозия);

6) письмо и чтение (в основе – дефект аналитико-синтетических, симультанно осуществляемых действий по звуко-буквенному анализу состава слова).

Правополушарныеочаги поражения при оптико-пространственной агнозии и дисфункции наблюдаются значительно чаще, чем левополушарные. Они обусловливают недостаточность целостного восприятия пространственной ситуации:

1) симультанную агнозию, при которой имеется неспособность оценить смысл сюжетной картинки в связи с фрагментарностью восприятия пространственной ситуации, хотя узнавание отдельных объектов, как правило, остается сохранным;

2) нарушение опознания знакомой пространственной ситуации, неспособность воспроизведения ее по памяти;

3) нарушение схемы тела (аутотопагнозия), когда ориентация в расположении частей тела затрудняется потому, что они воспринимаются искаженными по величине, диспропорциональными.

Перечисленные ситуации особенно ярко проявляются на контрлатеральной (противоположной очагу поражения левой половине тела).

Как следствие нарушения схемы тела и ослабления зрительного контроля возникают трудности построения движения в пространстве, т. е. апрактоагнозия, состоящая в распаде упроченных бытовых навыков, например, одевания (апраксия одевания), способности рисовать, совершать профессиональные действия и т. п.

Наиболее ярким и характерным симптомом оптико-пространственных расстройств, возникающих при поражении правого полушария мозга, является односторонняя пространственная агнозия. При ней появляется феномен игнорирования левой половины пространства, а также зрительных, слуховых, тактильных стимулов, исходящих из левой половины пространства.

Оптико-пространственная агнозия характеризуется тем, что пациент теряет способность ориентироваться в знакомом пространстве


Диагностика оптико-пространственного гнозиса [Н5] .

1. Нарисовать план помещения.

Исследование может начинаться с предложения больному сориентироваться в том реальном пространстве, в котором он сейчас находится (нарисовать план отделения, рассказать, как из данного кабинета добраться до выхода; указать, какой из видимых предметов находится ближе или дальше).

2. Определение частей света: экспериментатор ставит точку на рисунке. Испытуемому предлагается определить сторону света.


3. «Слепые компасы». На рисунке обозначена лишь одна часть света, причем не в типичном месте. Задание: идентифицировать направление, указанное стрелкой.


4. Тест ориентации линий А. Бентона. Испытуемому необходимо на рисунках показать, какой из комплекса линий соответствует линиям, выставляемым в качестве стимульного материала (их нужно соотнести по углам наклона). Вместо узнавания возможен вариант зарисовывания линий.

5. Срисовывание фигур

Эксперимент обычно начинается с предложения испытуемому самостоятельно нарисовать «домик» и «куб». В случае неадекватности рисунка предлагается скопировать тот же предмет с образца.

6. Рисунок «Дом – дерево – человек». При рисовании у пациентов с оптико-пространственной агнозией возможны распад общей схемы рисунка, нарушение пространственного расположения частей рисунка, нарушение пропорций.

7. Проба с вращением фигур.

Испытуемому предлагается бланк с рядами нарисованных квадратов, внутри каждого из которых имеется одна или две графических метки, расположенных определенным образом в пространстве квадрата. Левый крайний квадрат является образцом, по отношению к которому нужно совершить мысленный поворот последующих квадратов на 90° по часовой стрелке и затем выбрать тот, который полностью будет соответствовать образцу.

8. Кубики Коса. Испытуемому предлагается ряд увеличивающихся по сложности образцов двухцветных узоров, которые необходимо выложить из верхних граней кубиков. У кубиков две противоположные грани окрашены красным цветом, две – белым, а еще две – диагонально разделены на белый и красный треугольники.

Агнозия на цвета, или цветовая агнозия ,обусловлена поражением или дисфункцией височно-затылочных отделов как левого, доминантного, так и правого, субдоминантного, полушарий. Цветоощущение сохранено, т. е. больной различает цвета, правильно их называет, но испытывает трудности при соотнесении цвета с определенным предметом: не может вспомнить какого цвета апельсин, морковь, либо не может назвать предметы определенного конкретного цвета. Кроме того, известны данные о том, что при поражении правого полушария могут возникать трудности в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона). Цветовая агнозия по доминантному типу, как и другие виды зрительной агнозии, характеризуется нарушением абстрактности, обобщенности при восприятии. Больные с агнозией на цвета не могут подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму – избирательное расстройство, сопровождающееся забыванием названий цветов.